Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины Вершинина, Марина Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вершинина, Марина Владимировна. Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Вершинина Марина Владимировна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2012.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/167

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

1.1. Идентичность личности как научно-психологическая проблема 15

1.2. Подходы к рассмотрению понятий этноса и этничности в психологической науке 25

1.3. Понятие этническая идентичность личности в отечественной и зарубежной науке 33

1.4. Психологическая теория адаптации личности, основные стратегии аккультурации 51

1.5. Роль социальных институтов и национально-культурных центров в формировании и трансформации этнической идентичности 63

Выводы к Главе 1 72

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

2.1. Методология и методы эмпирического исследования 75

2.2. Эмпирическое исследование типов этнической идентичности, стратегий аккультурации и содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины 89

2.3. Эмпирическое исследование ценностной структуры, уровня агрессивности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины 102

2.4. Идентификационные модели личности 126

Выводы к Главе 2 130

Заключение 132

Библиографический список 137

Приложения 152

Введение к работе

Актуальность исследования. События, происходящие сегодня во многих европейских странах, ярко иллюстрируют сложность и многообразность проблем, связанных с этническим фактором. Политика мультикультурализма, выступающая одним из ключевых условий успешной интеграции этнических групп в принимающем сообществе, не принесла должных результатов во многих развитых европейских странах. Не только в Европе, но и в России все более усиливаются националистические и ультраправые настроения. Тенденция глобализации экономики привела к росту миграционных потоков по всему миру, а, следовательно, и к увеличению межкультурного взаимодействия в повседневной жизни. Эти факторы заставляют вновь и вновь обращаться к исследованию этнических проблем и пытаться найти ответы на очень острые и актуальные вопросы в данной области.

На сегодняшний день практически в каждом регионе России существуют диаспоры, образованные выходцами из бывших республик СССР. Так, на территории Пензенской области наиболее представительной является армянская община, численность которой насчитывает около семи тысяч человек. При этом очень важно понимать, какие модели адаптации и аккультурации мигрантов являются наиболее успешными и благоприятными как для них самих, так и для дальнейшего развития страны. На наш взгляд, разрешение данной задачи в первую очередь связано с пониманием тех психологических характеристик мигрантов, которые претерпевают значительные изменения в процессе аккультурации и, в свою очередь, влияют на протекание данного процесса. В этой связи именно изучение особенностей этнической идентичности личности в условиях разного опыта ее пребывания в принимающей среде и участия в общинной организации поможет ответить на вопрос, касающийся успешности процесса аккультурации мигрантов на территории России, в частности в Пензенской области, и роли национальной общины в данном процессе.

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения, с одной стороны, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своего народа и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. С другой стороны, в условиях радикальных социальных и экономических преобразований усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами всех стран своей этнической идентичности. Проблема этнической идентичности является предметом изучения многих зарубежных и отечественных авторов. Различным аспектам этнической идентичности посвящены исследования Э. Эриксона, Э. Фромма,

Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, В.Ю. Хотинец, А.Н. Татарко, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Дробижевой, В.К. Шаповалова, Н.Н. Чебоксарова и др.

Большую роль в регулировании и оптимизации межэтнических отношений на региональном уровне играют национально-культурные автономии, существующие во многих регионах Российской Федерации, в том числе и в Пензенской области. Они могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию.

Национально-культурные автономии, становясь эмпирической базой для проведения психологических исследований, способствуют более полному изучению специфики процесса аккультурации мигрантов в новой этнокультурной среде, а также обеспечивают научную основу для проведения практической работы по снятию межэтнической напряженности.

Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении следующих противоречий:

между достаточно тщательной изученностью проблемы этнической идентичности и процесса аккультурации в отечественной и зарубежной психологии и отсутствием исследований, рассматривающих этническую идентичность личности в контексте функционирования национально-культурных автономий;

между потребностью общественных институтов в практическом изучении психологических механизмов аккультурации в рамках национально-культурных автономий и отсутствием для этого разработанной теоретической и методической базы.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каким образом опыт пребывания в иной этнокультурной среде и вовлеченность в национально-культурную автономию влияют на особенности этнической идентичности мигрантов в процессе их аккультурации в принимающем сообществе.

Наше исследование направлено на решение данных противоречий и изучение особенностей этнической идентичности мигрантов в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Объект исследования: этническая идентичность личности.

Предмет исследования: особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Цель исследования: изучение особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Общая гипотеза: у мигрантов-армян проявляются особенности этнической идентичности, обусловленные опытом их пребывания в принимающей среде и участием в деятельности национальной общины.

Частная гипотеза 1: существуют значимые различия показателей типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их пребывания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины.

Частная гипотеза 2: существуют устойчивые идентификационные модели личности мигрантов-армян, проявляющиеся в зависимости от длительности их проживания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести анализ и обобщение отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследований по проблеме влияния опыта пребывания в иной этнокультурной среде и включенности в национальную общину на особенности этнической идентичности мигрантов;

  2. Исследовать типы этнической идентичности, стратегии аккультурации, содержательные характеристики идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины;

  3. Установить взаимосвязь этнической идентичности с характеристиками личности мигрантов (стратегиями аккультурации, ценностной иерархией, уровнем агрессивности) в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины;

  4. Представить социально-психологическую характеристику идентификационных моделей мигрантов-армян, проявление которых зависит от опыта их пребывания в иной этнической среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Теоретико-методологическая база исследования:

- принципы системного подхода в изучении психологических явлений
(Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, В.А. Ганзен,
А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.);

- базовые концепции идентичности Э. Эриксона и Э. Фромма, Дж. Финни,
Н.Л. Ивановой и др.;

концепции этнической идентичности и трансформации социальной и этнической идентичности Г.У. Солдатовой, В.В. Гриценко, В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко и др.;

методологические и концептуальные разработки проблемы этнической идентичности в русле философии и этнографии (В.Ю. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Б.Ф. Поршнев, Н.Н. Чебоксаров и др.);

- теория аккультурации Дж. Берри.

Методы эмпирического исследования:

- методы теоретического анализа данных (анализ научной литературы,
системно-структурный анализ, обобщение, интерпретация);

эмпирические методы (анкетирование, тестирование, устный опрос, моделирование);

методы статистической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SPSS 17.0 - корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни, критерий Крускала-Уоллиса, критерий Спирмена);

методы интерпретации данных (типологизация, оценка корреляционных связей, анализ графических данных).

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: «Тип этнической идентичности» - ТЭИ (Г.И. Солдатова, СВ. Рыжова; модификация Ю.Г. Пайгуновой), опросник для измерения уровня личностной агрессивности А. Басса и А. Дарки (адаптация Л.Г. Почебут), тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), ценностный опросник С. Шварца, опросник по определению стратегий аккультурации Дж. Берри; анкета, разработанная нами для выявления степени взаимодействия представителей армянского этноса с местной национально-культурной автономией и фиксации социально-демографических характеристик испытуемых.

Обоснованием выбора методик исследования явились теория взаимосвязи адаптации и агрессивности А. Басса и А. Дарки, ценностная теория Ш. Шварца, работы по изучению типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой и СВ. Рыжовой, исследования Дж. Берри.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

В исследовании приняло участие 399 жителей Пензы и Пензенской области в возрасте от 19 до 58 лет, являющихся представителями армянской общины в Пензенском регионе и проживающих в Пензенской области от 1 года до 26 лет. Данная выборка является репрезентативной и соответствует основным социально-демографическим показателям генеральной совокупности.

На первом этапе (2008-2009 гг.) проведен анализ теоретической разработанности проблемы этнической идентичности мигрантов в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

На втором этапе (2009-2010 гг.) определены основные теоретические положения работы, разработана методика эмпирического исследования.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты были подвергнуты математико-статистической обработке, на основе чего были сформулированы выводы исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена четкостью методологических позиций, выступающих научно-теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Научная новизна исследования:

описаны особенности типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности личности в зависимости от длительности ее пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины, которые показывают то, что длительное проживание мигрантов-армян в принимающем сообществе приводит к их значительной ассимиляции и уменьшению значимости этнической принадлежности в их повседневной жизни;

определены взаимосвязи этнической идентичности с другими характеристиками личности мигрантов (стратегиями аккультурации, ценностной иерархией, уровнем агрессивности личности) в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины; установлено, что этническая идентичность связана с такими ценностями личности, как конформность, традиции, безопасность, достижения и самостоятельность; обнаружена отрицательная взаимосвязь этнической идентичности с уровнем агрессивности личности, стратегиями сепарации и маргинализации и положительная связь со стратегиями ассимиляции и интеграции;

- на основе систематизации выделены три эмпирические
идентификационные модели личности: модель узкоэтнической
идентификации, модель неустойчивой идентификации, модель
внеэтнической идентификации;

- дана социально-психологическая характеристика
идентификационных моделей личности мигрантов-армян, проявление
которых зависит от опыта пребывания в иной этнической среде и
вовлеченности в деятельность национальной общины: модель
узкоэтнической идентификации характеризуется наличием у личности
позитивной этнической идентичности, стратегии сепарации,
доминированием ценностей консерватизма в ценностной структуре
личности, осознанием себя частью социальной группы; модель неустойчивой
идентификации является менее успешной для адаптации мигрантов в новой
этнокультурной среде, так как в этом случае реализуется стратегия
маргинализации наравне с сепарацией и преобладает гиперидентичность
личности; модель внеэтнической идентификации является основной моделью
идентификации мигрантов-армян при их долговременной аккультурации в
принимающем сообществе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные идентификационные модели личности в условиях ее пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины уточняют теоретические представления об особенностях этнической идентичности и других характеристик личности мигрантов, и тем самым расширяют представления о психологических механизмах процесса аккультурации и изменениях в психологической структуре личности, обусловленных данным процессом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные знания используются в работе Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области, а также при организации работы Армянской Национально-культурной автономии г. Пензы.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы: в процессе планирования и проведения тренингов на базе национально-культурных автономий с целью оптимизации вхождения ее членов в новую этнокультурную среду, для осознания необходимости включения психологического компонента в деятельность общинной организации, создании психологической службы общинной организации; при привлечении новых членов в общинную организацию и создании там условий, способствующих оптимизации процесса аккультурации мигрантов в новой социокультурной среде.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Особенности этнической идентичности существуют в зависимости от разного опыта пребывания мигрантов в иной этнокультурной среде и включенности в деятельность национальной общины и проявляются в: 1) типе этнической идентичности, выбираемой стратегии аккультурации и содержательных характеристиках идентичности личности; 2) специфике связи этнической идентичности со стратегиями аккультурации, ценностной иерархией и уровнем агрессивности личности.

  2. Вне зависимости от вовлеченности в деятельность национальной общины при большом опыте пребывания в принимающей этнической среде у мигрантов-армян преобладает этноиндифферентность, стратегии ассимиляции или интеграции и характеристики идентичности, относящиеся к перспективному Я, рефлексивному Я, деятельному Я и материальному Я. Позитивная этническая идентичность или гиперидентичность, стратегии сепарации или маргинализации, а также характеристики социального Я в самоописании характерны для мигрантов-армян при малом опыте их проживания в принимающей этнической среде и отсутствии взаимодействия с национальной общиной. Позитивная этническая идентичность, стратегия сепарации и характеристики социального Я в самоописании выражены у мигрантов-армян также при малом опыте их пребывания в инокультурной среде, но с включенностью в деятельность национальной общины.

  3. Связь этнической идентичности со стратегиями аккультурации и уровнем агрессивности мигрантов-армян в процессе их аккультурации в принимающем сообществе имеет следующую специфику: при большой выраженности этноиндифферентности личности менее проявлены стратегии сепарации и маргинализации, ниже уровень агрессивности личности, более выражены ценности достижения и самостоятельности в ценностной структуре личности, стратегии интеграции и ассимиляции; стратегии сепарации и маргинализации, высокий уровень агрессивности, ценности конформности, традиции и безопасности преобладают у испытуемых с высокой выраженностью гиперидентичности личности.

4. Мигрантам-армянам в процессе их аккультурации в принимающем сообществе присущи следующие идентификационные модели 1) модель узкоэтнической идентификации проявляется при небольшом опыте проживания в инокультурной среде с включенностью в деятельность национальной общины и характеризуется позитивной этнической идентичностью, аккультурационной стратегией сепарации, повышенной агрессивностью; преобладанием ценностей конформности, власти и доброты в ценностной структуре личности; 2) модель неустойчивой идентификации реализуется в условиях недавнего пребывания в инокультурной среде при отсутствии причастности к национальной общине и характеризуется позитивной этнической идентичностью или гиперидентичностью, стратегией маргинализации или сепарации, повышенной агрессивностью, выраженностью ценностей консерватизма; 3) модель внеэтнической идентификации реализуется при длительном пребывании в инокультурной среде и не зависит от включенности в национальную общину, характеризуется наличием у личности этноиндифферентности, стратегии ассимиляции или интеграции; преобладанием в ценностной структуре личности ценности достижения и самостоятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования докладывались и были обсуждены на 4-ой Международной научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 2009), Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики» (Курск, 2010), Международной научно-практической интернет-конференции «Молодежь. Наука. Инновации» (Пенза, 2010), представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и кафедры прикладной психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, на заседаниях Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Пензенской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 185 источников, в том числе 31 на иностранных языках, и приложений.

Подходы к рассмотрению понятий этноса и этничности в психологической науке

Понятие «этнос» и «этничность» можно трактовать по-разному, исходя из тех позиций, которые берутся за основу. Хотя данные понятия являются ключевыми в таких науках как социология, этнопсихология, этнология, политология, тем не менее, как указывает М. Бэнкс, рассуждая об этничности, «по-прежнему представляется неясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями» [114, С. 9]. З.В. Сикевич также пишет о том, что современные ученые «до сих пор ведут острые дискуссии и о соотношении «этнического» и «национального», и даже о правомерности самого понятия «этничность» [111, С. 9-10].

Т.Г. Стефаненко придерживается той же позиции, когда пишет об этносе; «Мы используем этот термин для обозначения любых этнических общностей, однако отдаем себе отчет, что в зарубежной литературе понятие этноса употребляется крайне редко, а в отечественной - остается неоднозначным, так как пока еще не сложилось общепризнанного понимания его природы, характера и строения» [121, С. 26].

Отсутствие единого мнения относительно определения понятий «этнос» и «этничность» вносят определенные трудности в исследование многочисленных проблем, связанных с этнической направленностью. Н.В. Исакова пишет: «При отсутствии общеупотребительного (по крайней мере, по ключевым вопросам) определения этноса, когда каждая версия правомерна (в рамках авторской конструкции), неизбежен (длящийся не одно десятилетие) спор о типологии этнических общностей» [59, С. 90].

Необходимо отметить, что при достаточно большом разнообразии существующих определений понятия и этноса, и этничности, многие из них являются достаточно спорными и не удовлетворяют современных исследователей.

Вот некоторые из определений:

«Этничность - первичный аскриптивный тип человеческих отношений, восходящих к кровно-родственным и генетическим связям, которые являются неотъемлемыми свойствами индивида в силу обстоятельств его рождения» [5, С. 258].

«Этнос - это устойчивая общность людей с присущими ей культурно-психологическими признаками, языком и сознанием» [54, С. 533].

«Этничность - это групповая характеристика, которая обнаруживается в сравнении «нас» с «не-нами». При этом границы группового членства этничности проходят по антропологическим признакам самоидентификации людей, имеющих общие родовые корни, которые уходят в историческую почву биогенетического и биосоциального единства. Особые генотипические и фенотипические черты, но особенно историческая Родина, которая характеризуется географической экологией местности - все это отличает «нас» от «не-нас» в этническом отношении» [111, С. 18].

«Этнос - исторически сложившаяся группировка людей - племя, народность, нация» [114, С. 727].

«Этнос - исторически сложившаяся устойчивая сущность людей, имеющая общий язык, территорию, культуру и этническое самосознание» [93, С. 287].

«Этнос - это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого» [114, С. 55].

Проанализировав многочисленные трактовки этноса в трудах различных авторов, можно выделить признаки, выражающие его основные свойства: язык, традиции, обычаи, народное искусство, нормы поведения, совместное проживание, территория проживания, коллективизм, индивидуальность.

Теперь обратимся к вкладу отечественных ученых в рассмотрение проблемы этноса (Ю.В. Бромлей (1973), Л.Н. Гумилев (1990), Н.Н. Чебоксаров, С.А. Арутюнов и др.). В исследованиях данных авторов отмечается, что психологические особенности индивидов и групп обусловлены их этнической или культурной принадлежностью.

В социально-историческом направлении широко известны идеи Ю.В. Бромлея, согласно которым этнос «может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [26, С. 37]. в рамках теории Л.Н. Гумилева этнос рассматривается как система дискретного типа и географическое явление, представляющее собой часть биосферы Земли. Это динамическая система (коллектив людей), противопоставляющая себя другим аналогичным системам, имеющая свою особую внутреннюю структуру и заданный стереотип поведения. Такой этнический стереотип, по мнению Гумилева, не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является достаточно прочным и неизменным в течение жизни. Значительное внимание Л.Н. Гумилев уделяет этногенетическим исследованиям, то есть проблеме возникновения этносов. Он понимает этногенез как процесс, обусловленный преимущественно географическими и геокосмическими факторами. Формирование этноса рассматривается как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта («места развития»), в которых протекал этногенетический процесс [46].

Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов рассматривают этнос как «пространственно ограниченные сгустки культурной специфической информации», а межэтнические контакты - как обмен такой информацией [12, С. 23].

С позиции этнопсихологии, как отмечает Т.Г. Стефаненко, этнос рассматривается как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции;

- ориентация в окружающем мире с помощью предоставления относительно упорядоченной информации;

- обеспечение общими жизненными ценностями;

- защита и сохранение как социального, так и физического самочувствия.

С помощью осознания своей принадлежности к этносу люди стремятся обрести психологическую безопасность и стабильность, почувствовать себя частью общности, имеющей привлекательные черты. Поэтому в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей - в том числе и психологических - играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми. Этнос является для индивидов психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну из его характеристик, возможно даже главную и единственную [120].

От рассмотрения вклада отечественных ученых в проблему изучения этноса перейдем к основным подходам в изучении этничности.

В исследованиях, посвященных изучению сущности этничности, существует три основных подхода, сложившихся на запад:: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. Исследователи примордиалистской ориентации (Ван дер Берге, Энтони Смит, Клиффорд Гиртц), главным образом антропологи и этнологи, рассматривают этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Это «этничность в сердце», «аффективная привязанность», основу которой составляет кровное родство, общее происхождение и изначальная территория проживания. Крайние сторонники данного подхода утверждают, что этническая идентичность, унаследованная от приматов и выполняющая функцию объединения индивидов в группы при стрессовой ситуации, функционирует на уровне инстинктов человека и не подлежит эмпирическому анализу. Все примордиалистские концепции трактуют этнические группы как реальные группы людей, которые:

- отличаются биологическим самовоспроизводством;

- разделяют базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм;

- имеют общие поля коммуникации и взаимодействия;

- характеризуются наличием членства, обеспечивающего идентификацию для членов группы и признание их другими группами [115].

Согласно данному подходу, существование этнических групп может быть определено объективно, а значит, этнические группы могут быть отделены от других социальных и биологических сообществ (классов, конфессиональных групп, сословий, рас, каст и др.)

Роль социальных институтов и национально-культурных центров в формировании и трансформации этнической идентичности

Этническая идентичность не дается человеку в готовом виде и не сохраняется неизменной на протяжении всей жизни. На ее формирование и трансформацию оказывают влияние множество различных факторов (моноэтничность/полиэтничность принимающей среды, степень восприятия этнической дискриминации, наличие друзей из состава принимающего населения, участие в национальных объединениях и др.). В процессе социализации индивид получает определенное представление о культуре, истории, символах, национальных героях, то есть о том, что не только обеспечивает гомогенизацию интересов общности, но и формирует чувство гордости, сопереживания, способное стимулировать поступки людей, и обеспечивать групповую солидарность.

Среди существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко выделяют: 1) особенности этнической социализации в семье, щколе, ближайшем окружении; 2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность или гомогенность 3) статусные отношения между этническими группами (этническое большинство или меньшинство) [121].

Т.Г. Стефаненко указывает, что на формирование этнической идентичности оказывает воздействие степень гетерогенности не только ближайшего окружения, но и окружения более широкого. Иными словами, значимо то живет ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация ежедневного межэтнического взаимодействия, с одной стороны, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, а, с другой стороны, неизбежно приводит к росту межэтнической напряженности.

Временные границы формирования этнической идентичности и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависят от того, к какой группе принадлежит человек группе большинства или группе меньшинства. У людей, живущих в моноэтнических государствах, или у представителей этничеекой группы, составляющей в государстве большинство, формируется так называемая моноэтническая идентичность — это идентичность с какой-либо одной этнической группой. Но возможна и слабая, четко не выраженная идентичность ни с одной из культур - так называемая маргинальная этническая идентичность. Человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ценностями ни одной из них.

Значительные особенности имеет также формирование этнической идентичности у этнических меньшинств, живущих в полиэтнических государствах, а также у людей, родившихся в этнически смешанных браках. Т.Г. Стефаненко пишет, что у детей этнического меньшинства представления о доминирующих этнических группах складываются раньше, чем у детей этнического большинства [120]. Но даже если члены группы меньшинства обладают знаниями о различиях между двумя народами или культурами, это еще не означает, что они предпочитают свою группу и признают свою принадлежность к ней. Степень восприятия этнической дискриминации также является важным фактором изменения этнической идентичности. При неблагоприятном межгрупповом сравнении члены групп дискриминируемого меньшинства могут выбрать стратегию - принять правильную самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. В этом случае формируется негативная этническая идентичность, которая может сопровождаться ощущением неполноценности, ущемленности и даже стыда за представителей своего этноса [51,120]. Этот тип этнической идентичности неблагоприятен для межгрупповых отношений, так как сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства, и для личностного роста индивида.

Характерная для последних лет тенденция в развитии этнопсихологии, посвященная вопроеам влияния социокультурной среды, вопросам национально-культурных традиций на формирование этнической идентичности, делает акцент на личностный фактор [87,143]. Анализ этих исследований показывает, что в процессе становления этнической идентичности можно выделить три этапа;

1 Индивид самоопределяется как член некой этнической группы;

2. Индивид включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения;

3. Усвоенные нормы и стереотипы этнической группы становятся внутренними регуляторами поведения индивида.

Не остается без внимания и степень влияния на специфику формирования этнической идентичности общепринятых ценностей и норм, определяющих степень приверженности семьи к традиционным религиям и установкам [41, 115].

Этническая идентичность является динамическим образованием процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста аа переосмысливание роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

В психологических исследованиях постсоветского пространства выявлены тенденции и закономерности трансформации этнической идентичности у представителей "титульных" этносов и групп этнических меньшинств. Так, в эмпирических исследованиях русских, проживающих в странах нового зарубежья, описан «синдром навязанной этничности", когда этническая принадлежность человека, против его воли, становится настолько значимой характеристикой бытия и сознания, что начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест [71].

В исследованиях Г.У. Солдатовой, проведенных в России, были выделены три вида трансформации этнической идентичности:

1. размывание этнической идентичности, что выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности (этническая индифферентность);

2. отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию (гипоидентичность, одной из форм которой является этнонигилизм);

3. гиперболизация этнической идентичности и появление в межэтнических отношениях дискриминационных форм (гиперидентичность; этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм). [120].

М.А. Варданян выделил фазы трансформации этнической идентичности в процессе перехода из одной культуры в другую (на примере мигрантов-армян) [34]:

1. Фаза входа в культуку и кониликта ожиданий. ДаннаД фаза характерна на начальном этапе миграции, когда этническое меньшинство, обладая неким количеством гетеростереотипов (представлений о других этносах), строит свои взаимоотношения с другими этносами на их основе. В процессе социализации индивид усваивает данные гетеростереотипы, которые подвергаются дальнейшей трансформации и корректировки на протяжении всей последующей жизни. При взаимодействии с принимающей культурой такие гетеростереотипы являются универсальным механизмом, который позволяет личности оценивать и интерпретировать действия представителей другого этноса.

2. Фаза восприятия чужой этнической картины мира и аккультурационного стресса. На протяжении данной фазы индивид пытается воспринять этническую картину мира с точки зрения "чужого" этноса.

Данная фаза часто сопровождается аккультурационным стрессом, который вызывается несхожестью своей и чужой этнических картин. При этом индивид понимает, что "своя" культура не является единственно возможной, и существует возможность ассимилироваться и раствориться в чужой культуре.

3. Фаза применения чужой этнической картины мира. Главным элементом данной фазы является практическое применение полученной информации о чужой культуре. Поведение соотносится с полученными данными и постоянно подкрепляется новыми данными из "чужой" этнической картины мира. Эффективность данного поведения напрямую зависит от полученного в предыдущих фазах "этнического" опыта. Если индивид получил необходимое количество информации, которую смог обработать и соотнести со "своей" этнической картиной мира, то данное поведение будет более эффективным.

4. Фаза принятия чужой этнической картины мира. На протяжении этой фазы индивид интериоризует понятия и конструкты, свойственные иной культуре, усваивает их в бессознательное.

Эмпирическое исследование типов этнической идентичности, стратегий аккультурации и содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

В параграфе 2.2. приведены результаты выявления различий в типах этнической идентичности представителей армянского этноса, выбираемых ими стратегиях аккультурации и содержательных характеристиках идентичности. Результаты эмпирического исследования были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью статистического пакета для социальных наук SP88 17.0., а также с помощью математических критериев Манна-Уитни, Крускала-Уоллеса и Спирмена.

Результаты анализа полученных данных с помощью критерия различий Крускала-Уоллеса и критерия Манна-Уитни (см. Приложение 7).

Существуют значимые различия в выраженности этнической идентичности у представителей выделенных нами групп, так как Н = 288,813; при р= 0,000.

Сравнение групп по показателю этнической идентичности с помощью критерия Манна-Уитни:

При сравнении показателей этнической идентичности у представителей, отнесенных нами к группе «вне общинных армян-2» и «общинных армян-1», было выявлено, что в группе «вне общинных армян-2» более выражены показатели этнической идентичности (Шмп = 106,5; при р = 0,001).

Большую выраженность имеют показатели этнической идентичности у представителей, отнесенных нами к группе «вне общинных армян-2», по сравнению с респондентами группы «вне общинных армян-1» (Шмп =173,5; при р = 0,001).

Более выражены показатели этнической идентичности у представителей, отнесенных нами к группе «общинных армян-2», по сравнению с респондентами группы «общинных армян-1» (Шмп = 54,0; при р = 0,001).

Более выражены показатели этнической идентичности у представителей, отнесенных нами к группе «общинных армян-2», по сравнению с респондентами группы «вне общинных армян-1» (Шмп = 108,0; при р = 0,001).

У представителей групп «общинных армян-1» и «вне общинных армян-1» не обнаружено выраженных различий в показателях этнической идентичности (Шмп = 4789,0).

У представителей групп «вне общинных армян-2» и «общинных армян-2» не обнаружено выраженных различий в показателях этнической идентичности (Шмп 4399,0).

Таким образом, наиболее выражены балльные показатели (см. таблицу №4) этнической идентичности у представителей, отнесенных нами к группе «вне общинных армян с большим опытом пребывания», по сравнению с респондентами группы «общинных армян с малым опытом пребывания» и группы «вне общинных армян с малым опытом пребывания». Аналогичная тенденция характерна и для группы «общинных армян с большим опытом пребывания», т.е. у представителей данной группы показатели этнической идентичности выражены сильнее, чем у групп «общинных армян с малым опытом пребывания» и « вне общинных армян с малым опытом пребывания». Чем выше показатели этнической идентичности, тем более выражен такой тип этнической идентичности как этноиндифферентность, т.е. безразличное отношение к этническим вопросам. Таким образом, в группах, где срок проживания более 5-10 лет у представителей армянского этноса преобладает этническая идентичность по типу этноиндифферентности в независимости от участия в деятельности общинной организации. В группе «общинных армян с малым опытом пребывания», где респонденты проживают на территории России менее 5 лет и участвуют в деятельности общинной организации, преобладает позитивная этническая идентичность, а в группе «вне общинных армян с малым опытом пребывания» наряду с позитивной этнической идентичностью также выражена и гиперидентичность.

На наш взгляд, данные результаты свидетельствуют о том, что с увеличением опыта пребывания в принимающей этнической среде процессы адаптации и ассимиляции начинают значительно преобладать над процессами сохранения своей этнической идентичности, что и приводит к постепенному размытию исходной этнической идентичности и, в целом, к снижению значимости этнического фактора в повседневной жизни. Лишь на начальном этапе пребывания в принимающем сообществе вовлеченность в деятельность национальной общины способствует приобретению или сохранению желательной позитивной этнической идентичности, что видно из сравнения по данному признаку групп с опытом пребывания в иной этнической среде менее пяти лет.

Результаты исследования стратегий аккультурации в выделенных группах (см. Приложение 8):

Существуют значимые различия в выраженности стратегий аккультурации у представителей выделенных нами групп.

Так, обнаружены значимые различия в выраженности стратегии сепарации у представителей выделенных нами групп (Н = 294,488; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в выраженности стратегии маргинализации у представителей выделенных нами групп (Н = 161,158; при р= 0,001). Обнаружены значимые различия в выраженности стратегии интеграции в исследуемых группах (Н = 302,754; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в выраженности стратегии ассимиляции в исследуемых группах (Н = 236,590; при р = 0,001).

Эмпирическое исследование ценностной структуры, уровня агрессивности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

В данном параграфе приведены результаты изучения иерархии ценностей и уровня агрессивности испытуемых в выделенных группах, их анализ, а также результаты корреляционного анализа, показывающего связи этнической идентичности с другими характеристиками личности (стратегиями аккультурации, ценностной структурой и уровнем агрессивности).

В методике Шварца представлены десять основных типов ценностей, выявление структуры которых является значимым и интересным для нашего исследования, так как дополняет картину особенностей личной, в том числе этнической идентификации испытуемых (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть и безопасность). Ценности безопасности, конформности и традиций составляют ось измерения - консерватизм. Ценности власти и достижения относятся к оси самовозвышения, в противоположность самотрансцендентности, включающей универсализм и доброту. Ценности самостоятельности и стимуляции объединяются в открытость изменениям и являются противоположными ценностям консерватизма. Данные типы ценностей, на наш взгляд, могут ярко иллюстрировать и дополнять картину того, как проходит процесс аккультурации в новой этнической среде, а также дать понять, какие ценности доминируют в структуре личности: сохранения (консерватизма) или изменений, что в том числе свидетельствует о трансформации этнической идентичности или ее сохранении в неизменном виде.

Для исследования ценностей испытуемых на уровне нормативных идеалов применяем непараметрический критерий Круекала-Уоллеса, т.к. признак не имеет нормальности распределения (см. Приложение 10).

Существуют значимые различия в доминировании всех заявленных ценностей у представителей выделенных нами групп. Так, обнаружены значимые различия в доминировании ценности конформности у представителей выделенных нами групп (Н = 308,168; при р = 0,001).

Обнаружены значимые различия в доминировании ценности традиций у представителей выделенных нами групп (Н = 315,028; при р = 0,001).

Обнаружены значимые различия в доминировании ценности доброты в исследуемых группах (Н = 132,795; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности универсализма в исследуемых группах (Н = 213,304; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности самостоятельности в исследуемых группах (Н = 302,556; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности стимуляции в исследуемых группах (Н = 18,240; при р = 0,001).

Обнаружены значимые различия в доминировании ценности гедонизма в исследуемых группах (Н = 177,859; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности власти у представителей выделенных нами групп (Н = 42,757; при р= 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности достижений в исследуемых группах (Н = 278,315; при р = 0,001). Обнаружены значимые различия в доминировании ценности безопасности в исследуемых группах (Н = 300,844; при р = 0,001).

Более выражена ценность конформности у представителей, отнесенных нами к группе «общинных армян-1», по сравнению с респондентами группы «вне общинных армян-2», ценность традиции, ценность безопасности, ценность власти и ценность доброты. В группе «вне общинных армян-2» по сравнению с группой «общинных армян-1» более выражена ценность самостоятельности, ценность достижения, ценность универсализма, ценность стимуляции и ценность гедонизма.

При сравнении групп «общинных армян-1» и группы «вне общинных армян-1» было обнаружено, что более выражены ценности конформности, традиции, самостоятельности, власти, доброты и универсализма в группе «общинных армян-1», по сравнению с респондентами группы «вне общинных армян-1», тогда как в группе «вне общинных армян-1» доминирует ценность стимуляции. При сравнении данных групп по выраженности ценности безопасности ценности достижения и ценности гедонизма значимых различий выявлено не было.

В группе «общинных армян-1», по сравнению с группой «общинных армян-2», имеют большую выраженность ценности конформности, традиции, безопасности, власти и доброты, тогда как в группе «общинных армян-2» по сравнению с группой «общинных армян-1» более выражена ценность самостоятельности, ценность достижения, ценность универсализма, ценность стимуляции и ценность гедонизма.

Исходя из данных, представленных в таблице 9, можно сделать вывод о характере различий в выделенных группах по всем ценностям на уровне нормативных идеалов.

Так, у представителей группы «вне общинных армян-1» по сравнению с респондентами группы «вне общинных армян-2» являются более выраженными ценности конформности, традиции, безопасности и доброты, тогда как в группе «вне общинных армян-2» более выражена ценность самостоятельности, ценность достижения, ценность универсализма и ценность гедонизма. Значимые различия по ценности власти и ценности стимуляции в данных группах выявлены не были.

При сравнении групп «вне общинных армян-2» «общинных армян-2» обнаружено, что в группе «вне общинных армян-2» более ярко выражена ценность самостоятельности, тогда как в группе «общинных армян-2» более выражена ценность доброты. Значимые различия по ценностям конформности, традиции, безопасности, достижения, власти, универсализма, стимуляции и гедонизма в данных группах выявлены не были.

В группе «вне общинных армян-1» по сравнению с группой «общинных армян-2» более значимыми являются ценности конформности, традиции, безопасности и доброты, тогда как в группе «общинных армян-2» по сравнению с группой «вне общинных армян-1» более значимыми являются ценности самостоятельности, достижения, универсализма и гедонизма. Значимые различия по ценности власти и ценности стимуляции в данных группах выявлены не были.

Похожие диссертации на Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины