Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Сидоров Игорь Николаевич

Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России
<
Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоров Игорь Николаевич. Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Сидоров Игорь Николаевич; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2010.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/252

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11

1.1. Мировоззрение и идеология: взаимосвязь и взаимовлияние . 11

1.2. Компоненты православного мировоззрения Русской Православной Церкви. 42

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА. 66

2.1. Взаимодействие православного мировоззрения с культурой, наукой и искусством 66

2.2. Ренессанс религиозности: сущность, проявления. 86

ГЛАВА 3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 101

3.1. Традиционная экзегетика и апологетика: религиозный модернизм, обновленчество и мировоззренческие стереотипы. 101

3.2. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства. 118

3.3. Эсхатологическая перспектива православной историософии. 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 168

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие XX – в начале XXI столетия Россия вошла в полосу реформаторских преобразований, затрагивающих основы хозяйственного и духовного строя российского общества. Трансформации российского социума происходили в двадцатом веке неоднократно. Отличительные особенности социальных изменений 90-х годов прошлого века заключаются в том, что отказ от духовно-нравственных ценностей предыдущей формации, разрушение предшествующей социальной конструкции, маргинализация значительной части общества вызвала аксиологический вакуум и тяжёлый духовный кризис. Причина этого в том, что установившаяся в 90-е годы власть своевременно не предложила реальной духовной системы, способной выступить альтернативой разрушаемой духовной культуре советского периода.

В постсоветской России идеологическое и мировоззренческое основание стало формироваться с опорой на традиционные для России парадигмы, включающие элементы традиционных религий, символики, культурно-исторические достижения. Это создало условия для укрепления позиций Русской Православной Церкви. В настоящее время она усиливает свое влияние на российский социум и его культуру. Об этом свидетельствует, прежде всего, динамика роста на территории постсоветской России числа респондентов, признающих себя православными, которая фиксируется многими исследователями в области социальной философии, социологии и др.

Православие хранит проверенный временем, объединяющий потенциал, сочетающий жёсткий концептуальный идейно-культурный и поведенческий регламент, с терпимостью к иноверию и инакомыслию. Поэтому в русской философии оно рассматривалось как сила, сохраняющая баланс между центробежными и центростремительными тенденциями. В период преобладания центробежных сил (территориальный распад нашей страны в 90-е годы XX века, крушение идеологии, разрыв духовной и культурной связи поколений) Русская Православная Церковь выступает в качестве центростремительной силы: преодолевает разногласия с Русской Православной Церковью Зарубежья, ведёт межконфессиональные диалоги, контактирует с центральными и местными властями, находя сферы взаимных интересов.

В своих действиях и отношениях с внешним миром церковь опирается на «Социальную концепцию Русской Православной Церкви», впервые в истории Русской Православной Церкви выработанную и принятую архиерейским собором в 2000 году. Поскольку в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» отражены её позиции по основным международным и российским общественно-политическим и социально-экономическим проблемам, мы получили возможность всесторонне исследовать многостороннее влияние Русской Православной Церкви на общество, его культуру и духовную жизнь в настоящее время и прогнозировать тенденции государственно-церковных отношений.

Востребованность исследования названных проблем объясняется тем, что на рубеже третьего тысячелетия мир охвачен процессами фрагментации ценностных систем, что вызвано плюрализмом мировоззрений и духовной эклектикой, характерной для постмодернизма. Реализация свободы личности повлекла за собой ослабление сплочённости социальных организмов – человеческих сообществ (народов, наций и пр.). Целостные этнокультурные системы испытывают кризис. Темп и характер трансформации политической, экономической и социокультурной систем ускоряет изменения в системе ценностных ориентаций общественных групп и слоев, что порождает комплекс новых проблем, обусловливающих необходимость формирования адекватного всем новациям мировоззрения.

Подходы к решению многих социальных проблем в работах митрополита Филарета (Дроздова), К. Победоносцева, Тихона (Белавина) и других исследователей, близких к церкви, и ныне являются чрезвычайно актуальными. Этим и была продиктована необходимость обращения к трудам данных авторов в ходе диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема мировоззрения вообще, религиозного мировоззрения и православного мировоззрения, в частности, неоднократно решалась в философских трудах прошлого. Представляются чрезвычайно важными для нашего исследования работы С. Франка «Русское мировоззрение», в которой прослеживается динамика православного мировоззрения, и П. Флоренского «Мысль и язык», в которой предлагается типология мировоззрений: религиозное (христианское), «возрожденческое» (антропное, гуманистическое) и эклектическое, смешанное.

Диссертационное исследование во многом опиралось на работы отечественных исследователей, в которых православное мировоззрение рассматривается как система взглядов, содержащая в себе идеи тяготения русского народа к соборности, объединения славян в противостоянии окружающему миру и религиозно-философскую составляющую геополитики российского государства. В частности, Н. Данилевский историческую миссию России видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа.

Важным источником сведений о вероучительных компонентах отечественного православия послужили богослужебные книги Московской Патриархии , которые повлияли на формирование собственного подхода автора к решаемой проблеме. Для понимания социально-философских аспектов православного мировоззрения базовым материалом послужили работы Н. Лосского и И. Киреевского , в которых исследовалась специфика христианской позиции в решении этих проблем. Постижение особенностей современного православного мировоззрения было бы невозможно без изучения влияния византийской философии на русское православие. К вопросу о её наследии обращались как светские, так и религиозные авторы, установившие её влияние в прошлом . Современный подход к данной проблеме изложен видным философом, специалистом по византийской философии, В. Лурье, который рассматривает литургику, как форму выражения мировоззрения, что представляется чрезвычайно важным для понимания возможностей практического воздействия православия.

В работах Андрея Кураева отражены реалии бытия Русской Православной Церкви в современной России, особенности сосуществования православной и мирской (светской) культуры. Особенности православного мировоззрения в социальном, антропологическом и трансцендентальном (богословском и психологическом) аспектах рассматривает игумен Вениамин (Новик), что позволяет сравнивать концепции русской богословской мысли современности с наследием прошлых веков.

Проблема дифференциации православного мировоззрения в Русской Православной Церкви наиболее рельефно в постсоветский период была поставлена К. Костюком. В диссертационном исследовании используется предложенная данным автором классификация, в которой выделено три идейных течения в церкви, лидерами которых были А. Мень, митр. Иоанн (Снычев) и митрополит Кирилл (Гундяев), либеральное, радикальное и центристское соответственно. Теоретические подходы ко многим социально-философским проблемам, предложенные представителями центристского направления, выступили основой социальной концепции церкви и обусловили логику церковно-государственных отношений. Вопрос о единстве православного мировоззрения Русской Православной Церкви исследуется И. Налётовой.

Исследования Д. Гудинга и Д. Леннокса, представляющие собой анализ структуры мировоззрения, способствовали корректировке представлений автора о структуре современного православного мировоззрения. Выделенные и рассмотренные ими компоненты исследуемой системы взглядов позволяют анализировать данный феномен во всех аспектах, но особенно, его структурные составляющие. В постсоветский период работы, посвящённые анализу структуры православного мировоззрения, достаточно немногочисленны, это – публикации в периодических изданиях, позволившие проследить трансформацию взглядов на понятие «мировоззрение».

В диссертационном исследовании большое место отведено анализу религиозных ценностей, опорой для которого послужили работы, посвящённые аксиологическим проблемам в постсоветской России .

Всестороннему пониманию места и роли православного мировоззрения в постсоветской России послужили многочисленные публикации в философской и социологической периодике.

Несмотря на обилие работ по частным вопросам, в целом социально-философские аспекты православного мировоззрения в постсоветской России практически не исследовались. Глубокие социальные и культурные трансформации, среди которых можно отметить постоянный рост влияния Русской Православной Церкви в государстве и системе светского образования, диктуют настоятельную необходимость социально-философского осмысления, как сложившихся реалий, так и возможных перспектив наметившихся тенденций.

Объект исследования – православное мировоззрение в постсоветской России.

Предмет исследования социально-философские аспекты современного мировоззрения Русской Православной Церкви.

Цель работы состоит в проведении анализа социально-философских аспектов православного мировоззрения в постсоветской России, субъектом которого выступает Русская Православная Церковь, определении его социальной значимости для России конца XX – начала XXI веков, прежде всего, в качестве возможной платформы для формирования объединяющей российский социум «национальной идеи» на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в ходе данного исследования решаются следующие задачи:

выявить структурные компоненты и особенности современного православного мировоззрения;

дать характеристику социально-философских аспектов православного мировоззрения в постсоветский период;

определить место, роль и специфику системы ценностей и мировоззренческих ориентиров Русской Православной Церкви в контексте культуры постсоветской России;

проанализировать взаимоотношения Русской Православной Церкви с современным российским обществом и государством;

определить социально-философские аспекты современных православных эсхатологических ожиданий и степень их влияния на мировоззрение постсоветского российского социума.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды и идеи отечественных философов, богословов и церковных деятелей, в которых последовательно обосновывался постулат об универсализме православия и его определяющей роли в формировании специфики философии истории и национального самосознания в России; влиянии православной культуры на светскую, особенности и возможности российского церковно-светского мировоззрения; изменении его роли в ходе российской истории. Это, прежде всего, работы К. Победоносцева, И. Ильина, Н. Лосского, митрополита Иоанна (Снычева); в процессе исследования современной мировоззренческой проблематики использовались работы А. Кураева, патриарха Кирилла, М. Мчедлова.

В целом рассмотрение социально-философских аспектов православного мировоззрения основывалась на междисциплинарном подходе, который обусловил использование методов сравнения и сопоставления, привлечение средств обобщающей методологии и идейного потенциала отечественного православия, мало применяемого в современном социально-философском дискурсе.

Положения, выносимые на защиту:

в постсоветской России Русская Православная Церковь последовательно и планомерно приближается к тому, чтобы стать основной духовной и нравственной силой, социальным институтом, способным обеспечить целостность и стабильность российского социума;

современное мировоззрение Русской Православной Церкви выступает сегодня одним из важнейших и неотъемлемых компонентов процесса консолидации российского социума в постсоветский период его истории;

мировоззрение Русской Православной Церкви, изложенное в «Социальной концепции Русской Православной Церкви», способно стать основой для современного варианта «симфонии» государства и церкви;

современное православное мировоззрение, оставаясь ортодоксальным и традиционалистским, по сути, на сегодняшний день включает ряд модернистских (динамических) элементов, что позволяет церкви вести продуктивный межкультурный диалог с различными типами культур и верованиями;

в условиях духовного и аксиологического вакуума в постсоветской России рубежа XX-х начала XXI веков православное мировоззрение, включающее мощную систему нравственных ценностей, предоставляет российскому обществу один из искомых нравственных кодексов;

анализ социально-философских аспектов православного мировоззрения в постсоветской России позволяет сделать вывод о его мощном и пока малоиспользуемом теоретическом потенциале и методологической значимости для социально-философского исследования социума и культуры и их будущего.

Научная новизна исследования:

на основе комплексного подхода к феномену православного мировоззрения в постсоветской России впервые была концептуально осмыслена специфика его социально-философского содержания на современном этапе;

анализ динамики мировоззрения Русской Православной Церкви в условиях трансформирующего социума показал его неоднородность и наличие в нём ранее неисследованных, разнонаправленных компонентов: неизменных (догматических) и изменяющихся (динамических), выступающих в качестве фактора адаптации к современности;

осуществлено сопоставление и дана сравнительная характеристика социально-политических, культурологических и нравственных идеалов, представленных в современной культуре и отечественном православии, выявлена степень и причины их несоответствия;

впервые в современном российском философском дискурсе отрефлексированы роль и влияние эсхатологической концепции Русской Православной Церкви в контексте процесса глобализации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования дают возможность для дальнейшего изучения роли русского православия в истории, философии, социологии, политологии. Выводы исследования могут быть использованы в преподавании предмета «Основы православной культуры» в школе. По материалам диссертации разработаны и читались лекции для преподавателей по курсу «Основы православной культуры» в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО г. Краснодар).

Апробация работы. Результаты исследования получили отражение в материалах научно-практических конференций: «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар, 2004), ежегодные Кайгородовские чтения (Краснодар, 2004, 2005), Вторые международные Кирилло-Мефодиевские чтения (Армавир, 2006). Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 12 публикациях автора, общим объемом 3,87 п.л. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы (216 наименований).

Мировоззрение и идеология: взаимосвязь и взаимовлияние

Термин «мировоззрение» появился во второй половине XVIII столетия, его появление исследователи связывают с именами И. Канта и Ф. Шлей-ермахера. Первоначально под мировоззрением понимали коренящуюся в самой природе субъекта способность творческого осмысления человеческого бытия, в основе которого лежит стремление к целостному осознанию общих взаимосвязей природы, общества и индивида в единой системе взглядов и представлений. Представление о развитии Идеи в форме инобытия, в философии Г. Гегеля, придаёт мировоззрению приоритетное значение: Идея мыслится вне Себя, отчуждённый от Абсолютной Идеи универсум познаёт себя и Первоначало.

Особое развитие подход к проблеме исследования феномена мировоззрения получил в «философии жизни» и в экзистенциализме. В трудах европейских исследователей уделялось заметное внимание постижению духовной составляющей мировоззрения.

В. Дильтей не только сам анализирует религиозное мировоззрение, но и создаёт методологию для дальнейших исследований. Важным для нашего исследования видится замечание: «Познание христианства - это анализ жизненной связи христианской религиозности в отдельных христианах и в христианском обществе»14. Понятие жизненной связи ранее было подробно описано в византийской, а затем в русской философии.

В результате развития таких направлений как позитивизм, «философия жизни», экзистенциализм появились новые подходы к пониманию сущности мировоззрения. В целом, проблематика мировоззрения была тесно связана с развитием самой философии: возможность познания, достоверность знания, истинность полученных фактов и их объективность. Попытки систематизировать и структурировать мировоззрение потребовали совместных исследований всех наук о человеке и человеческом обществе: психологии, педагогики, социологии, антропологии и этнологии, социальной психологии и многих других. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания и познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений и надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

В различных формах мировоззрений по-разному представлен интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Разум и чувства гармонично входят в ткань мировоззрения. Особую роль в формировании, развитии и существовании мировоззрения играет воля. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Убеждения обладают побудительной силой, способной толкать на риск и даже на смерть. Важный показатель «переплавки» взглядов в убеждения - возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Понятие мировоззрение широко разрабатывается в психологии. В рамках данной диссертации применяется междисциплинарный подход. Рассматриваются психологические и нейрофизиологические подходы к понятию сущности мировоззрения15. Произведение «Наука и религия: новый симбиоз» решает с позиций естествознания и проблему религиозного мировоззрения, показывая устарелость марксистско-ленинского тезиса о неразрешимом противоречии между наукой и религией. Опираясь на многочисленные современные работы по нейрофизиологии и психологии, авторы рассматривают религиозное мировоззрение, как способ построения картины мира. Рассматривается эволюция типа мышления, мировосприятия и способа моделирования мира. Показывается, что научное и религиозное моделирование мира являются взаимодополняющими, так как каждое из них опирается на свой тип мышления, определяемого спецификой реагирования полушарий головного мозга. Делается попытка показать, что главные понятия, которыми оперирует религиозное мировоззрение, могут рационально трактоваться в рамках современной научной картины мира.- Данный подход к исследованию феномена мировоззрения ценен для нас информационно, поскольку человек трактуется в религиозном понимании как существо духовно-телесное. Основной вопрос мировоззрения - соотношение «оно» и «мы» («Я»). Где «оно» - мироздание, всё окружающее нас, а «мы», соответственно, люди. Человеческая история дала примеры различных форм мировоззрения.

Научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Мировоззрение как философская категория - это структурно определённая система взглядов, основанная на убеждениях, ценностях, идеалах, знаниях, отношении к миру и к себе. Научный, религиозно-мифологический, философский и художественный типы мировоззрения вполне могут уживаться в одном сознании. Обычно, один из этих типов бывает преобладающим, какой-то из них может отсутствовать. Поскольку человек - существо социальное, мировоззрение его принимает в расчёт мнение других, оно, как правило, должно быть общезначимым. В силу того, что человек - существо разумное, мыслящее, его мировоззрение, даже иррационального характера, выступает как системное, рационализированное обобщение личных и общественных компонентов.

Религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания, как и мифология, апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства — любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила — Бог — стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Взаимодействие православного мировоззрения с культурой, наукой и искусством

В современном российском обществе появилось целое поколение людей, прошедших социализацию после распада тоталитарного СССР. Изменение ценностных ориентиров, моральных норм, государственной идеологии повлияло на систему социальной адаптации к реалиям «посттоталитарного» общества, которая неизбежно порождает проблемы культуры, и, прежде всего, ее духовной составляющей: смыслов, идеалов, веры и убеждений. В наиболее распространенном понимании культура - совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношениях, а также степень социального и интеллектуального развития членов об-щества . Из обилия определений понятия культуры мы будем опираться на отмеченное выше определение, с включением в него в качестве компонентов культуры морали, искусства и науки. Рассмотрение позиции Русской Православной Церкви по отношению к указанным компонентам культуры имеет важное и принципиальное значение для православного мировоззрения.

Восточное Православное христианство не противится науке - этот ложный стереотип родился в атеистической пропаганде. Даже И. Ильин писал, что «сущность культуры и прогресса сводится к следующему: идёт просвещение, а вера уступает и исчезает»74. Вместе с тем, далее Иван Александрович показывает очевидную истину: вера (или суеверие) - свойство каждого человека, в том числе и просвещённого. Христианство, видя своей целью стремление к истине, противится псевдонауке, а также науке, достижения которой могут быть обращены во зло. Примеров такого знания XX век предоставил достаточно: это касается средств массового поражения, разработки и использования вредных технологий.

Вера и знание - явления не взаимоисключающие друг друга в одном сознании: объект веры часто не поддаётся эмпирическому исследованию, требуя к себе доверия, знание можно проверить опытом, логически, наблюдением и так далее. Известно, что мы не имеем возможности всё проверить, есть области, находящиеся исключительно в компетенции веры. Значительное число людей верят во всемогущество научного знания. Отчасти именно вследствие подобного взгляда в XVIII веке часть мыслителей решительно противопоставила науку религии: знание стало объектом веры, вытеснив собой веру в Бога. Многие люди верят в то, что наука может дать бессмертие и всемогущество человеку.

Христианская демифологизация природы сделала допустимым научный подход к её изучению. До появления христианства вся материя считалась одухотворённой, взаимодействия с ней носили ритуальный, магический характер. Передаваемый из поколения в поколение опыт имел бездоказательный, не аналитический, а рецептурный характер. Христианство объявило, что Бог - творец мира отличается от творения, тем самым обеспечив возможность исследовать материю, не опасаясь обвинения в кощунстве. Более того, именно в лоне Церкви, в ее богословской и теологической среде вырастали просвещенные умы, которые расширяли границы человеческого опыта и знаний. Здесь уместно подчеркнуть, что учёный человек отличается от прочих, при одинаковых умениях, способностью объяснить свои действия, их причины и последствия.

В результате ряда научных и научно-технических революций XVII -XX вв. к началу третьего тысячелетия наука и техника превратились в определяющий фактор бытия цивилизации, без этих компонентов культуры не может существовать современное общество. Но принимать результаты достижений невозможно без нравственной и экологической оценки техногенных и антропогенных катаклизмов. Секуляризация общества породила социоцен-тристскую и антропоцентристскую позицию, которые во имя ближайших целей привели к нежелательным последствиям. Среди них: экологический кризис, губительный потенциал вредных и опасных производств, гонка вооружений и опасность применения или утечки средств (оружия) массового поражения, и не только ядерного. Появилась опасная возможность не только для нанесения большого вреда, но и для уничтожения всего мира небольшой группой людей.

В силу ограничения моральных запретов научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, что и приводит, с христианской точки зрения, к нежелательным последствиям. Технические средства служат удовлетворению престижа, требованиям наибольшего комфорта, создают ложные потребности. Притом, что техника может служить во благо, она поощряет лень, гордость, тщеславие. Автоматические посудомоечные и стиральные аппараты, пульты дистанционного управления, лифты, удобный транспорт и многое другое спровоцировало невиданную прежде «болезнь» -гиподинамию. Обладание особенной, желательно редкой вещью и в прошлые века стимулировало гордость владельца. Теперь большинство людей втянуто в гонку за обладанием новинок в сфере высоких технологий. Для жизни в современном мире стало необходимо разбираться в достижениях науки хотя бы в масштабах пользователя. Справочные системы и средства коммуникации всё больше компьютеризируются. Потребности стимулируются не только тщеславием, но и простой необходимостью. Корпорации, занимающиеся изготовлением технических новинок, заинтересованы в их реализации. Сама экономическая борьба вынуждает максимально оптимизировать деятельность своих субъектов. В результате требуется постоянное обновление, модернизация. Всё более новые компьютерные программы требуют всё больше технических ресурсов. Предметы потребления не должны служить долго, поскольку скоро устаревают, и должны быть со временем заменены.

Традиционная экзегетика и апологетика: религиозный модернизм, обновленчество и мировоззренческие стереотипы

. Вопрос традиционности актуален для церкви и исследователей религиозных проблем. Основная суть areaо вопроса в том, что есть традиционное православие, а что представляют еоооп его вариации и искажения, носящие, как правило, временный характер.

Не менее важную сторону во:. v ca поднял М. Мчедлов: «положения о свободе совести, записанные в Koi.ai игуцип РФ, раскрывают лишь самые общие принципы государственного и общественного отношения к религиозным институтам»105. Они не конкретизированы, а потому их практическая реализация затруднена. Современно,- российское право не оперирует терминами «традиционная» и «нетрадиционная» религия. С одной стороны, подобное деление создало бы представление о правовом неравенстве религий, а, с другой, - подобное определение затруднено по объективным культурно-историческим причинам:

критерий давности ирис. летвия религии на территории страны возвёл бы в ранг «традиционности» дохристианские верования;

количественный показатель некорректен в силу полиэтнического и поликультурного состава нашей страны;

территориальный критерии распространения конфессий относителен в силу исторических реалий.

Несмотря на подобный «реля тивизм», М. Мчедлов определил факторы, определяющие традиционное! ь для нашей страны Русской Православной

Церкви: «прежде всего, степень возд йсівпя данной религии на ментальность и образ жизни народа или группы н.-.родов, на становление и развитие государственности и национального самосознания. Разумеется, эти функции религиозная организация обретает и JX.UIHNCI при весьма длительном существовании среди значительной части или. гения» . Однако, признание особых прав традиционных религий не соо і ь . і с і в\ е г принципам толерантности.

Другая сторона проблемы - - н\ іреннее понимание традиционности. Взгляды русских религиозных философов не полностью совпадают с учением церкви, а потому, приходится го ,оріпь о наличии целого спектра мировоззрений, которые можно именовль, православными. Причины возникновения множества православных течении заключаются в попытках модернизации учения, нетрадиционных юлкоімппяч, сложной судьбе Русской Православной Церкви в XX веке. Ортодокса, плюс і ь Русской Православной Церкви, на наш взгляд, не может рассмаїрпьлі ься как причина расколов, поскольку именно эта особенность позволила іпонесіп христианское учение восточной церкви в неприкосновенности через пекл.

Побудительным мотивом к обновлению идеологии выступает несогласие с её некоторыми аспектами. о времени появления христианства, согласно православному мировоззреш :о, учение было дано во всей полноте. Вселенские Соборы не внесли изменения, а лишь прояснили важнейшие догматические аспекты. Мир вокруг паї. несомненно, меняется. Меняется политика церкви в отношении государств і и в отношении народа. Взаимоотношения с государством менялись в зависимости от формы правления, от государственного отношения к церкви и ог многих других факторов. Порой на это влияли личные взаимоотношения представителей церковной и светской власти, порой - состояние государства, когда церковь была вынуждена принимать на себя некоторые гос дарственные функции. Важнейшие вехи истории

Русской Православной Церкви - крошение Руси, установление и смещение патриаршества, учреждение Синода и прочие подобные события никогда не влекли за собой изменений церковного учения. Реакцией церкви на изменения окружающей действительности явилось, например, создание «Социальной концепции». Документ, принятый архиерейским собором двухтысячного года, также не внёс никаких изменений в православное учение, он лишь дал ответ на многие животрепещущие вопросы современности, ссылаясь на прежние постановления. Церковь не изменяет своё учение, а реакцией на изменение обстановки в окружающем нас мире является изменение политики, которое происходит в строгом соответствии с принципами учения. Увеличение или уменьшение миссионерской активности, вариации приоритетных направлений деятельности и изменение прочих внешних выражений церковной организации не касаются её внутренних установок и осуществляются по большей части в соответствии с возможностью и целесообразностью.

Согласно марксистскому подходу, учение христианства видоизменялось. Об этом, со ссылкой на К. Маркса и Ф. Энгельса (т.22, С.478), пишет известная исследовательница христианства советского периода И. Свенциц-кая107.

Такой подход характерен и для прочих исследователей христианства советского периода. Утверждалось, что оно принимало в себя инородные парадигмы: происходила «конкуренция с языческим культом христианского и взаимное влияние их друг на друга»108. Христианские историки и богословы совершенно не принимают подобную установку. Имело место принятие некоторых внешних форм, привычных народам, принимающим крещение. Заимствование архитектурных форм (при обязательном переосмыслении или изменении символов), замена пальмовых листьев веточками вербы при праздновании Вхождения Господня в Иерусалим, совмещение христианских праздников с языческими, всё тго ничуть не касалось сути учения. Если Бог основал церковь и сделал ее хранительницей Истины, то главная задача - сохранить её. Всякое изменение, модернизация, оптимизация - уход от истины. Всё, что не истина - ложь, а отцом лжи хрис гиане называют дьявола.

Но борьба в духовной сфере ведётся. Во все времена существования церкви были попытки изменить религиозные доктрины. Предлогом для подобных нововведений было желание адаптировать христианство к условиям изменившегося мира, сделать его понятнее, доступнее, логичнее, а порой -рациональнее. Причинами выступали личные мотивы «модернизаторов», искренние заблуждения или умышленное желание исказить учение. Первая попытка внесения изменении - ересь Ария, которая послужила поводом для созыва Первого Вселенского Собора. Вся история церкви сопровождается событиями, которые могут послужить примером модернизации и отношением к ней церкви.

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России