Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной гармонии 12
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию представлений о социальной гармонии в истории науки 12
1.2. Современная социально-философская интерпретация социальной гармонии 34
Глава II. Социокультурные предпосылки достижения социальной гармонии 63
2.1. Условия достижения социальной гармонии в различных сферах общественной жизни 63
2.2. Социальная регуляция как механизм гармонизации общественной жизни 92
2.3. Социальная гармония в сетевом обществе 127
Заключение 143
Библиография
- Основные теоретические подходы к исследованию представлений о социальной гармонии в истории науки
- Современная социально-философская интерпретация социальной гармонии
- Социальная регуляция как механизм гармонизации общественной жизни
- Социальная гармония в сетевом обществе
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономическое развитие общества в ХХ-ХХI вв. вызвало системные изменения в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности человека. Появление новых технических и социально-культурных феноменов повлекло за собой существенную и многоаспектную трансформацию общественной жизни.
Экономическая нестабильность, социальные противоречия, идейная нетерпимость, агрессия, межэтнические конфликты, институциональный кризис семьи ввергают людей в состояние фрустрации, приводят к разобщённости, одиночеству, неопределённости жизненных целей, отсутствию уверенности в будущем. Эти и другие негативные, дисгармоничные социальные явления заставляют задуматься о будущем человечества, ответственно подойти к выбору ориентиров развития, гарантирующих безопасное и гармоничное бытие человека в обществе.
Несмотря на то, что на каждом этапе развития общества в большей или меньшей степени наблюдаются проявления дисгармонии, существуют универсальные закономерности бытия, позволяющие социальной системе и её представителям выжить. Невзирая на кризисы и катастрофы, система стремится к самоорганизации, самосохранению. Позитивная бытийственная сущность социальной гармонии выражается закономерностями динамического равновесия социальной системы.
Социальная гармония необходима во всех областях жизни социума. Поиск путей её достижения, так или иначе, входит в сферу профессиональной деятельности учёных, политиков, общественных и религиозных деятелей, поэтому изучение социальной гармонии имеет широкую общественную значимость.
Гармония предполагает соразмерность частей и целого, поэтому гармоничное общество требует воспитания гармоничной личности: позитивной, творческой, способной к гармонизации социальных отношений. В связи с этим проблема социальной гармонии приобретает в настоящее время не только социально-политическое значение, но и особый экзистенциальный смысл.
Социально-философский анализ социальной гармонии, опирающийся на осознание социокультурных закономерностей и учитывающий данные разных наук, позволяет выявить ее качественное своеобразие, сформировать обобщённое представление о её значении в жизни социума, а также концептуально обосновать возможности обретения социальной гармонии для обеспечения достойной жизни человека. Всё это обусловило необходимость данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Начиная с античных времен, проблемы гармонии вообще и социальной гармонии в частности были предметом исследования различных наук. В социально-философском знании сложилось несколько направлений:
- изучение гармонии как универсального космологического принципа, имманентно присущего сообразности вещей, предметов, явлений, благодаря которому они могут существовать и развиваться (Аристотель, Гераклит, Платон, Эмпедокл);
- анализ социальной гармонии с позиций теологического подхода (Августин Блаженный, Фома Аквинский);
- выражение социальной гармонии как «единства и борьбы противоположностей», представленное в немецкой классической философии (Г.В.Ф Гегель, И.Г. Фихте);
- представление о социальной гармонии как утопическом идеале (Т. Кампанелла, Т. Мор, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье);
- исследование социальной гармонии как социального компромисса на основе общественного договора и правовой регуляции (Дж. Локк, Ш. Монтескье);
- обоснование социальной гармонии как социального консенсуса на основе формирования стабилизационного сознания, образования и приоритета знаний (О. Конт);
- разработка социальной гармонии как всеединства, соборности (Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, С.Л. Франк);
- исследование структурно-функционального аспекта социальной гармонии, выраженного согласованностью и гармоничным взаимодействием экономической, социальной, политической, духовной сфер общественной жизни (П. Бурдьё, М. Вебер, В. Парето, Т. Парсонс и др.);
- поиски условий достижения гармонии в экономической сфере и, как следствие, в обществе в целом (И.Е.Андреевский, С.Ю. Витте, И.А. Вышеградский, А.К. Гастев, В.А. Гольцев, В.В. Ивановский, П.М. Керженец, Н.А. Косыгин, В.Н. Лешков, Д.И. Пихно, Г.Х. Попов, М. Сперанский);
- анализ социальной гармонии с позиций социологического подхода в трудах известных зарубежных и отечественных учёных (Э. Гидденс, Ж. Лиотар, М. Полани, Дж. Ролс, Д. Ритцер, В.А. Васютинский, А.Н. Деев, Т.И. Заславская, Д.П. Зеркин, И.В. Лысак, С.П. Макарычев, М.А. Марутаев, М.И. Негодаева, И.И. Осинский, Ж.Т. Тощенко, В.Г. Федотова);
- обоснование психолого-педагогических предпосылок социальной гармонии в гуманистической парадигме образования и воспитания, где баланс индивидуальных влечений и социальных способностей понимается как основа воспитания гармоничного человека, условие гармоничной жизни и счастья (И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо);
- рассмотрение социальной гармонии в «солидарном обществе» с позиций примата труда, удовлетворения потребностей каждого человека, свободного и гармоничного развития всех людей (К. Маркс, В.И. Ленин);
- разработка социально-антропологического аспекта гармонии, заключающегося в гармонизации социальной жизни человека и в его развитии (А.А. Горелов, А.А. Давыдов, П.И. Новгородцев, А.А. Овчаров);
- разработка парадигмы социальной гармонии с позиций синергетического подхода как взаимосвязи и взаимообусловленности социальных процессов и явлений (Н.В. Аванесов, А.Л. Блинов, Р.Л. Калверт, Г.А. Котельников, В.А. Копцик, Д. Крепс, Н. Луман, И. Пригожин, Г.А. Сатаров, Р. Фолей, Г. Хакен, Н. Элиас);
-рассмотрение социальной гармонии как основы универсума (В.Г. Немировский);
- обоснование экосоциального аспекта гармонии, понимаемого как оптимальное взаимодействие природы и общества (В.И. Вернадский, Д. Винер, П.С. Гуревич, В.Н. Иванов, Г.Г. Караваев, В.А. Кобылянский, В.В. Мантатов, А.В. Миронов, Н.Н. Моисеев, А.К. Уледов, а также Л. Уайт, Т. де Шарден др.);
выявление характеристик социальной гармонии на глобальном уровне (К.Ж. Аттали, Ф. Бродель, А. Печчеи, Ч. Перроу и др.).
Однако, несмотря на всю важность и значимость обозначенных направлений исследования, более подробного изучения требуют проблемы сущности, структуры, причинной обусловленности, путей достижения и современных проявлений социальной гармонии, которые рассмотрены в данной работе.
Актуальность указанных проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является гармония.
Предметом исследования является социальная гармония и пути её достижения в контексте социально-философского знания.
Целью данной работы является анализ сущности, структуры, условий формирования социальной гармонии.
Задачи исследования:
-
проанализировать предпосылки формирования понятия «социальная гармония» в истории науки;
-
концептуализировать понятие «социальная гармония» в контексте социально-философского знания;
-
определить модусы социальной гармонии в различных сферах общественной жизни;
-
выявить механизмы достижения социальной гармонии; дать их характеристику;
-
проанализировать проявления и трансформации социальной гармонии в современном сетевом обществе.
Теоретическую основу исследования представляют:
– структурный функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Бурдьё, Э. Гидденс);
– синергетическая парадигма (Г. Хакен, И. Пригожин, Н. Луман);
– концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, М. Кастельс, Ф. Фукуяма).
Методологическую основу исследования составляют принципы системного, сравнительно-исторического и социокультурного подходов. Системный подход позволил раскрыть содержательный смысл социальной гармонии во взаимосвязи со становлением и развитием общества, его подсистем и структурных элементов. Использование сравнительно-исторического подхода дало возможность осуществить социально-философский анализ становления понятия «социальная гармония» в истории науки. Социокультурный подход способствовал выявлению характеристик, условий, модификаций социальной гармонии в различных сферах общественной жизни.
Используемые в диссертации общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и др.) и общефилософские (диалектический, герменевтический, феноменологический, субстанциальный и др.) методы исследования позволили выявить сущность и основные свойства социальной гармонии, определить её онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксеологическое значение, охарактеризовать проявления социальной гармонии в современном обществе.
Научная новизна исследования.
-
Проанализированы историко-философские и общенаучные предпосылки формирования представлений о социальной гармонии с позиций космологического, эстетико-математического, социологического, синергетического и других подходов; выделены экономический, психолого-педагогический, экосоциальный, глобальный аспекты её изучения.
-
Концептуализировано понятие «социальная гармония» как согласованное взаимодействие элементов и частей социальных систем, способствующее их оптимальному функционированию и развитию; дана структурная и факторная интерпретация понятия «социальная гармония».
-
Определены модусы социальной гармонии в основных сферах общественной жизни: экономической (равновесие, баланс и др.), политической (компромисс, консенсус и др.), духовной (культура, творчество и др.) и социальной (кооперация, солидарность и др.).
-
Показано, что важным механизмоv повышения уровня социальной гармонии является социальная регуляция; исследованы её составляющие – регуляторы и ориентиры.
-
Проанализированы коммуникативные, информационные, экономические, креативные проявления и трансформации социальной гармонии в современном сетевом обществе.
Положения, выносимые на защиту:
-
Предпосылками формирования представлений о социальной гармонии являются такие явления и теории, как: универсумное видение мира, правило «золотого сечения», ассиметрия и симметрия в природе, состояние гомеостазиса (равновесия), саморегуляция и самовоспроизводство систем; взаимопереход гармонии и дисгармонии, социально-политические и экономические кризисы, обусловившие необходимость поиска новой парадигмы развития. На основе изучения имеющихся подходов к анализу гармонии (космологического, эстетико-математического, синергетического, социологического и др.) и аспектов её изучения (экономического, психолого-педагогического, экосоциального, глобального и др.) сделан вывод о субстанциальном единстве закономерностей и принципов гармонии в природе, обществе и человеческом мышлении, что позволяет экстраполировать ряд выводов относительно гармонии вообще на социальную гармонию.
-
Социальная гармония как согласованное взаимодействие элементов и частей социальных систем, способствующее их оптимальному функционированию и развитию, обладает рядом структурных характеристик, таких как полюса (взаимодействующие агенты), уровни (внутриличностный, семейный, общинный, территориально-поселенческий, этнический, внутригосударственный, межгосударственный, глобальный), каналы распространения (социальные связи, отношения и взаимодействия). Социальная гармония относительна, а не абсолютна, к ней применимо понятие меры. Социальная гармония не случайна и не мимолетна, для общества она – наиболее естественное и разумное состояние (аттрактор в терминах синергетики), в которое общество постоянно возвращается хотя бы на некоторых уровнях социальной организации. Условиями достижения (точнее, повышения степени) социальной гармонии выступают социальное управление, идеология, целеполагание, культура, толерантность и др.
-
Социальная гармония обладает спецификой проявления в разных сферах общественной жизни, что позволяет применить к этим проявлениям гегелевский термин «модус» (т.е. свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится). Модусами социальной гармонии являются: в экономической сфере – экономическое равновесие, баланс, социальная стратификация; в политической сфере – компромисс, консенсус, стабильность; в духовной сфере культура, образование, толерантность, спорт, творчество, духовность; в социальной сфере – кооперация, солидарность, социальное партнерство, свобода, справедливость и безопасность.
-
Социальная гармония – это динамичное состояние, требующее усилий для его поддержания. Одним из механизмов достижения (точнее, повышения уровня) социальной гармонии является социальная регуляция. К составляющим социальной регуляции относятся регуляторы и ориентиры. Регуляторами в современном обществе выступают такие социальные явления, как обычай, мода, стереотип, менеджмент, сетикет, модерация и т.д. Ориентиры социальной регуляции: ценности, идеалы, этические нормы, цели и смыслы и др., – определяют отбор социальных явлений и практик, способствующих гармонизации жизни общества.
-
Современное сетевое общество вырабатывает новые подходы к достижению социальной гармонии. Наиболее очевидно эти изменения проявляются в виртуальной реальности сети Интернет, отличающейся отсутствием иерархии, свободой слова, глобальностью коммуникации, которые расширяют возможности повышения степени социальной гармонии в разных областях социального взаимодействия: коммуникативной (равный доступ к информации и культурному наследию), экономической (социальный обмен посредством качественной и доступной информации, аутсорсинг, а также взаимопомощь в сети Интернет), креативной (коллективное творчество, самореализация личности) и др. Особое внимание акцентируется на личностных качествах человека, способного гармонизировать взаимоотношения на микро-, мезо- и макроуровнях.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования определяется вкладом в развитие современного социально-философского знания о социальной гармонии, открывающим возможности дальнейшего изучения общества, культуры, личности, управления. Основные выводы, сформулированные в исследовании, способствуют концептуализации понятия «социальная гармония» в контексте экономических, политических, социологических и социально-психологических теорий.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут использоваться в социальном управлении, при разработке социальных проектов, а также при написании учебных пособий и учебных программ, при подготовке и чтении лекций для студентов по общеобразовательным и специальным дисциплинам «Философия», «Социология», «Культурология», «История философии».
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и докладах на симпозиумах и конференциях: V Международной научной конференции «Интеллигенция и нравственность» (Улан-Удэ, 2005), VI Международной научной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва, ИНИОН РАН, 2005), IV Забайкальской межрегиональной школе молодых учёных «Проблемы современных научных исследований» (ЗабГГПУ, 2005), региональной конференции «VIII Иннокентьевские чтения» (Чита, 2005), на внутривузовской научной конференции «Общественный идеал: прошлое, настоящее и будущее» (ЗабГГПУ, 2005), Международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире», XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов – 2006» (Москва, МГУ, 2006), V Международном Симпозиуме «Наука и образование в интересах устойчивого развития» (Москва-Зеленоград, 2006), семинарах РФО, (Москва, 2006), на международном форуме «Мифы в истории» (Москва, 2006), на молодёжной научной конференции по гуманитарным дисциплинам (ЗабГГПУ, 2007), аспирантских семинарах, проводимых кафедрой философии ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского.
Структура диссертации определяется целью работы и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографии.
Основные теоретические подходы к исследованию представлений о социальной гармонии в истории науки
XX в. ознаменован конфликтами и войнами мирового масштаба, его наследием в XXI в. являются угроза экономической, геостратегической безопасности стран, национально-политические и религиозные конфронтации глобального характера, экологические катастрофы и последствия техногенной революции. Социально-политические изменения находят отражение в парадигме риска и конфликтогенности человеческих институциональных взаимодействий, сложившейся в социальной жизни и науке. В кризисные, переходные моменты истории общества люди вновь обращаются к поиску гармонии — определению путей дальнейшего развития цивилизации, возможностей достижения равновесия современного мира.
Проблема достижения гармонии относится к числу вечных философских проблем, решаемых разными авторами, начиная с Античности и до настоящего времени. Выявляя закономерности социального и природного порядка, учёные пытались представить возможные пути достижения гармонии природы и общества, личного и общественного, микрокосма и макрокосма.
Исследования гармонии получили широкое распространение в разных отраслях естественно-научного и социогуманитарного знания, формируя целый ряд научных подходов к ее пониманию: космологический, эстетико-математический, теологический и др. Рассмотрим некоторые из этих подходов подробнее.
Космологический подход оформился в Античности, и содержание понятия «гармонии» как универсального космологического принципа, онтологически являющегося основой прекрасного, рассматривали такие мыслители, как Эмпедокл, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Плотин. Подтверждением связующего смысла гармонии является материально-вещественное выражение. Одиссей, строя корабль, сбивает доски «гвоздями и скрепами», называющимися гармониями (греч. harmonieisi — «перекладина»), что свидетельствует о моменте скрепляющей обязательности. Поэтому в самом понятии «гармония» изначально содержится положительный момент одобрения, согласия.
Гармония космоса мыслилась определяющей для жизни человека и созданного им общества. Любое дисгармоничное состояние космической сферы порождало катастрофы и конфликты на Земле, тем самым обнаруживая тесную взаимосвязь между космическим устройством и жизнью человека и общества.
Имманентно проявляющаяся в живой и неживой природе, гармония мыслилась как совершенное состояние космоса, подчинённого Любви (Эм-педокл), причём всё существующее возникало из четырёх стихий (огонь, воздух, земля, вода) под воздействием двух сил: Любви и Вражды. Посредством Любви созидалось единство в мире, а посредством Вражды мир делался множественным1.
Числовая гармония и гармония космоса как пространства с симметрично расположенными и настроенными в определённой музыкально-числовой последовательности сферами рассматривалась Пифагором. По его мнению, движение светил вокруг мирового огня создаёт чудесную музыку. Музыкально-числовая гармония космоса имеет глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл. Гармония сфер (звёзд, планет, Луны и Солнца) соотносилась с музыкальными интервалами — квартой (3:4), квинтой (2:3), октавой (1:2) — так музыкально-математическая сущность космоса выражалась тетрактидой, т.е. особым строением сферы с четырьмя центрами. Аристотель отмечал: «Свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении неба и во многом другом» . Так, космос представлялся музыкально звучащим телом. Подобно тому, как в музыкальном хоре в едином звучании разных голосов создается гармония, так и в жизни многообразие только в том случае создаёт единство, если оно гармонично сочетается, а диссонансы дополняют общую мелодию новыми переходами и красками.
Принцип «единства во множественности» в своём учении развивал Гераклит, экстраполируя закономерности гармонии многообразия на социальный мир. Гармония мира, космоса есть условие гармонии человека с миром и самим собой. Поэтому гармония в душах, по мнению Гераклита, возникает из сочетания многих добродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшая гармония в звуках — из согласия многих голосов. Гераклит подчёркивал диалектический смысл гармонии как единства и борьбы противоположностей, когда согласуются между собой разновремен- -ные события, создаётся внутреннее единство, согласованность, уравновешенность противоположностей, составляющих целое, получается определённый ритм событий: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию... Скрытая гармония сильнее явной»2. Гармония понимается в соотнесённости части и целого: целое совпадает с частями, которые от него отличны, и части, будучи отличными от целого, совпадают с ним, выражая сущностные характеристики целого. Сложившееся в Античности понимание гармонии как взаимосвязи частей и целого на уровне космологических, социально-экономических, духовно-нравственных отношений реализуется в последующие эпохи.
С позиций эстетико-математического подхода в Античности закрепляется понимание количественно-качественной гармонии, выраженное в понятии пропорция (лат. proportio — соотношение, соразмерность). Пропорция художественного произведения и его элементов, пропорции в архитектуре, скульптуре, а также гармония как закономерность в ряде Фибоначчи, рекуррентном соотношении в расчётах и понятии калокагатии — древнегреческой идее единства телесного, духовного, разумного и эмоционального в человеке, вызревающего в смене поколений. Платон, а вслед за ним Аристотель, рассматривали этико-нравственный аспект гармонии, представляя гармонию как добродетельную жизнь человека, направленную на сохранение своей души и духовной красоты.
По мнению Аристотеля, государство может функционировать, если в нём существует «единство порядка и беспорядка», что выражается в умелом согласовании противоположных точек зрения, тенденций, действий. Взаимосвязь гармоничных и дисгармоничных состояний проявляется в их взаимопереходе. Так, в жизни человека и общества идея взаимосвязи хаоса (неустроенного) и порядка (устроенного) трактуется диалектически: состояние порядка стабилизирует социальную систему, а состояние хаоса, возникающее закономерно, позволяет проявляться новым источникам и тенденциям развития, что переводит систему на новый уровень развития, качественно изменяя её.
Современная социально-философская интерпретация социальной гармонии
Социальная гармония, если следовать смыслу родо-видового определения, — это разновидность гармонии, гармония в жизнедеятельности общест ва. Очевидно, что описание и анализ социальной гармонии с необходимостью вбирает в себя смысл категорий «гармония» и «общество», поэтому необходимо их кратко охарактеризовать.
Обыденное значение слова «гармония» объясняется в словаре В. Даля как «... соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого...»1.
В третьем издании Большой советской энциклопедии гармония определяется как «соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое». Автор данной статьи в БСЭ А. Ф. Лосев подчеркивает, что «в гармонии... получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия»2. В философском словаре гармония определяется как «установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции пола-гания их глубинной внутренней упорядоченности»3. Социальная гармония может рассматриваться как многоуровневая системная категория, соответствующая уровням организации материи и общественной системы.
С точки зрения системного подхода социальную гармонию в самом общем виде можно определить как согласованное взаимодействие элементов и частей систем различной природы, способствующее сохранению и оптимальному функционированию систем.
Социально-философский анализ социальной гармонии базируется на системных представлениях об обществе. Системный подход позволяет рассматривать общество как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Объектом системного анализа может быть не только общество в целом, но и многие его фрагменты и свой ства. Разные уровни социальной реальности, множество социальных явлений, вовлечённых в непрерывное взаимодействие и изменение: индивиды, группы, семьи, бюрократия, государство и другие, — представляют собой разнообразие, составляющее социальный мир. Системные представления об обществе открывают возможность для выявления принципов его устойчивого функционирования, квинтэссенция которого и выражается в понятии социальной гармонии. Сложная архитектоника системности общества предопределяет широкий диапазон бытования социальной гармонии, видоизменяющейся качественно и количественно в зависимости от уровня рассмотрения и конкретной специфики социальных систем. Понимание социальной гармонии зависит также от понимания самой категории «общество».
Общество — базовая категория социальной философии, категория, фиксирующая предмет данной науки, включающая в себя всю полноту философского дискурса и предполагающая множество уровней рассмотрения и широкий спектр разнообразных трактовок. К.Х. Момджян выделяет следующие четыре основные научные трактовки категории «общество»1:
1. общество как конкретный самодостаточный социальный организм, имеющий вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории (российское, бельгийское или монгольское общество);
2. общество как исторически-конкретный тип социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.д.);
3. общество вообще, как логическая модель, как идеальный тип, интегрирующий существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик;
4. общество в наиболее широком понимании (социум в терминологии К.Х. Момджяна), как альтернатива природе, как модель социальности вообще, т.е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
Указанные трактовки категории «общество», очевидно, относятся к различным уровням абстракции или, в терминологии М. Вебера, к разным видам идеально-типических конструкций: генетическим (первая трактовка) либо чистым (остальные трактовки). В зависимости от выбора интерпретации категории «общество» соответственно трансформируется и понимание социальной гармонии, меняется уровень (степень абстрактности) её рассмотрения и её полюса (элементы системы, взаимосвязям которых присуща гармония). Разные уровни общества относятся к предметным сферам разных наук, поэтому соответственно может меняться и понимание гармонии.
Так, если рассматривать общество в первом смысле, как конкретный самодостаточный социальный организм (например, монгольское общество), то социальная гармония может быть интерпретирована на этом уровне как характеристика спокойных эпох в развитии данного общества, периодов без революций, войн, общественных потрясений или, словами Э. Дюркгейма и Р. Мертона, без аномии. Определением и анализом таких периодов в развитии конкретных обществ занимается история.
Социальная регуляция как механизм гармонизации общественной жизни
Социальная регуляция — процесс упорядочения социальных взаимодействий, подчинения их определённым правилам, нормам, представлениям о должном, принятом в обществе, группе, социальной среде. Социальная регуляция реализуется посредством институциональных, социокультурных, социально-стратификационных, социально-организационных механизмов, а также социального контроля и имеет своей целью установление социального порядка, т.е. непрерывного самовоспроизводства в социальной системе.
Каждый тип общества порождает соответствующие ему формы социальной регуляции, т.е. такие формы, которые способствуют сохранению базовых черт общественной системы. В традиционных обществах универсальной формой регуляции является обычай — социально унаследованный стереотипный способ поведения, который постоянно воспроизводится в той или иной социальной группе . Обычай служит для приобщения индивидов к определённому опыту, культуре, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, тем самым гармонизируя отношения в социальной группе. В роли обычаев могут выступать нравственные нормы, религиозные обряды, гражданские праздники, ценностно-нормативная природа которых обусловлена общепринятостью. Интериоризация социальных норм и ценностей закрепляется в ритуалах, символически выражающих социальные отношения. Поведение индивидов в таких обществах ориентировано на заветы предков, мифы, а также обращение к мудрецам, представителям старшего поколения, которые передавали полученный опыт. Посредством обычая закрепляются социальные формы, выражающие особые сакральные ценности, нарушение которых влечёт за собой негативные санкции. Сакрализация проявляется в табу. Священные ценности необходимы для функционирования общества. Так, сакрализация и стереотипизация выступают регулирующими фактором в жизнедеятельности общественной системы.
Наряду с обычаем, регулирующая функция также принадлежит традициям, распространённым на все сферы социальной жизни и исторически закрепившимся в менталитете народов. Соблюдение и следование традициям способствует сохранению своеобразной культуры и целостности общества, тем самым являясь одной из форм гармонизации и разрешения социальных противоречий.
В индустриальных обществах одним из механизмов социальной регуляции является мода, порождающая стереотипный характер культурных образцов. В моде происходит постоянная смена культурных образцов поведения, ориентирующая на современность, инновационность. Мода диктует стандарты потребления, престижности, отношение к вещам, событиям, явлениям. Изменчивость моды являет её противоречивость, проявляющуюся в создании культурной плюралистичности, социальной дифференциации и маркированности, т.е. многообразия, в котором выражаются две тенденции: гармонизации и дисгармонизации, благодаря чему происходит динамическое развитие всей общественной системы. Благодаря суггестивному характеру мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения.
В современном обществе регулирующую функцию выполняют различные механизмы: социальное взаимодействие, институциональные, социо культурные, социально-стратификационные, социально-организационные механизмы, а также социальный контроль. В процессе взаимодействий происходит осознание принадлежности людей к различным социальным группам, обладания ими различными социальными статусами, исполнения ролей, контакты между людьми приобретают социальный смысл, при этом социальные взаимодействия охватывают весь спектр как непосредственных, так и опосредованных контактов. В условиях сетевого общества социальная структура предоставляет возможности обмена, проявляясь в статусных, ролевых, ценностных, мировоззренческих корпоративных взаимодействиях. Так, принадлежность к определённым социальным группам придаёт взаимодействиям определённый характер, регулятивные функции социальных взаимодействий включают взаимные ожидания и взаимный обмен. Обеспечение равновесия прав и обязанностей — важный принцип социального взаимодействия и условие его саморегуляции, которое достигается использованием комплексного выбора средств обмена и механизма компенсаций. В сетевом обмене совокупность прав и обязанность определяет позиции партнёров. Одинаковые социальные позиции уравновешиваются статусным подобием, гармонизируя взаимодействие, а нарушение равновесия порождает социальные конфликты, дисгармоничные формы взаимодействий.
Особая роль в процессе социальной регуляции принадлежит социальным институтам, обозначающим устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих социальное взаимодействие. В процессе институционализации реализуется механизм саморегулирования, стандартизации общественной деятельности и связей, происходит закрепление новых образцов поведения, устанавливается социальный контроль. Институционализация в полной мере превращается в регулирующий механизм через воспроизводство молодым поколением стереотипов поведения.
Функционирование традиционных социальных институтов основано на нормативных структурах, а современные институты могут в соей основе иметь комплекс целедостижений (компетентность, независимость, личная ответственность). Так, развитие политического института ориентировано на развитие правового государства, основанного на подчинении праву, конституции. Нормативно-сакнкционирующие механизмы проявляются в предписании правил, закреплённых в юридических актах. А договорные формы регулируют как официальные, так и неофициальные взаимодействия в повседневной жизни (регламент, приветствие, обращение и т.д.). Социальный контроль связан с упорядочением связи нормативной и деятельностной составляющих, осуществляется на индивидуальном, групповом, общественном уровне поведения.
Одним из механизмов гармонизации социальных отношений является адекватное управление. В отечественной науке закрепилось понимание управления как целостного, комплексного процесса управления общественным производством, в ходе которого складываются управленческие отношения, в которых можно выделить несколько аспектов: экономический, политический, этический, социальный, информационный. Экономический аспект управления выражается в регулировании экономических процессов, согласовании интересов и удовлетворении потребностей индивидов. Политический аспект управления заключается в функции общественной власти, причём управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер. Этические аспекты социального управления представляют собой вопросы о социальной ответственности управляющих и управляемых в условиях самоактуализированного бытия, а также о социальных последствиях «политики двойных стандартов». Отдельно можно выделить социально-психологические аспекты социального управления, которые проявляются в сфере СМИ, массовых коммуникаций как способы манипулирования общественным сознанием, которые реализуются посредством суггестивного влия ния в различных областях общественной жизни.
Социальная гармония в сетевом обществе
Существует несколько основных подходов к характеристике современного состояния общественно-экономического развития. Его определяют как «постиндустриальное» (Д. Белл), «общество третьей волны» (Э. Тоффлер), «сетевое сообщество» (М. Кастельс, Ф. Фукуяма).
Белл считал, что в послевоенном американском обществе происходит постепенный переход от индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме (долевой цивилизации), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledge society)1. Для нового общественного устройства характерны быстрая компьютеризация, увеличение науко-емкости всех сфер жизни и усиление централизации принятия решений. Белл полагал, что машины будут вытеснены теоретическим знанием, корпорации — университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения станет не обладание собственностью, а владение знаниями и технологиями. Тоффлер рассматривал современное общество как общество третьей волны, которое приходит на смену обществам, созданным предыдущими волнами (аграрной и индустриальной революцией)1. В постиндустриальном обществе, по Тоффлеру, индустрия знания меняет все стороны социальной жизни. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Основными признаками этого общества он видит демассификацию, разнообразие, производство, основанное на знании, и ускорение темпа изменений.
Но наиболее полное исследование структуры современного общества принадлежит М. Кастельсу. Если его предшественники определяли новый общественный строй во многом через отрицание (постиндустриальное — после индустриального), то Кастельс дал ему развернутое позитивное определение — как общества, основанного на информационных технологиях. Самым известным результатом его исследований стал трехтомный труд «Ин-формационный век: экономика, общество и культура» .
Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым (network society) — оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей.
Определяющее значение в этом мире принадлежит информационному пространству, пространству глобальной сети Интернет. Мы рассмотрим изменения, вызванные появлением этой сети, делая основной упор на значение этих перемен для процесса гармонизации того или иного аспекта социального бытия.
Созданный в начале 1960-х годов американским агентством DARPA как военный проект связи на случай ядерной атаки «возможного противника», Интернет довольно быстро был переведен в ранг общедоступных технологий и стал коммерческим проектом. Заложенная в его структуру сетевая топология, допускающая одновременную работу миллионов узлов, и распределенная архитектура позволили сотням компаний создавать сеть одновременно, что вместе с коммерциализацией проекта послужило предпосылкой для практически мгновенного (менее десяти лет) распространения Интернета по всему земному шару. Для сравнения, первая центральная электростанция (Pearl Street Station) была построена Эдисоном в Нью-Йорке в 1882 г., а принятый в 1920 году план Гоэлро — план электрификации России — был рассчитан на 10-15 лет.
Интернетизация всего мира стала первым глобальным проектом, в котором распределенные несогласованные усилия множества компаний позволили построить надгосударственную структуру всемирного масштаба. Построенная сеть стала символом гармоничного взаимодействия участников в процессе строительства нового информационного общества.
Для пользователя сеть необозрима, ее ресурсы превышают его возможности на порядки. Подключаясь к сети, он получает неограниченные возможности выбирать: как бы ни были специфичны его интересы, сеть предлагает ему множество людей с такими же интересами. Он попадает в среду единомышленников, среду, которая способна квалифицированно оценить его достижения, предложить помощь и мотивацию заниматься любимым делом, представить его профессиональным игрокам в этой области человеческой жизнедеятельности. Человек сетевой заново открывает мир. И мир открывается ему. Пользователь сети получает возможность выбирать, он больше не ограничен рамками окружающего его мирка. Переоценить эту роль сети в гармонизации жизни конкретного человека вряд ли возможно.
Проблема самоидентификации человека во многом представляет собой проблему «смысла жизни». Человек в сети ищет новые формы социальной активности, новые сценарии жизненного развития, новые пути самовыражения, истину. Он создает собственную идентичность, выбирает свои стиль и стратегию жизни. Созданное мультикультурное, многовариативное, непредсказуемое по своему характеру социальное «поле» становится одним из условий социокультурной гармонизации — «единства в многообразии».
Интернет как коммуникационная среда связывает всех со всеми, он делает наш мир более тесным. Сейчас любые два человека на Земле связаны друг с другом в среднем через шесть-семь общих знакомых. Это показали исследователи компании Microsoft, основанные на изучении 30 миллиардов текстовых сообщений, посланные через службу MSN Messenger в июне 2006 года1. На базе данных о переговорах было установлено, что каждый из 240 миллионов пользователей сервиса мог бы «дойти» до другого в среднем за 6,6 «шага» («шагом» считалось непосредственное и регулярное общение). Таким образом, исследователи экспериментально подтвердили «теорию шести рукопожатий», выдвинутую в 1967 году социологом Стенли Милграмом2.
Интернет пронизан миллионами горизонтальных связей и в этом качестве он представляет собой новый прямой канал самопрезентации: резюме, доступное всему миру. Сеть действует как уравниватель шансов и социальный лифт, сметая искусственные ограничения прежнего мира и делая ставку на информационные ценности: талант, умения, знания.