Содержание к диссертации
Введение
1 раздел:
Современная религиозная ситуация в России: природа, содержание и основные тенденции развития 14-62 стр.
2 раздел:
Противоречия в изменениях религиозной ситуации в российском обществе и их классификация 63-116 стр.
3 раздел:
Специфика проявления противоречий в изменениях религиозной ситуации в Вооруженных Силах и социальные механизмы их разрешения в условиях воинской деятельности 117-166 стр.
Заключение 167-173 стр.
Список литературы 174-179 стр.
Приложения І80~і88стр.
- Современная религиозная ситуация в России: природа, содержание и основные тенденции развития
- Противоречия в изменениях религиозной ситуации в российском обществе и их классификация
- Специфика проявления противоречий в изменениях религиозной ситуации в Вооруженных Силах и социальные механизмы их разрешения в условиях воинской деятельности
Введение к работе
Примечательной особенностью жизни российского общества в последнее время стало значительное увеличение числа верующих и рост симпатий к религии, что порой обозначается термином "возрождение", хотя он и не передает всех оттенков данного явления. Во всяком случае, это явление вызывает оживленные дискуссии среди ученых, в средствах массовой информации, в широких кругах общественности. Одни считают его возвратом к утраченным отечественным ценностям, другие видят в нем панацею от любых нравственных и социальных бед, постигших наше общество, третьи скептически рассматривают его как искусственно навязываемую, а потому временную моду.
Причины и характер повышения интереса к религии, как и возрастания сопутствующих явлений, многоплановы; здесь сказываются отечественные и международные, объективные и субъективные факторы. Лишь беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ может помочь прояснить картину.
Поэтому, на современном этапе жизни общества большое теоретическое и практическое значение приобретает глубокое и всестороннее изучение всех аспектов религиозной проблематики, в рамках которой не маловажное место занимает тема настоящего исследования.
В настоящее время, помимо мировых религий, еще существует огромное количество различных религиозных организаций и конфессий, которые объединяют значительное число приверженцев. Религия по прежнему остается силой с огромным потенциалом. Почему же она остается такой живучей и притягательной в век передовых технологий и высокого уровня развития науки? Условно можно выделить ряд следующих моментов:
противоречивые, а иногда острые социальные коллизии, характерные для современного общества (мира);
довлеющая сила национальных традиций, пережитков, консервативности индивидуального сознания;
стремление многих культов приспособиться к нынешней жизни, "модифицироваться" и "модернизироваться", органично войти в политическую мозаику общества, что, как правило, приводит к существенным изменениям в догматике, трактовке святых текстов, литургике и т.д. традиционных верованиях. Если же
эти процессы оказываются слишком болезненные, то и к
расколу, распаду и появлению новых религиозных конфессий.
Актуальность диссертационного исследования
обуславливается следующими обстоятельствами:
Во-первых: при всех потерях, понесенных религией за свою многовековую историю, она тем не менее и сейчас остается одним из самых влиятельных элементов общественной жизни большинства стран мира.
Сегодня, когда наше общество стремится осуществить переход к качественно новому состоянию, особую значимость приобретает выработка и утверждение мышления, ориентируемого на отказ от устаревших подходов, принципов, норм и стереотипов. Это в полной мере касается и переоценки роли религии и церкви как в мировой, так и в отечественной истории. Нужно понять, что миллионы верующих - реальность, с которой необходимо считаться. Поэтому возникает настоятельная необходимость в изучении механизмов формирования сакральных и секулярных процессов, в выявлении основных тенденций их эволюции в российском обществе.
Значительно увеличивается влияние религии на духовную
жизнь общества. Религия является гибкой, универсальной,
открыто функционирующей идеологией, которая может быть
противопоставлена любой теории. Религия является
специфической формой общественного сознания, которая на
уровне обыденного сознания воспринимается как некое
общечеловеческое образование, якобы стоящее в стороне от
человеческих сиюминутных желаний, стремлений, потребностей
и т.д. и стремящееся "спасти души" в потустороннем мире.
Данное положение открывает широкий простор для пропаганды
идей, истинная сущность которых глубоко замаскирована,
скрыта и преподносится священниками как данность, с
помощью которой можно разрешить самые острые социальные
противоречия. В течении последних столетий в рамках церкви
доминировала схоластическая теология, в основе которой
лежали метафизические допущения абсолютной
трансцендентности Божественной Сущности. Теологи брали из Библии только те цитаты, какие им были нужны для поддержания провозглашаемых тезисов. Наиболее резкую критику такого подхода высказал Франклин ГЛителл:" Бегство в спекулятивные абстракции, бегство от конкретных исторических событий ... - все это факторы, формирующие дух языческого бунта. Результатом такого бунта в наше время ... стало массовое вероотступничество христиан.'4
1 . Littell F.H. The Crucifixion of the Jews. N.Y.,1975,p.41-42.
Во-вторых: в последнее десятилетие религия становится все более приметным явлением. Она прорывается повсюду - в естественных науках, в юриспруденции, в искусстве, в морали, в международных делах, в военной сфере.
Имеют месго быть активным попыткам
священнослужителей использовать сложную ситуацию в мире (своих странах) в целях усиления своего воздействия на население. Религиозные концепции определяют, что церковь является моральным авторитетом, высшей духовной инстанкцией, стоящей над социальными институтами и призванна оценивать их деятельность как соответствующими или не соответствующими нравственным принципам и нормам.
Содержательные изменения, произошедшие при помощи
НТР в деятельности религиозных объединений значительно
усилило их влияние на внутреннюю и внешнюю политику
государств. Многие политические деятели, через
многочисленные государственные институты, стремятся
удержать религиозна деятельность под своим контролем и изыскивают многие способы и формы для её использования в своих целях. В этом стремлении политики вынуждены рассматривать во всех ракурсах социальную роль религии, определять новые направления её развития, формы и средства воздействия на общество (в том числе и на армию), их жизнеспособность и функционирование.
Поэтому, без учета религиозного фактора порой
невозможно понять сложность и противоречивость
современных социально-политических процессов. Ясно, что для их осмысления необходимо разработать предельно широкий философский подход к анализу самого феномена религиозная ситуация.
В-третьих: религия и церковь не стоят в стороне от социально-политической практики, тех глобальных проблем современности, которые волнуют как верующих, так и неверующих, в том числе от проблемы войны и мира. Поддержание мира ныне выступает как первоочередная задача. Её решение зависит в первую очередь от активных и настойчивых действий всех миролюбивых сил. Роль религии и церковных организаций здесь также весьма значительна. На сознание верующих несомненное влияние оказывает религиозная идеология. Сила массового антивоенного движения во многом определяется тем, что проповедуется как "божественная истина": политика мира или культ "священной" войны и гонка вооружений.
Все это порождает немало сложных проблем, связанных с уклонением молодежи от призыва в ряды Вооруженных Сил по религиозным мотивам, обеспечением гарантий свободы совести в условиях воинской службы и формированием новой российской идеологии. Осмысление данных проблем, обоснование путей их разрешения имеет важное значение для поддержания высокой боевой готовности частей и подразделений.
В-четвертых: возникновение противоречий между новыми
воєнно-политически ми реалиями и глубиной их осмысления на
теоретическом уровне, общественного сознания вызвали
практическую потребность в поиске форм и методов разрешения
противоречий, связанных с такими вопросами, как изменение
социальной роли, функционирования и механизма
использования религии; профессионализации воинской деятельности и гуманизации межличностных отношений; взаимоотношения воинских структур с религиозными объединениями.
В этой связи особую теоретическую и практическую значимость приобретает исследование социально-политических аспектов отношений в системе "Вооруженные Силы религиозные организации", поиск направлений и способов их оптимизации.
Степень научной разработанности проблемы.
Религия представляет собой неотъемлемый компонент человеческой истории на разных этапах ее развития. Проблема изучения влияния религии на человеческое общество, религиозную ситуацию на тех или иных периодах истории, ее противоречиях и тенденциях развития привлекала и привлекает внимание зарубежных и отечественных исследователей.
Общетеоретические аспекты научного изучения религии как социокультурного явления, анализ ее структуры, содержания, этапов и тенденций развития нашли глубокое отражение, прежде всего в философской литературе. Известными отечественными исследователями этих проблем явились: Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Зеньковский В.В., Ильин И.А., Лосский Н.О., Сорокин П.А. и др.2 Выявить и воплотить в умозрении религиозные созерцания, соотнести жизнь общества и индивида с
2 См. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с; Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, ^993. -4\ с.*, Лосский Н.О. Условия абсолютного добра-. Основы этики; Характер русскрго народа. - М.: Политиздат, 1991. - 386 с; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М; Политиздат, 1992. -543 с.
духовной традицией России, определить свое место в этом мире, узреть смысл жизни и жизнь в духе, боге и церкви - т.е. выработать новое миросозерцание, создать новые религиозные системы философии - главная задача мыслителей данной эпохи. Данные произведения располагают обширным аналитическим материалом. В них имеются множество суждений, совпадающих по своим оценкам во взглядах на сущность религии, религиозной ситуации. В то же время в данных исследованиях нельзя не заметить интерпретаций, которые вносят свои особенности в направленность и способы освещения проблемы. Имеют место попытки объединить социально-философский и этический аспект свободы совести.
Необходимо отметить, что до конца 80-х годов теоретические взгляды на данную проблему находились под господствующим влиянием марксиско-ленинской философии и рассматривались лишь с позиции научного атеизма. Известными исследователями этой проблемы явились: Агафонов Г.Г., В.К.Арсенкин, А.И.Барвенков, Клибанов А.И., Н.Никольский, П.Л. Лавров, М.П.Мчедлов, А.Ф.Окулов, Писарев Д.И., Р.П.Платонов, Д.М.Угринович и И.Н.Яблоков и др. В работах данных ученых дается анализ положения религии и церкви в советском обществе на рубеже 70-80х годов.3 При этом религиозный феномен рассматривался как социально опасное явление, которое надо искоренять всеми силами, а умозрительная схема - победа социализма приводит к отмиранию религии и массовому распространению атеизма - подменяла научный анализ конкретных процессов развития религиозного комплекса во всей их противоречивости.
В известной мере подобный стереотип отражал уровень развития теории социализма, в которой декларировались ударные темпы строительства нового общества, его преимущества, соответственно, завышались темпы и масштабы
3 См. Агафонов Г.Г. Структура ралигии как формы общественного сознания //Научные записки института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ. - Л.: ЛГУ, 1970. 92 с; Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. -М.:Наука, 1984. 104 с; Барвенков А.И. Свобода совести в СССР. -М: Мысль, 1985.34 с; Клибанов А.И. Религиозное секстанство и современность. - М.: Наука, 1969. 190 с; Лавров П.Л. О религии. - М.: Мысль, 1989. - 414 с,; Никольский Н. История русской церкви //Религия и общество. -Мм 1985. 187 с; Окулов А.Ф, Социальный прогресс и религия, -М.: Мысль, 1982. 64 с; Писарев Д.И. Об атеизме, религии и церкви. - М.: Политиздат, 1984. 79 с; Платонов Р.П. Пропаганда атеизма: организация, содержание, результаты (из опыта работы в Белорусской ССР). -М.: Политиздат, 1985. 324 с; Угрннович Д.М. Введение в религиоведение. - 2-е изд. -М.: Мысль, 1985. 267 с; Яблоков И.Н. Социология религии. -М: Мысль, 1979, 128 с.
секуляризации, исключающей попятные движения. Нельзя не согласиться с мнением В.Гараджи о том, что ни одна из общественных дисциплин, за исключением философии, не касалась роли и функции религии в советском обществе при исследовании его правовых, экономических, политических и некоторых других аспектов. Они как бы не существовали для социологов и политологов, правоведов и экономистов.4 Уход многих ученых от религиозной проблематики или тенденциозность в ее освещении, с одной стороны, способствовали ошибкам, допущенным КПСС и Советским государством в практике решения религиозного вопроса в Советском Союзе, с другой - выглядели естественной реакцией в условиях господства административных, правовых и идеологических ограничений, а в отдельные периоды истории и произвола по отношению к церкви и верующим.
Особый интерес представляют работы последнего десятилетия, когда под влиянием демократизации общества, нарастания гласности, идеологического и политического плюрализма раскрепостилась общественная мысль. В работах этого периода сформулированы новые подходы в изучении современной религиозной ситуации в нашей стране, анализу ее тенденций и противоречий, а также путей их разрешения. Данные проблемы исследовали: Газизова О., Гараджа В,И., Иваненко СИ., Трофимчук Н.А., Кудрявцев А.И., Малашенко А., Митрохин Л.Н., Морозова Л.А., Мчедлов М.П., Одинцов М.И., Поспеловский Д.В., Радугин А.А., Раушенбах Б.В., Яблоков И.Н. и др.5 В этих работах исследуются проблемы,
4 См.: Гараджа В'. Переосмысление //Наука и религия. - 1989. - №1.
-С.2.
5 См. Газизова О. Священные одежды литургического языка
//Московский церковный вестник, 1991, №6-7; Гараджа В.И.
Переосмысление. //Наука и религия. 1989, №1; Иваненко СИ., Трофимчук
Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -
М.: Знание, 1991. 87 с; Кудрявцев А.И. Вопросы регулирования
деятельности религиозных организаций в Российской Федерации.
//Кентавр. 1995, №2; Малашенко А. Религиозное эхо этнополитических
конфликтов. //Свободная мысль. 1994, №10; Митрохин Л.Н. Философия
религии: (опыт использования Марксова наследия). - М.: Республика, 1993.
- 416 с; Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности
взаимоотношений. //Государство и право. 1995, №3; Мчедлов М.П. Религия
и политика, -М.: Сов.Россия, 1987. 251 с; Одинцов М. Н. Хождение по
мукам, //Наука и религия. 1990, №6; Поспеловский Д.В. Русская
Православная церковь в XX веке. -М/. Республика, 1995. 487 с; Радугин
А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии:
курс лекций. -М., Центр, 1996. 304 с; Раушенбах Б.В. Религия и
нравственность. //Знамя, 199І, №1; Религия, церковь в России и за рубежем.
связанные с философско-методологическим анализом понятия "религиозная ситуация1', сопоставляются различные точки зрения и более точно определяется его объем и содержание, сущность данного понятия как философской категории.
В данных работах показывается изменение сущности
явления через различные его формы на конкретных этапах
социальной эволюции; современное теоретическое и обыденно-
психологическое понимание свободы совести; исследуется
механизм влияния различного понимания феномена "религия",
"религиозная ситуация" на структурные элементы и
функционирование общества и государства.
Кроме того, в последнее время, когда встал вопрос о формировании новой государственно-патриотической идеи, все более пристальное внимание привлекает проблема конструктивного использования духовного потенциала церкви в воспитании личного состава армии и флота, конструктивного решения социальных противоречий, вызванных современной религиозной ситуацией в вооруженных силах страны, вопросы социальных механизмов использования религии в интересах повышения боевой готовности войск, о чем свидетельствуют работы военных ученых: Белякова Б.В., Дырина А.И., Звинчукова Н.И., Засыпко B.C., Лукьянца А.А., Зюскевича А., Караваева В.В., Павлова А.В., Рыжова Л.Г. , Суставова В.П., Хмелевской С.А. и др.6
//Инф. бюллетень. РАГС. -М., 1995. 94 с; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. -М., Космополис, 1994. 324 с.
ь См. Беляков Б.В. Проблемы национального и националистического в Российской Федерации и её Вооруженных Силах: (филос.-политол. анализ): Дис.канд. филос. наук.: Гуман. академия Вооруженных Сил РФ. -М., 1995; Дырин А.И. Церковь и политический процесс в современном мире/ЯТравославие и социальное служение. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С.241-246. Звинчуков Н.И. Строительство Вооруженных Сил России: сущность и содержание. -М.: ВУ, 1996. 128 с; Засыпко B.C. Современная религиозно-атеистическая ситуация в СССР и проблемы атеистического воспитания в Советских Вооруженных Силах. Дис.канд. филос. наук. ВПА, 1991; Лукьянец А.А. Основы православного христианского воспитания: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997. 56 с; Зюскевич А. Самоубийства среди военнослужащих: причины и пути предупреждения. //Ракурс. Выпуск №2. -М, 1992; Рыжов Л.Г., Караваев В.В. Свобода совести и армия //Гуманитарная академия Вооруженных Сил. - М., 1994. - 24 с; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию. Научный доклад на соискание ученой степени доктора философских наук. М., ВУ, 1995; Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. //Дис. канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1993; Хмелевская С.А. Социально-психологические аспекты религиозной деятельности как объект философского анализа. -М., ВУ, 1995. 48 с;
Богатый эмпирический материал, полученный учеными, их наблюдения и выводы обозначают важные методологические ориентиры, необходимые для осмысления темы данной диссертации. Вместе с тем, анализ теоретических источников показывает, что специального исследования, посвященного изучению тенденций и противоречий в современной религиозной обстановки в Российской Федерации и её Вооруженных Силах, возникающих в этой связи проблем и механизмов их разрешения специально не проводилось. Поэтому предлагаемое диссертантом исследование является по своей сути одной из первых попыток, предпринятых в этом направлении.
Объект исследования : современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооруженных Силах.
Предмет исследования: противоречия и тенденции в изменениях религиозной ситуации, а также социальные механизмы их разрешения в Вооруженных Силах.
Цель исследования осуществление социально-
философского анализа характера, основных противоречий и тенденций в изменениях религиозной ситуации в России и ее Вооруженных Силах, что позволяет вооружить исследователей, командиров и начальников, офицеров воспитательных структур теоретико-методологическими основами и алгоритмом анализа религиозной ситуации в ходе учебно-воспитательного процесса.
Общая цель достигается решением следующих конкретных задач исследования:
а) осуществить содержательный анализ характера современной
религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах;
б) выявить тенденции в развитии и функционировании
религиозных организаций в современном российском обществе,
Вооруженных Силах;
в) определить основания для выявления, систематизации и
классификации видов противоречий в изменениях религиозной
обстановки;
г) дать характеристику положения церкви в современном
российском обществе, рассмотреть черты и формы
взаимодействия церковных институтов и армии, специфику
выражения религии в армейской среде;
д) определить механизм и основные направления разрешения
противоречий религиозной ситуации в условиях воинской
деятельности и на этой основе обосновать теоретические и
практические рекомендации по оптимизации разрешения данных
противоречий.
Научная новизна диссертационного исследования заключается :
в проведении специального социально-философского анализа качественно новой религиозной ситуации, позволяющей выявить объективные и субъективные факторы ее формирования и основные тенденции развития в Российской Федерации во второй половине 80-х годов по настоящее время;
в рассмотрении сущности возрастающего влияния религии в современном обществе, армии;
в рассмотрении проблемы взаимоотношений "церковь -армия" на современном этапе;
в раскрытии цели, содержания, форм, методов воспитательной работы с военнослужащими-верующими;
Методологической и теоретической основой
диссертационного исследования являются положения обширного историко-философского, социально-философского, научно-психологического, педагогического и т.д. наследия по проблемам научного анализа сущности и социальной роли религии и церкви, причин их использования в политических, в том числе и военных целях. Многие важные для исследования механизма воздействия религии на современную армию теоретические установки содержатся в документах высших законодательных органов нашего государства.
В ходе работы широко используются основополагающие философские принципы, а также положения, идеи, выводы других общественных наук (социологии, социальной психологии, политологии и др.). Во-первых, из философии к ним относятся; а) принципы определяющие логику и последовательность научного движения (от явления к сущности, от общего к частному и т.п.); б) принципы субъективного и объективного при ведущей роли субъекта в этом единстве. Во-вторых, из психологии: а) основные положения психологии восприятия; б) методологические принципы анализа и управления психологическими состояниями личности и социальных групп. В-третьих, из социологии - методы научного анализа социальных явлений, социального моделирования и управления социальными процессами. Также использованы исследования отечественных и зарубежных авторов в области ситуационного анализа и управления ситуациями, конкретные методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и другие.
Также в процессе социально-философского анализа исследуемой проблемы использовались методологические принципы объективности, конкретности, системности и ряд специфических принципов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа законов и законодательных актов касающихся вопросов свободы совести, статистическая информация об уровне религиозности и отношения к религии населения Российской Федерации (военнослужащих Вооруженных Сил), результаты и выводы социологических исследований полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центром военно-социологических, правовых и психологических исследований Вооруженных Сил по рассматриваемой проблеме, контент-анализ периодической печати. Также автором проводилось социологическое исследование по определению уровня религиозности и отношения к религии военнослужащих Московского высшего военного общевойскового училища, Московского высшего военного командного училища инженерных и дорожных войск, по одной части Дальневосточного, Московского военных округов, Тихоокеанского флота.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современная религиозная ситуация как совокупность
условий, характеризующих замедление секулярных и нарастание
сакральных процессов в общественной жизни, в которые
включены объект и субъект религиозной деятельности.
2. Анализ современной религиозной ситуации в Российской
Федерации позволяет выявить следующие тенденции ее
развития в социальной и духовной сферах нашего общества:
- оптимизация отношений между государством и
религиозными организациями, "деатеизацию" государственных
структур;
повышение уровня религиозности населения;
усиление клерикализма и продолжающейся политизации религиозного движения;
обострение и углубление противоречий
внутри церков ной жизни.
3. Противоречия в изменениях современной религиозной
ситуации, классифицированые по определенным основаниям.
а) по уровням:
противоречия, вытекающие из особенностей развития Российской Федерации;
противоречия, вытекающие из отношений в системе ''государство-общество-личность";
- противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи в
системе "армия-церковь".
б) по типам:
противоречия, вытекающие из природы возникновения и характера содержания - объективные и субъективные, необходимые и случайные;
противоречия, вытекающие из происхождения - основные и неосновные, главные и второстепенные;
- противоречия, вытекающие из влияния на развитие -
деструктивные и конструктивные.
в) по длительности протекания:
- долговременные и ситуативные.
4. Основными (приоритетными) направлениями разрешения противоречий в изменениях современной религиозной ситуации в нынешних условиях являются:
выработка основополагающих принципов
взаимоотношений в системе "государство-общество-церковь", направленных на реализацию принципа свободы совести;
- обновление взглядов на роль религии в современном
обществе;
- пересмотр и совершенствование отношений между армией
и церковью;
- возрождение национального духовного самосознания
народа,
Теоретическая значимость исследования состоит в
углублении и расширении социально-философских знаний о
сущности и содержании современной религиозной ситуации,
противоречиях в ее изменениях, механизме и основных
направлениях их разрешения. Полученные в исследовании
результаты, обобщенные в социально-философскую концепцию,
могут рассматриваться при анализе не только современной
религиозной ситуации, но и других общественных ситуаций; а
также использованы в интересах дальнейшего
совершенствования методологии и методики конкретных социологических исследований проблем противоречий в изменениях религиозной ситуации различных социальных систем.
Практическая значимость исследования будет определяться созданием на его основе наиболее приоритетных моделей разрешения противоречий в изменениях современной религиозной ситуации, принятием на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по реализации принципа свободы совести. Положения и выводы данной работы могут иметь определенное практическое значение для субъектов управления, военных кадров, научных и общественных организаций, проводящих конкретную работу по исследованию проблем современной религиозной ситуации. Полученные
результаты имеет смысл использовать в педагогической работе, в процессе преподавания курса религиоведения в военных вузах.
Апробация. Основные положения и выводы проведенного исследования нашли отражения в выступлениях на пятых Международных Рождественских образовательных чтениях ''Духовно-нравственные проблемы взаимодействия церкви и армии" (г.Москва, 27-28 января 1997 года), теоретико-методологическом межкафедральном семинаре Военного университета ''Религиозный фактор в военной политике России" (30 января 1996 г.), при подготовке материалов по общественно-государственной подготовке личного составав армии и флота совместно с Главным управлением воспитательной работы Министерства Обороны РФ, в процессе проведения командирской подготовки с офицерами постоянного состава Военного университета, а также выступлениях перед военнослужащими ряда частей Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота.
Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:
Современная религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ, ее исторические основы//РЖ, Серия Б, М.,1997, выпуск 40. 1,0 п.л.
Современная религиозная ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации //Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: Материалы докл. науч.-теоретич. конф. М., ВУ, 1997. 0,5 п.л. (в печати).
Общий объем публикаций по теме исследования составил 1,5 печатных листов.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования, Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения. Объем диссертацииf?9 страниц.
-14^
Современная религиозная ситуация в России: природа, содержание и основные тенденции развития
Методологические основы научного анализа сущности и социальной роли религии и церкви, современной религиозной ситуации в России заложены в историко-философском наследии, документах законодательных органов, исследованиях отечественных и зарубежных авторов по философии, политологии, истории религии. В них раскрыты социальные корни и роль религии в обществе, дано научное обоснование объективным и субъективным факторам сакрализации и секуляризации, сформулированы основные принципы отношения государства и общества к религии, церкви и верующим, В связи с этим представляется актуальным в качестве предварительного условия настоящего исследования уточнить границы понятий "религия", "ситуация" и "религиозная ситуация", остановиться на краткой характеристике положения церкви в современной России. В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различающиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязанны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками, и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объекта. Нас интересуют философские трактовки, поэтому остановимся на рассмотрении некоторых из них.
Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления религию. Немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом пониманий природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет "собственной" (вне всеобщей) истории, "особой не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения иатериального производства, системы общественных отношений происходит и эволюция религии: "...религия как таковая не имеет ни сущности, ни царства, в религии люди превращают свой эмпирический мир в нек;ло лишь мыслимую, представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое".6 Религия представляет
- 15 собой общественный феномен, возникновением существование которого обусловлено определенными складывающимися в обществе отношениями - ограниченностью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда ограниченными общественными отношениями. Ф.Энгельс писал: "...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, что господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных".7
Это определение признавалось базовой категорией большинством специалистов по религиоведению в России. В то же время необходимо отметить незавершенность и некоторую противоречивость ее философских и социологических аспектов. Как справедливо отмечает Г.Г. Агафонов, в этот термин "нередко вкладывается различный смысл. Перечислим некоторые значения:
форма общественного сознания;
конкретно-исторические формы религии, например, христианство, ислам и т.п.;
церковь как социальный институт.
В каждом из названных случаев структура будет различной и элементы, образующие ее, будут неодинаковыми."8
Немецкий философ М.Вебер обращая внимание на сложность процедуры определения религии, писал: "Дефиниция того, что "есть" религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем случае она может стоять в конце как следующая из него".9 По его мнению предпосылку религии образует проблема смысла, которая возникает из переживаний "иррациональности мира" и человеческой жизни. В экстремальном виде эта иррациональность проявляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности. М.Вебер характеризует религию как способ придания смысла социальному действию: в качестве явления культуры она задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым вносит "рациональность" в объяснение мира и в повседневную этику.
Французский философ и социолог Э.Дюркгейм дал следующее определение религии: "Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это
- 16 система таких верований и обрядов, которые объединяются в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды".10 Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе, она представляет собой "систему идей, при помощи которой индивиды представляют себе общество, членами которого они являются, и темные, но интимные связи, которые они с ними имеют".
Взгляды Э.Дюркгейма существенно развили и дополнили известные исследователи А.Рафклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.К.Мертон.12 В нашей стране признавая религию сложным социальным явлением, многие ученые разделяли и разделяют точку зрения, изложенную в "Атеистическом словаре" 1986 года издания: "Религия включает в себя мировоззрение религиозное, совокупность культовых действий (см., культ религиозный), а также чувства религиозные".13) В данном случае авторы словаря невольно допускают методологическую ошибку, рассматривая понятия "религия" и "религиозное сознание" как адекватные. Основание для такого заблуждения, по всей видимости следует искать в философско-религиозном наследии Г.В.Плеханова. В работе "О так называемых религиозных исканиях в России" он определил, что религия представляет собой "более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии, настроения относятся к области религиозного чувства, а действия - к области религиозного поклонения или, говоря иначе, культа".14 В 60-80 годы взгляды Г.В. Плеханова отстаивали Г. М. Гак и К.К.Платонов, понимая под религией прежде всего форму общественного сознания.
Противоречия в изменениях религиозной ситуации в российском обществе и их классификация
Рассмотрение противоречий в изменениях религиозной ситуации в российском обществе требует найти механизм разрешения этих противоречий, не допустить момента, когда, перезрев, эти противоречия негативно отразятся на вопросах социального устройства и духовной жизни общества, когда отношениях в системе "церковь-государство", "церковь-армия" будут грозить потрясениями и последствиями. Следовательно, практика разрешения многообразных противоречий в изменениях религиозной ситуации предполагает четкое знание природы и сущности этих противоречий, их классификацию. Представляется целесообразным, исследуя эти вопросы, уточнить прежде всего само понятие "противоречия", поскольку возможны его различные трактовки и толкования.
Системный подход к изучению процессов и явлений природы и общества требует рассмотрения противоречий в несколыдах срезах:
- изучить взгляды, имеющиеся в научной литературе на роль противоречий в развитии и функционировании религии в обществе;
- раскрыть сущность и содержание противоречий через взаимодействие противоположностей;
- выявить основные причины, которые порождают противоречия в изменении религиозной ситуации;
- определить условия и факторы их разрешения.
Методологической основой выявления и классификации противоречий в изменениях современной религиозной обстановки, по мнению ряда ученых1, являются выводы следующего характера:
1) исходной основой выявляемых противоречий выступает реально существующие противоречия в изменениях современной религиозной ситуации, в них следует искать "зародыши" будущих противоречий, тенденции складывания новых или воспроизводства существующих;
2) рассматривая противоречия в изменениях современной религиозной ситуации, помнить, что различные типы противоречий способны не только взаимодействовать между собой, но на определенных этапах переходить друг в друга;
3) не допускать односторонности в анализе противоречий, не забывать об объективном раздвоении сущности в каждом явлении, видеть и уметь сочетать противоположности на будущих этапах развития религиозной ситуации;
4) учитывать характер и специфику каждого противоречия для определенного способа его разрешения.
"Познание противоречий необходимо для объяснения развития через его источник и для воздействия на уже имеющиеся противоречия в интересах человека. В этих же целях не менее важно выявлять в самой действительности противоположности, новую систему и позитивно влиять на развитие более широкой системы".- Идеи о том, что именно противоречия являются источником развития природы, общества, мышления, утвердилась в научной литературе в результате длительного теоретического и практического опыта. Начало их уходит корнями еще к периоду формирования философских взглядов и находит отчетливое выражение уже в древнегреческой, древнекитайской философии.
Глубоко и всесторонне категория "противоречие" представлена в философии Гегеля. "Противоречия - вот что на самом деле движет миром...", - писал он.3 "Нечто... жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие".4 Идеи великого немецкого философа легли в основу материалистической концепции развития. "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанном развитии, в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей."5 Аксиома диалектики гласит: противоречия есть источник возникновения и развития явления. Это "...диалектическое взаимодействие противоположных сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира",6 Поколения ученых уже на протяжении десятков лет плодотворно используют для анализа процессов и явлений социальной действительности принцип диалектической противоречивости. И поскольку социальная реальность бурно развивается, свидетелями чего мы являемся, постольку не может быть снята с повестки дня и эта проблема. Наоборот, она все более остро встает перед исследователями, открывая новые грани и возможности исследования. В то же время признание противоречий в качестве источника и движущей силы развития не означает некритического отношения к ним. Нельзя согласиться с тем, что чем больше противоречий будет сегодня присуще изменениям религиозной обстановки, тем эффективнее и быстрее, скажем, будет осуществляться программа качественного ее совершенствования, оптимизации её структуры и функций. Ведь противоречия бывают объективные и субъективные, конструктивные и деструктивные. При этом само развитие при определенных условиях может иметь не только восходящий, прогрессивный характер, но и на каком-то этапе, отрезке - тупиковый либо нисходящий, регрессивный или даже катастрофический характер.7 Необходимым и важным представляется не сводить противоречия к трудностям, различать их. Закоснелость мышления, некомпетентность, безответственность, воплотившись в действия, порождают массу проблем, вносят сумятицу и хаос, но это ничего общего с сущностью диалектического противоречия не имеет. "...Не все конфликты, несоответствия, противоречия, обнаруживающие себя в тех или иных областях действительности, являются выражением глубоких диалектических противоречий. Это могут быть дисбалансы различных факторов, рассогласования, столкновения тех или иных сил, тенденций, оказавшихся помехой друг для друга. Такие явления тоже называются противоречия; нелепо, однако, говорить о них как об источнике развития."8
Специфика проявления противоречий в изменениях религиозной ситуации в Вооруженных Силах и социальные механизмы их разрешения в условиях воинской деятельности
Произведенный в предыдущих разделах анализ противоречий в изменениях религиозной ситуации в российском обществе позволяет перейти к рассмотрению специфики проявлений противоречий в изменениях современной религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Поэтому, задача настоящего раздела состоит в том, чтобы выявить особенное в противоречиях в изменении современной религиозной ситуации в Вооруженных Силах, определить социальные механизмы их разрешения в условиях воинской деятельности. Для этого требуется достаточно четко определиться в основных теоретических положениях, в которых фиксируется взаимосвязь категорий: общего и особенного. Необходимо выяснить как сами категории и их диалектика нашли освещение в философской литературе.
Необходимо отметить, что наиболее аргументированной и обоснованной, а также и наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой единичное, особенное и общее - это категории, обозначаются определенные свойства и отношения предметов, закономерности процессов, явлений.
Категория "особенное занимает важное место в системе исследуемых соотносительных категорий. Эта важность обусловлена, во-первых, тем, что категория особенного находится в тесном и сложном отношении с категориями всеобщего, общего, единичного. Во-вторых, тем, что эта категория в диалектической логике рассматривается как одна из форм раздвоения единого (предмета) на противоположные определения, условием познания которых является исследование единства этих противоположностей. В-третьих, особенное рассматривается как промежуточное звено между всеобщим (общим) и единичным. При этом предполагается, что всеобщее (общее) по своему объему шире особенного, которое В CBO10 очередь шире единичного. Результатом этого является то, что категория "особенное" исчезает как относительно самостоятельная категория и рассматривается как "более или менее всеобщее", как всеобщее по отношению к единичному в одной системе отношений и как единичное по отношению к всеобщему в другой. Это исчезновение можно наблюдать в истории философии.1
Согласно диалектике, ни единичное, ни особенное не обладают самостоятельным существованием, не существуют "как таковое". Самостоятельно существуют лишь отдельное, отдельные предметы, явления, процессы, которые представляют из себя единство единичного, особенного и общего. Общее же, и особенное, и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Это не трудно заметить на примере противоречий в изменениях в современной религиозной ситуации Вооруженных Сил Российской Федерации. Изменения в современной религиозной ситуации как событие, явление существует не вообще, помимо других преобразований в обществе, в государстве, а лишь в них, через них. Каждое же изменение в отдельности представляет собой определенное единство общего, единичного и особенного, единство сторон, повторяющихся в других изменениях.
В свою очередь, общие закономерности находят свое проявление всегда в различного рода особенностях. Теоретической же основой анализа общих закономерностей и проявления их особенностей в изменениях религиозной ситуации в армии и на флоте, её преобразований в ходе реформ является диалектика общего и особенного.
Знание закономерностей, существующих в отдельных процессах, дает возможность предвидения хода событий, процессов, позволяет развивать нужное, полезное, целесообразное и предотвратить возможные ошибки.
Не видеть органического единства общего и особенного - значит забывать о таком положении философии, которое исходит из того, что нет общего без особенного, общее всегда проявляется в особенном. Общее никогда не выступает вне особенного. Общих закономерностей, которые бы не проявлялись в особенном, нет.
Без общего нельзя глубоко, всесторонне познать детали, черты, частности, особенности предметов, процессов, социальных явлений, С другой стороны, уместно заметить, что само общее может быть познано на основе изучения и анализа отдельных сторон, отдельных особых процессов. Понятие особенного, конкретного выражает детали, частности, стороны лишь в отдельных процессах, в группе их, не имея возможности, "права" заявить об их обязанности, закономерности по отношению ко всем процессам.