Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Адаптация как предмет философского исследования 16
1.1. Проблемы адаптации в науках о природе и человеке 16
1.2. Социализация и социальная адаптация личности в условиях современной России 29
1.3. Деятельность как условие возможности и универсальная форма адаптации: норма и активное приспособление 57
Глава 2. Региональные военные конфликты и теоретические основы изучения поствоенного синдрома 77
2.1. Исторический обзор исследования посттравматического (поствоенного) синдрома, теории и причины его возникновения 77
2.2. Влияния военных действий на личность человека. Личность человека вернувшегося с войны 90
Глава 3. Разработка программы социальной адаптации участников региональных военных конфликтов 108
3.1. Особенности социальной адаптации участников региональных вооруженных конфликтов. Разработка программы 108
3.2. Социальная адаптация участников вооруженных конфликтов в центрах
реабилитации для участников локальных войн 121
Выводы 134
Заключение... 144
Список литературы 146
- Проблемы адаптации в науках о природе и человеке
- Исторический обзор исследования посттравматического (поствоенного) синдрома, теории и причины его возникновения
- Особенности социальной адаптации участников региональных вооруженных конфликтов. Разработка программы
Введение к работе
Человеку нелегко привыкнуть к войне - к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Адаптация к новой обстановке требует ломки прежних стереотипов сознания и поведения, без которой просто не выжить в экстремальных условиях, на грани жизни и смерти.
Но и вернуться к спокойному, мирному существованию человеку, проведшему на фронте хотя бы несколько недель, не менее сложно; обратный процесс перестройки психики протекает столь же болезненно и порой затягивается на долгие годы.
Своеобразие психологических последствий участия человека в боевых действиях заключается в том, что они сопровождают его всю оставшуюся жизнь.
И здесь на первый план встает вопрос об адаптации к новым условиям, о перестройке психики на мирный лад. На войне всё четче и определеннее: ясно, кто враг и что с ним нужно делать. Быстрая реакция оказывается залогом собственного спасения: если не выстрелишь первым, убьют тебя. После такой фронтовой ясности конфликты мирного времени, когда «противник» формально таковым не является и применение к нему привычных методов борьбы запрещено законом, нередко оказываются сложны для психологического восприятия тех, у кого выработалась мгновенная и обостренная реакция на любую опасность.
Многим фронтовикам трудно сдержаться, проявить гибкость, отказаться от привычки чуть, что хвататься за оружие - в прямом или в переносном смысле. Возвращаясь, домой, бывшие солдаты подходят к мирной жизни с фронтовыми мерками и переносят военный способ поведения на мирную почву, хотя в глубине души понимают, что это недопустимо. Некоторые начинают приспосабливаться, стараясь не выделяться из общей массы. Другим это не удается, и они остаются «бойцами» на всю жизнь.
Душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия - с другой - эти естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке, становятся характерными признаками так называемых фронтовых (потерянных) поколений.
Особо трудным возвращение к мирной жизни оказывалось для тех, кто до войны не имел никакой гражданской профессии и, вернувшись с фронта, почувствовал себя лишним, никому не нужным.
Актуальность темы и новизна проведенного исследования. Среди отечественных социально-философских исследований последнего времени совершенно недостаточно материалов, посвященных социальной адаптации участников региональных вооруженных конфликтов1, включая социальные и социально-психологические особенности последней. Между тем для современной России эта проблема еще со времени войны в Афганистане вышла за локальные рамки, приобрела общесоциальное значение. Философы и социологи, психологи и политологи осмысливают феномен с.а. участников р.в.к. в контексте радикальных трансформаций российского общества. Проблемы приспособления, связанные с модернизацией государства и общества, философское постижение с.а. участников р.в.к. к текущим переменам представляется как никогда актуальным. Вместе с тем философский анализ с.а. личности - понимаемой как совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей целостность и смысл , - настоятельно требует комбинированного подхода, способного реализовать учет всего комплекса социокультурных, экономических, политических и психологических факторов и влияний на статические и динамические характеристики индивидуального приспособительного процесса, позволяющего сочетать выявление и использование потенциальных адаптивных возможностей с созданием и поддержкой со стороны общественных и государственных структур форм деятельности, позволяющих осуществить эти возможности.
Другой актуальный аспект настоящего исследования связан с весьма острой, но еще не до конца осознанной, проблемой согласования с реальностью и фактами статуса с.а. участников р.в.к. Важность такого сюжета в контексте с.а. участников р.в.к. наиболее отчетливо проявляется в ситуации «радикальной смены картин мира, фундаментальных теорий и способов описания реальности, когда становится возможным появление конкурирующих теорий, равномощных относительно описания и предсказания экспериментальной эмпирии. [В такой познавательной ситуации] и приобретает остроту и актуальность вопрос об онтологических аспектах, статусе и основаниях научного знания» . При этом аспект с.а. участников р.в.к. принимает вид философской интерпретации статуса и познавательных возможностей методологии, необходимой для адекватного постижения феномена с.а. Именно поэтому поиск теоретико-методологических подходов к постижению подлинной природы с.а. участников р.в.к. невозможен без адекватного понимания ее онтологии. Однако владеет ли современная философия истинным пониманием онтологии с.а. участников р.в.к., когда принципиальные вопросы, связанные с содержанием, структурой и логикой с.а. личности, все еще не получили однозначного решения?
Данная работа основана на убеждении, что социальная философия должна не только ставить и анализировать проблему уточнения онтологического статуса с.а. участников р.в.к., но и призвана разрабатывать теоретические подходы. Новизна работы состоит в том, что предлагается разработка таких подходов применительно к теме исследования предпринимаемого впервые.
Потребность в целостном социально-философском осмыслении адаптации участников р.в.к. в социуме связана с еще одним немаловажным обстоятельством. Речь идет о необходимости в силу объективной неполноты наших знаний о личности и социальной реальности вероятностно статистического анализа данного феномена. Вполне очевидно, что подобный анализ с.а. участников р.в.к. возможен лишь при условии разработки фундаментальных теоретических подходов и схем, которые в методологии науки принято рассматривать в качестве «весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. [Подобная теоретическая схема] выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные, существенные характеристики»4. Соответствующий этому пониманию философский анализ с.а. участников р.в.к. осуществляется в настоящем диссертационном исследовании в основном с использованием гипотетико-дедуктивного, социально-философского нормативного моделирования. Важность именно такого осмысления с.а. участников р.в.к. определяется тем вниманием, которое социальная философия традиционно уделяла и уделяет изучению наиболее общих, сущностных аспектов приспособительных процессов в социуме, а также острой потребностью в конструктивной критике неадекватных теоретических подходов к постижению с.а. участников р.в.к. Поэтому и столь важна для данного исследования проблема поиска таких философских теоретико-методологических исследовательских подходов к с.а., которые бы в полной мере отвечали истинной онтологии с.а. участников р.в.к.
Актуальный аспект изучения с.а. участников р.в.к. связан с тем, что сам характер приспособительных процессов в нашей стране определяется спецификой модернизации всех сторон российского общества. Именно поэтому столь острой является потребность в теоретическом, социально-философском анализе тех личностных и групповых адаптивных стратегий, которые и должны помочь участникам р.в.к. максимально быстро и эффективно адаптироваться к модернизуемому социуму. Вместе с тем пассивность и/или сознательный отказ части участников р.в.к. от поиска действенных социально приемлемых стратегий адаптации фактически отражает непродуктивный конфликт между идеологическими установками или субъективными желаниями участников р.в.к. и объективными потребностями экономического, политического и социального реформирования страны. Кроме того, данный конфликт свидетельствует о кризисном состоянии приспособительного целепологания, а также неадекватности адаптивного потенциала, привычных стратегий индивидуальной и групповой с.а. и реадаптации участников р.в.к. к текущим переменам. Разбалансированность процесса с.а. участников р.в.к. осложняется недостаточным вниманием государства к данной проблеме в условиях незрелости основных институтов гражданского общества. Пренебрежительное отношение к проблеме с.а. участников р.в.к., проявляющееся в осуществлении целевых государственных программ по оптимизации с.а. этой категории населения, провоцирует социальную нестабильность, криминализацию и маргинализацию социума. Объективная потребность в разработке адекватных социально-философских, теоретических подходов к постижению сути адаптации участников р.в.к. в социуме определяется необходимостью оптимизации текущих приспособительных процессов российского общества. В свою очередь, повышение эффективности приспособительных процессов сопряжено с необходимостью пересмотра господствующего в отечественной социальной философии нормативного (структурно-функционального) понимания феномена с.а. участников р.в.к. Именно поэтому в данном исследовании не только ставится проблема поиска адекватной онтологии с.а. участников р.в.к., но и обосновывается необходимость конструирования адекватных нормативно-интерпретативных теоретических подходов к ее постижению. Следует подчеркнуть, что именно онтологический аспект анализа с.а. участников р.в.к. позволяет объединить эвристические возможности формально конфликтных, но с необходимостью дополняющих друг друга нормативного и интерпретативного социально-философских теоретических подходов.
Степень научной разработанности проблемы. Философский анализ социальных приспособительных процессов продуктивен лишь на основе
интегрального, междисциплинарного подхода, однако гуманитарные науки все еще не достигли желаемого единства в исследовании проблем с.а. участников р.в.к.5
Анализ показал, что в литературе: 1) структурно-функциональное понимание сущности с.а. участников р.в.к. как объекта социально-философского анализа, изучение проблем с.а. участников р.в.к. осуществляется в основном с позиции нормативного (структурно-функционального) подхода; 2) нет ясности относительно соответствующих теоретико-методологических оснований анализа с.а. участников р.в.к. в социуме, социальной и информационной специфики, содержания, структуры и места адаптационных процессов в жизнедеятельности участников р.в.к.; 3) не определены субординация и характер взаимодействия процессов с.а. и социализации, отсутствует четкость в понимании разноуровневых стратегий и барьеров адаптации участников р.в.к. в социуме. В то же время существует устойчивое убеждение в том, что познание различных аспектов с.а. участников р.в.к. требует применения интегрированного, междисциплинарного научного подхода, способного обеспечить, целостный, системный учет всего комплекса социокультурных, экономических, политических и психологических факторов и влияния на статику и динамику с.а. участников р.в.к. В связи с этим, в социальной философии и теоретической социологии, активно разрабатываются теория и методология неклассических философских и социологических подходов; ставится задача поиска адекватной комплексной методологии изучения сложных социальных феноменов; обсуждаются возможности и перспективы смены исследовательских парадигмальных подходов как объективной закономерности развития социальной философии и теоретической социологии (Ю.Н.Давыдов, Л.Г.Ионин, В.Г. Немировский, В.А. Ядов и др.).
Итак, невыясненность с.а. участников р.в.к. как объекта социально философского анализа порождает известные трудности в понимании того, какие теоретические подходы необходимы и достаточны для философского анализа данного феномена. Следовательно, налицо объективное противоречие между действительной потребностью социальной философии в истинном понимании с.а. участников р.в.к. и отсутствием ясности с тем, какие теоретико-методологические подходы необходимы для ее адекватного социально-философского анализа. С учетом данного противоречия избрана тема исследования, проблемой которого является недостаточность и неэффективность одностороннего структурно-функционального философского изучения с.а. участников р.в.к.
Объект исследования -с.а. участников р.в.к.
Предмет исследования - социально-философские, теоретико-методологические подходы к изучению с.а. участников р.в.к.;
- механизм и способы с.а.;
- методы и приемы с.а. участников р.в.к.;
- определение методов и приемов с.а. участников р.в.к.
Цель - разработка адекватных теоретико-методологических подходов к изучению с.а. участников р.в.к. Достижение поставленной цели требует решения ряда следующих задач.
1. На основе критического анализа общенаучных подходов к понятию «адаптация» определить социально-философское содержание понятия «социальная адаптация участников региональных вооруженных конфликтов».
2. Осуществить процедуру демаркации понятий «социальная адаптация» и «социализация».
3. Проанализировать структуру и содержание процесса/ состояния с.а. участников р.в.к.
4. Уточнить структуру и логику процесса/состояния с.а. участников р.в.к., опираясь на введенные понятия: «адаптационная стратегия личности», «адаптивная деятельность», «адаптивная ситуация», «адаптивная установка», «адаптивное пространство», «адаптивный барьер» и др.
5. Проанализировать структуру и содержание социальной деятельности как универсальной стратегии с.а.
6. Установить возможности и границы применения нормативного (структурно-функционального) подхода к изучению с.а. участников р.в.к. как объекта философского анализа.
7. Доказать необходимость и возможность использования нормативно-интерпретативного подхода к исследованию с.а. участников р.в.к.
8. Опираясь на возможности нормативно-интерпретативного подхода к с.а. личности разработать типологию критериев с.а. участников р.в.к.
9. Выстроить нормативно-интерпретативную типологию стратегий с.а. участников р.в.к.
Ведущая концептуальная идея исследования находит свое отражение в следующих исходных посылках последнего.
Целостное нормативно-интерпретативное постижение феномена с.а. участников р.в.к. возможно при условиях, если:
• исходить из того, что глобальный процесс с.а. онтологически объективен, поскольку влияние социума на людей носит всеобщий характер. Конституируясь действиями людей, это влияние в значительной мере не зависит от их воли и желания, равно как и от того, каким образом люди интерпретируют социальную реальность и общую адаптивную направленность этого влияния;
• придерживаться убеждения, что неразрывное единство объективного и субъективного планов жизнедеятельности личности находит выражение в объективной дуальности нормативно-интерпретативной онтологии процесса/состояния с.а. личности;
• учитывать, что с.а. участников р.в.к. эпистемологически субъективна, ибо трактовка результативности и эффективности с.а. всегда субъективна и определяется их интерпретацией либо сторонним наблюдателем- исследователем, либо субъективными оценками непосредственных участников приспособительного процесса; • анализировать с.а. участников р.в.к., опираясь на нормативно-интерпретативный теоретический подход, сконструированный на основе принципа дополнительности; необходимость применения нормативно-интерпретативного подхода определяется не столько невозможностью получения нами исчерпывающего (т.е. полного) знания о феномене с.а., сколько потребностью выражения и постижения истинной сути объективной дуальности нормативно-интерпретативной онтологии с.а. участников р.в.к. Задачи:
- изучить степень разработанности проблемы с.а. участников р.в.к.;
- изучение теорий и причин возникновения поствоенного синдрома и его влияние на участника как личность;
- поиски новых, отвечающих запросам времени возможностей адаптации;
- разработка программы с.а. участников р.в.к.;
- исследование форм деятельного разрешения возникших проблем;
- построение модели системного взаимодействия усилий по с.а. со стороны:
а) участников р.в.к.;
б) общественных организаций;
в) государственных органов власти.
Основные теоретические результаты исследования, выносимые на защиту, их новизна.
l.Ha основе предложенного понимания объективной нормативно-интерпретативной дуальности феномена с.а. участников р.в.к. обоснована необходимость использования при анализе с.а. личности нормативно -интерпретативной исследовательской методологии. Целесообразность использования подобной исследовательской методологии определяется следующим:
(а) Объективная дуальность нормативно-интерпретативной онтологии с.а. участников р.в.к. обусловливается тем, что: 1) личность олицетворяет
собой единство социально-заданного и индивидуально-обусловленного, что и определяет двойственный характер с.а. участников р.в.к.; 2) с.а. участников р.в.к. как функция различных диспозиций и переменных требует отнесения социального приспособительного процесса к разряду сложных социальных процессов, для изучения которых необходимо применение не динамических (характеризующих жестко детерминированные, относительно изолированные системы), а вероятностно-статических социальных закономерностей.
(б) Процесс с.а. участников р.в.к. реализуется с помощью стратегий с.а. В русле нормативного подхода стратегий с.а. участников р.в.к. - это, с одной стороны, способы, приемы и стратегии, позволяющие обществу наиболее эффективно, оптимально и безболезненно включать, приобщать личность к объективно сложившейся системе социально приемлемых структур, ролей и взаимодействий, в которых личность могла бы приносить себе и обществу максимальную пользу; с другой - это способ, схема, алгоритм преодоления многочисленных адаптивных барьеров, которые затрудняют или полностью парализуют осуществление приспособительных процессов в социуме.
(в) С.а. в контексте интерпретативного теоретического подхода означает использование таких приспособительных стратегий, которые позволяют человеку сохранить и/или уточнить его идентичность. Стратегии с.а. всегда корректируются внешними оценками социального окружения и внутренним пониманием личностью собственной идентичности, которая выступает в роли индивидуального и социального «компаса» при интерпретации всего многообразия социальных ситуаций в процессе адаптации участников р.в.к.
(г) С позиции нормативного подхода с.а. участников р.в.к. включает в себя ряд содержательных аспектов. Во-первых, это процесс непрерывного социального контроля над соответствием/не соответствием поведения человека господствующим в социуме нормам и ценностям, которые принудительно «навязываются» человеку в процессе социализации. Во- вторых, это комплексная система социальной деятельности, связанная с
преодолением разнообразных адаптивных барьеров, которые функционально затрудняют приспособление в конкретной ситуации.
(д) Комплексное - нормативно-интерпретативное - понимание происходит из того, что с.а. участников р.в.к. - это процесс преобразования и/или интерпретации объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа этого мира в себе и формирования на этой основе индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, задающей смыслы индивидуальной жизнедеятельности и общую направленность адаптации.
2. Впервые разработана нормативно-интерпретативная типология стратегий с.а. участников р.в.к., позволяющая определять способы и приемы оптимизации реального приспособительного процесса.
Теоретико-методологические основания исследования. В основе предлагаемого исследования лежат разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам адаптации, социализации, деятельности, культуры и социальной практики. Основными теоретико-методологическими источниками настоящей диссертации послужили работы и идеи философов, заложивших основы (Б. Малиновский, М. Ромм, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, К. Леви-Стросс, Э. Фромм, М. Вебер, В. Дильтей, Дж.Г Мид, П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц и др.) теоретических подходов к исследованию социально-адаптивных процессов. Значительное влияние на разрабатываемое нормативно-интерпретативное, социально-философское понимание сущности с.а. участников р.в.к. оказали научные подходы, представленные в теоретических построениях теории социальной структуры (Э. Гидденс); феноменологической философии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер); символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер и др.); гуманистической психологии (К. Роджерс и др.); эпистемологической философии, философии, истории и методологии науки (К.Р. Поппер, И. Пригожий, Н. Бор и др.); социальной психологии (С.Эш, Л. Росс, Р. Нисбетт и др.); общей теории систем (Л.Берталанфи, Н. Винер). Нормативно интерпретативный подход к изучению с.а. участников р.в.к. как объекта философского анализа разрабатывался с учетом теоретико-методологических подходов развиваемых в последние годы Г.М. Андреевой (психология социального познания); Э. Гидденсон, Ю.Н. Давыдовым, В.А. Ядовым и др. (социально-философская и социологическая теория и методология); Л.Г. Иониным, И.А. Милославовой, А.А. Налчаджаном, Я. Рейковским и др. (методология интерпретативного подхода); С.А. Беличевой, Л.В. Корель, Л.Л. Шпак и др. (методология нормативного подхода). Методологическими основаниями исследования выступают также следующие общенаучные принципы: активного включения участников р.в.к. в социальные общности; отражение; единства сознания и деятельности; дополнительности; общественно-исторической и практически-деятельностной природы жизнедеятельности человека. Вышеизложенные теоретико-методологические подходы и принципы позволили определить концептуальную основу решения проблемы исследования, выработать совокупность логически связанных идей, раскрывающих сущность нормативно-интерпретативного социально-философского подхода к изучению процесса/состояния с.а. участников р.в.к.
Методы исследования. Специфика использованных в настоящей работе методов исследования определяется тем, что феномен участников р.в.к. с.а. рассматривается здесь сквозь призму социально-философских теоретико-методологических рефлексивных подходов. В данном исследовании с.а. участников р.в.к. выступает в роли идеально-типического, теоретического объекта, который конструируется в процессе его изучения. В основу исследования положено убеждение, что изучаемый объект способен моделировать реальность в ее наиболее важных и существенных свойствах и характеристиках. Помимо этого, здесь использован комплекс методов социально-философского теоретического анализа, включающий в себя анализ, синтез, абстракцию, дедукцию; вторичный анализ философских, социально-психологических исследований по проблемам теории и методологии изучения приспособительных процессов в социуме, а также с.а. участников р.в.к.;
общенаучных теоретико-методологических подходов.
Теоретическая новизна диссертационного исследования.
1. В работе доказывается, что неразрывное единство объективного и субъективного планов в жизнедеятельности личности связано с объективной двойственностью нормы и интерпретации в процессах с.а., их взаимо дополнительностью.
2. Обосновывается, что социально-философское изучение феномена с.а. участников р.в.к. должно осуществляться на базе нормативно-интерпретативного подхода, вытекающего из принципа дополнительности.
3. В результате нормативно-интерпретативного социально-философского анализа получено новое, комплексное знание о специфике и характере структурно-функциональных и интерпретативных компонентов, которые и определяют объективную дуальность предложенной нормативно-интерпретативной модели с.а. участников р.в.к.
4. На базе нормативно-интерпретативного подхода сформировано представление вероятностно-статистическом понимании феномена с.а. участников р.в.к.
5. Выработано нормативно-интерпретативное понимание с.а. участников р.в.к. в качестве целостного процесса преобразования и/или интерпретации объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа этого мира в себе и формировании на этой основе индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, задающей смыслы индивидуальной жизнедеятельности и направленности адаптации.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки научно обоснованных способов оптимизации с.а. участников р.в.к. в пореформенный период; в профессиональной дельности государственных служащих, социальных работников, психологов и педагогов, решающих практические проблемы с.а., при создании законодательной базы «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий».
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения работы изложены в f- публикациях (общим объемом 50 печ. л.). Результаты исследования обсуждались на региональных конференциях и научно-практических семинарах.
Структура диссертации подчинена решению задач исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы (включающего 116 названий).
Проблемы адаптации в науках о природе и человеке
Эволюция материи постоянно проходит путем глобального приспособления живого к последовательно возникающим и все более усложняющимся средам обитания. Выживание и успешное функционирование любого биологического вида определяются наличием в его поведенческом репертуаре, с одной стороны, адекватного условиям среды приспособительного механизма, с другой - использованием достаточно эффективных адаптивных стратегий6. Мало, что может сравниться с адаптацией по сложности изучения и важности для жизни. Борьба за успешную адаптацию - это тот великий закон бытия, который в полной мере распространяется и на человека как носителя биосоциальной природы. Поэтому и столь важно для социальной философии постижение феномена адаптации и адаптациогенеза в единстве их биосоциальных детерминант и компонентов. Усиливающиеся в последнее время интегративные процессы в науке позволяют поставить вопрос о комплексном рассмотрении данного феномена и о выделении особого вида приспособления - с.а. Тем самым адаптация превращается из понятия специфически биологического в категорию общенаучную.
В науке всегда существует острая потребность в понятиях-интеграторах позволяющих «рассматривать системы, выражающие качественно различные сферы действительности в единой системе отсчёта»7. Последние исследования адаптивной проблематики в различных областях науки и техники доказывают: на роль подобной общенаучной категории вполне логично и обоснованно претендует понятие «адаптация».
Сам же термин «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) впервые появился в физиологии и изначально использовался в биологических науках. В научный оборот он был, по-видимому, ведён немецким физиологом Г. Аубертом8 и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.
В биологии в числе первых проблему адаптации начинает разрабатывать основоположник организмоцентрической теории эволюции французский зоолог Ж.-Б. Ламарк, взявшийся объяснить возникновение отдельных видов живых существ и их эволюцию именно адаптационными изменениями отдельных организмов. При этом им различались три способа адаптации: 1) прямое приспособление организма (у растений и низших животных); 2) косвенное приспособление организма (характерное для высших животных) -посредством упражнения или не упражнения его органов; 3) вызванное средой внутреннее стремление к усовершенствованию своего организма (у всех животных). По Ламарку, все трансформации в особи закрепляются и передаются по наследству, только если приобретённые адаптивные изменения присущи обоим полам или тем особям, которые дали потомство1 . Впоследствии - в самом общем виде - в естественных науках под адаптацией понималась вся «...совокупность реакций живой системы, поддерживающих её целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды»11.
Исходя из того, что человек является продуктом эволюции живой материи и имеет свою специфическую социальную среду обитания, соответствующую его биосоциальной природе, вполне логично вести речь о закономерностях адаптации человека к этой среде. Причины, вызывающие у людей потребность в с.а., благодаря усилиям гуманитарной науки были выявлены в социокультурной природе человека. По мнению немецкого философа и культуролога И.Г. Гердера, человек как культурное существо представляет собой, с одной стороны, существо «недостаточное», а с другой -«творческое». «Недостаточность» связана с тем, что изначально человек - это самое беспомощное из всех живых существ. Но именно отсутствие у человека присущих животным генетически передаваемых, инстинктивных, узкоспециализированных приспособительных программ делает его существом творческим, а значит, социально активным12. Именно для восполнения этой природной адаптивной недостаточности человек и создаёт культуру, которая служит эффективным инструментом приспособления окружающей природы к потребностям людей. Именно адаптивная социокультурная среда, будучи системой «кодифицированных образцов, норм, поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в обществе» , становится тем самым приспособительным инструментом, который и обеспечивает саморазвитие общественной жизни людей. Так к учёным-гуманитариям впервые пришло постижение необходимости и целесообразности детального изучения специфических стратегий и механизмов с.а. личности в социокультурной среде (именно это понимание и легло впоследствии в основу «нормативной», или «структурно-функциональной», социально-философской модели изучения феномена с.а.).
Исторический обзор исследования посттравматического (поствоенного) синдрома, теории и причины его возникновения
Современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложились окончательно к 1980-м гг., однако информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий.
Подобные переживания описывал У. д Акоста в 1871 г. у солдат во время Гражданской войны в Америке. Он называл это состояние «солдатским сердцем», наблюдая вегетативное реакции со стороны сердца.
Э.Крепелин в XIX в. использовал термин «невроз пожара» для того, чтобы обозначить отдельное клиническое состояние, включающее многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различных эмоциональных потрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность. Это состояние наблюдается после серьезных несчастных случаев, пожаров, железнодорожных катастроф или столкновений84.
В 1889 г. Г. Оппенгейм ввел термин "травматический невроз" для диагностики психических расстройств у участников боевых действий, причины которых он усматривал в органических нарушениях головного мозга, вызванных как физическими, так и психологическими факторами . Много наблюдений за развивавшимися после участия в боевых действиях психопатологическими состояниями было сделано во время первой мировой войны.
Воздействие войны на сознание военных изучалось русскими военными психологами еще в начале XX в. Так, например, за время русско-японской войны 1904—1905 гг. психически ненормальных, не имевших травматических повреждений, прошедших через Харбинский психиатрический госпиталь, было около 3000 человек. При этом средние потери в связи с психическими расстройствами в период русско-японской войны составили 2-3 случая на 1000 человек, а уже в первую мировую войну — от 6 до 10 случаев на 1000 человек. Психологическими проблемами участников первой мировой и гражданской войн в России занимались И. Бехтерев, П. Ганнушкин, Ф. Зарубин, С. Крайц, а после Великой Отечественной войны - Е. Краснушкин, В. Гиляровский, А. Архангельский и многие другие. После первой мировой войны осталась обширная документация неврологических и психологических последствий военной травмы. Отдельные описания последствий пережитого солдатами военного стресса были даже опубликованы, в них говорилось о навязчивом воспроизведении угрожающих жизни ситуаций, а также о повышенной раздражительности, преувеличенной реакции на громкие звуки, трудностях с концентрацией внимания.
Позднее Д. Майерс определил отличия между неврологическим расстройством «контузия от разрыва снаряда» и «снарядным шоком» . Контузия, вызванная разрывом снаряда, рассматривается им как неврологическое состояние, вызванное физической травмой. Тогда как «снарядный шок» Майерс рассматривал как психическое состояние, вызванное сильным стрессом. Реакции, обусловленные участием в боевых действиях, стали предметом широких исследований в ходе второй мировой войны. Это явление у разных авторов называлось по-разному: «военная усталость», «боевое истощение», «военный невроз», «посттравматический невроз».
В 1941 г. в одном из первых систематизированных исследований А. Кардинер назвал это явление «хроническим военным неврозом». Кардинер считал, что военный невроз имеет как физиологическую, так и психологическую природу. Им впервые было дано комплексное описание симптоматики: возбудимость и раздражительность; безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; фиксация на обстоятельствах травмировавшего события; уход от реальности; предрасположенность к неуправляемой агрессии.
В настоящее время нет единой теории объясняющей механизмы возникновения и развития посттравматического синдрома. Однако, в результате многолетних исследований были разработаны несколько теоретических моделей. Но прежде чем рассмотреть теории, необходимо дать определение посттравматического синдрома.
Посттравматическое стрессовое расстройство - это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.
Особенности социальной адаптации участников региональных вооруженных конфликтов. Разработка программы
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организм-среда". Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, следовательно, процесс адаптации должен постоянно осуществляется. Выделяют биологическую и с.а. более подробно рассмотрим процесс с.а.
С.а. процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими, процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальных групп с социальной средой.
Возвращающиеся с войны люди нуждаются в помощи. Нужно знать о том, что любая помощь человеку не может навязываться, она может быть оказана лишь при соответствующей просьбе о ней. И никак иначе. Когда нам кажется, что мы видим нуждающегося в нашей помощи человека и тут же начинаем ему помогать, то результат этой помощи будет иметь прямо противоположный результат. В подобной ситуации мы помогаем самим себе: самореализоваться, самоутвердиться как специалист, решить какую-то личную проблему за счёт объекта нашей, так называемой, помощи, а иногда просто реализовать собственные материальные интересы, причём очень часто искренне веря в то, что мы действительно помогаем человеку.
В культуре бывшего советского, а ныне российского общества, отсутствует ещё в достаточной степени сформированное понятие о возможности получения психологической помощи в различных кризисных жизненных ситуациях, при нарушении внутреннего психологического комфорта, гармонии с окружающим миром. Точно так же отсутствует потребность в общении с психологом. Он очень часто ассоциируется с психиатром, а это в свою очередь с клиническим диагнозом, психиатрической клиникой, признанием тебя ненормальным, или, как чаще всего говорят, "психом".
На самом деле, такая потребность у человека существует, и она реализуется различными способами, и с очень разными результатами и последствиями. Она реализуется либо через церковь и истинную веру, священника, надёжного друга (подругу), а так же может реализоваться через алкоголь, наркотики, а в последнее время - очень часто какая-либо секта или шарлатаны с их приворотами наворотами.
Она усугубляется ещё тем обстоятельством, что человек, переживший ужасы войны, преодолевший свой страх в бою, испытавший вкус победы, по праву считает себя сильным и способным преодолеть различные трудности и невзгоды. Для многих из таких людей признаться даже самому себе в наличии каких-либо внутренних психологических проблем является признаком слабости. Вот они и гонят от себя все эти навязчивые мысли и воспоминания, ночные кошмары, уходят от них в алкогольную эйфорию, пытаются их всячески обмануть.
При работе с участниками р.в.к. можно отметить несколько особенностей, можно отметить высокие показатели «обрыва». Это, прежде всего, объясняется тяжёлой травматизацией потрясшей основы доверия человека. Он чувствует себя не в состоянии вновь довериться кому-либо, боясь ещё раз быть травмированным. Человек не способен поверить в то, что ему смогут помочь, а малейшее недопонимание со стороны специалиста может укрепить чувство отчуждения.
При оказании помощи в работе с участниками р.в.к. возникают трудности:
1. Человек часто полагает, что он сам своими силами может «выкинуть пережитое из головы». Это стремление также стимулируют и ожидания окружающих, которые считают, он, наконец, должен перестать думать о войне.
3. Некоторые пациенты борются за получения правовой и/или финансовой компенсации и обращаются в социальную службу только за подтверждением этого права на нее.
Выделяют основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации людей с поствоенным синдромом:
- отсутствием физических последствий травмы;
- прочное финансовое положение;
- сохранение прежнего социального статуса;
- наличие поддержки со стороны общества и особенно близких людей.