Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Бытие Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности 17
1. Природа Нравственного и Эстетического и их роль в системе социальной жизнедеятельности 17
2. Научно-педагогическая деятельность как социальное образование 53
3. Формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности 75
ГЛАВА II. Научно-педагогическая деятельность в контексте современной социокультурной жизни 99
1. Характеристики и формы творчества в научно-педагогической деятельности 99
2. Научно-педагогический работник как идеальный тип: основные черты и функции 114
3. Аксиологическое пространство как условие становления личности будущего специалиста 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152
- Природа Нравственного и Эстетического и их роль в системе социальной жизнедеятельности
- Формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности
- Характеристики и формы творчества в научно-педагогической деятельности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Нравственная проблематика встает всякий раз и звучит с новой силой в эпохи переломные, в кризисные периоды общественного развития, перехода от одной системы к другой, в условиях, когда происходят изменения в иерархии ценностей - их пересмотр, переоценка, переосмысление. Возникает социально обусловленная необходимость поиска оснований как личностно-индивидуального бытия, так и общества в целом, в том числе организации и осуществления социально-профессиональной деятельности. Одним из способов реализации этого поиска и одновременно утверждения нравственно-эстетических ценностей в качестве основ жизнедеятельности человека и общества выступает образование.
Продуктом современной социокультурной жизнедеятельности является такое состояние самосознания человечества, когда человек остается наедине с вопросами: что делать? как выжить? как обрести свободу? в чем смысл существования? каковы пути создания человеческого образа жизни? как развивать технику и среду обитания, способствующих сохранению и совершенствованию человека, его внутреннего мира и непреходящих общечеловеческих ценностей? С одной стороны, эти вопросы достаточно традиционны для философии, с другой стороны, очерченный круг вопросов приобретает важную значимость и звучание именно в нашу эпоху, поскольку находится в русле трагических переживаний любого человека, вызванных социокультурными проблемами и цивилизационными противоречиями. Данная ситуация обусловливает особую актуальность осмысления и разработки нравственно-эстетических аспектов измерения человеческого существования.
Отмеченные аспекты цивилизационного развития тесно взаимосвязаны и вызывают необходимость модернизации системы образования, поиск новых принципов организации научно-педагогической деятельности, способных выразить потребности современного этапа развития человечества и обеспечить возможности его дальнейшего существования. Осмысление социальности в нравственно-эстетическом измерении - одна из приоритетных тем в современ-
ном философском исследовании, поскольку связано с постижением предельных основ общественного бытия. Именно этим обусловлена необходимость серьезной, детальной разработки Нравственного и Эстетического, что всегда предстает как проблема их интерпретации, взаимодействия и актуализации, особенно в социально-профессиональной деятельности, в частности - в научно-педагогической.
Содержание научно-педагогической деятельности как социального явления акцентируется на создании условий и возможностей для развития творческого потенциала личности, способной отвечать требованиям современого общественного развития. В целом данные аспекты идут в русле решения проблемы гуманизации образования, что имеет общесоциальное значение, поскольку определяет уровень и характер отношений в обществе и нравственно-эстетические параметры личности профессионала, которые выступают основой человеческого облика и одними из важнейших свойств, обусловливающих переход от техногенной цивилизации к антропогенной. Создание благоприятной среды для вызревания этих характеристик и становления личности - актуальная задача системы высшего образования.
При этом разработка прикладных аспектов нравственно-эстетической деятельности и реализация нравственно-эстетических ценностей в творчестве научно-педагогического работника выступают предпосылками выполнения поставленной выше задачи.
Степень разработанности проблемы. Многоплановые и разнообразные научные и философские разработки, анализирующие определенные аспекты соотношения нравственных и эстетических ценностей в конкретной деятельности, в частности в научно-педагогической, можно классифицировать в зависимости от предметного интереса исследователей к различным сторонам обозначенной выше проблемы, а также по уровню, характеру и полноте представленности в научной литературе особенностей взаимодействия нравственно-эстетических аспектов в творческой деятельности.
I. Теоретико-методологические основы творческой деятельности, общенаучные методы и их взаимодействие в различных видах духовного производства освещались в работах следующих отечественных исследователей: Г.С. Альт-шуллер, B.C. Барулин, Г.С. Батищев, В.И. Белозерцев, Н.А. Бердяев, B.C. Биб-лер, Г.Я. Буш, Г.Н. Волков, А.В. Зусман, М.С. Каган, В.А. Кутырев, В.В. Сильвестров, П.В.Симонов, В.И. Толстых, В.И. Филатов, Е.Л. Яковлева.
II. Наиболее систематизированное и целостное представление об этике, основных понятиях, положениях и концепциях этической теории разработано в сборниках, статьях и монографиях таких авторов, как: Р.Г. Апресян, Н.П. Ба-ныкин, Л.И. Бондаренко, А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц, Л.А. Коган, П.А. Кропоткин, Н.О. Лосский, Л.В. Максимов, Г.Г. Матюшин, Е.А. Овчинникова, Л.А. Попов, А.В. Прокофьев, А. Смит, О.С. Соина, B.C. Соловьев, Г.Л. Тульчинский, В.П. Фетисов, Ю.А. Шрейдер.
Онтологический статус морали раскрывался сквозь призму соотношения морали и научных знаний (Т.В. Барчунова, В.Г. Бахур, В.Т. Ганжин, Г.И. По-лушин, Ю.Н. Тундыков, Б.Г. Юдин), а также взаимодействия техники и морали (В.Н.Авраменко, В.А. Канке, С. Лем).
Разработке идей прикладной этики - о нравственных факторах научной и педагогической деятельности, этике взаимоотношений в коллективе, профессиональной культуре, профессиональной этике и профессиональном мышлении - посвящены работы следующих авторов: Д.С. Авраамов, В.И.Бакштановский, А.А. Баталов, В.И. Белозерцев, Г.И. Белякова, Б.С. Братусь, В.И. Бенедиктова, И.А. Дубернштейн, СБ. Елканов, Н.Г. Карнишина, Л.В.Коневалова, М.Г. Лазар, И.И. Лейман, С.Д. Лаптенок, Б.Н. Лебедев, X. Ленк, К.М. Левитан, Н.С. Лиджи-ев, М.П. Медянцева, С.А. Муратов, В.И. Писаренко, С.Попова, В.А. Сластенин, Д. Сотирова, П.Д. Тищенко, В.Н. Чернокозова, М.А.Чернышева, Ф.Н. Щербак, Е.Г. Юдина.
III. Разработкой проблем эстетики как системы онтологии, философии чувств, философии искусства, философии культуры и теории ценностей занимались: К.З. Акопян, А.Н. Арлычев, В.Ф. Асмус, В.К. Бакшутов, М.М. Бахтин,
СТ. Вайман, Л.С.Выготский, Г.П. Выжлецов, К. Гилберт, С.А. Дзикевич, М.С. Каган, Н.А.Кормин, О.Б. Корневище, О.А. Кривцун, И.С. Куликова, Г. Кун, А.Ф. Лосев, М.Ф. Овсянников, С.Х. Раппопорт, Б.П. Скворцов.
Проблему выявления границ соотношения эстетики и техники, дизайна и художественного конструирования, эстетической функциональности и эргономики разрабатывали: Г.Г. Ангальдов, Л.М. Безмоздин, Н.П. Валькова, В.Глазычев, Е.Е.Задесянец, К.М. Кантор, Е.Н. Лазарев, В.М. Мунипов, Л.И. Новикова, Р.П.Павилейко, Е.Ш. Шипилов, В.И. Тасалов, Э.Г. Цыганкова.
IV. Проблемам гуманизации подготовки специалистов в высшей школе, а также осмыслению сущности и ценностных аспектов образовательной сферы посвящены работы следующих исследователей: Н.Т. Абрамова, С.Ф. Анисимов, О.С. Анисимов, В.Г. Борзенков, Т.Н. Брысина, Л.П. Буева, А.П. Валицкая, М.А.Верб, М.П. Волков, Ф.И. Гиренок, В.В. Давыдов, СВ. Девятова, В.М. Ди-мов, В.Загвоздкин, А.Ф. Зотов, Н.В. Карлов, СБ. Крымский, В.И. Купцов, Б.Г.Мещеряков, Э.М. Мирский, Л.В. Суркова, А.Н. Ростовцев, А. Рубцов, В.Савельев, Э.Савицкая, Г.К. Селевко, В.В. Рябов, Т.Ю. Фомина, Г.П.Щедровицкий.
Нравственные и эстетические аспекты образования анализировались такими исследователями, как: Л.М. Архангельский, В.И. Бакштановский, Ю.Б. Бо-рев, А.И.Буров, Л.А. Введенская, А.С. Каргин, О.В. Кременцова, Н.Б. Крылова, Л.П.Печко, Л.И. Рувинский, Л.А. Рытикова, Б.Ф. Сикорский и др.
Освещением проблем высшей школы в современном мире занимаются следующие авторы: СИ. Гессен, О.В. Долженко, И.В. Захаров, В.Г. Кинелев, Е.СЛяхович, Л.И. Новикова, СД. Поляков, В.М. Розин, Г.К. Селевко, В.Л. Ша-туновский, С.С.Шевелева и др.
Анализ педагогического процесса как вида творческой деятельности производился в работах таких авторов, как: А.И. Арнольдов, В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А.Кан-Калик, М.О. Кнебель, А.В. Мудрик, М.М. Поташник, И.Е. Синица, Л.Б. Соколова, О.В.Шиняева, М.П. Щетинин, Е.А. Ямбург и др.
Психологические аспекты развития творческого потенциала личности описаны в трудах Е.Я. Басина, Л.С. Выготского, В.П. Дружинина, Л.И. Зеличенко, В.П. Зинченко, И.С.Кона, А.А. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Эфроимсона, М.Г. Ярошевского.
В западно-европейской философской традиции анализ нравственных и эстетических ценностей, имеющих особый бытийный статус, осуществлялся, начиная с античности и заканчивая современностью (Сократ, Платон, Аристотель, Л.А. Сенека, Цицерон, И. Кант, Г.В. Гегель, Ф.В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Х.-Г. Гадамер, Ж. Бодрийяр, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикер, А. Шопенгауэр, А.Швейцер, А. Камю, Дж. Мур, М. Хайдеггер и др.).
В результате проведенного анализа литературы и попытки систематизации многообразных наработок применительно к выделенной нами проблеме выяснилось, что наименее разработанными оказались теоретические вопросы о месте и роли профессиональной этики в становлении будущего специалиста как профессионала-гуманиста, о статусе и особенностях научно-педагогической деятельности как целостного феномена, о соотношении, взаимодействии и влиянии Нравственного и Эстетического на облик научно-педагогического работника; не разработана проблема профессионально-этических и эстетических отношений в вузе.
Объектом исследования является научно-педагогическая деятельность как вид социальной деятельности, осуществляемой в системе высшего образования.
Предмет исследования - статус Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности и их роль в становлении личности специалиста как профессионала-гуманиста.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы состоит в раскрытии места и роли Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
-осмысление роли Нравственного и Эстетического в системе социальной жизнедеятельности;
-выяснение содержания, структуры и функций научно-педагогической деятельности как социального образования;
- выделение форм и способов функционирования Нравственного и Эстети
ческого в научно-педагогической деятельности;
- выявление форм творчества в высшем образовании и разработка крите
риев Нового в творчестве научно-педагогического работника;
-разработка типологии личностных характеристик научно-педагогического работника;
- экспликация признаков и условий ценностного пространства становления
личности будущего специалиста как профессионала-гуманиста.
Теоретико-методологической базой исследования являются общенаучные методы исследования (обобщение, наблюдение, сравнение, аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, синтез) и основные принципы и процедуры диалектики (системно-структурно-функциональный анализ, принципы объективности, развития, конкретности, историзма, преемственности, целостности, диалектического взаимодействия, критицизма). Неклассический тип рациональности обогащает методологию науки ценностными установками (герменевтические процедуры понимания, проникновения, эмпатии, принцип плюрализма) и феноменологической редукцией, что также использовано в диссертации.
В силу междисциплинарного подхода к анализу научно-педагогической деятельности и стремления к осуществлению интегративного принципа в осмыслении Нравственного и Эстетического в работе использованы научные данные психологии, культурологии, педагогики, социологии.
Основные результаты исследования и их новизна. Основные результаты диссертационного исследования состоят в следующем:
1.Раскрыты содержание, структура и функции метакатегорий «Нравственное» и «Эстетическое» в социальной жизнедеятельности. Новизна заключается в трактовке их в качестве аксиологем: бытийный статус Нравственного и Эстетического определяется пребыванием их в качестве ценностных образований,
имеющих трансцендентальную природу, что обусловливает их становление, изменение, проявление, оформление в процессе социально-исторического развития, где они выполняют регулятивные функции. Реализация интегративного и плюралистического подходов и принципа историзма позволила выделить исторические формы и типы Нравственного и Эстетического, а также выявить их общие и специфические особенности.
Научно-педагогическая деятельность представлена в контексте социально-исторической эволюции деятельности вообще, что позволило обосновать ее интеграционный характер, выражающийся в единстве научно-исследовательской и педагогической деятельности; выявить ее место и роль в социальной структуре в качестве социального вида творчества - одного из основных условий жизнеобеспечения и жизнетворчества человека и общества. Представлена типология функций научно-педагогического сообщества, а также последствия его функционирования. Элементами новизны выступают осмысление и описание последствий функционирования научно-педагогической деятельности в единстве ее позитивных и негативных эффектов.
Рассмотрены основные формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности, выявлено ключевое значение нравственно-эстетической культуры и профессиональной этики в динамике формирования социально-профессиональных, социально-гуманитарных, социально-экологических ориентации будущих специалистов; разработаны основные принципы и нормы профессиональной культуры и профессиональной этики научно-педагогического работника, обоснована необходимость введения морального кодекса для научно-педагогического работника. Новые результаты состоят в выявлении путей актуализации и способов реализации Нравственного и Эстетического через профессионально-этические и эстетические принципы и нормы научно-педагогической деятельности.
Выявлены виды и формы творчества, имеющие место в интеграционных компонентах научно-педагогической деятельности: научно-исследовательском, педагогическом, методическом, организационном, воспитательном (разработка
научных идей, создание педагогических технологий - новых методов и способов организации занятий и подачи материала, организация среды, в которой возможно формирование будущего профессионала-гуманиста, становление гуманных отношений в коллективе). Выявлены парадоксы и противоречия структурных элементов научно-педагогической деятельности, что порождает ряд достоинств и сложностей сочетания научного и педагогического творчества. Сформулированы и охарактеризованы признаки первенства, оригинальности, прогрессивности, перспективности в качестве признаков Нового в научно-педагогической деятельности. Новизна состоит в том, что применительно к образовательной среде выделены критерии прогностичности и экологичности, позволяющие будущим специалистам составлять модели-прогнозы, выявлять возможные перспективы реализации своих проектов с целью минимизации отрицательных последствий и оптимизации условий осуществления собственной деятельности, а следовательно, и развития общества в целом.
5. Представлена типология основных личностных характеристик и профес
сиональных параметров научно-педагогического работника, состоящая из ког
нитивных, нравственных, эстетических, психологических и коммуникативных
свойств. Новизна заключается в обосновании идеального типа в качестве моде
ли, позволяющей адекватно решать профессиональные задачи, проблемы со
циокультурной жизни, включать в процессы социализации будущего специали
ста, изменять образ и статус современной образовательной системы.
6. Описано аксиологическое пространство научно-педагогической дея
тельности, обусловливающее становление целостной личности специалиста в
процессе высшего образования; усовершенствована социокультурная модель
личности специалиста как профессионала-гуманиста. Новое состоит в том, что
проблема соотношения Нравственного и Эстетического в научно-
педагогической деятельности осмысливается через характер их отношений
(взаимодополнение, взаимообусловленность, взаимоопределение), которые не
возможно оценить однозначно. Предложена социокультурная модель личности
специалиста как профессионала-гуманиста с характеристикой основных признаков, определяемых ключевыми параметрами целостно развитого человека. На защиту выносятся следующие положения:
«Нравственное» и «Эстетическое» имеют статус аксиологем — бытийных реалий, аккумулирующих в своем содержании онтологические, гносеологические, ценностные и прагматические моменты социальной жизнедеятельности, а через нее - объективно действующие универсальные закономерности развития сущего. Будучи оформленными в социокультурной практике Нравственное и Эстетическое определяют человеческое измерение в социально-профессиональной деятельности, задавая возможные пути самосовершенствования человека, изменяющего собственный образ и в свою очередь влияющего на общественную практику. Таким образом, статус и предназначение профессиональной деятельности приобретает исторический характер, что презентиру-ется нравственно-эстетическими ценностями, нормами и принципами, в каждую эпоху представленными в качестве должного.
Научно-педагогическая деятельность - специфический вид социальной деятельности, связанный с системой высшего образования. Структура ее определяется особенностями синтеза научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой составляющими. Место научно-педагогической деятельности определяется институализацией самодеятельности и самоопределения человека с помощью нормативных и ценностных ориентации, что позволяет человеку адекватно «вписаться» в социокультурное пространство. Научно-педагогическая деятельность определяет цели, ценности, профессиональную культуру людей, обеспечивая подготовку будущих профессионалов к различным видам деятельности, выступая тем самым условием воспроизводства и развития социума. Анализ социально-исторических условий становления и развития научно-педагогической деятельности обнаруживает специфику ее современной формы, заключающейся в наполнении когнитивной составляющей нравственно-эстетическим содержанием, что обеспечивает реализацию человекоразмерных результатов. Выделены ценностно-
ориентационная, познавательная, созидательная, коммуникативная, социально-интегрирующая и др. функции. Каждая из них в отдельности и все в целом производят различного рода эффекты, в совокупности оказывающие двойственное воздействие на участников научно-педагогической деятельности, а тем самым и на общество.
Нравственное и Эстетическое в системе высшего образования, в социально-профессиональной деятельности функционируют как принципы этизации и эстетизации, что способствует гуманизации и гармонизации отношений между людьми, превращению социума в мир подлинно человеческой реальности. Данные методологические регулятивы органично свойственны научно-педагогической деятельности, репрезентируя и определяя ее как творческую и ценностно нагруженную. Нравственное и Эстетическое имманентно присущи, «растворены» в научно-педагогической деятельности и обогащают ее содержательную сторону (общение, поведение, оценки, отбор материала, выбор средств и методов обучения и воспитания, организационно-управленческую работу), что позволяет регулировать взаимодействия в системе «личность — социально-профессиональная группа - социум». Профессиональная мораль и эстетические ценности выступают неотъемлемой частью личности специалиста (атрибутивным свойством и внутренней потребностью), его профессиональной культуры, складывающейся как единство культуры мышления, поведения, чувств, речи. Все эти структурные элементы необходимым образом отражаются в нормативных документах (уставах, кодексах). Обнаруживается неразрывное единство между познавательными и ценностными аспектами: Нравственное и Эстетическое являются одновременно представлением, средством поиска и достижения идеала, что отражается в реальных процессах - материально-чувственной, предметной и идеальной форме.
Научно-педагогическая деятельность является интегрированной формой духовно-практической деятельности, одним из видов социального творчества, что подтверждается различными уровнями бытия Нового в ней: объективно Новое как единство психологической и социальной новизны, относительно Но-
вое и абсолютная новизна. Благодаря представленности всех форм Нового в научно-педагогической деятельности, особенно сквозь призму ее ценностных аспектов, она содержит возможности для качественно иного уровня организации, соединения и развития сущностных сил человека, служит основой органического единства интеллектуальных, нравственных и эстетических свойств. Научно-педагогический работник в совместной деятельности со студентом творит новую реальность (посредством получения новых идей, знаний, ценностей, отношений, создания неповторимых ситуаций на лекциях и семинарах). Нравственное и Эстетическое включаются в процесс образования посредством изменения, совершенствования образа человека, внутренней работы над собой, что отчасти выражается в научном, техническом, художественном творчестве. В рамках научно-педагогической деятельности человек способен обрести подлинную свободу мысли и действий, самоопределяясь и самоутверждаясь в качестве личности, организуя жизненный мир на основе выбора и реализации ценностных установок.
Ведущие черты облика научно-педагогического работника обусловлены особенностями взаимодействия научно-исследовательской и педагогической деятельности. Идеальный тип характеризуется как единство профессиональных качеств, нравственных и эстетических свойств, психологических и коммуникативных особенностей, образующих своеобразную профессиограмму. Данные свойства имеют различную степень позитивной окрашенности, детерминированную уровнем самосознания личности, общей культуры и востребованности обществом. Все выявленные свойства облика профессионала взаимосвязаны, их исполнение в реальной действительности позволяет обрести модели жизненное звучание и значение, задает эталонность и образцовый характер человеческим взаимодействиям, повышает статус и престиж научно-педагогической деятельности.
Нравственное и Эстетическое выступают как основополагающие компоненты научно-педагогической деятельности. Органично вплетаясь в научно-педагогическую деятельность, они образуют аксиологическое пространство -
необходимое условие становления и развития личности будущего специалиста. Научно-педагогическая деятельность тем самым реализует программу формирования жизненной стратегии творческой личности, одновременно выступая как средство и цель самореализации, совершенствования человека, поскольку позволяет осуществить становление личности специалиста как профессионала-гуманиста на основе сплава интеллектуальной одаренности с ценностными ориентациями. Аксиологическая составляющая способствует осуществлению «прорыва» сквозь наличные обстоятельства, задаванию перспектив деятельности, преодолению обыденных форм сознания.
Практическая и теоретическая значимость диссертации. Исследование особенностей научно-педагогической деятельности в русле подходов социальной философии представляет ее как социальное образование, что позволяет четко определить ее место и роль в общественной жизнедеятельности.
Осознание значимости Нравственного и Эстетического в любой сфере жизнедеятельности человека и общества способно изменить содержательно-структурные компоненты общественной практики. Эффективное применение норм и принципов профессиональной этики ведет к оптимизации средств и методов решения профессиональных задач. Результаты исследования могут быть использованы в научно-педагогической практике, влияя на реформирование и модернизацию ценностей, приоритетов, парадигм современного образования путем введения новых предметов для изучения, разработки новационных технологий преподавания, обновления читаемых курсов.
Принципы и средства исследования, используемые в диссертации, подтверждают актуальность и жизнеспособность взаимосвязи различных методологических процедур (диалектики и феноменологии), что открывает возможности дальнейшего плодотворного использования данных теоретико-методологических установок для анализа других проблем социального бытия, подготавливает условия для рождения «новой» диалектики и «новой» метафизики в качестве современных методологий.
Не исключается возможность экстраполяции полученных выводов и результатов работы на другие области деятельности - политику, экономику, журналистику, медицину, юриспруденцию.
Материалы диссертации, положения и выводы могут быть использованы в преподавании курса философии, в спецкурсах по отдельным проблемам этики, эстетики, экологии.
Апробация результатов работы. По теме диссертации опубликовано 22 работы. Основные идеи и положения диссертации излагались автором в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных конференциях, а также на ежегодных внутривузовских научно-исследовательских и научно-методических конференциях Ульяновского государственного технического университета, на заседаниях кафедры философии УлГТУ, на аспирантских семинарах, лекциях для магистров по курсу «Философия науки и техники», семинарах для студентов. Автор принял участие в следующих конференциях: «Человек - Философия - Гуманизм» (I Российский философский конгресс, Санкт-Петербург, 1997 г.), «Проблемы сознания и самосознания человека в техногенной цивилизации" (Ульяновск, 1997), «Человек в контексте выбора путей цивилизационного развития» (Ульяновск, 1998), «Теоретические и методологические проблемы философской антропологии» (Ульяновск, 1999), «Творчество и самоорганизация» (Курск, 1999), «Любищевские чтения» (Ульяновск, 1999), «Философия в современном мире: состояние и перспективы» (Ульяновск, 1999), «Рациональность и ее метаморфозы» (Ульяновск, 2000), «Внерациональные формы постижения бытия» (Ульяновск, 2001), «Вузовская наука в современных условиях» (Ульяновск, 2001/02, 2002/03, 2003/04), «Современные технологии учебного процесса в вузе» (Ульяновск, 2001/02, 2003/04), «Человек-Мир-Культура. Актуальные проблемы философских, политологических, религиоведческих исследований» (Киевский национальный университет им. Т.Шевченко, 2004).
Автором также разработаны и читаются курсы по дисциплинам «Этика общения» и «Профессиональная этика» для студентов гуманитарного факуль-
тета специальности «Связи с общественностью», «Этика и культура делового общения» для работников муниципальных организаций, менеджеров и юристов.
Структура и объем диссертации определялись актуальностью и степенью разработанности темы, целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, библиографического списка. Объем диссертации - 170 страниц машинописного текста. Список литературы включает 282 наименования.
Природа Нравственного и Эстетического и их роль в системе социальной жизнедеятельности
Проблема понимания ценностей с неизбежностью возникает в эпоху кризисного состояния общества, когда переоцениваются культурные традиции, разрушаются прежние идеологические устои. Именно поэтому усиливается интерес к ценностной проблематике в такие периоды, что выражается в поиске всеобщих, универсальных свойств бытия.
Нравственное и Эстетическое выступают таковыми наряду с понятиями unum (единство), verum (истина), bonum (благо), и являются основными среди трансцендентальных определений бытия. Они принадлежат к Ценностному пласту бытия, также характерны онтологии образования.
Отсюда вытекает необходимость рассмотрения Нравственного и Эстетического в качестве особых концептов и реалий общественной жизни и способов их взаимосвязи с другими социальными образованиями, что и выступает задачей данного параграфа. Вопросами, требующими осмысления, являются еле-дующие: выявление бытийных характеристик Нравственного и Эстетического, а также форм существования и способов их реализации. Поиск ответов на данные вопросы позволит выявить онтологический аспект анализа данных ценностных образований, который раскрывается в изучении следующих аспектов: генезиса (как возникают, откуда ведут свое происхождение, каковы истоки ценностей?), природы (объективны или субъективны?), детерминации (какие факторы влияют на закрепление их в реальном мире, во взаимоотношениях людей?), существования (присутствуют в вещественно-материальной форме или лишь в идеальном воплощении?), эволюции ценностей (можно ли вести речь о прогрессе или регрессе применительно к нравственно-эстетическим ценностям?).
Одна из главных трудностей в определении Нравственного и Эстетического, как и ценности вообще, связана с имеющей место в исследовательской литературе подменой гносеологического аспекта онтологическим, с недостаточной отрефлексированностью предмета анализа. Иллюстрацией может служить следующее утверждение: "ценности существуют как объективное объектно-субъектное отношение, как объективное значение объекта для субъекта, оценки - как субъективное отношение и значение". Здесь налицо явное смешение момента осмысления и переживания, без четкого разграничения различных сфер проявления ценностей, в результате чего происходит путаница и не совсем ясно, о чем идет речь в вышеприведенном отрывке.
Основная проблема в описании Нравственного и Эстетического состоит в разумном объединении двух направлений - онтологического и гносеологического. Найти оптимальные способы четкого разграничения и совмещения двух ракурсов (существования и его познания) - задача не из легких, поскольку еще со времен Канта известна тесная взаимосвязь метода и объекта исследования. То, что обозначается термином "аксиология", на самом деле по существу своему является гносеологией ценностей. Необходим возврат аксиологии в русло метафизико-онтологических представлений, поскольку они эксплицируют укорененность и статус ценностей, выявляют их первоосновы, первопричины. Гносеологический подход решает проблему категориального статуса, структуры и функций ценностей, исходя из их проявленности - выражения тех признаков, связей и отношений, которые указывают на способ бытия ценностей. Собственно аксиологический подход представляет собой вариант совмещения онтологического и гносеологического способов исследования Нравственного и Эстетического.
В связи с этим остановимся на характеристике природы Нравственного и Эстетического. Она понимается автором как имеющая сверхчувственный, трансцендентный характер. Способы же реализации - социальны, то есть проявление и фиксация Нравственного и Эстетического происходит в человеческом опыте, социальных программах, передается воспитанием (привычки, чувства, понятия). В этом смысле они являются специфически человеческим достоянием, результатом длительного историко-культурного развития. Возникновение Нравственного и Эстетического до сего дня остается тайной (ни доказать, ни опровергнуть любую точку зрения до конца невозможно). Как «ядро», дар души Ценностное имеет трансцендентные корни, но в то же время проявляется и реализуется в социальных формах организации жизнедеятельности. Другими словами, становление, проявление, оформление, изменение, корректировка, нивелирование нравственно-эстетических представлений и поступков происходит в процессе социально-исторического развития. Тем самым трансцендентная реальность мыслится как динамичное, открытое, самоорганизующееся и саморазвивающееся образование, а в социокультурной жизни как форме ее проявления имеет место исторический процесс исчерпывания тех смыслов, что содержатся в запредельном, сверхэмпирическом пространстве. Рассмотрим, в чем заключаются общие и специфические свойства данных аксиологических образований. Нравственное и Эстетическое как ценностные образования понимаются автором как объективно существующие реалии, пребывающие в мире ценностей. Это означает, что Нравственное и Эстетическое (как и другие ценности) существуют объективно и a priori, являясь неким идеалом, к которому устремлены все желания индивида. Одновременно с этим Нравственное и Эстетическое могут выступать в качестве практического императива. Строго говоря, в суждении о ценности можно выделить субъективное содержание (психическая составляющая) и объективное существование (надси-туативное значение). Они познаваемы человеком через непосредственное чувствование и иные проявления в реальных ситуациях.
Анализ ценностной иерархии показывает, что Нравственное и Эстетическое большинством исследователей признается в качестве высших идей-ценностей. Нравственное и Эстетическое, затрагивая различные стороны материальной и духовной жизни субъектов истории и общества, и предлагая "образы", "модели" Совершенного (мира, человека), выражают высокие помыслы, надежды на лучшее устроение жизни в будущем. Нравственное и Эстетическое как истинные идеи-ценности вечны, фундаментальны, всеобъемлющи и универсальны, т.е. объективны по своему содержанию, имеют мировоззренческий характер. Таким образом, место Нравственного и Эстетического в системе ценностей (когнитивная составляющая) и их роль в социуме (смысл и назначение), т.е. прикладные аспекты коррелируют. Бытие их в каждую конкретно-историческую эпоху воспринимается как проблема (понимания, определения и выражения сути ценностей, а также выявления форм их существования).
Формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности
Научно-педагогическая деятельность и определяет и определяется аксио-логемами, которые опосредованно влияют на развитие науки и техники. Нравственное и Эстетическое присутствуют в содержании, механизмах реализации и результатах данной деятельности. Выявление конкретных форм этого присутствия - такова цель данного параграфа. Ее достижение осуществляется через изучение эстетических отношений и особого статуса этических взаимосвязей в научно-педагогической деятельности.
Представления о формах и способах Эстетического и Нравственного имеют практическое приложение: мы не только должны говорить о красоте и мудрости, но «действенно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь». Эстетическое в научно-педагогической деятельности совпадает в некотором смысле с выразительными возможностями знаниевых форм. Введение Нравственного и Эстетического в качестве критериев личностного знания и принципов (методологических регулятивов) социально-профессиональной деятельности позволяет говорить об этизации и эстетизации, а по сути - о гуманизации и гуманитаризации образования.
О возникновении эстетических отношений можно вести речь применительно к тем видам деятельности, где имеет место эстетика труда. Наиболее явно они предстают в творческой деятельности посредством особенностей оформления результатов, выразительности, образности, привлечения фантазии, художественно-прикладных форм, вымысла, что проявляется особо четко в языке, родах и жанрах искусства. Эстетическое в научно-педагогической дея-тельности - не просто компонент или составляющая часть, а то, что органично присуще, а значит изначально и имманентно присутствует, то, без чего эта сфера лишается своего сокровенного смысла, подлинно человеческого. Эстетическое в научно-педагогической деятельности проявляется через: 1) особенности предметов, средств, продуктов и условий деятельности; 2) особенности социальных отношений (учебно-воспитательного процесса в вузе); 3) особенности отношений в вузовском коллективе (в системе «преподаватель-преподаватель»). В этой связи данный вид деятельности сродни, близок искусству, в частности, театральному действу (игровой манерой ведения дискуссии, речи, поведения).
Нравственное и Эстетическое в научно-педагогической деятельности «живут» и укореняются посредством ценностно-рационального постижения мира, людей и событий. Эстетическая направленность мышления способствует целостному восприятию индивидуумом уровня и особенностей культуры той или иной эпохи, пониманию ее стилистики, исторической преемственности, является, на мой взгляд, предпосылкой теоретического познания. Эстетическое, организуя пространство научно-педагогической деятельности, выражает закономерную особенность: с одной стороны, оно выступает тем идеалом, к которому должно стремиться, образом искомой истины, с другой стороны, одновременно является средством их поиска. С Эстетическим, как правило, связывают формы, способы наиболее целесообразных и конструктивных решений (в области науки, техники, педагогической работы и др.).
Наряду с этим Эстетическое в научно-педагогической деятельности служит вдохновляющим и мотивационным фактором познания. Окрыленность от соприкосновения с ним (на что указывал еще Платон, говоря о душе, созерцающей красоту, у которой прорастают крылья) побуждает к поиску Совершенного, к его созданию, помогает преодолевать трудности, встающие на пути у человека познающего. Гуманистический потенциал Эстетического в научно-педагогической деятельности реализуется благодаря тому, что эстетические начала, идеи, нормы, принципы, имеющие место в ее содержании, развивают эстетические свойства личности, способствуют становлению специалиста в качестве профессионала-гуманиста, развивают профессиональные навыки и умения, человеческие качества, повышают профессиональную и личную культуру.
Понятия "истина" и "красота" не следует отождествлять. Но если принять во внимание и исходить из утверждения, что наличествует высокая степень вероятности совпадения истины и красоты в рассматриваемой нами деятельности, то Эстетическое проявляется в следующих моментах: а) упорядочение разрозненного материала (логическая стройность, легкая прочитываемость, хорошо запоминающийся, структурно организованный вид); б) переосмысление семантических особенностей текста, постижение смысла информации, понимание, проникновение в ее суть (в отличие от знаково-символической функции, формальной организации языковых выражений). Необходимость глубинного осмысления анализируемых явлений, процессов, предметов, вещей - норма научно-педагогического творчества; в) согласование изучаемого частного, локального явления с целым, с системой.
Связь эстетического и познавательного компонентов состоит также и в том, что они могут исходить из содержательной стороны научно-педагогической деятельности, из ее привлекательности самой по себе, это означает, что они, во-первых, противостоят корыстным, карьеристским, тщеславным стимулам, во-вторых, дают исследователю толчок для более глубокого проникновения в содержание избранного предмета. Возникает эффект "поглощенности" самим процессом, когда человек получает удовольствие от проделываемой работы. Это способность "вливаться" в работу, которая не только привлекательна, любима, но как бы "притягивает" к себе человека. Иначе говоря, Эстетическое служит не столько способом украшения и попыткой разнообразить жизнь, сколько является формой реализации творческих порывов в действительности, привнесения художественно-образного, эстетичного, своеобычного в саму жизнь, повседневную реальность, оно очищает и приподнимает будничное до уровня сверхчувственного. Предвосхищение, переживание понятой взаимосвязи очень близко, практически тождественно ощущению прекрасного.
Так, в научно-педагогической деятельности эстетические моменты усиливают познавательные, а познавательные аспекты способствуют развитию эстетических (в силу их неразрывного единства). Познавая нечто и передавая накопленный опыт, специалист реализует стремление к истинному, совершенству, и сам процесс достижения этой цели и результат могут оказывать воздействие на ум и душу человека. В силу этого взаимодействия рождается новое, меняются общественная ситуация, условия протекания деятельности и сам человек.
Таким образом, отмеченные нами особенности проявления Эстетического, соотносясь между собой, характеризуют его в качестве регулятивного (методологического) принципа, который конкретизируется через простоту, симметрию, упорядоченность, системность, целостность, согласованность, устойчивость, изменчивость, стремление к построению изящной теории, понимание. При всем многообразии определений и проявлений Эстетического в научно-педагогической деятельности остановимся на интерпретации его как "единства в многообразии".
Характеристики и формы творчества в научно-педагогической деятельности
Творчество предстает как многоликое образование, не сводимое ни к интерпретациям в духе интуитивизма и психологизма, ни к религиозно-идеалистическому пониманию, ни к истолкованию в русле социологизаторских и технократических подходов. Существующие многообразные концепции творчества, различные определения и объяснения этого феномена, несмотря на разность подходов, сходятся в понимании результата творчества - это получение Нового (идей, знаний, отношений, вещественного продукта).
Задачей параграфа является прояснение признаков Нового в образовании. Решение ее видится в анализе творческих возможностей человека в конкретной профессиональной деятельности на основе интеграции дифференцированных областей знания, различных методов и средств познания.
Так сформулированная задача детерминирована современной конкретно-исторической ситуацией. Настоящее время характеризуется поиском новых мировоззренческих ориентации, духовных оснований нового цивилизационного развития, пересмотром места и роли деятельности, ее функций в культуре. Остро стоит вопрос о способах интеграции истины и нравственности, целерацио-нального и ценностно-рационального действия, поскольку изменяется тип рациональности.
В свете решения поставленной задачи раскрывается объективная логика создания Нового (принцип неодолимости нового), определяются его общие черты, а затем и специфическое содержание новизны в научно-педагогической деятельности, его конкретные признаки, критерии и функциональные характеристики.
В социокультурном пространстве Новое - продукт различных видов духовной деятельности, сущностная характеристика творческой деятельности человека. В результате творческого поиска субъекта познания, воспитания и созидания, обладающего интересами, стремлениями, ставящего вполне определенные цели, возникают идеи, образы, ценности, на основе которых создаются идеальные модели, способы и средства их реализации (благодаря которым генерируются новые знания, рождаются художественные образы, создаются технические средства, реализуются новые формы отношений людей и т.д.). Характер «продукта» творчества (его новизна, форма, тип, свойства, особенности изготовления, проявления и использования) отражает специфику видов духовной деятельности человека и общества.
В типологии Нового выделяют наличие объективной и субъективной, абсолютной и относительной новизны. Об относительном характере Нового можно говорить в том случае, когда оно укоренено, исходит из традиций, старого, основано на внешних связях, проявлениях, обусловлено конкретно-историческими предпосылками. Становление Нового осуществляется на основе предшествующих явлений, аналогичных вновь возникшему. Абсолютной новизной обладает предмет, которому присущи оригинальные, уникальные, неповторимые свойства, относящиеся прежде всего к качественной характеристике, не явно связанные (либо вообще не связанные) со старым, затрагивающие сущность «вещи». Это такое возникновение предмета, при котором его появление, рождение, становление и осуществление протекает впервые.
В научно-педагогической деятельности также можно выделить разные формы Нового, отличающиеся уровнем новизны. Объективно новому присущи следующие признаки: первенство (решение никем не решенной научной проблемы или педагогической задачи, получение никому не известного результата, применение неизвестного способа и нахождение особых условий достижения поставленных целей в рамках системы высшего образования); оригинальность (своеобразие, необычность, неожиданность решения творческой задачи по сравнению с известными и принятыми способами исследования и педагогическими технологиями); прогрессивность (применение научных концепций, новых социальных идей, инновационных методик в научно-педагогической деятельности ведет к определенным сдвигам в уровне и состоянии образования, а также науки, техники, социальных отношений); перспективность (соответствие образовательных стандартов объективным тенденциям развития общественных потребностей и уровню развития цивилизации, науки, техники, искусства, всех видов творчества; ориентация на будущее); прогностичностъ (на основе знаний, получаемых в вузе, специалисты способны определять возможности будущего развития общественного производства, моделировать различные ситуации, выдвигать идеи, составлять проекты-прогнозы, опирающиеся на комплексный анализ развития конкретной отрасли, на попытки путем аналитических процедур выявить возникновение возможных противоречий в системе с целью улучшения и модификации решения в нынешнем состоянии); экологич-ность (научно-педагогическая деятельность обладает потенциалами в выявлении и демонстрации соответствия/несоответствия той или иной системы, продукта, идеи уровню и характеру развития природных, социальных, экономических, технических и прочих процессов и отношений, в воспитании специалистов с чувством меры и экосознанием, позволяющими человеку адекватно «вписаться» в биотехносоциокосмосреду обитания и жизнедеятельности).
Если Новому присущи все эти признаки одновременно, то можно говорить о революционном преобразовании в науке, технике, искусстве или социальных отношениях. Другими словами, единство и одновременность проявления всех этих признаков задает и определяется как абсолютная новизна. Об относительной новизне можно вести речь при соблюдении любых (минимум одного-двух) критериев Нового, либо по отношению к конкретно-историческим условиям и отдельно взятому профессиональному сообществу, ситуации в коллективе или специалисту. Объективно Новое определяется единством психологической (индивидуально-личностной) и социальной новизны. То есть Новое в условиях осуществления научно-педагогической деятельности должно быть новым не только для конкретного субъекта (субъективная новизна) - преподавателя, студента, но также восприниматься как новое и для мирового сообщества в целом - человечества, истории развития науки и техники, образования.
Специфика научно-педагогического творчества в вузе выражается в том, что мы имеем дело со становлением нового образа человека - специалиста как профессионала-гуманиста. Выступая как актуализация личности научно-педагогического работника и студента, научно-педагогическая деятельность предоставляет возможности и создает условия для ее раскрытия и совершенствования. Она содержит не только производство знаний, умений, навыков, но и воспроизводство самого человека: «В самом акте воспроизводства не только объективные условия изменяются (...), но и сами производители изменяют себя тем, что вырабатывают в себе новые качества, - посредством производства развивают и преобразовывают себя, созидают новые способы общения, новые потребности и новый язык».