Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Сущность и структура экономической культуры 10
1.1. Философия становления и развития экономической культуры 10
1.2. Анализ социальной направленности экономической культуры 31
1.3. Экономическая культура и социальное бытие 46
Глава 2. Механизм влияния политической, социальной, военной сфер жизни общества на утверждение экономической культуры в стране 62
2.1. Влияние законодательной деятельности на экономическую культуру общества 62
2.2. Социальная политика государства и экономическая культура 72
2.3. Экономическая культура и национальная безопасность 94
Глава 3. Экономическая культура как единство знаний, убеждений и практических действий 117
3.1. Роль экономики в гуманизации общественных отношений 117
3.2. Экономическая культура в системе воспитания и образования 139
3.3. Экономическая культура личности как элемент постижения истины 161
Глава 4. Проблемы формирования экономической культуры в российском обществе 180
4.1. Формирование экономической культуры через рынок 180
4.2. Экономическая культура в рыночных отношениях 207
4.3. Пути перехода России к рыночным отношениям 222
Глава 5. Формирование экономической культуры в техническом вузе 237
5.1. Объективная необходимость формирования экономической культуры 237
5.2. Создание среды формирования экономической культуры 258
5.3. Формирование экономической культуры у студентов технических специальностей 283
Глава 6. Культура труда — основа реализации экономической культуры 299
6.1. Культура труда как объект исследования 299
6.2. Культура труда в системе общественных отношений 319
6.3. Влияние профессиональной ориентации молодежи на формирование экономической культуры 340
Заключение 362
Литература 377
Приложения 396
- Философия становления и развития экономической культуры
- Влияние законодательной деятельности на экономическую культуру общества
- Роль экономики в гуманизации общественных отношений
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение динамики экономического развития России на пороге нового тысячелетия свидетельствует о том, что невысокий уровень экономическойй культуры людей, пришедших к государственному управлению после 1991 года, поставил общество перед катастрофой. Реальная экономическая культура человека обнаружилась практически во всех сферах жизнедеятельности людей. Необходимость исследования этого явления стала первым признаком актуальности выбранной темы исследования.
Второй причиной выбора темы является то, что она возникла не самопроизвольно, а зрела постепенно, начиная с семидесятых годов, когда проводились социологические исследования на пермском телефонном и втором московском часовом заводах, на львовском производственном объединении "Электрон". Это было время инициативного поиска эффективности общественного производства, активизации человеческого фактора и деятельности государства по улучшению социальной жизни граждан страны, время энтузиазма и романтики людей.
Это был стабильный период развития социализма. Однако социологические исследования уже тогда показывали нарождающиеся проблемы недовольства качеством и содержанием труда, отсутствие возможностей в должной мере проявить себя и свои индивидуальные качества. Рабочие не всегда считали свой труд нужным, в результате чего экономическая культура не поднималась выше.
Третьей причиной актуальности темы исследования является потребность развития социально—философских знаний. Анализ литературы показывает, что комплексных исследований экономической культуры общества пока не проведено. Что же касается философии "российского бизнеса и предпринимательства", столь активизировавшейся в последние годы, то она, мягко говоря, "не о том", не об экономической культуре общества в целом. В то же время ясно, что мировоззрение людей формируется и (прежде всего!) через хозяйственную деятельность, что экономика — это не только производство материальных благ, но и производство общественного сознания, экономического в первую очередь.
Четвёртой причиной выступает необходимость переосмысления социальной философией методологических основ взаимоотношений субъекта и объекта в социальном бытии, их прямых и опосредованных воздействий друг на друга, в том числе в условиях развивающегося рынка.
Исходя из всего этого, социально—философский анализ экономической культуры нами взят на вооружение как методологическая основа и основной инструментарий разработки темы. Именно философия должна в крупном плане, системно решить проблемы экономической культуры и конкретных путей её формирования в России наших дней.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование литературы, посвященной в той или иной степени экономической культуре, показывает, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубеж-
ными учёными экономическая культура не избиралась в качестве самостоятельного объекта философского познания. Социально-философский анализ убеждает, что теория хозяйства не может базироваться только на экономических постулатах, она по необходимости вбирает в себя всё качественное многообразие общественного технологического и иного знания. Ведь связи между факторами экономическими и факторами неэкономическими очень тесные, и изучаются они давно, начиная с Фридриха Листа, Бруно Гильденбранда, Вильгельма Рошера, Клода Сен-Симона, Жан-Жака Руссо, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Александра Герцена, Михаила Бакунина, Владимира Ульянова (Ленина) до Джона Кейнса и Фридриха Хайека... Вместе с тем наличие огромного списка литературы по широкому спектру культуры и экономики, являясь свидетельством постоянного нарастающего стремления человечества познать закономерности развития социума и его культуры, показывает в то же время, что попытки проникновения в глубины закономерностей экономической культуры общества не только могут, но и должны быть продолжены и усилены. И для этого есть соответствующая научная основа.
Теоретические положения о сущности, структуре и социальной направленности экономики и общей культуры и их влиянии на экономическое сознание общества изложены в трудах Н.Н.Зарубина, Д.С.Пателиса, О.Н.Ванина, В.А.Ларкина, И.П.Лебедева и др. О влиянии эстетики и этики на профессиональную культуру работников и шире — на обеспечение социальной направленности экономики специальные труды создали И.В.Сапожникова и А.Шаронов. Вопросы "философии и методологии экономики", "экономики и нравственности", "экономических отношений в социально-культурной сфере" раскрываются в трудах Л.П.Буевой, П.П.Великого, Б.С.Ерасова, В.С.Автономова, Л.С.Гребнева, А.В.Орлова и других. О степени влияния законодательной и исполнительной властей государства на экономическое поведение общества рассуждал не только П.А.Гольбах, но и философ А.Г.Спиркин.
В научных разработках ряда военных философов мы находим методологические подходы к исследованию экономической культуры. В частности, в теоретических работах А.И.Анцышкина, А.И.Дырина, Б.И.Каверина, Б.Н.Ксенофонтова, Г.Г.Лукавы, Б.Н.Малькова, Н.В.Михалкина, А.Ф.Тиморина, С.А.Тюшкевича нами просматривается непосредственная связь философии и экономики, экономической культуры и культуры философской, этической, правовой, военно-философской.
Исследование диссертационной темы опиралось также на положения трудов отечественных ученых, посвятивших себя разработке новых идей в философии. Среди них: В.И.Андреев, Н.Г.Багдасарян, А.А.Бала-ховский, Л.С.Бляхман, Л.И.Божович, Ю.С.Васильев, Л.С.Выготский, В.И.Гидиринский, Ю.В.Громыко, А.П.Дмитриев, Н.В.Ефимов, Ю.И. Ефимов, Л.П.Зарубина, Н.П.Зиновьева, Г.П.Корнев, С.Э.Крапивенский, А.Г.Лавров, К.Х.Момджян, С.А.Наумова, О.А.Платонов, Б.Н.Попов, В.В.Радаев, В.С.Семенов, В.М.Фрадлина, В.В.Чебан и др.
Словом, отечественная философия имеет прочную базу исследова-
ния проблемы "экономика и культура", что дает возможность обосновать необходимость разработки такого феномена, как "экономическая культура". Если ранее философская наука могла уклоняться от разработки вопросов, связанных с экономической культурой, считая их более экономическими, нежели философскими, то ныне сама современная действительность поставила и науку и практику перед необходимостью признания экономической культуры наравне и во взаимосвязи с другими видами общей культуры. Появились и первые диссертации, рассматривающие те или иные вопросы экономической культуры личности. Так, Р.И.Трипольский в своем исследовании "Эволюция философских оснований экономического мышления: от "социальной механики" к гуманистической парадигме" выделяет предпосылки формирования новоевропейского типа экономического мышления. М.М.Алексеева в работе "Культура фирмы как фактор ее экономической деятельности" рассмотрела содержание и функции культуры фирмы как экономической структуры.
Вместе с тем, несмотря на большое количество научных исследований и обилие подходов объяснения видов культуры, анализ научной литературы показывает, что исследования в данной области:
сохраняют фрагментарный характер, не претендуя на целостное (в диалектическом единстве сущностного, структурно-логического, содержательного и других аспектов) отражения феномена экономической культуры;
не приведены к единообразию в социально-философском плане понятия: "экономическое мышление", "экономическая культура" (общества и личности);
не имеют системной картины глубоких и всесторонних изменений в поведении человека под влиянием воздействия на него законодательной, политической, исполнительной властей в условиях перехода России к рыночным отношениям.
Таким образом, в настоящее время в нашей стране сложилось реальное противоречие между потребностью комплексного изучения экономической культуры, процессов ее формирования и влияния на социальную жизнь общества и отсутствием научного исследования, представляющего собой социально-философское решение проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Осознание этого противоречия и явилось ключевым мотивом нашего исследования.
Задачей диссертационного исследования является:
проанализировать понятие, содержание и структуру экономической культуры, ее становление и развитие;
раскрыть степень освоения людьми выработанных знаний в области экономики, уровень овладения экономическими знаниями и категориями, понимание действия существующих производственных отношений в обществе, осознание своего места и роли в деле реализации экономических концепций;
обосновать содержание экономической культуры как системы
теоретических знаний об общественных отношениях, степени освоения методологического алгоритма применения этих знаний ветвями власти (законодательной и исполнительной), системой подготовки кадров, материальным и духовным производством, социальной, внутренней и внешней политикой государства;
определить способности экономической культуры гуманизировать общественные отношения через процесс экономического образования граждан общества;
выявить нравственную направленность экономической культуры в рыночных отношениях и ее формирование под влиянием рынка с поиском оптимальных путей перехода к цивилизованной рыночной экономике;
создать модель формирования экономической культуры у студенческой молодежи технических вузов через создание среды для овладения знаниями нормативных рамок экономической деятельности; постижение систем информации и связи; изучение смежных дисциплин для того, чтобы стать эрудированной личностью в современном мире;
охарактеризовать экономическую культуру как системное образование личности, включающее в себя экономические знания, экономическое мышление, экономическое убеждение и экономические действия, в конечном счете проявляющиеся в культуре труда.
Общий теоретический замысел научного исследования состоит в том, чтобы на основе социально-философского анализа взглядов, подходов и альтернативных концепций, отражающих динамику функционирования экономической культуры в обществе и ее воздействия на поведение личности: выявить сущность, структуру, механизм влияния политической, социальной, военной сфер жизни общества на утверждение экономической культуры в стране; определить социальную направленность экономической культуры и раскрыть понимание того, что социальное бытие можно изменить к лучшему только через материализацию экономической культуры личности и общества; показать, что экономическая культура личности является сплавом знаний, убеждений и практических действий; доказать, что экономическая культура как спутник жизни человека проявляется через создание среды формирования этой культуры в семье, школе, вузе, на производстве, через культуру труда.
Следовательно, объектом диссертационного исследования выступает экономическая культура как целостное социальное явление, а предметом —сущность и структура, основные элементы содержания, специфика и взаимосвязь экономической культуры с другими видами культуры личности и общества.
Цель (основной замысел) диссертационного исследования сводится к рассмотрению феномена "Экономическая культура (ее внутренней логики, относительной самостоятельности), взаимосвязи с политической, правовой, нравственной, военной и другими видами культуры.
Для получения теоретических выводов и выработки практических рекомендаций в соответствии с поставленной целью (замыслом) и недо-
статочной разработанностью темы в литературе в диссертации решался следующий круг задач:
исследовать эволюцию философских воззрений на экономическую культуру, ее место и роль в социуме;
выявить содержание экономической культуры, систематизировать и раскрыть её основные факторы, представить её структуру и специфику;
раскрыть механизм влияния политической, социальной, военной сфер жизни общества на утверждение экономической культуры в стране;
рассмотреть проблемы и противоречия формирования экономической культуры в современном российском обществе;
показать место и роль экономической культуры в системе воспитания и образования, в подготовке кадров и предложить модель формирования экономической культуры молодежи (на примере российского вуза);
сформулировать и обосновать методологические основания социально-философского исследования сущности экономической культуры;
обосновать культуру труда как результат реализации в коллективе экономической культуры личности.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования образовали социально-философские положения, раскрывающие философию становления и развития экономической культуры личности и общества, положения научных трудов отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы общей культуры и экономической жизни общества. Использовались материалы научно-практических конференций и симпозиумов международного, национального и регионального масштабов, связанные с экономической и военной тематикой, а также национальной безопасностью России. В качестве методологического инструментария в диссертации использовалисьобщефилософские принципы объективности и всесторонности, всеобщей связи и развития, единства логического и конкретно-исторического, материального и духовного, требования законов и категорий диалектики, принцип деятель-ностного подхода, при котором экономическая культура рассматривается как первооснова социальной жизни и предстает в роли объяснительного фактора при анализе постижения бытия. Кроме того, в диссертации прослеживается единство теоретического и практического подходов к исследуемой проблеме.
Эмпирическую базу диссертационного анализа составили: результаты анализа специальной литературы, посвященных как вопросам общей культуры, так и культуры экономической; данные, полученные автором в ходе конкретных социальных исследований, опубликованные в его работах: "Опыт разработки плана социального развития фирмы "Казбек", "Социальное планирование в деревообрабатывающей промышленности" и др., а также результаты опросов, анкетирования студентов, проведенных в Московском государственном техническом уни-
верситете гражданской авиации; и, разумеется, многолетний личный опыт руководящей и педагогической деятельности диссертанта.
Научная новизна диссертации состоит в постановке проблемы, которая до последнего времени оставалась мало исследованной именно в социально-философском аспекте. Раскрывается понятие экономической культуры, в связи с чем в научный оборот вводится либо уточняется относительно новый взгляд на становление явления "экономическая культура" и ее взаимосвязь с такими феноменами, как "экономический человек" (человек, жизнь которого не проходит изолированно от экономической жизни общества, осознает он эту связь или нет); "социально ориентированное рыночное хозяйство" (когда общественные отношения людей направлены не столько на получение прибыли, сколько на обеспечение интересов человека, группы людей, общества в целом); "модель формирования экономической культуры" (когда в учебном заведении или в трудовом коллективе создается определенная Среда со своими "правилами игры", которые студент или член трудового коллектива принимает или отвергает в процессе овладения экономическими знаниями, умениями и навыками действий в хозяйственной жизни).
Новизна исследования выражается в решении поставленных задач и достижении теоретических результатов. К ним следует отнести:
анализ понятия, содержания и структуры экономической культуры, ее становление и развитие;
раскрытие степени освоения людьми выработанных знаний в области экономики, уровень овладения экономическими законами и категориями, понимание действия существующих производственных отношений в обществе, осознание своего места и роли в деле реализации экономических концепций;
обоснование содержания экономической культуры как системы теоретических знаний об экономических отношениях, степени освоения методологического алгоритма применения этих знаний ветвями власти (законодательной и исполнительной), системой подготовки кадров, материальным и духовным производством, социальной, внутренней и внешней политикой государства;
определение способности экономической культуры гуманизировать общественные отношения через процесс экономического образования граждан общества;
выявление нравственной направленности экономической культуры в рыночных отношениях и ее формирование под влиянием рынка с поиском оптимальных путей перехода страны к цивилизованной рыночной экономике;
создание модели формирования экономической культуры у студенческой молодежи технических вузов через создание среды для овладения знаниями нормативных рамок экономической деятельности; постижение систем информации и связи; изучение смежных дисциплин для того, чтобы быть эрудированной личностью в современном мире;
характеристика экономической культуры как системное образо-
вание личности, включающее в себя экономические знания, экономическое мышление, экономическое убеждение и экономические действия, в конечном счете проявляющиеся в культуре труда. На защиту выносятся следующие положения:
1. Экономическая культура в своем становлении и развитии прошла
длительный и сложный путь. Являясь частью общей культуры, она про
шла такие промежуточные стадии, как производственная культура, тех
нологическая и экологическая культуры, культура среды и правовая
культура, наконец, экономическая культура.
2. Экономическая культура — это степень освоения людьми
выработанных знаний в области экономики; уровень овладения
экономическими знаниями и категориями, понимание действия
существующих производственных отношений в обществе это осознание
своего места в деле реализации экономических концепций.
Экономическая культура общества находит свое реальное выражение в системах теоретических знаний об экономических отношениях, в степени освоения методологического алгоритма применения этих знаний ветвями власти (законодательной и исполнительной), системой подготовки кадров, материальным и духовным производством, социальной, внутренней и внешней политикой государства.
Экономическая культура как элемент культуры личности своим содержанием опосредует гуманизацию общественных отношений через процесс экономического образования.
Современная для России экономическая культура общества, формируясь под влиянием рынка, определяет одновременно нравственную направленность рыночных отношений и позволяет выбирать оптимальные пути перехода страны к цивилизованной рыночной экономике.
Модель формирования экономической культуры у студенческой молодежи технических вузов включает в себя: создание среды для овладения знаниями нормативных рамок экономической деятельности; постижение молодежью систем информации и связи; изучение смежных дисциплин для того, чтобы быть в определенной степени математиком, историком, государственным деятелем, философом; приобретение умений размышлять о частностях и понятиях общего; способность мыслить в одинаковой степени абстрактно и конкретно; изучение современности в свете прошлого, чтобы предвидеть будущее.
Экономическая культура как системное образование личности, включающее в себя экономические знания, экономическое мышление, экономическое убеждение и экономические действия, в конечном итоге находит свое наиболее полное выражение в культуре труда.
Философия становления и развития экономической культуры
Обзор философской, экономической и педагогической литературы показывает, среди специалистов термин "экономическая культура" полностью не определён. Возрастающая потребность в специалистах с характерными социально-значимыми качествами (в нашем случае инженер гражданской авиации, обладающий экономической культурой) привела к необходимости раскрытия данного понятия. Без его конкретизации невозможно выявить условия формирования экономической культуры.
Экономическая культура российского общества, выполняя регулирующую функцию в развитии экономики, претерпевает в настоящее время существенные изменения. Развитие экономики затруднено рядом причин, одной из которых является несформированность социальных качеств рабочих, служащих, специалистов, руководителей, их неподготовленностью к работе в новых условиях, к созданию этих условий. Для дальнейшего развития экономики нужны новые социальные качества людей, новая экономическая культура, а для формирования этих качеств, необходима другая система образования. Именно в процессе образования человек усваивает социокультурный опыт предшествующих поколений, на основании чего происходит формирование ценностей, потребностей, интересов, норм поведения, а также вырабатываются новые, отвечающие современным требованиям личностные характеристики. Следует отметить, что именно экономическое образование призвано в определённой мере решить эту проблему.
Для раскрытия сути термина "экономическая культура" необходимо проанализировать понятие "культура".
Тем более, что ни одно понятие общественной науки не вызывает, пожалуй, такого многообразия суждений, трактовок, определений как понятие "культура".
А. Моль полагает, что "культура— это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создаёт в ходе своей социальной жизни... Наряду с культурой индивидуальной существуют культуры социальные. Последние присущи обществу, к которому принадлежит индивидуум (3). Он считает, что культура охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей. Культура по Молю, есть "память мира" или общества, материализованной в библиотеках, памятниках и языках ($ffi).
Выдвигаются различные теоретические концепции о сущности культуры перспективах ее развития, влияния на духовный облик человека. О культуре говорят применительно к разным сферам общественной жизни в связи с различными сторонами существования человека в мире.
Анализируя историографию культуры, можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке. Едва ли не самой характерной чертой современных определений культуры оказывается их все более возрастающее и усложняющее многообразие и многозначность. Можно прочитать о "культуре материальной и духовной" о культуре производства и торговли, о культуре поведения и т.д. Щ. Кроме того, свои понятия культуры возникают в социологии, педагогике, психологии, технических и прикладных науках.
Первый и наиболее известный подход к определению культуры заключался в выделении предметной стороны культуры. Культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человечества. Эта точка зрения представлена в работах Г.Г. Карпова, С.Н. Глазычева (5"5).
Сегодня особо актуальное значение приобретает изучение методологических проблем культуры в связи с практикой экономической жизни, производственной деятельности людей, демократизацией общества, и в этом контексте возникли понятия "производственная культура", "технологическая культура", "экологическая культура", "экономическая культура", "правовая культура", "культура индивидуальная", "коллективная", "культура среды".
Н.Ф.Тарасенко раскрывает некоторые понятия. Приведем одно из них:
"Технологическая культура — формирование и осуществление отношений как специфического человеческого изменения объективной реальности, то есть отношения, которые являются исключительно человеческим достоянием и через которое раскрываются все другие отношения: гносеологические, технологические, управленческие и т.д. Технологическая культура — способ способов, т.е. в данном случае рассматривается культура в формах, адекватных конкретно-научному знанию и общенаучному методу" (ijjo/js).
Можно сказать, что культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура "вездесуща", но вместе с тем и в каждом конкретном виде деятельности она представіЕяет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с политикой, экономикой и социальной структурой.
Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Кроме того, культура существует и в практически— действенной форме, в форме
событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. В культуре находит выражение богатство и дифференцированность общественной жизни, а вместе с тем ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры происходит адаптация общества к потребностям сложной деятельности.
Влияние законодательной деятельности на экономическую культуру общества
Анализируя философию П.Гольбаха, К.Н.Беркова (23). подчеркивает, что люди в своем экономическом поведении заключают между собой негласный договор, по которому обязываются поддерживать друг друга и оказывать всяческие услуги для выживания. Но так как человек по своей природе стремится к удовлетворению своих экономических потребностей, не всегда учитывая интересы и потребности окружающих его людей, то появляется необходимость в силе, которая заставляла бы этого человека обуздать свои страсти и исполнять обязанности по отношению к окружению. Этой силой является закон. Этот документ создается для общества и в интересах общества.
"Общество по своей многочисленности не в состоянии собираться целиком, когда того требуют обстоятельства. Поэтому оно выбирает лиц, облеченных доверием, которым передает свою власть. Эти лица и составляют законодательную власть государства"С5з/з/При разработке закона всегда преследуется цель — общественное благо. Закон обеспечивает большинству граждан известные права, для которых они соединились в общество, которое называется государством. Законодательная деятельность регулирует экономические отношения людей, направляя их стремление к общественным интересам. Очень актуальны выводы П.Гольбаха, которые он сделал в своей работе "Система природы". Общество, в котором правительство и законы не дают никаких благ его членам, очевидно, теряют над ним всякую власть. Правители, которые вредят обществу, теряют право им повелевать. Понятие отечества связано с понятием благосостояния. Угнетенное общество состоит из угнетателей и рабов. Но рабы не могут быть гражданами. Гражданин должен любить отечество, а любовь к отечеству внушают блага, которые оно дает гражданам — свобода, собственность и безопасность (23/3J?).
Законодательная власть любого государства должна заботиться об общественных благах, просвещении граждан и справедливых законах. Гольбах в своих трудах замечает, что в обществе, где порок вознаграждается и окружается почетом, а добродетель страдает и гибнет, должен процветать порок. "Человек действительно благоразумный, справедливый и добродетельный прослыл бы в Риме дурным гражданином"(яз). Из своих наблюдений он приходит к выводу о том, что не природа делает людей злыми, а общественные учреждения. Выражая эту мысль острее, он пишет: "В развращенном обществе надо развратиться, чтобы быть счастливым" {2.3/52. ).
Законодательная власть обязана ограничивать беспредельную свободу и в то же время определять ее разумные рамки. По этому поводу Гольбах писал: "Законы необходимости руководят всеми существами в природе и выступают для них в качестве сущности мирового порядка; в равной степени необходимые естественные законы управляют людьми и поддерживают порядок в обществе" (1Ъ$/$40).
Своей деятельностью законодательная власть полностью влияет на экономическое поведение общества, потому что она поддерживает равновесие и справедливость между членами общества. Только через законы, касающиеся материальной стороны людей, можно естественное неравенство людей поставить на службу общему благу, именно справедливость обеспечивает людям их права, свободу. Из этого можно предположить, что справедливость должна быть основным принципом хорошей законодательной власти. Только на весах справедливости должны взвешиваться все законы, нравы и обычаи. Справедливость представляет основную добродетель социальной этики ( s jlj jB своей философии Гольбах подчеркивал, что справедливость должна распространяться не только на взаимоотношения людей в обществе, но и являться основой взаимной безопасности суверенных наций (5-9/35?) .
Законодатели своей деятельностью формируют социальную среду, а какова социальная среда, таков и человек, его идеи, его нормы поведения. Своими произведениями Гольбах подтверждает эту истину, обращая внимание на то, что не природа, а социальная среда делает человека добрым или злым. А чтобы иметь добродетельных людей, следует соответствующим образом изменить саму социальную среду. Но сама эта среда есть воплощение человеческих идей, поэтому экономическое поведение общества, хорошее или дурное в нем, всегда зависит от истинных или ложных идей, заложенных в законах.
Процесс воспитания и обучения граждан создают определенную экономическую культуру и условия общественного договора между личностью и обществом. В правовом государстве каждый индивид во взаимоотношениях с государством законно ставит перед ним проблему экономической обеспеченности личности, а та в меру своих сил и способностей будет работать на свое государство. Здесь вновь обратимся к Гольбаху. Всякое поведение индивида ставит прежде всего экономические выгоды. Он желает, чтобы государство в лице первой его власти (законодательной) оказывало ему содействие, только потом оно может рассчитывать на содействие с его стороны. Государство обязано заботиться о счастье каждого гражданина, только после этого гражданин будет заботиться о счастье всего общества. Такую заботу о гражданах государства можно наблюдать в предвыборной кампании во время борьбы за места в законодательном органе. Программы партий или объединений в этот период очень благожелательны к избирателям, обещая им трудиться для их благополучия, облегчения их жизни. Любовь, уважение и экономическое обеспечение со стороны государства послужат оплатой и вознаграждением за поддержку в день выборов.
Философия Гольбаха убеждает нас в том, что счастье народа обеспечивает не форма правления, а просвещенный ум, хорошие законы, стремление к экономическому благу. Тут уместно воспроизвести высказывание Платона, на которое часто ссылается П. Гольбах: "Народы будут счастливы лишь тогда, когда философы станут королями или когда короли будут философами" (59/3$о).
В работе "Этократия или Управление на основе морали" П.Гольбах предложил общественно-политическую программу государства. В ней он рекомендует принятие основных законов, выработанных избранными народными представителями, обеспечивающих свободу, собственность и безопасность. С позиции перехода России к рыночным отношениям, в этой программе следует выделить наиболее важные, на наш взгляд, положения: законодательная власть должна принадлежать национальному собранию; каждый избранный представитель связан наказом, разработанным национальным собранием; избиратели имеют право отозвать тех представителей, которые нарушают наказ и изменяют интересам общества; моральное и национальное воспитание должно быть вынесено не первый план. Воспитание, — пишет философ, — это дело государства. Поэтому следует создать специальные органы, которые обязаны следить за учебными заведениями, воспитывать у молодежи принципы, соответствующие интересам общества; необходимо разработать всеобщий моральный кодекс, который каждый гражданин должен изучать и руководствоваться его принципами как внутри страны, так и в международных отношениях; взаимоотношения между государствами необходимо строить на началах всеобщего морального кодекса.
Гольбах выступил за отмену привилегий, за введение единого налога. Он предлагал установить пропорциональные налоги для ограничения роскоши и контролирования расходов по управлению. Ратовал за свободу слова и печати, что является лучшим оружием против насилия (гв /и?).
Роль экономики в гуманизации общественных отношений
Когда мы говорим или читаем о гуманизме, то прежде всего имеем в виду признание ценности человека, как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
В более узком смысле гуманизм (латинское хуманус — человеческий) подразумевает возрождение культурного и идеологического развития ряда стран западной и центральной Европы. В Италии этот период проходил в 14-16 веках, в других странах - конец 16 века. Эта эпоха характерна бурным процессом первоначального накопления капитала, который поддерживал высокий подъем в области науки, литературы и искусства, усиление экономических и культурных связей между народами.
Экономически выгодное расположение некоторых государств на земле, географические особенности отразили их историческое развитие. Почему возрождение связанно прежде всего с Италией? Прежде всего она расположена в центре экономической зоны Европы, оживленные торговые пути, проходившими по средиземному морю с быстрым развитием ремесел, банковского дела, связями с разными странами. Всё это стало экономической основой для рассвета культуры, характерной для всей эпохи возрождения.
Уже из этого можно сделать вывод, что в основе гуманизации человека лежит экономика. Бурное развитие производительных сил, зарождение новых социальных отношений имели своим следствием возникновение нового взгляда на мир человека.
Оценивая громадный вклад Маркса в мировую науку, его сподвижник по науке Фридрих Энгельс выразился так:
"Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор" (li8 /3 S1 3 S2.)
Гуманизация общества повергла средневековое отрицание радостной земной жизни и проповеди подготовки к загробному, вечному существованию. Она противопоставила религиозным доктринам светскую науку, выдвигающую жизнерадостного, сильного духом и телом человека, всесторонне развитой личности.
Гуманизм с его уважением к человеку, верой в его силы и возможности, воззрения интереса ко всему наследию античных народов — нашел отражение во взглядах первых гуманистов того времени. Важные гуманистические идеи в воспитании человека содержались в трудах видного педагога — теоретика раннего возрождения Пьетро Паоло Верджерио. (1350-1444 г.г.). Этот итальянец был профессором в Болонье, Падуе и Риме, канцлером падуанского герцогского двора при династии Каррара, затем секретарем при папе. Важным из сохранившихся сочинений Верджерио является трактат "О благородных нравах и приличествующих юности занятиях", где автор отводит особое место свободному физическому воспитанию детей. Автор труда ратовал за гуманное и индивидуальное воспитание, за первенство нравственного и физического воспитания.
Как величайший гуманист, Верджерио выступал за экономическое оживление, характерное для эпохи раннего торгового капитала. Гуманизацию общественных отношений он связывал с развитием экономики.
Влияние экономики на гуманизацию человеческих отношений научно обосновал Карл Маркс в философских рукописях 1844 года. Исходя из материалистического взгляда на человека, как продукт общественных отношений, он обосновал способность личности активно воздействовать на социальную среду, т. е. выступать в качестве источника общественного развития. Труд — это материальный процесс, связывающий общество и природу и представляющий собой специфическую форму жизнедеятельности личности. Для человека "производство есть его деятельная трудовая жизнь" (18В /93),
Позднее, в "Капитале" Маркс утверждал, что возникновение и развитие человека неразрывно связано с возникновением и развитием труда. Труд, писал он, - "...есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь 083 /51).
Сущность труда как всякого социального явления выражается в его функциях. И главной из них — создание материальных благ, общественного богатства, за счет которого развивается гуманистическое отношение между людьми.
Через гуманизацию идет контроль и обмен веществ между собой и природой.
В конкретной трудовой деятельности проявляется двойственная природа труда, которая заключается в том, что люди одновременно производят материальные ценности и вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд является не только основой общества, но и всех общественных отношений, общественного устройства. Труд и гуманизация человека неразделимы т. к. в процессе труда человек проявляет свою высшую форму активности. На этой стадии человек реализует особое качество, свою способность сознательно, целенаправленно преобразовывать идеальное в материальное. Решающим элементом здесь выступают общественные действия личности, тесно связанные с ее помыслами и чувствами.
Такая социальная активность всегда конкретно - исторически обусловлена. Человек связан с обществом, его основными образованиями, другими людьми множеством отношений. Это обстоятельство определяет направленность практических действий личности, выбор жизненных целей и формирование ее духовно — нравственных идеалов. Тут мы видим, что социальная среда является важнейшим фактором развития трудовой активности людей.
Определяющая роль в таком процессе принадлежит трудовому коллективу, начиная со студенческой группы, где начинает формироваться общественное мнение на новом возрастном уровне. Именно в стенах вуза студент через свой коллектив познаёт смысл социальной группы, представляющей собой ближайшее окружение личности. После вуза молодой специалист попадает в трудовой коллектив, который уже выступает в качестве основной сферы приложения знаний, профессиональных навыков человека, реализации его потребностей и интересов, привлечения работников к управлению производством, государственными и общественными делами.