Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества : социально-философский анализ Тарапанова, Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарапанова, Елена Александровна. Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Тарапанова Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/211

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди проблемных областей философии одной из важнейших представляется изучение тенденций развития общества. Религия является неотъемлемым элементом духовной сферы известных цивилизаций, одним из основных социальных институтов человечества, значительно повлиявших на ход его прогресса. Важность исследования обусловлена необходимостью социально-философского осмысления проблем взаимосвязей существующих религий в современном обществе и, в частности, характера этого процесса в Российской Федерации, который обусловлен определенными особенностями истории России, этническим составом ее населения, а также спецификой социального и политического строя Российского государства

Изучение проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации, проникает во все этнические культуры и охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист, тем самым пронизывая сознание и подсознание громадного количества индивидов. Религия является одним из основных измерений социальной жизни индивида и формирует институт, неразрывно связанный с основами человеческого существования в его социальном аспекте. Кроме того, в настоящее время наблюдается все большее возрастание влияния религии на социально-политические отношения и социально-культурную ситуацию. Во-вторых, в начале XXI века проблемы межконфессиональных отношений играют не меньшую роль в жизни общества, чем это было во время становления мировых религий, т.е. на заре человеческого общества. Благодаря процессам глобализации сближаются страны и регионы, материально-экономические системы, при этом имевшие место конфликты и противоречия также подчиняются тенденции глобализации. Многие нынешние проблемы и конфликты в международной политике имеют религиозную подоплеку, а в современных условиях наблюдается резкий всплеск межконфессиональных конфликтов не только во всем мире, но и в России. Из истории известно, что игнорирование или недооценка религиозных факторов выливается в человеческие трагедии, войны и кровопролития. В-третьих, поскольку религиозный фактор оказывает влияние на социальную и политическую стабильность любого общества, любого государства, то в рамках изучения проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества представляется необходимым изучение и обобщение исторического опыта взаимоотношений государства и церкви в России, осмысление достоинств и недостатков государственно-церковных отношений. Так, в конце XX - начале XXI века в России были проведены политические реформы, изменившие систему государственного устройства страны и структуру управления, что

вызвало значительные перемены в сфере отношений государства и религии. В-четвертых, в настоящее время в России идет процесс возрождения национального самосознания народов, реабилитации ранее отвергнутых духовных ценностей, постепенное преодоление некогда насильно насаждаемого атеизма. В-пятых, в современных условиях в традиционный духовный менталитет народов нашей страны происходит вторжение новых религиозных движений, поэтому исторический опыт противодействия чуждому духовному влиянию по-прежнему имеет большое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера проблем межконфессиональных отношений, в том числе и в контексте развития общества, изучалась рядом философов, религиоведов, теологов и богословов разных лет. Несмотря на то, что по данной проблематике имеется достаточно обширная литература, обращение к данным проблемам и сегодня продолжает сохранять важное научное значение.

В социальной философии как науке об общих законах развития общества уже сложилась традиция исследования религии и религиозности. Это, прежде всего, труды Н.А. Бердяева, А.Г. Булгакова, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Б. Рассела, К. Ясперса и др.

Так, одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении науки и религии в современном мире, о том, как они взаимодействуют между собой и как может измениться их соотношение и взаимодействие в дальнейшем. В диссертации используются труды ученых (Е.М. Бабосова, А.Ф. Лосева, Л.Л. Марковой, Л.Н. Митрохина, М.Г. Писманника, Б.Н. Чичерина, М.О. Шахова и др.), посвященные данному вопросу. Как известно, проблема истины является одной из наиболее важных для эпистемологии и философии науки, так как статус науки связан с понятием истинности. В «Науке и религии» известный русский философ и политический деятель Б.Н. Чичерин рассматривает соотношение науки и религии в процессе поиска истины человеком, а также значимые вопросы, касающиеся свободы совести. В данной работе нашли место наиболее важные философские идеи мыслителя: начальные положения гносеологии и антропологии, этики и эстетики, философии религии, историофилософии. Интересно, что Б.Н. Чичерин не поддержал позицию по клерикализации культуры, предложенную славянофилами и в дальнейшем отстаиваемую Булгаковым С.Н., Зеньковским В.В. и рядом других отечественных мыслителей.

В литературе существует несколько основных концепций, объясняющих происхождение религии (натуралистическая, психологическая, политико-государственная, конвенциональная, антропологическая), авторы и сторонники которых жили в самое разное время: от античности (Демокрит, Лукреций и др.) - до современности (И.Н. Яблоков, С.А. Токарев и др.). Несмотря на многочисленные исследования, вопрос о происхождении религии до сих пор не имеет однозначного ответа. Среди классических трудов о происхождении религии особое место занимают работы основателя сравнительного религиоведения М. Мюллера, выдвинувшего теорию о происхождении религии

из языка, и В. Вундта, выделившего религию из психологии.

Немало работ посвящено рассмотрению конкретных религиоведческих проблем - ранним формам религии, различным аспектам религиозного сознания, а также истории развития научной мысли о религии. Важный материал по данным проблемам почерпнут в работах таких отечественных авторов, как: Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, С.А. Токарев, П.С. Гуревич, И.Н. Яблоков, П.А. Гараджа, М.М. Мчедлова, М.А. Абрамова, а также зарубежных авторов - Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше, Дж.Дж. Фрэзер, М. Вебер, А. Дж. Тойнби, П. Антее, Р. Суинберн и др.

Проблемам трансформации религии и религиозного сознания в современном мире (в эпоху «осевого времени»), обусловленным глобализацией, уделяли внимание такие отечественные авторы как Д.А. Аникин, К.С. Гаджиев, М.О. Орлов, В.К. Пинкевич, Д.В. Поспеловский, К. Ясперс и др.

Различные проявления конфликтов в сфере религии, в том числе в виде религиозного экстремизма (в глобальном смысле, и применительно к какой-либо конкретной стране) рассматривались авторами Л.А. Башировым, В.К. Белозеровым, В.И. Власовым, Г.М. Курбановым, А.А. Нуруляаевым и другими.

Проблемы национальной безопасности России в свете угрозы международного терроризма стали предметом научного рассмотрения в исследованиях B.C. Пусько, А.Г. Никитина, Н.А. Трофимчук.

Проблемы, связанные с проявлениями религиозного фундаментализма и радикализма, исследовались зарубежными учеными Ж. Кепель, Э. МакКарти, О. Рой, Б.Тиби, и др. Наиболее значимые результаты исследований достигнуты в работах отечественных авторов Р.Г. Абдулатипова, Л.А. Баширова, Л.С. Васильева, Г.М. Курбанова, Г.В. Милославского, Г.И. Мирского, М.Т. Степанянца, И.Л. Фадеевой и др.

Наметившиеся и развивающиеся в христианстве экуменические настроения и движения рассматривали О.С. Киселев, Ю.В. Крянев, Р.А. Лопаткин, Ф.Г. Овсиенко, архимандрит П.Г. Стефанов и др.

Особенности современного конфессионального поля России освещены в работах Л.П. Ипатовой, Г.М. Керимова, Е.А. Лукашевой, Б.Н. Мазура, А.В. Малашенко, М.П. Мчедлова, Е.С. Элбакяна и др.

Цивилпзационное развитие России в контексте православия, византизма рассматривалось славянофилами Н.Я. Данилевским, Ф.М. Достоевским, А.С. Хомяковым, профессором В.В. Ильиным и др.

Вместе с тем, несмотря на длительный и плодотворный процесс изучения проблем межконфессиональных отношений, данная проблема все еще является социально острой и требующей дальнейшего анализа.

При написании диссертационной работы автором использованы многочисленные источники, которые можно объединить в следующие виды: законодательные акты, научная литература, периодическая печать (светская и церковная), материалы статистики.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного российского общества. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

уточнить предпосылки возникновения религиозных воззрений и представлений об окружающем мире в контексте современной научной мысли;

определить место и значение религии в истории народов мира;

изучить особенности проблемы разделения мировых религий в цивилизационном развитии народов;

выявить пути преодоления существующих противоречий в современных религиозных течениях;

рассмотреть особенности современного конфессионального поля в России;

выделить факторы, способствующие или препятствующие сближению российских конфессий, нахождению ими точек соприкосновения и взаимных интересов и оценить перспективы межконфессионального диалога;

изучить взаимодействие религии и политики в российской исторической традиции.

Объектом исследования являются современные религиозные отношения.

Предметом исследования являются проблемы взаимоотношения религий, как фактора развития современного российского общества.

Методологическая и теоретическая основа. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают фундаментальные положения современной философской науки. Основным методом исследования является системный подход, что позволило подойти к предмету изучения как комплексу проблем единого исторического процесса, выявить взаимосвязи и взаимозависимость его различных элементов, проанализировать связи между различными субъектами политических отношений.

В предлагаемой работе имеет место также компаративный метод исследования, позволивший выявить причинно-следственные связи в эволюции политического процесса и раскрыть основные философские проблемы современных межконфессиональных отношений.

В качестве теоретической базы при работе над диссертацией автором широко применялись работы философов XIX - XXI вв., прежде всего, Б.Н. Чичерина, Л.Н. Митрохина, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, синтез и интерпретация позиций которых способствовали раскрытию темы диссертационного исследования. Кроме этого, диссертант основывается на трудах отечественных и зарубежных религиоведов (И.Н. Яблокова, С.А. Токарева, П.А. Гараджи, Ф.Г. Овсиенко, Дж. Дж. Фрэзера, М. Мюллера, В.Вундта и др.), что значительно обогащает диссертационное исследование. Необходимо отметить и то, что многие из исследуемых в диссертационной работе проблем входят в сферу развития социальной

философии на современном этапе, поэтому религия и межконфессиональные отношения рассматриваются автором в контексте межличностных отношений, а ряд понятий и категорий обладает социально-онтологический статусом.

Научная новизна исследования. В работе произведен социально-философский анализ проблем взаимосвязей религий как фактора развития современного общества, что делает возможным получение многостороннего и более глубокого представления о происходящих социально-политических процессах в России в контексте межконфессиональных отношений;

на основе последних достижений науки уточнены предпосылки формирования религиозного мировоззрения, некоторые аспекты взаимосвязи науки и религии, как на ранних этапах развития общества, так и в современных условиях;

всесторонне проанализированы причины и социальные условия разделения религиозного мировоззрения и институционального оформления современных мировых религий;

исследованы наиболее общие социально-философские факторы взаимосвязи и позитивного сотрудничества существующих ныне мировых религий;

дан анализ характера, направлений и форм существующих разногласий между основными религиозными конфессиями и определены некоторые пути их преодоления;

- раскрыты тенденции взаимодействия религии и политики, как в
мировоззренческом, так и в конкретно-практическом плане при реализации
планов модернизации России и поддержания стабильного социального порядка
в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

Религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист.

Первоначально религия фактически возникла как основа науки, религия и наука взаимно дополняли друг друга, при этом религия оказала огромное воздействие на развитие науки, а на современном этапе наука и религия, взаимодействуя друг с другом, идут параллельными путями, однако наука привносит знания в религию, которая использует последние достижения науки.

В настоящее время существует три мировые религии, две из которых — ислам и христианство находятся в борьбе за расширение своих сфер влияния. Ислам активно расширяет свою географию, а христианство понемногу сдает свои позиции.

- В результате внутренних противоречий, усугубленных политической
ситуацией, в 1054 году произошло разделение христианства на две основные
конфессии - католичество и православие. В исламе тоже имеются внутренние
противоречия, существуют различные течения от джадизма до такферизма, но
эти противоречия не носят антагонистического характера, выражаются, в
частности, в условном делении натри основных идеологических течения.

Католическая церковь отличается от православной по ряду позиций, но у этих конфессий есть существенные точки соприкосновения. Тенденции к сближению двух крупнейших христианских конфессий существовали всегда, они возникли практически сразу после раскола, но особенно они усилились при понтифиате Папы Иоанна Павла II и продолжились при Папе Бенедикте XVI.

События последних лет показывают, что некоторые последователи ислама агрессивного толка представляют реальную угрозу для мирового сообщества (терроризм, наркотрафики, незаконное отторжение территорий, организация рабства). При нахождении взаимных глобальных интересов наиболее открытым для конструктивного диалога является либеральный ислам (евроислам).

Полное объединение основных конфессий не представляется возможным, но между ними необходимо искать пути сближения на общем конфессиональном поле во имя блага человечества и развития мировой цивилизации.

Россия имеет богатый положительный опыт мирного существования и взаимодействия различных конфессий, но в целом ситуация такая же, как и в Европе - идет активная исламизация населения. Для решения этой проблемы предлагается искать пути сближения главенствующих в России конфессий, ибо без этого невозможно дальнейшие развитие и процветание Российского государства.

Мировые религии современности должны придти к консенсусу, найти компромиссные решения, в противном случае развитие цивилизации может попросту зайти в тупик.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации в значительной степени способствуют пониманию специфики одних из наиболее важных проблем современности - философских и политических аспектов в сфере межконфессиональных отношений, которые охватывают практически все географическое пространство и уже на протяжении многих столетий доминируют в историческом сознании, социальной и духовной жизни миллионов людей. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и фактические материалы расширяют представления, имеющиеся в отечественной науке по проблемам взаимосвязи религий и проблемам межконфессиональных отношений. Полученные результаты могут быть продуктивно использованы при проведении дальнейших религиоведческих, философских, культурологических, исторических исследований и при подготовке программ различных курсов для специальностей «религиоведение», «философия», «культурология», «история». Материалы диссертационного исследования позволяют создать специальные лекционные и семинарские курсы по религиоведению, социальной философии, философии религии, истории религий, теоретической и сравнительной культурологи, истории. Результаты данной работы представляют интерес для создания энциклопедических и справочных изданий религиоведческого, культурологического и философского характера.

Достоверность. Достоверность полученных результатов диссертационного
исследования обеспечена использованием фундаментальной

источниковедческой базы, анализом официальных документов в сфере межконфессиональных отношений, подкреплена богатым фактическим материалом по организации взаимодействия религий, а также имеющимся опытом России и других стран по преодолению противоречий между конфессиями в современных условиях.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр философии и политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, результаты доложены на конференции МГТУ.

По теме диссертации опубликовано 3 научные работы, из них в рецензируемых журналах - 3.

Структура и объем работы определены поставленными целями и задачами, а также обусловлены особенностями источниковой базы и спецификой диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает 3 раздела), заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 183 страниц. Список литературы включает 129 наименований.

Похожие диссертации на Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества : социально-философский анализ