Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Смысловой анализ представлений о психологической сущности материнства 9
1.1. Социокультурный контекст современности и значение материнства в нем 9
1.2. Представления как компонент картины мира 21
1.3 Анализ психологической сущности материнства как качества существования женщины 45
1.4. Социокультурный контекст традиции как фактор формирования содержания представлений о материнстве у женщин русского, корейского и татарского этносов 70
Выводы по главе 1 89
Глава 2. Разработка и апробация диагностического комплекса для исследования представлений о материнстве 91
2.1. Актуальность создания диагностического комплекса 91
2.2. Компоненты диагностического комплекса и методы его обработки 98
2.3. Структура диагностического комплекса 109
Глава 3. Особенности содержания представлений о материнстве женщин разных этносов, проживающих на территории Приморского края 125
3.1. Анализ содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов по результатам социального-демографического блока 125
3.2. Анализ содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов по результатам семантического блока 129
3.3. Анализ содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов по результатам ценностно-смыслового блока 142
Выводы по главе 3 155
Заключение 157
Список литературы 160
Приложения
- Социокультурный контекст современности и значение материнства в нем
- Актуальность создания диагностического комплекса
- Анализ содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов по результатам социального-демографического блока
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами. Анализ современной социальной ситуации в России свидетельствует о нарастающем демографическом кризисе, выражающемся в снижении рождаемости, раннем старении населения, снижении продолжительности детородного интервала. Однако наблюдается повышение рождаемости у этносов, исповедующих ислам, сохраняется стабильный уровень рождаемости и у некоторых других этносов, проживающих на территории России [3, 11, 77]. Данная ситуация наводит на предположения о том, что различия в отношении к материнству обусловлены представлениями о материнстве на основе этнической принадлежности и соответствующих культурных традиций. Это актуализирует психологические исследования представлений о материнстве женщин, принадлежащих разным этносам, проживающим в России. Кроме того, современный социокультурный контекст указывает на необходимость воспитания толерантности на фоне этнического и конфессионального ожесточения.
В результате теоретического анализа существующих исследований материнства были выделены основные, аспекты в его изучении: психофизиологический (Е.Б. Айвазян, Л.Е. Аронова, СВ. Банникова, Е.В. Гросс, В.И. Брутман, Н.А. Урядницкая, И.Н. Черткова, И.М. Саарова, О.А. Соколова, А.В. Рябухина, Ю.В. Пашкова, Ю.А. Николаева, ЕЛО. Печникова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова, О.Л. Трянина, А.О. Назарова, В.Н. Никоноров, Д. Дьюсбери, Е.Н. Панов, Р.Л. Триверс, Дж. Альтманн, М. Уайт, Дж. Ланкастер, Ч. Ланкастер, К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд, Г. Харлоу, М. Харлоу, Дж. Митчелл, М.Л. Рид и др.), социокультурный (3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, Д. Винникотт, Д. Пайнз, М. Мид, Э. Бадинтер, И.С. Кон, А.Я. Варга, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, М.И. Лисина, А.И. Захаров и др.), социальный (С. Файрстоун, Л. Иригарай, Е.А. Каплан, М.М. Каплан, Э. Оаклей, У. Бэк, И. Бэк-Гернштейн, О.Г. Исупова, Т.А. Машика, Е.А. Баллаева, Л. Баннер, В. Сеттелс, С. Бианчи, Д. Спейн, Б. Миллер и др.), психологический
(Е.И. Захарова, И.В. Добряков, М.Е. Блох, М.Е. Ланцбург, Н.П. Коваленко, Ю.И. Шмурак, Е.А. Ряплова, М.В. Цареградская, Н.А. Чичерина, М.А. Бебик, СЮ. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко, СО. Кашапова, М.С Панкратова, СН. Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, Г.В. Козловская, Г.В. Скобло, Н.В. Боровикова, СА. Федоренко, М.С Радионова, М.Ю. Колпакова, СН. Ениколопов, Е.И. Исенина, СА. Минюрова, Е.А. Тетерлева и др.).
В целом все исследования, изучающие материнство, рассматривают его с позиций реализации биологической функции женщины, как осуществление института родительства посредством обеспечения условий жизни ребенка, его взращивания и социализации, как социальная функция женщины, как этап ее личностного развития, часть личностной сферы женщины. При всем общенаучном интересе к материнству исследования, посвященные изучению представлений о материнстве как компоненте картины мира современных женщин разных этносов, остаются актуальной, но неисследованной областью психологии.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета.
Объект исследования: представления о материнстве.
Предмет исследования: содержание представлений о материнстве у женщин (на примере представительниц трех этносов: русского, корейского и татарского, проживающих на территории Приморского края).
Цель работы: исследование содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов (структура, формы, значение).
Гипотеза исследования: существуют особенности в содержании представлений о материнстве у женщин разных этносов.
Поставленная цель работы и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Обосновать возможность изучения представлений о материнстве как компоненте картины мира посредством рассмотрения индивидуальных значений в качестве индикаторов ценностно-смысловой сферы личности.
Выявить психологическую сущность материнства на основе теоретического анализа существующих исследований.
Разработать диагностический комплекс для исследования представлений о материнстве.
Исследовать содержание представлений о материнстве: структуру, значение, формы (на примере женщин, принадлежащих русскому, корейскому, татарскому этносам).
Описать особенности содержания представлений о материнстве женщин, принадлежащих разным этносам.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, А.Г. Асмолов), деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ю.К. Стрелков), феноменологического подхода (Э. Гуссерль, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин), психосемантического подхода (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Шмелев, В.Ф. Петренко, В.П. Серкин), принцип единства сознания и деятельности, категории отражения, отношения, личности, развития.
Методы исследования. Были использованы следующие методы: общенаучные (анализ, обобщение и теоретическое моделирование), психодиагностические методы (беседа, опрос). В качестве психодиагностических методик использовались методика "Кто Я?" М. Куна и Т. Мак-Партланда, тест свободных вербальных ассоциаций, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, анкета, составляющие единый диагностический комплекс. В качестве методов обработки данных применялись: метод экспертных оценок, контент-анализ, качественный анализ, статистические методы (коэффициент пересечения К, Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивались исходными теоретико-методологическими позициями, использованием психодиагностических методик, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, корректным применением методов
6 статистической обработки данных, проведением содержательного анализа результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость. Представления о материнстве рассмотрены как компонент картины мира современной женщины. Прояснена сущность материнства в способах существования женщины. Разработан и концептуально обоснован диагностический комплекс для исследования представлений о материнстве. Показано, что содержание представлений о материнстве соотносится со способами существования женщины: чувственным, этическим, эстетическим. Выявлено, что содержание представлений о материнстве обусловлено возрастной и этнической принадлежностями, а также непосредственной включенностью женщины в осуществление материнства. Осуществлен сравнительный анализ содержания представлений женщин о материнстве в соотнесении с культурными традициями этносов. Описано содержание представлений о материнстве женщин трех этносов (русского, корейского, татарского), проживающих на территории Приморского края.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации использованы при разработке спецкурса "Межкультурные различия в представлениях о материнстве", преподаваемого в рамках дисциплины "Этническая психология", для подготовки специалистов в области психологии, культурологии, религиоведения. Разработанный диагностический комплекс применяется в психологической работе с семейными парами, беременными женщинами и пр. Материалы диссертационного исследования применимы в рамках просветительской и воспитательной работы среди молодежи.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
1. Представления о материнстве являются компонентом картины мира женщин и имеют иерархическую структуру, социально, культурно и личностно детерминированную.
Содержание представлений о материнстве соотносится со способами существования женщины в материнстве: чувственным, этическим, эстетическим.
В представлениях женщин сформированы значения материнства как телесной жертвы для продолжения жизни, как обмен ОТНОШЄІІИЯМИ и утверждение существования другого человека, как дар миру образа единства людей в культуре.
Принадлежность женщины к определенному этносу обусловливает особенности содержания представлений о материнстве.
Экспериментальную базу исследования составили 120 женщин в возрасте от 20 до 54 лет. 40 женщин являются представительницами татарского этноса, исповедующими ислам, 40 женщин - представительницы корейского этноса, исповедующие протестантизм, 40 женщин - представительницы русского этноса, исповедующие православие. В апробации диагностического комплекса приняли участие следующие группы респондентов: девушки в возрасте 21-25 лет, русские и китаянки, не имеющие детей (по 20 человек), представители мусульманской культуры, мужчины и женщины, имеющие и не имеющие детей' (20 мужчин и 20 женщин), беременные женщины (20 человек) и женщины, имеющие и не имеющие детей (20 человек), пары, имеющие детей и не имеющие детей по причине бесплодия (36 мужчин и 36 женщин), женщины-предпринимательницы и женщины-домохозяйки (по 20 человек). Общий объем выборки составил 352 респондента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на 2-х международных научно-практических конференциях (Владивосток, 2001, 2005), на Дальневосточной научно - практической конференции (Владивосток, 2001), на Вторых Приморских образовательных чтениях, посвященных памяти святых Кирилла и Мефодия (Владивосток, 2002), на методологическом семинаре факультета культурологической антропологии ДВГТУ (Владивосток, 2004), на межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 2005), на научно-практической конференции молодых
ученых (Владивосток, 2005), на научно-методическом объединении
Mi Гуманитарного института МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Владивосток, 2005).
По теме диссертации опубликовано 6 научных работ. Созданный в рамках диссертационной работы диагностический комплекс для исследования представлений о материнстве применялся в рамках 4 выпускных квалификационных работ по специальности "Психология".
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, а также включает список литературы (170 источников) и 73 приложения. Основной текст изложен на 172 страницах. Приложения занимают 62 страницы.
Социокультурный контекст современности и значение материнства в нем
Необходимость изучения факторов, влияющих на формирование содержания представлений о материнстве у современных женщин, актуализирует исследование современной социокультурной ситуации, анализ которой позволяет сделать вывод о приближающемся быстрыми темпами вырождении русской нации. При этом главные потери в демографическом кризисе Россия несет не от смертности, а от падения рождаемости во всех русских регионах (в 2 раза): в России на одну женщину приходится 1,24 новорожденного, когда показатель воспроизводства населения должен выражаться цифрой больше 2,15. Также отмечается увеличение количества разводов - распадается более 50 % заключенных браков, социально-неблагополучных семей (на 1 января 2004 г. 24 тысячи детей не посещают школу), беспризорных детей. При этом самые большие потери русская демография несет в абортах - на 100 % беременностей приходится 60 % абортов. Эти цифры означают, что из каждых четырех зарожденных жизней три прерываются посредством аборта, лишь одна рождается [3, 11, 77].
Кризис прироста населения начался с 1992 года, когда количество смертей стало больше, чем рождений. Во всей России с 1985 года по 2000 год число русских рождений сократилось почти в 2 раза по всем регионам, интенсивность рождений в самом детородном возрасте сократилась за XX век в 3 раза. Сократилась и продолжительность детородного интервала: в 1920-х годах он был 15 лет, в 1959 - 12 лет, к 2000 году всего 8 лет [11].
Однако данная ситуация не повсеместна: наблюдается заметный прирост населения в мусульманских странах [11]. Причиной снижения рождаемости в России исследователями данной проблемы определяется влияние идеологии приоритета социально-экономического фактора [3, 11, 77].
Наряду с кризисом ценности института семьи (проявляется в индустрии абортов, противозачаточных средств и стерилизации, предоставлении свобод сексуальным меньшинствам, падении рождаемости) наблюдается резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщин (распространенность серьезных гинекологических заболеваний, высокий уровень материнской и детской смертности, ухудшение состояния беременных, рожениц и новорожденных). В фокус внимания средств массовой информации чаще попадают темы, связанные с безопасным сексом, сексуальным просвещением, репродуктивным здоровьем женщины, однако в меньшей степени уделяется внимание планированию семьи.
Другой главной причиной возникновения демографического кризиса и кризиса института семьи можно определить окончание истории цивилизации спонтанного и бескорыстного дарения, в результате которой начинает преобладать принцип обмена в человеческих взаимоотношениях [99]. "Сцену занимает человек, более не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено" [99, с. 108]. В силу приоритета идеологии материального благополучия принцип обмена приобретает экономический характер. Возникает "человек без норм" (А.С. Панарин), человек эпохи глобализма. Такому человеку неведомы законопослушание и дисциплина, внушаемые авторитетным Отцом. Также ему чуждо проявлять любовь и сострадание, внушаемые Матерью. Мир для этого человека представляется объектом использования и удовлетворения его потребностей. "Алчность всех этих "новых" есть компенсация их высшей метафизической и онтологической обездоленности и мирооставленности" [99, с. 152].
Стоит отметить, что в современной социокультурной ситуации большую роль на формирование представлений о материнстве оказывают средства массовой информации, особенно посредством содержания визуального ряда. Эти женские образы влияют на самые глубокие слои общественного сознания, конструируя необходимый способ мышления. Посредством репрезентации социальной реальности и культурно-идеологических ценностей формируется смысловая основа представлений о материнстве, характерная данному историческому периоду. Культурой внушается образ-идея не милосердной матери, а активной и агрессивной деятельницы. Внушаемый через рекламу образ современной девушки-модели заполняет сознание современных людей и определяет их ценностный мир, в котором становится все меньше места образу материнства. Тело женщины в современном культурном пространстве все меньше предстает образом источника жизни. Используя образ женщины как сексуального объекта, оно все больше предстает объектом продажи. И так как культурный уровень внушаемых ценностей и смыслов превращается в социальный образ жизни, то действительность жизни женщины преобразуется в форму продажи.
Помимо сексуальной привлекательности, ценность женщины все больше определяется ее профессиональными успехами. Данная ситуация создает почву для ролевого конфликта, возникающего по причине совмещения женщиной материнства, традиционных моделей ухода за детьми, домашних обязанностей и профессиональной карьеры. Современное общество не узнает в материнстве ведущую ценность. И женщина, глядя в глаза обществу, не узнает себя, теряя свое истинное предназначение в реализации других целей, более желаемых обществом. Какие может иметь последствия для развития общества и человека отсутствие у женщины материнства как приоритетной ценности? Самые драматические, и они уже налицо: распространение малодетности семей, беспризорность, одиночество детей, потеря базового доверия к миру, эмоциональная депривация ребенка, ранние неврозы, коммуникативная запущенность, социальное сиротство - сиротство при живых родителях составляет 90 % от всех сирот [77].
Актуальность создания диагностического комплекса
В результате анализа психодиагностической литературы [2, 15, 21, 93, 95, 103, 104, 126, 151] был сделан вывод о несоответствии существующих методик для решения поставленной цели: в изученной психодиагностической литературе отсутствуют методики для исследования содержания представлений о материнстве. Существующие методики направлены на диагностику сферы семейных взаимоотношений [103, 151], наличия психологических затруднений в этой сфере [103], родительской позиции в отношении ребенка и типа семейного воспитания [21], отношения к своей матери - метод "Незаконченные предложения" [104], ценностных предпочтений [64, 65] при отсутствии ценностей, указывающих на материнство. Авторы данных методик рассматривают материнство как социальную роль женщины, диагностируя характерные особенности ее реализации.
В связи с неудовлетворительными для достижения поставленной цели результатами поиска нами был разработан и апробирован диагностический комплекс, получивший название "Методика исследования представлений о материнстве" (Приложение 1). Мы полагаем возможным называть данный диагностический комплекс методикой, руководствуясь следующим определением: ""Методика - довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели" [113, с. 444]. "Методика исследования представлений о материнстве" включает в себя модифицированные варианты методики "Кто Я?" М. Куна и Т. Мак-Партланда и методики изучения ценностных ориентации М. Рокича, тест свободных вербальных ассоциаций, анкету, содержание которых определено методологией исследования. Данная методика представляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик содержания представлений о материнстве, и предназначена, прежде всего, для исследовательского пользования. Три блока вопросов составляют содержание методики: социально-демографический (пункты 12-21), семантический (пункты 3-4) и ценностно-смысловой (пункты 5-11). Методика содержит 21 пункт.
Психодиагностический метод конкретизирован сочетанием субъективного и проективного подходов. ""Субъективный" подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. "Проективный" подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции" [15, с. 266]. Большинство вопросов требуют выбора одного (или нескольких) из предложенных вариантов. Вопросы носят полузакрытый характер, реализуя возможность собственного ответа (помимо предложенных выборов) для каждого из пунктов методики. Такая форма вопросов позволяет получить более разностороннюю развернутую информацию по изучаемому вопросу и существенно расширяет возможности качественного анализа данных исследования. Формализация ответов, их оценка и интерпретация разрешается посредством использования метода контент-анализа, опирающегося на методологию исследования, и метода экспертных оценок.
Анализ содержания представлений о материнстве у женщин разных этносов по результатам социального-демографического блока
Сравнительный анализ результатов, полученных по блокам диагностического комплекса, основывается на результатах обработки по каждой группе респонденток отдельно (Приложения 3-57).
В данном исследовании приняли участие 120 женщин. Выборка состоит из представительниц трех этносов: русского, корейского, татарского (по 40 женщин в каждой группе).
Подбор респонденток производился по следующим критериям:
1. наличие/отсутствие детей. В каждой группе 36 женщин имеют детей, 4 - не имеют.
2. принадлежность к определенной возрастной группе. Респондентки, составляющие группы, были подобраны друг к другу в соответствии с принадлежностью к определенной возрастной группе.
3. этническая принадлежность.
4. характер вероисповедания. Респондентки, составляющие одну группу, были подобраны в соответствии с характером вероисповедания: русские женщины, исповедующие православие; корейские женщины, исповедующие протестантизм; женщины-татарки, исповедующие ислам.
Такие социально-демографические параметры, как образовательный уровень (Приложения 4, 22, 40), характер профессиональной деятельности (Приложения 5. 23, 41), семейное положение (Приложения 6, 24, 42), количество детей (Приложения 7, 25, 43) имели разное содержание, поскольку оказалось невозможным осуществить подбор респонденток по всем параметрам в связи с труднодоступностью представительниц корейского и татарского этносов. Стоит отметить, что в исследовании приняли участие респондентки, имеющие среднее специальное и высшее образования.