Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен этнического самосознания и его структура Головнева, Елена Валентиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головнева, Елена Валентиновна. Феномен этнического самосознания и его структура : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11.- Москва : ПроСофт-М, 2005

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено изучению этнического самосознания как формы группового самосознания, нахождению и обоснованию возможного способа его структурирования и характеристике его основных компонентов в соответствии с выделенной структурой.

Актуальность темы исследования в теоретическом отношении определяется прежде всего возрастанием роли философского изучения этнического самосознания в структуре научных исследований данного феномена. Для самой философии необходимость изучения этнического самосознания непосредственно связана с разработкой и исследованием одной из самых ее фундаментальных тем - сознания и самосознания, причем исследованием не абстрактным, а эмпирически обогащенным, через феноменологию. Для конкретных наук (этнологии, этнической психологии, социальной психологии, социологии и др.), изучающих отдельные аспекты и стороны этнического самосознания, философское исследование этого феномена необходимо прежде всего в методологическом отношении. Оперируя понятием «этническое самосознание» и нередко испытывая методологические трудности в нахождении его четкой дефиниции, конкретные науки в настоящее время нуждаются в специальных философских исследованиях самосознания этноса. Исследуя сущность этнического самосознания, осуществляя поиск всех составляющих смысла этого понятия и давая ему определение, философия задает ориентиры для его последующего изучения в конкретных науках и тем самым выполняет по отношению к ним свою основную методологическую функцию.

В процессе определения этнического самосознания и выяснения его теоретического статуса в настоящее время первоочередное значение для философского исследования имеет решение проблемы структурирования и анализа всех компонентов данного феномена. Построение структуры этнического самосознания, причем осуществленное не по одному, а по различным основаниям, позволяет зафиксировать его как целостный феномен во всем многообразии его

проявлений. В современных условиях изучения этнического самосознания является очевидным, что без выделения и характеристики ключевых компонентов самосознания этноса невозможно представить этот феномен как специфическое когнитивное и социальное образование, найти единый подход к его определению. Актуальность разработки теоретических и методологических принципов структурирования этнического самосознания, таким образом, выходит на первый план в процессе философского изучения этого феномена.

Актуальность темы исследования в практическом отношении связана с тем, что в настоящее время происходит обострение этнических конфликтов, наблюдается усиление этничности и связанных с ней форм национализма в социальных и политических процессах, отмечается рост этнического самосознания. Интеллектуальные элиты многих государств (в т.ч. России) находятся в поиске новой формулы этнического самосознания, переживая период ценностного самоопределения, осознания роли национальной идеи в укреплении духовных начал своего народа. Осуществляется также поиск системы мер по предотвращению этнических конфликтов, формированию в обществе толерантности по отношению к другим народам. В этих условиях нахождение и характеристика всех составляющих этнического самосознания важны для выявления всех каналов, через которые формируется и через которые воспроизводится представление о «своем» и «других» этносах, отношение к «своему» и «другим» этносам и т.п.

Наконец, обозначившиеся в XX в. проблемы, связанные с возможностями манипулирования этническим самосознанием и его конструированием политическими элитами, и осознание опасностей такого манипулирования и конструирования также делают актуальным теоретическое изучение структурных компонентов этнического самосознания. Зная структуру и понимая механизмы функционирования этнического самосознания, можно регулировать процесс внедрения в самосознание этноса политических и идеологических ценностей и представлений.

Степень изученности проблемы. В настоящее время проблема структуры этнического самосознания существует как междисциплинарная и характеризуется множественностью подходов. Многообразие выделяемых в составе этнического самосознания компонентов обусловлено отсутствием единого подхода к пониманию природы данного феномена и изучением его каждой дисциплиной на основе одного из аспектов явления.

Поскольку этническое самосознание существует как разновидность самосознания в целом, теоретическое значение для данного исследования имеют работы, в которых анализируется природа и сущность самосознания. Это труды Августина Блаженного, Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, У. Джеймса, И. Канта, Г.В. Лейбница, Т. Липпса, К. Маркса, Л. Фейербаха, И.Г. Фихте, М. Шелера. В отечественной философской литературе это произведения Д.И. Дубровского, Э.Ф. Звездкиной, Е.В. Золотухиной-Аболиной, А.В. Иванова, В.И. Красикова, ВА. Лекторского, Т.П. Матяш, Ф.Т. Михайлова, Л.В. Скворцова, А.Г. Спирки-на, О.В. Суворова, В.П. Тугаринова, Е.В. Шороховой и многих других. Кроме исследований в рамках самой философии, обращающейся к феномену самосознания, особо следует выделить психологические исследования отечественных авторов, непосредственно занимавшихся изучением данного феномена и дополнивших теоретическое изучение проблемы эмпирическими данными. Это работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина} А.А. Налчаджяна, В.В. Столина, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой и других авторов.

Для раскрытия структуры самосознания (на различных уровнях его бытия) необходимым является обращение к изучению сознания и его структуры. В отечественной философской литературе эта проблема рассматривалась в работах А.И. Бурдиной, Б.А. Грушина, М.В. Демина, Д.И. Дубровского, Н.И. Жукова, А.В. Иванова, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, А.Н. Книгина, Л.В. Николаевой, В.И. Толстых, А.К. У ледова, Б.А. Чагина и многих других. Эти авторы проводили структурирование сознания по различным основаниям и, соответственно, предложили разные варианты его структуры, осуществили содержатель-

ный анализ компонентов сознания. Однако в силу специфики своих исследований они оставили в стороне вопрос о возможности изоморфизма структур сознания и самосознания, структур индивидуального и группового сознания и самосознания.

Особое значение для данного исследования имеют работы тех отечественных авторов, которые рассматривают связь сознания с его носителем (В.Д. Ев-стратов, A.M. Коршунов, ВА Лекторский, К.Н. Любутин, М.К. Мамардашви-ли, Ф.Т. Михайлов, АГ. Спиркин и др.), а также работы, в которых анализируется феномен группового сознания (Б.Ю. Берзин, БА Грушин, ВА Демичев, Г.Г. Дилигенский, Н.И. Жуков, В.Д. Ольшанский, А.П. Федоркина и др.). В работах этих авторов групповое сознание было выделено как особый подуровень духовной жизни общества, была показана его взаимосвязь с индивидуальным и общественным сознанием. Однако в этих исследованиях не было выработано единого подхода к пониманию содержания группового сознания как особого социального и когнитивного феномена.

Поскольку специфика группового самосознания во многом определяется его субъектом, значимым для рассматриваемой темы оказываются работы, в которых была дана характеристика социальной группы как субъекта самосознания. Исследование социальных групп вообще, этнических в частности, осуществляется посредством обращения к социально-философским работам Б.Ю. Берзина, БА Грушина, Е.В. Золотухиной-Аболиной, В.И. Красикова, В.В. Мархинина, А.Н. Мельникова, Б.Ф. Поршнева, А.Г. Спиркина, А.П. Фе-доркиной, В.П. Щенниковаидр.

Исследование этноса и этнического самосознания осуществляется также с опорой на конкретно-научные работы, среди которых особое место занимают работы этносоциологов (Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова и др.), этнопсихологов (АА Налчаджян, В.Ю. Хотинец и др.) и собственно этнологические исследования (работы СА Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Дж. Де Boca, В.И. Козлова, М.В. Крюкова, ВА. Тишкова, Н.Н. Чебоксарова, СМ. Широкогорова, В А. Шнирельмана и др.). В этих исследованиях анализи-

руется сущность этноса, его основные признаки и факторы формирования, а также определяется и структурируется этническое самосознание как компонент этноса. Особенность данных исследований состоит в том, что они останавливаются в точке признания ключевой роли этнического самосознания для функционирования этнической группы, структурные компоненты этнического самосознания выделяются в них эмпирическим путем, в силу чего представленный в рамках этих исследований содержательный анализ данного феномена оказывается недостаточным.

Более отдаленно связаны с темой исследования, но, несомненно, также оказали на него влияние работы по социальной философии, связанные с анализом социальной структуры (В.О. Бернацкий, B.C. Барулин, В.Е. Кемеров, В.И. Красиков, А.Н. Мельников, К.Х. Момджян и др.) и работы по гносеологии феноменологического направления, связанные с анализом различий и сосуществования форм отражения действительности в сознании субъекта (В.Н. Горелова, Л.В. Денисова, В.И. Копалов, Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова, И.Я. Лойф-ман, Н.И. Мартишина, В.В. Шкода идр.).

В целом степень разработанности проблемы может быть оценена следующим образом. Имеющиеся в настоящее время в философской литературе варианты структурирования этнического самосознания в основной своей массе тяготеют к структурированию этнического самосознания, принятому в специальных науках (этнологии, социальной психологии). С другой стороны, разработанные в философии общие концепции структуры сознания не используются для характеристики группового самосознания в той мере, в какой, на наш взгляд, это возможно. Необходимы теоретическая систематизация способов выделения структуры этнического самосознания и разработка рабочего способа его структурирования (с учетом структуры группового самосознания в целом), а также объяснение и описание выделяемых в этническом самосознании компонентов.

Целью диссертационной работы является рассмотрение структуры этнического самосознания, выделение и определение ключевых компонентов в его составе.

Достижение указанной цели осуществляется через последовательное решение следующих задач:

  1. Выявить наиболее значимые и перспективные принципы анализа феномена самосознания в историко-философской традиции;

  2. Обосновать тезис о структурном изоморфизме сознания и самосознания;

  3. Зафиксировать когнитивную и социальную возможность группового самосознания, определить его как специфический когнитивный и социальный феномен;

  4. Обобщить существующие способы выделения структуры самосознания и определить рабочий способ структурирования для исследования группового самосознания;

  5. Определить особенности этнического субъекта как общественного формирования и носителя самосознания;

  6. Уточнить определение этнического самосознания как формы группового самосознания;

  7. Дать характеристику основных компонентов этнического самосознания в соответствии с выделенной структурой.

Объектом диссертационного исследования является этническое самосознание.

Предметом исследования является структура этнического самосознания. По мнению диссертанта, выбор структуры этнического самосознания в качестве ключевого ракурса его рассмотрения позволяет осуществить наиболее полный содержательный анализ этнического самосознания, охватывающий всю совокупность его компонентов.

Методологическая основа исследования. Для исследования феномена этнического самосознания в работе были использованы следующие методоло-

гические принципы: принцип единства сознания и деятельности, благодаря которому утверждается опосредованный характер функционирования самосознания, поскольку оно формируется и функционирует в деятельности субъекта, в процессе его взаимодействия с другими субъектами; принцип дополнительности и принцип системности, в которых проявляется единство специально-научного и философского подходов к исследованию этнического самосознания. В качестве базовой категории для обозначения группового социального субъекта, обладающего спецификой потребностей и интересов и вследствие этого -некоторыми особенностями сознания, используется понятие общественного формирования. Основными общелогическими методами диссертационного исследования являются аналитический метод (поскольку исследование направлено на вьшвление структурных компонентов) и метод экстраполяции (поскольку концептуальные основания исследования, полученные для одного объекта, применяются к другому, связанному с ним).

Основные результаты диссертационного исследования, определившие его научную новизну, состоят в следующем:

  1. Показано, что основной тенденцией развития концепта «самосознание» в истории философии был переход от его трактовки как составной части или элемента сознания к пониманию самосознания как «центра», обеспечивающего целостность и функционирование сознания; обоснована правомерность этого вывода применительно к групповому самосознанию.

  2. Обосновано положение о структурном соответствии самосознания и сознания; группового и индивидуального сознания; показана возможность расширения на этой основе традиционных способов структурирования группового самосознания.

  3. Показано, что эвристически перспективным является взаимодействие этнологического изучения этнического самосознания с исследованиями общефилософского плана, идущими не только от идеи «этнического», но и от идеи сущности группового самосознания в целом. Показано

также, что философское определение статуса самосознания как центра сознания и необходимого условия его проявления, части, изоморфной целому, и основания консолидации социального субъекта образует ключевой принцип понимания сущности и границ этнического самосознания.

  1. Предложена трехаспектная модель структуры этнического самосознания, объединяющая и упорядочивающая имеющиеся подходы к его структурированию.

  2. Уточнена характеристика соотношения обыденного и теоретического компонентов в структуре этнического самосознания и показано, что наиболее общим является его разделение на обыденный и концептуальный уровни, реализующееся в рамках всех форм этнического самосознания.

  3. Разграничены содержательная и логическая стороны мифологического, религиозного, художественного компонентов этнического самосознания и выделено место каждого из них в функционировании этнического самосознания. В частности, сделан вывод об особой роли логики мифа в функционировании этнического самосознания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке результирующей модели структуры этнического самосознания, позволяющей уточнить содержание концепта «этническое самосознание». Предлагаемая автором структура этнического самосознания может стать рабочей для конкретно-научных исследований этого феномена и может быть обогащена эмпирическим материалом.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть учтены политическими элитами этнических групп в их практической деятельности, касающейся анализа, оценки и прогнозирования этносоциальных процессов, в деле урегулирования межэтнических отношений.

Основные обобщения и выводы диссертации могут быть использованы и учтены в практике преподавания учебных курсов по социальной философии, этнологии, социологии, социальной психологии.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 177 страницах. Список литературы включает 211 наименований.

Похожие диссертации на Феномен этнического самосознания и его структура