Введение к работе
Актуальность исследования
Изучение понятия менталитета связано с тем, что оно широко используется в различных отраслях социально-гуманитарного знания, однако его содержательные границы, теоретическая значимость и эвристические возможности применения в исследовательской практике еще не определены Актуальность темы в теоретическом плане заключается в неопределенности понятия «менталитет», до сих пор учеными не обозначены понятия «менталитет» и «ментальность»
Значимость проблемы обусловлена также и тем, что менталитет человека, являясь глубинным качеством его духовности, обусловливает не только характер духовного отражения человеком социальной реальности, его адаптацию к общественным условиям, но и представляет собой определенный фактор активного преобразования человеком себя, своей общественной жизни Иначе говоря, не только общество, воздействуя на человеческий менталитет, меняет человека, но и человек, исходя из своего менталитета, строит и организовывает свое общественное бытие, свои социальные взаимосвязи и отношения
Превращение понятия «менталитет» в общезначимое для всех гуманитарных дисциплин, ставит проблемы выявления его содержательных спецификаций, вычленения целого ряда видообразований, в том числе и такого важнейшего, на наш взгляд, видообразования, как «правовой менталитет»
Понятие «правовой менталитет» следует признать одним из фундаментальных в правоведении Это в первую очередь связано с тем, что без его оценки исследование глубинных структур юридической психологии, идейных основ и понятийной системы правосознания индивида, социальной группы, общества практически невозможно, ибо «улавливание» сложнорефлексируемых правовых эйдосов требует проникновения в духовные первоосновы существования правовой сферы социума Целенаправленное познание правового менталитета общества законодателем и правоприменителем сделает юридические акты государства более «осязаемыми» и понятными для граждан
Усиливает важность избранной темы также необходимость не только философского осмысления указанных проблем, но и решения практических задач по созданию условий для формирования таких социокультурных механизмов, которые способствовали бы развитию и укреплению позитивного правового сознания в нашем государстве, преодолению его многообразных деформаций Формирование, развитие, существование правового демократического государства и гражданского общества возможно только при условии, когда в обществе и государстве
утвердилось позитивное правосознание, а правовой нигилизм не выступает существенной характеристикой правового менталитета населения Поэтому исследование причин, связанных с формированием и изменением правового менталитета в обществе, представляется научной и практической задачей
Таким образом, современные теоретические проблемы и социально-практические потребности, выдвигают проблему правового менталитета в разряд первоочередных, настоятельно требующих своего социально-философского осмысления и практического разрешения
Несоответствие уровня развития правового менталитета
российского общества задачам совершенствования системы
законодательства, изменение правового менталитета в сторону правового нигилизма, необходимость теоретического и методологического анализа проблем правового менталитета в современном обществе являются солидным аргументом в пользу того, что тема социально-философского анализа правового менталитета является актуальной
Степень научной разработанности проблемы.
Менталитет как самостоятельный предмет исследования в науке стал рассматриваться сравнительно поздно - в 20-30-е гг XX в Однако многие аспекты изучения этого феномена в большей или меньшей степени затрагивались представителями различных научных дисциплин в предшествующее время Это происходило как при рассмотрении отдельных сторон культуры какого-либо народа, так и при попытках создания концептуальных построений В последнем случае речь идет о выработке определенных концепций по методологии и философии истории, философии культуры и философской антропологии
Надо отметить, что говоря о становлении данного понятия на протяжении Нового времени в ряде философских учений (здесь можно вспомнить работы Ш Монтескье, Ж Б Вико, И Гердера, Г В Ф Гегеля и др) получила развитие идея о "народном духе" какого-либо этноса или страны Ко второй половине XIX в эта идея настолько утвердилась в науке, что в 1859 г М Лацарус и X Штейнталь объявили о формировании нового научного направления - этнической психологии и необходимости издания по данной проблематике соответствующего журнала В дальнейшем это направление поддержали В Вундт, Г Лебон, Р Тард и ряд других ученых В рамках этнопсихологии сам термин "менталитет" тогда еще не использовался, хотя логика рассуждений и рассматриваемые феномены позволяют предположить, что речь шла именно об этом явлении
Не осталась без внимания указанная проблема и в отечественной исторической науке, философии, некоторых других гуманитарных дисциплинах Несмотря на то, что ученые России в XIX -начале XX в непосредственно не использовали понятие "менталитет", в то же время некоторые аспекты этого явления ими все же отрефлексированы Так, для раскрытия духовной структуры общества они использовали, причем часто как синонимы, такие понятия как "национальный характер", "национальная душа", "национальная сознание" Структура национальной души раскрывается исследователями, в частности, П А Дашковским на примере анализа духовного мира русского народа Надо отметить, что традиция изучения русского национального характера была заложена выдающимися историками России XIX в НМ Карамзиным, В О Ключевским, С М Соловьевым Выработать философское и психологическое обоснование для необходимости введения данных понятий для исследований указанной проблематики в рамках "психологической этнографии" попытались К М Бэр, К Д Кавелин, Н И Надеждин Дальнейшее развитие постулатов о специфике национальной души и необходимости ее фиксирования нашло выражение в работах таких отечественных религиозных философов конца XIX - начала XX вв , как Н А Бердяев, В В Зеньковский, Л П Карсавин, Л П Лосский, В С Соловьев, Г П Федотов и др
Принято считать, что в научный понятийный аппарат "mentalite" одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л Леви-Брюль благодаря публикации своих работ "Les functions mentales dans les societes infeneures" (1910) ("Ментальные функции в низших обществах") и "La mentalite primitive" ("Первобытная ментальность) Разработку этой теории продолжил один из последователей "Школы Анналов" Жорж Дюби
Исторические изменения, происходившие в сознании народа и индивидуальные изменения, происходившие с личностью на протяжении веков, попытался связать воедино Р. Шведер Метод выявления особого ментального уровня рассмотрения мира социально-историческим субъектом отстаивал А Тойнби, М Вовель Работы известного русского правоведа и философа Н Н Алексеева содержат пример исторического исследования правового менталитета
Правовой менталитет, как элемент правосознания предметом непосредственного обсуждения в своей явной форме в научной литературе не был Обращаясь к теме правосознания, в целом, необходимо сказать, что значительный вклад в разработку теории правосознания внес выдающийся русский юрист и философ П И. Новгородцев Его ученик И А Ильин едва ли не впервые в русской философии права попытался создать универсальную теорию, объединяющую проблематику личности, общества, права, государства, политики, власти и божественного начала в едином акте правосознания
Существует ряд работ, рассматривающих данный феномен на междисциплинарном уровне, в том числе и с определенным учетом социально-философской точки зрения на него К данным исследованиям принадлежат работы П П Баранова, Н Л Гранат, А В Грошева, В И Каминской, В П Малахова, Л С Мамута, И Д Неважжая, А В Полякова, В А Потопейко, Т В Синюковой, И Е Фербера, В А Щегорцева
Хотелось бы отметить и тот огромный вклад, который внесли в изучение данного феномена русские мыслители Особого внимания заслуживают концепции правопонимания, сложившиеся в дореволюционной России, а именно исследования И А Ильина, Б А Кистяковского, Н О Лосского, П И Новгородцева, Л И Петражицкого, П А Сорокина
Вместе с тем, в целом, и сущность и структура правового менталитета до сих пор во многом остается «белым полем» в нашей науке, в связи с этим, возникает настоятельная необходимость дальнейшего углубленного изучения правового менталитета с социально-философских позиций
В диссертации сущность правового менталитета рассмотрена в контексте современного общества, на социально-философском уровне осмысления в двух направлениях Первое связано с анализом понятия менталитета и его спецификации Второе - с исследованием отдельных проблем правового менталитета
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретико-методологический инструментарий диссертационного исследования обусловлен необходимостью многоуровневого подхода к осмыслению социально-философской природы правового менталитета В основу положен метод социально-философского анализа общественных явлений и процессов в сочетании с общенаучными методами системного подхода, сочетания исторического и логического подходов, методы анализа и синтеза, статистического исследования, сравнения и обобщения, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному
Использование социально-философского анализа дает возможность изучить влияние социальных процессов на развитие правового менталитета, а также создает методологическую базу для диагностирования поведения человека с целью формирования позитивного менталитета
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования данной работы выступает современный менталитет как компонент общественного сознания
Предметом исследования выступает правовой менталитет как структурный элемент правосознания, позволяющий реконструировать духовно-психологическую основу выражения социальной действительности в правовом сознании субъектов
Цель и задачи исследования.
Основной целью исследования диссертационной работы является социально-философский анализ правового менталитета в контексте исторических традиций и современных процессов российского общества
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи
провести сравнительный анализ понятий «менталитет» и «ментальность»,
раскрыть сущность правового менталитета, как элемент правосознания,
реконструировать модель правового менталитета,
выделить социально-исторические предпосылки формирования российского правового менталитета,
- выявить характерные проявления российского правового
менталитета,
- показать отношение российского общества к судебной власти
как особенность его правового менталитета
Научная новизна исследования.
Научная новизна диссертации определяется следующими положениями
впервые по сравнению с существующей научной литературой по проблеме менталитета проведен сравнительный социально-философский анализ понятий «менталитет» и «ментальность» как различных формообразований духовной жизни, позволивший четко разграничить данные дефиниции,
выделены такие специфические функции правового менталитета, как упорядочение и стабилизация правосознания, что является оригинальным по сравнению с другими авторами, изучающими правосознание,
реконструирована модель правового менталитета в парадигме социальной философии, что позволило воссоздать его
целостность,
показана уникальность социально-исторических предпосылок, повлиявших на формирование особенностей российского правового менталитета, связанных с нравственно-духовной системой ценностей,
в противовес распространенной точке зрения, утверждающей, что характерным выражением правового менталитета, как источника правового нигилизма выступает господство этических ценностей над правовой системой, выявлена недооценка этих ценностей в законотворчестве и практике,
проанализировано отношение к судебной власти российского населения, как характерная особенность его правового менталитета
Тезисы, выносимые на защиту.
1 Понятие "ментальность" означает определенные
универсальные базовые конструкты духовной жизни общества,
формирующиеся в социокультурном пространстве в конкретные
исторические периоды (например, "дух капитализма" (М Вебер),
"мыслительные (ментальные) конструкты первобытной эпохи" (К Леви-
Стросс), "психическая оснастка цивилизации/культуры средневековья,
эпохи Возрождения" (Л Февр и др )
Понятие "менталитет" - это особый культурно-исторический компонент общественного сознания, отражающий социально-психологическую специфику и духовное состояние социально-исторического субъекта (личность, социальная группа, этнос и т д) Данное понятие корректно применять в отношении к субъектам (индивидуальный менталитет, менталитет социальной группы, менталитет социума, и т п ), подобно тому, как это происходит, например, с понятием "сознание" (индивидуальное, коллективное, национальное)
Правовой менталитет представляет собой единство духовной и практических сторон, гармонично соединяющих объективную сторону общественных отношений, деятельности социальных институтов с внутренним духовным миром носителей правового менталитета Только такой уровень реконструкции менталитета позволяет представить его как целостный теоретико-содержательный образ Правовой менталитет показывает, как субъекты оценивают право и его полезность Субъект задает порождаемому правовому менталитету соответствующий своей социальной значимости масштаб, обусловленный внутренним духовным миром его субъектов
2 В системе элементов правового сознания правовой
менталитет предстает в виде глубинного слоя сознания, в определенной
мере смыкаясь с бессознательным правовым уровнем, - с правовым
подсознанием Правовой менталитет в структуре своего внешнего бытия
— правового сознания выполняет функцию его упорядочения, стабилизации, консервации Стационарность правосознания зависит от качественного состояния правового менталитета и степени развития имманентных ему духовно-психологических структур Правовое сознание может не только «закостеневать», догматизироваться, но и быстро видоизменяться под влиянием объективных условий Правовой менталитет является в целом консервативным явлением со своим специфичным набором стереотипов, установок, идей, моделей поведения, и в тоже время предполагает живой отклик на социальные изменения Он тесно взаимодействует с правосознанием, которому необходимы интеллектуальные ресурсы последнего Правосознание выполняет роль общего координатора, направляющего активность этноса в нужное (с точки зрения государственной власти) русло, а правовой менталитет берет на себя функции сохранения приобретенных в прошлом правовых ценностей
3 Структура правового менталитета включает в себя
следующие элементы
- осознанные и неосознанные представления о правовой
реальности, выполняющие функцию когнитивного мотива правового
поведения,
ценностные правовые ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер и выполняющие функцию ценностного мотива правового поведения,
правовые аттитюды и установки - осознанные готовности и неосознанные предрасположенности реагировать определенным образом на ситуацию
4 Социально-историческими предпосылками, повлиявшими на
формирование российского правового менталитета высупают
коллективизм как нравственно-поведенческое основание общественного быта, придавший совершенно особенный образ правовому менталитету русского человека,
атмосфера православной веры, религиозного горения и аскезы, ориентация на потусторонние идеалы, игнорирование повседневных забот о мирских делах,
- преобладание обязанностей над правомочиями,
русская вольница, явление казачества, "вольного товарищества", глубоко укоренившиеся в душе русского народа,
- доминирование над частной жизнью «государственной воли»,
власти, силы приказов, особенно в советский период
Противоречивость, характеризующая правовой менталитет российского народа, выражается, с одной стороны, в раболепии перед властью, а с другой стороны влечением к вольнице, к анархии, к вечному поиску "правды" и желанию построить свое государство как "государство
правды"
5 Формами выражения правового менталитета являются
правовой идеализм и правовой нигилизм
Российскому правовому менталитету не свойственен правовой идеализм, поскольку идеальное право предполагает одобрение и исполнение всех нормативных актов
В России всегда существовал правовой нигилизм Общество редко выражает законопослушание, не воспринимает законы, как высшую ценность Несмотря на то, что государством за последние годы приняты новые законы и учреждены новые правовые институты, в целом позволяющие защищать права людей и разрешать конфликты, граждане и организации относятся к этим новациям со скепсисом и не проявляют желания пользоваться предоставленными им возможностями, по-прежнему предпочитая официальным (законным) способам обеспечения своих прав и интересов незаконные, вплоть до силового и финансового давления на структуры власти
6 Третья власть в российском обществе не стала независимой
Суд в России остается по-прежнему органом государства, он служит не
столько институтом общества, сколько интересам бюрократической
верхушки В то же время, само общество, средства массовой информации
проявляют равнодушие к суду и статусу судебной власти, за исключением
сенсационных процессов Для менталитета россиянина является обычной
ситуация раздвоения закона и реальности В силу многовековой привычке,
осознанно и неосознанно русский человек больше доверяет силе, чем
закону
Чтобы общество развивалось эффективно и гармонично, необходимо сознательно и целенаправленно формировать правовой менталитет высокого, необходимого обществу социального качества Но без знания того, что такое менталитет, без изучения имеющегося состояния правового менталитета общества, без определения основных факторов, детерминирующих правовой менталитет, это невозможно
Научно-практическая значимость исследования
Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, социальной философии, социологии Исследование представляет интерес для философов, культурологов, социологов, политологов, юристов Кроме того, хотелось бы особо отметить, что результаты исследования правового менталитета, понимание его природы и механизмов функционирования имеют самое существенное значение в практической деятельности для всех ветвей власти
Полученные обобщения представляют собой интерес для образовательных и воспитательных учреждений, а также для социальных институтов, оказывающих влияние на формирование и развитие правового менталитета, мировоззренческих ориентиров в области права
Апробаиил работы
Основные идеи, результаты и выводы настоящего диссертационного исследования изложены в пяти публикациях, общим объемом 2 печатных листа Результаты исследования нашли отражение в выступлениях диссертанта на научных конференциях III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия», IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» Основные положения диссертации обсуждались на кафедре социальной философии и философии права факультета философии и культурологии РГУ
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, 7 параграфов и заключения Общий список использованной литературы включает в себя 136 наименований Общий объем работы составляет 127 листов