Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социально-психологические основы изучения религиозности и психологической безопасности 15
1.1. Социально-психологическое свойство личности «религиозность» в рассмотрении отечественных и зарубежных исследователей 15
1.1.1. Определение религиозности, ее структура и содержание 15
1.1.2. Характеристики и типология религиозности 25
1.2. Содержание понятия «психологическая безопасность», ее составляющие 33
1.3. Значимость религии в обеспечении проявлений психологической безопасности и просоциального поведения 59
1.3.1. Роль религиозного обращения и функций религии для различных сторон психологической безопасности личности 59
1.3.2. Психологическое влияние религии на просоциальное поведение верующих 71
Выводы по главе 1 77
Глава 2. Методологические основы исследования. Разработка психодиагностического инструментария для изучения религиозности и психологической защищенности 80
2.1. Разработка и апробация методики «Религиозность» 80
2.1.1. Особенности изучения религиозности в психологии. Обоснование разработки методики 80
2.1.2. Анализ данных пилотажного исследования 89
2.1.3. Описание методики «Религиозность», тестовые нормы 94
2.2. Разработка и апробация тестовой методики «Психологическая защищенность» 98
2.2.1. Обоснование разработки методики по изучению психологической защищенности 98
2.2.2. Количественный и качественный анализ данных пилотажного исследования 103
2.2.3. Описание методики; тестовые нормы 112
2.3. Программа эмпирического исследования 115
Глава 3. Результаты исследования связей религиозности молодежи с психологической безопасностью, переживаемой личностью и проявляющейся по отношению к социуму 121
3.1. Специфика религиозности современной российской молодежи: уровень, структура и характер 121
3.2. Значение религиозности и ее компонентов для социально-безопасного поведения верующей молодежи 137
3.3. Роль религиозности и ее компонентов в обеспечении психологической защищенности верующей молодежи 150
3.4. Связь ценностей безопасности с психологической защищенностью как проявление психического здоровья молодежи 164
Выводы 172
Заключение 175
Список литературы
Приложения
- Определение религиозности, ее структура и содержание
- Особенности изучения религиозности в психологии. Обоснование разработки методики
- Количественный и качественный анализ данных пилотажного исследования
- Специфика религиозности современной российской молодежи: уровень, структура и характер
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена рядом социальных и научных предпосылок. В настоящее время возросла религиозная активность населения России, в частности молодежи. Многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней (В.П. Баранников, А.П. Мчедлов, В.Е. Семенов, Ю.А. Гаврилов, Ю.Ю. Синелина, Н.А. Кобзева, А.Г. Шевченко, Г.С. Широкалова и др.).
Увеличилось количество религиозных организаций, на территории нашей страны представлено много конфессий не свойственных российской культуре, в том числе деструктивных. Жизнедеятельность современной молодежи, как социальной группы, разворачивается в условиях отсутствия атеистической пропаганды, мировоззренческого плюрализма, большого количества информации религиозного плана и разнородных транслируемых ценностей. Возникает научный интерес к изучению характера религиозности молодежи, механизмов ее возникновения, психологических последствий.
В современном мире актуальны проблемы безопасности, как для России, так и для мирового сообщества. Условия жизни предполагают широкий спектр угроз и опасностей не столько природного, сколько социального происхождения, детерминированных, в том числе, психологическими особенностями отдельных индивидов и социальных групп.
Возникает необходимость в психологических ресурсах, с одной стороны обеспечивающих защищенность личности, с другой стороны -обуславливающих социально-безопасное поведение. Таким ресурсом для многих становится религия, как система норм и правил и дающая гарантию защиты. Важной задачей становится обеспечение безопасности общества, в том числе через безопасное поведение его членов. Каждая мировая религия, к которым, безусловно, принадлежит Христианство, содержит нормы, ценности, предписания, которые обуславливают поведение верующего. На современном этапе развития науки необходимо уточнение содержания понятия «психологическая безопасность» (ПБ). Она представляет собой новую предметную область, и не сводима к ряду схожих феноменов. В большинстве современных работ по психологии безопасности заявлена актуальная задача - разработка инструментария для эмпирического изучения психологической безопасности, но практически отсутствуют сведения, как ее измерять и данные конкретных исследований.
В настоящее время актуально научное направление, где рассматривается соотношение психологии и этики, поэтому представляется своевременным изучение именно нормативно-ценностной составляющей религиозности, нравственных норм, обусловленных религией. Считаем актуальным также анализировать социально-безопасное поведение, как проявление нравственного. Необходимо выявить психологические причины, механизмы, которые его обуславливают.
Актуальна проблема уточнения содержания понятия «психическое здоровье», его трактовка в позитивном ключе. Психологическая безопасность и религиозность могут быть рассмотрены как психологические, социальные и духовные факторы здоровья.
Представляется теоретически значимым социально-психологическое рассмотрение религиозности. Религия - это общественное явление, социальный объект, не существующий без носителей, он усваивается в процессе социализации. Важно проанализировать аспекты религиозности через более общие социально-психологические категории. Религиозность многопланова, поэтому важно изучить, какие именно ее социально-психологические стороны и в какой мере обуславливают проявления психологической безопасности.
Цель: Определить степень и характер взаимосвязи между религиозностью как социально-психологическим свойством личности и психологической безопасностью в отношении социума и своей личности у молодежи. Задачи:
1. Раскрыть социально-психологическую сущность свойства личности «религиозность» через анализ его структурных компонентов, характеристик, видов. Рассмотреть религиозную группу как разновидность большой социальной группы: религиозное сознание, поведение; личность верующего как социально-психологический тип.
2. Проанализировать содержание понятия «психологическая безопасность» и обосновать наличие составляющих: по отношению к своей личности (психологическая защищенность) и по отношению к социуму (ценности безопасности в сознании и поведении).
3. Рассмотреть значение религии для проявлений психологической безопасности и ппосоттияльного поведения OcvmecTRHTh теппетический
Определение религиозности, ее структура и содержание
Религиозность - объект системного исследования и междисциплинарного изучения. Она анализируется в рамках религиоведения, социологии, психологии. В пределах психологической науки рассматривается в разделах социальная психология и психология личности.
В настоящее время религиозность исследуется с позиций психологии религии, в соответствии с принципом методологического атеизма, как психическое отражение религии, проявляющееся в сознании и поведении. С позиций религиозной психологии признается наличие трансцендентного в психике (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипоров, Е.Т.Смирнова (Дубова), Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько и др.).
В отличие от других религиозно-психологических явлений, в психологической науке этот феномен наиболее изучен. Рассмотрим ряд ее определений. Мы осуществляем теоретический и эмпирический анализ с позиций психологии религии и социальной психологии.
Религиозность это степень приверженности отдельной личности к религии, наличия у нее элементов религиозного комплекса (М.Ф. Калашников) [по 35]. «Религиозность это некое свойство личности, выражающее ее религиозную направленность, определенное качество личности или группы, проявляющееся в индивидуальном и групповом сознании и поведении» (Л. Н. Ульянов) [по 35, с. 7]. Дефиниция, данная Л.Н. Ульяновым, значима тем, что религиозность определяется как свойство, т.е. он ее относит к классу психологических явлений.
В следующих определениях авторы указывают на то, что религиозность принадлежит и индивидуальному и общественному сознанию, т.е. является характеристикой личности и групп, реализуется в их поведении. Данные определения обладают важностью в том плане, что религиозность операционализируется здесь не только как свойство личности, но и отражается ее социально-психологическая сущность.
Религиозность - степень воздействия религии на сознание и поведение отдельных индивидов. Состояние сознания и поведения отдельной личности и определенной группы людей. В определение понятия религиозность должны войти компоненты: миф, мистика, фантазия, чувство, вера, культ (Д.М. Угринович) [145].
Религиозность - религия, отраженная в сознании верующих индивидов и проявляющаяся в их практических действиях, субъективная сторона религии, ее конкретное проявление в индивидуальном и групповом сознании верующих людей. Определенная степень приверженности индивида к религии, сформировавшейся в его сознании в результате отражения действительности (А.И. Демьянов) [35]. «Религиозность - состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний» (В.И. Веремчук) [23, с. 234].
Религиозность может принадлежать общественному и индивидуальному сознанию, может изменяться благодаря включенности в соответствующие социальные процессы. «Религиозность как специфическая форма общественного сознания может существовать и в индивидуальном сознании и иметь инвариантные устойчивые черты в каждом из индивидуальных измерений благодаря включенности индивидуумов, в деятельность, поддерживающую существование религии» [113].
А.И. Демьянов, проанализировав ряд определений религиозности, пришел к выводу, что необходимо учитывать ее социально-психологические аспекты и гносеологическую сущность. «Религиозность (индивидуальная) - это отражение в индивидуальном сознании такой формы общественного сознания, которая обусловлена существованием религии в данном обществе в определенный период его исторического развития» (В.Г. Пивоваров). [113, С. 48]. Реальный социальный контекст накладывает отпечаток на религию, что неизбежно влияет и на религиозность граждан, как на психическое отражение религии.
Религиозность - это социально-психологическая характеристика личности, способ социальной самоидентификации и социальной адаптации (В.П. Баранников) [12]. Религиозность - социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (И.Н. Яблоков) [по 35].
Предлагается рассматривать религиозность как социально-психологическое явление, а именно как свойство, не только ссылаясь на определения, хотя там отражены социально-психологические аспекты, вплоть до прямой операционализации религиозности как социально-психологического свойства.
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека. В личности находят свое выражение собственно человеческие качества (В.А. Аверин) [2]. С позиций социальной психологии личность является и субъектом и объектом социального влияния и взаимодействия (Б.Д. Парыгин и др.) [111]. Религия - это социальное явление, она усваивается личностью в процессе социализации; кроме того, это специфически человеческое явление.
Церковь это один из социальных институтов, которые оказывают влияние на процесс социального познания, агентом социума, через который осуществляется социальная детерминация познавательного процесса (Г.М. Андреева). Религиозность является устойчивым образованием. Формирование религиозности обуславливают не психофизиологические факторы, а социальные, социокультурный контекст и окружающие люди. В социально-психологическом исследовании всегда необходимо выявить структуру личности. Социально-психологическая наука располагает целым рядом своих категорий, к числу наиболее "устоявшихся" понятий в отечественной психологии относятся: личность, ценностные ориентации, социальные нормы, идентификация, социальные представления и др. (В.Е.Семенов) [129].
Социально-психологические свойства личности представляют собой особенности, которые она обнаруживает в контактах с общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми (A.M. Столяренко) [137]. Это мы и наблюдаем в случае с религиозностью, она выступает как форма социальной идентичности, отражает принадлежность к группе, к большой социальной группе -религиозной. Любая конфессия, в том числе христианство, задает определенные нормы, ценности, которые личность усваивает.
Д. Майерс проводит аналогии между религиозным учением и социальной психологией в плане убеждений, нравственной ответственности, поведения личности под влиянием фактора ситуации, сопоставляя свободу воли и субъектность и т.д., тем самым, обосновывая, что религия должна изучаться в социально-психологическом плане [173].
Особенности изучения религиозности в психологии. Обоснование разработки методики
Существуют специфические подходы к изучению религиозности в психологии, они неоднородны. При использовании герменевтического подхода необходимо учитывать социальный контекст, в частности специфику конфессии. Функциональный подход предусматривает, что нужно исходить из функций, которые выполняет религия для личности [по 27]. Системный подход предусматривает использование ряда методов: опрос, моделирование, прогнозирование и т.д. (ВТ. Пивоваров).
В психологической науке разработаны методики, которые могут измерять как уровень религиозности, так и ее различные характеристики, аспекты. Существует методика, направленная на изучение религиозной ориентации (направленности) «Исследование социальных и религиозных взглядов», разработана Г. Оллпортом [105]. Она может быть применена только к верующим, с помощью нее можно изучить характеристику религиозности - направленность, но не уровень. Г. Оллпорта критиковали за упрощенную дихотомическую структуру при рассмотрении религиозности.
В западной социальной психологии существуют методики, направленные на измерение различных сторон, характеристик религиозности: Шкала религиозных установок (Armstrong RG; Larsen GL, 1962), Шкала религиозного консерватизма (Stellway R., 1973), Шкала христианской ортодоксальности и установок на служение (Fullerton JT; Hunsberger В. 1982; 1989), Религиозный локус контроля (1986) [170], Духовность, религиозность и личные верования (Saxena Sh.) [180]. «Православный ориентационный опросник» (С.А. Белорусов) выявляет степень соответствия православному верующему, результаты подсчитываются в процентах. Характер многих вопросов, содержание и формулировки, является узкоспециализированным, нужно хорошо разбираться в Православии, чтобы на них ответить. Акцент ставится не столько на уровне религиозности, сколько на соответствии конфессиональному православию.
Возникла необходимость конструирования нового инструментария по нескольким причинам. Религиозность - многоплановое и многомерное явление. Найденные нами методики других исследователей не подходят из-за: узости изучения феномена, акценте на характеристиках религиозности, применения в другом социальном контексте. Методика должна выявлять уровень религиозности в целом и выраженность компонентов. В результате, данные, полученные с помощью нее, должны способствовать достижению цели исследования, изучить психологическую значимость религии для личности в связи с психологической безопасностью, причины обращения, функции религии.
Необходимо следовать принципу методологического атеизма -исследовать психические явления, связанные с религией, но не рассматривать вопрос истинности религиозных догматов, изучать субъективную реальность. Особенность психологии религии в том и заключается, что и психология и религия должны быть параллельными предметными плоскостями, в психологической науке не должен ставиться вопрос о существовании трансцендентного [63].
В качестве теоретико-методологической основы конструирования инструментария выступили положения когнитивной психологии (социального когнитивизма и конструкционизма), гуманистической, экзистенциальной, нравственной психологии и теория социальной идентичности. Экзистенционализм углубляет понятия, которые являются определяющими для психологии человечества (А. Маслоу, Г. Оллпорт). Следует подчеркнуть, что религию могла породить только человеческая психика.
В данном исследовании взято за основу следующее определение религиозности. Религиозность - это религия, отраженная в сознании верующих индивидов и проявляющаяся в их практических действиях, субъективная сторона религии, ее конкретное проявление в индивидуальном и групповом сознании верующих людей. Определенная степень приверженности индивида к религии, сформировавшейся в его сознании в результате отражения действительности (Демьянов А.И.) [35].
Согласно С.А. Черняевой в качестве метода сбора данных в сфере психологии религии могут применяться анкета и тестирование [155]. Методика «Религиозность» представляет собой шкалу с помощью которой можно осуществить психологическое тестирование и определить уровень этого социально-психологического свойства у личности. Кроме того, в методике представлено анкетирование, открытые и закрытые вопросы, направленные на изучение эмпирических признаков религиозности.
Изучение психологических особенностей верующих должно опираться на некоторые методологические и методические принципы социально-психологического исследования религиозности и атеистичности. Нужно изучать религиозность через признаки, относящиеся к сфере сознания индивида и к сфере его поведения. Анализируется совокупность субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных индивидов к определенной мировоззренческой группе [70]. При разработке методики нами учтены факты сознания и поведения людей для измерения их религиозности.
В.Е. Семенов предлагает учитывать методологический принцип системного трехаспектного (структурного, функционального и историко-динамического) изучения социально-психологических явлений [129]. Поскольку религиозность является таковым, то нужно изучить ее структуру, функции (которые выполняет религия для личности), иметь ввиду особенности конфессии и социального контекста.
Мы придерживаемся аналитического подхода к изучению религиозности, т. е. разделение ее на компоненты [27, 35, 113, 172]. Выбран подход к структуре религиозности, где кроме когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов существуют идентификационный и нормативно-ценностный компоненты (Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова).
Существуют эмпирические признаки религиозности: вера в основные религиозные догматы и мифы; осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам; отправление религиозных обрядов и праздников; выполнение ритуальных предписаний, участие в деятельности религиозных организаций (В.И. Веремчук, В.Г. Крысько) [23, 70].
При разработке вопросов методики мы опирались на теоретические положения о содержании и структуре религиозности; знания из области религиоведения о специфике христианской религии, следуя герменевтическому подходу, т.е. учитывая специфику конфессии.
Проанализированы «Православный ориентационный опросник», «Тест-опросник уровня индивидуальной религиозности» (И.Ф. Мягков, Ю.В. Щербатых) [97], элементы Опросника Религиозного Интереса [по 172]. Вопросы по религиозному поведению частично взяты из монографии В.Г.Пивоварова «Религиозность: опыт и проблемы изучения» [ИЗ]. Некоторые исходные вопросы изменены, часть сформулирована самостоятельно с опорой на научные знания в области религиоведения и психологии религии.
Количественный и качественный анализ данных пилотажного исследования
Теоретическая валидность определена изначально, до статистических процедур: в методику заложены параметры, содержащиеся в определениях, данных исследователями и в теоретических положениях.
Внешняя валидность. Создается новая методика по оценке малоизученного психологического явления; поскольку не обнаружено опросника аналогичного данному, применено апофатическое доказательство - изучено, чем психологическая защищенность не является и рассмотрено содержание представлений самих респондентов о защищенности. Одновременно в опросе применялись методики: «Тревожность» Д. Тейлора в адаптации В.Г. Норакидзе и «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т.П. Скрипкиной. Это осуществлялось, чтобы эмпирически доказать, что психологическая защищенность не тождественна этим двум явлениям, это самостоятельная шкала. См. приложение.
Доверие к себе - рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять ценностную (пристрастную) позицию по отношению к себе и исходя из этой позиции строить жизненную стратегию. Это относительно устойчивое образование. Оно детерминируется приписываемыми себе возможностями, связано с активностью человека. В опроснике 11 пунктов наиболее значимых сфер жизнедеятельности, испытуемому предлагается по шкале оценить, насколько он доверяет себе в каждой из них [132, 133].
Были выявлены умеренными и слабые корреляции по критерию Спирмена между названными явлениями, шкалой «психологическая защищенность» и ее двумя субшкалами. У всех взаимосвязей высокая статистическая значимость на уровне 0,01.
Установлены отрицательные умеренные взаимосвязи между тревожностью и психологической защищенностью (г=- 0,322), тревожностью и осознанием личностью своих возможностей (г=-0,383); очень слабая отрицательная взаимосвязь между тревожностью и чувствами и ожиданиями от малых групп (г=-0,196). Выявлена также положительная умеренная корреляция между доверием к себе и оцениванием личностью своих возможностей (г=0,331), слабые взаимосвязи доверия к себе и психологической защищенности (г=0,273), доверия к себе и субшкалы «чувства и ожидания от малых групп» (г=0,223).
Величина, указывающая на тесноту взаимосвязи, говорят о том, что психологическая защищенность не сводима к тревожности и доверю к себе, она - самостоятельное психическое явление - психическое состояние. Психологическая защищенность взаимосвязана с тревожностью и доверием к себе, чем выше уровень психологической защищенности, тем выше уровень доверия к себе и ниже - тревожности.
Конструктная валидность вычислялась внутренней согласованностью шкал опросника и с помощью установления взаимосвязей шкалы и субшкал с пунктами методики. С помощью корреляционного анализа по критерию Спирмена выявлены статистически значимые (р 0,01) прямые взаимосвязи между психологической защищенностью и её субшкалами: сильная с субшкалой «Чувства и ожидания от малых групп» г=0,916, и средняя с субшкалой «Осознание возможностей» г=0,551. «Психологическая защищенность» умеренно и на среднем уровне коррелирует с вопросами теста (г от 0,2 до 0,5), что говорит о ее валидности.
Анализ качественных данных пилотажного исследования С помощью качественных вопросов на этапе пилотажного исследования изучен параметр «Представления о безопасности, защищенности», применен частотный анализ. Первые три вопроса отражают содержание понятий. Ниже приведены категории, в которые объединены ответы испытуемых и более часто встречающиеся варианты ответов.
В представлениях респондентов прослеживается, что защищенность соотносится с безопасностью, что сопоставимо с теоретическими данными. В первую очередь они отождествляют защищенность с уверенностью и спокойствием, как с позитивными чувствами, здесь отражен параметр «чувство защищенности», где важна значимость субъективного восприятия опасности, субъективные переживания. На четвертом месте по частоте группа ассоциаций «Близкие люди», что сопоставимо с субшкалой методики «Чувства и ожидания от малых групп». «Уверенность», занимающая первое место, представляет собой ресурс, связанный с верой и косвенно отображает субшкалу «оценивание своих возможностей». Ассоциации на слово «опасность». Ответы на этот вопрос дают информацию о субъективном восприятии, представлениях об опасности в обыденном сознании. Понятие является почти противоположным защищенности. Присутствуют ассоциации с негативной эмоциональной окраской, что вполне естественно, и немного с позитивной (адреналин, мобилизация), возможно, в этом отражается специфика молодежной аудитории. Ассоциации (см. таблицу 3) можно объединить в следующие группы: Чувства (страх, ужас, тревога, неуверенность). Чувства - это состояния, психологическая защищенность - это устойчивое эмоциональное состояние, переживание. Абстрактные характеристики ситуации (неопределенность, незащищенность, напряжение, риск) Конкретные характеристики ситуации (катастрофы, угрозы, проблемы, смерть, нападение, потеря близких, одиночество). В ассоциациях представлены чувства, связанные с опасностью и характеристики ситуации, объективные угрозы. Это соотносится с теоретическими положениями о том, что при психологическом анализе безопасности следует учитывать ее субъективно-объективную сторону (Т.С. Кабаченко, Г.В. Грачев и др.). Согласно А.В. Брушлинскому безопасность зависит не только от воспринимающего субъекта, но и от содержания контекста, т.е. присутствует фактор ситуации.
Специфика религиозности современной российской молодежи: уровень, структура и характер
Были выявлены причины обращения и не обращения учащейся молодежи к религии с помощью самоотчетов, представленных качественными данными. На выбор большинства религиозной молодежи (43,3%) повлияло ближайшее окружение: родственники, друзья, т.е. наблюдается социально-психологическое влияние на обращение; 36 % сами пришли к религии. Только на 14,9 % религиозного обращения испытуемых повлияли жизненные сложности.
Ответы на вопрос о причинах атеизма среди учащейся молодежи распределились по категориям примерно равномерно. (См. таблицу в приложении). Представлены, и внешние факторы, в том числе влияние других людей: семьи, знакомых и особенности познающего субъекта, а именно рациональность мышления. Наибольший вес составила категория «Рациональность, бездоказательность», 24,4%, испытуемые говорили об отсутствии доказательств, рациональности своего мышления. В два раза меньше, чем в группе религиозных на атеизм повлияло ближайшее окружение, воспитание. 13,3 % респондентов ответили, что на то, что они не верят в бога, ничего не повлияло.
В ответах религиозной и атеистической молодежи о причинах религиозного обращения/необращения отразилось понимание К. Бэтсоном и др. форм религиозности, личного «запроса» в религии. Внешняя оценивает степень, в которой внешняя социальная среда определяет личную религиозность. В первой и второй группе имеет место социальное влияние. Во внутренней форме по К. Бэтсону религиозность является результатом личной необходимости, результаты показывают, что 36 % религиозной молодежи сами пришли к осуществлению конверсии.
Согласно мотивационной теории самодетерминации (Л. Деси и Р. Райн) человек активен, он сам осуществляет выбор форм своего поведения, к которым мы можем отнести и религиозное, что выражается в самостоятельности принятия решения о религиозном обращении или не обращении.
Больше половины религиозной молодежи, а именно 58,2% обозначили длительность обращения к религии - «с рождения, всю жизнь», возможно, они не отследили и не осознали время и причину принятия религиозной веры. Для 12,7% повышение уровня религиозности приходится- на сознательный и подростковый возраст, всего 6,7 % осуществили религиозное обращение недавно.
Половина- опрошенной нерелигиозной молодежи считает, что отсутствие религиозности у них всю жизнь, с рождения. 17,6% пришли к атеизму с «сознательного возраста» и менее всего респондентов 12,9 -недавно. 21,2 % затруднились ответить, это столько же, сколько среди верующих (22,4%). Возможно, затруднение с ответом свидетельствует о не значимости такого события-на жизненном пути личности.
Полученные результаты можно объяснить спецификой современного исторического и социокультурного контекста, что важно при социально психологическом рассмотрении явлений. Детство исследуемой молодежи пришлось на изменение социальной ситуации. В настоящее время наблюдается мировоззренческий плюрализм, что является одной из особенностей современного общества, социальные институты жестко не обуславливают принятие религии (христианской). Россияне обладают самостоятельностью в принятии решения о выборе вероисповедания.
Социокультурный контекст жизнедеятельности современной молодежи таков, что отсутствует атеистическая пропаганда, давление в выборе мировоззрения, существует множество информации религиозного плана. Поэтому социальная ситуация способствует обращению молодежи к религии, большинство из них обладает средним уровнем, это также объяснимо, тем, что Россия - это светское государство, где церковь отделена от государства, и религия не проникает во все сферы жизни человека.
Актуальны вопросы модернизации религиозного сознания. А.П. Давыдов при анализе социокультурных оснований модернизации выделяет: медиацию культуры, сближение трансцендентного и имманентного, секуляризацию и т. д. [34].
Д.А. Леонтьев говорит о том, что гуманистическая психология это еще и общекультурное явление, причинами возникновения которого являются кризис ценностей, пессимистические настроения, проблема идентичности, проблема смысла [73]. В настоящее время в обществе наблюдается кризис ценностей и идентичности (Г.М. Андреева) [5]. Поиску идентичности, нахождению смысла и системы ценностей может способствовать религия. Вероятно, религиозное обращение произошло под влиянием поиска идентичности, системы ценностей
Выраженность структурных компонентов религиозности молодежи Исследовано проявление идентификационного компонента религиозности через отнесение респондентами себя к верующим и через вопрос о вероисповедании на основе самоотчетов. В результате были получены три неравные по численности группы (см. рис. 1). Большинство, а это 71,1 % относит себя к верующим и только 24,7 % к неверующим, небольшой процент (3,7 %) затруднились с религиозной идентификацией. Почти все респонденты назвали конфессию Христианство, в частности, «православие», небольшое количество составили ответы, «католичество» «протестантизм», что также является направлениями Христианства. Представители иных религий в выборку включены не были.
Мы в большей степени отследили самоопределение в терминах отнесения себя к определённой социальной группе (У. Джеймс), осознание себя как элемента социального мира (Э. Эриксон), категоризацию себя с другими (Дж. Тернер). Можно говорить о том, что рассмотрен больше когнитивный компонент религиозной идентичности, как разновидности социальной, самоопределение - когнитивный процесс, отнесение себя к определенной социальной категории (Дж. Тернер, Г. Тэджфел).
Обращает на себя внимание сравнительно большой процент молодежи (71%), считающей себя верующей. Возможно, это обусловлено социальным влиянием, нормами, транслируемыми обществом, одобрением религии, следованием моде, конформным поведением граждан. В настоящее время обнаружена тенденция связи этнической и религиозной идентичности россиян (И.Г. Дубов и М.П. Мчедлов) [40, 94]. Вероятно, на результаты повлияла данная связь, поскольку были опрошены представители российской национальности, соответственно, они отождествили себя с православными христианами.
В группе религиозных обнаружены лица, не считающие себя верующими. Аналогично в подгруппе с низким уровнем религиозности -присутствуют считающие себя верующими и не определившиеся. Для «чистоты» результатов на основе комбинационной группировки по признакам: положительная религиозная идентификация и религиозность (средний и высокий уровень) получена подгруппа религиозная молодежь.
Таким же образом была получена группа сравнения - «атеисты», они обладают низким уровнем религиозности и не считают себя верующими. Респонденты, удаленные из вышеуказанных двух групп, с рассогласованными идентификационным и когнитивным компонентами религиозности, могут считаться «колеблющимися» и «индифферентными» к религии людьми согласно классификациям, описанным В.И. Веремчуком и В.Г. Крысько.