Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Корецкий Алексей Владимирович

Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе
<
Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корецкий Алексей Владимирович. Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Корецкий Алексей Владимирович; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2009.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/277

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория и методология социально-философского анализа конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе 14

1.1. Межэтнические конфликты в условиях конфессиональной неоднородности на Северном Кавказе 15

1.2. Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов Северного Кавказа в геополитическом контексте 34

1.3. Методология исследования конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе 55

Глава 2. Специфика конфессиональных факторов в межэтнических конфликтах в Северо-Кавказском регионе 77

2.1. Тенденции динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе 77

2.2. Индикативные характеристики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе 96

2.3. Стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. 113

Заключение 132

Литература 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конфессиональное

пространство Северо-Кавказского региона современной России чрезвычайно насыщено, многообразно и разнородно. Этот факт может нравиться или не нравиться, вызывать интерес или раздражение, рассматриваться как закономерный результат исторического развития российского общества или как проявление чьей-то злой воли или неосмотрительности, но от него никуда не уйти: конфессиональное пространство Северного Кавказа, структура вероисповедного состава населения сегодня именно таковы, каковы они есть.

Геополитические процессы развиваются весьма противоречиво. Углубляется экономическая дифференциация стран, предпринимаются попытки выборочного сокращения роли национальных государств. Попытки формирования однополярного мира, навязывания одной идеологии, представлений о мире выливаются в вооруженные конфликты, порождают такое явление, как терроризм. В то же время формируются новые экономические и социокультурные центры, конкурирующие с возникшим после распада биполярной системы временным единым центром силы.

Новое общество — информационное общество. В эпоху глобальной информатизации уже нельзя жить замкнутым «мирком», даже если этот «мирок» размером с империю. Все, что делается в мире, в том числе в религиозной сфере, получает отражение и в нашей стране. Все, что происходит в России, немедленно становится известным в мире и получает свой резонанс. Пространство России стало таким же прозрачным для распространения религиозной информации любого конфессионального содержания как извне, так и внутри страны. И люди стали другими - и по уровню образования, и по уровню квалификации, и по мобильности, и,

главное, по уже усвоенному, хотя и далеко не полностью, демократическому опыту. Даже обратившись к религии в последние годы, показывая при социологических опросах высокий уровень доверия к церкви как общественному институту, люди могут проявлять критическое или, по крайней мере, скептическое отношение ко многим ее действиям и инициативам.

Однако складывается впечатление, что ни Русская Православная Церковь, ни другие конфессии в нашей стране, в первую очередь традиционные находятся вне понимания того, что и мир, и Россия, и сами россияне изменились. В том массовом обращении россиян к религии, пик которого пришелся на 1992-1994 гг., заслуги самой Церкви, собственно говоря, очень мало. Это не она своей проповедью и миссионерской деятельностью привела массы людей в храмы, а они сами пришли в поисках новой идентичности и новой системы мировоззрения и ценностей взамен утраченных - социалистических.

Главная причина сравнительно большего конфессионального успеха в исламских регионах России в том, что на их территории призывают к вере растерявшихся после крушения привычной системы ценностей людей, тем самым укрепляя религиозное самоопределение. Поэтому следует признать реальность и закономерность именно такого современного состояния конфессионального пространства в Северо-Кавказском регионе. Его разнородность и насыщенность в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство Северного Кавказа, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения как противоречий, так и конфликтов на национальной и религиозной почве.

Перед населением региона стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий выхода из кризиса, обеспечения национальной безопасности и поступательного движения

вперед. Предпосылкой ее достижения в многонациональном и многоконфессиональном обществе является воспитание, утверждение, даже заботливое культивирование в массовом сознании национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. У нас нет иного выбора, нет иного пути достижения мира и согласия в обществе, раздираемом сейчас национальными и религиозными противоречиями.

Эффективным средством в достижении мира и согласия в многоконфессиональном обществе является диалог. Речь в данном случае идет не о доктринальном диалоге и не о том, что кто-то должен поступиться своими догматами и канонами, а о поиске общих интересов и ценностей, способных объединить усилия всей общественности и религиозных конфессий на благо всего общества, Северного Кавказа, об умении слушать и понимать друг друга, даже исповедуя разные религии. Вышеназванные проблемы, рассмотренные в ракурсе социально-философского анализа, и определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных направлений современной социологии, политологии, религиоведения, социальной философии, правоведения, социальной психологии. В различных научных направлениях имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации.

Что касается социально-философского осмысления проблемы «конфессии», то эта тема нашла широкое отражение в работах таких философов, как О. фон Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Гуссерль и А.

Щютц. Этими учеными был внесен огромный вклад в смыслополагание понятия «конфессии» и понимание его как конкретной социальной действительности, ценностно-определенной по отношению к социальному субъекту.

Проблемы взаимоотношений государства, общества и религии, осмысление социальных функций религии нашли отражение в трудах социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, П.А. Сорокина.

Роль религии в современном мире, проблемы динамики религиозной ситуации исследовались Р. Беллом, Г. Зиммелем, Дж.М. Иингером, Т. Парсонсом.

Большое внимание проблемам изучения религиозных конфликтов, их содержания и структуры уделено в работах зарубежных исследователей Дж. Вильсона, Ч. Глока, У. Джеймса, А. Нудельмана, Г. Оллпорта, Р. Старка. В их трудах нашли отражение вопросы типологизации религиозности, осмысление структуры религиозных конфликтов, их динамики.

В отечественной социально-философской литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой для изучения конфессионального фактора. В работах Л.А. Андреева, В.И. Веремчука, В.И. Гараджи, B.C. Глаголева, Т.А. Кудриной, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Л.А. Нуруллаева, А.Д. Сухова, Н.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, специфика религиозного сознания. Их труды стали теоретической основой для исследования религиозной ситуации в России.

Осмыслению современных государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Российской Федераций, которые

диссертант рассматривает в качестве важных составляющих конфликтных ситуаций, посвящены работы Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.В. Залужного, Ю.П. Зуева, СИ. Иваненко, И.Я. Кантерова, В.В. Кравчук, Г.П. Лупарева, М.И. Одинцова, А.Е. Себенцова, О.Н. Федяевой, М.О. Шахова и др.

Проблемам конфессиональных факторов на региональном уровне посвящены работы Г.А. Выдриной, Г.Г. Гудим-Левковича, Ю.В. Попкова, Е.А. Тюгашева, И.В. Симонова, О.М. Хомушки, Г.С. Широкаловой, Н.Г. Ярыгина, Ю.Ю. Синелиной и др.

Религиозные организации, межконфессиональные отношения, истоки и тенденции развития конфессиональных конфликтов в современной России стали предметом изучения таких исследователей, как Н.Д. Барабанова, О.Ю. Редькиной, О.И. Сгибневой, Н.Н. Станкова, И.О. Тюменцева.

Религиозный фактор в процессе этнических конфликтов нашел отражение в работах Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевича, В.А. Тишкова, А. Ямскова.

Имеются отдельные работы таких авторов, как В.А. Авксентьев, И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц, В.В. Шнюков, посвященные конфессиональной стороне этнических конфликтов, но в целом по Северному Кавказу тема практически не разработана.

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенного теоретического материала по теме исследования с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы, тогда как в целом социально-философский анализ конфессиональных факторов в этнических конфликтах Северного Кавказа пока не осуществлялся. Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить этот пробел.

Цель диссертационного исследования состоит в определении роли

конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе на основании принципов социально-философского анализа. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть межэтнические конфликты в условиях
конфессиональной неоднородности в Северо-Кавказском регионе;

- проанализировать конфессиональные факторы в межэтнических
конфликтах Северо-Кавказского региона, в геополитическом контексте;

определить методологию исследования конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе;

отрефлексировать тенденции динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов Северного Кавказа России;

выявить индикативные характеристики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на территории Северо-Кавказского региона;

- обосновать стабилизирующую роль конфессиональных факторов
межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Объектом исследования являются межэтнические конфликты в Северо-Кавказском регионе.

Предмет исследования — динамическая, индикативная и стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы достижения ученых, разрабатывавших проблемы вероисповедной политики, исследовавших конфессиональные факторы, уровень и степень религиозности населения в этнических конфликтах (В.А. Авксентьев, Г.С. Денисова, И.П. Добаев, А.В. Лубский, М.П. Мчедлов, В. А.Тишков, В.В. Черноус и др.).

Теоретической и методологической базой данной работы послужили

принципы историзма и системности. В диссертации использовались методы, выработанные и применяемые социальной философией: конкретно-исторический подход, диалектический метод, а также системный анализ, синтез, сравнительный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

в результате анализа межэтнических конфликтов в условиях конфессиональной неоднородности Северного Кавказа обосновано, что конфликтный потенциал конфессионального разнообразия этого региона России возрастает с появлением экстремистских религиозных течений и соответствующих фобий у представителей других конфессий;

проанализированы конфессиональные факторы межэтнических конфликтов на Северном Кавказе в геополитическом контексте и установлено влияние глобализации и регионализации, модернизирующих поликонфессиональное пространство региона;

- определена неоклассическая методология социально-
философского исследования, основанная на переходе от анализа
конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном
Кавказе России к их синтезу с учетом того, что эти факторы находятся в
многомерной взаимозависимости;

- установлено, что основной тенденцией динамики
конфессиональных факторов межэтнических конфликтов Северного
Кавказа является возрастающая степень веротерпимости при относительно
низких показателях каких-либо притеснений в вероисповедании
населения;

- обосновано, что религиозный фактор превращается в один из
важнейших инструментов этнополитической и любой иной политической
мобилизации в зоне каждого межэтнического конфликта на Северном
Кавказе, что дает возможность говорить об индикативных характеристиках
конфессиональных факторов;

- определена стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, основанная на мирном сосуществовании разных конфессий, на поиске диалога между их носителями.

Положения, выносимые на защиту:

  1. На развитие межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе определенное влияние оказывают конфессиональные факторы. Это напрямую связано с потребностями этнических групп в самоидентификации. И хотя данный фактор не достиг еще особой остроты, но потенциально при дальнейшем ухудшении общей ситуации в регионе именно в этом векторе конфликтной напряженности можно ожидать деструктивные последствия. Обеспокоенность исследователей этих явлений подтверждается общим ростом религиозности населения, непропорциональным изменением численности представителей отдельных конфессий, общим изменением вектора мировой религиозной активности, прежде всего исламской. Появление на территории региона экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» способствует формированию у населения районов, в которых преобладают русские, исламофобии.

  2. При рассмотрении геополитических аспектов, влияющих на межэтнические конфликты в Северо-Кавказском регионе, выявлено, что основное свойство глобализации заключается в том, что она проявляется во всех сферах человеческой жизни и непосредственно влияет на религиозный фактор. Человек, регион, общество — вот базовое трехмерное пространство в глобализирующемся мире. Особенность современной ситуации российского социума заключается в асимметричности, контрастности качеств его социокультурного пространства. В сложившейся сегодня обстановке уместнее говорить именно о процессе модернизации как о новом витке религиозности. Но в условиях

одновременно протекающих в современном обществе . процессов глобализации - регионализации - у человечества нет иного выбора, кроме как преодоления различных религиозных конфликтов и противоречий с целью объединения и развития диалога.

3. Наиболее эффективный подход в исследовании
конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном
Кавказе предполагает использование методологии ситуационно-
факторного анализа, который позволяет выделить основные факторы,
направляющие развитие тех или иных процессов в регионе, и
рассматривать глобализацию как процесс формирования новой
конфигурации «мироцелостности» в результате взаимодействия локальных
цивилизаций. Рейтинговая оценка факторов процессуального развития
помогает достаточно корректно выявить «точки конфликтогенности» и
стать основой методологического конструкта исследования
конфессиональных факторов в межэтнических конфликтах.

4. Применительно к Северо-Кавказскому региону можно сказать, что
здесь за несколько столетий теснейшего этнического соседства
сформировалась специфическая среда взаимодействия различных этносов
и конфессий, отличающихся отсутствием ярко выраженных, агрессивно-
враждебных элементов. Оставаясь в рамках своей этноконфессиональной
принадлежности, население региона находит общие точки
соприкосновения в материальной и социальной областях, включаясь в
единую социокультурную систему без ощутимого напряжения или
неприятия. Тем не менее религия на сегодняшний день не может стать
основой сплочения общества, многочисленных этносов на Северном
Кавказе.

5. Многочисленные этнополитические и этнотерриториальные
конфликты на территории Южного федерального округа
продемонстрировали, что религиозный фактор способен значительно

затруднить их урегулирование и содействует превращению их в конфликты ценностей, разрешение которых практически невозможно, так как они способствуют актуализации конфессиональной идентичности населения в зоне конфликта и возникновению социальной напряженности в религиозной сфере. Вопрос об идентификации себя как верующего или неверующего в последние годы стал для значительной части граждан затруднительным.

6. В условиях открытых вооруженных конфликтов миротворческий потенциал религии ограничен. Он не способен быть основной формой миротворческих усилий. Но религиозный фактор не должен игнорироваться при формировании государственной политики в регионе. Важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий - исламом и православием. В этом и заключается роль конфессиональных факторов при урегулировании этнических конфликтов на территории Северо-Кавказского региона.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения религиозной ситуации, деятельности религиозных организаций, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при выработке религиозной политики в Северо-Кавказском регионе, совершенствовании работы по урегулированию этнических конфликтов. Полученные результаты исследования могут служить основой для разработки учебных курсов и программ по социальной философии, религиоведению, конфликтологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, региональных научных конференциях по проблемам этноконфессиональных отношений в Северо-

Кавказском регионе. Автор был участником ряда аспирантских семинаров, результаты его докладов отражены в научных публикациях, в частности, в одном научном издании, а также в 5 статьях и тезисах общим объемом 3,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и списка литературы.

Межэтнические конфликты в условиях конфессиональной неоднородности на Северном Кавказе

Особенностью развития России как межцивилизационного пространства стал синкретизм религий и этнических культур. В частности, на Северном Кавказе, как отмечается в научной литературе1, сложился синкретизм ислама с христианством и древними традиционными культами. Дополняя местную систему социальных отношений (с гостеприимством, побратимством, аталычеством, куначеством), ислам укрепился в качестве одной из основ общественной жизни осетин, абхазо-адыгских, вайнахских, аваро-цезских народов. Христианство было официально господствовавшей религией лишь там, где находились наместники с гарнизонами регулярных или казачьих войск. За пределами их постоянного присутствия — от Дагестана до Абхазии — ислам в XVI - середине XIX в. вытеснил христианство. Русское (или обрусевшее) казачество, исповедовавшее христианство, изначально входило в суперэтническое образование Северного Кавказа, поддерживаемое сложной системой социальных отношений и религиозным синкретизмом2.

Начиная с XVIII в. доминирующее положение в России как межцивилизационном пространстве начинает занимать западная цивилизация, активно воздействуя на русскую, православную и исламскую цивилизации. Это привело к тому, что, например, мусульманин, живущий в России, в зависимости от сферы деятельности в одном случае мог вести себя как человек исламской цивилизации, в другом — как человек русской цивилизации, в третьем — как европеец. А Российская империя хотя формально и оставалась страной, где законодательно была закреплена государственная религия — православие — и согласно переписи населения 1897 года численность православных составляла 87,3 млн. человек или 69,5% населения, но уже в 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры. А еще через год «народ глубоко верующий» предаст свою иерархию и в массе своей с энтузиазмом воспримет коммунистическую идеологию, провозглашавшую религию «опиумом народа»1.

Чтобы понять, почему свершился кажущийся внезапным массовый отказ населения от многовековой государственной религии, и какие последствия это имело для возникновения квазирелигиозной коммунистической идеологии, необходимо, прежде всего, остановиться на самих понятиях «секуляризация» и «дехристианизация». Эти аналитические термины и категории являются ключевыми для характеристики и описания трансформационных процессов эпохи модерна. Целесообразно следующее дефинирование и разграничение данных категорий. Секуляризация понимается как ослабление ориентации индивидов, групп и всего общества на сверхъестественные инстанции и силы, что означает отказ от религиозного миропонимания и мироориентации, при этом речь идет о секуляризации на уровне сознания, т.е. в рефлексивной части человеческой ментальносте. Сознательный разум в отличие от подсознания содержит воспоминания, текущий опыт и мысли, непосредственно доступные для понимания2. Смысл категории «дехристианизация» — в отказе от христианских вероучения и культа, от христианского образа повседневной жизни и поведения. Процесс дехристианизации может являться составной частью процесса секуляризации, т.е. следствием отказа человека от ориентации на сверхъестественное на сознательном уровне. Дехристианизация бывает более или менее органичной, т.е. весьма вероятно сохранение стихийной ориентации на сверхъестественное на подсознательном уровне . Однако дехристианизация — не всегда следствие секуляризации. Иногда она проявляется в форме стихийного отпадения от церкви при сохранении сознательной ориентации на сверхъестественное. В начале XX века в России наблюдались оба этих типа дехристианизации.

Дехристианизация как отказ от ориентации на сверхъестественное на уровне сознания происходила в России вследствие распространения естественно-научных знаний, научных идей и философских систем, основанных на критическом, систематическом мышлении. Однако этот тип дехристианизации затронул лишь представителей образованных слоев населения.

В советскую эпоху, как полагают исследователи, «большевики стремились разрушить все конфессии и заменить их своей, коммунистической. Однако, несмотря на страшные потери, классические конфессии начали возрождаться»2.

Но возрождаются они далеко не в первозданном виде. Ряд исследователей отмечает, что, несмотря на ренессанс религиозного мировоззрения, уровень нравственности, духовной жизни, как свидетельствует практика, в современном обществе не повышается. Более того, наоборот, мы являемся свидетелями широкого распространения различных форм девиантного поведения, особенно среди молодежи.

Это обстоятельство послужило основой для достаточно глубоких исследований, связанных с различными аспектами влияния религиозно нравственного фактора на различные стороны жизнедеятельности людей. Особый интерес и значимость в данной связи представляют работы М.П. Мчедлова, В.В. Локосова, Л.Н. Митрохина, Ж.Т. Тощенко и ряда других авторов1. Однако проблема детерминации принципов мировоззрения, в многоконфессиональном Северо-Кавказском регионе, несмотря на свою актуальность, все еще не получила должного освещения. Следует отметить, что рассматриваемая проблема является многогранной и сложной, она органически взаимообусловлена экономическими, социальными, психологическими и другими, не менее важными сегментами развития общества.

Религиозная идентификация по конфессиям на Северном Кавказе тоже представляет немаловажный интерес. Данный аспект является особо важным, поскольку этот регион России традиционно был не только многонациональным, но и многоконфессиональным, что определяет специфическую особенность духовной жизни населения изучаемого региона.

Методология исследования конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе

Мир человека в XXI столетии стал «меньше», время - «быстрее», скорости - «выше». Благодаря развитию современной техники, различные народы стали ближе друг к другу. Чуждые культуры вступают в постоянные контакты. Устанавливаются и упрочиваются межкультурные связи различных регионов земного шара. Это вызывает не только возможность ознакомления с «экзотикой» иной культуры, но и значимые для встречающихся культур экономические, политические, религиозные, культурные влияния.

В современном мире отчетливо проявляются две тенденции -глобализации и регионализации. Глобализация как становление мироцелостности обнаруживает себя в формировании единого экономического, политического и информационного пространства. Глобализация, втягивая в это пространство различные по уровню экономического развития и социокультурной специфике локальные сообщества, порождает острые проблемы их модернизации. Регионализация как интеграция локальных сообществ проявляется в стремлении их к автаркии, расширении границ между социально-территориальными комплексами, возникновении самодостаточных экономических и политических образований, сохранении культурных различий, усилении чувства этнической или социальной исключительности1. В контексте темы «возможности взаимодействия религий в условиях глобализации» больше подходит традиционный и нейтральный термин «влияние» или «взаимовлияние»1.

Во всех областях человеческой деятельности возникает «глобализм» - мировая политика, которая захватывает все без исключения страны, мировая история, общечеловеческие ценности, претендующая на общемирскую значимость демократия и т.п. Однако наряду с глобализмом продолжает развиваться и регионализм, причем в достаточно жестких формах. Сам европейский стиль мышления, подкрепленный материальными достижениями, развитием техники, оказывается притягательным. Европоцентризм - это один из видов этноцентризма, а в конечном счете и регионализма. Осмысленный философски этноцентризм предстает как отсутствие «голоса иного», отсутствие альтернативы. В последние десятилетия европоцентризм стал приобретать благодаря экспансии американского образа жизни, оттенки америкацентризма и демократоцентризма. Культура отдельных регионов просто растворяется в «общемировом культурном достоянии». В этом — опасность встречи двух культур, когда нет подлинного диалога. Диалог между религиями возможен, но достижения консенсуса невозможно, об этом будет идти речь далее. Философия - не просто обычное явление культуры, она обладает характером всеобщности, то есть в ней речь идет как о тотальности мысли, так и о всеобщности, как ярчайшей выразительности всей культуры. Обоснование компаративистики (сравнительного метода), которое осуществляется в рамках философии и в отношении самой ее истории, и дает возможность говорить о самой допустимости компаративистики в любой сфере человеческой жизнедеятельности: от искусства до экономики, от социальных институтов до религии, что в условиях процессов глобализации и регионализации представляется важным.

В переломные периоды народных бедствий, краха привычных социально-политических реалий (например, распад советской державы в корне обесценил значение такой идентичности, как принадлежность к роду «нового советского человека»), в условиях идеологической неразберихи и отсутствия мобилизационной общегосударственной идеи резко возрастает роль традиционных этнокультурных - национальных и религиозных -идентичностей. Дело в том, что в системе идентичностей ситуативные (социальные, политические, международные) отличаются как от примордиальных (тендерных, расовых), так и от традиционных, долговременных (этнических, религиозных) идентичностей не только своей длительностью, но и механизмом формирования. В первом случае превалируют сознательные, рациональные факторы, во втором — естественные (неизменные пол, раса), в третьем — немалую роль играет сила исторической инерции. В результате среди представителей каждой общности распространяются общие, подчас бессознательные стереотипы восприятия окружающей среды - социальной, этнической, природной, международной и т.д.

Как показал опыт, люди расходятся именно по национальным и религиозным «квартирам», даже если они не особенно глубоко верующие или вовсе неверующие, воскрешаются историко-культурные традиции, которые, кстати, и эксплуатируются в своих интересах националистами и сепаратистами.

Показательна тревога в геополитических рассуждениях многих современных западных аналитиков. Анализ кардинальных демографических сдвигов предвещают неизбежное столкновение культур и цивилизаций, в результате которого обрушится евро-атлантическая цивилизация, основанная на принципах гражданского общества и либеральной экономики. В России в последнее время проведен ряд обстоятельных исследований межнациональных отношений, в том числе этнических идентичностей1, хотя остаются малоизученными степень и характер воздействия религиозного самоопределения на всю гамму этих идентичностей . Между тем проблема религиозной идентичности, как свидетельствует современная отечественная и зарубежная практика, приобретает особую актуальность.

Тенденции динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе

Местоположение Северо-Кавказского региона с древнейших времен предопределило его роль как южного форпоста России и перекрестка цивилизаций, пункта активного взаимодействия разнообразных этнических, экономических и политических процессов. Анализ показывает, что населяющие его территорию народы сосуществуют хотя и не достаточно мирно, но формируют своеобразную духовную культуру полиэтнического края1.

Применительно к Южно-Российскому региону можно сказать, что здесь за несколько столетий теснейшего этнического соседства сформировалась специфическая среда взаимодействия различных этносов и конфессий, сложилось специфическое восприятие, народами стереотипных образов друг друга, отличающееся отсутствием ярко выраженных агрессивно-враждебных элементов. Во многом это объясняется исторически сложившимися тесными экономическими взаимосвязями представителей различных этносов на территории на Северном Кавказе. Так, оставаясь в рамках своей этноконфессиональной принадлежности, люди, населяющие регион, находят общие точки соприкосновения в области материальной и социальной, включаясь в единую социокультурную систему без ощутимого напряжения или неприятия. Особенно характерно это для представителей наиболее активных средних слоев общества.

Трансформации межнациональных отношений в большинстве случаев происходят при более или менее активном участии религиозного фактора, традиционно обуславливая тесную связь национального и религиозного. Исследовательский интерес представляет регулятивный механизм этой взаимосвязи, степень ее влияния на состояние и динамику межэтнических отношений. Сегодня интерес к религиозному наследию возрождается, но в нем присутствует много составляющих: собственно богоискательские мотивы, утрата навыков сакрального познания, стремление народов осмыслить себя в качестве субъектов национально культурных традиций, обрести утраченные ранее ценности, в том числе и некое конфессиональное единство с другими этносами и народностями.

Активизация религиозного поведения стала своеобразной защитной реакцией на те трудности, которые общество и люди испытывают в переходный период. Сегодня в основе роста религиозности лежат не только вероискательские и мировоззренческие мотивы, но и простое чувство самосохранения, национальные чувства, основанные на культуре этноса.

Исторически сложившиеся ассоциативные связи между конкретными этносами и конфессиями со временем стали проецироваться на весь духовный облик и национальную культуру тех или иных народов. Такова, например, роль православия в этнической истории и культуре русских, осетин, ислама в эволюции этносов адыгов, чеченцев, дагестанцев, буддизма в эволюции калмыцкого этноса и т.д. В общественном и индивидуальном сознании это часто приводит к отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности. В местах компактного проживания этносов данное обстоятельство играет значительную роль.

Однако непосредственно этнический или религиозный факторы не часто становятся первопричиной обострения межнациональных отношений. Подлинные истоки этого явления обычно лежат в социально-экономической сфере, в неравенстве жизненных условий разных этносов, в несовпадении стратегических интересов, в противоборстве за обладание территориями, ресурсами и т.д. Обращение же к национальному самосознанию или к религиозным чувствам является в таких случаях лишь средством мобилизации людей для достижения целей, с религией и интересами наций не связанных1.

В многоконфессиональных регионах очень важно поддерживать состояние веротерпимости. На Северном Кавказе было проведено большое количество исследований состояния конфессионального поля региона. Анализ полученных данных позволяет говорить о сегментированной этноконфессиональной карте региона, представленной православной христианской конфессией, исламской и буддистской в определенных пропорциях. Обнаружена высокая степень веротерпимости при относительно низких показателях каких-либо притеснений в вероисповедании населения региона.

На основании суммирования результатов многочисленных исследований значительная часть населения — 39% видят в институте религии в целом позитивный морально-этический потенциал, 22% отметили, что религия выполняет в обществе функцию смысложизненного ориентира. Примерно 28% населения продемонстрировали индифферентное отношение к религии, и лишь незначительная часть респондентов выразила как резко негативное отношение к вере, так и фанатичную приверженность ей (по 3% в каждом случае). Около 5% населения региона затруднились ответить на данный вопрос, демонстрируя . заметную степень социальной апатии и отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Индикативные характеристики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе

Значимость конфессиональных отношений в обеспечении региональной стабильности и безопасности региона повышается в условиях реполитизации этничности на Северном Кавказе. В настоящее время происходит активное включение конфессионального фактора в этнополитические процессы в регионе, что позволяет говорить о формировании устойчивых этноконфессиональных политических идентичностей. Причем конфессиональный фактор начинает постепенно замещать этнический в определении вектора регионального политического развития. «Религия станет играть все более важную роль в том, как люди определяют свою идентичность, Во многих случаях границы между религиозными группами и внутри них могут стать не менее важными, чем национальные границы»1.

Религиозный фактор превращается в один из важнейших инструментов этнополитической и любой иной политической мобилизации в зоне каждого этнического конфликта на Северном Кавказе, что требует своевременного учета новых вызовов. Широкое вовлечение этого фактора в межэтнические и политические процессы — предмет нарастающего исследовательского интереса2.

Внимание к этноконфессиональной сфере обусловлено также массовым распространением аномалий субъектности (внешних, проявляющихся в ухудшении материальных условий существования, и внутренних — обусловленных утратой смысложизненных ориентации). В условиях непреодоленного кризиса российского социума возникает потребность в реальной или символической компенсации его последствий4, нередко принимающей крайние формы — религиозного фанатизма, нетерпимости и агрессии по отношению к неверующим и представителям других конфессий. В области конкретной реализации религиозная реальность предстает чрезвычайно многообразной и зачастую взаимоисключающей. Исследования последнего времени3 показывают, что обращение к религии становится скорее актом социокультурной идентификации, чем результатом духовных исканий современного россиянина. В таком случае конфессиональный фактор, не выступая в качестве потенциального источника конфликтов сам по себе, может сыграть заметную роль в формировании основы конфликтов идентичностей.

Обстановка в Южном федеральном округе, особенно в некоторых республиках Северного Кавказа, пока остается непростой. Деструктивные силы не оставляют намерений использовать религию для формирования экстремистской оппозиции государственной власти. Наибольшую тревогу вызывает то, что основная ставка делается на вовлечение в их деятельность молодежи. Озабоченность вызывает и активизация деятельности тоталитарных сект, в деятельности которых просматривается стремление определенных сил разрушить мировоззренческую, нравственную преемственность в обществе, вызвать раскол между поколениями россиян. В связи с этим приобретает значение важность объединения усилий государственных институтов, религиозных, общественных организаций в деле противодействия попыткам экстремистских сил использовать чувства верующих. Это именно та сфера деятельности, в которой интересы государства и религиозных организаций полностью совпадают. В настоящее время религиозные организации заметно активизировали работу по профилактике экстремизма в молодежной среде, и необходимо обобщить и внимательно изучить этот опыт. Однако было бы неверно сводить всю работу только к мерам информационно-разъяснительного характера. Государственные институты и религиозные организации должны объединить усилия в формировании у молодых людей установок на ответственное социальное поведение. Некоторые работающие в ЮФО неправительственные организации реализуют программы, направленные на укреплении семьи, духовное воспитание молодежи. Целесообразно объединить их усилия с опытом, накопленным религиозными организациями.

По состоянию на 1 января 2008 года в Южном федеральном округе действуют около 3300 религиозных организаций, зарегистрированных территориальными органами Минюста России. Их них организаций Русской православной церкви (РПЦ) - 1206 (37 %); других православных церквей и старообрядцев - 71 (2,2%); исламских организаций - 961 (29,4%); протестантских - 784 (24%); буддийских - 49 (1,5%); католических - 43 (1,3%); иудейских - 34 (1%); армянской апостольской церкви - 24 (0,7%); других конфессий - 88 (2,7%). В семи субъектах округа преобладают организации РПЦ. Исламские религиозные организации доминируют в Дагестане, Ингушетии, Чечне, КЧР и КБР, буддистские - в Республике Калмыкия1.

Зоны этнических конфликтов, находясь в геополитическом и этнополитическом пространстве Северного Кавказа, испытывают мощное влияние разнонаправленных тенденций динамики этноконфессиональной сферы. В них присутствует определенный уровень конфликтной напряженности, имеющей преимущественно латентный характер. Манифестные проявления этой напряженности, позволяющие идентифицировать их как конфликты с конфессиональным компонентом, — редкое явление в крае. Вместе с тем конфликтный потенциал религиозной сферы зон этнических конфликтов на Северном Кавказе должен учитываться в управленческой деятельности.

Похожие диссертации на Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе