Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззренческая парадигма русского космизма:социально-философский анализ Хабибуллина, Зиля Наиловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хабибуллина, Зиля Наиловна. Мировоззренческая парадигма русского космизма:социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Хабибуллина Зиля Наиловна; [Место защиты: ГОУВПО "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2012.- 379 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертации
обусловлена необходимостью концептуального осмысления преобразования
социума, глобализации как процесса интеграции и обретения целостности
человечества и постижения динамики происходящих общепланетарных
процессов на основе мировоззренческого наследия русского космизма. Это
требует от общества решения целого комплекса мировоззренческих,
научных, практических проблем, которые востребованы в современном
глобализирующемся мире. Космизм, как характеристика активно-

деятельной сущности человека как космического существа, которое стремится духовно и практически постичь окружающий мир и свое место в нем, обладает оригинальными идеями и большой прогностической силой, востребованной современным обществом.

На современном этапе развития общества чрезвычайный интерес
представляет рост духовного, нравственного, научного авторитета русского
космизма, устанавливающего закономерности космопланетарного

становления социоприродной системы. Интерес к наследию русских космистов вызван, с одной стороны, их философскими исканиями исторической «правды», с другой стороны, широким и научно точным охватом тенденций эволюционного развития, социокультурных перспектив человеческой цивилизации в масштабах космоса.

Русский космизм - явление многоплановое. В нем множество идей, основанных и на религии, и на науке. Мировоззренческие идеи русского космизма обретают популярность, так как оказались в русле напряженных философских поисков понимания места и значения человека как в социальных, природных условиях, так и в масштабах Вселенной. В центре внимания космистов стоит вопрос «Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу и внешний мир?». Общая цель русского космизма - формирование общепланетарного сознания, которым можно было бы удержать распадающийся мир. Очевиден тот факт, что русские космисты смогли выделить главное из того, что нужно современному обществу, а именно - глобальное понимание проблем и ответственное отношение личности в решении задач вселенского масштаба.

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что многие идеи русского космизма ориентированы прежде всего на духовно-нравственное совершенствование человека. Здесь фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами, как в интересах самого человека, так и для прогрессивного развития общества.

Мировоззренческий интерес к глобальной целостности «человек –

общество – природа» углубляется разрабатываемой философским

космизмом рефлексией над условиями постановки и решения вопроса об общих закономерностях и тенденциях взаимодействия общества и космоса, знания о которых имеют метатеоретический характер.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о неотъемлемой
связи космизма с социальной жизнью затрагивался, в основном, на стыке
диалектико-материалистической и историко-материалистической ипостасей
советской философии. В силу догматизированности понимания проблемы
полученные результаты часто оказывались противоречивыми и

концептуально непроясненными, порождая скорее разброс мнений, чем
связь квалифицированных экспертных суждений по данной проблеме,
способствовали распространению активной критики космизма как

совокупности концепций утопического толка, в целом, и русского космизма, в частности.

В последней четверти XX века интерес к феномену русского космизма резко возрастает. Постепенно в орбиту русского космизма стали вовлекаться все новые и новые имена. Появляются статьи, публикации, книги, посвященные данной тематике, и постепенно словосочетание «русский космизм» прочно укореняется в отечественной науке. Интерес советского человека к космонавтике, научно-технической революции, кибернетике – все это органически вписывается в учение русского космизма.

Русский космизм, как самобытное направление отечественной мысли, исследуется учеными как в российской, так и в зарубежной литературе разносторонне и многогранно. Ими рассматриваются различные аспекты развития космизма, творческое наследие мыслителей, представляющих разные его направления. В отечественной мысли большое внимание уделяется ключевым представителям русского космизма, труды которых являются началом целых философских школ, и чье творчество до сих пор изучается. Это прежде всего работы В.И. Вернадского, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, о.П.Флоренского, Н.А. Бердяева, А.К. Горского. Е.И. и Н.К. Рерихов, А.В. Сухово-Кобылина, Н.Г. Холодного.

Посвященные социально-философской тематике, выраженной по большей части в концептуально-методологическом плане, труды советских философов и религиозно ориентированных социальных философов, а также и западных исследователей, в первую очередь, работы В.Н. Дуденкова, В.О. Бернацкого, Э.Тоффлера, С.Л. Франка, И.Т. Фролова, К. Ясперса; а также – Е.А.Когай, В.Н. Сагатовского, П.А. Рачкова, С.С. Неретиной, А.П. Огурцова, О.Н.Яницкого и др.

Есть целый пласт полемических работ, связывающих русский космизм как с мировоззренческим прошлым, так и с мировоззренческим будущим. Здесь наиболее существенными являются работы Ф.И. Гиренка, одного из первых исследователей, обратившихся к трудам русских космистов и рассматривающего проблему возникновения русского космизма и его классификации, и В.Н. Демина, изучающего древнейшие корни русского космизма.

Это также ряд работ, рассматривающих разные аспекты развития и
становления русского космизма: А.В. Гулыги, В.П. Казначеева, В.В.

Казютинского, Л.А. Когана, Е.А. Спирина, Н.Н. Моисеева, В.П. Пазиловой, Ю.К. Плотникова, И.В. Черниковой; кроме того – работы П.П. Гайденко, К.Х. Делокарова, В.Е. Ермолаевой, В.В. Зеньковского, А.В. Кураева, В.М. Мапельман, А.П. Назаретяна, В.В. Налимова, В.Г. Соколова, А.Д. Урсула, Е.Т. Фадеева, Ю.М. Федорова, Г.В. Флоровского, А.И. Субетто и др.

Сюда же можно отнести работы, имеющие социально значимые сведения философских проблем естествознания и представленных публикациями Ю.В. Балашова, Е.Т. Бородина, Л.М. Гиндилиса, Г.М. Идлиса, В.В. Казютинского, Л.В. Лескова, И.С. Шкловского, А.С. Щербакова и др., в русле проблематики антропного космологического принципа, а также новаторские работы Р.Ф. Абдеева, С.П. Курдюмова, Н.Н. Моисеева, И. Пригожина и др., раскрывающие законы эволюции сложных систем и социально значимые аспекты синергетики. На конкретном материале космологии, биологии и физики построена фундаментальная монография Б.С. Галимова об эволюционной картине природы.

Показательно, что идеи русского космизма в последние десятилетия
активно развиваются зарубежными учёными. Например, выделим работы М.
Хагемайстера, которые отличаются наиболее полным историко-

философским охватом всевозможных учений «федоровцев» - от Н.П.
Петерсона и В.А. Кожевникова до советского «прометеизма» и
«европейской эмиграции». Работа К.С. Хруцкого посвящена

характеристике космизма в системе «человек-планета-Вселенная» как целостное единство. Известны исследования творческого наследия В.И. Вернадского, которые проводят Ж. Гринвельд, В.Э. Крумбайн, Дж. Лавлок, Г. Левит, Дж. Хатчинсон и др.

Наряду с исследованиями, оценивающими в целом положительно идеи русского космизма, существуют работы критического толка, например о технократическом влиянии русского космизма, об утопичности как отрицательной характеристике построений русских космистов (Кутырев В. А., Мапельман В.М.); о близости и даже совпадении идей русского космизма с идеями коммунистического строительства (Гаврюшин Н. К.).

По мнению диссертанта, эти исследования заслуживают внимания, особенно в свете современных глобальных изменений, побуждают к научному дискурсу по разным проблемам, поднимаемым русскими космистами.

Творческое наследие В.И. Вернадского и вопросы, связанные с проблемой ноосферы: анализ концептуальных подходов к природе ноосферы, роль человеческого фактора в ноосфере, социально-исторические факторы становления ноосферы изучали А.А. Аронов, Г.П. Аксенов, М.И. Будыко, И.И. Булычев, В.О. Глуховцев, В.В. Демьянов, В.Д. Комаров, В.П. Казначеев, М.А. Кузнецов, Л.А. Левина, Н.И. Мочалов, А.Д. Московченко, Ю.В. Олейников, В.В. Рыков, М.Б. Туровский, Т.А. Урсул, А.Д. Урсул, Н.И. Цицилина. Нравственные и этические аспекты духовной и социокультурной организации цивилизованного человечества, установленные русским космизмом, получают отражение в теоретических разработках, материалах различных научных, научно-практических, философских конференций. Отдельные аспекты проблемы социального выживания представлены в работах И.В. Вишева, А.К. Манеева, Л.В. Фесенковой.

Несмотря на рост научного интереса к изучению антропокосмизма в 90-е
годы ХХ века, следует отметить, что первые персональные исследования
творчества Н.К. Рериха (Л.В. Короткина, В.М. Сидоров, Е.Г. Сойни)
появились уже в 70-80-е годы ХХ века. В этих исследованиях из-за
идеологической цензуры еще невозможно было рассматривать

художественные работы и культурные проекты Николая Рериха в контексте идей Живой Этики. Философские аспекты Живой Этики академической наукой стали изучаться только в течение последнего десятилетия ХХ века. Этому способствовали нарастающий философский плюрализм и публикация философских первоисточников антропокосмизма, основанного на идейной традиции евразийства. В течение последнего десятилетия ХХ века и первого десятилетия XXI века появляются новые монографические исследования антропокосмизма Живой Этики ( Е.В. Зорина, Н.Е. Ковалева, В.А. Росов, И.В. Фотиева, Л.В. Шапошникова, А.М. Шустова и др.). Разработкой философской и культурологической проблематики Живой Этики, теософии и рериховского наследия занимались: Т.В. Аверьянова, Ю.А. Агешин, Н.П., А.А. Бондаренко, Л.М. Гиндилис, Т.П. Григорьева, М.Н. Егорова, В.Э. Жигота, А.Н. Зелинский, А.В. Иванов, Е.А. Левинтова, В.В. Лесков, В.Л. Мельников, М.А. Можейко, Ю.В. Никулина, А.А. Сазанов, В.М. Сидоров, И.В. Фотиева, В.В. Фролов и др.

Некоторые авторы позиционируют себя как прямых последователей и преемников космистских идей. С целью их изучения, распространения и развития ими регулярно организуются научно-теоретические и научно-6

практические конференции, выпуски сборников работ, посвященных
осмыслению и развитию космистских идей, издание трудов представителей
русского космизма. Так, начиная с 60-х годов, в Калуге ежегодно
проводились чтения, посвященные разработке научно-философского
наследия К.Э. Циолковского. Известны труды В.И. Алексеевой,

посвященные философии космизма К.Э. Циолковского, являющейся
заведующей отделом Государственного музея истории космонавтики им.
К.Э. Циолковского (Калуга). В Москве регулярно организовывались
Федоровские чтения, активной была также культурная, научно-

исследовательская и издательская деятельность Международного Центра
Рерихов в Москве. Среди этой группы исследователей наиболее известными
стали многочисленные работы С.Г. Семеновой, посвященные изучению и
пропаганде русского космизма в целом, и, в первую очередь, проекта Н.Ф.
Федорова, рассматриваемого ею как вершина всего русского и мирового

космизма. Фундаментальным является труд из двух частей, составленный С.Г. Семеновой на основе архивных исследований и публикациях последнего времени, благодаря которым в научное обращение вводятся новые фрагменты рукописного наследия космософов, в силу обстоятельств вычеркнутых из отечественного интеллектуального поля. Работы такого толка способствуют объемному, неискаженному видению обозначенных им проблем.

Принимая во внимание вышеотмеченные исследования, в диссертации
рассматриваются проблемы, которые не получили должного осмысления в
отечественной и зарубежной философии: социально-философское

осмысление многогранного потенциала русского космизма; в современном обществе с его экологическими, демографическими, экономическими и разными социальными проблемами, социокультурный потенциал русского космизма востребован как никогда

Философия русского космизма, опирающаяся на фундаментальные идеи
всеединства, соборности, софийности, всечеловечности, понимание

связанности Космоса, Земли, биосферы и человека, имеет большой
творческий потенциал. Учение о регулируемой социоприродной эволюции
Н.Ф. Федорова, получившая свое научное развитие в учении о ноосфере
В.И. Вернадского, в космической антропоэкологии, в теоретических
системах воззрений В.П. Казначеева, Н.Н. Моисеева, Ю.М. Осипова и
других, в частности, определяет путь развития для России, в которой
управление социоприродным развитием становится «стержнем»

мировидения и хозяйствования.

Отмечая многоплановость и основательность достижений в изучении русского космизма, вместе с тем, нельзя не констатировать необходимость

мировоззренческого осмысления потенциала русского космизма, значимость которого для современного общества неоспорима.

Объектом диссертационного исследования является современное общество, рассматриваемое через мировоззренческое осмысление учения русского космизма

Предметом исследования являются теоретические конструкты русского космизма, значимые для развития современного общества

Цель и задачи исследования.

Целью данной работы является построение концепции, которая на
основе обобщения главных идей русского космизма предстает как новая
мировоззренческая парадигма, альтернативный вариант планетарного

развития, потенциал которого может быть востребован в преобразовании современного общества.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить теоретические традиции философии космизма и их
мировоззренческое значение в условиях глобализации;

- выявить основные тенденции развития русского космизма;

раскрыть предпосылки формирования мировоззренческих идей русского космизма, актуальных для современного переустройства общества;

обосновать философско-социальный смысл концепций русского космизма как социокультурного феномена индустриального общества Х1Х-ХХ вв.;

исследовать специфику и роль культурно-экологических проектов русского космизма и ее влияние на современные процессы развития России;

обосновать необходимость новой модели отношений общества с природой в мировоззрении русского космизма;

исследовать особенности формирования социально-экологического сознания человека в русском космизме;

- выявить социальные и культурные ценности русского космизма и их
значимость для развития современной России;

-раскрыть роль человека в отечественной антропокосмической мысли в противовес антропоцентрическому;

выявить этические и евгенические идеи русского космизма;

исследовать преемственность мировоззренческих идей русского космизма, их антропокосмический потенциал;

- раскрыть футурологический потенциал русского космизма;
-выявить характеристики идеального общественного устройства в

русском космизме;

- раскрыть основные характеристики русского космизма как синтез
восточной и западной мировоззренческих традиций.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход, который позволяет определить русский космизм как направление, в рамках которого идеи нравственной и физической эволюции человека, трансформации природной и социальной реальности приобретают всеобщую (глобальную) направленность. Мы опирались на специфику системного подхода, основанной на признании существования сложной иерархической структуры, обеспечивающей развитие системы (И.В. Блауберг, А.И. Уёмов, Б.Г. Юдин) а также социально-философские исследования, развивающие общие положения теории систем (В.Г. Афанасьева, Г.А. Смирнова, А.Д. Урсула и др.).

Основными методами системного подхода, на которые мы опирались при рассмотрении мировоззренческого потенциала русского космизма являются: системно-интегративный, который позволяет выделить такие приоритетные идеи нашего исследования, как активно-эволюционное развитие, антропокосмическая идея, идея нравственного всеединства человечества; социально-ценностный, выявляющий структуры социально значимых ценностей антропокосмического потенциала русского космизма, основанных на превалировании морально-нравственных ценностей в массовом сознании и повороте к ценностям современного ноосферного мышления.

В рамках обозначенной методологии мировоззренческие идеи русского космизма рассматриваются нами с позиции целостности, рассматривающего человечество как единый субъект космической деятельности, а его историю – как историю всемирную, вплетенную в ткань эволюции космоса. Системный подход позволяет раскрыть полиструктурность проблемы, внутренние противоречия и перспективы развития общества.

Важное методологическое значение для нас имели методы

концептуально-сравнительного анализа и ретроспективного моделирования
отечественных философских направлений, позволяющие проникнуть в
смысловые инварианты русского космизма и сопоставлять

мировоззренческие модели культурных текстов, вступающих в диалог между собой.

Научная новизна исследования состоит в построении концепции парадигмальности мировоззрения русских космистов, значимого для преобразования социума в свете единой глобальной социоприродной системы «человек - общество - природа».

Новизна исследования может быть конкретизирована в следующих положениях:

- раскрыто специфическое своеобразие русского космизма в
современном обществе, проявляющегося в его технически, гуманистически
и мистически-трансценденталистски ориентированных направлениях,
проникнутых, с одной стороны, идеей развития православно-христианских
начал русского мировоззрения, с другой, выработкой активно-
эволюционных отношений человека и мира, направленных разумом;

- обосновано, что на смену сциентистской, техногенной концепции
общества, выявившей кризисные отношения человека и природы, человека и
общества, преодолевая нравственный, экологический, экономический и
другие кризисы, вызревает антропокосмическая модель;

- доказано, что основные идеи русского космизма вырабатываются на
основе единства жизненно-практических, познавательных, нравственно-
ценностных и эстетических ориентаций, присущих основным сферам жизни
человека, образуя новый тип мировоззрения;

- обосновано, что русский космизм как направление отечественной
философской культуры востребован в современном глобализирующемся
мире как альтернатива развития для преобразования современного
общества;

- выявлена особенность русского космизма, как проективизм, которая
позволяет осмыслить не только прогрессивные конструкты современного
общества и обустройства планетной жизни, но и констатировать наличие
идей, не лишенных утопизма во взглядах на развитие социума;

- обоснована востребованность в современном обществе новой
коэволюционной модели, базирующейся на эволюционной парадигме,
предполагающей новые регулятивы человеческой деятельности, такие, как
установка на стабильность, равновесность и устойчивое развитие в
отношениях «человек - общество - природа», которая предстанет
альтернативой существующим стратегиям;

выявлено, что на смену ценностям традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ, могут прийти социально значимые ценности русского космизма: сотрудничество, кооперация, коэволюционное развитие человека и природы, ориентация на духовно-нравственное совершенство личности;

выявлен самобытный потенциал русского космизма, способствующий гуманизации отношений личности и общества: отказ от идеала западного индивидуализма в пользу более широкого осознания единства личности с интересами всего человечества, антропокосмический идеал человека, и шире, - ответственность перед будущими поколениями, признание целостности и самоценности природных экосистем;

- установлено, что фундаментальная идея русских космистов о
незавершённости человека как духовного существа и неизбежности его
дальнейшего сущностного развития находит своих новых сторонников
среди современных философов, гуманитариев и естествоиспытателей; в
антропокосмической мысли предлагаются различные варианты
соотношения человека и природы, где объединяющим всех началом
выступает активная позиция человека по преобразованию своей
жизнедеятельности на Земле и в Космосе;

- выявлены различные модели этических систем русских космистов
(«космическая этика» на началах антропокосмизма, этика «общего дела»,
биосферная этика, ограничивающая свободу действий человека в его борьбе
за существование, «этика неприятия смерти» и др.), которые объединяет
формула нравственного императива: не навреди себе, другим, окружающему
миру;

установлено своеобразие футурологической мысли русского космизма: стремление достичь симбиоза утопических и научных идей, направленных на преобразование всего природно-мирового порядка; особенность утопических проектов философов-космистов выражается в возможности реализации социального преобразования общества исходя, в первую очередь, из включенности человеческой истории в природный эволюционный процесс;

доказано, что становление русского космизма как системы взглядов на мир, отражающих единство человека и космоса, явилось результатом синтеза идей западноевропейской и восточной философии, а также русской философской традиции, создавшей самобытные ценности;

- выявлен эвристический потенциал идей русских космистов,
рассматривающих человечество как субъект космической деятельности, а
его историю – как всемирную историю, вплетенную в ткань эволюции
космоса.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке мировоззренческой парадигмы русского космизма, позволяющей на основе сопоставления основных ее положений и идей, постичь значимые для преобразования современного общества альтернативные конструкты. Выявленные идеи русского космизма на основе единства жизненно-практических, познавательных и нравственно-ценностных ориентаций посредством научных, художественных, религиозных и других форм духовного освоения мира, могут быть использованы при создании альтернативных путей развития мира, и России, в частности.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в теоретической и практической деятельности

философов, искусствоведов, педагогов. Материал диссертации найдет отражение в преподавании курсов философии, специальных курсов по проблемам общества, человека, культуры.

Апробация исследования. Промежуточные и итоговые результаты
исследования были представлены на научных конгрессах и конференциях
международного, всероссийского и межрегионального уровня: Втором
Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в

философском измерении» (Екатеринбург, 1999), I международном

конгрессе «Толерантность и ненасилие в современной цивилизации»
(Екатеринбург, 2002), III Российском философском конгрессе «Рационализм
и культура на пороге III тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), 1У
Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации»
(Москва, 2005); конференциях «Философский космос России» (Уфа,1998),
«Философия и современность: мысли, понятия, идеи» (Уфа, 1999),
“Философия и религия на рубеже тысячелетий” (Уфа, 1999), «Обретение и
постижение духовности» (Оренбург, 2000), «Социальные конфликты:

междисциплинарный подход» ((Уфа, 2001), «Основания XXI века.
Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий» (Уфа,
2001), «Культурное наследие России: универсум религиозной философии»:
к 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева (Уфа, 2003), «Философская и
социологическая мысль на рубеже тысячелетий, посвященной памяти
П.А.Сорокина» (Уфа, 2004), «Проблемы социокультурного бытия в
национальном измерении: к 60-летию ЮНЕСКО» (Уфа, 2007), «Россия и
Башкортостан: историко-социальное взаимодействие» (Уфа, 2007), «Россия
и Башкортостан: социально-экономические, историко-гуманитарные,

политико-правовые и философские сферы взаимодействия» (Уфа, 2007), «Философская мысль и философия языка в истории и современности» (Уфа, 2008), «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Современное гуманитарное образование как основа гуманизации общества» (Уфа, 2009), «Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть» (Уфа, 2011), Русский космизм как целостный взгляд на мир // Динамика научных исследований // Материалы У11 Международной научно-практической конференции (07-15 июля 2011 года). 2011. Т.8. Философия. Przemysl, Poland: Nauka i studia.

Концептуальные идеи диссертации опубликованы в 2 монографиях, 36 статьях, в том числе 10 статьях по списку ВАК Минобрнауки РФ общим объемом свыше 39 п.л.

Содержательные моменты диссертации нашли отражение в спецкурсах, прочитанных автором на факультете философии и социологии Башкирского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, 15 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 409 наименований. Общий объем диссертации – 378 страниц.

Похожие диссертации на Мировоззренческая парадигма русского космизма:социально-философский анализ