Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социальная установка как категория социальной психологии 19
1.1 Анализ понятия «социальная установка» 19
1.2 Изменение социальной установки в различных концептуальных подходах 26
1.3 Влияние социальной активности на изменение социальной установки ...30
1.4 Влияние участия в социальных движениях на изменение социальной установки
1.4.1 Теоретические подходы к определению понятия «социальные движения» 35
1.4.2 Анализ подходов к выявлению типов социальных движений в современной России 45
1.4.3 Выбор социального движения молодежью 55
Глава 2. Психологические факторы и социально-психологические механизмы изменения социальных установок 66
2.1 Взаимосвязь психологических факторов и социально-психологических механизмов изменения социальных установок 66
2.2 Социально-психологические механизмы формирования и изменения социальных установок в социальных движениях
2.2.1 Социально-психологические механизмы, влияющие на когнитивный компонент социальной установки 70
2.2.2 Социально-психологические механизмы, влияющие на конативный компонент социальной установки 79
2.2.3 Социально-психологические механизмы, влияющие на компонент аффективный социальной установки 83
2.3 Взаимосвязь диспозиционной структуры личности и психологических факторов изменения социальных установок в социальных движениях 85
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических факторов изменения социальных установок молодежи в социальных движениях 90
3.1 Выявление компонентов личности, влияющих на выбор социального движения молодежью 92
3.2 Выявление социально-психологических механизмов, влияющих на изменение социальных установок молодежи в социальных движениях 124
3.3 Анализ динамики изменения социальных установок молодежи в социальных движениях 136
3.4 Выявление психологических факторов изменения социальных установок молодежи в социальных движениях 159
Заключение 167
Список используемой литературы
- Влияние социальной активности на изменение социальной установки
- Социально-психологические механизмы формирования и изменения социальных установок в социальных движениях
- Социально-психологические механизмы, влияющие на конативный компонент социальной установки
- Анализ динамики изменения социальных установок молодежи в социальных движениях
Введение к работе
Актуальность темы диссертационной работы
В современном обществе проблема привлечения молодежи к общественно-значимой деятельности весьма актуальна. Процесс социализации личности, происходящий в рамках данного социума с учетом культурно-исторических факторов, способствует формированию определенных социальных установок, которые, в свою очередь, во многом определяют дальнейшее поведение личности и направленность ее социальной деятельности. Пассивная гражданская позиция молодого поколения не содействует преобразованию общества в соответствии с его гражданскими идеалами, более того, отношение молодежи к своему созидательному предназначению, обусловленному самой ее природой, чаще проявляется либо негативно, либо нейтрально, что может негативно сказаться на будущем социума.
Таким образом, особенно важной становится задача изучения молодежных социальных движений как объективной социальной реальности, детерминирующей гражданскую позицию молодежи. Социальная среда формирует различные установки, в том числе готовность к участию в различных по направленности социальных движениях. В данном исследовании рассматривается изменение социальных установок молодежи в социальных движениях в зависимости от времени участия в этих движениях и уровня социальной активности личности, а также, на основе анализа социально-психологических механизмов, влияющих на социальные установки, выявляются основные психологические факторы изменения социальных установок в рамках социальных движений.
Исследования социальной установки сами по себе являются одной из актуальных проблем современной психологии. Человеческая деятельность во многом регулируется социальными установками, которые отражают жизненные принципы, ценности и определяют поведение личности. И хотя степень фактического влияния социальных установок на поведение до сих пор не выявлена, опираясь на проведенные исследования, можно утверждать, что при определенных условиях установки обладают некоторой прогностической ценностью.
Изучение проблемы формирования и изменения социальных установок позволит не только рассмотреть феномен социального влияния, но и поможет выявить эффективные способы воздействия на поведение личности (через изменение социальных установок).
Степень научной разработанности проблемы
Изучению социальных движений и их влияния на общественную деятельность личности свои работы посвящали такие авторы как Р. Тэрнер и Л. Киллиан, Р. Айерман и А. Джэмиссон, Г. Блумер, Д. Стокдейл, Д. МакАдам, Дж.Д. Маккарти и М.Н. Зальд, П. Штомпка, С.С. Фролов. Разработками теорий присоединения к социальным движениям занимались Т.Р. Гарр (концепция относительной депривации), Б. Кландерманс (концепция рационального выбора). Рассматривались связи социальных движений и субкультур (Б. Кландерманс и С. Тэрроу, А. Мелуччи). Социальная активность
рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой и др. Проблемы взаимовлияния современной молодежной политики и молодежных движений в России рассматривалась Красниковой Н.М., молодежные политические движения изучались в трудах Камнева Д.Г., Дукян С.С., Кольжановой И.Н., Якушевой И.П., Домашева А.Н. и др.
Традиции изучения понятия социальной установки (attitude) были заложены в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого. Далее этот социально-психологический феномен исследовали Г. Олпорт, Л. Тернстоун, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, Л. Дуб, М. Смит (предложил трехкомпонентную структуру социальной установки), Ч. Осгуд, У. МакГюир (выделил функции социальной установки), У. Липпман, Т. Адорно, П. Танненбаум и др. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности была предложена В.А. Ядовым.
Социально-психологические механизмы массового поведения рассматривались в трудах Г. Лебона, Г. Тарда, С. Московичи, 3. Фрейда, Б.Ф. Поршнева, Д.В. Ольшанского, Я. Щепаньского, В.Г. Крысько и др. Проблеме изучения социально-психологических механизмов уделяли внимание Г.М. Андреева, Р.С. Немов, В.Н. Воронин и др. Ценностные ориентации личности рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и др. Изучением типов личности занимались Г. Айзенк, 3. Фрейд, К. Юнг, Р. Кеттелл, Э. Берн, И.П. Павлов.
Коммуникационные процессы и их влияние на социальные установки исследовали К. Ховланд, И. Джанис и Г. Келли (модель убеждающей коммуникации), М. Шериф. Неформальные сети коммуникации, связывающие активистов социальных движений, рассматривали С. Тэрроу и М. Диани. Модели коммуникации были предложены Г.Д. Лассуэллом, Т. Ньюкомбом, Т.М. Дридзе. Коммуникация в разных аспектах рассматривалась В.Н. Ворониным, М.В. Ионцевой (коммуникационные процессы в корпоративной культуре), А.В. Тышковским, А.В. Филипповым (коммуникация в деловой сфере), B.C. Агаповым (управленческая коммуникация), И.В. Антоненко (доверие в межличностной коммуникации), а также в работах В.Г. Крысько, М.Ю. Захарова, Ю.Ю. Бровкиной, А.Н. Тарасова, А.В. Пацулы, А.П. Егидеса, Е.В. Тихоновой, Г.В. Довжик, Н.С. Чураевой и др.
Цель диссертационного исследования - выявление основных психологических факторов, оказывающих влияние на изменение социальных установок молодежи в социальных движениях.
Объектом исследования выступают социальные установки молодежи в социальных движениях.
Предметом исследования являются психологические факторы изменения социальных установок молодежи в социальных движениях.
Задачи диссертационного исследования:
- проанализировать теоретические подходы к исследованию социальной установки и психологических факторов, влияющих на ее формирование и изменение;
- проанализировать теоретические подходы к определению социальных
движений и разработать классификацию социальных движений в современной
России;
- разработать социально-психологическую модель, показывающую
влияние типа личности, ценностных ориентации и социальных установок на
выбор социального движения молодежью;
- проанализировать взаимосвязь длительности включения в деятельность
социальных движений и направленности социальной активности личности;
проанализировать социально-психологические механизмы, влияющие на изменение социальной установки, и на основе полученного анализа выявить основные психологические факторы изменения социальной установки в рамках вовлеченности в социальные движения;
разработать модель влияния психологических факторов на изменение компонентов социальной установки через социально-психологические механизмы в социальных движениях в диспозиционной модели личности.
Гипотезы исследования:
1. В социальных движениях выделяются следующие основные
психологические факторы изменения социальных установок (по трем
компонентам аттитюда): фактор отношения, влияющий на аффективный
компонент аттитюда (проявляется в действии социально-психологических
механизмов социальной идентичности, социальной фасилитации и ингибиции);
фактор активности, влияющий на конативный компонент аттитюда
(проявляется в действии социально-психологических механизмов
конформности, заражения и подражания); фактор силы, влияющий на
когнитивный компонент аттитюда (проявляется в действии социально-
психологических механизмов убеждения, внушения и мотивации).
2. В процессе вовлечения личности в социально-активную деятельность в
рамках социальных движений происходит изменение социальной установки и
экстраполяция социально-значимой деятельности с уровня социальных
установок на уровень базовых установок и ценностных ориентации личности
(согласно диспозиционной концепции регуляции социального поведения
личности).
3. Тип личности, ценностные ориентации и социальные установки
определяют изначальный выбор типа социального движения молодежью.
Теоретико-методологическая основа исследования
Проблему социальных установок изучали такие авторы, как У. Томас и Ф. Знанецкий, которые впервые ввели понятие «установки» («attitude») в научную литературу. Данное направление развивали Г. Олпорт, Л. Тернстоун, М. Фишбейн и И. Айзен, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, Д. Кэмпбэлл, И. Шайн, Л. Дуб, М. Смит, Брунер и Уайт, Ч. Осгуд, У. МакГюир, У. Липпман, Т. Адорно, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, рассмотрение феномена социальных установок встречается у Г.М. Андреевой, Д. Майерса и др. Влияние коммуникации на изменение социальных установок изучали К. Ховланд, И. Джанис и Г. Келли, М. Шериф. Неформальные сети коммуникации в социальных движениях рассматривал в своих работах М. Диани. Б.М. Фирсов
изучал взаимосвязь массовой коммуникации и социальной активности личности. Рассмотрением феномена социальной активности занимались Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова и другие.
Проблеме изучения социально-психологических механизмов посвящали свои исследования Г.М. Андреева, В.Н. Воронин, Р.С. Немов и др. Социально-психологические механизмы массового поведения рассматривали Г. Лебон, Г. Тард, С. Московичи, 3. Фрейд, Б.Ф. Поршнев, Д.В. Ольшанский.
Ценностные ориентации личности рассматривались в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Добрынина, А.И. Божовича, В.Н. Мясищева. Вопросами типологизации личности занимались Г.Айзенк, И.П. Павлов и др.
Социальные движения как особое явление социальной реальности рассматривались в трудах С. Московичи, Р. Тэрнера и Л. Киллиана, Р. Айермана и А. Джэмиссона, Г. Блумера, Д. Стокдейла, П. Штомпки, А. Мелуччи, Б. Кландерманса, С. Тэрроу, Т.Р. Гарра, а также Г.М. Андреевой, С.С. Фролова, М.Соколова.
В методологических аспектах исследования мы опирались на работы В.А. Ядова, И.Ф. Девятко, Г.С. Батыгина и других. Для проведения исследования были задействованы следующие методики в рамках когнитивистского подхода: методика выявления типов личности Г. Айзенка, методика семантического дифференциала Ч. Осгуда, методика исследования ценностных ориентации личности М. Рокича.
Методы и эмпирическая база диссертационного исследования:
Для решения задач диссертационного исследования использовались такие научные методы, как анализ, синтез, схематизация, категоризация, моделирование. Для получения результатов и подтверждения теоретических моделей изменения социальных установок в социальных движениях проводилось лонгитюдное исследование с замерами на начальном и конечном этапах (в 2008 и 2010 году соответственно).
Эмпирические данные были получены при помощи следующих методов исследования:
опрос в форме анкетирования (применялся на нескольких этапах исследования), в котором принимали участие представители различных по направленности социальных движений (конструктивных, деструктивных и нейтральных), общее число респондентов составило 190 человек;
психологическое тестирование респондентов опроса (90 человек) по трем методикам: 1) определение типа личности по методике Айзенка (опросник типа А), 2) выявление ценностных ориентации личности по методике Рокича, 3) построение частного семантического дифференциала по методике Осгуда;
метод включенного наблюдения за участниками социальных акций (наблюдаемая совокупность составила 100 человек).
Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании на разных этапах, составило 290 человек (представители каждого из выделенных классификации типов социальных движений), которые являются жителями Москвы и Подмосковья.
Для обработки и анализа эмпирических данных, полученных в результате исследования, использовались методы математической статистики (программы MS Office Excel и SPSS 15.0 for Windows), а также процедуры сравнения и обобщения.
Научная новизна исследования заключается:
- в выявлении и описании психологических факторов изменения
социальных установок молодежи в социальных движениях;
в составлении оригинальной классификации социальных движений в современной России;
в изучении проблемы выбора социального движения личностью с учетом влияния типа личности, ценностных ориентации и социальных установок;
- в выявлении влияния длительности включения в деятельность
социальных движений на направленность социальной активности личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными психологическими факторами изменения социальных
установок в процессе вовлеченности в социальные движения являются фактор
силы (проявляется в действии социально-психологических механизмов
убеждения, внушения и мотивации), фактор отношения (проявляется в
действии социально-психологических механизмов социальной идентичности,
социальной фасилитации и ингибиции) и фактор активности (проявляется в
действии социально-психологических механизмов конформности, заражения и
подражания).
-
В процессе изменения социальных установок в социальных движениях с учетом диспозиционной структуры личности и трехкомпонентной структуры аттитюда выявлено следующее влияние факторов: фактор отношения влияет на аффективный компонент аттитюда, фактор активности влияет на конативный компонент аттитюда, фактор силы влияет на когнитивный компонент аттитюда.
-
Разработанная классификация социальных движений включает в себя основные типы современных молодежных движений в России в зависимости от направленности пропагандируемой ими гражданской позиции, степени формализовашюсти движений и сферы их деятельности, что позволяет сделать прогноз, в каких типах социальных движений, скорее всего, будет участвовать человек с той или иной установкой на социально-значимую деятельность.
-
Молодежь с положительной социальной установкой на социально-значимую деятельность выбирает социальные движения конструктивной направленностью гражданской позиции; молодежь с негативной социальной установкой предпочитает участвовать в социальных движениях деструктивной направленности; молодежь с нейтральной социальной установкой на социально-значимую деятельность оказывается вовлеченной в социальные движения с нейтральной направленностью гражданской позиции. При этом прослеживается тенденция взаимосвязи темперамента и степени формализованное движения: молодежь с флегматическим и сангвиническим темпераментом скорее выберет формальные движения (чаще - конструктивной
направленности), в то время как молодые люди с холерическим и меланхолическим темпераментом скорее предпочтут участие в неформальных движениях (скорее, деструктивной направленности). Также существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и выбором социального движения: молодежь, имеющая в приоритете терминальные ценности (ценности-цели) личной жизни, самореализации и инструментальные ценности (ценности-средства) дела, чаще всего предпочитает конструктивно направленные социальные движения; молодежь, имеющая терминальные ценности личностного развития, общения и инструментальные индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения, тяготеет к социальным движениям деструктивной направленности; среди участников нейтральных социальных движений преобладают эстетические терминальные ценности, ценности самореализации и инструментальные конформистские, альтруистические ценности.
5. Согласно диспозиционной иерархической структуре личности,
социальная установка (аттитюд), соотносящаяся на уровне удовлетворения
потребностей с поступком, при повторении серии поступков, направленных в
ту или иную сферу социальной активности, может переходить в ранг базовой
социальной установки, а далее - на уровень ценностей личности,
регулирующих деятельность личности. В процессе вовлечения личности в
социально-активную деятельность в рамках социальных движений, можно
говорить об изменении социальных установок.
6. Длительность включения в деятельность социальных движений
различного типа влияет на уровень и направленность социальной активности
участников этих движений: для представителей конструктивных социальных
движений уровень социальной активности с течением времени повышается, и
эта активность конструктивно направлена; у представителей нейтральных
социальных движений можно говорить о незначительном увеличении уровня
конструктивной социальной активности с течением времени; у представителей
деструктивных социальных движений уровень социальной активности
снижается с течением времени (что характерно для представителей
неформальных движений) или повышается, но социальная активность при этом
становится деструктивно направленной (характерно для формальных
деструктивных движений).
Теоретическая значимость диссертационной работы: - впервые выявлены основные психологические факторы изменения социальных установок в процессе вовлеченности в социальные движения, проявляющиеся в действии определенных социально-психологических механизмов, с учетом трехкомпонентной структуры аттитюда: фактор силы (проявляется в действии социально-психологических механизмов убеждения, внушения и мотивации) влияет на когнитивный компонент аттитюда; фактор отношения (проявляется в действии социально-психологических механизмов социальной идентичности, социальной фасилитации и ингибиции) влияет на аффективный компонент аттитюда; фактор активности (проявляется в действии
социально-психологических механизмов заражения, подражания,
конформности) влияет на конативный компонент аттитюда;
впервые социальная установка исследуется на стыке когнитивистского и деятельностного подхода (применяются когнитивистские методики исследования социальных установок, типа личности, ценностных ориентации, результаты которых рассматриваются в контексте социально-значимой деятельности личности (социальной активности) в рамках вовлеченности в социальные движения);
разработана модель влияния психологических факторов на изменение компонентов социальной установки через социально-психологические механизмы в социальных движениях в диспозиционной модели личности;
- предложена оригинальная классификация современных социальных
движений, в которые вовлечена российская молодежь, на основании
пропагандируемой этими движениями гражданской позиции (конструктивной,
деструктивной или нейтральной), с учетом степени их формализованное
(формальные и неформальные) и сферы деятельности (социокультурные,
политические, общественные, студенческие и профессиональные, социальные,
досуговые);
впервые выявлено влияние типа личности, ценностных ориентации и социальных установок на выбор социального движения молодежью с учетом гражданской позиции, пропагандируемой этим движением: молодежь с положительной социальной установкой на социально-значимую деятельность выбирает социальные движения конструктивной направленностью гражданской позиции; молодежь с негативной социальной установкой предпочитает участвовать в социальных движениях деструктивной направленности; молодежь с нейтральной социальной установкой на социально-значимую деятельность оказывается вовлеченной в социальные движения с нейтральной направленностью гражданской позиции. При этом существует определенная тенденция взаимосвязи темперамента и степени формализованное движения: молодежь с флегматическим и сангвиническим темпераментом скорее выберет формальные движения, в то время как молодые люди с холерическим и меланхолическим темпераментом скорее предпочтут участие в неформальных движениях. Также выявляется тенденция зависимости выбора движения от ценностных ориентации личности: молодежь с приоритетными терминальными ценностями личной жизни, самореализации и инструментальными ценностями дела чаще всего предпочитает конструктивно направленные социальные движения; молодежь, имеющая терминальные ценности личностного развития, общения и инструментальные индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения, тяготеет к социальным движениям деструктивной направленности; среди участников нейтральных социальных движений преобладают эстетические терминальные ценности, ценности самореализации и инструментальные конформистские, альтруистические ценности;
разработана социально-психологическая модель выбора социального движения личностью;
теоретически обосновано и эмпирически доказано влияние длительности включения в деятельность социальных движений на направленность социальной активности личности: у участников конструктивных социальных движений уровень конструктивной социальной активности с течением времени повышается; у представителей нейтральных социальных движений уровень конструктивной социальной активности незначительно увеличивается с течением времени; у участников деструктивных социальных движений уровень социальной активности снижается с течением времени (характерно для неформальных деструктивных движений) или повышается, но социальная активность при этом становится деструктивно направленной (характерно для формальных деструктивных движений).
Практическая значимость исследования
В рамках данного исследования была разработана комплексная методика измерения социальных установок молодежи. В частности, была разработана авторская анкета для определения типа социального движения, к которому принадлежит та или иная личность, подобрана совокупность методик для определения типа личности, социальных установок и ценностных ориентации. Разработанная комплексная методика измерения социальных установок молодежи в социальных движениях может применяться в дальнейших исследованиях социальных установок.
Результаты исследования могут быть использованы в работе общественных молодежных организаций и социальных движений с целью активного привлечения молодежи сначала к разовому, а потом к постоянному участию в социальных акциях, и, как следствие, - вовлечение молодых людей в активную социально-значимую деятельность в рамках конструктивных социальных движений, даже если изначально молодые люди принадлежали к деструктивным или нейтральным социальным движениям.
Результаты, полученные лично автором:
представлена оригинальная классификация социальных движений в современной России;
разработана социально-психологическая модель выбора социального движения личностью;
разработана модель влияния психологических факторов на изменение компонентов социальной установки через социально-психологические механизмы в социальных движениях в диспозиционной модели личности.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования диссертационной работы
Достоверность работы обеспечивалась исходными методологическими
принципами, теоретической обоснованностью, использованием
взаимодополняющих методов и процедур исследования, адекватных поставленным целям и задачам.
Надежность и валидность полученных данных обеспечивается репрезентативной выборкой, использованием адекватных методов количественного и качественного анализа, математической обработкой
полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.
Апробация результатов исследования
Базовые положения диссертации неоднократно обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры рекламы Государственного Университета Управления и получили одобрение. Также результаты исследования были представлены на конференции «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2008 год) и на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория и практика» (Санкт-Петербург, СПГУТД, 2010 год). Материалы диссертационного исследования были представлены на заседаниях Молодежного Совета при Главе городского округа Жуковский, Московской области, и внедрены в работу Отдела по делам молодежи городского округа Жуковский.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс подготовки студентов специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью» Государственного университета управления. Материалы диссертационной работы использовались при проведении практических занятий по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью», а также могут быть использованы при чтении курсов «Социальная психология», «Массовые коммуникации и медиапланирование» в высших учебных заведениях.
Структура диссертационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Влияние социальной активности на изменение социальной установки
Первыми, кто связал перспективы развития социологии общественных движений с последствиями «когнитивной революции» (поворота в социальных науках к исследованиям структур и процессов мышления, стимулированного прорывами в психологии, лингвистике и компьютерологии), стали Айерман и Джэмиссон [Cicourel, 1974; Albersnagel, 1987; Hirst, 1988]. Общим для всех «когнитивистов» является интерес к тому, как люди получают информацию, перерабатывают ее, хранят, используют или забывают. Исходным пунктом служит положение о том, что любая деятельность, исполняемая человеком, требует существования у него представлений — репрезентаций (когнитивных структур, т.н. «теорий»), ориентируясь на которые он организует свое поведение [Frake, 1961; Cicourel, 1974]. Эволюция «теорий» происходит за.счет сохранения-способов мышления, показавших себя эффективными в «ассимиляции» нового опыта, и «аккомодации» неэффективных структур. Познание, таким образом, трудно отделить от действия, что особенно очевидно, в случае с социальным познанием и социальным-действием [Соколов, 1999].
В соответствии с этой общей ориентацией, Айерман и Джэмиссон рассматривали социальные движения, прежде всего, как производителей нового знания, успех которого зависел от способности его интеллектуалов создавать и распространять альтернативные определения социальной ситуации [Eyerman & Jamisson, 1989; Eyerman & Jamisson, 1991]. Движения, понимаемые как формы социального действия, возникают, развиваются и исчезают в зависимости от того, как эволюционируют представления о них и о целях, к которым они стремятся.
В таком подходе социальное движение - это практика, представляющая собой определение и переопределение социальной реальности в соответствии с теорией, альтернативной тем, которые образуют «когнитивный порядок» данного общества. То есть возникновение движения означает, что данная социальная система сконструирована не совсем удачно, однако, эта ошибка теперь может быть исправлена. Одно из главных преимуществ, которые обещает когнитивный подход — это возможность изучать деятельность социальных движений на уровне индивидуального сознания [Соколов, 1999].
Отметим также, что в рамках когнитивного похода может продолжиться исследование эффектов, которые альтернативные теории общества оказывают на развитие его культуры и сознание его членов: социальные движения, предлагая новые теории социального порядка взамен прежних, тем самым вызывают изменения в процессах конструирования социальной реальности.
Отдельно рассмотрим взаимосвязь субкультур общества и социальных движений. С точки зрения Б. Кландерманса и С. Тэрроу, выживание возникшего движения зависит от того, удастся ли ему вписать свои новые схемы в сценарий хотя бы одной из ранее возникших субкультур. [Klandermans & Tarrow, 1988; McAdam 1988,1992, McCarthy & Zald, 1972] А. Мелуччи отмечал, что, например, новые социальные движения, возникшие в 60-х, по сути, опираются на одну субкультуру [Melucci, 1989]. В свою очередь, субкультура не только влияет Haf возникновение социальных движений, но и подвергается влиянию- со стороны тех трансформаций социального сознания, которые несут движения. [Соколов, 1999].
Самым распространенным является социологический подход к изучаемым явлениям. Здесь под социальными движениями понимаются «массовые коллективные действия-одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, потребностей (как материальных, так и духовных), и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами» [Грицанов, Абушенко, Евелькин, Соколова, Терещенко, 2003]. По мнению французского социолога А.Турена, социальные движения являются своеобразными «действующими лицами процесса самопроизводства общества», посредством которых социальные общности оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей, выступая тем самым факторами изменений. [Турен, 1993]
По Г. Блумеру, социальные движения можно охарактеризовать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. При этом начальной стадией является состояние беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и стремления привнести положительные изменения в социальную действительность. [Blumer, 1951]
Существует множество определений социальных движений в социологии. Так, Штомпка определяет социальные движения как «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе» [Штомпка, 1996]. К. Ланг и Дж. Ланг подразумевают под социальными движениями «коллективные предприятия для преобразования социального порядка» [Lang, К. and bang, G. 1961]. Э. Гидденс определяет социальное движение как «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов» [Гидденс, 2005]. Ємелзер и Нейл видят в социальных движениях «коллективные усилия- по изменению норм и ценностей» [Smelser, Neil J. 1962.]. Лауер и Роберт подразумевают под социальными движениями «коллективные усилия по контролю над изменениями или корректировке их направления» [Lauer, Robert Н. 1976].
Социальные движения- органически связаны с такими социальными процессами как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социальный контроль. Но эти процессы всегда оказываются обусловленными групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих социальных групп. По мнению некоторых исследователей, социальные движения «существуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегрированы.
Социально-психологические механизмы формирования и изменения социальных установок в социальных движениях
На конативный компонент социальной установки влияют социально-психологические механизмы заражения, подражания и конформности. Первые два механизма традиционно рассматриваются исследователями в контексте массового поведения, т.к. наиболее сильно проявляются при условии включенности индивида в деятельность большой массы людей (будь то толпа или публика). В социальных движениях, как особой совокупности больших и малых социальных групп, взаимодействующих между собой, механизмы массового поведения особо ярко проявляются в таких формах массовой активности как социальные акции, собрания представителей того или иного движения (здесь можно говорить об организованной толпе) или обращение к одному и тому же средству массовой информации, участие в определенных социальных сообществах и т.п. (речь идет уже о публике).
Исторически- первичным и главным психологическим механизмом, действующим, в массе,- всегда считалось заражение: В самом» общем виде заражение можно определить, как бессознательную невольную подверженность индивида определенным- психическим состояниям [Райгородский, 2010]. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему [Андреева, 2007]. По мнению Б.Ф Поршнева, «в явлении психического заражения в коллективе, в той или иной общности, следует, в сущности, различать два разных явления. Их можно определить как внушение и подражание» [Ольшанский, 2002]. Базовая формула такого подхода выглядит следующим образом: заражение = внушение + подражание Это означает, что наблюдаемое со стороны заражение складывается из внешнего воздействия (внушение) заражающего и внутренней реакции (подражание) заражающегося.
Среди общих механизмов, способствующих возникновению и развитию стихийных форм массового поведения, одним из важнейших является так называемая циркулярная реакция, которая может быть определена как нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях [Крысько, 2001]. Сущность циркулярной реакции состоит в том, что в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно поддерживая и усиливая сама себя. Циркулярная реакция ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий. Поведение и эмоциональное состояние каждого из индивидов определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько поведением и эмоциями окружающих.
Рассматривая подражание как следствие заражения,-можно сделать вывод о соотношении этих явлений как активной причины (заражение) и пассивногог следствия (подражание). В основе феномена подражания лежат несколько факторов, определяющих наличие ряда его разновидностей: во-первых, это простая имитация, которая может наблюдаться.в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается» либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо же по причине действия автоматизированных физических реакций. Во-вторых, подражание часто наблюдается в бытовых, повседневных ситуациях, так как сознание человека иногда «отключается» при выполнении обыденных действий, когда можно делать работу «автоматически», как другие. В-третьих, достаточно расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает. Обратим внимание, что в определенных ситуациях у человека появляется особая потребность пребывания в массе ради регуляции своих эмоциональных состояний. В таких случаях именно разделение эмоций, сопереживание сходных эмоциональных состояний может восприниматься как подражание.
С другой точки зрения, подражание является следствием внушения но этот подход не проясняет все возможные ситуации. Такая точка зрения верна только для организованных, «искусственных» масс, где лидер является образцом для подражания вследствие внушения массе определенных ценностей и норм поведения. Для других, прежде всего для стихийно возникающих или исторически давно существующих масс, действуют иные механизмы [Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В., 2001].
Сведение феномена подражания просто к следствию, вытекающему из внушения или заражения, не совсем верно, такие попытки не могут полностью объяснить психологию масс - это принципиально разные феномены. Если заражение, внушение и убеждение носят, в основном, внешний характер, приходят к индивиду извне, то- подражание относится к внутреннему измерению его психики. Понятно, что в реальной психологии масс действуют как внешние, так и внутренние факторы,, однако ошибкой являются попытки выводить одно из другого. Они- действуют одновременно, и роли их одинаково важны, хоть и различны. Вряд ли возможно действие таких феноменов, как заражение, внушение или убеждение без1 готовности индивидов; составляющих массу, к подражанию [Ольшанский , 2002.].
На человека в группе также влияет и внутригрупповое давление, этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле [Кон, 1967]. Само слово «конформизм» несет отпечаток некоего негативного суждения [Myers, 1990]. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и. примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность», хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления. [Битянова,1994]
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений-субъективно воспринималось индивидом как конфликт [Майерс, 2007]. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что на поведенческий компонент социальной установки оказывают воздействие социально-психологические механизмы заражения, подражания и конформности. Их влияние прослеживается не только в социальных группах, в которые индивид включается в социальном движении, но и на массовых мероприятиях, в которые индивид вовлекается в процессе участия в социальных движениях. Проявление конформности также прослеживается в
Социально-психологические механизмы, влияющие на конативный компонент социальной установки
Главными для представителей неформальных нейтральных социальных движений, как видно из таблицы 3.7, являются ценности личной жизни и самореализации (терминальные ценности), причем любовь и творчество занимают первое место. Участники таких движений не стремятся навязывать свое видение окружающей действительности другим людям, они развивают себя и познают мир через призму собственных представлений, в отрыве от остальных членов общества. При этом в сфере инструментальных ценностей преобладают честность, ответственность, широта взглядов, чуткость -конформистские ценности, ценности приятия других. Участники таких движений не стремятся как-либо воздействовать на других людей — они принимают их как есть. В этом и заключается суть нейтральности, подобных социальных движений.
Для участников формальных социальных движений деструктивной направленности главными терминальными ценностями" являются конкретные ценности личностного развития и общественное признание, что хорошо прослеживается в деятельности социальных движений такого типа (см. таблицу 3.8). Свобода, уверенность в себе, активная деятельная жизнь находят свое отражение в многочисленных социальных (а зачастую -антисоциальных) акциях, таких типов социальных движений. Индивидуалистические инструментальные ценности (независимость, смелость, честность), ценности самоутверждения (непримиримость к недостаткам в себе и других) наглядно показывают модель поведения участников такого рода социальных движений. Можно прогнозировать, что молодежь с похожей системой ценностей, скорее всего, выберет формальные социальные движения деструктивной направленности, где лучше всего сможет реализовать себя с учетом своих жизненных принципов и ценностных ориентиров.
Рассматривая систему ценностей участников неформальных социальных движений деструктивной направленности (таблица 3.9), можно выделить преобладание личностных терминальных ценностей (любовь, развитие, познание), ценностей общения (друзья).
Отдельно выделяется свобода как ценность, характерная для этой категории молодежи — именно свободу в разных аспектах многие участники неформальных деструктивных движений провозглашают своим основным жизненным принципом (подразумевая свободу выбора, свободу от мнения и влияния других, свободу от общества и политики, свободу личности и т.д.). При этом в списке инструментальных ценностей можно отметить ценности приятия других (терпимость к взглядам и мнениям других, широта взглядов), а также индивидуалистические ценности (независимость, исполнительность, рациональность). В социальных движениях такого типа эти ценности проявляются в том; что участники подобных движений, с однойч стороны, всегда готовы помочь единомышленникам, с другой стороны, всегда подчеркивают свою независимость.
Подводя итог проведенному исследованию ценностных ориентации участников различных типов социальных движений, мы можем сказать, что ценностные ориентации (наряду с другими характеристиками и компонентами личности, которые были рассмотрены выше) оказывают определенное влияние на выбор социального движения молодежью: молодые люди выбирают такой тип движения, в котором наиболее полно реализуются потребности личности (активная деятельность, самореализация и т.д.), соотносящиеся с системой ценностей личности.
Для третьей части первого этапа исследования — определения социальной установки на социально-значимую деятельность у участников социальных движений различной направленности - была использована методика построения частного семантического дифференциала Ч. Осгуда. В итоговой шкале семантического дифференциала можно выделить три основных фактора эмоциональной оценки того или иного объекта: сила (слабый vs сильный, мужской vs женский, твердый vs мягкий, жестокий VS добрый, хладнокровный vs восторженный), активность (активный vs пассивный, пунктуальный vs разболтанный), отношение (обычный vs необычный, ложный vs правдивый, глупый vs умный, хороший vs плохой, старый vs новый, важный vs неважный). Распределение шкал на основе данных факторов представлено в таблице 3.10.
Выбор вышеперечисленных шкал обусловлен тем, что первоочередной задачей исследования было выявление силы установки и ее эмоционального окраса (отношение), а показатели активности и готовности к ее воплощению в деятельности дополнительно прослеживались в рамках анкетирования (степень социальной активности личности через частоту ее участия в социальных акциях можно увидеть на рисунке 3.5 и в таблице 3.11).
В данном исследовании под психологическим фактором понимается измеряемая переменная величина, принимающая в некоторый момент времени определенное значение. Фактор в данном исследовании является параметром описания социальной установки (в терминах Ч. Осгуда). Каждый фактор имеет область определения. Под областью определения понимается совокупность всех значений, которые в принципе может принимать данный фактор. В данном исследовании измеряются качественные факторы, и хотя качественным факторам не соответствует числовая шкала в том смысле, как это понимается для количественных факторов, можно построить условную порядковую шкалу, которая ставит в соответствие уровням качественного фактора числа натурального ряда, т. е. производит кодирование. Порядок уровней может быть произволен, но после кодирования он фиксируется [теория планирования эксперимента, материалы сайта http://appmath.narod.ru].
Для выявления социальной установки на социально-значимую деятельность участникам различных видов социальных движений предлагалось построение оценочной шкалы (семантического дифференциала) для следующих понятий: «патриотизм», «гражданский долг», «социально-значимая деятельность». Данные понятия были выбраны как отражающие, с одной стороны, деятельностный компонент социальной активности, с другой стороны, показывающие взаимосвязь чувства патриотизма (любви к Родине) и гражданского долга (указывает конструктивный вектор направленности социальной активности).
В процессе обобщения результатов исследования по методике построения частного семантического дифференциала у представителей разных типов социальных движений были составлены сводные профили, характеризующие средние показатели к понятиям у представителей того или иного типа движений по трем факторам: сила, отношение, активность. Таким образом, для каждого из типов движений были получены средние значения по трем факторам, отражающие отношение к каждому из приведенных понятий. По полученным профилям был проведен анализ социальной установки на социально-значимую деятельность у представителей каждого из шести типов социальных движений: формальных движений конструктивной направленности, неформальных движений конструктивной направленности, формальных движений нейтральной направленности, неформальных движений нейтральной направленности, формальных движений деструктивной направленности и неформальных движений деструктивной направленности.
Анализ динамики изменения социальных установок молодежи в социальных движениях
Анализируя изменения в семантическом дифференциале понятия патриотизма у представителей неформальных деструктивных движений, можно выделить снижение показателей фактора силы и изменение отношения в негативную сторону, а также понижение показателей фактора активности (рисунок 3.39). Понятие гражданского долга, с одной стороны, стало более сильным, но при этом ярко выражена тенденция изменения отношения к нему в негативную сторону при сохранении общей нейтральной направленности показателей активности (рисунок 3.40). Социально-значимая деятельность, напротив, потеряла показатели по фактору силы, что можно видеть на рисунке 3.41, но при этом также ярко выражена тенденция изменения отношения в негативную сторону.
В общем; можно говорить об изменении социальной установки на социально-значимую деятельность у участников неформальных деструктивных движений в негативную сторону по фактору отношения, и снижении показателей по фактору силы, а также о незначительном снижении показателей по фактору активности.
На основе всех вышеописанных результатов исследования социальной установки были составлены сводные таблицы 3.17, 3.18 и 3.19, в которых наглядно показана динамика изменения показателей по шкалам частного семантического дифференциала у представителей различных типов движений за два года (учитываются все три построенных семантических профиля для каждого из типов движений).
Область определения значений по каждой из шкал составляет диапазон от -3 до +3 с ценой деления шкалы, равной 1 условному пункту. Значение показателя в диапазоне от -1 до!+1, говорит о слабой выраженности данного фактора по выбранной шкале. Значения в диапазоне от -З до -2 и от +2 до +3 говорят о сильной выраженности данного фактора по, приведенной шкале (направленность отношения - негативная- или» позитивная — зависит от того, ближе к какому из понятий биполярной шкалы располагается показатель). В дальнейшем, для выявления- среднего значения показателя , каждого из трех факторов, суммируются средние показатели по всем шкалам, определяющим этот фактор. Таким образом, в рамках данного исследования изменения средних показателей по шкалам в диапазоне от 0,3 и выше являются значимыми и свидетельствуют о происходящих изменениях.
Исходя из таблицы 3.17, можно говорить о повышении показателей по фактору силы в обоих типах конструктивных движений (в среднем, на 0,3 пункта по значимым шкалам), повышение показателей по фактору активности (для формальных конструктивных движений — на 0,4 пункта, для неформальных - на 1,3 пункта), значительное повышение показателей по фактору отношения (в среднем, на 0,46 пункта по каждой из шкал обоих типов движений), что говорит об изменении социальной установки на социально-значимую деятельность у представителей конструктивных типов движений в течение времени вовлеченности в деятельность этих движений.
Как видно из таблицы 3.18, у представителей нейтральных движений социальная установка на социально-значимую деятельность изменилась незначительно. В основном, прослеживаются изменения у участников формальных нейтральных движений: по фактору силы в среднем на 0,44 пункта, по фактору отношения на 0,21 пункта и всего на 0,15 пункта по фактору активности. Для представителей неформальных социальных движений нейтральной направленности изменения по фактору силы произошли всего на 0,06 пункта, а по фактору активности — на 0,35 пункта, по фактору отношения — 0,45 пунктов (отношение и даже активность повысились, но по фактору силы социальная установка существенно не изменилась).
Как наглядно показывает таблица 3.19, социальная установка у участников неформальных деструктивных движений изменилась довольно заметно: по фактору силы произошло снижение показателей на 0,48 пункта; по фактору отношения — снижение показателей на 0,93 пункта (то есть отношение стало более негативным, социально-значимая деятельность оценивалась как менее важная, менее хорошая, менее правдивая и т.д., по сравнению с первыми замером в 2008 году); по фактору активности также видим снижение показателей на 0,7 пункта. Что касается представителей формальных социальных движений деструктивной направленности, то можно заметить некоторый спад показателей по фактору силы (на 0,42 пункта), прежние средние показатели по фактору активности и незначительное повышение показателей по фактору отношения (на ОД пункта), но при этом, как показывают данные других этапов исследования, социальная активность такой молодежи оказывается агрессивной и деструктивно направленной.
Таким образом, приведенные таблицы подтверждают факт изменения социальной установки у участников различных социальных движений в течение двухлетней включенности в деятельность социальных движений.
Соотношение изменения показателей по трем факторам (силы, активности, отношения), представленным- в сводных таблицах 3.17, 3.18 и 3.19, и динамики изменения социальной активности молодежи в течение изучаемого периода, представленной в таблице 3.16, позволяет сделать вывод 0 влиянии выявленных психологических факторов на изменение социальных установок.
На основе полученных данных, с учетом теоретических моделей, разработанных во второй главе,, можно- графически представить динамику социальной активности молодежи (рисунок 3.42). На представленном графике показана взаимосвязь длительности включения в деятельность социальных движений и направленности социальной активности личности.
Показателем социальной активности, как уже отмечалось выше, является частота участия в социальных акциях. Изменение социальной активности показано через замеры на определенных периодах (за период взят 1 год), также можно сделать прогноз, как дальше будет меняться направленность и интенсивность социальной активности, если личность продолжит участие в том или ином социальном движении. 1