Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола Аргентова Лариса Валерьевна

Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола
<
Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аргентова Лариса Валерьевна. Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Аргентова Лариса Валерьевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2007.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/870

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Представления женщин о лицах противоположного пола (в контексте влияния родительской семьи) как проблема социальной психологии 13

1. 1. Проблема «социальных представлений» в работах зарубежных и отечественных психологов 13

1. 2. Родительская семья как фактор формирования социальных представлений ребенка 40

1.3. Неполная родительская семья. Феноменология. Из истории вопроса 47

Выводы по Главе 1 55

Глава 2. Методология и методы исследования представлений женщин о лицах противоположного пола 59

2.1. Методология исследования представлений женщин о лицах противоположного пола 59

2.2. Методы исследования представлений женщин о лицах противоположного пола 61

2.3. Характеристика выборки исследования 64

Выводы по Главе 2 66

Глава 3. Исследование представлений женщин из неполных родительских семей, образовавшихся в результате развода, вдовства и одинокого материнства, о лицах противоположного пола 68

3. 1. Исследование наличия статистически значимых связей между семейными статусами матерей и дочерей 68

3. 2. Исследования представлений не состоящісс в браке женщин о лицах противоположного пола 70

3. 2. 1. Исследование представлений о степени и возможности реализации ценностей взаимной любви и счастливой семейной жизни у женщин из неполных родительских семей 70

3. 2. 2. Исследование содержания представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола в целом 74

3. 2. 3. Исследование представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей об идеальном муже 82

3. 2. 4. Исследование представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о перспективах во взаимоотношениях с мужчинами и своей личной жизни 84

3.3. Исследование представлений состоящих в браке женщин о своем муже 86

3. 3. 1. Исследование содержания представлений состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о своём муже 86

3. 3. 2. Исследование представлений замужних женщин из неполных родительских семей о перспективах брака, ожиданий в изменении семейной ситуации 95

Выводы по Главе 3 97

Заключение 101

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования По существующим оценкам, демофафическая проблема в современной России является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед страной РФ по-прежнему входит в десятку стран с самым низким в мире уровнем рождаемости, при этом продолжается рост числа неполных семей По данным переписи населения 2002 г, примерно каждый третий ребенок в Российской Федерации воспитывается в неполной семье Известно, что воспитание в неполной семье может негативно отражаться на всем процессе становления личности ребенка отмечаются искажения системы ценностей, различного рода дезориентации личности, ее эмоциональная неустойчивость, избыточная конфликтность (Л Л Баз, О В Баженова, О А Белобрыкина, А Я Варга, А И Захаров, Б В Зейгарник, Н И Корытченкова, Э Г Эйдемиллер и др ) С другой стороны, полная семья отличается особой динамикой ценностно-смысловых составляющих образов миров супругов, обусловливающей процесс становления внутреннего единства семьи и определяющей ее самоорганизацию в качестве особой «совмещенной психологической системы» (Ю В Трофимова, 2002) В неполной семье отсутствуют встречно идущие между супругами процессы персонализации и персонификации, обеспечивающие устойчивое развитие системы «семья» Естественно, что ребенок, подрастающий в неполной семье, оказывается вне системы этих процессов, что обусловливает невозможность адекватной интериоризации поло-ролевых диспозиций и установок

Следует заметить, что понятие «неполная семья» является достаточно расплывчатым Как правило, определяющим признаком неполной семьи является отсутствие супружеской пары, а чаще всего подразумевается семья «мать - ребенок (дети)» На самом же деле существует качественное различие между неполными семьями, которое обычно упускают исследователи семьи, представляющие разные науки, но одинаково заинтересованные в выполнении социального заказа семья как социальный институт определяет не только образ жизни людей, но и, в конечном счете, качество потомства, здоровье нации и государства Существуют, однако, проблемы, для решения которых необходимо вводить хотя бы самую общую и предварительную типологизацию неполных семей К числу таких проблем относится и проблема изучения того, какие представления о мужчинах доминируют у женщин - выходцев из неполных родительских семей В данном случае под «представлениями» понимается не узкое, собственно когнитивное содержание понятия, а более широкий его референт, включающий в себя перцептивные установки на восприятие лиц противоположного пола, оценку их в качестве реального (или потенциального) мужа, сексуального партнера и тд Эти представления закладываются в семье, выступающей в качестве первого социализирующего института общества, влияние которого распространяется далеко за пределы детства и юношества, во многом определяя то, что представляется человеку значимым в плане благопоіучия его будущей семейной жизни

Актуальность поднимаемой нами проблемы фундируется тем, что она, при всей ее важности, остается практически не изученной в том, что касается вопроса влияния воспитания человека в неполной родительской семье разного типа на формирование его представлений о пицах противоположного пола, и тем самым, на его будущие отношения с ними С другой стороны, изучение этой проблемы позволяет приблизиться к более полному пониманию проблем, возникающих в отношениях между женщиной и мужчиной - как в семье, так и за ее пределами

Объект исследования- представления женщин о лицах противоположного пола

Предмет исследования различия в представлениях женщин о лицах противоположного пола, связанные с их принадлежностью к разным группам (неполным родительским семьям разного типа)

Цель исследования: раскрыть содержание представлений женщин из неполных родительских семей разного типа о лицах противоположного пола, и выявить особенности содержания этих представлений

Задачи исследования-

  1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению проблемы представлений женщин о лицах противоположного пола в контексте влияния на эти представления типа родительской семьи женщины,

  2. Исследовать, описать и сравнить представления не состоящих в браке женщин 35-59 лет из полных и неполных родительских семей, возникших в результате развода, вдовства и одинокого материнства, о лицах противоположного пола,

  3. Исследовать, описать и сравнить представления состоящих в браке женщин из полных и неполных родительских семей разного типа о своем муже,

  4. Выявить наличие связи между типом родительской семьи женщины и ее представлениями о лицах противоположного пола,

  5. Выявить наличие связи между типом родительской семьи женщины, ее семейным статусом и ее представлениями о будущей личной жизни

Гипотеза исследования. Предварительные исследования показывают, что наиболее распространенными являются неполные семьи трех типов возникшие в результате развода родителей, вдовства одного из родителей и одинокого материнства Можно полагать, что дети, вырастающие в этих типологически различных семьях, по-разному переживают диссонанс ситуации неполноты семьи Этот диссонанс может выступать в качестве фактора, обусловливающего особенности формирующихся представлений о лицах противоположного пола, которые закладываются у девочек и девушек в период воспитания в семье, но могут заявлять о себе в гораздо более зрелом возрасте, определяя облик семейной жизни и сексуального поведения женщин

Теоретико-методологическую основу исследования составили комплексный и системный подходы в психологической науке (К А Абульхано-

ва, Б Г Ананьев, А Г Асмолов, А Л Журавлев, А Н Леонтьев, Б Ф Ломов, С Л Рубинштейн, А В Юревич и др), теория социального познания (Г М Андреева, Дж Брунер, У Найссер, В Ф Петренко, П Н Шихирев и др ), теория социальных представлений (С Московией, Ж - К Абрик, В Вагнер, У Дуаз, Д Жоделе, С Йовчелович, Ж -П Кодол, И Маркова, М -Ж Шомбар де Лев, А И Донцов, Т П Емельянова, Е В Якимова и др ), теория транскоммуникации В И Кабрина, идеи отечественных и зарубежных психологов, занимающихся проблемами влияния родительской семьи на формирование будущей личной жизни ребенка (Т В Андреева, М Боуэн, А Я Варга, К Витакер, В Н Дружинин, С В Ковалев, А Г Лидере, Т Лук-ман, С Минухин, Н Л Москвичева, В Сатир, Е Т Соколова, А С Спива-ковская, Л В Шнейдер, Э Г Эйдемиллер, В Юстицкис и др )

Методы исследования При решении конкретных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр методов

методы теоретико-меїодологическоіо анализа (историография семьи, сравнительно-сопоставительный), анализ философской, социологической психологической литерагуры,

общенаучные методы, включающие наблюдение, интервьюирование, анкетирование, беседы, методы фильтрующего опроса и сплошной выборки,

диагностические - ассоциативный метод, метод экспертных оценок, метод семантического дифференциала, Психобиографическая анкета (авторская), методика «Незаконченные предложения» Д Сакса и Леви, методика «Ценностные ориентации» М Рокича в адаптации С В Пантилеева, методика «Автобиография» («Я через 5 лет») Г ОллпортаиМ Гиллеспи,

при обработке полученных данных использовались методы математической статистики (статистические анализ частот, корреляционный и дисперсионный анализы, анализ средних значений признаков, сравнение распределений) Выявление различий в процентах исследуемых признаков осуществлялось с помощью биномиального критерия, в средних уровнях исследуемых признаков - с помощью Т-критерия Стьюдента, в распределениях признаков - с помощью критерия Колмогорова-Смирнова Сопряженность качественных признаков оценивалась с помощью критерия хи-квадрат Данные исследования анализировались по более 200 психодиагностическим параметрам Их обработка проводилась с помощью пакета «STATI STICA»

Достоверность результатов и выводов достигнута опорой на фундаментальные теоретические положения современной психологии, комплексностью в подборе методов исследования, отвечающих его целям и задачам, а также применением комплекса валидизированных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, проведением качественного анализа полученных данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке испытуемых, использованием адекватных методов математической статистики для обработки данных

Работа над диссертационным исследованием проводилась поэтапно в течение 2001-2007 годов

Первый этап (2001-2002 гг ) - проведен анализ публикаций по проблеме исследования Разработаны концептуальные основы исследования

Второй этап (2003-2004 гг) - разработан и апробирован исследовательский инструментарий, проведены пилотажное и основное исследования

Третий этап (2005-2007 гг) - проведен анализ результатов исследования, сформулированы выводы исследования Завершение работы над диссертацией Подведение итогов

Общую выборку в исследовании составили 228 женщин в возрасте 35-59 лет, жители г Кемерово и Кемеровской области, представительницы самых разных сфер деятельности 148 женщин составили экспериментальную выборку, в которой были выделены три подгруппы 1) 75 женщин - из неполных родительских семей, образовавшихся в результате развода, 2) 41 женщина -из родительских семей вдов, 3) 32 женщины — из родительских семей одиноких матерей Контрольную группу (80 человек) составили женщины из полных родительских семей

Научная новизна исследования представлена совокупностью полученных сведений и фактов о содержании сложившихся представлений о лицах противоположного пола у женщин 35-59 лет из неполных родительских семей разного типа В частности

выявлена роль семьи в формировании представлений о лицах противоположного пола в условиях существующего диссонанса неполноты семьи разного генеза,

показано, что представления не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола центрированы на таких качествах личности мужчин, которые являются дефицитарными для того или иного типа неполной родительской семьи,

исследовано и описано содержание представлений, характерных для состоящих в браке женщин из полных и неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе женщин, о своем муже и выявлены соответствующие типологические различия,

показано, что уровень оптимизма по поводу реализации такой ценности как «взаимная любовь и счастливая семейная жизнь» наиболее высок у женщин, воспитывавшихся в полной родительской семье, дочери разведенных женщин значимо оптимистичнее оценили свои возможности в достижении взаимной любви и счастливой семейной жизни по сравнению с дочерьми вдов и одиноких матерей

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации теоретико-методологических подходов к изучению представлений женщин о лицах противоположного поіа в контексте влияния на эти представления типа родительской семьи женщины Внесен on-

ределенный вклад в развитие проблематики межличностного восприятия за счет раскрытия влияния на становление социальной перцепции специфичной роли семьи В рамках теории гранскоммуникации В И Кабрина по-новому истолкован феномен «диссонанса сигуации неполноты семьи» неполная семья в зависимости от особенностей этой «неполноты» инициирует деформированную коммуникативную ситуацию, порождая тем самым искажение в коммуникативных мирах членов этой семьи, что и проявляется в их системе ценностей, оценочных суждений и особенностях перцептивных установок

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностями, связанными с применением полученных в ходе исследования результатов Результаты данного исследования используются в практике семейного консультирования, в практике работы школьных психологов, психологов социальных служб при работе с неполными семьями разного типа Объективная информация, полученная в ходе исследования, может лечь в основу разработки психологических тренингов и психокоррекционных программ Результаты, полученные в исследовании, имеют прогностический потенциал, необходимый для анализа тенденций в становлении сознания у представителей специфичных групп общества (неполных семей разного типа) Результаты исследования использованы при разработке курса «Психология семейных отношений» для студентов-психологов Материалы диссертационного исспедования привлекаются для организации просветительской и воспитательной работы с молодежью

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. При всем внешне не сопоставимом разнообразии жизненных коллизий, прослеживается влияние семьи на формирование представлений о лицах противоположного пола у женщин, которые воспитывались в семье, где изначально не было мужчины («мать-одиночка» - по жесткому определению некоторых социальных институтов), или он был, но умер, или семья распалась

  2. Это обусловлено тем, что диссонанс неполноты семьи порождает коммуникативное пространство, отличающееся от того нормативного коммуникативного пространства, которое предполагает социальные эталоны, стереотипы и традиции Обедненный коммуникативный мир неполной семьи дефицитарен по сути, отличается повышенной тревожностью, становящейся перманентным (хотя и не всегда осознаваемым) состоянием членов семьи

  3. Так, в центре представлений о лицах противоположного пола дочерей вдов оказываются качества, характеризующие мужчину скорее как защитника, опору У дочерей разведенных женщин ядерными выступают качества,

.характеризующие зрелость мужчины забогу о женщине, семье, детях и деловитость У дочерей одиноких матерей наиболее значимыми оказываются такие качества мужчины, коюрые характеризуют идеальную сторону отношений (проявление любви, уважения, признание личных и семейных ценностей), а так же идеализируется роль мужчины в материальном обеспечении

семьи

4 Содержание представлений о собственном муже у состоящих в браке женщин из неполных родительских семей характеризует 1) когнитивная бедность представлений, особенно у дочерей вдов и одиноких матерей, 2) в целом положительная установка на восприятие мужа у дочерей вдов и представительниц полных родительских семей - их ядро представлений о муже содержит, главным образом, положительно или нейтрально эмоционально заряженные элементы, проявляемые в оценочных суждениях Для выходцев из семей одиноких матерей и семей, где имел место развод родителей, характерны амбивалентность представлений женщин о своем муже на фоне выраженного критического отношения к нему

Апробация результатов исследования: Основные положения и материалы диссертации были представлены и докладывались на конференциях разного уровня Международной конференции «Социокультурная герменевтика теоретико-методологическое обоснование в контексте развития толерантности» (Кемерово, 2002), V Международной научной конференции (Белово, 2004), Всероссийской конференции «Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях» (Кемерово, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Семья и дети в современной России» (Москва, 2006), Международной научно-практической конференции «Георетические и прикладные аспекты психологии развития проблемы, решения, перспективы» (Кемерово, 2007), ежегодных итоговых научно-практических апрельских конференциях студентов и молодых ученых Кемеровского государственного университета (2002-2006 гг), обсуждались на методических семинарах социально-психологического факультета КемГУ и заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ (2001—2005 гг) и социальной и гуманистической психологии ТГУ (2006, 2007 гг )

По теме диссертации опубликовано 12 научных статей

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, глоссария Содержание работы изложено на 170 страницах В тексте диссертации имеется 13 таблиц и 1 рисунок Библиографический список насчитывает 305 источников, из них 61 на английском и французском языках

Родительская семья как фактор формирования социальных представлений ребенка

Социально-психологический анализ знания предстает как полемическое противостояние двух, парадигм - традиционалистской (позитивистской) и конструкционистской (герменевтической). К традиционшшстской парадигме тяготеет социальный когнитивизм. Герменевтическая парадигма объединяет социальный конструкционизм, этогеничеекую теорию, дискурсивную психологию. Конструирования образа мира в рамках герменевтической модели объединяет неприятие сциентистской модели человека и общества и индивидуалистической интерпретации процесса познания. Среднюю, «равноудаленную», по мнению критиков, позицию от радикальных крайностей традиционализма и конструкционизма. занимает французская школа социальных представлений [ 13; 241 ].

Проблемная область - социальные представления, - все чаще стала заявлять о себе, начиная с 70-х гг. 20-го столетия после того, как в 1961 г. в Париже была опубликована монография Сержа Московией «Психоанализ: его образ и его публика» [281]. В ней речь шла о том, как научное знание, трартс-формируясь в факт обыденного сознания, становится конституирующим фактором социального мира обычного человека. Опираясь на результаты многочисленных интервью с представителями разных слоев французского общества, а также на данные контент-анштиза национальной прессы различной политической ориентации, С. Московией попытался вычленить «фран цузский образ» психоанализа (в данном случае - теория 3. Фрейда) как специальный элемент обыденного знания, который он назвал социальным представлением.

В зарубежной социальной психологии теорию социальных представлений связывают с С. Московией и его последователями: Д. Жоделе, Ж.-П. Кодолом, Ж.-К. Абриком, У. Дуазом, В. Вагнером, С. Йовчелович, И. Марковой, М. Плоном. В отечественной социальной психологии интерпретация и анализ работ в области социальных представлений связаны с именами Г. М. Андреевой, А. И. Донцовым, Т. П. Емельяновой, Е. В. Якимовой.

Спустя два десятилетия после провозглашения в 70-е годы С. Московией концепции социальных представлений, когда она рассматривались только в качестве еще одного объекта социально-психологического анализа, она превратилась в специфически европейскую теоретическую модель социальной психологии со своим собственным, отличным от североамериканского пониманием ее предмета и методологии, в «стержневой объект» социальной психологии будущего.

Исходно С. Московией в своих рассуждениях отталкивался от понятия «коллективных репрезентаций», введенного Э. Дюркгеймом в 1898 году. Коллективные репрезентации рассматривались Э. Дюркгеймом как представления, широко разделяемые членами общества, социальные по природе и происхождению и относящиеся к обществу [75]. Э. Дюркгейм рассматривал коллективные представления не как сумму представлений индивидуальных, а как их первооснову, которая, подобно языку, едина для всех членов данного общества, кроме того, он обнаружил в понятии «представление» символический компонент и обозначил его как способ осознания обществом самого себя.

Э. Дюркгейм различал представления индивидуальные, носителем которых он считал сознание индивидов, и представления коллективные, субстратом которых выступает общество. Первые аналогичны образам, они измен чивы, преходящи и составляют предмет психологии. Вторьте сродни категориям и понятиям, универсальны, неизменны, безличны и в своей совокупности подлежат изучению в рамках социологии.

Следуя Э. Дюркгейму, С. Московией признает относительную автономию социальной реальности и ее «власть» нал индивидом, но, следуя также 3. Фрейду, Ж. Пиаже и Л. С. Выготскому, он обращается к изучению тех процессов, посредством которых психологические феномены продуцируют эту реальность, оставаясь в то же время ее продуктами. Поэтому теория социальных представлений подразумевает совершенно новую трактовку понятия и процесса репрезентации: субъект не копирует противостоящий объект, а вступает с ним в определенное социально-психологическое отношение.

В отличие от коллективных представлений в концепции Э. Дюркгейма, обладающих принудительным характером по отношению к индивиду и развивающихся под воздействием сил sui generis (социальной реальности) на протяжении многих поколений, одних и тех же во всем обществе, социальные представления по С. Московией - это знания и верования, которые возникли в повседневной коммуникации, которые коллективно разделяются членами общества и представляют собой согласованный универсум мыслей социально создаваемых и социально коммуницируемых для формирования «общего сознания» и имеют соответствующую структуру.

Сравнительный теоретический анализ позволяет заявлять о значительно большей близости методологии социальных представлений к интеракцио-низму и феноменологической традиций, чем к структурно-функциональной теории коллективных представлений как социальных фактов Э. Дюркгейма [68].

Дальнейшее развитие понятия «коллективные представления» С. Московией связывает также с именами Леви-Брюля, 3. Фрейда и Ж. Пиаже [136]. Леви-Брюль попытался вычленить интеллектуальные и аффектттые структуры коллективных представлений; Ж. Пиаже и 3. Фрейд подготовили почву для превращения этого термина из абстрактного объяснительного концепта в феномен психосоциальной реальности, подпадающий под известные процедуры психологического исследования, а также выявили связь индивидуальной и коллективной ментальности.

Категория социальных представлений призвана структурировать ментальную реальность современности, в которой уже не существует мифов в их прежнем понимании, где изменился статус религиозных верований и даже обыденное знание приобрело новую структуру.

Под социальными представлениями в работах С. Московией имеются в виду «когнитивные системы, обладающие собственной логикой и языком»; «сеть понятий, утверждений и объяснений, берущих начало в повседневной межличностной коммуникации»; «особый способ приобретения и передачи знания, благодаря чему создаются реальность и здравый смысл» [294, с. 181-186].

Эти когнитивные системы, упорядочивающие образ мира, социальны как с точки зрения своего генезиса, так и в содержательном отношении. Они социальны, потому что в них представлен именно социальный срез реальности, они общезначимы для многих индивидов и создают общее пространство повседневности, детерминирующее поведение людей. С помощью социальных представлений происходит конституирование сферы здравого смысла, повседневного общения и обыденного знания как «социальной реальности».

Для С. Московией социальные представления являются эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования. Д. Жоделе к этому добавляет: «Категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знание здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. Они могут быть названы поэтому «современной версией здравого смысла» [И, с. 176].

Методы исследования представлений женщин о лицах противоположного пола

В этом бесконечном процессе увеличения амплитуды значений происходит постоянное их реконструирование в контексте все новых и новых дополнительных действий и новых участников интеракций. В итоге осмысленная коммуникация всегда зависит от длинной совокупности отношений вплоть до реляционных условий общества в целом [51; 256].

Совокупность отношений, обладающих значением, формирует относительно постоянную позитивную онтологию. Такая онтология поддерживает рутинную практику осмысленных интеракций и, вместе с тем, становится почвой для неверного или ложного понимания. Продуцирование значений -это путь к компромиссу и конфликту одновременно.

Многие психологи выступают с резкой критикой «вируса постмодернизма, который заразил трагическим релятивизмом гуманитарные науки и теперь угрожает благополучию психологии». Главным носителем этого вируса в среде психологов считают К. Гергена и «метапсихологию социального конструкционизма».

С. Йовчелович считает, что постмодернистское отрицание «знания как репрезентации», доведенное до своего логического конца, - это не что иное, как «бихевиоризм с черного хода». В результате психология, как и во времена Уотсона, вновь становится бессубъектной, на сей раз «наизнанку» [271, с. 130]. В погоне за этим идеалом объективного научного знания конструктивисты отвергают с порога любые сведения, опирающиеся на традиционную научную доктрину, объявляя их «фольклором», суеверием или ценностно-недостоверным отображением реальности.

Таким образом, социальный конструкционизм демонстрирует разрыв с идеей объективной природы знания (прежде всего - социального), с концепцией истины как опытно верифицируемого соответствия «теории - фактам» и с утверждением о причинной обусловленности социопсихологических явлений [240; 288].

В споре о том, должны ли физические теории по-прежнему служить образцом для построения теорий в социальной психологии, С. Московией не отрицает субстанциональности физического мира, он не согласен лишь с тем, что физический мир детерминирует мир социальных представлений. При этом сохраняется ключевое утверждение С. Московией о том, что человек и общество могут и должны изучаться с точки зрения характерных для них верований, представлений, идей и целей, т.е. в терминах интенциональности.

Вполне в духе конструкционизма звучит категорическое заявление С. Московией о том, что «представление, которым мы располагаем, не связано непосредственно с нашей манерой думать; скорее наша манера думать и то, что именно мы думаем, зависит от предмета, т. е. от того факта, имеем ли мы в своем распоряжении данное представление... навязанное нам как достижение сменяющихся поколений» [240, с. 10].

Между тем, принципиальная новизна концепции С. Московией как раз и состоит в переосмыслении классической схемы отношений субъекта и объекта познания, что позволяет построить антипозитивистскую неиндивидуалистическую психологию, которая, включает и сознание, и представления. В рамках новой парадигмы противостояние индивида и общества оказывается ложной проблемой. Анализу в этом случае подлежит свод конвенциональных правил социально-дискурсивного поведения в практике их реального функционирования в виде социальных представлений.

Сравнительный теоретический анализ дискурсивной психологии и теории социальных представлений доказывает, что у этих подходов гораздо больше сходств, нежели различий. Их объединяет прежде всего общая методологическая платформа, что проявляется в интересе к обыденному знанию и его изменчивости, к идее выработки разделяемых ментальных объектов, наконец, к принципам конструкционизма как к обновленной программной идее для социальной психологии. С С. Московией Р. Харрс объединяет также интерес к структурным параметрам коллективной ментальности и к проблеме социальных значений, вырабатываемых в ходе социальных интеракций.

Расхождение в их постулатах состоит в трактовке механизма выработки нового знания: согласно С. Московией, знание вырабатывается в контексте широко понимаемого общественного взаимодействия людей, содержание которого фиксируется в текстах СМИ, политическом и других видах дискурса. Субъектом, носителем этого знания являются не отдельные индивиды, а социальные группы. Социальные представления вырабатываются группами в разного рода ситуациях, выполняют, тем самым, важные социальные функции.

По мнению британцев Дж. Поттера и И. Литтона, работающих в области дискурсивной психологии, теорию социальных представлений следует дополнить понятием лингвистического репертуара [287]. С. Московией не согласен с подобной трактовкой своей теории, превращающей ее в подсобное средство этнометодологии и конверсационного анализа.

Не отрицая возможности включения «лингвистических репертуаров» в практику изучения социальных представлений, он вместе с тем утверждает: «Дискурс - это не представление, даже если предположить, что каждое представление может быть обращено в дискурсивную реальность» [280, с. 92]. Не всякий образ или понятие становятся элементом языка. Дело обстоит как раз наоборот: язык способен актуализировать любые образы и представления, разделяемые группой. И таким образом, лингвистический репертуар не исчерпывает собой природы феномена, называемого социальным представлением. Кроме того, если конструирование реальности рассматривают исключительно как «продукт консенсуса между индивидами», это понятие утрачивает свою эвристическую силу и становится тривиальным, подчеркивает С. Московией [283, с. 231].

Исследования представлений не состоящісс в браке женщин о лицах противоположного пола

Сравнительное исследование представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола осуществлялось с помощью методики «Незаконченные предложения» (См. Приложение 2). Критерий Колмогорова-Смирнова выявил статистически значимые различия в распределении ответов между женщинами из полных и неполных родительских семей разного типа в завершении предложений.

Результаты исследования представлены в Таблице 8 и свидетельствуют о том, что в большинстве случаев представления не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола негативные. Положительные варианты завершения предложений наблюдались лишь у 9,1 % - 14,8 % респонденток (в зависимости от типа родительской семьи), в том числе, наибольшее количество - у дочерей разведённых матерей, а наименьшее - у дочерей одиноких матерей.

Представления о лицах противоположного пола не состоящих в браке дочерей вдов

В целом выявлена отрицательная установка исследуемой группы женщин к лицам противоположного пола, характеризующая достаточно высокий уровень их социальной фрустрированности (ими было дано большинству мужчин всего 13,95 % положительных характеристик). Это больше, чем у дочерей одиноких матерей, но меньше, чем у представительниц полных родительских семей и женщин из семей, переживших развод родителей).

Поле представлений этой группы женщин о большинстве мужчин характеризуется выраженным нравственным компонентом, оценочными суждениями о них, качествами, характеризующими интеллектуальный уровень, особенности общения, отношение к алкоголю. Среди непринимаемых качеств мужчин дочери вдов значимо чаще называли трусость (8,33 % при Р 0,006), слабость, безволие, лень (7,9 % при Р 0,05), пьянство, иждивенчество, (все по 5,55 % при Р 0,009), лицемерие (2,6 % при Р 0,05), а среди особо привлекательных качеств мужчин дочери вдов значимо чаще по сравнению с представительницами других типов семей называли доброту, ум (по 8,1 % при Р 0,05), щедрость (5,4 % при Р 0,05), мужественность (2,78 % при Р 0,05), честность, справедливость, помощь женщине (по 2,7 % при Р 0,05). Ядро представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей вдов о лицах противоположного пола составляют качества, характеризующие мужчину скорее как опору, защитника.

Идеалом мужчины дочери вдов значимо чаще считают своего отца (Р 0,03), а уж затем следуют литературные и киногерои, носители конкретных психологических характеристик, число которых крайне ограничено и характеризуется когнитивной бедностью. Это можно объяснить тем, что отец в такой семье является, как правило, мифической положительной фигурой, ориентиром в восприятии и оценке других, уже реальных мужчин, которым трудно этому образцу соответствовать. Нередко у дочерей вдов формируются нереалистические ожидания в восприятии лиц противоположного пола.

Представления не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей, где имел место развод родителей, о лицах противоположного пола.

В целом выявлена отрицательная установка этой группы респонденток к большинству мужчин. Тем не менее, уровень социальной фрустрированно-сти этой группы женщин самый низкий среди исследуемых групп представительниц неполных родительких семей. Именно эта группа женщин атрибутировала мужчинам больше всего позитивных характеристик (14,8 %), указав, что не все мужчины плохие, а есть среди них надежные, умеющие зарабатывать, хорошие и т. д. Поле представлении этой группы женщин о большинстве мужчин образуют нравственные качества мужчин, их интеллектуальный уровень, реали-зованность, успешность в жизни, на втором месте располагаются качества, характеризующие особенности общения, отношение к женщине, на третьем -оценочные суждения о мужчинах, затем следует отношение к алкоголю, замыкают список особенности характера.

Среди привлекательных качеств мужчин дочери разведенных матерей значимо чаще (по сравнению с представительницами других типов родительских семей) называли (в порядке убывания) искренность, правдивость (5,8 % при Р 0,05); заботу о семье, детях; понимание женщины (по 4,3 % при Р 0,05); деловитость, целеустремленность, уверенность в себе (2,9 % при Р 0,05), а среди непринимаемых ими качеств мужчин они значимо чаще называли подлость (14,5 % при Р 0,025), ложь, обман (13,6 % при Р 0,06), инфантильность (7,2 % при Р 0,04). Ядро представлений данной іруппьі женщин о лицах противоположного пола составляют качества, характеризующие зрелость мужчины: заботу о женщине, семье, детях и деловитость, реа-лизованность.

Исследование представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей об идеальном муже

Никто из исследуемой группы респонденток не назвал своего отца идеалом мужчины. Развод родителей, пережитый в детстве, лишил отца исследуемых женщин качеств образца мужчины для дочери, ориентира в выборе любимого мужчины, мужчины-друга. Эту роль начинают играть литературные и киногерои.

Представления не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей одиноких матерей о лицах противоположного пола

Выявлена в целом отрицательная установка этой группы женщин к лицам противоположного пола, которую характеризует самый высокий уровень социальной фрустрированности среди исследуемых групп женщин (они дали мужчинам всего 9,1% позитивных характеристик).

Поле представлений этой группы женщин о большинстве мужчин ха рактеризует когнитивное богатство характеристик. Дочери одиноких матерей атрибутировали мужчинам не только негативные, но и позитивные характеристики. Среди привлекательных для них качеств мужчин представительницы этой группы значимо чаще по сравнению с респондентками из других исследуемых групп называли (в порядке убывания): воспитанность, галантность (13,0 % при Р 0,05), отношение к женщине: ценимость женщины, любовь к ней (8,7 % при Р 0,005), понимание женщины, способность сделать ее счастливой (все по 4,35 % при Р 0,005), оптимизм в отношении к жизненным трудностям, неунывание (все по 8,7 % при Р 0,05), способность хорошо материально обеспечивать семью, приятную внешность (по 4,3 % при Р 0,05). Среди непринимаемых качеств мужчин респондентки этой группы значимо чаще называли предательство (13,6 % при Р 0,006), уход из семьи, оставление детей (9,1 % при Р 0,05). Они же значимо чаще заявляли «Я не люблю мужчин» (8,7 % при Р 0,05). Ядро представлений данной группы женщин о лицах противоположного пола составляют качества, характеризующие отношение мужчины к женщине, детям, проявление со стороны мужчины любви, уважения, заботы, материального обеспечения (но не в первую очередь, а после характеристик отношения).

Идеалом мужчины представительницы этой группы значимо чаще по сравнению с женщинами из других типов неполных родительских семей называют друга, отца ребенка, даже своего бывшего мужа (21 % при Р 0,03), литературных и киногероев, которые в условиях отсутствия отца служат образцом мужчины.

Представления не состоящих в браке женщин из полных родительских семей о лицах противоположного пола

В исследовании представительницы полных родительских семей выступили в качестве контрольной группы. В целом выявлена отрицательная установка респонденток этой группы к лицам противоположного пола (всего 12,8 % положительных характеристик). Это связано с тем, что ситуация не замужества для этой категории женщин непривычна с детства, стрессогенна.

Среди привлекательных качеств мужчин они значимо чаще по сравнению с представительницами других типов родительских семей называли такие качества как ум (11,7 % при Р 0,05), успешность мужчины, его способность хорошо материально обеспечить семью (7,8 % при Р 0,05), щедрость в отношении к женщине (6,5 % при Р 0,05). Среди непринимаемых качеств мужчин они значимо чаще называли грубость (21,1 %), предательство, измены (16,45 % Р 0,02), пьянство (13,9 % при Р 0,07), иждивенчество, неуспех в жизни (оба по 7,6 % при Р 0,03). Ядро представлений данной группы женщин о лицах противоположного пола составляют качества: грубость, неверность, пьянство, нереализованность, иждивенчество, инфантильность мужчин, типичные для негатива в адрес мужа у замужних женщин.

Отец в качестве идеала мужчины у представительниц полных родительских семей занимает второе место (12,3 % при Р 0,04), а первое - литературные или киногерои (21,9 % при Р 0,07), очевидно ввиду реальной неидеальности отца.

Подводя итог по параграфу: 1. Выявлена в целом отрицательная установка к лицам противоположного пола у большинства не состоящих в браке женщин из всех типов родительских семей, но уровень социальной фрустри-рованности различается в исследуемых группах. Наиболее фрустрированной является группа представительниц неполных родительских семей одиноких матерей. 2. Характеристики, атрибутируемые мужчинам респондентками, различаются в зависимости от «происхождения» женщин и отражают качества, дефицитарные для их типа родительских семей. 3. Результаты исследования говорят о том, что ситуация незамужества фрустрирует женщин старше 35 лет. И негативные высказывания в адрес мужчин служат средством снятия напряжения, разрешения конфликта, вызванного диссонансом невозможности выполнить традиционные социально одобряемые для их возраста нормы

Похожие диссертации на Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола