Введение к работе
Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью пересмотра устаревших взглядов на взаимоотношения между разными цивилизациями и культурами, требованием осмысления новых условий сосуществования этносов и конфессий, потребностью анализа несоответствия социальных и нравственных основ ислама как мировой религии и радикальных тенденций в мусульманстве, маскирующихся религиозной риторикой.
Современная реальность человечества такова, что обществам все сложнее дистанцироваться от позиции других социокультурных систем. Революционно-демократические тенденции в мусульманском мире показали, насколько ограничены возможности западных социумов повлиять на них. С другой стороны, мир вступает в эпоху, когда открываются возможности для выстраивания новой конструкции взаимоотношений социокультурных общностей.
Среди тенденции XXI века все более проявляется полицентризм взаимоотношений разных культур и поиски путей формирования их динамичного равновесия, требующие нового уровня осмысления. Под влиянием процессов глобализации и внутренних социальных предпосылок происходит активная трансформация общественных систем арабо-исламского мира.
Исламская религия на современном этапе развития социально-политических отношений представляет собой один из компонентов сосуществования этносов современной цивилизации. В этом процессе значительную роль играют социальные и нравственные основы ислама, которые способствуют процессам модернизации арабского Востока. Духовное возрождение мусульманства конца XX в. сформировало новое «лицо» исламской культуры, выражающее либерально-прогрессивные и творческие начала в условиях современной цивилизации.
При этом ислам традиционно исходит из принципа толерантности, который присущ большинству представителей мусульманской уммы (общины). Экстремизм же, как разрушительное явление, противоречит духу толерантности.
В последнее десятилетие осознано, что деструктивные тенденции, прикрывающиеся исламской риторикой, стали значимым общественным явлением, и народы многих стран мира столкнулись с его проявлениями. При этом морально-этические нормы мусульманства представляют собой основу формирования оппозиции к радикальным концепциям мусульманства. Исламская религия способна вместе с иными социокультурными факторами сдержать распространение экстремизма, маскирующегося исламской риторикой и атрибутикой. Таким образом, актуальность проблемы определяется необходимостью формирования в обществе социального иммунитета к духу экстремизма на основе нравственного содержания ислама.
Авторская позиция состоит в том, что исследование социальной и нравственной основ ислама может способствовать процессу становления гуманистических ценностей современного общества. Ведь ислам органичным образом сочетает в себе все сферы развития личности и общества, формируя способы разрешения социокультурных и мировоззренческих проблем.
Степень научной разработанности проблемы.
Современные тенденции арабо-исламской цивилизации, оказывающие воздействие на процессы в мировом сообществе, вызвали потребность социально-философского исследования ислама как многогранного социокультурного явления. До конца XX в. изучение отдельных аспектов ислама проводилось по двум направлениям: академическому (история, догматика ислама) и научно-политическому. В условиях активизации мусульманства как фундаментальной составляющей социального бытия арабо-исламского мира, возникает необходимость ориентирования исламоведения в философско-практическом аспекте. Основные тенденции развития исламской религии, проблемы изучения ее первоисточников, социальные аспекты мусульманства изложены в работах А. Ахмедова, Г.Р. Балтановой, А. Массэ, В.Ф. Пановой и др.
Проблемам генезиса деструктивных концепций ислама во второй половине прошлого века посвящены исследования Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко, А.В. Коровикова, Л.Р. Полонской, и др. Тенденции возникновения и развития различных направлений, в том числе радикальных, исследованы в трудах Ю.М. Антоняна, Ю.И. Дроздова, Д.В Ольшанского, В.Е.Петрищева, А. Пионтковского, В.Г. Федотовой, А.М.Черницкого, М.А. Шепелева и др.
Проблемы глобализации, развитие которых имеет непосредственное отношение к современной трансформации ислама, отражены в исследованиях А. Егорина, С.А. Проскурина, Г.Г. Салихова, С. Фарах, А.И. Фурсова, С. Хантингтона и др.
В исследовании обосновывается закономерность, состоящая в том что, деструктивные концепции мусульманства коррелированы с утопическим сознанием. Искаженно-иллюзорное отражение реалий общественного бытия становится основой формирования утопии как комплекса трактатов и учений о построении идеального общества (в исламе – мировой Халифат). Вопросы генезиса утопических проектов общественного обустройства исследованы в произведениях Т. Кампанеллы, Т. Мора, Э. Блоха, А. Мортона и др. В настоящее время проблемы социальной утопии рассмотрены в работах Э.Я. Баталова, С.М. Поздяевой и И.В. Фроловой и др.
В трудах отечественных философов - Д.М. Азаматова, О.А. Беленковой, Д.Ж. Валеева, О.К. Валитова, А.А. Валькова, У.С. Вильданова, Б.С. Галимова, Р.Р. Ильясова, Ю.А. Калиева, А.Ф. Кудряшева, А.В. Лукьянова, А.В. Медведева, Ю.И. Мирошникова, Ф.М. Неганова, Д.А. Нуриева, И.М. Орешникова, З.Я. Рахматуллиной, Л.Б. Султановой, А.К. Уледова, Ф.С. Файзуллина, В.С. Хазиева, Н.А. Шергенг, Е.Г. Яковлева и др. исследованы конкретные проблемы духовной жизни общества, ценностные предпочтения и ориентации личности в условиях глобализации.
Значение морально-этических компонентов духовно-практической деятельности человека в решении проблем современной цивилизации, вызванных во многом интернационализацией общества, раскрыты в исследованиях В.С. Кутырева, Н.С. Рыбакова, Н.А. Рыбаковой, В.Н. Руденко, Н.И. Шелейковой и др.
Прогрессивная роль мировых религий в решении возникших в современную эпоху социальных проблем отмечается в трудах Р. Абдулатипова, Д.Г. Курачева, И.Р. Насырова, Р.Ю. Рахматуллина, М. Санаи, А.Р. Янгузина и др.
Мысль о возможности использования позитивного потенциала классического ислама отмечена в работах К. Абдульхофа, А. Ахмадеева, Д.А. Гущина, Мехмета Дикмэна, Д.В. Микульской, А.И. Уткина, А. Б. Юнусовой, Яхьи Харуна и др. Конструктивные особенности исламской религии, например, современные либеральные черты, научные и правовые основы противостояния экстремизму, отмечены в работах Я.Г. Абдуллина, А.В. Малашенко, Л.Р. Сюкияйнена и др.
Однако, при всем обилии научно-исследовательской литературы, посвященной вопросам генезиса ислама и его роли в современном мире, необходимо констатировать отсутствие фундаментальных разработок, направленных на поиск более эффективных методов осмысления данного явления. Мало исследований, анализирующих деятельность псевдоисламских преступных организаций в свете священных Писаний мусульман – Корана и Сунны, что не позволяет увидеть ревизию «духа» ислама теоретиками разрушительных направлений мусульманства в своих интересах. Наличие работ о причинной обусловленности современного экстремизма исламской религией требует серьезного осмысления всех компонентов мусульманства. При этом отдельного исследования требует положение о взаимозависимости морального и политического аспектов общественного сознания современных мусульманских социумов.
Объект исследования – ислам как социокультурное явление в современных условиях.
Предмет исследования – социальные и морально-этические основы ислама в современном глобализующемся мире.
Цель диссертации заключается в построении концепции реализации прогрессивно-конструктивной потенции ислама в условиях развития современного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных между собой задач:
- раскрыть условия и процессы формирования природы исламской религии в современном мире;
- рассмотреть либерально-просветительские тенденции в исламском вероучении;
- изучить формы и виды функционирования мусульманства на рубеже XX-XXI вв.;
- выявить роль и значение конструктивных концептов ислама как базиса либерального и созидательного духа в исламе;
- исследовать морально-этические основы ислама как условия формирования личности в современных условиях;
- рассмотреть исламскую этику как фактор, способствующий нравственному воспитанию высокодуховной личности;
- проанализировать социальные основания исламской религии в контексте трансформации вероучения в условиях современного общества;
- исследовать мировоззренческие аспекты деструктивных тенденций ислама;
- выяснить истоки и проявления переоценки отживших положений мусульманства в современных условиях.
Методологической основой диссертации является социокультурный подход, согласно которому ислам, как монотеистическая религия играет существенную роль в современных условиях, используя свой нравственный потенциал. Односторонность в трактовке социальных явлений современного общества формирует утопический принцип превышения возможного, - основу деструктивных тенденций мусульманства. Между тем исламское вероучение, его социально-философское «ядро», служит становлению гуманистических ценностей. Ислам образуют ту среду, в которой становится возможным процесс всестороннего совершенствования личности и адаптации общества к современным условиям.
В качестве общефилософской методологии в настоящей диссертации применяется диалектический метод к познанию социальных явлений, комплексный подход при рассмотрении общественных явлений; системный анализ социальной и духовно-культурной реальности, позволяющий обнаружить наличие утопического сознания в теоретических установках и деятельности экстремистских организаций.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции о социальном и морально-этическом потенциале ислама как мировой религии для развития личности и общества и имеющего конструктивное значение в формировании социального иммунитета к духу экстремизма. Она может быть конкретизирована в следующих положениях:
- раскрыты условия эволюции ислама, способствующего его приспособлению к условиям современного общества;
- обнаружены прозападные либерально-просветительские традиции в исламе, способные сыграть созидательную роль в современном мире;
- обосновано наличие трех направлений в развитии современного ислама: классического, либерального, и радикального (при этом либеральный ислам ориентирован на модернизацию мусульманского общества, в то время как радикальный характеризуется консерватизмом, а классический – умеренном восприятием западных ценностей);
выявлено наличие социальных и нравственных идей Корана, позволяющих обосновать либеральные тенденции развития современного общества, и способствующих гармоничному сосуществованию с этносами и конфессиями;
раскрыто несоответствие между теорией и практикой современных радикальных концепций в исламе с одной стороны и социально-этическим учением Мухаммеда с другой;
обосновано, что исламский адаб (нравственные нормы поведения личности) направлен на воспитание таких качеств мусульман (толерантность, сострадание, милосердие), которые выступают как оппозиция экстремистским тенденциям в исламе;
обнаружено, что социальное и нравственное содержание исламского вероучения в условиях глобализации претерпевает определенную трансформацию, обнаруживая двойственную тенденцию: либерально-конструктивную и ортодоксально-деструктивную;
- обосновано, что деструктивные тенденции современного мусульманства формируются на базе утопического сознания, в основе которого лежит ориентация на мир абсолютно должного и на идею превышения возможного в социальных отношениях;
- выявлена тенденция сочетания радикального ислама с экстремизмом, что способно привести, в конечном счете, к гибели ее гуманной, нравственной основы, которая связано с утверждением общечеловеческих ценностей.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Современный ислам – это сложное, социальное явление, сочетающее в себе либерально-созидательные и ортодоксально-деструктивные тенденции. Процесс глобализации привел к тому, что мусульманство стало одним из компонентов сосуществования современной цивилизации.
2. Особенности современного ислама, сочетающего либерально-демократические и радикально-деструктивные направления развития, определяются процессами интернационализации. Массовая миграция мусульман в страны Запада привела к тому, что ислам стал одним из компонентов существования современного общества.
3. Диалектический метод исследования позволяет выявить объективный характер эволюции разных направлений в исламском вероучении. Религиозное учение ислама представляет собой не застывшие догмы, а социокультурное явление, способное к самосовершенствованию. Стремление сдержать прогресс исламского вероучения на основе принципа бидгать (запрет нововведений) опровергается как теоретически, так и практически. Проявляется либерально-конструктивный потенциал ислама, обеспечивающий современную тенденцию к модернизации исламского общества.
4. Процесс трансформации нравственно-гуманного фундамента мусульманства в исламизм связан с национально-освободительной борьбой и процессами глобализации. На современном этапе обнаруживается усиление радикально-деструктивных тенденций ислама, связанное с перераспределением власти и собственности в мусульманских обществах. При этом происходит игнорирование нравственной основа ислама в угоду воле лидеров экстремистских организации.
5. Реальностью современных арабо-исламских обществ стало такое явление общественной жизни, как псевдоислам. Оно включает в себя специфическую идеологию, основанную на утопическом сознании. Это подтверждается тем, что исламистами провозглашается построение мирового Халифата, как высшего этапа развития общества.
6. Истинная природа исламского вероучения выражается в диалектическом единстве нравственности (как основы совершенствования личности) и законов шариата, требующих выполнения общечеловеческих ценностей (жизнь, физическое и духовное здоровье, семья, здоровые дети, безопасность и свобода).
Несоответствие деструктивной концепции современного мусульманства с истинной природой ислама проявляется в том, что в практических действиях радикальных организаций обнаруживаются игнорирование содержания Корана и Сунны. Например, принцип джихада применяется псевдоисламистами без всяких правовых оснований.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации нацелены на осмысление культуроформирующей роли ислама на основе содержания его социального и морально-этического учений. При этом ислам выступает духовной основой становления нравственной личности, «взращивающей» в себе общечеловеческие ценности. Восприятие субъектом морально-этических ценностей апробированных веками, понимание диалектической природы ислама позволяет формировать своеобразный социальный иммунитет, направленный на сопротивлении экстремистскому духу и деструктивных отклонений в исламе.
В условиях полиэтнического и многоконфессионального уклада российского общества результаты диссертационной работы будут способствовать оптимизации межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. Направленность классического ислама на воспитание уважительного отношения к старшим, ко всем конфессиям и этносам, населяющим Россию, имеет также значение в контексте улучшения отношений между разными поколениями. Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ формирования комплекса мер по противостоянию экстремизму и терроризму в России, а также прогнозировать тенденции развития социокультурных процессов в обществе.
Материалы диссертации найдут свое применение в системе образования, разработке национально-регионального компонента предметов гуманитарного цикла. Результаты диссертации могут быть также использованы в процессе подготовки учебно-методических комплексов предметов «Социальная философия», «Социология», «Религиоведение», «История Отечества», «Культурология».
Апробация основных положений исследования.
Основные положения диссертации излагались автором в выступлениях на международных, всероссийских, региональных конференциях, в том числе: на Международной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999); Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии» (Уфа, 2004); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (Нефтекамск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образовательной деятельности в ВУЗе, техникуме, школе» (Нефтекамск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Истоки российского федерализма в свете провозглашения автономии Башкортостана» (Уфа, 2007); Международной научной конференции «III Садыковские чтения» (Уфа, 2008); Международной научной конференции «IV Садыковские чтения» (Уфа, 2008); IV Международном симпозиуме «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» (Уфа, 2010).
Основные положения и результаты исследования отражены в 66 публикациях автора, в том числе 9 монографиях, 2 учебных пособиях и 55 статьях общим объемом 100 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и списка использованной литературы, включающего в себе 333 наименования. Общий объем диссертации - 310 страниц.