Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Шибут Ирина Анатольевна

Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности
<
Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шибут Ирина Анатольевна. Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности : диссертация... канд. психол. наук : 19.00.05 СПб., 2006 198 с. РГБ ОД, 61:07-19/502

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема социальной и индивидуальной идентичности в современных социальных науках 14

1.1 Общее понятие идентификации, идентичности, социальной и индивидуальной идентичности 14

1.2 Индивидуальная и социальная идентичность, их соотношение 31

1.3. Региональная идентичность как компонент социальной идентичности... 45

1.4 Специфика Северного региона, «северная идентичность» 49

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 55

2.1 Описание выборки и условий проведения исследования 55

2.2 Краткое описание методов и средств психологического исследования... 61

2.2.1 Тест Т. Макпартлэнда - М. Куна «Кто Я» 61

2.2.2 Цветовой ассоциативный тест 63

2.2.3 Ассоциативный словесный тест 66

2.2.4 Анкета 68

2.2.5 Нарративное (повествовательное) интервью 69

ГЛАВА 3. Проявление региональной, социальной и индивидуальной идентичности населения кольского севера 74

3.1 Описание и анализ результатов эмпирического исследования 74

3.1.1 Региональный компонент социальной идентичности населения Кольского Севера 74

3.1.2 Нерефлексивный уровень восприятия компонентов идентичности жителями Кольского Севера 111

3.1.3 Региональная идентичность в соотношении социальной и индивидуальной идентичностей населения Кольского Севера 154

3.1.4 Характерные особенности идентичности (социальной, региональной, «северной», индивидуальной) жителей Кольского Севера. 174

Выводы 181

Заключение 184

Список литературы 187

Приложение том 2

Введение к работе

Проблематика идентичности долгое время находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела свое место в социальной психологии благодаря теоретическим и практическим исследованиям как отечественных, так и зарубежных ученых (Г. М. Андреева, И. В. Антонова, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатова, В. А. Ядов, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, С. Холл и др.). Обосновать возросший интерес у современных ученых к теоретическим и практическим исследованиям в данной области можно наличием обостряющихся проблем в рамках взаимоотношений людей друг с другом, людей (личностей) и социума в целом.

К сожалению, ни в зарубежной, ни в отечественной психологии, ученые
так и не смогли прийти к какому-либо четкому определению идентичности.
Отсутствие определенности в данном вопросе является одной из главных
причин появления целого ряда практических исследований и теоретического
осмысления проблем социальной, индивидуальной, региональной,

национальной (принадлежность к государству), этнической ... идентичностей. При всей обширности теоретической базы идентичности, обилии исследовательских материалов, посвященных данной тематике, складывается фрагментарная картина проблемного поля. Поскольку идентичность рассматривается в различных областях гуманитарного знания, в условиях отсутствия разработанного междисциплинарного подхода, способного соединить различные аспекты данной проблемы, воспользоваться накопленной базой знаний оказывается сложно.

Характерной особенностью использования термина идентичность является то, что о нем говорят как о феномене, то есть в широком значении (национальная, этническая, региональная, индивидуальная, социальная).

Мы полагаем, что, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, практические исследования преимущественно сводятся к изучению таких категорий как национальная и этническая идентичность, что вполне актуально в условиях политической нестабильности и динамического развития

5 социокультурных процессов. Диссертационное исследование направлено на изучение социальной и индивидуальной идентичностей населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности.

Данный регион редко становится «базой» для научных исследований. Исследование Кольского Севера в основном сводится к краеведческим и историческим аспектам. Научных исследований совокупности разных видов идентичности местного населения нами обнаружено не было. Целый ряд сложных проблем связан с социальными, культурными, психологическими и бытовыми условиями на Севере. Современная социальная ситуация в районах Кольского Севера может быть охарактеризована как нестабильная. Нестабильность проявляется на всех уровнях устройства общества, в разных его сферах, в том числе и на психологическом уровне. Политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе осложняют и делают противоречивой демографическую ситуацию и межнациональные отношения на Кольском Севере, что непосредственно отражается на особенностях поведения, самосознания и идентичности северян. Кроме того, эти факторы стимулируют возникновение кризиса идентичности.

Процессы межэтнической, социокультурной трансформации вызвали ряд важных социально-психологических проблем, связанных с изменением конфигурации и выраженности идентичности в условиях социальной нестабильности.

Кроме того, актуальность изучения идентичности населения Кольского Севера обусловлена тем, что ее формирование происходит в среде мигрантов (Ж. А. Зайончковская, В.М. Моисеенко). Как известно, население Северных регионов формируется за счет миграции. На Север приезжают люди разного этнического происхождения, большинство из которых имеет установку на возвращение в «родные места». Однако, живя на Севере, в силу определенных причин люди начинают ощущать себя «коренными северянами»; использовать стиль взаимоотношений между людьми, характерный для Севера: желание помочь, оказать поддержку; привыкают к среде, городу и краю в целом. У всех

категорий населения появляются новые связи, происходит «врастание» в обстановку, постепенное привыкание к новым условиям, формируется представление о себе как «истинном северянине». Со временем происходит проникновение пафосом локального патриотизма. Люди чаще начинают сравнивать свою Родину с Севером, более положительно оценивая Северный регион. Меняется мотивация пребывания на Кольском полуострове. Многие, уехав к себе на Родину, возвращаются обратно.

Особенности современной жизненной ситуации, стремительные реформы и социальные изменения становятся важными причинами «реадаптации» к постоянно меняющимся условиям жизни. Адаптация к сложным условиям (изменения в социально-экономической, социокультурной среде) требует от человека большей гибкости, известной определенности и осмысленности в занимаемой им позиции в обществе. Кроме общественного отношения к статусам и позициям, занимаемым людьми, существуют и их собственные мнения, что непременно приводит человека к глубокой переоценке личностных качеств.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена,
прежде всего, малой разработанностью проблемы совокупности таких
«специфических» видов идентичности, как «индивидуальная», «социальная» и
«региональная». Кроме того, актуальность и научная новизна

диссертационного исследования определяется спецификой выборки испытуемых - население Кольского Севера.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы по теоретическому изучению и практическому исследованию идентичности таких отечественных и зарубежных авторов как: Г. М. Андреева, И. В. Антонова, И. С. Клецина, А. И. Куропятник, М. С. Куропятник, В. X. Манеров, Е. Ю. Мелешкина, В. Н. Павленко, Ю. А. Поссель, П. В. Румянцева, И. С. Самошкина, 3. В. Сикевич, В. А Ядов, Р. Брубейкер, Ф. Купер, Г. Теджфел, Дж. Тернер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.

7 Объект исследования - население Кольского Севера, а именно, жители города Мурманска и поселка Зеленоборский Мурманской области двух возрастных категорий общей численностью 200 человек. Возрастной диапазон 30-40 лет и 58-70 лет. Из них были сформированы восемь групп:

  1. Женщины 30-40 лет г. Мурманск (25 человек);

  2. Женщины 58-70 лет г. Мурманск (25 человек);

  3. Мужчины 30-40 лет г. Мурманск (25 человек);

  4. Мужчины 58-70 лет г. Мурманск (25 человек);

  5. Женщины 30-40 лет п. Зеленоборский Мурманской области (25 человек);

  6. Женщины 58-70 лет п. Зеленоборский Мурманской области (25 человек);

  7. Мужчины 30-40 лет п. Зеленоборский Мурманской области (25 человек);

  8. Мужчины 58-70 лет п. Зеленоборский Мурманской области (25 человек).

Предмет исследования - соотношение социальной и индивидуальной идентичности населения Кольского Севера (г. Мурманск и п. Зеленоборский), в контексте региональной идентичности.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении существования различий в соотношении социальной и индивидуальной идентичности жителей Кольского Севера, а также в изучении региональной идентичности населения Кольского Севера как компонента социальной идентичности.

Изучение научной литературы по данному вопросу позволило выдвинуть несколько предположений, ставших основой для формулирования исследовательских гипотез.

Исследовательские гипотезы опираются на теоретическое представление об идентичности как об одном из аспектов «Я - концепции» личности, изменяющегося в течение жизни индивида и характеризующегося наличием более или менее осознанных представлений индивида о себе и своей уникальности, но, в то же время, о своей принадлежности к той или иной социальной группе. Таким образом, идентичность, с нашей точки зрения, представляет собой конечный результат отождествления индивида с какой-

8 либо социальной группой и формирования в большей или в меньшей степени осознанных представлений о своей неповторимости. Наиболее адекватным задачам исследования явилось определение идентичности, данное Э. Эриксоном («чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности и принадлежности к миру» [168, С. 100]) и позволило сформулировать авторское понимание данного феномена. Идентичность -структура динамическая, связанная как с социальными условиями жизни человека, так и с его внутренним, индивидуальным контекстом.

Исследовательские гипотезы

Общая гипотеза: 1. Соотношение социальной и индивидуальной идентичности в контексте региональной идентичности в исследуемых группах городского населения (г. Мурманск) и сельского населения (п. Зеленоборский Мурманской области) Кольского Севера различно.

Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

1.1 Соотношение социальной и индивидуальной идентичности населения
Кольского полуострова определяется:

фактором территориальной локализации;

половой принадлежностью;

принадлежностью к выделенным возрастным группам.

1.2 Респонденты старшей возрастной группы (58-70 лет) обладают
выраженной «северной» идентичностью.

На наш взгляд, социальная и индивидуальная идентичность постоянно взаимодействуют друг с другом. Представляется, что именно такое взаимодействие дает человеку возможность реалистично оценивать свои возможности, характеризовать свою личность. Кроме того, постоянный конструктивный «диалог» между социальной и индивидуальной идентичностью позволяет человеку адаптироваться к тем условиям, в которых он вынужден или желает сам существовать.

9 Цель и выдвинутые гипотезы позволили сформулировать задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ понятий: «идентичность», «социальная идентичность», «индивидуальная идентичность», «региональная идентичность», «северная идентичность», «идентификация» в рамках социальных наук.

  2. Подобрать и разработать исследовательские методики, для изучения социальной, индивидуальной и региональной идентичности.

  1. Изучить соотношение социальной и индивидуальной идентичности, региональную идентичность как компонент социальной идентичности, на примере населения Кольского Севера в соответствии со сформированной выборкой.

  2. Составить «психологический портрет» (модель основных качеств) северян.

5. Экспериментально подтвердить или опровергнуть выдвинутые
исследовательские гипотезы.

6. Провести анализ полученных экспериментальных данных.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:

Контент-анализ литературных источников;

Тест Т. Макпартлэнда - М. Куна «Кто Я»;

Цветовой ассоциативный тест (авторская методика);

Ассоциативный словесный тест (авторская методика);

Анкета (авторская);

Нарративное (повествовательное) интервью.

Для обработки экспериментально полученных данных был использован ряд статистических методов: кластерный анализ в пакете программ обработки данных общего назначения Statistica for Windows (русская и английская версии 2004 года, SPP v. 12.0), дисперсионный анализ (MANOVA) в пакете программ SPSS, t - критерий Стьюдента (Statistica for Windows), (р - критерий.

10 Обработка полученных экспериментальных данных производилась также путем использования математических методов: количественный подсчет результатов.

Достоверность полученных данных обеспечивалась корректным

подбором методов исследования в соответствии с поставленными задачами и целями работы. Кроме того, достоверность результатов достигалась благодаря использованию методов математической статистики при обработке данных.

Научная новизна исследования состоит в попытке осмысления и анализа проблемы соотношения индивидуальной и социальной идентичности жителей Кольского Севера (Кольского полуострова), а также региональной идентичности местного населения в зависимости от разнообразных социально-психологических факторов. Полученные результаты позволяют расширить представление об изучаемых феноменах.

Предпринята попытка составления целостного «образа северянина», на основе полученных данных исследования и его художественное представление (рисунок); изучения идентичности путем выявления цветовых ассоциаций.

Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении соотношения связей между понятиями: «социальная идентичность», «индивидуальная идентичность», «региональная идентичность», «северная идентичность», «идентификация», которые используются представителями различных психологических школ, а также учеными - философами и социологами.

Практическая значимость работы в первую очередь связана с ее актуальностью. Кроме того, удалось составить модель основных качеств северянина в восприятии местных жителей и художественно изобразить так называемый «образ северянина». Изучить соотношение социальной и индивидуальной идентичности, региональную идентичность жителей Кольского Севера на примере двух поколений. Была предпринята попытка изучения идентичности жителей Кольского Севера путем использования проективного цветового ассоциативного теста и представление идентичности сквозь призму цветовых ассоциаций респондентов.

Полученные результаты позволяют судить о своеобразии соотношения индивидуальной и социальной идентичности и их компонентов в зависимости от возрастных, половых и территориальных характеристик северян.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы психологами, социологами, социальными работниками при решении социальных и психологических проблем проживания людей в условиях Крайнего (Кольского) Севера. Выявленные в ходе исследования многочисленные факторы (как положительные, так и отрицательные), влияющие на соотношение социальной и индивидуальной идентичности могут оказать определенную помощь в создании оптимальной психологической и социальной ситуации проживания людей в столь сложных условиях.

Материалы диссертационной работы так же могут быть использованы при разработке конкретных рекомендаций, для разработки и преподавания курсов по социальной психологии, психологии личности, этнической психологии, социологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Специфика соотношения социальной и индивидуальной идентичности в контексте региональной идентичности населения Кольского Севера зависит от ряда факторов: «Пол», «Возраст», «Территория» и их сочетания.

  2. Ситуация социальной нестабильности на территории Кольского полуострова приводит к актуализации индивидуального аспекта идентичности в группах испытуемых 30-40 лет в противовес доминирующему региональному компоненту социальной идентичности, свойственному группам респондентов 58-70 лет.

  3. Характерным признаком «северной» идентичности в старшей возрастной группе испытуемых является сохранение в актуальном состоянии общего идентификационного континуума, включающего в себя темпоральные характеристики: прошлое, настоящее и будущее.

  4. Основной причиной возникновения и закрепления негативной

12 самоидентификации в исследуемых группах испытуемых является понимание невозможности изменения социально-экономической ситуации как на локальном, так и на региональном уровне, что стимулирует усиление индивидуальной идентичности.

5. Анализ данных, полученных в процессе исследования, свидетельствует о том, что наиболее актуальной формой идентичности северян, разделяемой представителями всей выборки испытуемых, является «северная» идентичность. В структуре социальной идентичности «северная» идентичность представляет собой одну из форм региональной идентичности.

Апробация работы

Результаты исследования и основные положения обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена; на аспирантских семинарах; на Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, СПбГУ); на восьмой международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология 21 века»: междисциплинарный подход (Санкт-Петербург, СПбГУ), международной научно-практической конференции «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина); научно-практической конференции «В преддверии науки» (Мурманск, Северо-Западный филиал Московского гуманитарно - экономического института); международном «Балтийском семинаре» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена).

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. «Социальная и личностная идентичность в условиях Крайнего Севера» //
Культура и менталитет населения Сибири. Материалы Международной
научно-практической конференции. - СПб.: СПбТУ, 2003. С. 111-112.

2. «Идентичность и культура в Северных регионах России» // Культурное
пространство России: Проблемы и перспективы развития. Материалы

13 международной научно-практической конференции. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. С. 11 - 15.

  1. «Социальная и личностная идентичность в условиях Севера» // Психология XXI века. Материалы международной межвузовской научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов 22-24 апреля 2004 года. СПб.: С - Петербургский университет, 2004. - С. 249 -251.

  2. «К вопросу о взаимосвязи миграционных процессов, демографической обстановки на Кольском полуострове с процессами формирования идентичности Северян» // Интегративный подход в психологии (новые исследования). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. - С. 240 -246.

  3. «К вопросу о культурной обусловленности идентичности»//Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 г. - С. 161-170.

  4. «Культура и идентичность» // Балтийский семинар (международный научный альманах). - СПб.: «Янус», 2004, Выпуск 1. С. 44-46

  5. «К вопросу о влиянии миграционных процессов и специфики Кольского Севера на соотношение идентичностей местных жителей» //Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». - Архангельск: «Радуга», Август 2006, Выпуск 5. С. 26-31

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 198 страницах, содержит 37 таблиц и 1 схему (общий объем с приложениями - 362 с). Список литературы включает187 наименований, из них 10 источников на английском языке, 3 ссылки на сайты.

Общее понятие идентификации, идентичности, социальной и индивидуальной идентичности

В отличие от зарубежной психологии, в отечественной психологии об идентичности до недавнего времени практически не упоминалось. В настоящее время понятие идентичности широко используется в рамках социальных наук (социальная психология, социология).

В сверхсложных социальных организмах, каковыми являются современные общества, идентичность имеет множественный характер. В процессе социализации индивид научается справляться со многими ролями и, соответственно, имеет множество «идентичностей».

К вопросам рассмотрения идентичности обращались многие ученые (Р. Брубейкер, Ф. Купер, 3. Фрейд Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Исследования данного феномена были и остаются многогранными: этническая, региональная, социальная и др. виды идентичности. Широко распространена идея о расколе социального пространства, где самым сложным для человека является самоопределение в данном пространстве, ответы на вопрос «Как жить?»

Проблема человеческой идентичности не является, как обычно считалось, чисто философской проблемой, или проблемой, касающейся только нашего сознания и мышления. Потребность испытывать чувство идентичности вырастает из самих условий человеческого существования и является источником наиболее сильных стремлений. Клод Леви-Стросс говорил о том, что «... идентичность - это нечто вроде виртуального центра (foyer virtual), к которому необходимо обращаться, чтобы объяснить некоторые вопросы, но в реальности не существующего...» [103, С. 100]. Общей для всех социальных наук является точка зрения, что идентичность (от латинского identicus) есть результат некоего активного процесса (идентификация), отражающий представления субъекта о себе и сопровождающийся ощущением собственной непрерывности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, который позволяет действовать последовательно.

Понятие «идентификация» пришло в психологию из математической теории систем. Впервые его предложил использовать Леонард Эйлер (1707-1783) в математическом анализе. В тот момент процесс идентификации предполагал возможность выбирать определенные стимулы, предъявлять их системе и регистрировать реакции системы на тождественные стимулы [171, С.46].

Данный термин из математической теории быстро перешел в психофизиологию и стал применяться для осмысления и описания работы различных сенсорных систем. В психологическом контексте понятие «идентификация» впервые было использовано 3. Фрейдом в 1914 году (психоаналитическое направление) в работе «Групповая психология и анализ Эго». 3. Фрейд вложил в понятие новый смысл и определил его как эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, с образцом [60, С.41]. 3. Фрейд выделил несколько типов идентификации: 1) «Первичная идентификация» (тотальная захваченность объектом); 2) «Доэдипальная идентификация» (фрустрация, потребностей ребенка в результате взросления); 3) «Вторичная идентификация» (защитный механизм, оформившейся структуры «ЭГО»).

Понятие «социальной идентификации» так же было привнесено в психологию 3. Фрейдом (распространение «либидо» равно между всеми членами группы и отказ от собственного «Идеала Эго», перенесение его на руководителя группы. Это регресс «Эго» на более примитивный уровень).

В последствии термин «идентификация» стал основным (ключевым) для психоаналитической теории развития психики и личности человека (А. Фрейд -изучение вторичной идентификации, М. Кляйн - изучение первичной идентификации, Э. Эриксон - эпигенетическая концепция развития личности и др.) [81, С. 20].

К. Г. Юнг, рассматривая процесс коллективной идентификации, характеризовал ее термином «инфляция Эго». «Растворение персоны в коллективной психике призывает ... бесследно исчезнуть в ней» [167, С. 119]. В представлении автора, идентификация (социальная) происходит в ущерб индивидуальности.

Социальная идентификация в бихевиористском подходе представляется как реакция на стимулы социальной среды, благодаря которым поведение индивида направляется в необходимом русле, подражание одним социальным группам поощряется ближайшим окружением ребенка, другим - наказывается. Необихевиоризм (А. Бандура) обогатил теорию социальной идентификации понятием социальной модели, которая вырабатывается в обществе с целью достижения прагматических целей, которые в свою очередь являются положительными подкреплениями для продуцирования определенного поведения.

В концепции социальной идентификации необихевиоризма для осмысления данного феномена используются такие когнитивные процессы, как память, восприятие (привлекательность модели), оценка эффективности в достижении желаемого, обобщение и генерализация модели поведения. Это способствует повышению адаптации в незнакомых ситуациях. Широкое распространение данное направление изучения представленного феномена получило в рамках когнитивной психологии.

Э. Эриксон (эго- психология) в своей «эпигенетической концепции развития человека» в понятие «идентификация» добавил новый смысл. С точки зрения автора «идентификация» является, с одной стороны, процессом, который способствует «успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью», а, с другой стороны, -определенный образ самого себя на основании которого функционирует

Индивидуальная и социальная идентичность, их соотношение

Корни изучения индивидуальной идентичности идут из XVI века, когда такие течения как Гуманизм, Ренессанс, картезианство указывали на силу личности, на силу сознания и личную ответственность человека. Кроме того, изучение индивидуальной идентичности было зафиксировано в философии XVII века, тогда она определялась как «осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени собственной личности» [159, С. 103]. Двумя столетиями позже американский философ У. Джемс впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности -индивидуальный и социальный.

Проблема идентичности актуализировалась с наступлением эпохи современности, или модерна. Поскольку в до современных обществах идентичность индивидов задавалась исключительно их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою, проблемы самоидентификации не возникало.

Как мы уже отмечали выше, нельзя абсолютно разделять два уровня идентичности (индивидуальный и социальный). Представления индивида о самом себе, которые воспринимаются им как его собственные, на самом деле являются результатом интериоризации социальных норм. Одновременно, собственные нормы индивида вполне могут не совпадать с нормами его социального окружения.

Американский психолог Э. Эриксон считал, что задача, с которой встречаются люди, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к данному времени знания о самих с бе и интегрировать эти многочисленные образы себя в индивидуальную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Иными словами, идентичность- это внутренняя непрерывность и тождественность личности [9, С. 212].

«Индивидуальная идентичность» представляет собой действительное свойство человека, которое формируется в результате опосредования ситуационной идентичности существенными индивидуальными характеристиками. Это скорее психологическое понятие, основанное на персональных качествах и характеристиках индивида. Индивидуальная идентичность анализируется, в основном, с трех точек зрения: 1) место в отношениях с другими людьми (включая понятия социальной структуры и социальных ролей); 2) качества, которыми индивид наделяет себя (компетентность, привлекательность...); 3) самооценки (хороший - плохой и т. д.);

Теоретические исследования индивидуальной идентичности связаны, в основном, со школой символического интеракционизма (Дж. Мид, М. Кун, Т. Макпартлэнд и др.). Они основываются на том положении, что «Я-концепция» формируется при принятии точки зрения значимых других о себе (данной позиции придерживался и американский психолог Э. Эриксон). В целом идентичность содержит в себе взаимодополняемость прошлого и будущего: как в индивиде, так и обществе она связывает актуальность уходящего прошлого с актуальностью будущего.

Личность конституируется путем выделения субъектом самой себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре данных отношений в противовес внешним стимулам.

В дополнение указанной ранее концепции Дж. Мида в рамках символического интеракционизма, укажем особенности данной концепции относительно изучаемого феномена «индивидуальной идентичности». С точки зрения автора между социальной детерминацией и самодетерминацией существует некое соотношение, осуществляемое через выделение двух аспектов идентичности «I» и «Me». «Me» является описанием человека как социального существа, обусловленного социально сформированными привычками и условиями (социальный уровень идентичности). «I» описывает человека как существо, способное реагировать на социальную ситуацию собственным индивидуальным способом (индивидуальный уровень идентичности). Эти аспекты тесно взаимосвязаны. Идею типов идентичности Дж. Мида развил И. Гоффман, выделивший три вида идентичности: - социальная идентичность; - личная (индивидуальная) идентичность; - Я - идентичность (субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей индивидуальности и непрерывности).

Индивидуальная идентичность на самом деле так же является социальным феноменом, так как ее восприятие происходит лишь при том условии, что информация о разнообразных фактах жизни человека должна быть известна партнеру по взаимодействию [46, С.93].

Автор вводит понятие «знак» для анализа взаимодействия (любой признак человека, используемый им в ситуации взаимодействия с целью подчеркивания своих качеств, своих отличительных особенностей от других). Для того чтобы понять процесс означивания Гоффман счел необходимым ввести различие между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. В частности, актуальная идентичность- это «типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы и очевидны»; виртуальная социальная идентичность - это «типизация личности на основе атрибутов, которые только можно предположить». С точки зрения автора, человек в состоянии оказать влияние на ту информацию, которая «выйдет» в социальное окружение («политика идентичности»).

Описание выборки и условий проведения исследования

Выборка общей численностью двести человек состояла из жителей Кольского Севера (г. Мурманск и п. Зеленоборский Мурманской области).

Общая численность жителей города Мурманска, принявших участие в исследовании, составила сто человек: пятьдесят женщин и пятьдесят мужчин.

Общая численность жителей поселка Зеленоборский Мурманской области, принявших участие в исследовании, составила сто человек: пятьдесят мужчин и пятьдесят женщин.

Выборка состояла из медицинских работников, работников разного профиля энергетического Кольского предприятия, работников пожарной службы, неработающих и работающих пенсионеров.

Все участники исследования были разделены на две возрастные группы (два поколения): 30-40 лет и 58-70 лет. Выбор данного возрастного диапазона связан с нашим предположением о том, что у респондентов, входящих в возрастную группу 58-70 лет «северная» идентичность будет в целом более отчетливо выражена, в отличие от представителей возрастной категории 30-40 лет (большой процент мигрантов). Исходя из теории Э. Эриксона, мы выбрали две возрастные категории: средняя зрелость (в нашем случае это люди 30-40 лет) и поздняя зрелость (в нашем исследовании это группы 58-70 лет). В период средней зрелости, так или иначе, уже достигнут определенный уровень сформированности собственной идентичности (эго-идентичности), что позволяет изучать не становление идентичности на ранних стадиях, не особенности ее формирования в ранних возрастных периодах, а уже нечто более состоявшееся. Поздняя зрелость привлекла тем, что именно в этот период жизни люди подводят итоги, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Возник интерес к изучению идентичности в данной возрастной группе, спровоцированный желанием узнать, исследовать «состояние» идентичности (социальной, индивидуальной, региональной), степень их выраженности, по сравнению с более ранним возрастным периодом. Отсутствие молодежной когорты испытуемых в рамках диссертационного исследования может быть аргументировано следующим. Во-первых, в п. Зеленоборский молодежная когорта малочисленна и подвержена миграции, что затрудняет исследование идентичности. В г. Мурманске молодежная когорта состоит преимущественно из коренных мурманчан и жителей, приехавших из Мурманской области (поселки, города, военные части). Мурманск, в данном случае, выступает в качестве конечного пункта миграционной стратегии. Молодежь п. Зеленоборский в большинстве имеет установку на возможность самореализации, вследствие чего, находится в состоянии постоянной миграции в поисках подходящих условий. Иначе говоря, у молодежной группы п. Зеленоборский психологически спровоцирована ситуация негативного отношения к своей локальной идентичности. Таким образом, не представляется возможным сравнение групп молодежи Мурманска и п. Зеленоборский. Предположительно, что результаты, полученные в ходе исследования, в случае включения групп молодежи (до 28-30 лет) носили бы дискуссионный характер. Сформированная нами выборка респондентов представляет собой (в плане сформированности идентичности) более стабильную группу людей. Выделенные возрастные группы (30-40 и 58-70 лет) являются «трансформаторами» идентичности, они могут выступать в качестве референтных групп. Дифференциация выборки респондентов на категории: «северяне по рождению» и «северяне по убеждению», стала возможной благодаря использованию нарративного интервью. Большинство участников старшей возрастной группы (около 60%) является так называемыми «северянами по убеждению, а не по рождению» (не зависимо от половой принадлежности и места проживания). Данная возрастная группа (58-70 лет) респондентов представляет особую когорту людей, адаптированных к условиям жизни на Кольском Севере и менее подверженных миграционным процессам. По разным причинам, люди оказались на изучаемой нами территории и остались здесь навсегда.

Таким образом, выборки участников города Мурманска и поселка Зеленоборский Мурманской области уравновешены по половому (сто женщин и сто мужчин), возрастному (две возрастные группы) признакам.

Процедура сбора материалов исследования представляла собой тестирование респондентов по методикам: 1) Анкета (авторская разработка); 2) Тест Т. Макпартлэнда - М. Куна «Кто Я»»; 3) Цветовой ассоциативный тест (авторская разработка); 4) Ассоциативный словесный тест (авторская разработка); 5) Повествовательное (нарративное) интервью.

Процедура тестирования проводилась индивидуально с каждым участником и занимала ориентировочно один астрономический час, за исключением нарративного интервью. При проведении исследования процедура и время тестирования несколько изменялись в зависимости от личностных особенностей участников. Наибольшее количество временных затрат потребовало проведение нарративного интервью (повествовательного интервью), временные границы которого мы тоже стремились определить одним астрономическим часом (схема 1 Этапы эмпирического исследования). Процедура тестирования проводилась в два календарных дня. В первый день предполагалось проведение исследования с использованием анкеты, теста Т. Макпартлэнда - М. Куна «Кто Я»», цветового ассоциативного теста. Во второй день - ассоциативный словесный тест и нарративное интервью (когда уже установлен более доверительный контакт с респондентом).

Организация исследования:

Первый этап (декабрь 2004 года) - проведение пилотажного исследования. В пилотажном исследовании принимали участие 40 человек (жители Кольского Севера). Из них 20 человек - жители города Мурманска (10 мужчин и 10 женщин двух возрастных категорий) и 20 человек - жители поселка Зеленоборский Мурманской области (10 мужчин и 10 женщин двух возрастных категорий). Целью пилотажного исследования являлось уточнение

основных составляющих компонентов предложенных респондентам методик для изучения социальной и индивидуальной идентичности. В результате проведенного исследования было произведено необходимое редактирование методик, направленных на достижение исследовательских цели и задач. В частности был отредактирован список понятий, являющихся основой цветового ассоциативного теста, переформулированы вопросы анкеты.

На этапе пилотажного исследования стала очевидной важность правильного фиксирования полученной информации для дальнейшей обработки, особенно в случае проведения нарративного интервью. Для фиксирования информации была использована аудиозапись рассказа. Второй этап (март-апрель 2005 года) - основное научное (диссертационное) исследование.

Описание и анализ результатов эмпирического исследования

Участникам диссертационного исследования было предложено написать ассоциации, которые приходят им в голову сразу после предъявления определенного понятия («Ассоциативный словесный тест»). В качестве предъявляемых понятий выступали следующие: «северяне», «мурманчане», «жители Кольского Севера», «жители Других северных регионов России». Все понятия выстроены в одну логическую цепочку взаимосвязаны между собой, переходя от более широкого понятия - «северяне», к более узким по смыслу.

Основное назначение данной методики заключалось в выявлении регионального компонента социальной идентичности жителей Кольского Севера, а также в построении целостного «образа северянина».

Полученные данные были обработаны посредством метода контент-анализа, предполагающего подсчет различных ассоциаций с рядом понятий. Ассоциации были распределены по тематическим блокам, специфичным для каждого понятия. Число выделенных блоков различно. Подобное распределение значительно упростило процесс составления целостного образа «северянина». Так же была посчитана частота встречаемости каждой ассоциации по отношению к определенному понятию, на основании полученных результатов были построены частотные матрицы для каждого понятия (см. Приложение 2-5, Таблицы 1-4). Проведен сравнительный анализ частот и количества ответов по каждому понятию.

Число ассоциаций с предъявленными понятиями составило: - «северяне» 151 ассоциации; - «жители Кольского Севера» 105 ассоциаций; - «жители Других Северных Регионов России» 102 ассоциаций; - «мурманчане» 119 ассоциаций; Содержательная сторона представленных понятий примерно сходная, исключение составляет понятие «северяне», чей ассоциативный ряд богаче остальных представителей. Это может означать, что представленный в сознании населения Кольского полуострова «образ северянина» имеет разнообразный характер.

Рассмотрим ассоциации по отдельным понятиям, а затем сравним их между собой. 1. «северяне» (см. Приложение 2, Таблица 1) Все полученные с данным понятием ассоциации были разделены на несколько тематических блоков: Внешняя интерпретация образа: Данный блок разделен по темам: 1) элементы одежды - «шапка», «валенки», «тулуп»...- 2% от общего количества ассоциаций с предложенным понятием. 2) физические характеристики, внешность- «красный нос», «розовые щеки», «красивый», «сильный»...- около 5 % ассоциаций Для респондентов, внешняя характеристика образа не является преобладающей, о чем свидетельствует количественная характеристика выделенного тематического блока.

Географические и пространственные характеристики, особенности природы: «сопки», «Заполярье», «Крайний Север», «тайга», «полярная ночь/день», «северное сияние»...- около 11 % ассоциаций отнесены к данному тематическому блоку, что отражает важность территориально-региональных компонентов идентичности для участников исследования.

Основной род деятельности: «полярник», «оленевод», «нефтяник», «охотник», «рыбак», «моряк»... - около 8 % ассоциаций. Достаточно содержательный тематический блок, отражающий социальный компонент идентичности.

Основной образ жизни, быт (с точки зрения респондентов): «олени», «чум», «яранга», «собаки»... около 3 % ассоциаций. Данный тематический блок не является многочисленным, однако вносит значимую информацию для составления целостного образа. Этническая принадлежность: «лопарь», «якут», «саами», «помор», «карел»... около 7 % ассоциаций могут быть отнесены к выделенному тематическому блоку. Тема этнической принадлежности, этнического конфликта находит свое отражение при составлении целостного образа «северян». Половая принадлежность: «мужчина» (всего три таких ответа, частота встречаемости ассоциаций -2%). Это самый малочисленный блок. Примечательно, что такие ассоциации возникли только в одной из восьми групп респондентов, а именно в группе «Женщин 58-70 лет города Мурманска». Нет ни одной ассоциации «северяне» с женщинами). Положительные качества характера:«надежность», «гостеприимный», «оптимист», «работящий», мужественный»... - около 14,5% от общего числа ассоциаций с понятием. Наиболее часто встречаемая ассоциация данного блока (7,5% по всей выборке испытуемых) - «гостеприимный». Достаточно многочисленный блок ассоциаций. В целом образ «северян», с точки зрения участников, положительно окрашен. Основное внимание уделяется мужеству и всем производным этого понятия. Свои ответы участники часто объясняли тем, что в таких тяжелейших условиях для жизни сможет существовать «только сильный человек, так как закон естественного отбора срабатывает и здесь...». Многие пытались сопоставить «северян» с собой и оценивали их (северян) с той позиции, что они (участники опроса) и есть «северяне», следовательно, не могут быть плохими).

Похожие диссертации на Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности