Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Алиев Самир Назирович

Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности
<
Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев Самир Назирович. Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Санкт-Петербург, 2007 152 с. РГБ ОД, 61:07-9/440

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое осмысление феномена социальной безопасности в истории философии.

1.1 Философские подходы к пониманию природного аспекта безопасности

1.2 Осмысление социального аспекта безопасности в истории философии

Глава 2. Философские основания теории социальной безопасности.

2.1 Философские основания системного осмысления общества и понимание социальной безопасности

2.2 Необходимость, случайность и свобода в истории общества как детерминанты социальной опасности и безопасности

Глава 3. Синергетика и теория социальной безопасности.

3.1 Системно-информационные и синергетические основания понимания социальной безопасности

3.2 Социальная безопасность: дилемма безопасности человека и общества и проблема их организационного

обеспечения

Заключение

Введение к работе

Проблема социальной безопасности имеет в системе философского познания универсальный характер. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Все сферы жизнедеятельности человека в определенной степени связаны с фактором безопасности. Одни из них выступают в качестве важнейших детерминант социальной безопасности. Другие - предстают в виде следствий социальных действий и процессов, направленных на обеспечение безопасности в той или иной ее форме.

  2. Возрастание степени многовариантности социальных процессов предъявляет повышенные требования к оценке степени безопасности планируемых действий. Игнорирование этого ведет к деструктивным последствиям для объекта этих действий. В качестве примера может служить саморазрушение такой великой страны как СССР в результате непродуманных и не осмысленных с позиции их социальной безопасности реформ.

  3. В кризисные периоды, в так называемые точки социальной бифуркации, значение понятия безопасности становится доминирующим в системе социальных понятий и категорий, раскрывающих суть общественных процессов.

Как отмечает В.К.Сенчагов: «Проблема ...безопасности России вот уже более 10 лет остается одной из жизненно важных как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований новых междисциплинарных направлений»1.

Такое значение данной проблемы обусловлено универсальностью понятия «социальная безопасность». Можно без преувеличения утверждать, что, все сферы жизнедеятельности человека в той или иной степени

1 Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К.Сенчагова. - М.: Дело, 2005. С. 9.

содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые необходимо учитывать при определении выдвигаемых социальными субъектами целей и при их осуществлении.

Значение понятия «социальная безопасность» усиливается из-за возрастания многовариантности и альтернативности целеполагания и способов осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или иным вариантам прогнозирования развития общества или государства без оценки их социальных последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. Этот вывод относится также к оценке радикальных социальных реформ. Без оценки безопасности реформ для существования человека, общества и государства они могут вести к социальной деградации (в сфере продовольствия, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). В качестве примера может служить опыт саморазрушения такой великой } страны, как СССР.

Ведущее значение безопасности в системе ключевых понятий человеческой деятельности особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах. Так, например, валютно-финансовый кризис, зародившийся сначала в узкой сфере наиболее рискованных операций (например, форвардные контракты в Юго-Восточной Азии и государственные краткосрочные облигации в России), затронул многие страны мира и дошел до России, нанеся мощный удар по ее финансово-банковской системе и резко ухудшив материальное благополучие большинства ее граждан. О высокой цене разрушения систем безопасности свидетельствует террористический акт 11 сентября 2001 г. в США. Этот, казалось бы, единичный акт, продолжавшийся всего несколько минут, приобрел глобальный характер, показав всему миру, что даже развитая экономика с мощным силовым блоком и высокотехнологичной экономикой не в состоянии гарантировать полной безопасности граждан.

Можно согласиться с мнением ряда ученых, считающих, что современное общество вошло в зону так называемых «мегарисков»1. С окончанием «холодной войны» исчез биполярный мир, выстроенный на равновесии супердержав СССР и США, что привело к возникновению совершенно иных видов угроз безопасности. Теперь ученые и политики обсуждают вопросы политической, социальной, экономической, военной, информацион-ной, концептуальной, психологической, культурной и пр. безопасности , которые следует решать, исходя из нелинейной природы социума.

В обществе «всеобщего риска» особую значимость приобретает проблема безопасности человека и общества. Целостная миросистема носит нелинейный характер, поэтому динамичный феномен социальной безопасности является одним из элементов развивающейся мироцелостности. Это обусловлено тем, что безопасность буквально пронизывает деятельность индивидов, социальных групп, обществ, государств и всего мирового сообщества.

Смена эпох вызывает изменение систем безопасности, поэтому с появлением новых опасностей и угроз, новых видов вооружений, новых факторов общественного развития возникает потребность в новой парадигме безопасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности. Поскольку любая система безопасности является неотъемлемым слагаемым мироцелостности, в основе которой лежит фундаментальная оппозиция «порядок - хаос» и связанный с ней нелинейный характер любого процесса, постольку существуют дилеммы безопасности. Они органически вытекают из особенностей формирующейся сейчас целостности современного мира, в том числе его полисистемного характера. Подобное обстоя-

1 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000.

2 См. Проблемы глобальной безопасности. - М., 1995; Кургинян С. Концептуальная безопас
ность и ее роль для России в XXI веке // Россия ХХ1.1995.№ 11-12; Серебрянников В., Хлопов
А. Социальная безопасность России. - М., 1996.

тельство делает актуальным осмысление феномена социальной безопасности с позиции синергетической парадигмы.

В современной науке неизмеримо возрастает значимость философии безопасности как методологической основы научной теории безопасности, необходимой для решения целого диапазона практических проблем безопасности личности, общества и государства.

Степень разработанности проблемы.

Необходимо отметить, что исследованию феномена социальной безопасности в отечественной литературе до недавнего времени уделялось незначительное внимание. Поэтому не подвергалось серьезной философской рефлексии и понятие «безопасность», за исключением прикладного военно-технического характера. И только сейчас стали появляться работы, посвященные различным аспектам данного феномена: экономическому, финансовому, энергетическому, информационному, продовольственному, культурному, политическому и пр.

В соответствии с этим, научные разработки, ведущиеся в данной области, можно сгруппировать по следующим основным направлениям:

Выяснению особенностей и средств реализации экономической безопасности. В данной области можно выделить работы Л.И.Абалкина, Л.Беловой, И.Я.Богданова, А.Я.Калинина, Е.Н.Борисенко, В.С.Загашвили, А.Г.Зельднера, Ю.С.Курочкина, Г.В.Новикова, В.К.Сенчагова и др.

Анализу безопасности в военной сфере. Этой теме посвящены работы И.Винокурова, Г.Гуртового, Ю.И.Дерюгина, Н.Н.Ефимова, В.Жарова, В.Н.Иванова, В.Н.Ксенофонтова, Б.А.Калинина, В.И.Ковалева, В.С.Поликарпова, С.Проскурина, Г.Радченко, В.В.Серебрянникова, В.Н.Соколова, М.Штейнметца и др.

Выяснению природы социальной безопасности в связи с угрозой терроризма. Плодотворные исследования предприняты в данной области О.Будницким, Г.К.Варданянцем, В.И.Василенко, А.И.Гушером,

В.К.Девашовым, В.Н.Ивановым, И.В.Кузнецовым, Д.В.Ольшанским, Е.И.Степановым и др.

Рассмотрению специфики информационной безопасности. В этой сфере следует отметить труды В.Г.Афанасьева, Ю.М.Батурина, П.К.Горохова, И.С.Даниленко, А.А.Дремкова, Н.В.Данилова, А.М.Жодзинского, М.Кастельса, И.Г.Корсунцева, Н.А.Костина, В.Н.Лопатина, А.А.Мухина, В.И.Мухина, Ю.И.Набока, В.К.Новикова, Н.Н.Потрубач, Г.Г.Почепцова, С.П.Расторгуева, Г.Хакена, Д.С.Чернавского, К.Э.Шеннона и др.

Раскрытию правовых основ социальной безопасности, приведенному в исследованиях Р.Арона, Л.П.Куракова, С.Н.Смирнова, Л.СЯвича и

др.

Исследованию сущности экологической безопасности, нашедшей свое отражение в трудах В.И. Данилова-Данил ьян, М.Ч.Залиханова, К.С.Лосева, А.И.Муравых и др.

Изучению структуры и особенностей национальных систем безопасности. В этой области следует отметить работы М.И.Абурахманова, Т.А.Алексеевой, В.А.Баришполец, Ю.Ф.Година, В.И.Кривохижа, С.Кургинян, В.Л.Манилова, В.С.Пирумов, А.Руссо и др.

Указанные направления исследования социальной безопасности раскрывают лишь отдельные аспекты этого явления. Материалы этих исследований позволяют философски осмыслить данный социальный феномен в единстве его многообразных сторон и проявлений. К первым работам, посвященным решению этой задачи, следует отнести труды В.С.Поликарпова, В.К.Сенчагова, С.В.Степашина, М.Ю.Захарова, А.И.Страхова, Г.В.Бро, Н.М.Пожитного, Ч.С.Кирвеля.

Большую методологическую помощь в раскрытии темы диссертационного исследования оказали работы, посвященные изучению сущности и специфики применения синергетического метода познания. Среди них в

первую очередь следует выделить труды В.И.Аршинова, В.Г.Буданова,
В.С.Егорова, С.П.Капицы, С.П.Курдимова, В.А.Кушелева,

Г.Г.Малинецкого, Е.Н.Князевой, Н.В.Поддубного, И.Р.Пригожина, И.Стенгерс, Э.Соколова и др.

Важные теоретические подходы к пониманию общества и его дина
мики, выступающие методологической основой, предпринятого в диссер
тации философского осмысления феномена социальной безопасности, со
держатся в работах А.Дж.Тойнби, А.Тоффлера, К.Маркса, Ф.Энгельса,
О.Шпенглера, К.Ясперса, А.Н.Аверьянова, В.В.Балахонского,
С.С.Батенина, Г.Е.Глезермана, М.Л.Лезгиной, В.Н.Панибратова,
М.А.Парнюка, В.С.Поликарпова, Б.Ф.Поршнева, Е.Н.Причепий,

В.В.Кизима, Т.Парсонса, Ю.ВЛковец и др.

Следует отметить, что в философских словарях отсутствует даже сами понятия безопасности и опасности, в них в лучшем случае речь идет лишь о войне и связанных с нею опасностях. Понятия опасности (угрозы) и безопасности отсутствует и в современных отечественных словарях по психологии, они приведены лишь в зарубежном толковом психологическом словаре1.

Таким образом, можно констатировать, что в философской литературе нашли свое отражение отдельные аспекты, связанные с проблематикой диссертации, что позволяет осуществить намеченное исследование. Вместе с тем, следует отметить, что целостной теории социальной безопасности, построенной на основании синергетического подхода к ее анализу, еще не было дано в научной литературе. Это позволяет автору сконцентрировать внимание на следующих аспектах рассматриваемой проблемы.

Цели и задачи исследования.

1 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М, 1997; Ребер А. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. - М., 2001.

В диссертации предполагается выявить с позиции синергетического познавательного подхода сущность и важнейшие теоретические особенно-сти феномена социальной безопасности.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих исследовательских задач:

выявить основные теоретические источники формирования современных представлений о социальной безопасности, актуализировать теоретический опыт, накопленный в истории философии, для решения современных познавательных проблем, связанных с феноменом безопасности;

определить философские основания понимания социальной безопасности с позиции системного осмысления общества;

раскрыть важнейшие детерминанты опасности и безопасности социума;

предпринять теоретико-познавательный и методологический анализ системно-информационных и синергетических оснований понимания социальной безопасности;

осмыслить сущность социальной безопасности через призму дилеммы безопасности человека и общества и проблемы их организационного обеспечения.

Методологическая основа и источники исследования.

Диссертационное исследование построено на основе методологического применения синергетического познавательного подхода к изучению феномена социальной безопасности.

Источниками диссертационного исследования являются, взятые из трудов отечественных и западных ученых материалы из сферы политики, права, экономики, военного дела, экологии, информатики, истории, социологии, психологии и других наук, связанных с осмыслением феномена социальной безопасности или его отдельных аспектов.

Методологической базой осуществления диссертационного исследования служат такие научные методы как диалектический, синергетический, системно-информационный, субстратный, и структурно-функциональный.

Научная новизна предпринятого в диссертации исследования состоит:

  1. в обобщении опыта философского осмысления сущности и специфики социальной безопасности, представленного в концепциях западных и отечественных философов;

  2. в создании теории синергетической интерпретации феномена социальной безопасности;

  3. в раскрытии важнейших детерминант опасности и безопасности социума;

  4. в выявлении системно-информационных и синергетических оснований понимания социальной безопасности;

  5. в философском осмыслении дилеммы безопасности человека и общества как приоритета социальной безопасности.

  6. в выделении важнейших движущих силы социального процесса, оказывающих основное влияние на степень его безопасности.

В диссертации выносятся на защиту следующие основные положения:

  1. Социальная безопасность - это состояние сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон бытия общества и его важнейших элементов, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития.

  2. Безопасность характеризует качественное состояние социального объекта, связанное с отсутствием или преодолением (устранением, снятием) опасности. Защищенность - фиксирует состояние и степень противодействия реально существующей (и действующей) опасности. В таком понимании безопасность выступает как высшая степень защищенности, а

защищенность - как механизм реализации безопасности социального субъекта.

3. Безопасность социальной системы, складываясь из безопасности
составляющих ее элементов и системообразующих отношений, не является
результатом их простого суммирования, а представляет их сложный син
тез. Безрпасност^как качество состояния социальной системы, представ
ляет собой непротиворечивость данной системы объективным законам ее [ і

і! функционирования и развития.

  1. Важнейшими основами безопасности общества являются: его социально-политическая консолидация и эффективное государственное управление. Оценка результата обеспечения социальной безопасности должна выступать в качестве общего критерия эффективности государственного управления, что в самом широком смысле этого понятия означает способность руководства своей управленческой деятельностью предотвращать вред или ущерб текущим общественным интересам и интересам будущего развития управляемого объекта.

  2. «Риск» и «опасность» представляют собой различные понятия: опасность создают внешние условия, которые для субъекта неизбежны, то есть они для него носят объективный характер, а риск создается собственными действиями, желаниями, то есть он субъективен.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его ориентацией на методологическую помощь специалистам, работающим в области конкретных наук (и в первую очередь юриспруденции, экономики, политологии, социологии и истории), в понимании сущности и социальной безопасности и специфики ее проявления в различных аспектах деятельности социума.

Кроме того, изложенные результаты исследования могут быть использованы в учебном плане при чтении вузовских общих и специальных

курсов по социальной философии, философии истории, философии экономики, политологии и философии права.

Философские подходы к пониманию природного аспекта безопасности

Уже на ранних этапах античной философии утвердилось диалектическое восприятие природных и социальных явлений, исходящее из противопоставления их противоположных характеристик. Еще Гераклит указывал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор, и что все возникает через борьбу и по необходимости»2. Древний философ считал, что возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытие - связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Подобная установка представляется очень плодотворной для раскрытия сущности безопасности, что в определенной степени достижимо через ее противопоставление опасности.

Опасность - противоположность безопасности, безопасность означает отсутствие опасности. Следовательно, для понимания безопасности нужно четко представлять характер опасности, отсутствующей в данном случае. В этом плане интересна мысль Аристотеля, который, разрабатывая концепцию последовательно объективной телеологии, указывал, на то, что способность предметов быть полезными (или вредными) для человека случайна по отношению к самим предметам. Цель любого предмета в нём самом - это реализация "формы".

Это указание Аристотеля позволяет выявить важную черту, отличающую опасность, исходящую от природных факторов, от опасности социального характера. Речь идет об отсутствии целенаправленности, злого умысла природных факторов, представляющих опасность для человека и социума.

В развитии эллинистической и римской философии проявилась тенденция интерпретировать безопасность как внутреннее душевное состояние человека, как безмятежность духа, освобождение от страха перед смертью и природой. Преодолению страха смерти должны были способствовать рациональные рассуждения типа: "Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".

Для достижения ощущения безопасности, по мнению Эпикура, человек должен «самоустраниться» от тревог и опасностей и от общественных и государственных дел. В соответствии с этим, Эпикур призывал своих последователей прожить жизнь «незаметно».

Подобное внимание к психологическому аспекту безопасности характерно для философии этого периода. Философов стал больше интересовать не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. В философии, по словам В.Ф.Асмуса, мудрец стал

видеть деятельность и строй мысли, освобождающие человека от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь.

Эта позиция нашла свое выражение и в философии школы скептиков, которые вслед за своим основателем Пирроном считали, что мудрецом следует назвать только такого человека, который знает и может помочь понять, как научиться жить. Мудрец, по мнению скептиков, это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страха и страданий.

Подобные философские воззрения способствовали формированию представлений о психологических аспектах безопасности, связывали, прежде всего, с идеей безмятежности (атараксией).

В период средневековья понимание опасности стало сводиться, главным образом, к греху. Грех и наказание за него стали восприниматься как главные опасности для человека.

По мнению Августина, все сущее (и именно потому, что оно существует) есть благо. Зло не является субстанцией, она представляет собой недостаток, порчу субстанции, порок и повреждение формы, небытие. В противоположность этому, благо есть субстанция, "форма" со всеми ее элементами: видом, мерой, порядком. Источником бытия, чистой формой, наивысшей красотой и источником блага выступает Бог.

Из этих исходных установок логически следуют два момента, связанные с осмыслением проблемы безопасности.

Первый из них - определение источника, происхождения самой опасности. Сложность стоит в том, что если миром управляет добрый, справедливый и всемогущий Бог, откуда же тогда проистекает зло, являющееся проявлением опасности.

Философские основания системного осмысления общества и понимание социальной безопасности

Методология системного анализа, предполагает решение трёх познавательных задач: выявление элементов, из которых состоит изучаемый объект; определение системообразующих принципов, объединяющих эти элементы в единое целое; рассмотрение объекта на уровне суперсистемы, то есть в качестве элемента другой, более широкой системы.

В соответствии с указанными задачами, проведём последовательный системный анализ общества с целью выявления важнейших социальных оснований его безопасности. Для соблюдения общей логики изучения материала, начнем наше исследование с третьей задачи - рассмотрения общества на уровне суперсистемы.

В истории философии под «обществом» понималась совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов (Аристотель) или для контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо). Основы общества философы видели: 1) во взаимном договоре между людьми, основанном на единой направленности их интересов (Локк, Гоббс); 2) в действии закона формирования сложных гармоничных систем (О.Конт); 3) в «гражданском обществе» как сфере экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех (Гегель).

Общество выступает в форме подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природных образований, но органически связанной с ними. Оно подчиняется всеобщим законам бытия. Характерная для общества, социальная форма движения в качестве предпосылки своего существования опирается на низшие формы движения материи (механическую, физическую, химическую и биологическую) и содержит их в себе в диалектически снятом виде. Это указывает на значимость природных основ социальной безопасности, без которых само существование общества становится невозможным.

Главным отличием общества от других подсистем объективной реальности является то, что оно всегда представляет собой определённое сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и планомерного, случайного и закономерного. Это связано с тем, что в обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделённые сознанием и волей, их поступки всегда целенаправленны. Но деятельность

людей далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам, поскольку в сложных общественных явлениях происходит столкновение взаимопроти-воположно ориентированных сил, действий, поступков различных субъектов, что и определяет объективность (то есть независимость от целей и желаний этих субъектов) общего хода социального процесса. Подобная объективность закономерностей функционирования и развития общества выступает одной из важнейших детерминант социальной безопасности.

Важнейшими элементами общества, взаимосвязанными между собой на различных уровнях социальной иерархической структуры, являются: о индивиды, о их группы и объединения, о этнические общности (рода, племена, народности, нации), о семьи, о классы, о надстроечные явления (политика, право, наука, религия,

искусство и т.д.), о государства. Все эти элементы в своем функционировании в рамках структуры социума определяют ту или иную степень его безопасности.

Системообразующими принципами, объединяющими эти элементы в единое целое, выступают общественные отношения, под которыми понимаются связи, возникающие между социальными субъектами в процессе их деятельности.

Общественные отношения делятся на - первичные (материальные) и вторичные (идеологические). Главными являются материальные - производственные отношения, характер которых определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Материальные общественные отношения выступают в виде одной из важнейших основ социальной безопасности.

Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. - возникают на основе производственных отношений, проходя предварительно через сознание людей. Эти отношения также играют чрезвычайно важную роль в системе детерминант социальной безопасности, а в периоды кризисных состояний общества их значение многократно усиливается и даже может превосходить значение материальных общественных отношений по степени влияния на состояние социальной безопасности.

В марксистской философии разработана достаточно четкая системная координация между совокупностью производственных отношений (рассматриваемой как базис общества, его экономическая структура) и идеологической надстройкой общества, представляющей собой совокупность идеологических отношений, взглядов и соответствующих им учреждений.

В обществе базис и надстройка находятся в состоянии диалектического взаимодействия: базис определяет надстройку, которая обладает относительной самостоятельностью в своём развитии и оказывает обратное влияние на экономический базис (например, политика определяется экономикой, но, в свою очередь, способна оказывать огромное влияние на складывающуюся экономическую ситуацию). Категории "базис" и "надстройка" раскрывают субординацию важнейших элементов структуры общества по их значимости в системе детерминации социальной безопасности.

Системно-информационные и синергетические основания понимания социальной безопасности

Дальнейшим развитием системного метода познания многие философы справедливо считают информационный метод1.

Несмотря на интерес, проявленный к информационному методу в целом ряде научных публикаций, следует отметить, что в настоящее время этот метод находится еще в начальной стадии своего формирования и его возможности пока недостаточно хорошо изучены. Одним из свидетельств этого является неоднозначность философских интерпретаций самого поня-тия «информация» . В науках о живой природе широко применяется определение, данное Г.Кастлером: «Информация есть запомненный выбор од-ного варианта из нескольких возможных и равноправных» . В кибернетических подходах к пониманию информации чрезвычайно важным представляется, введенное К.Шенноном, понятие количества информации4.

В науках о неживой природе весьма проблемным, с философской точки зрения, становится аспект телеологического осмысления феномена информации. Как известно, против телеологического понимания природы выступали многие философы, к числу которых принадлежали Ф.Бэкон, Р.Декарт, К.Маркс и др.

Действительно, вопрос о цели развития Вселенной или вытекающих из нее целях существования отдельных образований, составляющих Все ленную, вряд ли разрешим с чисто научных позиций, поскольку предполагает достижение абсолютного знания (абсолютной истины), что невозможно. Возможны лишь многообразные философские и религиозные поиски { ответов на этот вопрос. Но вне подобных глобальных обобщений, в рамках субстратного подхода к осмыслению цели конкретного объекта, вполне j возможна научная трактовка телеологического аспекта феномена информации. Такую трактовку мы можем найти уже в аристотелевской концепции объективной телеологии, в его утверждении, что цель любого предмета состоит в нем самом, то есть в реализации его формы.

Развитие подобных идей широко представлено и в современной философии. Так, Д.С.Чернавский в своей статье, посвященной аксиологическим аспектам информации, пишет: «Цель каждого элемента - сохранение своей информации»1.

Опираясь на анализ имеющихся в современной научной литературе подходов к определению понятия «информация», мы будем трактовать ее как объективированный аспект процесса отражения. Подобный подход представляется достаточным в рамках задач предлагаемого диссертационного исследования.

Перспективы применения информационного метода познания весьма обширны, поскольку практически все существующие в природе взаимосвязи имеют информационный характер. В полной мере это относится и к феномену социальной безопасности. Информация определяет направление развития и функционирования общества, именно она является носителем смысла всех социальных процессов и, соответственно этому, информация , выступает основой осмысления сущности и степени социальной опасности, а также средством моделирования состояния социальной безопасности в том или ином ее аспекте.

Кроме того, в определенных отношениях информация может выступать и как средство обеспечения социальной безопасности. Примером этого являются методы переговоров, политических консультаций и согласований, апелляция к общественному мнению и т.п.

Использование информационного метода познания чрезвычайно эффективно при исследовании социальных явлений и процессов в аспекте их безопасности. Сам человек является одним из важнейших информационных объектов мира, даже его биологическая природа в значительной степени носит информационный характер. Современная наука указывает, что каждая человеческая клетка постоянно хранит, использует и вырабатывает колоссальные объемы информации, что и составляет основу жизнедеятельности человеческого организма. Еще одним важным доказательством информационной природы человека, как и всех остальных представителей живой природы, являются успешно осуществленные опыты по клонированию животных.

Изучение философской литературы, посвященной осмыслению проблемы информации, позволяет наметить общий подход к трактовке метода ее исследования. В соответствии с ним, информационный метод исследования состоит в раскрытии смысла объективированных оснований процесса воспроизведения во внутреннем состоянии объекта качественно-количественных характеристик другого объекта, воздействующего на данный.

Похожие диссертации на Синергетическая парадигма и теория социальной безопасности