Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Становление представлений о гуманизме в истории Философии 11
1.1. Возникновение и развитие представлений о гуманизме в эпоху Возрождения 11
1.2. Развитие представлений о гуманизме в философии Нового времени : 22
1.3. Современные представления о гуманизме 33
1.4. Социально-философское определение понятия гуманизма 43
ГЛАВА 2. Социально-философское определение понятия правовая культура 50
2.1. Анализ представлений о правовой культуре в современной отечественной социальной философии и философии права 50
2.2. Сущность, структура и содержание понятия правовая культура 65
2.3. Историко-философский анализ сущности и содержания прав и свобод человека как важнейшей составляющей правовой культуры 83
2.4. Диалектическое взаимодействие гуманизма и правовой культуры: ценности правовой культуры 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
- Возникновение и развитие представлений о гуманизме в эпоху Возрождения
- Современные представления о гуманизме
- Анализ представлений о правовой культуре в современной отечественной социальной философии и философии права
Введение к работе
В настоящее время Россия находится на
ответственном этапе политического и социально - экономического развития. Процесс реформирования страны, который идет по пути построения свободного демократического государства, должен быть основан на философии гуманистического права, на активном правотворчестве, на интеграции России с международным сообществом. Угроза международного терроризма, проблемы в развитии экономики обуславливают растущий интерес общества и государства именно к тем факторам, явлениям социально - политической жизни и правовым институтам, которые могли бы способствовать развитию российского государства. Одним из таких социально - правовых факторов, способных стабилизировать социально - политические процессы, наметить пути разрешения имеющихся противоречий и конфликтов, послужить основой для дальнейшего развития общества, является правовая культура.
Поэтому проблема исследования и формирования правовой культуры становится одной из актуальных для всего комплекса социально-гуманитарных наук. Ясно, что гуманистическая направленность правовой культуры представляет существенное значение не только для науки, но и для общественной практики, для социально - правовой жизни государства и для каждого гражданина.
Актуальность выбранной темы объясняется еще и тем, что в российском обществе исторически не сформировались устойчивые демократические традиции, основанные на прогрессивной философии гуманистического права, следовательно, практически отсутствовала развитая правовая культура. Реализация властных полномочий опиралась, как правило, не на мнение народа, как носителя суверенитета и источника власти, а на мнение и советы ближайших соратников власть имущих (царя, генерального секретаря). В настоящее время положение изменилось. Принятие всенародным голосованием демократической Конституции 1993 г. заложило основу формирования в современной России нового правового климата и прогрессивной правовой культуры, основанной на философии гуманистического права. Однако, даже в условиях строительства правового государства и гражданского общества нередко власть принимает решения без учета мнения граждан, без неукоснительного соблюдения законов, изданных самой же властью. Не в последнюю очередь это происходит потому, что в современной России не до конца сформировалась гуманистическая правовая культура.
Разработка проблематики гуманистической правовой культуры государства и общества является одним из условий успешного построения правового государства, гражданского общества, успешной борьбы с коррупцией и правовым беспределом. Но сложность изучения правовой культуры обуславливает необходимость её комплексного исследования, что служит предпосылкой для социально-философского анализа данной проблемы.
Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что правовая культура является предметом исследования многих социально - гуманитарных наук, гуманистические принципы и гуманистические ценности правовой культуры исследованы явно недостаточно. Все вышесказанное и определило выбор темы диссертационного исследования: гуманистическая направленность правовой культуры.
Степень разработанности проблемы. Значительное количество работ посвящено и проблемам гуманизма, и проблемам философии правовой культуры, но мы отметим лишь те, которые так или иначе были использованы при анализе темы диссертационного исследования.
Прежде всего, следует указать на работы Л.П. Ануфриева [8], JL IL Буевой [24], И.Т. Фролова [158], А. А. Гусейнова [49], Г. Иррлица [50], которые посвящены или гуманизму, или определению гуманистической направленности.
В ряде работ рассматривается проблема человека в контексте гуманизма и культуры, в процессе его отношений с обществом. Это, прежде всего, произведения М. Гефтера [34], П. Гуревича [47], А. Лосева [83], А. Ракитова [125], А. Горфункеля [38] и других мыслителей.
Указанная проблематика анализируется в диссертационных исследованиях С.А Желановой, [56], А.Н. Бабенко [12], А.А. Басина [13], В.И. Зубритского [58], О. Ю. Комаровой [74], Н. М. Тапчанян [149], И.В. Ткаченко [150], А. Д. Шахтиной [170] и других авторов.
В западной философии истоки понимания гуманизма и гуманистической направленности реализованы в работах К. Маркса [93], Ф. Энгельса [93], К. Яспреса [175], М. Хайдеггра [162], Э. Фромма [160], 3. Фрейда [1157], К. Юнга [173], Д. Карнеги [66] и других.
В этой связи можно выделить различные варианты понимания гуманизма-христианский, марксистский, экзистеналистский и другие, которые, на первый взгляд, как бы исключают, а в сущности взаимодополняют друг друга. Многообразие подходов к пониманию человека определяет и разное понимание гуманизма и гуманистической направленности.
Исследованию предпосылок возникновения и формирования понятия правовая культура в той или иной мере посвящены работы Аристотеля [9], Платона [116], Цицерона [167], Марка Аврелия [92], а позднее-труды Г. Гроция [45], Т. Гоббса [43], Дж. Локка [82], Ш. Монтескье [102], Н. Макиавелли [86], а также работы российских юристов и философов рубежа XIX-XX века-П.И. Новгородцева [111], Б.А. Кистяковского [68], И.А. Ильина [60]. Начало современного осмысления понятия правовой культуры было положено еще в советской философско - правовой науке в 60 - е годы прошлого века. До начала 70-х годов правовая культура рассматривалась исключительно в идейно-правовом аспекте с позиций марксистско - ленинской философии. Период с середины 70 - х до начала 90 - х годов прошлого века ознаменовался пристальным вниманием к проблемам правовой культуры. За это время число работ, посвященных правовой культуре резко возросло.
Это в первую очередь труды В.И. Каминской [65], А.А. Молчанова [101], Е.В Аргановской [1], Н.М Кейзерова [67], А.П. Семитько [136], В.П. Сальникова [133] и других авторов.
В социально — философских исследованиях последнего десятилетия прошлого века и настоящего времени весьма интенсивно разрабатывается антропологическая проблематика. Именно под этим углом зрения разрабатываются социально - этические, гуманистические принципы формирования правовой культуры. В этой связи следует отметить работы С.С. Алексеева [5], А.П. Семитько [137], Е.А. Лукашевой [85], В.В. Лазарева [114], А.Г Спиркина [144], B.C. Нерсесянца [109], В.П. Сальникова [133] и других исследователей. В вышеперечисленных работах раскрываются лишь отдельные аспекты проблемы гуманизма, гуманистической направленности и правовой культуры, но не дается целостного, комплексного понимания этих проблем в рамках социально -философского исследования, что является предметом исследования данной диссертации.
Цели и задачи настоящего исследования. Основной целью и задачей данной диссертации является анализ гуманистической направленности правовой культуры, ее содержания, функций, ценностей и противоречий развития с позиций социальной философии в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества. Эти цели достигаются путем решения следующих взаимосвязанных задач:
Исследовать проблему возникновения, становления и развития гуманизма и гуманистической направленности в историческом контексте;
Дать социально - философское определение, раскрыть сущность и содержание правовой культуры;
Проанализировать содержание гуманистической направленности правовой культуры.
Исследовать права и свободы человека как важнейшую составляющую гуманистической направленности правовой культуры;
Раскрыть диалектическое взаимодействие гуманистической направленности и правовой культуры; Рассмотреть гуманистические ценности правовой культуры.
Методологическая основа исследования. В диссертации используется системно - комплексный подход, а также историко -культурологический способ реконструкции проблем гуманизма и правовой культуры.
Объектом диссертационного исследования является правовая культура.
Предметом-гуманистическая направленность правовой культуры.
Научная новизна работы заключается в следующем:
На основе историко - философского материала исследована проблема возникновения, становления и развития гуманизма и гуманистической направленности в социально - философском аспекте.
Разработано социально - философское определение понятия гуманизм.
Раскрыта сущность и содержание понятия правовая культура.
Исследованы права и свободы человека как важнейшие составляющие гуманистической направленности правовой культуры.
Определены и проанализированы ценности гуманистической правовой культуры.
Положения, выносимые на защиту:
Гуманизм определяется как исторически сменяющаяся совокупность политических, философских, этических, юридических, нравственных ориентиров, которые признают человека, его права и свободы высшей ценностью демократического государства и гарантируют соблюдение этих прав, устанавливая юридическую ответственность за их умаление. Гуманистическая направленность предстает как объективная тенденция в истории становления правовой культуры. Она задаёт направление и цели как внешней, так и внутренней политики государства, определяет направление и социальной политики, правотворческую и правоприменительную деятельность, а также раскрывает содержание правосознания и правовой культуры граждан в демократических государствах.
Сущность правовой культуры состоит в том, что она есть обусловленное социально - экономическим и общественно -политическим устройством государства качественное состояние правовой жизни общества, которое определяется достигнутым уровнем развития и гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, уровнем разработанности юридических актов, правотворческой и правоприменительной деятельности, степенью развития правосознания в совокупности с определенными обязанностями и ответственностью личности перед обществом. Правовая культура, являясь целостным образованием, включает в себя не только элементы правовой надстройки, но и всей правовой действительности. При этом правовая культура является не только частью правовой надстройки, но и качественной характеристикой состояния всей правовой реальности жизни общества,-именно она наполняет особым содержанием правовую действительность, принося законность, уважение к правам и свободам человека и гражданина, социальную справедливость. Правовая культура определяет не только уровень развития нормативных и индивидуальных юридических актов государства, но и уровень развития всей правовой действительности: права, законов, правосознания, прав и свобод человека и гражданина.
Правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки данного общества, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и ее отдельных элементов. Правовая культура является частью правовой надстройки, но как качественная характеристика состояния правовой реальности в целом она присуща всем сферам правовой жизни общества, характеризует её с точки зрения законности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, указывая на уровень социальной справедливости.
Права и свободы человека и гражданина являются высшей гуманистической ценностью правовой культуры; это некое свойство социального бытия человека и одновременно обязательный принцип правительственной власти. Проведенный историко - философский анализ позволил выявить и движущую силу возникновения и развития института прав и свобод человека: стремление к Свободе и социальной справедливости.
Диалектическое взаимодействие гуманизма и правовой культуры проявляется в том, что с одной стороны, принципы гуманизма задают гуманистическую направленность правовой культуре, предопределяют границы её развития, в свою очередь, правовая культура выступает своеобразным способом реализации основных ценностей гуманизма, формируя одновременно основу этой реализации. Диалектическое взаимодействие правовой культуры и гуманизма осуществляется на основе гуманистических ценностей правовой культуры: права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом, право на свободу совести, мысли, религии, гарантии имущественных прав и так далее. Именно эти ценности являются регулятором развития современной европейской цивилизации.
Научно-практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по общей, социальной философии и философии права, а также в решении проблем и противоречий, возникающих при проведении правовой реформы и построении свободного демократического государства. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности средств массовой информации, а также для дальнейшего теоретического исследования правовой культуры.
Апробация. По теме исследования опубликованы 4 научных статей и тезисы. Различные аспекты проведенного исследования обсуждались на научных конференциях. Кроме этого, идеи работы нашли свое отражение в 2 статьях, изданных областными средствами массовой информации. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии ЛГТУ и рекомендована к защите.
Возникновение и развитие представлений о гуманизме в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) произошли коренные изменения в духовной жизни Европейского общества, во взглядах на человека, его природу и место в мире. Ренессанс как философско - культурологический термин обозначает период в культурном развитии европейских государств (в Италии XIV-XVI в.в., в других странах - конец XV-XVIB.B.).
Новая культура Европейского общества возникла в эпоху первых столкновений между зарождающимся мировоззрением Нового времени-философией Свободы, носителем которой выступала формировавшаяся буржуазия, и средневековой консервативной философией, носителем которой выступала католическая церковь.
Данный период истории Западной Европы исключителен с точки зрения небывалого взлета масштабов культурной жизни. Наряду с подлинно культурным переворотом в жизни (а зачастую уже и на основе культуры эпохи Возрождения) происходили глубокие социально-экономические и общественно-политические процессы.
Философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению Средневековья, культ свободы разума - эти и другие важнейшие достижения культуры эпохи Возрождения легли в основу культуры современной западной цивилизации.
Первоначально новые явления в Европейской культурной жизни выглядели как возвращение к забытым (почти на тысячу лет) достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, скульптуры и так далее. Так, например, в Италии-месте, где античная культура достигла своего рассвета во времена Римской империи, разыскивались произведения античных философов и литераторов, извлекались из небытия забытые творения античных скульпторов.
Однако неверно было бы толковать эпоху Возрождения только как простое возвращение к культуре античности. Деятели Ренессанса вовсе не отбрасывали признанные достижения Средневековой культуры, признавая то, что не очень противоречило новому мировоззрению, но и критически относились к наследию античной культуры, переоценивая некоторые ценности предшествующих эпох. Феномен Возрождения - это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого стало новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван следовать своей природе, мыслители эпохи Возрождения утверждали, что человек наделен Богом свободной волей, является творцом самого себя и своей судьбы, и тем самым выделяется из природы. Подобный подход не только выходит it за рамки античного понимания природы человека, но и вступает в резкое противоречие с постулатами религиозной средневековой философии. В центре внимания мыслителей Возрождения поставлен не Бог, как Создатель и высшее мерило любых ценностей, а человек; не Бог, а простой человек во всем многообразии качеств, присущих человеческой личности. Культ человека, культ прекрасного человеческого тела в лучших традициях античной философии и культуры - вот центральное звено новой философии Свободы. Такое понимание ценности человека и его места в окружающем мире получило название гуманизм (от лат. Humanus человечный). Гуманизм - это, возможно, самое значительное и самое трудное для понимания понятие философской мысли последних столетий. Многообразие трактовок говорит не столько о трудностях его понимания, сколько о той магической притягательности, которая постоянно привлекает мыслителей прошлого и настоящего с целью уловить и передать его истинное значение. Концепции гуманизма часто представляются своеобразным мостом, по которому представления философов о добре и социальной справедливости проникают в реальную жизнь людей.
Феномен Возрождения был вызван целым рядом факторов. В XIII -XIV веках в Европе интенсивно шел процесс формирования новых хозяйственных отношений, а именно, экономики свободных рыночных отношений. Данный вид хозяйствования коренным образом отличался от натурального средневекового хозяйства, которое господствовало в Европе более тысячи лет. Возникла острая необходимость в свободе хозяйствующих субъектов, в освобождении их от сдерживающего мировоззрения Средневековья.
Этот процесс сопровождался радикальными изменениями в духовной жизни общества, прежде всего у тех слоев, которые непосредственно находились в центре происходивших преобразований. По мнению деятелей эпохи Возрождения, именно большее знание, развитие умения, а также большая энергия и упорство в достижении поставленной цели-вот непременные условия личного успеха и процветания отдельного индивида. В этих условиях поднимался престиж образованных людей. Постулаты гуманизма о том, что главное в человеке личные качества (ум, сообразительность, предприимчивость, образованность, чувство собственного достоинства), а не сословное положение или происхождение, воспринимались современниками Возрождения с пониманием. Философия Свободы, уважение прав и свобод как неотъемлемых прав человека-все эти постулаты зародились именно в период эпохи Возрождения.
Пройдут столетия, и мировая философская мысль, разрабатывая дальше идеи гуманизма эпохи Возрождения, придет к толкованию прав и свобод человека в их современном понимании, к идеям естественных неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, к идеям свободного государства и гражданского общества. Философия гуманизма будет признана единственно возможной основой формирования государств нового типа. А в эпоху Возрождения внутренняя противоречивость теории свободы индивида принимает порой весьма странные формы, весьма далекие от идеалов гуманизма. Речь идет о философско-политических теориях Макиавелли, где вседозволенность и коварство отдельного индивида, особенно власть имущего, является обыденным, а также об утопическом социализме Мора и Кампанеллы, в рамках которого нарушения прав и свобод человека государством достигает огромных, поистине чудовищных масштабов. Позже станет ясно, что любое ущемление прав и свобод человека, попрание идеалов философии гуманизма и Свободы чревато социальными катаклизмами и приводит в конечном итоге к многочисленным человеческим жертвам. Эту двойственность и внутреннюю противоречивость в теории свободы воли немного позже очень точно опишут мыслители Нового времени - Т. Гоббс, Дж. Локк, маркиз де Сад, а спустя столетия наши современники - Э. Фромм, М. Хайдеггер, Ж. Маритен.
Но философы Возрождения не видят еще этой внутренней опасности, которая содержится в теории свободы индивида. Позже станет понятно, что при вольном обращении с основными понятиями гуманизма, гуманистические идеалы человечности превращаются в агрессию всех против всех. Это противоречие также исходит из теории естественного права, права человека на свободу и полную независимость своих действий.
Современные представления о гуманизме
В настоящее время гуманизм представляет собой одно из наиболее важных достижений современной европейской цивилизации и оказывает огромное влияние на современный мир. Существуют философские, научные и религиозные школы, которые солидаризируются с гуманизмом, по крайней мере, в широком значении этого понятия. В XIX и XX веках многие мыслители: К. Маркс [93], Ф. Энгельс [93], К. Яспрес [175], М. Хайдеггр [162], Э. Фромм [160], 3. Фрейд [1157]; К. Юнг [173], Д. Карнеги [66] и другие мыслители являлись сторонниками гуманимстических идеалов.
Некоторые формы гуманизма XX века вновь наполнились религиозным содержанием. Так, например, католический философ Маритен утверждает, что христианство является единственным подлинным гуманизмом на земле. Другие религиозные гуманисты вновь, как в Средние века, считают Бога «выразителем высших человеческих идеалов» и «последней заботой» человечества» [91, С. 17].
Однако, по мнению автора диссертации, в XX веке трудно размышлять о гуманизме. Рассуждения на эту тему часто воспринимаются как утопизм, не имеющий отношения к реальной жизни, либо как сознательное прикрытие антигуманной действительности. Не случайно в современной прессе и специальных философских журналах не часто встретишь обсуждение подобной проблематики. В самом деле, трудно объяснить тот факт, что при наличии Конституции, признающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина, наличии прогрессивных с точки зрения философии гуманистического права кодексов, законов, в нашей жизни продолжают существовать коррупция, насилие, постоянно растущая преступность, выступления воинствующего национализма и в последнее время - даже международный терроризм.
Поэтому появилась определенная линия критики гуманизма. С подобной критикой выступал Хайдеггер в его знаменитом «Письме о гуманизме» [163].
Франк еще в 30-е годы XX века прямо связывал крах советской социалистической системы с мировым крахом идеалов гуманизма. По словам Франка, именно крушение социализма в самом его торжестве образует какой - то многозначительный поворот в духовной жизни человечества, ибо вместе с социализмом рушатся и его предпосылки - та гуманистическая вера в естественную доброту человека, в вечные права человека, в возможности устроения земными человеческими средствами земного рая, которая в течение двух веков владела всей европейской мыслью [155]. Поэтому, якобы следует отказаться от гуманистической философии и подвергнуть критике и переоценке вековой идеал гуманизма, поскольку его осуществление на практике может привести к крайне негативным последствиям.
На наш взгляд, нужно трезво и разумно принимать человека и его реальный человеческий мир таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, во всей его конечности и ограниченности. В человеческом мире, так было на протяжении тысячелетий и, вероятно ситуация коренным образом не изменится в будущем, главным мотивом деятельности индивида будут личный интерес, себялюбие, стремление к подчинению и использованию другого человека. Можно почти с твердой уверенностью сказать, что в социуме всегда будет иметь место материальное, социальное и культурное неравенство, конфликты. Основу подобного понимания гуманистической проблематики заложили философы Нового времени - Гоббс, Бэкон, Локк, Спиноза, Юм, которые указали на несовершенство классических представлений гуманизма о природе человека как исключительно положительного существа.
Действительно, следует признать, что долгое время разговоры о гуманизме в нашей стране играли роль идеологического прикрытия антигуманной деятельности государства. Но нельзя отрицать того, что в условиях тоталитарного государства и отсутствия свободы мысли разработка гуманистической проблематики была пусть и не столь эффективной, как. хотелось бы, но все же попыткой немного смягчить суровую действительность тоталитаризма. В некотором роде справедливо и то, что в настоящее время нуждается в переосмыслении идеал гуманизма в целом. Однако было бы слишком преждевременно утверждать, что необходимо отказаться как от идей гуманизма вообще, так и от социально-культурных идеалов и ценностей гуманизма в частности. Думается, что дело в данном случае обстоит как раз наоборот. Именно трезвый и реалистический анализ человека, его сильных и слабых сторон, культурного, социального и экономического пространства человека говорит о неизменной роли идеалов, ценностных систем и нравственно -идеологических ориентиров, вне которых и без которых вся человеческая деятельность теряет смысл и становится невозможной.
Поиск новой системы идеалов и ценностей является сегодня для России трудным, но, вероятно, самым важным делом, так как лишь на этой основе возможно окончательно выйти из кризиса, из которого начинает медленно, но верно выбираться Россия. И одну из самых важных ролей в этом процессе играют гуманистические идеалы. Но, без сомнения, это можно отнести не только к России, но и к глобальным проблемам мировой цивилизации.
Из самой природы гуманистического идеала вытекает стремление к свободе, равенству, справедливости. Однако человек в XX веке попал в сложную ситуацию. С учетом изменившихся условий мирового бытия человека ряд старых гуманистических ценностей и установок, которые на протяжении нескольких веков занимали умы философов всего мира, оказались несостоятельными и нуждаются в переосмыслении. Это создает определенные предпосылки для реальной гуманизации социальных отношений. Возникает необходимость переоценки и переосмысления старых, утопических притязаний гуманизма, не выдержавших проверки реальностью. Это даст возможность разработать новое понимание философской концепции человека и его возможностей с учетом требований новой эпохи.
Важнейшей характеристикой гуманистического идеала в современной культуре и философии является самооценка человеческой личности и индивидуальности. Эта характеристика настолько существенна, что отказ от нее, вероятно, означал бы отказ от самого гуманизма. Развитие современной человеческой цивилизации все более связано с повышением самооценки, значимости отдельного человека, а это значит — с ростом его свободы и ответственности. Через коммуникацию, социализацию и отношения с другими людьми у человека появляется возможность сформировать свою индивидуальность и свободно самореализоваться.
Анализ представлений о правовой культуре в современной отечественной социальной философии и философии права
Философы Нового времени - Спиноза, Гроций, Бэкон, Гоббс, Локк, Юм, Хатчесон, Шефтсбери, французские просветители - Вольтер, Руссо, Монтескье, видные деятели Великой французской революции - Марат, Робеспьер, русские философы Нового времени - Полоцкий, Крижанич, Посошков, Прокопович, Щербатов, Радищев, создатели первого поистине свободного государства, основанного на философии гуманизма -Уильяме, Франклин, Пэйн, Джефферсон, Гамильтон не используют понятие «правовая культура».
Взгляды этих мыслителей и политических деятелей на проблему происхождения государства, на вопрос о правах и свободах человека, его месте и роли в государстве, о законности и правопорядке, о справедливом и беспристрастном суде, о формальном равенстве граждан перед законом во многом похожи и перекликаются. Это можно объяснить тем, что они сформировали свои взгляды на основе гуманизма Ренессанса и решали одни и те же политико - правовые проблемы Нового времени.
Философы Нового времени в целом разделяли договорную концепцию происхождения государства, определяли его как необходимое условие культуры, гуманизма и общественного прогресса. Они признавали и обосновывали существование естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Во многом сходны их взгляды на источник государственной власти - в большей или меньшей степени философы Нового времени склонялись к идее народного суверенитета, определяя народ как носителя верховной власти.
Философы Нового времени были едины в философском обосновании проблемы формального юридического равенства перед законом и судом, независимо от сословного или имущественного положения. Они выступали за справедливый, гласный и открытый суд, за упразднение жестоких пыток, которые, доставшись в наследство от инквизиции, были обязательной частью уголовного процесса, они также настаивали на широком участии частных поверенных (адвокатов) при рассмотрении уголовного дела и так далее.
Что понимают под правовой культурой? Правовая культура — это обусловленное социально - экономическим и общественно политическим устройством государства качественное состояние правовой жизни данного общества, которое выражено в достигнутом уровне развития и гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, уровне юридических актов, правотворческой и правоприменительной деятельности, а также степени развития правосознания в совокупности с определенными обязанностями и ответственностью личности перед обществом.
В сущности, уже в сочинениях Бэкона и Гоббса, Локка и Монтескье шла речь именно о правовой культуре, выражающейся в достигнутом уровне юридических актов, в правах и свободах подданных - то есть о качественном уровне правовой жизни. Критикуя существующий уровень развития правовой культуры, они способствовали правовому прогрессу, «подтягивали» этот уровень до должного, отвечающего принципам гуманизма и правозаконности.
Поэтому истоки философского осмысления понятия правовая культура следует искать в трактатах философов Нового времени.
Развитие представлений о правовой культуре в России связано с именами Новгородцева [111], Котляровского [79], Кистяковского [68], Ильина [60]. Но они не пользовались термином «правовая культура», а именовали достигнутый уровень развития правовой системы термином «правосознание».
Качественное состояние правовой системы Российской империи на рубеже XIX-XX веков являло собой высокоразвитое юридическое явление, вполне способное для функционирования и развития цивилизованного общества. Наметившиеся демократические преобразования, опираясь на отлаженную правовую систему и высокий уровень правовой культуры, вполне могли обеспечить постепенный перевод правовой системы на «гуманистические рельсы». Однако «революция 1917 г. искусственно прервала развитие российского права» [129, С. 260]
Обновление духовной жизни в России активно началось в середине 50-х годов прошлого века. В 60-е - начале 70-х годов прошлого века появляются первые исследования по вопросам гуманизма и философского осмысления человека.
С середины 70-х годов прошлого века правовая культура попала под пристальное внимание философов и правоведов, которые с различных сторон подходили к пониманию правовой культуры. Значительно возросло число определений правовой культуры. По мнению автора, следует отметить определения правовой культуры, предложенные В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, которые называют правовой культурой «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их обращение в сознании и поведении людей» [65, С. 43].
С.С. Алексеев в своих ранних работах рассматривал правовую культуру как юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, правовому прогрессу [5].
Е.В. Аграновская определяет правовую культуру как «систему взглядов, оценок, убеждений которые определяют правовое поведение» [1, С. 18].. А. А. Молчанов, исследуя правовую культуру, пришел к выводу, что это «развивающаяся система правовых ценностей: создаваемых в ходе развития общества и впитываемых в себя достижения мировой юридической культуры» [101, С. 72]. B.IL Сальников понимает под правовой культурой «совокупность всех элементов юридической надстройки, которые рассматриваются в динамике ее разносторонних связей и отношений, в целях прогрессивного развития социального организма» [134, С. 4].
Семитько А.П. - один из крупнейших исследователей правовой культуры советского периода - определяет правовую культуру как «обусловленное состояние жизни общества, выраженное в достигнутом уровне развития юридических актов, уровня правовой деятельности, правосознания и в целом развития субъекта, а также степень гарантированности государством свободы и поведения личности в единстве с ответственностью перед обществом» [136, С. 6]. Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры [130].
Автору настоящего диссертационного исследования наиболее близки определения правовой культуры, предложенные
АЛ. Семитько [137], и В.В. Кожевниковым [70], которые рассматривают правовую культуру как явление динамическое, находящееся в постоянном развитии, а также Сальникова В.П. рассматривающего правовую культуру как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Правовая культура становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства [134]. Последняя позиция, по нашему мнению, наиболее полно отражает содержание правовой культуры.
Каждое из рассмотренных определений правовой культуры отражает какую - либо одну строну исследуемого понятия, не давая целостного, комплексного, общефилософского охвата указанной дефиниции.
Изучение проблем человека и гуманизма тесно связано с другими отраслями человеческой деятельности, которые также попадают в поле зрения социально-философских исследований последнего времени. Это проблема наилучшего общественно - политического устройства государства (проблема, которую можно образно назвать «основным вопросом социальной философии»), вопрос о законности и правопорядке, ответственности за правонарушения, о роли личности в государстве и так далее. Но одно из важных мест в социально - философских и политико-правовых исследованиях занимает проблема правовой культуры и связанной с ней проблематики.
В.В. Лазарев, который рассматривает правовую культуру как гуманистическую ценность в той мере, в какой она позволяет людям пользоваться благами свободы, справедливости, служит обеспечением соблюдения достоинства личности, участвует в обеспечении и укреплении достойного уровня жизни граждан.