Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Вопрос о природе социальных противоречий и конфликтов никогда не
переставал быть насущным для человечества, как в практическом, так и в
соретическом планах. Новая и новейшая история вопроса сформировалась в
контексте и сейчас продолжающейся идейно-теоретической борьбы, связанной с
отказом от истолкования социальных противоречий и конфликтов как следствия
изначальной «поврежденное», порочности человеческой природы и
креплением мнений об их атрибутивности жизни общества, об их ведущей роли в
истеме движущих сил культурно-цивилизационной эволюции.
С началом эпохи глобализации высокую актуальность приобретает проблема
не столько природы, сколько пространственно-временной социодинамики
бшественных противоречий и конфликтов. На передний план научного поиска
выдвигаются задачи выявления конфликтогенного значения цивилизационных
азличий и культурно-цивилизационной роли социальных противоречий и
нтагонизмов.
Необходимость системного социально-философского исследования акономерностей формирования, стратегий прогноза и способов разрешения оциального конфликта в контексте глобализации обусловлена ростом еструктивных и кризисных явлений в жизни и развитии современных ехнических цивилизаций.
Для понимания культурно-цивилизационных оснований формирования и лобализации социального конфликта принципиально важное значение имеет яснение эпистемологических условий теоретической реконструкции этого роцесса. Осуществление такой работы представляет существенную научную ценность и само по себе и в силу беспрецедентного усиления ее роли в мировом нформационно-электронном обмене. Лавинообразный рост удельного веса (виртуальной экономики» ведет к доминированию «символического капитала», в
обязательном отношении к которому задействован тот или иной конфликт. Сообщества глобального мира особенно отчетливо дифференцируются именно в конфликтогенных ситуациях, что затрагивает практически все формы социальной организации - от интеллектуальных групп до этнических образований. Вследствие универсализации социальных конфликтов актуализируются социальные формы и «знаковые образы» сообществ, влияющие, в конечном счете, на перераспределение собственности в глобальных производственных и финансово-экономических отношениях. Поэтому при рассмотрении социальных конфликтов важно иметь в виду тот факт, что в ближайшее время есть основания ожидать появления еще более жестких форм эксплуатации человека и природы. Конфликтность глобализационных изменений антропологической и социальной реальностей имеет тенденцию к неконтролируемому росту. Любой культурно-цивилизационный или социально-политический конфликт проистекает, в конечном счете, из различий и противоположностей экономических интересов, которые проходят через сознание, захватывают область идеологии, социально-философской теории и общественной практики.
Особая актуальность проблемы культурно-цивилизационных оснований глобализации социального конфликта объясняется острой потребностью систематического накопления знаний о многообразии тенденций и целевых установок, составляющих содержание этого процесса, что является необходимым этапом на пути построения теоретически корректной и эмпирически выверенной концепции геополитической стратегии России.
Степень разработанности темы.
В современной социально-философской, социологической,
конфликтологической и геополитической литературе исследованы многие аспекты проблемы глобализации, определился широкий диапазон не только различных, но и прямо противоположных подходов к пониманию сущности, характера и масштабов конфликтогенных последствий этого процесса. Вместе с тем, еще и сейчас наряду с отсутствием единства взглядов по вопросам
антропологического и социального значения глобализационных изменений, остается мало изученной проблема культурно-цивилизационного выражения порождаемых ими социальных конфликтов. Общую картину глобального мира в ее социальной и социально-этнической конфликтогенности продуктивно исследовали отечественные авторы (Л.Н. Гумилев, В.Ю. Верещагин, В.В. Балахонский, А.Г. Дугин, А.А.Зиновьев, Л.Г. Иванов, В.Л.Иноземцев, С.Кара-Мурза, И.Ф. Кефели, Ч.С.Кирвель, А.П.Мозелов, В.С.Пусько, В.И.Стрельченко, А.А.Корольков, А.С.Панарин, Ю.А.Сухарев, В.Н.Шевченко, А.Н.Чумаков) и зарубежные представители «глобальной мысли» (К.Хантингтон, С.Амин, У.Бек, Э.Гидденс, И.Валлерстайн, Д.Грей, Ф.Фукуяма, М.Хардт, А.Г. Хопкинс, А.Негри и др.).
При описании культурно-цивилизационного и социально-политического контекста социальной конфликтности в отечественной философской науке определяющими являются работы Ю.И.Семенова, С.А.Караганова, В.А. Кушелева,
езгиной М.Л., Ч.С.Кирвеля, А.С.Панарина, А.И.Уткина, М.А.Чешкова, Н.М.Чуринова.
Темы формирования глобальной этики, гуманитарной безопасности и диалога культур в непосредственной связи с вопросами прогноза и управления социальными конфликтами исследуются в работах зарубежных (Ф.Дальмайр, Р.Дарендорф, К.Струл, К.Клакхон, Л.Бергер, У.Макбрайд) и отечественных второе (А.П.Валицкая, К.Г.Исупов, А.А.Грякалов, А.Г.Дугин, А.А. Гуссейнов, Н.В.Голик, В.М.Розин, О.Я.Гедих и др.)
В связи с противоречивостью и высокой степенью неопределенности уществующих представлений о человеке и обществе в условиях глобализации нимание научного сообщества концентрируется на задачах преодоления ряда рудностей методологического, концептуального и терминологического характера, аметившихся в развитии современного социогуманитарного познания.
родолжая ранее сложившуюся традицию переосмысления философских снований «наук о культуре» (неокантианцы, В.Дильтей, К.ІІсперс, М.Вебер,
Дж.Коллингвуд, О.Шпенглер, Я.Буркхардт, Э.Гуссерль, А.Н.Бердяев, П.Флоренский, Г.Флоровский, В.В.Зеньковский, А.Ф.Лосев и др.), в последние годы складывается специальная дисциплина - «социальная эпистемология» (И.Т.Касавин, В.Н.Порус, С.И.Дудник, В.В.Миронов, В.С.Степин, В.Г.Федотова, Д.Н. Дубровский, Д.В.Пивоваров и др.). В поле ее анализа постепенно включаются и вопросы культурно-цивилизационной осмысленности глобализации социального конфликта. Однако, на пути к уяснению эпистемологического статуса проблемы глобализации и социального конфликта делаются всего лишь первые шаги.
Несмотря на впечатляющие масштабы предпринятых в последние два десятилетия исследовательских инициатив (Ю.И.Семенов, А.Г. Дугин, С. Кара-Мурза, К.С.Пигров, И.Т.Касавин, В.Г.Федотова), остаются мало изученными вопросы глобализации и социального конфликта в их соотнесенности с процессами смены общественного строя России. Есть основания утверждать, что возможность дальнейшего углубления знаний о природе и тенденциях глобализации социального конфликта находится в прямой зависимости от степени изученности культурно-цивилизационных оснований как самого этого процесса, так и закономерностей его изменения.
Объект исследования.
Объектом исследования выступает феномен социального противоречия в ситуации глобализации.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются культурно-цивилизационные основания социального конфликта в трансформирующемся глобальном и постглобальном мире.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является комплексный анализ и выявление культурно-цивилизационных оснований социального конфликта в ситуации кризисных изменений глобального мира.
Это потребовало решения следующих задач:
- определить эпистемологические условия идентификации и построения
репрезентативных теоретических моделей глобализации социальных
противоречий и конфликтов;
выявитья и дать эпистемологическую оценку принципов построения системы средств социально-философской аналитики, адекватной потребностям изучения культурно-цивилизационных «центров силы»;
уясненить природу и формы протекания социального конфликта в ситуации глобализации и её перехода на стадию постглобализации;
изученить характер и направленность глобализационных изменений культуры в непосредственной соотнесенности с формированием и сменой конфликтогенных типов социальной субъективности;
определить стабилизационные и прогностические стратегии социального действия в ситуациях возникновения, протекания и разрешения культурно-цивилизационных конфликтов глобализации;
определить культурно-цивилизационные предпосылки дифференциации и конфликтогенности глобализации и глобализма;
- уяснения культурно-цивилизационный смысл геополитической стратегии России
в условиях глобализации социальных конфликтов.
Методологические и теоретические основы исследования.
В диссертации использованы как традиционные, так и новые методы
исследования социальных конфликтов, разработанные в философии и
социогуманитарных науках в последние десятилетия. Сочетание ранее
сформированных и вновь выдвинутых методологических требований дает
возможность соотнести «классическую» проблематику социальных противоречий
и конфликтов со специфической конфликтологической тематикой глобализации.
(ироко используются методы совпадения исторического и логического,
иалектического сочетания общего, особенного и индивидуального в социальных
онфликтах, принципы формационного и цивилизационного подходов к
вниманию развития культуры. Наряду с этим применена система средств
структурно-функциональной аналитики, парадигматического и
эпистемологического подходов к истолкованию социальных явлений, а так же методы социально-философской компаративистики, социальной герменевтики, диалогического понимания общества и культуры. Методы социально-философской прогностики использованы при рассмотрении вопросов оптимализации социальной среды в ситуации глобального мира.
Последовательное применение системной методологии послужило основой методологического синтеза философского, исторического, философско-антропологического и культурно-типологического подходов к проблематизации предмета диссертационного исследования, что обеспечило возможность целостного видения и комплексного изучения глобальной культурно-цивилизационной динамики социального конфликта.
Основные результаты исследования и положения, выносимые на защиту.
Основные результаты исследования и выносимые на защиту положения заключаются в следующем:
исследование социального противоречия и социального конфликта как в локальном, так и глобальном измерении должно осуществляться в контексте анализа теоретического статуса соответствующих понятий, что обеспечивается взаимодополнительностью двух подходов: предметного (или субъектного) и исторического, как выражающих идею объективной антропологической и социокультурной целесообразности;
выдвинутые в эпоху Просвещения идеи универсальной общечеловеческой культуры и глобального сообщества, социальных противоречий и конфликтов как причин становления гражданско-правового общества, формирования глобальной федерации гаржданско-правовых обществ всегда были и остаются теоретической основой конфликтогенных практик использования «диалога культур» в целях насильственного распространения узконационального опыта жизни человека и развития общества. Современные тенденции универсализации культуры могут
служить исходным пунктом определения потенциальных конфликтогенных областей общественной жизни;
природа и специфика формирования, протекания и разрешения социального конфликта в условиях глобализации определяются особенностями универсализации жизненного мира и ростом давления глобализационных институций и организаций;
стратегии образования конфликтогенных типов социальной субъективности формируются и определяются особенностями культурно-цивилизационного пространства взаимодействия глобализационных и постглобализационных инициатив;
многообразие моделей универсализации культуры принципиально соотнесено со стратегиями прогноза социальной конфликтности. Возможность прогнозировать и управлять процессами глобализации социального конфликта находится в прямой зависимости от степени учета особенностей соответствующих антропологических, социокультурных и цивилизационных традиций, органичности их синтеза в составе вновь формирующихся духовных и социально-экономических практик;
в основах реализации конфликтогенного потенциала социальной случайности и социальной необходимости лежат две противоположные закономерности: (а) степень влияния случайности обратно пропорциональна масштабу социального пространства: по мере восхождения от уровней социального действия и социального события к уровням социальной ситуации и социально-исторического процесса степень конфликтогенного потенциала случайности будет снижаться; (б)
тепень влияния необходимости прямо пропорциональна масштабу социального пространства: по мере восхождения от уровней социального действия и оциального события к уровням социальной ситуации и социально-исторического роцесса степень конфликтогенного потенциала необходимости будет величиваться;
- аксиологической доминантой глобализации служат общечеловеческие ценности,
противоположность этому, глобализм имеет своей аксиологической доминантой
конкретные социокультурные традиции, вследствие чего глобализация приобретает черты вестернизации. Принципы глобальной этики действуют как направляющие ориентиры процессов гуманистической универсализации культуры.
Научная новизна диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном решении вопроса культурно-цивилизационных оснований социального конфликта в ситуации глобального мира. Исследование представляет собой синтетическое рассмотрение факторов культурно-цивилизационной детерминации процессов возникновения, протекания и разрешения социальных конфликтов с учетом принципов классической и постклассической социально-философской рефлексии. В результате:
- определены эпистемологические условия возможности идентификации и
построения репрезентативных теоретических моделей глобализации социальных
противоречий и конфликтов;
- обоснованы принципы построения системы средств социально-философской
аналитики, адекватной потребностям изучения социальных конфликтов с учетом
множественности культурно-цивилизационных «центров силы»;
определены специфика и формы протекания социального конфликта в ситуациях глобализации и ее перехода на стадию постглобализации;
выявлены характер и направленность глобализационных изменений культуры в непосредственной соотнесенности с формированием и сменой конфликтогенных типов социальной субъективности;
- определены стабилизационные и прогностические стратегии социального
действия в ситуациях возникновения, протекания и разрешения культурно-
цивилизационных конфликтов глобализации;
раскрыт характер культурно-цивилизационных предпосылок дифференциации и конфликтогенности глобализации и глобализма;
прояснен культурно-цивилизационный смысл геополитической стратегии России в условиях глобализации социального конфликта.
Теоретическая значимость исследования.
Материалы, выводы и основные идеи диссертационного исследования открывают реальную перспективу дальнейшего предметного обогащения «словаря» социально-философской аналитики конфликта и на этой основе позволяют сопоставлять, а по ряду позиций объединять и типологически различать культурные и цивилизационные предпосылки современных социальных конфликтов в глобальном мире. Тем самым достигается возможность прогнозирования и, в известной мере, управления процессами возникновения и протекания социальных конфликтов путем определения факторов культурно-цивилизационной детерминации кофликтогенности. Положения и выводы диссертации могут быть успешно применены при разработке проблем аксиологии социального конфликта, концептуализации существующих представлений о культурно-цивилизационной осмысленности конфликтогенного потенциала социальной случайности и социальной необходимости. Практическая значимость исследования.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется его
ориентацией на методологическое обеспечение многообразия видов
интерактивной, организационной и управленческой деятельности, преследующих
цели понимания сущности и практического преодоления конфликтов в
оциальной, политической, производственно-экономической, образовательной,
риродо-охранной и других сферах жизни общества.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в учебном лане при чтении вузовских общих и специальных курсов по социальной і илософии, конфликтологии, социологии, политологии и культурологии; в аучной сфере исследовательских интересов к противоречиям современного лобального мира, а также применены при решении вопросов взаимодействия ежду социальными субъектами и сообществами.
Апробация работы.
Основные положения диссертации, принципы и результаты исследования были представлены в публикациях, а также в виде докладов на первой и второй республиканских конференциях «Образовательные стратегий переходного общества» (С.-Петербург, октябрь 2007г.; октябрь 2008г.); на международной конференции «Глобализация: pro и contra» С.Петербург, апрель, 2009г.); на теоретических семинарах Института Гуманитарного Образования (Санкт-Петербург). Основные положения диссертации были изложены и обсуждены на заседаниях кафедры философий РГПУ им. А.И.Герцена.
Структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 190 наименований. Общий объем диссертации составляет 171 страницу.