Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ЭСХАТОЛОГИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ БЫТИИ И СОЗНАНИИ 12
1.1. Понятие эсхатологии: социокультурный дискурс
1.2. Социально-философские детерминанты эсхатологии
1.3. Формы реализации эсхатологических концепций
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭСХАТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
2.1. Эсхатологические проблемы как проблема науки и практики
2.2.Глобальные проблемы как детерминанта нового эсхатологического сознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Понятие эсхатологии: социокультурный дискурс
- Формы реализации эсхатологических концепций
- Эсхатологические проблемы как проблема науки и практики
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Анализ эсхатологии в системе глобальных проблем, вызванный экспликацией феномена апокалипсиса к социальным процессам, требует с необходимостью применения социально-философского подхода, вытекающего из сущности сложившихся исследовательских концепций.
Традиционно эсхатология выступала как теологическая проблема, содержание которой представлено в рамках теистических концепций, придерживающихся «доктрины творения и линейного взгляда на историю, а также веру в конец тварного мира» .
В современной социальной философии, согласно диалектической научной позиции, артикулируется необходимость «активизации исследований в области эсхатологии как насущного актуального направления, требующего преодоления дисциплинарной замкнутости теологии» и, соответственно, определения категориального статуса эсхатологии в качестве пространства предсказания глобальных проблем.
В начале XXI века эсхатология, имеющая глубокие исторические корни и развивающаяся как форма общественного сознания от мифологических и до научных представлений, способна более полно раскрыть сущность современных глобальных проблем. Под глобальными проблемами современности в настоящем исследовании понимаются фундаментальные противоречия, имеющие эсхатологическую сущность, определяющие предел жизни общества и выступающие в качестве детерминанта нового эсхатологического сознания - научной эсхатологии.
Научная эсхатология как учение о пределах земного
существования преодолевает опыт псевдоэсхатологии и направлена на изучение нарастания объективных, не зависящих от деятельности человека угроз, природных мировых катастроф, отведение данных угроз от человечества и разработку способов практической элиминации агрессии субъектов в глобальном социуме. Научная эсхатология выступает альтернативой глобалистики, которая придает глобальным проблемам современности аксиологическое, ценностно-смысловое измерение.
Актуальность социально-философского исследования эсхатологии в системе глобальных проблем состоит в том, что, реализуя потенциал научной методологии, позволяет предложить варианты практического разрешения современных глобальных проблем с позиции метафизической и диалектической методологии.
1 Walls J. L. Introduction II The Oxford Handbook of Eschatology. Edited by Jerry L. Walls. Oxford
University Press, 2007. P. 3.
2 Эсхатология: история и современность. Круглый стол // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. №1.
С.106.
В этой связи необходимо отметить, что становление научной эсхатологии является актуальным инновационным теоретическим направлением в решении современных глобальных проблем. Научная эсхатология имеет мировоззренческий, методологический и практический потенциал, интегрирует естественнонаучные, гуманитарные, социально -философские исследования в изучении возможности предупреждения глобальных угроз человечеству, что определило выбор темы исследования и источниковедческий базис работы.
Степень разработанности темы исследования. Основные подходы
к анализу эсхатологии в контексте мифологического и религиозного
мировоззрения анализировались в работах С. С. Аверинцева,
С.Бернфельда, С. Н. Булгакова, А. Меня, Д. С. Мережковского, Г.Г.Пикова, Е. Н Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Д. Уоллса и др.
Особое внимание эсхатологической проблематике уделяли
отечественные книжники: митрополит Иларион, святые Климент Смолятич, Серапион Владимирский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Авраамий Палицын, Иван Тимофеев и др.
Эсхатология как сотериология западной и восточной теологии раскрывается в работах Оригена, А. Августина, Г. Лейбница, С.Н.Булгакова, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, В. Н. Лосского и др.
В классической философии эсхатологические концепции представлены работами Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г.Лейбница, Д. Дидро, М. Ф. Вольтера, И. Канта и Г.Ф. Гегеля.
В современной западной философии доминирование эсхатологического аргумента как гносеологического стандарта находим в работах О. Конта, М. Вебера, Ф. Ницше, 3. Фрейда, М. Хайдеггера, О.Шпенглера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, Й. Хейзинга, Ж.Деррида.
Эсхатология как понимание смысла существования в XX в. выступила ответом на духовные запросы русской интеллигенции (К.Н.Леонтьев, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С.Н.Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, В.В. Зеньковский, А. Ю. Карпов, Л. Кацис, Т. А. Опарина, П. А. Рачкова, Н. М. Чуринов, Е. М. Юхименко и др.)
Актуализация современного российского эсхатологического сознания в конце 90-х годов XX века представлена в работах В.Б.Андреева, В. П. Горана, Е. Ю. Каспировича, В. А. Коптюга, А.С.Панарина, Д. А. Прозорова и др.
Изучение форм реализации эсхатологических учений наиболее полно представлено в работах С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, С.Н.Булгакова, В. В. Бычкова, Г. Ф. Гегеля, Р. В. Гуревич, В. Даля, В.И.Иванова, А. Ф. Лосева, М. А. Майорова, Н. В. Мотрошиловой,
Б.М.Мецгера, М. А. Можейко, И. М. Нениной, С. С. Неретиной, А.П.Огурцова, В. С. Соловьева, М. И. Рижского, Б. Рассела, Н.С.Семенова, К. Хюбнера, С. Л. Франка, В П. Шестакова, Б. И. Ярхо и др.
Изучение эсхатологии как проблемы науки и практики намечено в контексте метафизической (А. Тойнби, П. Тейяр де Шарден, С.Хантингтон, Д. и Д. Медоузы, Й. Рандерс, А. Печчеи, Дж. Форрестер, Э. Пестель, В.И. Уколов и др.) и диалектической (Э. А. Араб - Оглы, В.И.Вернадский, Л. Н. Гумилев, Э. В. Гирусов, В. И. Данилов - Данильян, В. В. Загладин, В. Л. Иноземцев, В. А. Коптюг, С. Н. Корсаков, В.А.Лось,
A. И. Липнягова, Н. Н. Моисеев, В. В. Оленьев, С. Переслегин,
И.В.Соловей, А. Д. Урсул, И. Т. Флоров, А. Л. Чижевский, А. Н. Чумаков,
Н. Ютанов, А. Я. Яншин и др.) методологий.
Анализ сущности, типологии глобальных проблем современности отражены в работах В. И. Арнольда, П. Буасье, П. Бреса, П.А.Водопьянова,
B. Л. Иноземцева, О. П. Иванова, Э. Ле Руа Ладюри, Д. С.Львова,
К.Я.Кондратьева, В. Е. Куницина, И. И. Мазура, В. М. Межуева,
Н.Н.Моисеева, А. Я. Орлова, В. В. Орленка, А. С. Панарина,
И.А.Пфаненштиля, К. В. Показеева, Т. С. Сорокиной, С. С. Сулакшина,
Д.М. Темникова, В. И. Трухина, А. Д. Урсула, Н. М. Чуринова, В.И
Якунина и др.
Научные позиции современных исследователей С. С.Аверинцева, В.И. Данилова-Данильяна, В. А. Коптюга, А. И. Барашкова объединены общей идеей: выявить взаимосвязь эсхатологии с глобальными проблемами современности.
Актуальность диссертационной работы и степень разработанности темы исследования определили объектно-предметную область исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является эсхатология, предметом исследования выступает эсхатология в системе глобальных проблем.
Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в социально-философском анализе эсхатологии в системе глобальных проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач.
Раскрыть содержание понятия «эсхатология».
Исследовать социально-философские детерминанты эсхатологии.
Проанализировать формы реализации эсхатологических концепций.
Выявить варианты решения эсхатологических проблем в науке и практике.
5. Раскрыть сущность глобальных проблем современности как детерминант нового эсхатологического сознания.
Методология исследования определяется социально
философскими методами, общенаучными исследовательскими подходами (системным, деятельностным, структурно-фунциональным и др.) и общенаучными методами (анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и др.), которые позволяют выявить глубинную связь эсхатологии и современных глобальных проблем современности. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов.
Научная новизна исследования:
1) доказано, что понятие «эсхатология» раскрывает стремление
общества постичь предел жизни социума. Показано, что эсхатологические
учения строились в соответствии с актуальными литературными и
теоретическими формами: откровение, пророчество, видение, утопия,
теория, концепция, - детерминантами конца мира, в которых
предполагались различные мировые катастрофы;
2) установлено, что в качестве детерминант эсхатологии
исторически, как правило, выступали действительно угрожающие
существованию общества явления, которые оказывались объектами
литературных, философских, религиозных, научных произведений и
показано, что по мере становления методологических стандартов
эсхатологические теории получали большую строгость и доказательность
в плане реализации диалектической и метафизической методологий;
выявлено, что основными формами раскрытия эсхатологических концепций в прошлые исторические эпохи были главным образом труды богословов и, что по мере развития научного познания в контексте метафизической методологии формировались эсхатологические утопические труды и, соответственно, в диалектической методологии попытки отображения различных угроз существованию человека (войны, природные катаклизмы и катастрофы);
доказано, что по мере утверждения теоретического познания и его методологических основ эсхатологические концепции получают существенное научное обоснование с учетом реализации диалектической и метафизической методологии. При этом решение проблем эсхатологии с позиции метафизической методологии предполагает, в частности, реализацию принципа дуализма и принципа антропоцентризма в рамках теории познания или теории репрезентации, репрезентаций (отношение репрезентанта-репрезентации, т.е. отношения сущности и существования), когда в одном случае, в качестве сущности выступает идеальное, а материальное - в качестве существования и, напротив, в качестве сущности принимается материальное, а в качестве существования -
идеальное. В обоих случаях развертываются умозрительные схемы, призванные приниматься в качестве программы практического решения эсхатологических проблем;
установлено, что решение проблем эсхатологии с точки зрения диалектической методологии предполагает, в частности, реализацию принципа единства мира и принципа всеобщей связи в рамках теории познания как теории отражения, отношения «образ - прообраз», когда на основе объективного анализа проблемных ситуаций раскрываются перспективы практического разрешения эсхатологических проблем;
показано, что одной из важнейших современных детерминант эсхатологии являются глобальные проблемы современности в том числе: проблема сохранения мира, противостояния между «Севером» и «Югом», экологии, демографии, сокращения возобновляемых и невозобновляемых сырьевых ресурсов, продовольствия, совершенствования системы здравоохранения. Каждая из них представляет опасность для жизни на планете;
доказано, что решение данных проблем может быть осуществлено на базе изучения перспектив негативного развития событий и процессов нарастания объективных, независящих от деятельности человека угроз астрофизического, геофизического, экологического планов и изучения возможности предупреждения и отведения данных угроз от человечества;
8) обосновано, что практическое решение глобальных проблем как
проблем эсхатологии предполагает разработку средств практической
элиминации агрессии субъектов в глобальном социуме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает цельное представление об эсхатологии как проблеме глобального общества. Данное исследование расширяет представления об эсхатологических концепциях и формах их проявления в современном обществе.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы
диссертации использовались в процессе преподавания таких учебных
курсов как «Философия», «Культурология», «Социальная философия», в
разработке инновационных образовательных программ с целью
формирования реалистического взгляда на окружающий мир.
Апробация диссертационного исследования. Наиболее значимые теоретические положения диссертационного исследования докладывались на теоретических семинарах: кафедры философии и научного совета Учебно-методического центра философии и образования Новосибирского государственного педагогического университета.
Основное содержание диссертационной работы отражено в научных и научно-методологических публикациях автора, в материалах международных научно-практических конференций (2001 - 2009 гг.), в научном журнале «Философия образования», рекомендованного перечнем
ВАК.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Понятие эсхатологии: социокультурный дискурс
Задача параграфа — анализ содержания понятия «эсхатология». Поясним основные категории исследования: «понятие», «форма», «содержание».
Е. К. Войшвилло в работе «Понятие» отмечает, что «в общенаучном смысле «понятием» называется мысль, представляющая собой результат обобщения предметов или явлений того или иного класса по более или менее существенным признакам» [20, с. 117]. Признаками же обычно называют все те свойства (отношения), которые, так или иначе, характеризуют предметы, явления. Причем признаки — это не просто качество и свойство, а наличие или отсутствие такого.
Поскольку методологической основой исследования выступает диалектическая система теоретизирования, понятая онтологически, то допускается предположение, что «категории диалектики - это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные связи, отношения действительности и познания» [157, с. 251], а не проекции человеческого мышления.
В частности, «форма» и «содержание» как философские категории в исследовании используются для отражения взаимосвязи сущности эсхатологии и формы как способа существования содержания эсхатологических учений. Основные подходы к эсхатологии анализировались в работах С. С. Аверинцева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Дж. Уоллса и других авторов.
С. Н. Трубецкой, С. С. Аверинцев отмечают, что термин «эсхатология» в переводе с греческого so%axoq означает «крайний», «последний» - «в религиозно-мировоззренческих системах учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека [165, с. 268; 156, с. 580].
В соответствии с диалектическим методом и теорией познания как теорией отражения выявлено, что эсхатологические учения строились в соответствии с актуальными в ту или иную историческую эпоху литературными и теоретическими формами, такими как: откровение, пророчество, видение, утопии, теории, концепции и т.д.
В современных справочных изданиях различных конфессий обнаружена тавтология в определении нормативного содержания этих терминов [44, с. 850; 45, с. 543; 63, с. 311; 115, с. 21]. ,
И, напротив, различие форм эсхатологических учений в канонической древнееврейской и раннехристианской литературе раскрывается в работах С. Н. Булгакова, С. С. Аверинцева, Р. В. Гуревич, М. И. Рижского и многих других авторов.
С. С. Аверинцев, М. И. Рижский установили, что в древнееврейской литературе эсхатология раскрывается как длительный процесс - от изустных эсхатологических представлений до концепции эсхатологии в канонических «Книгах пророков» ( XII в. до н.э. - II в. до н. э.).
Главным признаком различия форм эсхатологический учений древнееврейской литературы выступает канон. Канон в широком значении:
- правило, предписание, то, что твердо установлено, стало традиционным общепринятым; - догмат, обряд или правило, установленное церковью;
- в искусстве совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, выступающее нормативным образцом.
По мнению С. С. Аверинцева, в качестве канона древнееврейской литературы выступают следующие типологические черты:
1) прочувствованное, патетическое отношение к букве, письменному труду, устному слову, к книге как святыне;
2) трехчастная циклическая структура книги, где каждая последующая стадия социокультурного развития определяет комментирование памятников предшествующей стадии, апеллируя к их авторитету;
3) противоборство, а подчас и сложное переплетение двух тенденций религиозно-племенной исключительности и общечеловеческой широты.
Греческий термин канон «применительно к Библии стал употребляться только с середины IV века» [92, с. 283] и характеризует отнюдь не только древнееврейскую литературу, но и культуру ближневосточного круга [59, с. 272 - 273]. В раннехристианской литературе канон имеет более очерченные критерии: религиозное содержание книги, авторство и признание книги в Церкви [92, с. 245].
Формы реализации эсхатологических концепций
В качестве важнейшей детерминанты эсхатологии исторически, как правило, выступали действительно угрожающие существованию общества явления, которые оказывались объектами литературных, философских, религиозных, научных и иных произведений, приобретали соответствующее сверхъестественное, литературное, философское, научное и иное содержание.
Осознание чувства страха, опасности и угрозы конца света уже происходит на уровне мифа. В Шумеро-аккадской мифологии вавилонская версия потопа представлена в эпосе о Гильгамеше, детерминантом которого выступают природные катаклизмы (наводнения).
Затем, преодолевая стихию мифа, возникает библейская версия потопа как возмездие за грехопадение человечества. Здесь сходство относится к частностям, а различие - к сути. Тема библейского повествования гнев Творца, который властно карает мир и милосердно спасает праведника. Образность становится обобщеннее, чтобы дать место нравственному содержанию. Стихия мифа покорилась поэтике притчи.
В качестве детерминант возникновения древнееврейской эсхатологии выступают угрозы иноземного порабощения, уничтожения народов «иври», имевшее социальный, нежели этнический, смысл.
Исторические катастрофы, постигающие древнееврейский этнос: вавилонское пленение, репрессии против иудаизма, разрушение Иерусалима римлянами в 586 г. до н. э. — были поворотным пунктом не только в политической истории народа, но и переломным моментом в его религиозном сознании.
С. С. Аверинцев пишет, «не случайно именно в эпоху национальных бедствий усиливается интерес к эсхатологии, появилась первая апокалиптическая литература, где руководимая Богом история должна трансцендировать себя самое в наступлении будущего века. Чем мрачнее исторический горизонт, тем сильнее становилась потребность в апокалипсисе» [156, с. 580].
Период возникновения и развитие монотеистических религиозно-философских конструкций древнееврейской литературы Н. С. Булгаков, С. С. Аверинцев характеризуют как век трагизма, борьбы иудейского народа за политическую, религиозную самобытность с вавилонским, ассирийским, греческим и римским этносами в условиях резкого контраста, между унизительной реальностью и размахом надежд, притязаний и чаяний. Пророки, удваивая мир, противопоставили мифологической эсхатологии идею «мир как olam», сосредоточились на концепции универсальной эсхатологии, выстраивая парадигму энтропии общества, рационального осмысления перспектив его развития и исправления всего рода человеческого. Отметим, что термин «olam» обладает определенными эсхатологическими коннотациями: «грядущий мир», «мессианская эра», «апокалипсис».
По мнению Г. Г. Пикова, «эсхатология возможна только тогда, когда начинают вырабатываться такие понятия, как «человечество», «народ», которые приходят на смену родам и племенам» [117, с. 74].
Отметим, народ - это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой, а также происхождением. Нация - это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство - основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации. Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются. Христианская эсхатология возникает «на основе иудейской (стала продолжением и завершением, исполнением эсхатологии ветхозаветной), освобожденной от национально-политических чаяний и обогащенной мотивами античной, египетской эсхатологическими доктринами. Особую роль в подготовке эсхатологии христианства сыграла эсхатология позднеантичного синкретизма, развивающаяся в пограничной сфере между иудаизмом, ближневосточным и греко-римским язычеством и выразившаяся в так называемых Сивиллиных книгах» [156, с. 580]. Причиной появления христианства выступает реакция на гонение первых христиан, находящихся под влиянием язычников, и определена как обращение Бога к ним.
Концепция ожидания близящегося конца света, как одна из составляющих христианского учения, была усвоена Русью вместе с христианством, когда «в Византии и других христианских государствах вопрос о близкой кончине мира был в полном разгаре» [62, с. 3].
Эсхатологическую направленность сочинений книжников Древней Руси анализируют А. Ю. Карпов, Т. А. Опарина, Н. М. Чуринов и другие исследователи.
Эсхатологические проблемы как проблема науки и практики
Задачей данного параграфа является анализ вариантов решения эсхатологических проблем в науке и практике.
В «Новейшем философском словаре» наука нормативно определена как форма общественного сознания, особый вид познавательной (исследовательской) деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных, обоснованных и доказанных знаний о мире на основе научных средств и методов. Наука взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: мифологическим, религиозным, художественным, философским и обыденным постижением мира. В. С. Степин отмечает, что наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в практической деятельности [97, с. 661 — 662].
Основание научного знания составляет по своей сути «научная картина мира, которая обычно рассматривается как целостное и систематизированное образование, формирующееся и развивающееся на базе фундаментальных достижений естествознания» [116, с. 22].
Н. А. Князев в монографии «Философские проблемы сущности и существования науки» пишет: «Происходит процесс образования принципиально новой постановки проблем о роли науки в обществе, ее связи с техникой, культурой, ее ценностном содержании» [69, с.5 - 6].
Авторитетные ученые, в частности, Н. М. Чуринов в монографии «Совершенство и свобода: философские очерки» отмечает: что в течение последних десятилетий и даже столетий в отечественном естествознании и обществознании глубоко укрепилась, дала существенные научные и практические результаты европейская система теоретизирования. На её стандартах воспитывались и самоутверждались многие поколения ученых, добившихся на этом пути блестящих, мирового (и даже судьбоносного для ряда наук) значения результатов. И это происходило до тех пор, пока не выяснилось, что «сложившаяся система познания дала миру науку, ставшую соучастницей покорения природы и общества, ввергшего человечество в пучину глобальных проблем»[172, с. 55].
В массе современного научного знания различимы два типа метафизического и диалектического теоретизирования, но объективный анализ современного научного познания еще только начинает высвечивать, каково содержание научного познания с точки зрения различия этих типов теоретизирования, какой из них в настоящее время является господствующим и в каком значении каждый из них актуален.
Для развития принципиально новых идей, заложенных Н. М. Чуриновым, мы намерены провести исследование проблемы эсхатологии в научном познании с учетом различия метафизической и диалектической методологии.
В исследовании методология берется как «учение о методе, наука о совокупности необходимых познавательных средств научного познания» [97, с. 628]. Метод научного познания определяет специфику методологии как типа теоретизирования.
В переводе с древнегреческого понятие «метод» обозначает - путь исследования, теория, учение; в широком смысле - сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решение соответствующих задач. Метод представляет собой совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности (получения нового знания), организованной определенным образом.
Метод в науке - это заданный сопряженный гипотезой (предположение, требующее доказательства) путь ученого к постижению предмета изучения. Он предполагает определенную последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности. Основными методами науки являются наблюдение и эксперимент. Различают частные методы, применяемые в одной науке, и общие, используемые в нескольких сферах научного познания.
Особое место принадлежит философским методам, которые являются всеобщими и представляют собой совокупность операций, схему определенных действий, правил приемов, способов, норм познания и ориентирует познающего субъекта на решение исследовательской задачи, на достижение определенного результата в избранном направлении познавательной деятельности в рамках определенной методологической традиции. Понятие «традиция» означает процесс трансляции, ассимиляции из поколения в поколение исторически сложившихся актуальных методов научного исследования.
Метафизическая и диалектическая методологии выступают в исследовании как стандарты и методы научного познания, обеспечивающие стратегию и тактику в изучении эсхатологии.