Введение к работе
Актуальность темы исследования. Люди всегда интересовались своим прошлым, своей историей, признавая тем самым значительную роль исторического сознания в жизни общества. Обращение к историческому опыту позволяло извлекать определенные уроки из прошлого, действенно решать возникающие перед обществом проблемы.
Конец XX - начало XXI века отмечен все возрастающим интересом к проблеме исторического сознания. Это связано с огромными политическими, культурными, экономическими изменениями, произошедшими в мире после распада Советского Союза, когда появилось множество независимых государств. Противоречивый, драматический этап в жизни всех государств на постсоветском пространстве привел к переосмыслению прошлого, попыткам переписывания истории. Все чаще и чаще звучит критика в отношении манипулирования, деформации исторического сознания. Представление об историчности бытия общества стало доминирующим в сознании наших современников. Соответственно и изучение исторического сознания стало иметь самое непосредственное отношение к осознанию современного состояния общества, пониманию причин кризисных явлений и поиску путей их преодоления.
Серьезные перемены в отечественной философской науке также обусловливают актуальность избранной темы исследования. Возник вопрос о методологии исследования исторического сознания как социального онтологического феномена и как теоретической и обыденной форм рефлексии. Это заставляет, естественно, иначе взглянуть и на гносеологические аспекты изучаемой проблемы.
Во второй половине XX в. историческое сознание стало предметом глубокого целенаправленного изучения. Вместе с тем выработанные в отечественной науке подходы к проблеме исторического сознания уделяли недостаточно внимания исследованию исторического сознания как явлению духовно-практической деятельности исторического субъекта, тому, что историческое сознание двуедино: это и непосредственный органический процесс социально-исторического бытования, и форма рефлексии и саморефлексии эпохи, человечества в целом.
Историческое сознание представляет собой органический процесс осуществления и осмысления обществом своего прошлого и настоящего. Это сложный феномен, пронизывающий все сферы жизни общества. Философское осмысление развития общества не может считаться решенным без всеобъемлющего исследования его исторического сознания, / которое в значительной степени определяло и определяет социальное^ поведение людей. Таким образом, философское осмысление исторического
3 (\
компонента общественного сознания является актуальной научной проблемой, имеющей также большое практическое значение.
Степень научной разработанности проблемы. Рассматривая степень разработанности данной темы, следует отметить, что проблема осознания человеком прошлого и, одновременно, осознания себя в настоящем как исторического существа, принадлежит к числу традиционных философских проблем и составляет предмет социальной философии. Данная проблема имеет различные теоретические аспекты и последние по-разному ставились и исследовались представителями прошлых и современных философских школ и направлений. Все вместе они внесли существенный вклад в разработку таких вопросов как сущность, структура, функции, генезис исторического сознания.
Если обратиться к проблеме объективной детерминации познавательной деятельности историка, то в целостном виде она впервые была поставлена Г.В.Ф.Ґегелем, а в дальнейшем развита Б.Кроче и Р .Коллингвудом.
К.Маркс рассматривал индивидуальный и общественный рефлексивный духовно-исторический опыт в его зависимости от общественного бытия. Историческое сознание рассматривалось как специфическое духовное образование общественной жизни, обусловленное доминирующими, прежде всего, социально - экономическими отношениями.
В контексте постижения абсолютных ценностей рассматривали историческое сознание представители неокантианского направления Г.Риккерт и В. Виндельбанд.
Несколько иную интерпретацию получила проблема исторического сознания в работах В.Дильтея, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера. У В.Дильтея историческое сознание выступает как целерациональное «формообразование потока жизни». В феноменологии Э.Гуссерля историческое сознание рассматривается как формообразование духовно-исторического опыта, являющегося сферой укоренения всеобщих структур сознания. У МХайдеггера же историческое сознание выступает как конкретизация априорных структур экзистенциальной временности.
Существенный вклад в разработку различных аспектов исторического сознания внесли такие выдающиеся классики как Р.Арон, Н.А.Бердяев, М.Блок, П.Бурдье, Дж.Вико, Ф.Йейтс, Л.П.Карсавин, Х.Ортега-и-Гассет, П.Рикер, П.Сорокин, А.Тойнби, П.Хаттон, А.Шюц, К.Ясперс.
В контексте нашего исследования определенный интерес представляют работы СМосковичи, в которых рассматривается такая категория, как «социальные представления». Последние включают в себя понятия,
высказывания и объяснения, возникающие в повседневной жизни в процессе коммуникации.
Несмотря на то, что проблема осознания человеком прошлого и проблема понимания своего бытия как исторического явления относится к числу традиционных философских проблем, само понятие «историческое сознание» в отечественной литературе появилось лишь в конце 1960-х гг. в статье Ю.А.Левады. В дальнейшем исследование исторического сознания осуществлялось с разных позиций.
Историческое сознание как основу преемственности в развитии общества, как осознание исторической идентичности рассматривали Ю.А.Афанасьев, М.А.Барг, А.В.Гулыга, В.А.Ельчанинов, В.П.Яковлев.
Историческое самосознание общества, функции исторического самосознания анализировали Г.Т.Журавлев, А.М.Меркушин, КХК.Фомичев.
И.С.Кон, А.И.Ракитов, Б.Р.Могильницкий рассматривали историческое сознание как познавательное отношение к прошлому, показывающее роль исторической науки в историческом сознании.
Л.П.Репина, М.Ю.Парамонова фактически отождествляли историческое сознание с социальной памятью. Последнее положение вряд ли правомерно, так как исторические события не только закрепляются в памяти, но еще и осмысливаются. Процесс постепенного становления и изменения форм исторического сознания анализировал А.Самиев.
Несомненную помощь в исследовании данной проблемы также оказали сочинения: Д.МАбдрахманова, Д.М.Азаматова, Р.Р.Асылгужина, У.С.Вильданова, Б.С.Галимова, А.В.Гулыга, Д.Г.Давлетшиной, Н.И.Конрада, А.Ф.Кудряшева, А.В.Лукьянова, ДАНуриева, С.М.Поздяевой, А.НЛортнова, И.В.Рассадниковой, З.Я.Рахматуллиной, Ф.С.Файзуллина, И.В.Фроловой, В.СХазиева, А.Р^Янгузина.
Однако целостность исследования феномена исторического сознания предполагает учет того обстоятельства, что историческое сознание одновременно выступает и имманентной характеристикой самого непосредственного процесса общественной жизнедеятельности, и рефлексивным феноменом. Именно этот аспект и является предметом нашего исследования.
Объект исследования - общественная жизнедеятельность как содержательный, развертывающийся во времени процесс, где люди одновременно и субъекты, и объекты процесса.
Предмет исследования - историческое сознание в двух взаимосвязанных аспектах: с точки зрения самого непосредственного процесса общественной жизнедеятельности, т.е. с точки зрения осознания человеком себя как исторического существа и своей жизни как
исторического процесса, и с точки зрения рефлексии в различных формах над этим процессом.
Цель и основные задачи работы. Цель диссертации - исследование исторического сознания как предметной характеристики самого общественного исторического процесса и как формы осознания этого процесса.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- выявить и определить методологические основания исследования
исторического сознания как социального феномена;
- осуществить критический анализ концепций и подходов исследования
исторического сознания, который представлен в рамках различных
социально-философских школ и направлений;
- выявить характеристики и зависимости рефлексивного процесса
историков эпохи как формы теоретической саморефлексии данной
исторической эпохи и как формы рефлексии одной эпохи над другой;
- осуществить целостный анализ места и роли исторической памяти и
исторической традиции в историческом сознании.
Методологической основой исследования послужили, прежде всего, принципы и законы диалектики. Диссертация выполнена в контексте принципов историзма, объективности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, а также на значительные наработки феноменологического подхода.
Научная новизна диссертации заключается в том, что автором:
- разработан методологический подход, дающий возможность раскрыть
специфику исследования исторического сознания и исторического
познания в рамках различных социально-философских подходов;
обосновано положение о том, что достижение серьезных результатов
возможно при условии, если исследование исторического сознания в его
предметно-содержательном, идеологическом, историко-биографическом
наполнении будет опираться на ясную, осознанную общефилософскую
позицию в понимании закономерностей возникновения, изменения и
развития исторического сознания как такового;
- обосновано, что историческое сознание, будучи непосредственной,
имманентной характеристикой процесса жизнедеятельности общества,
вступает в поле научно-теоретической, исторической рефлексии в
абстрагированной, идеологически извлеченной форме;
- выявлен механизм рефлексии научно-теоретического уровня
исторического сознания одной эпохи над историческим сознанием других,
предшествующих эпох; доказано, что идеально-типическое постижение
представленного в памятниках прошлого исторического опыта мира
предшественников и его интерпретация опираются на иные схемы, нежели
те, какими бы пользовался мир предшественников в случае самоистолкования; мотивы, замыслы, действия субъектов прошлых эпох можно понять, опираясь на современный опыт и схемы анализа хода исторіиеских событий;
- определен механизм отбора и превращения какого-либо события
прошлого (и настоящего) в историческую память, в динамический
конструкт, обеспечивающий эмоциональное восприятие прошлого и
формирующий идентичность социального сообщества;
- раскрыта взаимосвязь исторического сознания с традицией, которая не
поглощается полностью исторической памятью; обосновано, что
интерпретативные схемы исторического сознания рождаются из недр
традиции; обнаружено, что исторические изменения традиционных
способов коммуникаций сегодня не только способствуют развитию
исторического сознания, но и резко повышают опасность политико-
идеологических манипуляций в отношении прошлого и его осознания.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость состоит в том, что предложенная методология и социально-философский анализ исторического сознания как целостного общественного феномена могут быть использованы в качестве основы дальнейшего изучения исследуемого феномена.
Практическое значение работы заключается в том, что выводы и положения исследования могут быть использованы в рамках практического изучения и включения опыта прошлого в формы современной социальной жизнедеятельности. Основные разделы работы могут найти применение в вузовских курсах по социальной философии, онтологии и теории познания, социологии, а также при подготовке семинаров и спецкурсов по социальной философии.
Апробация работы. Результаты и основные положения диссертационного исследования были апробированы на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (Пенза, 2007), «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск, 2007), «Научно-технический потенциал Башкортостана: формирование, использование, перспективы» (Уфа, 2007), а также нашли отражение в 20 научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 229 наименований. Общий объём диссертации -147 страниц.