Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Дурново Сергей Игоревич

Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества
<
Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дурново Сергей Игоревич. Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Дурново Сергей Игоревич; [Место защиты: Воен. ун-т МО РФ]. - Москва, 2008. - 226 с. РГБ ОД, 61:08-9/16

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Сущность морального сознания в духовной жизни российского общества: основное содержание и направленность развития С. 18-78

Раздел II. Состояние и противоречия функционирования морального сознания в духовной жизни современной России. С.79-133

Раздел III. Основные направления оптимизации морального сознания духовной жизни российского общества. С. 134-170

Заключение. С. 171-182

Список использованной литературы С. 183-198

Приложения С.199-226

Введение к работе

Развитие человечества в XXI веке свидетельствует о том, что проблемы морали, морального сознания и моральных ценностей личности в духовной жизни общества приобретают ныне особую актуальность и значимость. В условиях динамизма социально-политических отношений, решения проблем мира и безопасности народов, судеб цивилизации со всей остротой встают вопросы о критериях свободы и ответственности в обществе и государстве, глубине преобразований внутри страны и на международной арене, перспективах и путях духовного развития личности и всего человечества.

Эти и другие проблемы духовно-нравственного обновления общества и личности весьма наглядно проявляются и в развитии российской цивилизации, в реконструкции институтов отношений в социуме: экономических, политических, социальных, а вместе с ними и духовных основ бытия граждан страны. Такие перемены весьма болезненны в силу особенностей развития российской цивилизации, ее национальных ценностей, приверженности коллективистским формам общения и деятельности, то есть специфики российского национального характера. Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня особенно остро проявляются в духовной сфере, что позволяет, к сожалению, большинству отечественных и зарубежных ученых справедливо оценивать состояние духовной жизни российского общества как кризисное. Резкое снижение уровня нравственной культуры населения и социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовно-нравственных ценностей ведут к негативной тенденции - переводу российского государства в разряд периферийных социокультурных систем.

Вышесказанное объективно обусловливает необходимость анализа состояния и направленности развития морали и морального сознания как феномена духовной сферы жизни общества в новых условиях российской действительности, выяснению их роли в становлении, укреплении и функционировании духовной безопасности личности, общества и государства в целом.

Актуальность социально-философского анализа морального сознания как феномена духовной жизни современного российского общества определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью постоянного развития духовной сферы жизни общества, повышения уровня культуры индивида и в особенности моральной, без которой невозможно достичь устойчивого социально-экономического развития государства, подлинной свободы и демократии в гражданском обществе, реальной независимости и процветания России. Противоречия духовной жизни общества, дискредитация прежних и отсутствие четкой системы новых духовно-нравственных ценностей приводят к серьезным проблемам в решении задач стабилизации роли духовной безопасности личности, общества и государства.

У большинства российских граждан возникла потребность пересмотреть (переоценить) свои духовные ориентиры, сравнить их с новыми условиями жизни, ценностями общества и будущим его развитием. Пересмотр не всегда у всех оказывается удачным, так как во многом обусловлен способностями и возможностями каждой личности, состоянием её общей и профессиональной культуры, а также внешними факторами.

Во-вторых, сегодня особо остро актуализировалась проблема формирования позитивных основ духовной жизни российских граждан из-за возрастания количества негативных факторов и расширения сфер их влияния, под воздействием которых в результате весьма противоречивых рыночных преобразований появляется значительное число носителей идеологии различных форм собственности, предлагающих ту или иную векторную направленность духовно-нравственных ценностей, включая аморальные.

Стабильность и устойчивость развития российского общества определяется в наше время во многом уровнем безопасного функционирования духовности россиян, их сознания, мировоззрения и нравственных качеств. Поэтому сегодня очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских граждан на совокупность базовых духовно-нравственных ценностей, которые способны выступить в качестве важнейшего фактора экономического и духовного развития России как многонационального государства.

В-третьих, в условиях определенной трансформации всех сторон жизнедеятельности российского общества в чувственно-эмоциональной атмосфере духовной жизни происходит сложный и нередко болезненный процесс эволюции взглядов и представлений людей на реальные условия общественного бытия, расставания с устаревшими идеалами и ценностными ориентирами.

В этих условиях моральное сознание выступает той основой, на базе которой формируется готовность общества и личности к сохранению и защите жизненно важных интересов и ценностей российской цивилизации. Следует учитывать, что сегодня в условиях противоречивых процессов во всех сферах общественной жизни сформировать устойчивое моральное сознание общества и личности будет достаточно сложно.

В-четвертых, развитием диалога культур, которое в современном мире ведет к необходимости взвешенного и критического рассмотрения зарубежных концепций культуры, ее творческого анализа и возможной переработки в духовной сфере.

В-пятых, невозможностью исследования и решения актуальных задач общественной жизни, устранения противоречий морального познания, накопленных в российском обществе, без глубокого рассмотрения процессов и явлений духовной жизни и тенденций ее дальнейшего развития. В ходе развития российского общества постепенно изменяется не только область общественного бытия людей, но и духовный мир личности, что требует повышенного внимания к моральному сознанию как феномену духовной жизни личности и общества.

\

В данном аспекте актуализируется проблема оптимизации морального сознания личности и общества, выработка и обоснование общих приоритетов духовной жизни гражданского общества, и в связи с этим - формирования и совершенствования целостной системы духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентации.

Таким образом, назревшие потребности в изучении морального сознания как феномена духовной жизни современного российского общества, необходимость процесса оптимизации его формирования и функционирования предопределили актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение степени разработанности темы показало, что моральное сознание как феномен духовной жизни в период коренных изменений всех систем отношений, произошедших в России за последние годы, специально не исследовалось, хотя данная проблематика в той или иной степени присутствует в широком диапазоне научно-исследовательских и публицистических работ. В изученной литературе высказывается множество различных подходов и мнений по проблеме морального сознания личности и общества, обусловленных тем, что данный феномен духовной жизни современной России чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

Представление об уровне социально-философского содержания исследований морального сознания личности и общества можно составить на основе изучения имеющихся подходов, идей и публикаций. Анализ имеющейся литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения проблемы морального сознания современного российского общества.

Первую группу составляют работы отечественных ученых, в которых исследуются социально-философские проблемы духовной жизни общества и духовно-практического освоения действительности1. Так, в работах М.А. Акопова, А.И.

1 См.: Акопов М.А. Духовный мир советского человека. Киев, 1985; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П.Е. Матвеева. Вла-

Арнольдова, В.К. Егорова, В.Н. Иванова, Л.И. Казаковой, О.Н. Козловой, А.А. Кара-Мурзы, Н.И. Кондаковой, А.Б. Лебедева, В.И. Митиной, А.С. Панарина, И.К. Пантина, А.К. Уледова, В.Г. Федотовой, С.Л. Франка, Ж.Т. Тощенко и многих других глубоко и обстоятельно проанализирована духовная жизнь общества как целостная, относительно самостоятельная система, имеющая свою структуру, области и обладающая характерными закономерностями функционирования и развития. Исследователи данной группы активно разрабатывают такие актуальные проблемы как содержание духовного производства, соотношение структуры и объема понятий «общественное сознание», «духовная культура» и «духовная жизнь». Несомненным достижением философской мысли явилось раскрытие критериев и содержания основных и не основных подсистем духовной жизни общества, выявление различных ее носителей, структуры и характеристик основных компонентов на этапе трансформации России.

Анализ изложенных в указанных работах идей и положений показывает, что они не утратили своей актуальности и заметно обогащают современные представления о духовной жизни личности и социальных общностей, ее смысле и предназначении и были использованы в диссертации в качестве методологических основ социально-философского анализа. Вместе с тем необходимо отметить, что без пристального внимания отечественных философов пока еще остаются такие важ-

димир, 2000; Духовная жизнь общества и структура общественного сознания: Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. Е.В. Шевцов. М., 1988; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /Редкол.: В.М. Утенков (отв. ред.) и др. М., 1992; Духовное обустройство России: Сб. ст. /Науч. ред. Б.Н.Королев. Курск, 1996; Кара-Мурза А.А., Панарин А.С, Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь. 1996. № 5; Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999; Козлова О.Н. Социология духовной жизни //Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1; Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М., 1995; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. Казань, 1991; Митина В.И. Мир личности как мир культуры //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1997. № 6; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М., 1980; он же. Духовное обновление общества. М., 1990; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992; Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в сфере духовной жизни общества. М., 1971 и др.

ные вопросы, как характер и особенности духовной жизни современного российского общества; внешние и внутренние факторы, воздействующие на нее; сущность и специфика возможных тенденций развития духовной жизни личности и общества; вопросы духовной и информационной безопасности; проблемы интеграции и дезинтеграции различных культур в духовной жизни современной России и др.

Вторую группу составляют работы ученых, в которых исследуется и раскрывается методология анализа проблем духовной жизни постсоветской России. В трудах выделенной группы отражено социально-философское осмысление произошедших перемен в духовной жизни российского общества, духовном мире личности и социальных общностей. Это во многом способствовало расширению научных представлений о духовно-нравственных процессах современного российского общества, состоянии и направленности развития духовной жизни российских граждан, их ценностных ориентации2, определению основных тенденций функционирования духовности3; обоснованию путей и перспектив дальнейшего духовного развития личности и общества в современных условиях, а также проти-

2 См., например: Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994; Каган М.С. О духов
ном //Вопросы философии. 1985. № 9; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная про
блема //Философские науки. 1991. № 12; Кортунов СВ. Россия: национальная идентичность на
рубеже веков. М., 1997; Манько Ю.В. Философско-социологический анализ духовного состоя
ния личности. Ленинград, 1988; Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века: со
циально-философский анализ. Чебоксары, 1997; Огородников Ю.А. Судьбы русской духовности
в XXI веке //Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции. М., 2001; Пет-
рий П.В. Духовные ценности российского общества и армия. М., 2001; Ремизов В.А. Культура
личности (ценностно-мировоззренческий анализ). М., 2000; Рёдель А.И. Духовность - основа
российской менталыюсти. М., 2000; Ценности и символы национального самосознания в усло
виях изменяющегося общества/Л.М. Дробижева, М.М. Кузнецов, В.В. Коробеева и др. М., 1994;
Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П. Выжлецова и др.
СПб., 1996 и др.

3 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии.
1996. № 2; Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «круглого сто
ла» //Вопросы философии. 1996. № 2; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь,
1996; Крымский СБ. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы фило
софии. 1992. № 12; Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. 1996.
№ 2; Освобождение духа /Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.,1991; Платонов Г.В., Ко-
сичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник МГУ. Серия 7.
Философия. 1998. № 2, 3; Яковлев А.И. Государственная идеология. Калуга, 2001 и др.

водействия возникновению негативных нравственных явлений в российском социуме4.

Активно в последнее время вовлекаются в научный оборот зарубежная философская литература - работы А. Вебера, В. Виндельбанда, П. Сорокина, А. Тойнби, Э. Фромма, С. Хантингтона, Й. Хёйзинги, О. Шпенглера, В. Шубарта, К. Ясперса и др. Это позволило расширить диапазон аргументации отечественных философских исследований, прирасти их потенциал иным видением проблем культуры, развития общества и личности.

Третью группу источников составляют работы, в которых весьма плодотворно и основательно анализируются генезис, сущность, структура и специфика морали как важного феномена духовной жизни общества. Существенный вклад в разработку актуальных проблем содержания, видов, структуры, регуляции и эволюции морали внесли такие ученые, как Д.С. Аврамов, С.Ф. Анисимов, А.Г. Апресян, Б.Н. Бессонов, B.C. Библер, В.Э. Бойков, А.А. Гусейнов, Е.В. Беляева, Л.П. Буева, В.Н. Иванов, Е.Б. Золотухина-Аболина, А.С. Капто, Н.П. Кириллов, П.А. Кропоткин, А.С. Миловидов, Ф.Т. Михайлов, B.C. Соловьев, А.Г. Спиркин, А.И.Титаренко, В.И. Толстых, С.А. Тюшкевич, Ю.М. Федоров, В.Ф. Фролов, А.И Яковлев, Р.Г. Яновский и др.6

См., например: Киселев Г.С. Человек, культура, цивилизация на пороге III тысячелетия. М., 1999; Кортунов СВ. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М,, 1997; Подберезкин А.И. Через духовность — к возрождению Отечества //Свободная мысль. 1995. № 5; Россия в условиях переходного периода: Матер, науч. конф. М., 1999; Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика //Общественные науки и современность. 1999. № 4; Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999 и др.

5 См.: Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999; Виндельбанд В. Дух
и история: Избранное. М., 1995; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
Тойн- би А. Постижение истории. М., 1996; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивно-
сти. М., 1994; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис. 1994. № 1; Хёйзинга Й. Об
исторических жизненных идеалах. Лондон, 1992; Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфоло
гии мировой истории. М., 1993; Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000; Ясперс К. Смысл и
назначение истории. М., 1991; Он же. Духовная ситуация времени. М., 1990 и др.

6 См.: Аврамов Д.С. Профессиональная мораль журналиста как социальный феномен
//Профессиональная этика журналиста. М., 2003; Анисимов С.Ф. Моральные ценности и лич
ность. М., 1994; Бессонов Б.Н. Философия: история и современные задачи. М., 2006; Библер
B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990; Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко
Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М., 1990; Буева Л.П. Духовность и проблемы нрав-

В работах авторов данной группы при анализе гносеологических и аксиологических проблем морали и морального сознания в современной духовной жизни личности и общества можно выделить ряд успешно разработанных вопросов: структура морали и характеристика ее элементов в условиях эволюции духовной жизни общества; особенности нравственных отношений в противоречивых условиях развития российского общества; характеристика нравственной культуры личности и проблема моральной регуляции в ситуации формирования системы рыночных отношений в стране; особенности проявления морали (главным обра-зом, морального сознания) в духовной жизни общества и др.

Следует подчеркнуть, что за последние годы пока еще не достаточно исследованы такие актуальные вопросы, как специфика проявления моральных ценностей в сфере духовной культуры и науки, а также безопасности, политики, между-

ственной культуры //Вопросы философии. 1996. № 2. С.3-7; Гусейнов А.А., Апресян А.Г. Этика. М., 1998; Золотухина-Аболина Е.В. Этика. Ростов-на/Д, 1998; Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006; Кропоткин П.А. Этика. М., 1991; Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск, 1985; Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990; Моральные ценности и личность /Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаева. М., 1994; Освобождение духа/Под ред. А. А. Гусейнова, В.И. Толстых. М., 1991; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1977; Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1992; Тюшкевич С.А. Социально-политическое и гуманитарное значение Великой Победы /Социология Великой Победы. М., 2005; Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992; Этическая мысль. Научно-публицистические чтения //Отв. ред. А.А. Гусейнов. М., 1998.; Фролов В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности. М, 1980; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народов. Томск, 2000; Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004 и др.

7 См., например: Алексий II. Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение. М., 1994; Абрамович С.С. Нравственные ценности искусства в духовной жизни российских воинов //Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции. М., 2001; Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000; Аринин А.Н., Коваль Б.И., Коваль П.Б. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал. М., 2003; Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998; Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994; Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998; Демидов И.В. Нравственная культура и духовная безопасность военнослужащих //Армия и общество. 2000. № 1. С. 68-74; Мень А. Культура и духовное возрождение. М., 1992; Моисеев Н.Н. Инвайронментальная этика. Фундаментальные основы //С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 196-199; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000; Степнов П.П. Этические нормы государственного служащего. М., 2000; Христианские начала экономической этики. Сборник материалов международной Интернет-конференции /Сост. К.М. Костюк. М., 2001; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М., 2000; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992 и др.

народных отношений; характерные черты корпоративной морали; развитие профессиональной морали в современных условиях и др.

Четвертую группу источников составляют работы авторов, посвященные непосредственно проблемам функционирования и развития морального сознания в духовной жизни современного общества, анализа места и социальной роли морального сознания как важного атрибутивного слагаемого духовного мира личности и др.8

Весьма актуальным моментом в работах данной группы являются попытки ученых исследовать моральное сознание и его особенности в современном российском обществе, подчеркнуть значимость моральных ценностей в формировании духовного мира личности, в гуманизации всех областей духовной жизни общества, актуализировать связи морального сознания с другими формами общественного сознания.

Россия XXI века является воплощением самобытной российской цивилизации, культуры и традиций населяющих ее народов, их богатой и разнообразной духовной жизни. Значительное место и важную аксиологическую роль в ней на всех переломных этапах развития играла и играет мораль, моральное сознание.

См., например: Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. ...канд. псих. наук. М., 2001; Азарова Е.А. Влияние культуры на формирование и измерение моральных тендерных стереотипов //Российские женщины и европейская культура: мат. V конференции, посвященной теории и истории женского движения/Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. СПб., 2001. С.213-219; Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. М., 2007; Буданцев Ю.П., Большаков В.И. Соборность российской государственности. Историко-социологический анализ. М., 1999; Ильин И.А. О сущности правосознания: Сб. соч. В 4 т. М., 1999. Т. 4.; Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. М., 1999; Кравченко И.И. Бытие политики. М., 2001; Ксено-фонтов В.Н. Связь морали и политики в духовной жизни общества //Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции. М., 2001. С.80-88; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Позднякова O.K. Формирования нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Оренбург, 2006; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2006; Хвостов А., Иванова А. Моральное сознание молодежи России (на материалах исследования молодежи Москвы и Кубани) //Развитие личности. 2001. № 2. С.78-111; Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: Автореф. дис. ...д-ра псих. наук. М., 2005; Хренов Н.А. Воля к сакральному. СПб., 2006; Шелер М. Ресенти-мент в структуре моралей. СПб., 1999 и др.

Именно потребность в социально-философском анализе актуальной теоретической и практической проблемы предопределила выбор объекта и предмета исследования, выявление его конкретных задач.

Объектом диссертационного исследования выступает духовная жизнь современного российского общества. Предметом является сущность, содержание, состояние, противоречия и приоритетные направления оптимизации морального сознания в духовной жизни современного российского общества.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущности, структуры, содержания морального сознания как феномена духовной жизни современного российского общества, а также направленность развития и приоритетные направления оптимизации морального сознания личности и общества.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие конкретные задачи:

уточнить сущность и направленность развития морального сознания как феномена духовной жизни современного российского общества;

выявить состояние морального сознания в духовной жизни современного российского общества и обосновать динамику изменения данного феномена;

определить и дать содержательную характеристику основным противоречиям функционирования морального сознания в духовной жизни современной России;

обосновать перспективные направления оптимизации морального сознания в духовной жизни современной России.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили философские положения и идеи отечественных и зарубежных авторов, исследовавших различные аспекты общественного развития, основных сфер жизни общества, прежде всего духовной, ее содержание, структуру, специфику процессов и явлений, происходящих в духовной жизни современной России, а также функционирование и особенности развития морали и морального сознания

в современных условиях становления российской цивилизации. В исследовании также реализованы итоги осмысления материалов научных и научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», публикаций в научных журналах, печати, художественной литературе, диссертаций и авторефератов диссертаций.

В качестве методологической основы диссертации выступают базовые положения социально-философской науки, ее исходные методологические принципы и понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, эссенциалист-стский, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. Социально-философский подход, реализованный в диссертации, позволил осуществить анализ сущности, содержания, особенностей и тенденций развития духовной жизни современного российского общества; морали как важного духовного социального феномена и определить доминирующую значимость в ней морального сознания; соотношения морального сознания с основными формами общественного сознания и специфики их взаимосвязи; направленности развития и противоречий функционирования морального сознания в духовной жизни российского общества в современных условиях.

Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные, результаты социологических исследований отечественных ученых, в том числе Института социально-политических исследований РАН, соответствующие материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, а также социологических исследований, проведенных лично автором. В диссертации применялся контент-анализ различного рода документов и литературных источников, а также личные наблюдения и опрос.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, осуществляется анализ ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются цель и задачи исследования, указывается теоретико-методологическая основа исследования и формулируются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Сущность морального сознания в духовной жизни российского общества: основное содержание и направленность развития» раскрывается сущность, содержание и направленность развития морального сознания в духовной жизни современного российского общества.

Во втором разделе «Состояние и противоречия функционирования морального сознания в духовной жизни современной России» анализируется состояние морального сознания современного российского общества, основные тенденции^ его развития, доминирующие субъекты и противоречия функционирования данного феномена с учетом специфики развития духовной жизни российского общества.

В третьем разделе «Основные направления оптимизации морального сознания духовной жизни российского общества» выявляются и обосновываются приоритетные направления оптимизации морального сознания в духовной жизни на уровнях (личностном, социально-групповом, территориально-региональном, государственном, цивилизационном и др.) и сферах жизнедеятельности современного российского общества.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются некоторые выводы и научно-практические рекомендации и предложения по реализации полученных результатов.

Список литературы отражает основные источники по диссертации.

Приложения составляют справочная информация, используемая в ходе диссертационного исследования.

Научная новизна представлена в положениях, выносимых на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения.

  1. Направленность развития морального сознания в духовной жизни современного российского общества представляет собой поиск объективных, общезначимых духовно-нравственных и моральных ценностей и непосредственную их реализацию во всех сферах личной, социально-групповой и общественной жизнедеятельности.

  2. Состояние морального сознания духовной жизни современного российского общества характеризуется хаотической динамичностью, отсутствием цельности и единства, противоположной направленностью, противоборством субъектов морального сознания, ризомностью, вызванное незавершенностью морально-нравственной идентификации российского общества в условиях постсоветского периода, противоречивостью процессов глобализации, активизацией кросскуль-турного, межцивилизационного и межконфессионального взаимодействия, формированием информационного общества. В целом, моральное сознание современного российского общества находится в кризисе и представляет собой сферу взаи-моконкурирующих нравственных, а так же и аморальных систем, ориентации, предпочтений и ожиданий.

  3. Противоречия функционирования морального сознания в духовной жизни современного российского общества объединены в следующие группы: межцивилизационного, формационного (социально-классового), формационно-цивилизационного, социально-территориального (регионального), национально-этнического, социально-конфессионального, социально-гендерного и социально-группового характеров. Особую группу противоречий образуют противоречия между носителями морального и аморального сознания, между сторонниками морального оптимизма и морального нигилизма.

  4. Оптимизация морального сознания в духовной жизни современного российского общества рассматривается как процесс разрешения противоречий на внутриличностном, межличностном, социально-групповом, территориально-региональ-ном, государственном, межцивилизационном (глокальном) и других

уровнях функционирования морального сознания, а также во всех сферах жизнедеятельности российского общества.

Теоретическая значимость исследования заключается в приращении методологических знаний в области исследования духовной жизни общества, с учетом внутренних и внешних детерминантов, воздействующих на нее; в раскрытии социально-философского анализа содержания, особенностей и тенденций духовной жизни российского общества в условиях его трансформации; в выявлении специфики содержания структурных элементов морали и их эволюции в духовной жизни современного российского общества; в определении подходов и принципов противостояния негативным процессам в сфере морали и духовной жизни российского общества; в исследовании, на основе единства исторического и логического, соотношения морали с ведущими формами общественного сознания и особенностей ее проявления в духовной жизни российского общества.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные теоретические выводы и предложенные рекомендации могут быть использованы для подготовки специалистов соответствующих структур в области культуры, средств массовой информации, журналистики, управленческой деятельности. Рекомендации исследования могут быть применены для обоснования концепций, программ, спецкурсов ВУЗов в области гуманитарного образования в РФ, а также в межкультурном и профессионально-образовательном сотрудничестве со странами СНГ. Материалы исследования могут быть использованы Министерством культуры РФ, соответствующими комитетами Государственной Думы РФ, деятельность которых направлена на оптимизацию законодательства в сфере культуры, науки, образования и СМИ. Полученные результаты могут быть использованы в процессе политико-воспитательной работы в государственных органах и учреждениях, высших и средне - специальных учебных заведениях, при подготовке целевых Федеральных государственных программ, в работе по воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

Апробация работы. Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации диссертации излагались автором в научном докладе на кафедре «Философии и религиоведения» Военного Университета, в научном сообщении на конференции «Духовная жизнь России в глобальном мире», в докладе на научно-практической конференции в Институте гуманитарного образования «Защита прав и свобод человека», в выступлениях на «круглых столах», творческих дискуссиях и семинарах, проводимых в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Институте социально-политических исследований РАН, Культурном центре Вооруженных Сил РФ, Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова, Российском университете дружбы народов и др.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Дурново СИ. Духовная жизнь Российского общества: содержание и спе
цифика //Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2006. № 3. 0,6 п.л.

  1. Дурново СИ. Духовная жизнь российского общества: содержание и управление//Личность. Культура. Общество. 2006. № 4. 1,0 п.л.

  2. Дурново СИ. Журналистика как фактор развития общественного сознания в духовной жизни России //Поиск. 2006. № 13. 0,6 п.л.

  3. Дурново СИ. Мораль и религия в духовной жизни общества //Поиск. 2006. № 15. 0,6 п.л.

  4. Дурново СИ. Моральные ценности советских воинов в Великой Отечественной войне: история и современность //Поиск. 2005. № 10. 0,6 п.л.

  5. Дурново СИ. СМИ и духовная безопасность личности: состояние и особенности //Материалы научно-практической конференции «Защита прав и свобод человека». М., 2005. 0,4 п.л.

  6. Дурново СИ. Духовная жизнь российского общества: содержание и специфика //Вестник МПУ. 2005. № 3. 0,5 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 4^ печатных листов.

Сущность морального сознания в духовной жизни российского общества: основное содержание и направленность развития

Рассмотрение морального сознания в духовной жизни современного российского общества как социального феномена требует выявления его содержания и направленности. Это в свою очередь предполагает учет общей специфики содержания социально-философского знания как области философского знания, соотношения основных подходов к феномену духовности, духовной жизни, места и роли морального сознания в духовной жизни российского общества.

В ходе исследования также необходим учет специфики культурно-исторического развития духовной жизни российского общества от древности до современности. Анализ морального сознания как феномена духовной жизни современного российского обществе требует пристального внимания к процессам социальной действительности, которые происходят в современном мире. Речь идет, прежде всего, о процессах связанных с распадом Советского Союза и той системы духовной жизни, которая была связана с советской цивилизацией. Особое влияние на характер современной духовной жизни и моральное сознание оказывают процессы глобализации, кросскультурного взаимодействия цивилизаций, обществ, государств, социальных групп, формирование информационного общества.

В силу того, что современный мир и российское общество характеризуются своеобразной полифорничностью духовной жизни, то и метод исследования феномена духовности и морального сознания должен основываться на методологическом многообразии. Этот подход предполагает, что порою взаимоисключающие концепции духовности и морального сознания следует применять на основе методологической дополнительности.

Мировое сообщество вступило в своем развитии в новое тысячелетие. Прогнозируя грядущее, человечество внимательно оценивает прошлое, взвешенно исследует настоящее. Начавшееся столетие, несмотря на выдвигаемые концепции о приоритетности материальных ценностей, нередкое их возвеличивание, тем не менее, характеризуется пристальным изучением духовной сферы жизни общества, роли и места ее компонентов в развитии личности. При этом нельзя не подчеркнуть, что духовная жизнь общества и все ее области испытывают на себе специфическое воздействие морали. Вот почему актуальное значение приобретает, во-первых, философский анализ основных категорий духовной жизни, во-вторых, исследование взаимосвязи морали с наиболее важными компонентами духовной жизни и всеми сферами жизнедеятельности общества. Этими обстоятельствами определяется специфика решения исследовательской задачи первого раздела.

Духовная жизнь общества выступает как определенная самостоятельная сфера. При ее анализе необходимо обратить внимание на близость таких понятий, как «духовность», «духовная жизнь», «духовная культура» и «общественное сознание».

Понятие духовности в современной философии, а также в других социальных и гуманитарных науках, неоднозначно. Анализу понятия духовности, её типологии и структуры посвящены публикации Г.В.Платонова и А.Д.Косичева1, Г.А. Аванесовой, Г.В.Платонов и А.Д.Косичев проделали довольно детальный анализ подходов в оценке феномена духовности.

Они соглашаются с исследователями, которые зарождение феномена духовности связывают с мифологическим и религиозным сознанием. В тоже время они обращают внимание на то, что в просторечьи понятия «дух» и «духовность» имеют значения совершенно разнопланового содержания связанного с внутренним состоянием, моральной силой человека, коллектива, всего народа: "собраться с духом", "проникнуться духом народа", "дух согласия", "боевой дух" "дух времени", "дух войска", "подъем (или упадок) духа", "дух оптимизма" (или пессимизма), "духе нигилизм", "кастовый дух", "дух высокомерия, неприязни", о "дух национализма", "криминальный духе" и т.д1.

Исследователи выделяют религиозную и светскую трактовку духовности. Они согласны с тем, что «духовность — это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям»2 и отмечают, что «духовность служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень духовного освоения мира человеком»3.

Л.П. Буева определяет духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде»4.

Материалистическая концепция духовности оперирует понятиями души, как высшей психической способности человека. Между тем, идеалистическая философия оперирует главным образом с концептом «дух», как высшей объективносу-щей реальности5.

А.Л.Доброхотов определяет дух6 в двух значения значениях:

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыс-лополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души;

Состояние и противоречия функционирования морального сознания в духовной жизни современной России

Современная Россия, являясь частью мировой цивилизации, переживает сложные и драматические годы в своем развитии. Продолжающиеся кризисные процессы в стране особо остро проявляются в духовной- сфере жизни общества. Резкое снижение уровня нравственной культуры среди населения И социальная, апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовных ценностей, ведут к негативной тенденции - переводу российского государства в разряд периферийных социокультурных систем. В этой связи, важное значение приобретает объективный анализ реального состояния противоречивых процессов и тенденций духовной жизни российского общества, состояния и противоречий функционирования морального сознания.

Многие исследователи отмечают, что современная ситуациям России характеризуется определенной нестабильностью, неустойчивостью и хаотичностью.. Российская цивилизация определяется как «одна из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшаяся на пространствах Вост. Европы и Сев. Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, климатических, этнических, конфессиональных, политических, исторических факторов»1. Исследователи отмечают, что особенностью-России является её цивилизационный характер . Её особенностью является православная культура, как основа духовно-нравственного определения3. Даже в условиях секуляризации эта цивилизационная черта нашла для себя новое воплощение в форме русского коммунизма4 и предстала Советской цивилизацией5. Однако после распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье. С. А. Белковский отмечает: «Одна из ключевых проблем современной России состоит в следующем: после распада СССР мы не прошли стадию национальной самоидентификации. Оставшись лишь большей частью погибшей общности — советского народа. А в такой ситуации никакое поступательное национальное развитие невозможно, ибо отсутствует субъект развития. Чем кончается подобная бес-субъектность, мы видим на примере некоторых стран бывшего СССР, скажем, Молдавии, которая через несколько лет так или иначе окажется румынской провинцией»1.

Схожую оценку дают и зарубежные исследователи процессов идентификации в современной России. Вот оценка Д.Биллингтона, который связывает идентификационный кризис России с индивидуализмом российской интеллигенции: «Поиски индивидуальности привели к тому, что в России начались бурные дебаты в интеллектуальных слоях общества в XIX веке, а в начале XX века произошли беспрецедентные социальные катаклизмы, результатом которых стало формирование утопической идеократии, возникновение великорусского национализма, санкционированного вождизма и авторитарного правления. Все это, как утверждает автор, стало прелюдией к полным драматизма и хаотическим поискам национальной идентичности после краха системы, основанной на коммунистической идеологии, глубоким переменам в сознании людей, характеризующимся уходом в безразличие, пессимизм и религиозность»2.

Л.Г.Ионин отмечает, что гибель советской моностилистической культуры привела к распаду формировавшегося десятилетиями образа мира, что повлекло за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций на индивидуальном и групповом уровне общества в целом. Он отмечает, что в таких условиях мир для человека и человек для самого себя перестают быть прозрачными, понятными, знакомыми. Эта ситуация требует переоценки ценностей и поиска новых культурных моделей, идеологических схем, призванных восстановить мир пусть как иное, чем раньше, но равным образом упорядоченное целое1.

Л.Е. Бляхер утверждает, что в условиях социального кризиса и нестабильно сти смыслы, ценности, целевые установки и- жизненные ориентиры, личности и общества оказываются до основания потрясенными. Деструктурированная соци альная система, еще недавно обеспечивающая стабильность интеракции и устой чивость механизмов смыслоозначения, превращает его жизнь в постоянное балан сирование между рисками, в цепь более или менее крупных личностных катаст роф. Человек вынужден действовать в ситуации, когда ни структура действия, ни его результат ничем не гарантированы2. : О.А. Арин отмечает, что Россия потеряла статус великой державы, перестала быть центром «силы» и мировым полюсом, определяющим структуру международных отношений. Следствием этого является тот факт, что развитие международных отношений, основные мировые тенденции, например пресловутая глобализация, происходят без участия России... Россия перестанет (фактически уже перестала) оказывать влияние на ход мировых событий . Все это оказывает негативное влияние на самооценку граждан России.

Основные направления оптимизации морального сознания духовной жизни российского общества

В конце XX века после начала диалога Восток-Запад беспрецедентное по своим масштабам соприкосновение двух мировоззрений охватило сферу философии, политики, морали, затронуло национальные корни российской духовности, веками формировавшийся менталитет народа, повлияло на национальную нравственную парадигму . Бездумное перенесение западной поведенческой модели на российскую духовную почву привело к разрушению веками формировавшихся нравственных основ жизни нашей страны, деформации ценностных установок личности, ее этических норм.

Бесчеловечным, асоциальным и поверхностным считает современный мир французский философ Ж. Бодрийяр: Этот мир, по его мнению, находит свою эстетическую и экстатическую форму в образе пустыни. Пустыня представляет собой очищенную форму социального дезертирства. Холод и мертвенность, заключенные в дезертирстве или социальном отчуждении, здесь, в зное пустыни, обретают зримый образ. Это место, где царят искусственность и тишина. Тишина создается протяженностью взгляда, который не находит для себя ничего, на чем бы он мог сосредоточиться... Пустыня - это окаменевшие сплетения человеческого разума, это предельное безразличие, здесь ниспровергаются, уничтожаются все человеческие желания2.

По мнению А.С.Капто западно-агрессивный урбанизм, ценности сиюминутной выгоды, воздействие на личность в плане формирования у нее агрессивного сознания и агрессивного поведения, десоциализация личности, классов, социальных групп и всего российского общества в целом, вседозволенность и безнаказанность приводят к потере личной ответственности и личной безопасности3.

«Вместе с обесценением прошлых высших ценностей, - писал М. Хайдеггер, - прежде всего, должно быть устранено соответствующее им место... Крайний, но активный нигилизм устраняет прежние ценности вместе с их «пространством». «Переоценка „переоценки всех ценностей"... понимается не в том смысле, что на том же самом месте, которое занимали прежние ценности (в сфере идеального измерения человеческого существования), устанавливаются новые, но в том, что, прежде всего и каждый раз по-новому определяется их место»1, где теперь утверждаются ценности, каковые уже по одной этой причине не имеют ничего общего с традиционными этическими ценностями. Так еще в» 80-е годы прошлого столетия понятие «спекуляция» в советском обществе носила ярко выраженный аморальный оттенок. Словарь СИ. Ожегова определял спекуляцию как «расчет, умысел, направленный на использование чего-нибудь в своих корыстных целях, а также скупку и перепродажу имущества, ценностей, товаров широкого потребления с целью наживы2.

В настоящее время спекуляция признается весьма достойным занятием, которым СМИ призывают заниматься все население. На рекламных плакатах можно увидеть приглашения президента московской биржи В. Сафина поучаствовать в спекулятивных операциях, при этом даже предоставляется небольшой стартовый капитал. А Forex-банк предлагает поучаствовать в работе биржи в форме специальной игры даже школьникам. В московском метро также можно увидеть плакаты, изображающие Дж. Сороса и в качестве высшего достижения превозносящие его спекулятивный „подвиг" - о получении им 900 млн. долларов благодаря игре на разнице между курсом доллара и фунта стерлинга в 1992 г. Между тем известно и об обширной духовно-практической деятельности указанного «мецената», фонд его имени немало сделал для просвещения российского народа, публикуя и распространяя среди действительно весьма необходимой научной литературы и ряд произведений способствующих насаждению западных моральных оснований в российском обществе.

Все эти действия приводят к формированию современного массового человека, который, по словам испанского философа X. Ортеги-и-Гассета не будучи достаточно серьёзно приобщенным к многовековой человеческой культуре, имеет смутное, представление о морали, поэтому «это существо способно творить и самое большое благо, и самое большое-зло»1.. Оноj кроме того, всеми силами пытается отделаться от необходимости исполнения морального долга. Называя;преобладающий человеческий- тип человеком-массой, Ортега; обращает особое: внимание на.то, что «главная особенность; его поведения: состоит в; том, что, чувствуя себя посредственностью, он провозглашает право на- посредственность и отказывается: признавать высшие по отношению к нему авторитеты»?, в,том числе и: моральные.

На.сегодняшний день имеется множество сценариев дальнейшего;изменения морального сознания в духовной сфере российского общества: в недалеком будущем, от самых пессимистических- утверждения полного аморализма- до весьма оптимистичных, предсказывающих формирование новой морали.

Л. Турен вообще, не согласен с утверждением, что современное общество? переживает кризис: «Когда старые общества, старые; агенты, прогресса терпят; крах, то их адепты „голосят" о: кризисе, о декадансе» . По его мнению; сегодня» речь должна идти о смене ценностей;, о трансформации общества; которая существовала; во все времена и нынешний этап развития общества ничем особенным не отличается от прошлых.

Б.Н. Бессонов полагает, что сегодня и применительно к сфере нравственности нельзя говорить о человечестве только в пессимистическом: тоне. «Я; верю: этические основы, выработанные человечеством; более прочны, чем политические концепции, базирующиеся нанасилии, чем бездумная логика покорения природы, чем аморализм в межличностных отношениях современных людей. Сегодня реальная жизнь требует и способствует упрочению этических принципов как в сфере отношений человека и природы, так и в сфере межчеловеческих связей и взаимодействий.

Похожие диссертации на Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества