Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 .Теоретико-философские аспекты этнополитических конфликтов 15
1. Понятие и природа политического конфликта, особенности его проявления 15
2. Характерные черты и особенности этнополитических конфликтов. 39
3. Типология этнополитических конфликтов 51
4. Причины и динамика этнополитических конфликтов 58
Глава II. Политика России на Северном Кавказе в условиях обострения этнополитических конфликтов 79
1. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология 79
2. Возможности регулирования этнополитических конфликтов 93
Глава 3. Технологии воздействия государства и общества на этнополитические конфликты. 114
1. Управление этнополитическим конфликтом как теоретическая проблема . 114
2. Социально-политические механизмы воздействия на этнополитические конфликты (на примере Республики Дагестан). 128
Заключение 153
Библиография 162
- Понятие и природа политического конфликта, особенности его проявления
- Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология
- Управление этнополитическим конфликтом как теоретическая проблема
Введение к работе
с распадом советского Союза и центробежными тенденциями в Российской Федерации, привлекли пристальное внимание общественности и научных кругов к этнополитической проблематике как к фактору социально-политического развития. В перестроечные годы национальный вопрос, выведенный из под идеологического контроля, стал приоритетным предметом исследований для широкого круга общественных наук. Изначально исследовательский интерес к этнополитической проблематике был обусловлен острой потребностью в выработке рецептов по оптимизации советского национально-государственного устройства и, в равной степени, реакцией научных кругов на бурные изменения, происходившие в сфере межнациональных отношений. Основным объектом изучения при этом являлись межнациональные противоречия и конфликты, воспринимавшиеся как закономерное следствие былых просчетов в национальной политике.
В первые постсоветские годы характер и направленность этнополитических исследований претерпели некоторые изменения. Происходило переосмысление этнополитических процессов в реалиях постсоветского времени и в категориях российских государственных интересов. Но, несмотря на то, что анализ данных процессов осуществлялся на всем постсоветском пространстве, в силу очевидных причин, именно российская проблематика приобрела острую актуальность. Изменение исследовательских приоритетов на данном этапе можно рассматривать как постепенный переход от абстрактного национального вопроса к более конкретной и в то же время более широкой этнополитической проблематике. Это во многом связано со становлением отечественной этнополитологии. В то же время события рубежа 80-х—90-х гг. дали столь богатый и "горячий"
материал для исследователей, что его концептуальное освоение вызвало определенные трудности. В условиях, когда внутриполитические контуры новых независимых государств еще не вполне оформились, а основные тенденции их развития не проявились с достаточной четкостью, ситуация, складывавшаяся в этнонациональной сфере также сохраняла множество элементов неопределенности. Соответственно выводы и оценки исследователей носили предварительный характер и зачастую опровергались последующим развитием событий. За прошедший постперестроечный период появились важные наработки по этнополитической проблематике, но лишь в последние годы исследовательский опыт, концентрация научной мысли, теоретическая база достигли уровня, позволяющего сформировать целостный и научно обоснованный комплекс представлений о процессах, происходящих в различных регионах бывшего Союза.
Особым динамизмом этнополитических процессов отличается северокавказский регион, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить: важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, "этапные" особенности современного этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс центре-периферийных взаимодействий. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и на общероссийскую политическую ситуацию. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует специального всестороннего исследования.
Степень разработанности проблемы. Философско-антропологическое осмысление конфликта берет своё начало ещё в Древней Греции (Сократ,
Платон, Аристотель). Над проблемой конфликта в философии работали: А. Гелен, Гегель, Ж - П. Сартр, А. Камю, М. Шелер, А. А. Миллс, О. А. Митрошенков, О. Б. Шелупова, Н. А. Бердяев, Л. Шелестов, С.С. Батенина, В. И. Григорьева, П. С. Гуревич, Д. Ж. Жовтун. В области психологии к данной теме обращались: 3. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Лефевр, А. Гурен, Л.А. Петровская, В. А. Сосин, В. С. Агеев и др.
Первые социологические теории конфликта возникли в прошлом столетии. В двадцатом столетии исследования социальных конфликтов получили бурное развитие, прежде всего в западной социологии и философии, и во множестве случаев, являлись реакцией на недостатки функциональной теории Т. Парсонса, критикой его гипотезы общественного равновесия. Макс Вебер называл социальный конфликт - борьбой. Г. Зиммель считал конфликт спором, психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. В конфликтах, по его мнению, отражаются интеграционные процессы социального развития. Г. Спенсер, Ф. Гиддингс, Г. Ратценхофер, Л. Гумплович, У. Самнер, Ф. Теннис, Л. Уорд, Т. Веблен, Э. Росс, Ч. Кули, Т. Боттомор, К. Левин, У. Мур рассматривали социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считали его неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. К. Боулдинг, опираясь на социалдарвинистскую методологию, считает, что конфликты знаменуют собой осознанные или созревающие интересы и столкновения этих интересов.
Развитие конфликтологии как специального направления в социологии в двадцатом веке осуществлялось благодаря интенсивным исследованиям социальных конфликтов, прежде всего в Западной Европе и США. Это было обусловлено спецификой развития общественных отношений в экономически развитых странах. Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление. Его работа «Функции социального конфликта» (1956)
считается отправным пунктом современной социологии конфликта. В ней развивается теория конфликтного функционализма, где социальный конфликт рассматривается как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей. Над проблемой конфликта в западной науке работали: Р. Макк, Р. Спайдер, К. Зингер, Д. Бернард, Р. Дарендорф, Д. Галтунг, К. Финк, У. Юри, Н. Келман, Д. Бертон, Ф. Дьюкес, К. Митчел, О. Надлер, М. Дойч, Р. Фишер, Д. Вике, Р. Коулзон, К. Крессель, Д. Белл.
Марксистская теория рассматривает социальный конфликт как коренной антагонизм в макроструктуре общества, где конфликт вырастает из противоречия интересов, борьбы за статус, власть, влияние, ресурсы и т.д.
Отечественная наука советского периода проявляла весьма слабый интерес к социальным конфликтам вообще и особенно к этнополитическим, что было обусловлено идеей «бесконфликтности» развития социалистического общества. Тем не менее, в семидесятые-восьмидесятые годы проводили отдельные исследования, посвященные осмыслению данной проблематики Л. А.Семенова, Л. А. Нечипоренко, В. В. Танчер. На современном постсоветском этапе развития науки этой проблеме посвятили свои работы: А. Г. Здравомыслов, А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С. В. Кудрявцев, З.М. Зотова, А. И. Чумиков, С. А. Эфиров. Политические конфликты в СНГ исследовались в работах Барановского В., Здравомыслова А.Г., Кудрявцева В.Н., Сорокина К.
Так как перманентно обостряющиеся конфликты на Северном Кавказе носят этнополитический характер, представляют интерес работы, где рассматриваются именно такие формы противостояния и, прежде всего, это труды М.А. Абдуллаева, А.В.Авксентьева, А.К. Алиева, З.С. Арухова, Ю.Д. Анчабадзе, С.А. Арутюнова, В.В. Бартольда, В.О. Бобровникова, М. В. Вагабова, И. Добаева, Н В Жданова, А.Г. Здравомыслова Э.Ф. Кисриева, М.Р. Курбанова, Г.М.Курбанова, Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Г.М Милославского,
СИ. Муртузалиева, И. Ротаря, Т.С. Саидбаева, М.Т. Степанянца, Г. Юсуповой и др.
Анализ этнополитических процессов в модернизирующихся обществах и на Северном Кавказе дается в трудах отечественных ученых: Абдулатипова Р.Г., Жирикова А.А., Иордана М.В., Котанджяна Г.С, Паина, Э.А., Попова А.А., Реджеповой А.С., Тишкова В. А.
В последние годы увеличился научно-исследовательский интерес к данной проблеме, следствием чего явился ряд диссертаций, исследующих те или иные аспекты этнополитических конфликтов на Северном Кавказе - это работы А.В.Васильева, К.Г.Гусаевой, Динь Ты Хоа, Э.В.Пейкерта, С.П.Свенцицкова, А.Н.Смирнова, А.В. Сороко, Н.В. Стаськова и др.
Несмотря на множество монографий, статей и других исследований, посвященных этнополитическим конфликтам, данная проблема пока еще не получила всестороннего и комплексного социально-философского осмысления. Трудность исследования этнополитических конфликтов заключается в чрезвычайно сложном и многогранном объекте изучения, тем не менее, теория социальных конфликтов является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного знания и практической деятельности, которая объединяет интересы и усилия представителей различных научных дисциплин.
Цели и задачи исследования Основной целью данного исследования является определение этнополитического конфликта, его места в системе общественных отношений, изучение основных закономерностей, механизмов управления результатами его воздействия на процессы общественного развития.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить понятия «социальный конфликт» и «этнополитический конфликт», их соотношение;
- дать новую типологию этнических и политических конфликтов с
учетом изменившихся реалий и проанализировать их динамику;
- опираясь на исторические источники, факты и документы, системный
анализ и комплексное использование теоретико-методологических принципов
и методов исследования прошлого и настоящего, выявить динамику
этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, роль и этнополитические
притязания конфликтующих сторон, а также значение миротворческих
неправительственных организаций в их урегулировании;
- рассмотреть основные закономерности и механизмы воздействия
этнополитического конфликта на общество;
- выявить результаты этого воздействия и их проявления в различных
сферах общественной жизни;
концептуализировать закономерное значение межэтнических конфликтов в процессе развития современного общества.
- выработать рекомендации по предупреждению и предотвращению
этнополитических конфликтов в Северо-Кавказском регионе.
Объектом исследования выступает этнополитический конфликт как закономерное явление общественной жизни.
Предмет исследования — роль и место этнополитических конфликтов в системе общественных отношений, формы и механизмы управления ими в условиях Северного Кавказа.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой диссертационного исследования послужили различные философские и социологические концепции, посвященные социальным конфликтам вообще и этнополитическим в частности, а также концепции, гипотезы и подходы, характеризующие всевозможные проявления воздействия этнополитических конфликтов на общество, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе по различным отраслям гуманитарного знания.
Анализ этиополитических процессов был основан на применении институционального подхода. При изучении региональных этиополитических процессов использовались принципы всесторонности и конкретности, а также применялся историко-логический метод. Привлечение компаративного подхода дало возможность выявить особенности этнополитичееких процессов. В исследовании указанного предмета автор широко применял системный подход. При разработке некоторых глав использовался диалектический и структурно-функциональный методы.
Основные научные результаты и научная новизна исследования.
Диссертационное исследование вносит определённый вклад в исследование этиополитических процессов и, прежде всего, в контексте неоднозначного влияния на них глобализации как исторического этапа модернизации и других факторов трансформации общества. Обоснованные в диссертации идеи и выдвинутые гипотезы могут служить отправной точкой для новых конкретных исследований современной этнополитической ситуации в Северо-кавказском регионе и направлений ее трансформации в условиях модернизации.
В диссертации исследован ряд научных проблем, предложены варианты их решения:
- дана философская интерпретация теоретико - методологических основ
этнополитического конфликта, а также типов конфликтов в мировой
политической истории;
предложена периодизация региональных конфликтов в России, их экономических и социально-культурных истоков и перспектив разрешения;
дан социально-философский анализ динамики этиополитических конфликтов в поликультурном регионе на примере Северного Кавказа и в Дагестана;
- определена эвристическая значимость конструктивистского подхода,
оказывающего влияние регулятивного фактора на динамику этнополитических
процессов;
- доказано, что регулирование этнополитических процессов в
современных конфликтогенных условиях связано с процессами
этнополитической стабилизации и институционализации;
- предложен оригинальный вариант экспертизы, прогнозирования и
технологий разрешения этнополитических конфликтов и кризисов в
современном обществе на примере России;
- осуществлён анализ механизмов регулирования, разрешения и
предотвращения этнополитических конфликтов.
Основные положения выносимые на защиту:
В современных этнополитических конфликтах, вместе с политическими факторами все более активно проявляются этнические параметры, играющие важную роль в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Автор не рассматривает современные конфликты в исследуемом регионе как некую историческую данность, всецело подчиняющую себе динамику этнополитических процессов, и, в то же время, подчиняясь диалектике общего, особенного и единичного, не сводит все многообразие конфликтов к неким универсальным причинам политического, экономического или иного характера.
Социально-философское осмысление специфики социально-культурного бытия полиэтничных регионов позволило в качестве основания для типологии этнополитических конфликтов выделить: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим традициям и нормам, конечный результат взаимодействия, влияние конфликта на дальнейшее развитие организации социума. В зависимости от характера влияния автором выделяются следующие типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие,
деструктивные, а также конфликты деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти).
3. Этнические факторы, которые обусловлены особенностями
формирования и функционирования естественно-исторических общностей,
играют определяющую роль в процессе северокавказской модернизации.
Подобное влияние имеет исторический характер и выражается совпадением
процессов формирования региона в составе российского государственного
пространства с процессами геополитической консолидацией северокавказских
народов.
Анализ развития этнополитической конфликтной ситуации на Северном Кавказе позволяет сделать вывод о двойственной природе всех этих конфликтов: в одних конфликтах возникшие межнациональные противоречия отходят на второй план, уступая место политическим требованиям, в других, наоборот, социально-экономические, политические и иные движения дают толчок разжиганию национальной розни и т.д.
4. Процессы глобализации имеют противоречивый и неоднозначный
характер и предполагают, с одной стороны, наличие четко выраженной
тенденции к конвергенции развитых стран, а с другой стороны, глобальная
рационализация, связанная с экономическими и политическими императивами,
актуализирует идею создания унитарной системы. Из этого, как мы полагаем,
неустойчивость современных социальных процессов в стране обусловлена
двумя наиболее значимыми тенденциями: «этнодемократической» и
«державно-демократической», которые, с одной стороны, вступают в
противоречие, с другой - дополняют друг друга. В последнее время в динамике
этнополитических процессов на Северном Кавказе наблюдается переход от
периода преобладающей и все возрастающей нестабильности к периоду
относительной стабилизации, когда центральная государственная власть стала
активно стремиться сделать этнополитические процессы на Юге России управляемыми и конструктивными. Важнейшим политико-правовым документом является Концепция национальной политики Российской Федерации как стратегическая программа деятельности государства в сфере национальных отношений.
Рассматривая философское понятие, социальную сущность и специфику проявления этнополитических конфликтов на Северном Кавказе автор конкретизирует следующие их причины: исторические; внешнеполитические; военно-стратегические; этнические; экономические; внутриполитические; поведенческие; информационные.
5. Регулирование этнополитических конфликтов обеспечивается, по
мнению автора, специальными институтами парламентского типа, которые
должны иметь следующую структурную характеристику и значимость в
решении социальных проблем: а) обладать правомочиями на ведение
переговоров и достижения согласия; б) обладать монополией на
представительство интересов своей стороны; в) решения, принятые этими
институтами, должны быть обязательными; г) они должны действовать
демократически.
6. Особенности северокавказских этнополитических процессов
определяются сложным сочетанием различных типов социальной
идентичности: этническая ментальность прослеживает связь с релевантными
понятиями, такими как национальная психика, национальный характер,
этническая идентификация. Особенное в этнической ментальное
свидетельствует о том, что благодаря ментальным особенностям этнос не
сливается с пассивной формой социума.
Анализ этнополитических процессов с точки зрения их воздействия на социально-политические сферы жизнедеятельности северокавказского общества показывает, что этническая ментальность и гражданская
идентичности находятся здесь в достаточно сложных отношениях друг с другом, отражая различные срезы социальной реальности. Устойчивая тенденция регионального развития состоит в укреплении этногосударственной субъектности северокавказских народов. При этом важнейшим условием стабильности региональной этнополитической структуры является ее включенность в российское политико-правовое пространство и систему федеративных взаимодействий.
Научная новизна исследования. Осуществленный в данной работе социально-философский анализ воздействия этнополитического конфликта на общественные процессы содержит, по мнению автора, следующие элементы научной новизны:
- выделены критерии, которые отделяют этнические, политические и
другие социальные конфликты от социального противоречия;
- раскрыта динамика этнополитического конфликта;
- показан диалектический характер воздействия этнополитического
конфликта на социальную систему, выражающийся одновременно в процессах
интеграции и дифференциации, а также объективные и субъективные
проявления данных процессов применительно к Северо-Кавказскому региону;
обоснована зависимость формы и времени проявления этнополитических конфликтов от культурных особенностей их субъектов, а также зависимость оценки результатов конфликта от доминирующих общественных стереотипов;
- уточнены и конкретизированы основные научные представления о
процессе возникновения и протекания этнополитических конфликтов на
Северном Кавказе;
- выявлены основные, наиболее распространенные формы и направления
этнополитических конфликтов;
- предложены конкретные методы использования соответствующих социальных технологий в системе государственного управления и общественного самоуправления, обеспечивающие предотвращение и локализацию этнополитических конфликтов и имеющие реальное практическое значение для их позитивного урегулирования и разрешения в условиях Северного Кавказа.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использованы не только для дальнейшего углубления анализа методологических, концептуальных и технологических проблем политической науки, но и для практических целей разрешения этнополитических конфликтов.
Научная значимость исследования этнополитических конфликтов в процессе демократизации общества является актуальной и значимой, в особенности для стран с развивающейся демократией. Динамика этнополитических процессов происходящих как внутри отдельно взятого государства, так и в общемировом, глобальном масштабе, постоянно требует пристального внимания и детального изучения, обеспечивающих возможность гибко реагировать на быстро изменяющиеся политические и иные ситуации и вырабатывать конструктивные предложения по предотвращению и урегулированию возникающих этнополитических конфликтов.
Понимание сущности и динамики этнополитических конфликтов нашего времени помогает принести реальную практическую пользу в решении основных проблем позитивного преобразования российского общества, а также всех других обществ, вставших на путь демократической трансформации.
Понятие и природа политического конфликта, особенности его проявления
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода первооснова социального движения. Это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями1.
Конфликт проявляется в различных сферах социальной жизни общества. Нынешний политический процесс в России характеризуется множеством политических конфликтов самого различного уровня. Их особенность состоит в том, что они разворачиваются на фоне кризиса всей системы общественных отношений. При этом спонтанное и бесконтрольное использование властями силы увеличивает потенциал конфликта и приводит к эксцессам, осложняющимся еще и отсутствием понимания природных противоречий, опыта в организации процедур их урегулирования. Первостепенными и наиболее значимыми конфликтами, разворачивающимися в постсоветском пространстве по мнению специалистов оказываются три типа конфликта: политический, социальный и национально-этнический. Обособленное рассмотрение этих трех форм конфликта позволяет констатировать, что они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих разную природу.
Политический конфликт - конфликт, по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт - в узком смысле слова - конфликт по поводу средств жизнеобеспечения. И, наконец, предметом конфликта в национальной сфере, которая является объектом нашего исследования, являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.
Однако, проблема исследования всех этих форм конфликта заключается в том, что ни один из них в реальной жизни не проявляется в чистом виде. Наблюдатели и исследователи различных конфликтов в постсоветском пространстве, отмечают, что их можно понять только как взаимопроникающие конфликты, как такие столкновения, где каждый из них составляет питательную среду для других.
Исходя из посылки, что этнополитический конфликт является разновидностью политического, вполне логично приступить к анализу интересующих диссертанта проблем с характеристики родового понятия.
Являясь неотъемлемым спутником развития всей истории человечества, всех типов общества политические конфликты особую остроту и актуальность приобретают в обществах переходного периода. Сложность и многогранность политического конфликта, многообразие его видов и форм проявления обуславливает разнообразие подходов и методов изучения политических конфликтов. С позицией фундаментальной теории наиболее важно уяснить природу политического конфликта, точно идентифицировать субъекты и объект конфликта, фазы его развития, динамические характеристики, что позволит приблизиться к решению проблемы управления конфликтом-главной задачи конфликтологии.
В науке уже давно сформулирован подход к анализу конфликта как к проявлению объективных противоречий. Тем самым отстаивается верность принципом диалектики, которая исходит из признания противоречий в качестве движущей силы исторического процесса. Однако в большинстве случаев речь идет лишь о декларативной верности принципом: «поскольку отождествление противоречий и конфликтов часто уводит от научно-обоснованного анализа реальных конфликтов, растворяет частное в общих понятиях» .
Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология
Этнополитические конфликты второй половины XX века - начала XXI века возобновляются по поводу статуса этногруппы, то есть контроля материальных, властных и духовных ресурсов. Конфликты мотивированны противоположностью интересов этногрупп в сфере контроля ресурсов и этноцентризма, предубеждением против мирного или нормативного урегулирования споров. Поэтому в конфликтах выдвигаются радикальные требования сецессии и ирредентизма.
Представители структурного анализа указывают на макроусловия расхождения интересов участников конфликта, тогда как представители перцептивного подхода подчеркивают мезоуровневую обусловленность этноцентризма прошлыми и актуальными отношениями этногрупп. В перспективе посреднического вмешательства в конфликт необходим многоуровневый анализ причин этнического конфликта.
К мезоуровневым причинам этнического конфликта относятся память о прошлых разногласиях и войны, межэтническая конкуренция, активность этногруппы. Ключевым мезоуровневым фактором является активность лидеров этноорганизации, выдвигающих националистические требования и мобилизующих этногруппу на непримиримую борьбу с оппонентом1.
К макроусловиям этнического конфликта относятся неконтролируемая миграция, просчеты национально-государственного строительства в период модернизации, трансформация общественных систем и конкуренция элит. В странах третьего мира просчеты национально-государственного строительства вызваны копированием унитарной модели национального государства и неудачами экономических реформ. В период общественных трансформаций национальные элиты способны инициировать этнические конфликты, ведущие к распаду форм государственного устройства, например, бывшие СССР, Югославия. Главная макропричина возобновления этнических конфликтов в государствах-преемниках заключается в неспособности центрального правительства контролировать конституционный порядок.
К макроусловиям относятся внешние силы, поддерживающие возобновление этнического конфликта в насильственной форме. «На Юге России 90-х годов ими были: международные организации исламских радикалов, международный терроризм, апологетика вооруженной сецессии западными либерал-националистами».1
Вышеназванные причины образуют потенциал этнического конфликта. Причины изменяются в ходе конфликта. Макропричины воздействуют на микропричины и усиливают их потенциал. Если разноуровневые причины совпадают, насильственный потенциал этноконфликта возрастает и наоборот.
Кавказ является в настоящее время одним из наиболее конфликтных регионов мира, что обусловлено наличием здесь критического уровня противоречий в сфере национально-государственного устройства и этнополитических отношений. Большинство этих противоречий унаследованы от административно-командной системы бывшего СССР, а также от имперских структур дореволюционной России; частью же являются некоторые, обусловленные историческим прошлым корни взаимного недоверия между отдельными народами.
Конкретное рассмотрение источников этнополитических конфликтов на Кавказе выявляет много специфических черт и особенностей, подчеркивает сложное и многоплановое взаимодействие различных факторов. Ни один реальный конфликт не возникает по какой-либо жесткой схеме, поскольку на него влияет огромное количество факторов, имеющих свою собственную природу эволюции и самореализации. Как отмечает Р. Коллинз, «одни и те же факторы в различных регионах и при различных обстоятельствах проявляются по-разному» . Поэтому проблема типологии корней и причин конфликтов и конфликтных ситуаций не может не быть в значительной мере схематичной.
Управление этнополитическим конфликтом как теоретическая проблема
Последнее время в отечественной политологии и конфликтологии все чаще появляется понятие "управление" конфликтом. В западных научных школах это понятие давно уже устоялось, что нельзя сказать об отечественной политологической мысли. Часть ученых соглашаются с возможностью управлять конфликтом, другая часть категорически с этим не согласна. Конечно, это понятие может употребляться в отношении конфликта, но при этом должны быть сделаны существенные оговорки в отношении целей и форм управления. В силу этого нами предполагается использовать термин "управление" применительно не столько к понятию "конфликта", сколько к "процессу разрешения конфликта".
Общие подходы, способы и методы политического урегулирования межнациональных конфликтов. В отечественной политической конфликтологии за последние годы сложились определенные подходы к регулированию и разрешению конфликтов. В основном они базируются на взглядах западных социологов и политологов, что в определенной степени логично и оправдано.
Так, А.Г. Здравомыслов в своей монографии "Социология конфликта" приводит определенные подходы западных социологов, в частности Р.Дарендорфа, к урегулированию конфликтов . Для успешного политического урегулирования конфликта, считает Р. Дарендорф, важны обстоятельства.
Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из сторон конфликта должна признавать наличие конфликтной ситуации, и в этом смысле ее исходная позиция состоит в том, что за оппонентом признается само право на существование. Конфликт невозможно регулировать и в том случае, когда стороны или сторона заявляет об общности интересов. Это также своеобразная форма отрицания наличия самого конфликта. Решающим моментом в регулировании конфликта является признание различий и противостояния.
Во-вторых, чрезвычайно важным моментом в политическом регулировании конфликта является уровень организации сторон. Чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора. И наоборот, диффузный и расплывчатый характер интересов, их рассеянность делает невозможным регулирование конфликтов.
В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей для каждой их сторон конфликта. Они должны обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
Регулирование конфликтов обеспечивается специальными институтами парламентского типа, которые должны:
а) обладать правомочиями на ведение переговоров и достижения согласия. Предполагается, что эти институты должны быть в достаточной степени автономными;
б) эти институты должны обладать монополией на представительство интересов своей стороны;
в) решения, принятые этими институтами, должны быть обязательными;
г) они должны действовать демократически.
Процедурные аспекты регулирования конфликтов состоят в примирении, посредничестве и арбитраже. Включение этих процедур в жизнь общества сужает возможности насильственного развития конфликтов.
Анализируя подходы западных ученых, считаем, что для отечественной политической конфликтологии представляет интерес идея рефлексивной политики, которая неоднократно высказывалась многими специалистами.1
Суть ее в отказе от скороспелых решений, сулящих сиюминутные выгоды одной из сторон, представленных в конфликте. Она должна строиться на осмыслении собственного опыта и извлечении уроков из ошибок и неудач. И в этом заключается ее первое правило.
Второе правило состоит в уважении к достоинству противника или оппонента, в отказе в стремлении превратить оппонента во врага. Это сопряжено с более основательным просчетом контрдействий оппонента в ответ на предпринимаемые действия.
Третье правило - поиск взаимовыгодных решений, что, безусловно, требует огромного повышения политической культуры.