Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Назиров Давлятходжа

Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления
<
Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назиров Давлятходжа. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Назиров Давлятходжа; [Место защиты: Ин-т философии и права АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2009.- 347 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-9/29

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность 14

1.1. История террора и терроризма 14

1.2. Подходы к определению понятий и сущности «террора» и «терроризма» 40

1.3. Религиозный экстремизм: идейные истоки, понятие, сущность, стратегия и тактика 67

Глава 2. Социально-политические причины терроризма и религиозного экстремизма 99

2.1. Терроризм и экстремизм как социальные явления 99

2.2. Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами 122

2.3. Социокультурные и идеологические основы терроризма и религиозного экстремизма 154

Глава 3. Терроризм и экстремизм в условиях глобализации 184

3.1. Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации 184

3.2. Исламский фундаментализм - источник порождения и распространения терроризма и экстремизма 210

3.3. Неоваххабизм, - идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма 239

3.4. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма 269

Заключение 304

Библиография 319

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В XXI веке терроризм и религиозный экстремизм превратились в одну из самых сложных социальных проблем, став частью политики и инструментом проведения внешнеполитической деятельности для достижения геополитических целей отдельных держав, сил и движений на мировой арене. Уже по этой причине актуальность настоящей диссертационной работы не вызывает никаких сомнений.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими обстоятельствами:

- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;

- в исследуемой литературе по этой проблеме существует большой разброс точек зрения, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способ решения. Поэтому анализ этих точек зрения и разработка единой социально-философской концепции настоящей проблемы является актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной науки вообще, философской в частности;

- следует особо исследовать вопрос о религиозном терроризме, который в исследовательской литературе главным образом связывается с исламом, при этом упускается из виду, что тенденции радикализации существуют в любой религии, в любой идеологии. Адекватная трактовка этого вопроса, т.е. вопроса о соотношении религиозного экстремизма в разных религиях и идеологиях, крайне актуальна для выработки концепции толерантного отношения разных религий, конфессий и идеологий;

- анализ факторов, порождающих терроризм и религиозный экстремизм в условиях эпохи глобализации, приобретает особое значение. Ибо само собой разумеется, что сущность современного терроризма и религиозного экстремизма нельзя объяснять исходя из факторов прошлых эпох. Такой подход завел бы научные исследования и их практическое применение в тупик и не стал бы путеводной нитью, столь важной для решения накопившихся сложных социально-политических и культурно-идеологических проблем;

- в условиях глобализации терроризм и религиозный экстремизм стали наиболее опасными явлениями в связи с современными рисками, вызовами и новыми разработками оружия массового поражения. Поэтому представляется крайне важным выработка теории и практики, метода и методологии противостояния им, а также социально-политического и культурно-идеологического предупреждения, преодоления и искоренения терроризма и религиозного экстремизма;

- интересы стабильного развития современного мира, необходимость защиты и сохранения уникальной планеты Земля и жизни на ней, как в низших, так и в высших формах, диктуют, что в современных условиях нет более актуальной темы, чем разработка механизма преодоления терроризма и религиозного экстремизма.

Актуальность темы исследования усиливается тем, что на рубеже XX и XXI вв. проблемы терроризма, религиозного экстремизма и противодействия этим явлениям стали одними из важнейших как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и характером террористических акций последнего времени, свидетельствующих о том, что они, изменив свою сущность, из частночеловеческого и частнонационального превратились в общечеловеческое и общепланетарное явление. В этой связи необходимо четко выяснить сущность современных форм проявления терроризма и религиозного экстремизма, чтобы выработать адекватные методы преодоления этих явлений, найти пути их профилактики и механизмы преодоления и искоренения.

Степень научной разработанности темы. Существует большое количество литературы, посвященной проблеме терроризма и религиозного экстремизма. Среди авторов фундаментальных работ хотелось бы назвать в первую очередь следующих исследователей: М.П.Требина, исследовавшего понятие терроризма, его религиозное, геокультурполитическое измерение, угрозы и вызовы этого феномена странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Африки; Е.П.Кожушко, анализировавшего основные направления терроризма (левый и правый, ультраправый, националистический, исламский), деятельность наиболее известных исламистских террористических организаций и движений («Хезболлах», «Хамас», «Аль-Кайда», Талибы и ваххабиты и т.д.); С.У.Дикаева, всесторонне изучающего проблемы понятийного аспекта терроризма, формы террора, терроризма, историческую взаимообусловленность террора и терроризма, психологические аспекты этого феномена; Д.В.Ольшанского, изучавшего психологию терроризма; В.Я.Кикотя, Н.Д.Эриашвили, которые в своих работах исследовали истоки терроризма, его сущность и типологию, а также проблемы противодействия этому негативному явлению, как в России, так и в зарубежных странах; В.И.Василенко, изучавшего терроризм как социальное явление, исследовавшего такие его формы как политический, сепаратистский, националистический, религиозный, государственный и криминальный, а также рассматривавшего проблему профилактики этого негативного явления; И.П.Добаева, В.И.Немчину, анализировавших угрозы и вызовы терроризма США, Западной Европе, «исламского» терроризма на Юге России, а также неоваххабизма, как идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма7. Наряду с этим, эти авторы предлагают ряд мер по борьбе с терроризмом; Ю.С.Горбунова, изучавшего генезис терроризма, его зарождение, активизации в условиях глобализации, о структуре террористической деятельности, вопросы правовых квалификаций этого феномена, сотрудничество государств в противодействии терроризму8.

Заслуживает интерес монография «Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии», выпущенный учеными казахского института стратегических исследований9, где рассмотрены такие аспекты как истоки, сущность религиозного экстремизма и терроризма, распространение этих негативных явлений в странах центральноазиатского региона. Из числа американских ученых, представляет интерес монография Б.Хоффмана, «Терроризм – взгляд изнутри», где автор анализирует сепаратистский терроризм в странах Ближнего Востока, интернационализации этого феномена, такие явления как религия и терроризм, о тактике, технологии, мышлении современных террористов10.

Что касается проблемы исламского фундаментализма, радикализма, религиозного экстремизма, уместно отметить исследования российских ученых И.П.Добаева, З.И.Левина, А.В.Коровникова, А.Игнатенко и др11. Наряду с этим, существует обширная литература, посвященная терроризму, исламскому радикализму, экстремизму, как на мировом, так и региональном уровне, а также отдельных стран. В частности, работы таких исследователей как К.В.Жаринова, Л.А.Моджаряна, Б.Миркасымова, В.Е.Петрищева, С.А.Ланцова, Ю.Иванича, Н.В.Жданова, Л.И.Медведко, С.В.Дьякова, Ю.И.Авдеева, С.М.Ермакова, Н.Б.Лебедевой, А.И.Гушера, К.Н.Бурханова, Арне К.Зайферта и А.Крайкемайера, Р.Ланда, Г.И.Мирского, А.В.Малашенко, А.В.Дмитриева и И.Ю.Залысина, О.В.Зотова, Г.Курбанова, Е.Г.Ляхова, Полонской Л.Р., Л.Р.Сюкияйнена, Г.Т.Аллисона, Ю.С.Горбунова, В.Н.Пластуна, Ю.М.Антоняна и других12.

Автор настоящего исследования разделяет мнение, что терроризм – это политическая борьба, поэтому наиболее эффективными формами противостояния этому феномену являются предупреждение, нейтрализация, эффективное использование переговорного процесса, искоренение условий, факторов, которые порождают терроризм и религиозный экстремизм. Исходя из этого, в социально-философском аспекте в исследовании проблемы терроризма есть много пробелов. Поэтому автор диссертационного исследования стремился восполнить пробелы, существующие в социально-философском изучении данной проблемы.

Цель и задачи научного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в изучении терроризма как социального явления, форм его проявления в разных исторических эпохах и разработке на этой основе научно выверенных методов его предотвращения, профилактики и противодействия ему. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

- исследовать историю, понятия террора, терроризма, их сущность идейные истоки, стратегии и тактики религиозного экстремизма;

- обобщить опыт политизации ислама, выяснить объективные причины этого явления, определить, какие силы инициируют этот процесс в обществе;

- выявить идеологию исламского фундаментализма, ваххабизма, основанную на чистом традиционализме, т.е. ценностях прошлого, как идеологию насилия, радикализма и экстремизма;

- установить факторы, порождающие терроризм, религиозный экстремизм, содействующие их активизации в ХХI веке, основные социальные и специфические причины этих феноменов в современных условиях;

- оценить вероятные угрозы и последствия терроризма, религиозного экстремизма на национальном, региональном и глобальном уровне.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- предпринято первое в центральноазиатском регионе комплексное исследование проблемы противодействия терроризму и религиозному экстремизму как проблемы международного характера;

- установлено, что сущность терроризма сводится к активному использованию устрашения для принуждения людей к действиям, то есть устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма, его смысл;

- впервые подвергнуты социально-философскому анализу факторы, порождающие терроризм, религиозный экстремизм, и на этой основе выяснено, что терроризм – это общеисторическое явление, но в каждую определенную эпоху оно приобретает разные формы проявления;

- доказано, что разные формы проявления терроризма порождаются социально-экономическими условиями жизни людей, резким падением жизненного уровня, социальной и личной нереализованностью, неполнотой бытия, нетерпением любого инакомыслия, национальным гнетом. Социальную базу экстремизма и терроризма составляют маргинальные слои, представители националистических, сепаратистских, религиозных движений, недовольных, не имеющих равного доступа к ресурсам развития общества;

- показано, что в современном мире наряду с внутренними факторами часто причины проявления разных форм терроризма объясняются тем, что они активно провоцируются сильными государствами для реализации своих национальных интересов за пределами своих политических границ;

- установлено, что если раньше терроризм имел индивидуальный характер, форму проявления, то в эпоху глобализации он приобретает надындивидуальный, наднациональный характер;

- установлено, что фундаментализм в исламе – явление не новое. Более того, оно регулярно, циклически повторяется. Фундаменталистский возврат предполагает отказ от накопившихся интерпретаций исламских норм, появившихся за период VIII – ХХ вв. Отмечается, что тенденция к фундаментализму в большей или меньшей степени характерна для всех мировых религий, а также для сикхизма, неоконфуцианства;

- установлено, что неоваххабизм (или ваххабизм) является разновидностью исламского радикализма, фундаментализма (салафизма) и как идеология формирует коллективное сознание, мобилизируя общественную волю своих последователей на решение выдвигаемых политикой религиозных или национально-религиозных требований;

- доказано, что предупреждение и нейтрализация терроризма немыслимы без ликвидации его глобальных предпосылок и его потенциальной социальной базы. Она должна вестись гибко, без однобокой опоры на грубую силу. Меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших.

Выдвигаемые автором данные положения как новизны диссертации выносятся на защиту.

Теоретическую и методологическую основу исследования, прежде всего, составляет сравнительный анализ, так как без сопоставительного анализа различных направлений и толков терроризма и религиозного экстремизма почти невозможно понять и интерпретировать сущность этих явлений и разработать адекватную концепцию их предупреждения, нейтрализации и преодоления. Сравнительный анализ в свою очередь дополняется историческим, ибо для лучшего понимания современных идеологий терроризма и религиозного экстремизма необходим определенный экскурс в их историю. Поэтому при анализе всех вопросов автор широко использовал исторический подход.

Методологической основой исследования также служат диалектический метод и метод системного анализа общественных явлений. При этом автор исходит из того, что анализируемые явления по сути своей динамичны и взаимозависимы.

Источниковая база диссертационного исследования представлена трудами классиков философии (Аристотель, Плутарх, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, А.Камю и др.), научными изданиями, вышедшими из-под пера востоковедов, исламоведов, правоведов, историков, политологов, конфликтологов, террологов (Ю.И.Авдеев, А.В.Авксентьев, С.Л.Агаев, И.А.Александров, М.С.Ашимбаев, Ю.М.Антонян, С.Ахмедов, М.С.Ашимбаев, Б.М.Бабаджанов, З.Бжезинский, В.И.Василенко, А.М.Васильев, Л.С.Васильев, В.И.Василенко, В.В.Витюк, Б.Г.Гафуров, Роен Гунаратна, А.Н.Гушер, М.И.Давлатов, С.У.Дикаев. И.П.Добаев, С.М.Ермаков, Н.В.Жданов, О.В.Зотов, Ю.Иванич, А.А.Игнатенко, Л.И.Климович, А.В.Коровников, А.В.Косиченко, Г.Курбанов, Р.Ланда, С.А.Ланцов, В.В.Лунеев, Е.Г.Ляхов, А.В.Малашенко, Б.Ж.Нурмухамедов, Д.В.Ольшанский, В.Е.Петрищев, В.Н.Пластун, Л.Р.Полонская, В.Порохова, Э.Сиван, А.Серафим, Л.Р.Сюкияйнен, М.П.Требин, Э.Фромм, Б.Хоффман и др.).

Ценным материалом в деле исследования религиозного экстремизма и терроризма, различных элементов идеологических доктрин являлись труды, высказывания идеологов исламского радикализма Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Маудуди, С.Кутба, Фаузан аль-Фаузана, Аль-Завахири, Аль-Умара, стенограммы речей, интервью Усамы бен Ладена, В.Хаддада, С.Хаввы, Сулеймана ат-Тамими и других.

Источниковая база исследования представлена также официальными документами (Законы о борьбе с терроризмом в США, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Закон РФ о противодействии терроризму и т.д.), многочисленными информационно-аналитическими материалами. Наряду с этим использованы личный опыт, наблюдения автора, который по роду своей деятельности длительный период занимался изучением этого феномена среди мусульманского духовенства, последователей политического ислама, религиозных экстремистов и вопросами предупреждения и пресечения их противоправных действий.

Объектом исследования является феномен терроризма как источника угрозы насилия с целью наведения страха и ужаса, религиозный экстремизм, возникающий в процессе радикализации ислама.

Предмет исследования – формы проявления терроризма и религиозного экстремизма в общественно-политической жизни современных обществ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 70-х гг. ХХ века, когда терроризм и религиозный экстремизм в силу возрождения исламского фактора обрели особую значимость в мировой политике, по настоящее время.

Научно-практическая значимость работы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что комплесно определена сущность терроризма, религиозного экстремизма, выявлены их идеологические, мировоззренческие, социальные, социокультурные основания, раскрыто содержание политической практики во многих регионах мира.

Теоретические обоснования причин терроризма и религиозного экстремизма могут быть использованы для дальнейшего исследования этих негативных явлений.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных планов и программ, а также спецкурсов по дисциплинам –исламоведению, религиоведению, этнополитике, юридической психологии, конфликтологии, политологии, социальной философии и т.д.

Материалы диссертации также могут быть использованы в деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов, силовых структур, а также как учебный материал для слушателей военных Академий, курсантов высших школ, военных училищ, органов внутренних дел, ФСБ, Комитетов и служб национальной безопасности, студентов высших учебных заведений Российской Федерации, стран центральноазиатского региона.

Материалы диссертации были использованы Центром стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан при разработке единой концепции Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом (2006г.).

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании отдела социальной философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан, в Центре стратегических исследований при Президенте РТ. Основные результаты, полученные в ходе исследования, изложены в 33 научных публикациях, 2 монографиях, 1 сборнике статей, докладах, выступлениях на 12 научных конференциях, 2 семинарах и 3 «круглых столах» (все международные). Общий объем публикаций достигает более 80 печатных листов.

В сентябре – ноябре 2008 года диссертантом подготовлены и направлены Президенту Республики Таджикистан пять аналитических документов – «Неоваххабизм как идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма», «Салафизм», «Исламский фундаментализм», а также – о мерах противодействия этим феноменам и о секте исмаилитов; в июле 2009 г. направлена информация о религиозной ситуации в республике с предложением о целесообразности создания «Центра прогнозирования религиозного экстремизма и терроризма при Президенте РТ».

Структура диссертации определена поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

История террора и терроризма

Терроризм, как социально-политическое явление, существовало задолго до появления термина обозначающего его. Истоки терроризма тем самым уходят своими корнями в древние века.

Необходимо помнить, что история терроризма в его современном понимании начинается в XIX веке, в то же время история террора насчитывает более 2-х тысячелетий , считают российские исследователи А.Колпакиди и Д.Прохоров.

Аналогичную точку зрения придерживаются российские ученые С.А.Ланцов и Ю.Иванич. Так, С.А.Ланцов отмечает, что насилием сопровождалась вся история человечества, в том числе и в тех формах, которые сегодня характеризуются как террор и терроризм. Устранение конкурента путем его физического унитожения известно еще в первобытных обществах.14

Ю.Иванич считает, что в своем современном значении «террор», «терроризм» стали употребляться в конце XVIII века и связано с французской революцией, хотя эти явления были известны еще в Греции и в Древнем Риме.

Одно из первых упоминаний о терроризме связано с терактами, совершенными в I в. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «ревнителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии.

В I в. н. э. в римской Иудее появилась первая из известных нам террористических организаций национально-религиозного толка - «сикарии» (от слова «сика» - короткий кинжал), которая уничтожала римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с ними. Сведения о террористической деятельности сикариев немногочисленны и противоречивы. Но если судить по Ветхому Завету и трудам Иосифа Флавия, еврейский народ террористическими методами боролся не только с римской колонизацией, но и со своими соседями. О том, что организация сикариев была именно террористической, говорит необычность тактики совершения ими убийств - светлое время суток, людное место (чаще всего в праздничные дни) и удар кинжала. Их расчет основьюался на том, что толпа сама по себе есть нечто вроде темноты (благодаря своей плотности, давке и невозможности увидеть со стороны, кто именно нанес роковой удар). Акты терроризма сикарии совершали, преследуя и корыстные, и политические цели. Так, по политическим мотивам был уничтожен дом первосвященника Анании, уничтожены дворцы представителей династии Иродов, сожжены зернохранилища, выведены из строя системы водоснабжения в Иерусалиме, сожжен публичный архив (чтобы уничтожить расписки должников).

У римского историка Тацита упоминается, что сикарии сжигали зернохранилища и выводили из строя системы водоснабжения в Иерусалиме. Это были экстремистски и антиримски настроенные националисты, которые в то же время видели своих противников и в среде умеренной египетской и палестинской диаспоры, в евреях, стоявших за мир с Римом. Из некоторых источников следует, что у сикариев была тщательно разработанная доктрина, так называемая «четвертая философия», нечто вроде иудейского протестантизма. Они повиновались одному лишь богу, не признавали над собой никакой земной власти, отказывались видеть в священнослужителях посредников между Всевышним и простыми смертными. Другие авторы считают, что сикарии возглавляли движение социального протеста, настраивая низы против богатых верхов. Иосиф Флавий, однако, не склонен видеть в них воплощение благородства. По его убеждению, это были самые обыкновенные корыстные разбойники, которые управлялись иноземными силами и использовали призывы к справедливости для прикрытия своих неблаговидных целей. Но даже Иосиф Флавий признает, что некоторые из них проявляли религиозный фанатизм: они видели в мученичестве нечто приносящее радость, полагали, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.

Впрочем, так думали отнюдь не только рядовые сикарии. Похожее сочетание религиозного мессианства и политического терроризма было присуще гораздо более известной на Западе секте ассасинов (низариты), отпочковавшихся от исмаилитов, которые появились в XI столетии. Ассасины в течение долгого времени привлекали к себе внимание на Западе, причем интерес ученых к ним в последние годы возрос, поскольку слишком многое в их тактике и стратегии напоминает методы современных террористов.

Терроризм и экстремизм как социальные явления

Терроризм - это сложное социально-политическое явление, в основе которого лежит спектр социальных противоречий, включающий экстремистскую террористическую идеологию, структуры для проведения террористических действий. При этом терроризм представляет собой одну из разновидностей политического экстремизма и относится к той области политической борьбы, которая использует насильственные формы и методы . «Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформация политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия. Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные» . Российский ученый С.А.Солодовников справедливо считает, что терроризм как социальное явление в последние 5-10 лет превратился в острейшую глобальную проблему, требующую не только адекватного и оперативного государственного и общественного контроля, но и объединения на платформе антитеррористической деятельности усилий ученых и практиков. Обращая на это внимание, специалисты подчеркивают: терроризм - это именно та угроза, против которой еще не найдены серьезные защитные механизмы. Надо иметь в виду еще и их далеко идущие социальные последствия. Российский ученый В.Н.Пластун отмечает, что терроризм - явление социальное, террорист живет в обществе, находится под его влиянием, воздействует на него и эволюционирует вместе сним . По мнению турецкого ученого-богослова А.Гюнеша, терроризм является социальным феноменом, не теряющим своей актуальности. Как известно социальные феномены невозможно объяснить одной причиной. Психология террора, его историческая подоплека, политические, экономические и социальные мотивы, варианты разрешения проблемы и все это, несомненно, является196 актуальными проблемами современности и требуют глубокого изучения и исследования. Практически все исследователи сходятся на том, что в основе возникновения экстремистских настроений лежат социально-экономические причины. Главный редактор газеты «Ислам минбаре» Т.С.Саидбаев призывает не отделять друг от друга две части ислама: божественную, вечную, неизменную и земную, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и, естественно, подвержена изменениям, происходящим в обществе. «Всему есть причины, и эти причины социальные. Есть причины исторические, психологические... Прежде всего люди - существа социальные. Это не только семья, это не только племя, род». Причину того, почему некоторые мусульмане становятся экстремистами, надо «искать не в исламе, а в реальных условиях их (людей) существования»197. Эти условия существования в VII в., когда возникла религия ислама, кардинальным образом отличаются от современных. Посол Исламского Государства Афганистан Ахмад Зия Масуд говорит: «Голодные люди шли служить в армию талибов за кусок лепешки. Необходимо повысить уровень жизни афганского народа, дать людям работу и хлеб. Тогда у нас будут действенные рычаги для искоренения социальной базы терроризма. Но, видимо, не все в мире это хорошо понимают» (точнее, не хотят понимать -Д.Н.) .

Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации

Глобализация — самый распространенный термин, который не имеет точного определения.340 Этот термин был впервые предложен американским ученым Т.Левиттом.341 «Это реальность, - глобализация рынков, и вместе с ней появление глобального общества во всем его могуществе». В 80-е годы понятие «глобализация» относилась к экономической и финансовой сфере. В докладе Всемирного Банка «Глобализация, экономический рост и бедность» (2002 г.) отмечается, что глобализация возрастающая интеграция экономик и обществ во всем мире - является комплексным процессом и затрагивает многие аспекты нашей жизни. Террористические атаки в США 11 сентября 2001 года были одним из аспектов глобализации. Быстрый экономический рост и снижение бедности в Китае, Индии и других странах, которые были бедными 20 лет назад является другим его аспектом. Развитие Интернета и коммуникаций, охватывающих весь мир - третий аспект. Распространение СПИДа является частью глобализации, так же как ускоренное развитие технологии, продлевающих жизнь. Феномен глобализации создал качественно новые условия для террористической деятельности. Это относится в равной степени к научно-техническим прорывам, к информационным достижениям, к стиранию национальных границ и другим аспектам, порождающим совершенно иные условия для террористической деятельности, масштабы которой приобретают колоссальный размах. Глобализация становится одной из важнейших проблем современности. Её называют осевой проблемой, выражающей главное направление развития мира, главным противоречием и даже главным конфликтом XXI века. Глобализация с самого начала используется и даже управляется Соединенными Штатами Америки и особо заинтересованными в ней иными странами «золотого миллиарда» и их транснациональными компаниями, исходя только из своих интересов , реализация которых несет для других стран высокую криминогенность. Успешно использует различные возможности глобализации и организованный терроризм. Транснациональный характер этого опасного вида преступной деятельности является прямым порождением глобализационных процессов. Глобализация представляет для международных террористов исключительные возможности. Процесс глобализации уже не устраним, но он должен идти эволюционным путем при параллельном научном, организационном и правовом обеспечении со стороны ООН, других полномочных международных организаций и всех стран мира. Факторы, определяющие детерминационный комплекс международного терроризма, в основном носят объективный характер и формируются под воздействием происходящих в мире процессов, в том числе, - и далеко не в последнюю очередь - процессами глобализации. Так, например, сотрудник Института США и Канады РАН П.С.Золотарев отмечает, что процессы глобализации уже привели к вполне конкретным и ощутимым негативным последствиям и это обозначилось в огромном разрыве в уровнях развития различных государств. Это поощряет использование политики с позиции силы. При этом слабые государства вынуждены использовать асимметрические формы противодействия, прибегая к поддержке террористов, различного рода общественных или религиозных организаций, сект. На мутации современного терроризма серьезное влияние оказывает и религиозный фактор. С распадом социалистической системы борьба за власть и умы людей идет зачастую с использованием ислама. Но не ислам виновен в терроризме, а экстремисты от ислама. Например, в силу своих особенностей ваххабизм стал основной идеологией, с помощью которой формируется сознание членов международных террористических групп, именно на его основе удается готовить террористов-смертников. Как отмечают российские ученые В.В.Лунеев, В.Н.Кудрявцев, В.Е.Петрищев, главные факторы, порождающие терроризм и экстремизм в условиях глобализации - это глубокие и затянувшиеся конфликты между богатыми и бедными странами. К этому надо добавить, если говорить о социальном или международном аспекте, и такие сферы, порождающие, в конечном счете, терроризм, как национализм, сепаратизм и религиозные и политические убеждения. Достаточно сказать, что в чеченских событиях действовали все эти факторы, включая и религиозный фактор, в его искаженном виде, поскольку ислам не поддерживает убийство мирных жителей и вообще войну против лиц, придерживающихся других религиозных взглядов.

Похожие диссертации на Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления