Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты качества жизни Ходос Екатерина Максовна

Социально-философские аспекты качества жизни
<
Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни Социально-философские аспекты качества жизни
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ходос Екатерина Максовна. Социально-философские аспекты качества жизни : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.11 Пенза, 2000 164 с. РГБ ОД, 61:01-9/89-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ качества жизни 12

1.1. Философские истоки формирования качества жизни 12

1.2. Подходы к изучению качества жизни 49

1.3. Качество жизни как социально-философская категория 69

Глава 2. Человеческий потенциал как интегратор качества жизни 80

2.1. Методология и методика измерения качества жизни 80

2.2. Качество жизни и развитие человеческого потенциала 95

Заключение 137

Библиографический список использованной литературы 140

Введение к работе

Проблематика смысла и качества человеческой жизни всегда занимала важное место в мировой социальной мысли. Возникнув еще на заре философии, она долгое время была представлена множеством концепций, в которых содержание понятия качества жизни не раскрывалось, а считалось интуитивно ясным. Более того, проводились эмпирические исследования отдельных аспектов качества жизни. Как самостоятельное понятие "качество жизни" появилось сначала в политическом лексиконе, а уже затем было введено в научный оборот. Это говорит о том, что "качество жизни" являлось идеологическим оружием в "борьбе" двух систем и использовалось как доказательство преимущества одной из сторон (американской). С его помощью исследователи старались характеризовать те стороны образа и уровня жизни, которые "не вписывались" в рамки старых категорий и, следовательно, не могли быть ими учтены. Американская философия и социология, получив "заказ" на изыскания в этой области, включила "качество жизни" в свою проблематику. Понятие стало актуальным и активно исследуемым, но произошло нечто, не вполне предвиденное идеологами: категория стала приобретать относительную независимость и, в конце концов, наполнилась содержанием, весьма далеким от первоначального. Произошло это во многом из-за того, что даже идеологизированная философия, стремясь выполнить социальный заказ и рассмотреть вещи в угодном властям ракурсе, не может освободиться от имманентно присущих ей функций. Мышление философов "переросло" заданные рамки - "качество

жизни" стало предметом глубоких исследований и философских обобщений как на Западе, так и в России, что привело к развитию самой философии, введению в научный оборот новых понятий и концепций, в итоге - к приращению философских знаний. Категория качества жизни сформировалась и заняла место в системе категорий социальной философии. Опосредованно это сказалось и на политике.

Актуальность проблемы качества жизни для России связана с противоречивым и болезненным процессом формирования в нашей стране системы отношений, основанной на рыночной экономике и общечеловеческих ценностях жизни и культуры. Перед россиянами остро стоит вопрос не только о том, как выжить сегодня, но и о жизненных перспективах на будущее. Можно сказать, что в последнее время в России человек постепенно перестает быть объектом воздействия со стороны государства, все более становится субъектом социальной деятельности. В этих условиях со всей остротой встает проблема внутренней свободы человека, так как свободный выбор предполагает повышение индивидной самостоятельности и активности. Условием возрастания свободы при реализации человеческого потенциала является, на наш взгляд, повышение качества жизни, его объективных (уровень жизни, образование, продолжительность жизни, состояние здоровья и т. д.) и субъективных характеристик (степень удовлетворенности человека собственной жизнью).

Можно заключить, что изменение социальных представлений человека о своем месте в мире потребовало новых характеристик - измерителей общественного функционирования, новых показателей уровня развития

социальной системы действия, новых индикаторов взаимодействий в системе "общество - личность", новых параметров оценки степени включенности личности в общественные отношения". Таким показателем становится качество жизни, позволяющее измерить человека не как средство, ресурс, рабочую силу, потребителя, не как "человека экономического", а как цель -"человека социального", в связи с чем проблемы изучения качества жизни приобретают особую актуальность.

Степень научной разработанности проблемы

Прежде всего следует обратиться к фундаментальным исследованиям, связанным с проблемами личности, культуры, нравственными ориентациями, ценностями. Работы ведущих социологов и философов В.И. Вернадского, К.М. Долгова, А.Г. Здравомыслова, Н.С. Злобина, Б.И. Клейнера, И.С. Кона, Н.А. Косолапова, Л.Н. Леонтьева, В. А. Малахова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Я.В. Минкявичуса, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Л.Я. Плешаковой, B.C. Поликарпова, В.В. Радаева, Ж.Т. Тощенко, Р.П. Шульги, О.И. Шкаратана и других имеют важное теоретико-методологическое значение, т.к. в них зафиксированы отношения между культурой и личностью, проанализированы смыслообразующие элементы жизни индивида, нравственные ценности, потребности и стремления личности, а также философские категории выбора, творчества и свободы. Эти работы составили основу для обоснования целесообразности и правомерности выделения необходимых компонентов качества жизни.

Работы ученых советского и постсоветского периодов по образу жизни составляют вторую группу (Э.П. Андреев, Е.А Ануфриев, В.А. Артемов, Л.А. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, Н.М. Блинов, В.И. Болгов, В.Г. Виноградский, Г.П. Гвоздева, В.Г. Гуцу, А.Г. Здравомыслов, И.Т. Левыкин, Э.Е. Писаренко, Я.В. Рейземаа, Э.В. Струков, СП Струмилин, В.И. Толстых, Г.К. Черкасов, В.А. Шабалин, В.А. Ядов). Несмотря на то, что эти авторы исследовали образ жизни в рамках теории исторического материализма, в их работах много ценных аспектов: авторы выявляли детерминацию "образа жизни", дали характеристику основных черт образа жизни как целостного социологического явления, разрабатывали систему социальных показателей образа жизни, а также затрагивали вопросы о соотношении качества, уровня и образа жизни, стремясь определить тем самым место концепции "качества жизни" в структуре общественного знания. Есть работы, которые непосредственно посвящены качеству жизни (Л. Зубова, Н. Ковалева, СИ Попов, А.С. Тодоров). Но они, в основном, носят недостаточно целостный характер (это были в большей части пропагандистские работы, имевшие ярко выраженную идеологическую направленность.

Большое внимание качеству жизни уделялось в зарубежной литературе. Западные философы (А. Камю, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайдеггер) обращают внимание, главным образом, на свободу, независимость, самодостаточность личности, ее неограниченные социальные возможности. Поэтому качество жизни исследовалось как определенная социокультурная ценность западного социума.

В отличие от советских авторов, зарубежные исследователи выдвигают именно концепцию "качество жизни", а не "образ жизни". Они трактуют качество жизни как комплексную, интегральную характеристику экономических, социальных, политических и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе. Сторонники экономического подхода (Р. Арон, Т. Аттали, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, М. Гийом, Д. Медоуз, У. Ростоу, А. Турен, Дж. Форрестер) рассматривают качество жизни как необходимый атрибут нового постиндустриального общества. Хотя они и приписывают качеству жизни нематериальный характер, все же связывают этот показатель с достижением определенного уровня материального благосостояния, экономического развития и пытаются его измерить с помощью системы объективных показателей, включая в нее такие факторы, как стандарт жизни, уровень доходов, демографические показатели, загрязнение среды и другие.

Г. Маркузе, Б.Ф. Скиннер интерпретируют качество жизни как социальный, а не индивидуальный феномен. По их мнению, необходимое условие улучшения качества жизни - не экономический подъем и переход к более высокому уровню производственных и общественных отношений, а крупномасштабное изменение поведения человека: изменение установок личности, формирование чувства ответственности, пробуждение самоуважения, инициативы, снижение беспокойства, уровня фрустрации, ослабление чувства отчужденности и безнадежности.

Сторонники субъективистского подхода (А. Кемпбелл, П. Конверс, С. Макколл, К. Терюн) идут еще дальше, обращаясь как к показателям

качества жизни к состоянию сознания субъекта, к его ощущениям, представлениям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью. Здесь понятие "качество жизни" прямо отождествляется с понятием "счастье" и проблема качества жизни трактуется как проблема достижения счастья.

Исходя из этого качество жизни связывается со степенью удовлетворенности индивида жизнью в целом и ее отдельными сферами.

Проблемами человеческого потенциала, его развития и реализации в связи с качеством жизни в нашей стране занимались О.И. Генисаретский, В.Ж. Келле, Н.А. Носов, В.М. Петров, Б.Г. Юдин и другие.

На наш взгляд, целесообразно учитывать все многообразие выводов, созданных в рамках различных направлений исследований. Мы полагаем, что для того, чтобы полнее раскрыть данное явление, определить параметры и индикаторы, наметить пути достижения оптимального качества жизни, допустим и оправдан синтез ряда подходов, характерных для отдельных ориентации.

Цели и задачи

Исходя из этого цель своей работы авторы видят в том, чтобы выявить и обосновать содержательные и концептуальные параметры качества жизни как социального явления, научной проблемы и социально-философской категории. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

проанализировать философские истоки концепции качества жизни;

проанализировать генезис и эволюцию методологических подходов к качеству жизни;

обосновать подход к качеству жизни как к социально-философской категории;

при анализе проблемы качества жизни использовать понятие человеческого потенциала как взаимодополняющее;

провести уровневый анализ качества жизни на примере российского общества.

Объектом исследования является социальная и культурная сфера жизнедеятельности современного общества.

Предметом исследования выступает качество жизни как социальное явление, как научная проблема и как социально-философская категория.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют следующие работы:

труды классиков мировой и отечественной философской мысли: Платона, Аристотеля, Эпикура, Р. Декарта, К. Маркса, И. Канта, Г. Гегеля, М. Вебера, А. Радищева, Н. Бердяева и др.

философские и общественно-политические труды других исследователей проблем смысла человеческого бытия, ценностей, взаимодействия культуры и личности (Р. Арон, Д. Белл, М. Вебер, ВИ. Вернадский, Дж. Гелбрейт, А.Г. Здравомыслов, А. Камю, И.С. Кон,

Э.С. Маркарян, Д. Медоуз, X. Ортега-и-Гассет, А. Печчеи, Ж.-П. Сартр, Дж. Форрестер, М. Хайдеггер, В.А. Ядов).

Привлекаются продуктивные идеи, представленные в научных публикациях советского периода, посвященных проблематике образа жизни.

В качестве познавательного инструментария используются адекватные философские категории, комплексный, системный подход к явлению качества жизни.

Эмпирической базой исследования являются соответствующие материалы Госкомстата РФ, данные социологических исследовательских центров страны.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

- прослеживаются и анализируются процессы генезиса и эволюции
концепции "качество жизни";

делается попытка исследования качества жизни как социально-философской категории;

дается обоснование взаимосвязи качества жизни и человеческого потенциала;

предлагается уровневый подход к изучению качества жизни.

Положения, выносимые на защиту

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту.

1. Изменение духовной ситуации современности вызывает
необходимость новых методологических подходов к ориентирам И
показателям функционирования общества. Основным ориентиром становится
понятие "качество жизни". "Качество жизни" является самостоятельной
социально-философской категорией, выполняющей важную

методологическую функцию в философском и социальном познании, в исследовании проблем жизнедеятельности людей и перспектив развития человеческого потенциала, в разработке социальной политики государства.

  1. Как научная проблема качество жизни эволюционирует в сторону категоризации. Качество жизни приобретает окончательное оформление как социально-философская категория.

  2. На социально-философском уровне обобщения понятие качества жизни дополняется понятием "человеческий потенциал". Под человеческим потенциалом понимается совокупность всех потенций человека, общественной группы и общества в целом.

4. Генезис и эволюция феномена "качества жизни" свидетельствуют о
том, что результатом высокого качества жизни является субъективное
осознание индивидом удовлетворенности и полноты личного бытия, а также
объективные возможности развития и реализации личностью своего
человеческого потенциала.

Философские истоки формирования качества жизни

В ряду важнейших оценок и характеристик развития общества уже более четырех десятилетий важное место занимает концепция качества жизни.

Для того чтобы приступить к анализу качества жизни как понятия, отражающего определенное явление социальной реальности, необходимо сначала рассмотреть появление и развитие самого феномена качества жизни и осознание его как проблемы.

Как социальный феномен качество жизни появляется вместе с возникновением человеческого общества. В нем выражается момент устойчивости, определенности, своеобразия человеческой жизни, отличающей качество жизни человека от жизни других живых существ. Качество по определению выражает целостную определенность явления.

Осознание феномена качества жизни осуществляется первоначально на уровне мифологической, религиозной и других форм дофилософского знания. С возникновением философии качество жизни осознается как проблема, которая имела (и имеет по сей день) практически безграничные рамки. Различные исследователи включают в нее множество вопросов, начиная со смысла и цели истории, вопроса о человеческом счастье, кончая проблемой утилизации отходов и очистки городов. В их решении каждый руководствуется некоторыми ценностными ориентирами. Это позволяет рассматривать проблему качества жизни первоначально как проблему идеального человека определенной эпохи.

Этот идеал отразился в представлениях о благородном муже, о добродетельном гражданине и т. д. Философы предпринимали попытки обосновать тот или иной идеал человека, качество жизни которого адекватно выражало бы человеческую природу или соответствовало понятию человека. Предлагались проекты, способствующие осуществлению такого идеала.

В то время делаются попытки государственного регулирования образа и качества жизни по сословиям. Предписания, касающиеся одежды, жилища, поведения, видов деятельности и т.п., связываются со всеобщим законом неба, который никто не может нарушить безнаказанно.

Подобные идеи в древнегреческой философии выразились в идеале "золотой середины". Ни слишком большое богатство, ни крайняя бедность не обеспечивают достойного качества жизни. Предпосылкой последнего является благородное ("качественное") мышление. Поставленная Сократом задача совершенствования афинских граждан - одна из первых попыток повлиять на качество жизни своих сограждан. Его идеал - умеренность (софросине). Теоретическое обоснование такого идеала мы находим у Аристотеля: "...Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой добродетели"1.

"...По сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства - обладание вершиной" .

"...В связи с удовольствиями и страданиями... обладание серединой -это благоразумие, а избыток - распущенность, что касается даяния имущества и его приобретения, то обладание в этом серединой - щедрость, а избыток и недостаток - мотовство и скупость. В отношении к чести и бесчестию обладание серединой - это величавость, избыток именуется спесью, а недостаток - приниженностью"3.

"Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка. А еще и потому (добродетель означает обладание серединой), что как в страстях, так и в поступках (пороки) преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же (умеет) находить середину и ее избирает"4.

Аристотель полагает, что человек обладает свободой воли, т. к. он в одинаковой мере властен в выборе добра и зла, добродетели и порока, а следовательно, сам определяет и качество своей жизни. Добродетель - не в знаниях самих по себе, а в выборе. Это выбор середины между избытком и недостатком. Причем в силу различия людей "среднее" для одного не является таковым для другого.

В послеаристотелевской философии ориентирами качества жизни выступают счастье и несчастье. Эпикур говорит о земной природе человеческого счастья, связанного с удовлетворением потребностей в еде, любви, дружбе, в творчестве. Счастье человека заключено в жизни разумной, духовной, свободной от напрасных страхов и предрассудков5.

В письме к Менекею он пишет: "Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог"6. Под счастьем подразумевается гармоничное и удовлетворяющее существование. Это позволяет сказать." то, что воспринимают как счастье, составляет самую высшую оценку качества жизни, т. е. идеал.

В целом , анализируя первые этапы развития философии, можно заключить, что человек мыслился как составная часть единого сверхмерного порядка, космоса. Сам человек при этом рассматривался как своеобразный микрокосмос, отображение и символ Вселенной. Содержание его, структура оценивались по меркам модели космической Вселенной. Подобная методологическая установка ч содержала рациональное ядро, поскольку ориентировала на рассмотрение взаимосвязи человека со всем мировым целым. В то же время, учитывая начальный примитивный уровень знаний о мире и человеке, она не создавала достаточно четких методологических ориентиров для выделения глубокого, специального философского учения о человеке, о качестве его жизни.

Качество жизни как социально-философская категория

Доказывая положения о том, что понятие качества жизни может рассматриваться как социально-философская категория, выполняющая важную роль в социально-философском познании, можно привести следующий аргумент - оно обладает всеми характерными для философской категории признаками, а именно:

всеобщностью. Оно достаточно абстрактно и имеет свои уровни конкретизации;

обобщенностью. Высокая степень отвлеченности от частных признаков позволяет этой категории служить всеобщим средством познания;

несинонимичностью. Категория "качество жизни" имеет свою предметную область, не выражаемую другими понятиями;

соотносительностью. Категория качества жизни соотносится с категориями "образ жизни", "стиль жизни" и т.д., "человеческий потенциал".

Для выяснения ее взаимоотношений с рядом других категорий обществоведения нужно убедиться, не перекрывает ли оно сферы действий других категорий, с которыми оно вводилось и, прежде всего, категорий "образ жизни", "уровень жизни", "стиль жизни", "уклад жизни".

Категория "образ жизни" употребляется и разрабатывается на трех уровнях, которые фиксируют различные аспекты рассмотрения одного и того же феномена. Эти уровни в литературе терминологически обозначаются как философский, социально-философский и конкретно-социологический55.

На философском уровне образ жизни представляет собой способ жизнедеятельности родового человека, характеризуемый предметностью, сознательностью, творчеством и свободой. Следует подчеркнуть, что указанные характеристики относятся к образу жизни человека как рода, конкретно-исторические индивиды обладают ими лишь в той или иной степени.

Следующий уровень исследования образа жизни и конкретизации этой категории осуществляется в рамках социально-философской теории. На этом уровне большинство советских авторов включают в образ жизни все области жизнедеятельности людей: труд, быт, общественно-политическую деятельность и досуг. Единодушны они и в обозначении основных параметров и показателей образа жизни, к которым относятся характер и содержание трудовой деятельности, жизненный уровень, способ распределения рабочего и свободного времени, уровень культуры и отношение к духовным ценностям и т.д. Опираясь на основные подходы исследования, можно выделить три интегральных показателя образа жизни:

1. Показатели социальной активности, раскрываемые через сферы жизнедеятельности.

2. Показатели культуры образа жизни: культуры труда, производства, общения, потребления; культуры экономической, политической, нравственной, правовой, эстетической деятельности, культуры чувств и мышления.

3. Показатели социального благополучия: уверенность в

завтрашнем дне, социальный оптимизм, социальное самочувствие, уровень и качество жизни, социальная защищенность и социальная справедливость.

Под социальным благополучием понимается интегративное качество образа жизни. В нем объединены уровень и качество жизни. Оценочные показатели благополучия включают статистические данные и субъективное восприятие материального благосостояния и духовной жизни общности или личности. Эмпирические индикаторы, такие как социальная защищенность, "удовлетворенность - неудовлетворенность" отношениями в семье, коллективе, в душевном комфорте являются в то же самое время индикаторами качества жизни.

Конкретно-социологический уровень рассмотрения образа жизни, как отмечает ряд исследователей, тесно смыкается с социально-психологическим. Это хорошо видно в предложенной А.С. Ципко программе изучения образа жизни как социально-психологической целостности56.

Первый ее срез - описание определенного образа жизни как совокупности взаимосвязанных видов деятельности человека, развитие которых определяется общими условиями промышленного и политического существования людей. Второй срез - анализ побудительных мотивов, доминирующих потребностей, интересов, влечений личности как определенной целостности. Третий срез - духовное самочувствие типического индивида. При этом способ жизнедеятельности человека рассматривается со стороны самореализации личности, формирования и удовлетворения ее основных жизненных потребностей и прежде всего ее потребности в счастье. Четвертый срез - определение культурно-исторической, мировоззренческой оценки того или иного образа жизни, учет удовлетворенности жизнью человеком как важной характеристики образа жизни членов общества57.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что качество жизни является составляющей образа жизни, соотносясь с ним как частное и общее.

На конкретно-социологическом уровне это становится еще более очевидным, поскольку исследования образа жизни включают компоненты, относящиеся исключительно к качеству жизни (например, удовлетворенность жизнью, самореализация личности, удовлетворение потребности в счастье), но не исчерпывающие его.

То есть понятие "качество жизни" включается в понятие "образ жизни" как в более широкое, но не подменяется им, так как имеет свой предмет исследования.

Образ жизни - это способ жизнедеятельности, тогда как качество жизни - это объективные условия жизни человека и удовлетворенность его своей жизнедеятельностью.

Методология и методика измерения качества жизни

Итак, мы считаем, что качество жизни необходимо рассматривать на социально-философском, а не на социологическом уровне. Для того чтобы доказать недостаточность социологического подхода к данной проблеме, мы считаем нужным рассмотреть возможности методологии измерения качества жизни.

Переходя к анализу методологических и методических проблем системы измерения качества жизни, которая имеет сложную структуру65, необходимо прежде всего уточнить, что понимается под показателями и индикаторами качества жизни в западной социологии. Если в английском языке оба эти понятия обозначаются общим термином "индикатор", то в русском переводе они различаются в зависимости от содержания.

В отечественной социологии принято считать, что "если категории являются теоретическим выражением общественных отношений, то показатели и индикаторы являются конкретным выражением этих категорий и понятий"66. Переход от категории к операциональному уровню измерения осуществляется в системе "категория - понятия - показатели - индикаторы", где:

а) показатели суть конкретное выражение категорий и понятий.

Они дают качественно-количественную характеристику содержания социальных явлений и процессов в различных социальных сферах, позволяют раскрывать механизмы их детерминации;

б) индикаторы суть эмпирические референты, непосредственно фиксирующие необходимую информацию. При этом имеются различные способы и уровни агрегации индикаторов, то есть построения индексов, в результате чего и возникают показатели, имеющие количественное и качественное выражение.

В терминологии, принятой в отечественной социальной науке , исследователи формулируют задачи измерения качества жизни в соответствии со схемой : качество жизни - категория; субъективное благополучие или неблагополучие - понятия; удовлетворенность (или неудовлетворенность), счастье (или несчастье), то есть когнитивный и аффективный компоненты благополучия - показатели, и, наконец, данные, фиксирующие типологии ответов на вопросы шкал, построенных с учетом вида измеряемого компонента, - индикаторы.

Исходя из этого, дефиниции используемых в данной работе понятий определяются как следующие :

объективное качество жизни понимается как совокупность полезных ценностей, использованных в жизни людей;

субъективное качество жизни - как совокупность использованных ценностей в восприятии самого индивида;

экономические индикаторы - средство наблюдения за экономическими процессами. Они основаны на данных, получаемых статистическими организациями, банками, министерствами и ведомствами. С их помощью анализируются экономические условия социального благосостояния;

социальные индикаторы - средство наблюдения за общественными процессами, в первую очередь макросоциального характера. В настоящее время они основаны на социальной статистике и в меньшей степени на исследованиях. С их помощью анализируются объективные условия социального благосостояния и благополучия и их объективные последствия;

индикаторы качества жизни - средство наблюдения за субъективными реакциями человека на экономические и социальные процессы, т. е. за его установками, моделями поведения и оценками. Их источники - сами индивиды или их группы. Инструментами их получения служат исследования социологического, социально-психологического и антропологического характера. Подразумевается, что индикаторы качества жизни отражают его (по крайней мере, его ощущаемые измерения) прямым и непосредственным образом, в то время как социальные и особенно экономические индикаторы -способами более или менее отдаленными, измеряющими вторичные проявления качества жизни. Поэтому мы считаем нужным проанализировать теоретические подходы к разработке показателей и индикаторов собственно качества жизни.

Наиболее распространенными представляются две модели "глобального" благополучия. В первой из них общая удовлетворенность жизни предстает как "взвешенная" средняя величина суммы уровней удовлетворенностей различными областями жизни, причем неудовлетворенность одними из сторон жизни как бы уравновешивается удовлетворенностью другими сторонами.

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты качества жизни