Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях Мустафаев, Улаш

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафаев, Улаш. Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Ташкент, 1993.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тепы исследования обусловлена коренными измене
ниями конкретно-исторической, социальной обстановки, обусловлен
ной с обретением Республикой Узбекистан независимости и суверени
тета. значительным подьемои национального самосознания узбекского
народа. Этому всемирно-историческому факту-в значительной степени
способствовали переменн в-характере взаимоотношений государства и
церкви, утверждение объективной оценки богатого наследия узбекс
кого народа.'Переоценка роли рвлигии"В прошлом и настоящем насто
ятельно требует исследования проблема религии» особенно' ислама и
свободсмнсдия в сфере узбекского народа, так как сегодня"... каж
дый человек вправе придерживаться своих убеждений и верований, ис
полнять свои религиозные отправления^.

Актуальность теми диссертации заключается.в следущем:

зо-первых, данная проблема пока еще недостаточно исследована а современной философской, а также религиоведческой литературе; нет монографий, книг, брошюр, диссертаций, з которых бы раскрывались причины возрождения ведана а семейном биту, по месту знтель-ства.э его последствия;

по—вторых, пока еще не паязленн сущность, особенности проявления ислама в быту э условиях демократизации и гуманизации общества;

в-третьих, недостаточно исследованы причина возрождения религиозности у молодого поколеная под влиянием ислама в багу, что стадо обычным явлением посещение-школьниками мечетей не только для богослужения, но и для получения религиозной грамота;

- в-четвертых, необходимо опровержение ложного стереотипа, согласно которому основой а источником подлинной духовности может быть только ислам, что только он является определявшим духовным фактором в быту мусульман, в связи с чем значительно ^маляотся роль и значение социадьяо-економических, общественно-политических, научно-технических, нравственно-художественных а других земных субъектнвщ*5* факторов и идей свободедаслжя;

ачдоф^з оценке места ислама ж свободомыслия в жизни уз бе-

I , nil". П'иіі'.іі^-««WW—

Каримов И- Тзйэакстан: свой путь.обновления а прогресса. - Т.:.
Узбзкжяюя, ISS2.:- С.1Э». : -

-4 -'

косого народа» в частности - в его быту, бытовых традициях и обычаях в проидом настоящей; необходим объективный подход, не до-пускаяхкй ни идеализации, переоценки, ви умаления принижения, нигилистического отношения к ним.-

Степень оааоаботвшости проблема. Учеными республики проделана большая работа по изучению истории распространения и утверждения ислама на территории Центральной Азии и его места в жизни ее населения; различных аспектов соотношения ислама и науки,культури .искусства и свободомыслия; влияния социально-экономических факторов на секуляризацию общества; проведены в проводятся конкретно-социологические исследования по выяснению отношения люден к исламу, х его обрядам и традициям. Среди авторов, труды которых посвящены данному вопросу, следует особо выделить А.И.Абдуса-кедова, А.А.Артнхова, А.Б.Базарова, Дх.Б.Базарбаева, Н.Байрамса-хатова, Н.В.Вагабова, И.И.Джаббарова, Т.С.Саидоаева, М.А.Усмано-ва, Т.Т.Тааханова я др. Эти и другие ученые-исламоведы внесли и вносят большой вклад в исследование проблем.ислама и свободаыыо-лхя. Ира шжледоваяиаквбранноа проблемы мы опирались на теоретические положения z практические рехонендации, изложенные в трудах этих ученых (перечень' их приведен в конце диссертации)

Вашої источником в работе вад данной диссертацией, особенно в научно-философском анализе общечеловеческих ценностей, определе-шв оценке духовности, идеологии национальной независимости и в характеристике их, явились известные общественности республики труда» доклада, речи, беседы, ответы на вопроса, интервью И.А.Ка-ргсова, которые такие приведена в конце настоящей диссертации.

Последняя книга И.М.Дгаббарова1 проливает свет на многие аспекты наваго исследования. В содержательной, фактологически богатой монографии предпринята небезуспешная попытка объективно рассмотреть значение г роль религии в многовековой истории многострадальных народов Средней Азии. Б ней освещены такзе общечеловеческие, гуманистические ценности различных форм религии и нравственные идеала, сохраняздвв свое значение для обогащения духовной 2зни человека.

За последнее время в Узбекистане защищено насколько кандида-

1 Дгабоаров И., Дресвянсгая Г. Духи, святно, боги Средней Азии //Очерки по исторан ралгявв» - Т.: Узбекистан, 1992. - 222 с.

тских диссертаций по теории, истории религии к етободомыслня. Это научные труды в качестве диссертаций Н.А.Акбаровой, Б.Д.Ауанаеова, С.И.Джаббарова, А.К.Куляазарова, Н.Ойдннова, Н.Ыамадалнева,А.Мансурова, А.Зайнутдиновой, Щ.Шаабдурахимовой и др. В них исследованы различные аспекты духовного наследия народов, кх гуманистических традиций, степень и характер религиозности, проблемы секуляризации сознания лсдей и т.д. В то же время проблема проявлення ислама в быту и его состояние я значение в современных условиях - не была предметом специального исследования ученых.

Однако, наше исследование от вышеприведенных работ отличается, во-первых, тем, что в нем исследуется особенности проявления ислама ж свободомыслия в условиях коренных преобразований вашего общества и его демократизации и гуманизация; во-вторых, исследование не ограничивается критикой рвлягжозннх обрядов ж традиций, а выявляется и философски обобщаются причины использования исламских 'певностей в быту в условиях цивилизованного отношения государства к религии, религиозным обрядам ж обычаям.

ЧУ*Ь Я УДП И'?рТВД?РяД1В!- Целы) диссертации является раскрытие специфических особенностей ж форм проявления ислама, а также свободомыслия в афере бита узбекского народа'..» условиях современного Узбекистана.

Реализация данной цели требовала выполнения сладупажх задач:

выяснить содержание ж смысл понятия "битовой ислам";

выявить сощтльно-зкономическж* основи ж духовные жстожж. проявления ислама ж свободомыслия в биту;

научно жеследовать пути воздействия общественного мнения

в целом, местного консервативного обцесгаенного мнении,- в частности - на поддержание ислама в семейном биту;

исследовать процесс лереолетекхя национальных ж равегжоэ— них обрядов и традиций; в сознания я поведении веруппкх;

разработать и сформулировать практические рекомендация, направленные на улучшение семейного светского воспитания.

На защиту выносятся в качестве концепций диссертанта резуль
таты исследования отношения современных узбекских семей v исламс
ким ценностям и реальным материальным, духовным обрядам ж празд
никам. Для этого вождечеш ж дроягатирожаш материалы жонкрет-
немхщнологических нсследеьанжй, проведвнвкх в 1988-1933 гг. в
двух иго-еяпалянт областях' республіки.
^

Методологической основой и источниками исследования явились законы -научной диалектики, в частности, принципи системно-структурного подхода к исследование социальных процессов. Нами были использованы научные труда среднеазиатских философов, .историков, социологов, этнографов, в которых нашли свое отражение вопросы, связанные с исследованием их влияния на сознание и поведение людей, особенно на семейный быт, а также определением места, роли е вначения свободомыслия и свобода совести. Правовой основой последнего явились Конституция Республики Узбекистан, Закон о свободе совести, соответствуццие указы Президента республики, директивные постановления правительства Узбекистана.

Социологическая база.диссертации состоит из итогов анализа результатов конкретно-социологических исследований, проведенных автором в Сурхандарышской и Кашкадарышской областях в 1988-1993 гг. Исследованием охвачено более 120 семей с количеством более 600 человек. Кроме,того, анкетным опросом было охвачено 1200 студентов 1-37 курсов Термез ского государственного университета. Также в процесое исследования данной проблемы нами использованы для сопоставления материалы конкретно-социологических исследований, проведенных учеными в других областях республики. Основными методами, использованными при проведении конкретно-социологических исследований, были анкетный опрос, личные наблюдения, запрограммированное интервью.

Научная новизна диссертации заключается:

-в раскрытии содержания, смысла понятия "бытовой ислам", в выработке самостоятельного подхода к определению и характеристике его как социального феномена;

в обосновании зависимости проявления ислама от экономического уровня развития общества, в т.ч. от материального положения семьи и ее бытовых условий; .

в выявлении механизма воздействия свобгдомыслия, свободы волеизъявления и общественного мнения на .поддержание ислама в быту; проповедническая деятельность мусульманского духовенства; общественное мнение по месту жительства; авторитет старших верующих и неверующих людей;

во вскрытии таких причин возрождения ислама у подрастающего поколения, как относительная самостоятельность сознания, влияние членов религиозной семьи, духовников х религиозной среда;

- в научном исследовании взаимосвязи национального и религиозного в сфере бытовых традиций, выявлении диалектики взаимосвязи современного модернизируемого, очищаемого о* средневековых наслоений с домусульманокими реликтами, главным воспреемником которых явился и является "бытовой ислам".

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в философском осмыслении и теоретическом обобщении специфики религиозного и внералигиозного сознания современной узбекской семьи, ее отношения к исламским реальным ценностям в сфере нравственности, обрядов, а также ценностям, созданным наукой,технической деятельностью, культурой,искусством, имевшим характер свободомыслия.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что выводы и положения, рекомендации и предложения ее автора имели и имеют выход в практику воспитательной работы. Содержащиеся в ней выводя из результатов конкретно-социологического анализа причин распространения и сохранения' ислама в быту, а также влияния свободомыслия в семье могут быть использованы при чтении курсов "Религиоведение" , "История религии и свободомыслия, спецкурсов по религиоведаязю в вузах.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях иафедр этики, эстетики и истории религии Термез ского' государственного университета и религиоведения Ташкентского государственного университета, диссертация была рекомендована и защите. Основные положения в выводы исследования докладывались на научных конференциях (Термез, 1988, 1989; Самарканд, 1991); нашли свое отражение.в опубликованных статьях: 0 взаимодействии' образа жизни-и общественного сознания/Дез.докл. ХШ научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава факультета общественных наук и общественных профессий Терыезского 17. - Термез» 1988. - 0.27-28 (в соавторстве с Р.Нор-маматовой); Социальная сущность шано-моридсних оощин//Тез. ХХШ научно-теоретической конференции профессорскс—преподавательского состава факультета общественных наук и общественных профессий по итогам научно-исследовательских'работ за 1989 г. Термезского Г7. - Термез, 1989. - C.2I; Ислам в духовной жизни городского населения/Дез. выступлений, рефераты сообщений участников 1-ой межрегиональной научно-практической конференции 18-21 октября 1991

года Самаркандского ТУ. - Самарканд, 1991. - С.23-34 (в соавторстве с А.Н.Зайнутдиноврй). До теме диссертации опубликовано более 10 статей в областной газете "Сурхон тонга".

Структура диссертации. Вабота состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях