Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития общества отличается широкой вовлеченностью «человеческих ресурсов», интеллекта, инноваций, продуктов материального и духовного производства в глобальный процесс социальных перемен. Преодоление кризисных явлений требует мобилизации коллективных усилий в изобретении и реализации форм деятельности, поэтому исключительно актуальным становится изучение творчества в социально-философском контексте, позволяющим раскрыть глубинные взаимосвязи творчества и социума.
Наиболее важным является не столько факт процесса перемен, сколько его качественные характеристики. При этом приоритетной задачей большинства стран становится регулирование общественных изменений, что требует адекватного понимания их источников, основных факторов и механизмов. Изменение уровня и характера философского обобщения социальных процессов имеет значительное воздействие на практические возможности развития общества, поэтому социальная философия нуждается в расширении проблемного поля, соответствующего процессу перемен, дальнейшему развитию концептуальной и методологической базы познания.
Одной из важнейших проблем должна стать проблема творчества, рассматриваемая в качестве одного из значимых факторов социокультурных изменений. Творчество в той или иной степени присуще каждому человеку, является опредмечиванием его духовного мира, создающим новый облик и качество социального бытия. Творчество может быть индивидуальным и коллективным, выступать в форме реализации неосознаваемой потребности, либо в качестве целеоснования как элемента социального управления. При этом у истоков всех новшеств всегда находится творчество. Общественная практика требует такого его развития, которое соответствовало бы объективной тенденции – возрастающей динамике преобразований.
Таким образом, изменение современного исторического контекста, необходимость оптимизации категориального и методологического аппарата социальной философии и определенный социальный заказ являются доказательством актуальности вынесенной на защиту темы.
Степень научной разработанности проблемы. К рассмотрению творчества на протяжении всей истории философии обращались различные мыслители. Впервые идеи о сущности, субъектах и результатах креативной деятельности были высказаны Платоном в диалогах «Ион», «Пир», «Софист», «Федр». Смысл творчества понимался им в совершенствовании мироздания, достижении абсолютного блага, сущность – в переходе из небытия в бытие, из возможности в действительность. Человеку отводилась роль подражателя этого вечного процесса.
Одним из основополагающих принципов средневекового философского мышления выступает принцип креационизма, предполагающий творение мира персонифицированным богом как произведения. В отличие от механизмов космотворчества Платона креационизм заключается в сотворении из ничего.
Эпоха Возрождения характеризуется доминированием искусства как ведущей формы общественного сознания. Интерес к исследованию художественного творчества обусловливает появление искусствоведческих трактатов, авторами которых являются крупнейшие художники. Философия эпохи Возрождения, проникнутая оптимизмом относительно творческих возможностей человека, породила культ гения и определила круг основных проблем, в рамках которых исследуемое явление стало рассматриваться в Новое время. К ним относятся интересы к личности творца, механизмам и компонентам процесса творчества. Эти вопросы исследовали И. Кант и Ф. Шеллинг.
Важное место проблема творчества занимала в иррационалистической философии А. Шопенгауэра и А. Бергсона. Творчество для А. Шопенгауэра – это воспроизведение познанных с помощью чистого созерцания вечных идей. Философия А. Бергсона создает образ динамичного и творческого мира. «Жизненный порыв», претворяющийся в непрерывном прогрессе и эволюции мироздания превращает жизнь в непрерывный креативный процесс. Человек представляет собой определенную ступень эволюции, выступает в качестве носителя порыва, обеспечивая его дальнейшее продвижение своей творческой активностью.
Философская концепция психоанализа видит основу творчества в способности человека сублимировать сексуальность, переводить ее энергию в созидательный план в целях разума и культуры. З. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неприемлемых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. К. Юнг рассматривал бессознательное как более сложный сплав различных влияний и факторов, включающий в себя помимо персонального вытесненного опыта групповое и общечеловеческое начало, названное им коллективным бессознательным. Э. Фромм считал, что каждому человеку присуща потребность в преобразовании и изменении мира, которая должна находить выражение, поскольку он не выносит абсолютной пассивности.
Философы-экзистенциалисты мыслят творчество как единственно успешную попытку выхода из неизбежного конфликта человека с окружающей его средой. Для А. Камю, в созданном им образе бытия, творчество – альтернатива бессмысленному не-существованию. В философии В. Франкла креативная деятельность - один из неотъемлемых способов реализации свободного и ответственного бытия, в котором проявляет себя личность. Ж.П. Сартр считал творчество основой, присущей не только сфере искусства, но и морали, поскольку каждый человек находится в неповторимой жизненной ситуации с множеством альтернатив, где нет априорных ценностей, определяющих его выбор.
Подобные идеи содержатся и в работах отечественного философа П.Л. Лаврова, считавшего творчество имманентным свойством жизнедеятельности человека, реализующимся в теоретической и практической отраслях. Нравственность по П.Л. Лаврову заключается в направленности творчества на самого человека, в осознании им собственного Я и создании идеального представления о нем.
В.С. Соловьев обращается к проблеме творчества в связи с рассмотрением форм общественной жизни. Философ считает творчество главной формой бытия человека, основой достижения абсолютного существования или духовного общества, которое является целью для всех. Высший вид творчества у Соловьева – мистика, поскольку через нее устанавливается непосредственная связь с действительностью абсолютного, божественного первоначала.
В философии Н.А. Бердяева творчество, наделенное особым значением, рассматривается как теургия. В «Смысле творчества» человек представлен как существо богоподобное, включающееся в общий поток завершения творения мира раскрытием заложенной в него творческой мощи.
И.И. Лапшин представил иной контекст проблемы творчества в работе «Философия изобретения и изобретение в философии». На основе приведенного в ней огромного фактического материала он выделяет и анализирует основные элементы творческого процесса, а также значение социальных условий, влияющих на научные и философские изобретения.
Систематическое исследование творчества, рассматривающее его различные аспекты, стороны и формы, началось в отечественной философской мысли с 60-х г. ХХ в. В противовес западной философии, в которой концепции творчества носили преимущественно идеалистический, иррационалистический, религиозно-мистический характер, отечественная философия советского периода вела исследования с опорой на научный базис, согласовывая их с достижениями психологии, педагогики и искусствоведения, вырабатывая соответствующую методологию. Эти традиции унаследованы современными российскими философами.
Представления о творчестве как атрибутивном свойстве человеческой деятельности содержатся в работах М.В. Демина, М.С. Кагана, В.Ф. Овчинникова, В.С. Швырева. Сущность, структура и социальная роль творчества показаны в трудах Г.С. Батищева, А.С. Кармина, В.А. Коваленко, А.М. Коршунова, А.Н. Лука, В.Н. Николко, Ю.К. Плетникова, В.А. Цапка.
В отечественной философской мысли сложилась традиция изучения отдельных видов творчества. Так проблемы технического творчества исследованы Г.С. Альтшуллером, И.П. Мамыкиным, К.С. Пигровым. Научное творчество проанализировано в трудах Б.М. Кедрова, Е.Н. Князевой, А.С. Майданова, А.И. Ракитова, В.С. Степина, В.С. Швырева, художественное – в работах А.Л. Андреева, Е.Я. Басина, С.Д. Безклубенко, В.В. Ванслова, Л.С. Выготского, С.С. Гольдентрихта, Н.В. Гончаренко, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова. Относительно творчества в морали высказывались Г.Д. Бандзеладзе, О.Г. Дробницкий, А.И. Титаренко, но достаточной теоретической разработки эта проблема не получила.
В последнее десятилетие проблеме творчества были посвящены работы Л.А. Гревцовой, В.М. Дармограя, А.И. Назарычевой, А.И. Столетова. В них рассмотрены вопросы соотношения свободы и творчества, мировоззренческой роли творчества, его методологической культуры, междусубъектной природы творчества в науке, философии, религии.
Современные социокультурные изменения стимулировали изучение творчества в русле концепций инноватики. Опираясь на работы Г. Тарда и Й. Шумпетера, концепции постиндустриального и информационного обществ, отечественные исследователи постепенно формируют свою традицию изучения инновации в русле общественно-культурного развития.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в обосновании роли творчества как одного из важнейших факторов социокультурных изменений, используя парадигму деятельностного подхода. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть творчество как исходное понятие в теориях социальных изменений;
- проанализировать конструктивный и деструктивный аспекты креативной деятельности;
- выявить различные аспекты коллективности в научном творчестве;
- определить принципы нормотворчества в сфере морали;
- раскрыть специфику реализации коллективного творчества в искусстве.
Объектом исследования является творчество как особый вид человеческой практики и субъективный фактор социокультурных изменений.
В качестве предмета исследования выступает механизм коллективного творчества, реализующийся в процессе создания социальных ценностей.
Методологические основания. В основе исследования лежат представления о творчестве как сложном феномене, особенности которого анализируются с позиций деятельностного и системного подходов, принципов диалектики, а также метода исторического анализа, позволяющего проследить генезис философских взглядов относительно изучаемого явления в различные исторические периоды.
Информационную базу составили: представления о творчестве и креативности в работах М.С. Кагана, А.С. Кармина, Б.М. Кедрова, Е.Н. Князевой, А.М. Коршунова, А.С. Майданова, В.Н. Николко, В.А. Цапка, В.С. Швырева; теория социальных изменений П. Штомпки; работы Г. Тарда и Й. Шумпетера; исследования феномена инноваций Ю.А. Карповой, Б.Ф. Усманова, Х. Смита; генетический структурализм П. Бурдье и теория структурации Э. Гидденса; воспроизводственная концепция Н.С. Савкина. Также в своем диссертационном исследовании автор опирался на труды классиков философии – Платона, Аристотеля, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Шопенгауэра, А. Бергсона, П.Л. Лаврова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.И. Лапшина и других мыслителей, осветивших важные аспекты творчества.
Гипотеза исследования. Творчество является эффективным фактором социокультурных изменений современных обществ, характеризующихся широкими коммуникативными связями. Сущность творческого процесса заключается в единстве имманентных ему составляющих – индивидуальной и коллективной. При этом он связан с расширением коллективности, развитием форм и уровней взаимодействий индивидуальных субъектов в продуцировании инновационных продуктов деятельности.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. Определен социальный смысл творчества как интегрального качества рефлексии, направленной на изменение и институциональное становление (конструирование) производства и воспроизводства артефактов общественной жизни.
2. Выделены социальные детерминанты креативной деятельности в контексте объективации и генерализации инновационных продуктов (научного знания, ценностей и норм морали, эстетического постижения и создания произведений искусств).
3. Предложены дефиниции совместного творчества в контексте функциональной и целесообразной деятельности субъекта.
4. Определены содержание и структура механизмов творчества в процессе социально-нравственной деятельности (кодифицирование новых требований, принципов, норм, императивов).
5. Выявлена специфика коллективного творчества в эстетической деятельности, создании продуктов художественной культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творчество – процесс объективации спонтанных интенций субъекта креативной деятельности. Основным его продуктом, способным производить значимые социальные изменения является инновация. Большинство современных обществ являются инновационными, поскольку в них доминируют установки на ценностное отношение к продуктам творчества, а субъекты креативной деятельности рассматриваются как важнейший социальный ресурс. В социальном целедостижении творчество предстает как механизм производства инноваций в сферах Истины, Добра и Красоты.
2. Творчество представляет собой синтез конструктивности и деструктивности. Конструктивное начало творчества лежит в основе созидания новых идей, законов, парадигм в любой сфере социокультурной деятельности. Деструктивность обеспечивает разрушение взглядов, стереотипов, способствуя преодолению норм, ценностей, идеалов, укорененных в общественном сознании, но периодически становящихся неадекватными. В своей совокупности конструктивность и деструктивность обеспечивают развитие социума и его культуры.
3. Научное творчество обусловлено социальным заказом, влиянием со стороны экономической, политической и социальной сфер общества. Наука как целостная система имеет собственный механизм саморегуляции, как взаимодополняющее единство творчества и инерции, в рамках которой «парадигма» способствует сохранению существующих структур знания, определенной направленности и схем научно-исследовательской работы. Научное творчество имеет коммуникативную основу. Коммуникативное пространство научного сообщества на микро-, мезо-, и макроуровнях представляет собой соответствующую организационную основу, инфраструктуру совместного творчества.
4. Глубокие социальные изменения актуализируют творческое начало морали, реализуемое в процессах производства и становления инновационных норм и императивов (биоэтика, экоэтика и др.). Моральное творчество представляет собой сложную взаимосвязанную систему различных механизмов. Нравственная рефлексия и конфликт устанавливают несоответствие старых норм, идеалов, ценностей требованиям социальной действительности, стимулируя нахождение эффективных образцов поведения в деятельности многих людей.
5. Формами совместного творчества в искусстве являются фольклор и авторское творчество. Фольклор реализуется в коммуникации, предполагающей устную передачу художественного материала путем коллективного участия. Исключительным свойством авторского творчества является продуктивная, инновационная роль не только индивидуального субъекта, но и воспринимающей аудитории посредством диалога через рецепцию и интерпретацию.
Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования.
1. Восполнен существующий в социальной философии пробел, связанный с исследованием проблемы творчества, ранее традиционно рассматриваемой теорией познания, искусствоведением, культурологией.
2. Приведенные концепции и сделанные выводы могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках по проблемам творчества в современной социальной философии, а также разработке понятийного аппарата и концептуальных основ такой отрасли междисциплинарного научного поиска как инноватика.
3. Результаты исследования применимы в высшей школе для составления учебных пособий, разработки и проведения общих лекционных курсов по социальной философии, этике, философии науки, культурологии, специальных курсов по проблемам творчества.
Апробация работы. Теоретические положения и выводы диссертации были изложены на Всероссийской конференции «Проблемы устойчивого социально-экономического и культурного развития регионов Российской Федерации» (Саранск, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации» (Саранск, 2004), Евсевьевских чтениях МГПИ им. М.Е. Евсевьева (2004 - 2006), Огаревских чтениях МГУ им. Н.П. Огарева (2003 - 2005), а также отражены в четырнадцати публикациях. Диссертация обсуждена на кафедре философии МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих два и три параграфа), заключения и библиографического списка.