Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис и сущность общественных потребностей Сильвестрова Тамара Яковлевна

Генезис и сущность общественных потребностей
<
Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей Генезис и сущность общественных потребностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сильвестрова Тамара Яковлевна. Генезис и сущность общественных потребностей : диссертация... д-ра филос. наук : 09.00.11 Чебоксары, 2006 325 с. РГБ ОД, 71:07-9/105

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Общественные потребности: генезис, история и методология исследования 16-187

Глава 1. Генезис и история развития взглядов на потребности 16- 93

1.1. Возникновение и развитие понятия «потребности» 16- 37

1.2. Разработка категории «потребности» в трудах философов и экономистов XVIII-XIX вв 38- 58

1.3. Исследование потребностей в трудах отечественных мыслителей 58- 75

1.4. Современные теоретические концепции анализа потребностей 75- 93

Глава 2. Методологические проблемы социально- философского исследования потребностей 94-187

2.1. Общефилософские, общенаучные, частные и специальные методы исследования потребностей 94-127

2.2. Понятие, сущность и структура потребностей 128-172

2.3. Взаимосвязь потребностей, интересов и деятельности 172-187

Раздел II. Теория и практика удовлетворения потребностей 188- 294

Глава 3. Производство и потребление как единство и взаимодействие противоположностей 188- 246

3.1. Сущность и диалектика производства и потребления 188- 213

3.2. Труд как источник и средство удовлетворения потребностей 213- 228

3.3. Удовлетворение потребностей: возможность и действительность 229-246

Глава 4. Практика удовлетворение потребностей в сфере социальных услуг 247- 294

4. 1. Философская и социально- экономическая характеристика сферы социальных услуг 247- 271

4.2 Содержание и формы удовлетворения потребностей в сфере социальных услуг 271- 294

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 295-301

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 302- 324

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Для современного этапа общественного развития характерно большое количество накопившихся экономических, социальных, духовных и экологических проблем, острых противоречий, имеющих глобальное значение. Фактически человечество должно сделать выбор наиболее оптимального пути развития.

Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит и далее развиваться мировой цивилизации по пути общественного прогресса, установить разумные отношения с природой, повысить уровень материальной и духовной обеспеченности, организовать переход на более совершенную ступень социального развития. Основой такого процесса может быть, прежде всего, удовлетворение основных потребностей человека, и в первую очередь-разумных материальных и духовных потребностей.

Философское осмысление человека как носителя совокупностей общественных и личных потребностей, ведущими среди которых являются социально- экономические и духовно- нравственные потребности, позволит сформулировать приоритеты его многофункциональной деятельности на конкретном историческом этапе развития цивилизации.

Представляется, что данный подход может способствовать обеспечению социально-экономической и духовной стабильности общества. Устойчивый социально-экономический рост, ориентированный на реализацию разумных потребностей, соответствующих возможностям природы и общества, будет способствовать сокращению негативных процессов в мировом развитии, усилит позитивные явления во всех сферах общественной жизни, обеспечит всестороннее процветание цивилизации, ее духовность.

В настоящее время в России быстрыми темпами возрастают различные потребности. Стремление к обогащению в высшем классе общества приводит к нарушениям баланса между возрастающими потребностями и возможностями

их удовлетворения, к нарушению равновесия между материальными и духовными процессами, между богатыми и бедными слоями общества.

Неоднозначность и противоречивость процессов, происходящих в настоящее время в российской экономике, ослабляет устойчивость бытия социальных слоев и социальных групп, порождает новые противоречия. Радикальные позитивные перемены в российском обществе возможны лишь в условиях концептуального изменения основных подходов к познанию и реализации общественных потребностей.

Не любой экономический рост, а лишь социально ориентированный, может обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей. В связи с этим можно считать, что анализ общественных потребностей является весьма важной социально-философской проблемой, прежде всего потому, что:

- развитие любой общественной системы, хозяйственного организма имеет объективный, конкретно-исторический характер. Эти общественные системы отличаются друг от друга способом и степенью удовлетворения потребностей;

- общественные потребности могут формировать определенные
социально-экономические подсистемы, которые вступают в противоречие с
общей системой потребностей. Разрешение этих противоречий находится в
сфере материального и духовного производства;

- общественные потребности непосредственно связаны с процессом
воспроизводства: с одной стороны, они являются побудительным мотивом
циклов производства, с другой стороны, они представляют собой их результаты.
Эти стороны взаимовлияют друг на друга;

- переход наиболее развитых стран к постиндустриальной цивилизации
обусловливает поиск новых путей реализации потребностей. Современное
состояние российского общества требует поиска наиболее оптимальных
подходов к повышению эффективности общественного производства,
ориентированного на особенности формирования общественных потребностей в
современных условиях.

Объектом исследования определены общественные (социально-экономические и духоьно-нравственные) потребности, детерминирующие направленность и эффективность экономического развития страны, являющиеся одним из критериев общественного прогресса.

Предметом исследования является единство содержания и формы, структуры и функций общественных потребностей в контексте социально-философской теории.

Степень разработанности темы диссертации

Изучению потребностей в научной литературе уделяется значительное внимание.

В частности, общефилософская теория материальных и духовных потребностей разработана в трудах философов прошлого: Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Платона, Г. Гегеля, Т. Гоббса, М. Монтеня, Р. Оуэна, Л. Фейербаха, Э. Фромма, Ш. Фурье и др.

Русские мыслители Н.Я. Данилевский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, П.А. Сорокин и др. рассматривали содержание, структуру и функции различных общественных потребностей. Но их анализ не имеет определенной системы и конкретности.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали анализ экономических и духовных потребностей общества, выявили общие закономерности их возникновения и развития, удовлетворения на основе материального производства. Их трактовка потребностей имела идеологический характер. Сегодня же назрела необходимость рассматривать общественные потребности с позиций общечеловеческих ценностей.

Выдающиеся мыслители прошлого Т. Веблен, Ф. Герцберг, Дж. Гэлбрейт, Дж. М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, А. Маршалл, Дж. Марголис и др. разрабатывали собственное понимание потребностей, рассмотрели их классификацию. В их трудах много полезного для нашего анализа, но не всё можно принять. В частности, их анализ потребностей в основном построен на экономической основе.

Э. Фромм, М. Аргайл, А. Шопенгауэр и др. призывали к разумному ограничению потребностей (особенно - физиологических) человека, ибо перечень этих потребностей трудно оценить и пересчитать. Предложенные ими теоретические положения нуждаются в дальнейшей систематизации и обобщении.

Практически за всю историю развития философской, социологической, этической, психологической, педагогической и экономической мысли нет ни одного мыслителя, который бы не касался вопроса о материальных или духовных потребностях личности и общества.

Общие проблемы современной социально-философской трактовки потребностей содержатся в работах: Г. С. Арефьевой, ИЛ. Андреева, B.C. Барулина,, П.А. Гордон, Л.П. Евстигнеева, А.Г. Здравомыслова, ВТ Иванова, КВ. Иванчук, Н.А. Исмукова, В.К. Кириллова, A.M. Ковалева, A.M. Коршунова, А.В. Маслшжа, Т.А. Марченко, Н.М. Михайлова, Г.Х. Мусина, А.И. Опарина, М.В. Прокопова, А.И Самсина, А.К. Уледова, Г.В. Фадейчевой, Э.З. Феизова и др. В них отражено историко-философское понимание потребностей и предложена их классификация. Однако единый подход к данной классификации так и не сформулирован.

Социально-экономический анализ потребностей имеется в работах современных исследователей: КС Березина, СП. Богачева, Л. А. Булочниковой, А.В. Железцова, А.И. Кравченко, Н.В. Кузнецовой, Л.П. Куракова, О.Т. Лебедева, О.М. Меликян, Н.Ф. Реймерс, М.В. Сироштан, С.Г. Спасибенко, Т.Ю. Филипповой, Дж. Шелдрейк, Г.Е. Яковлева и др. Они внесли значительный вклад в исследование этой проблемы. В то же время в процессе анализа потребностей ими не использовано единство экономических и философских методов познания данной категории.

Исследованиями духовно- нравственных потребностей занимались известные российские ученые: С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, К.А. Донцов, ОТ. Дробницкий, Е.В. Золотухина-Аболина, В.П. Котенко, В.Т. Лисовский, О.Ю. Маркова, Л.З. Немировская, Л.А. Попос,

Г.М. Пурынычева, Ю.А. Сандулов, A.M. Склярова, В.И. Толстых, Л.Е. Яковлева и др. Их научные положения являются значительным вкладом в изучение духовных потребностей. Однако в большинстве своем они касаются определенной исторической эпохи. Происходящие в настоящее время значительные изменения в морали и нравственных принципах российских граждан требуют более конкретного осмысления процесса формирования духовно- нравственных потребностей.

Проблема реализации потребностей в системе потребительской кооперации содержится в трудах современных российских ученых: Е.Ф. Авдокушжа, Э.А. Арустамова, А. П. Бархатова, П. И. Вахрина, В.Е Ермакова, АЛ. Макаренко, М.Ф. Овсийчук, Ф.Г. Панкратова, А.К. Семенова, A.M. Фридмана, а также в работах Е.Ф. Кевбрина, В.А. Рубочкина, В.Ф. Тулинова, В.И. Хлебникова, Р.В. Шатрова и др. Этими авторами разработаны понятия социальной миссии потребительской кооперации и свод нравственных принципов общества, работодателя и работника. Вместе с тем потребительская кооперация не определяется в данных исследованиях как одна из крупных социальных общностей.

Реализации потребностей в социальной сфере посвящены работы современных исследователей: М. Абрамова, Э. Агабабьяна, Т. Заславской, А. Ванштейна, Т. Корягиной, В. Майера, В. Медведева, П. Мстиславской, П. Олдак, В. Рутгайзера, Б. Ракитской, Н. Римашевской, Н. Саликовой, Г. Саркисяна, М. Солодкова и др. В них на конкретном материале рассматриваются пути реализации потребностей в сфере социальных услуг. Однако в новых условиях развития российского общества нуждаются з уточнении место и роль социальной сферы в системе воспроизводства, их взаимосвязь.

В современных западных философских, социологических и экономических теориях сложились такие модели потребностей, как: истощение природных ресурсов и на этой основе невозможность в полной мере удовлетворить потребности в чистой экологической среде (Д. Медоуз); переход

к разумному управлению своим отношением к природе (Д. Габор); создание теории цивилизованных потребностей и в связи с этим- новой цивилизации ( А. Тоффлер).

Серьезные теоретические и практические успехи в области изучения категории «общественные потребности» в научных трудах вышеперечисленных авторов в значительной мере послужили основой данного исследования и позволили определить малоизученные аспекты потребностей.

Целью исследования является социально-философский анализ феномена общественных потребностей во всем многообразии их социального бытия: определение понятия «потребности» как универсального социального интеграла, лежащего в основе всех форм человеческого бытия, теоретическая разработка потребностей в социокультурной обусловленности.

Поставленная цель определила решение конкретных задач:

- во-первых, разработать авторскую теоретическую модель потребностей
и принципы исследования социально-экономических и духовно-нравственных
потребностей в условиях национальной специфики, показать их иерархию в
социальном бытии человека и общества;

во-вторых, раскрыть философское содержание и логическую взаимосвязь основных форм социально-экономических и духовно-нравственных потребностей в контексте культурно-исторических традиций и достижений цивилизации;

в-третьих, реконструировать логику исторической эволюции потребностей на социальном пространстве России;

в-четвертых, выявить закономерности и тенденции развития потребностей в условиях трансформирующегося общества и социальные механизмы их удовлетворения;

- в-пятых, акцентировать внимание на понимании и важности разумных
потребностей, актуальных для судеб современного российского общества.

Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического анализа феноменов общественной жизни, связи и

взаимообусловленности между общественным бытием и духовно-культурными процессами. Принципы историзма, детерминизма, развития и взаимосвязи позволяют раскрыть динамику общественных потребностей в их противоречивой социальной динамике и специфической целостности.

В условиях методологического плюрализма, существующего в отечественном социально-философском знании, автору для выработки самостоятельной позиции пришлось активно переосмысливать формы и методы познавательной деятельности, отказавшись от абсолютизации одних подходов в ущерб другим.

Сложившаяся методология исследования проблемы общественных потребностей базируется на применении междисциплинарных подходов, интегрирующих достижения социальной философии, экономической теории, истории, культурной антропологии.

Большое эвристическое значение имеют классические методы социального анализа- формационный и цивилизационный, материалистическое понимание истории, принципы многоуровневой диалектики. В анализе сложнейшего социального феномена, каким являются общественные потребности, положительные результаты достигнуты использованием принципов историзма, детерминизма, сочетанием деятельностного, культурологического и аксиологического подходов , методов реконструкции, элементов компаративистики и философской герменевтики.

В исследовании использованы методы комплексного экономического анализа, индукции и дедукции, анализа и синтеза. В процессе анализа потребностей были применены методы социологического исследования- анализ документов, наблюдение, опрос.

Перечисленные методы применены с учетом специфики исследуемой проблемы и в критическом их осмыслении.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии, экономической теории, практики изучения систематизации, классификации общественных

потребностей, различные теоретические положения по определению и характеристике социально-экономических и духовно-нравственных потребностей, основополагающие документы по экономическому развитию, качеству и уровню жизни населения страны, а также по его нравственному состоянию.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ и Чувашской Республики, Потребкооперации РФ и ЧР, информация в периодических специализированных журналах, материалы сети «Интернет», результаты проведенных нами социологических исследований, сравнение их с результатами других исследований.

В диссертации предпринята попытка определить место и роль социально-экономических и духовно-нравственных потребностей в воспроизводственном процессе, раскрыть социальную и экономическую природу этой группы потребностей, показать их влияние на экономическое и духовное развитие общества. Социально-экономическое развитие общества и потребности людей- это две противоположности, которые находятся в единстве и постоянном взаимодействии. Новый экономический рост вызывает к жизни и новые потребности, обусловил повышение их количества и качества. Также обстоит дело и с духовно-нравственными потребностями. Однако здесь ситуация отличается чрезвычайной сложностью: то, что необходимо людям для нормальной духовно- нравственной жизни, отсутствует в обществе в качестве господствующей морали.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - обосновывается введение в научный оборот современного понятия потребностей как определенной системы, которая имеет свои подсистемы, т.е. предложено новое методологическое осмысление потребностей в соответствии с изменившейся общественно-исторической ситуацией в России. В качестве новых потребностей нами выделены такие, как: потребность общества в социальной защите малообеспеченных слоев населения, потребность населения в развитии сферы социальных услуг и потребность государства в налогах.

Анализируется теоретическая и методологическая роль потребностей как социально-философской категории для исследования процессов социального развития;

выделены важнейшие исследовательские парадигмы (деятельностная, культурологическая, аксиологическая), проведен их сравнительного анализа и обоснована необходимость их синтеза по принципу дополнительности; сформулированы методологические принципы исследования: комплексный подход к анализу потребностей, использование различных методов и принципов исследования;

представлен один из первых опытов методологического анализа общественных потребностей на базе системно-структурного и историко-культурного подходов, позволивших обосновать правомерность выделения систем общественных и личностных потребностей;

исследован научно-теоретический вклад отечественных (Н.А.Бердяев, С.Л. Франк, П.А.Сорокин, А.Г. Здравомыслов, В.И. Тарасенко, В.Г. Подмарков, и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, Ф. Котлер, Э. Фромм и др.) в развитие теории общественных потребностей. В научный оборот введены малоизвестные россиянам работы западных исследователей проблемы потребностей (К. Шольца, Т. Веблена, Ф. Герцберга и др.);

- показана специфика механизма формирования и реализации общественных потребностей на материалах потребительской кооперации и сферы социальных услуг. Использованы результаты социологических исследований, проведенных автором в Чувашской Республике в 2004-2005 гг.

В процессе исследования сформулированы следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Использование метода синергетики позволило определить потребности как самоорганизующуюся систему, возникающую в процессе теоретической и практической деятельности, отражающую естественные, социально-экономические, духовно-нравственные и другие нужды человека. Потребность с точки зрения философского подхода является побудительным

началом жизненного процесса, направленным на разрешение внутреннего противоречия между моделью желаемого и возможностями самой реальности.

В качестве управляющих и организующих параметров самоорганизующейся системы потребностей нами определены различные системы производства, обмена, распределения и потребления, многообразие форм социального, экономического, нравственного, психологического и другого поведения и выражения интересов людей.

Разнообразными являются и механизмы социального, экономического, нравственного и другого воздействия на формирование потребностей людей. Экономическое, социально-нравственное поведение людей изучались нами с использованием общенаучных, социологических, статистических, социально-психологических методов.

Потребности имеют биологическое начало и социализируются; данное положение нами обобщено впервые в историко-философской литературе.

2. Потребности имеют конкретно-исторический характер, что проявляется в генезисе, сущности, в содержании и формах проявления потребностей людей в различные исторические эпохи. Общественный прогресс конструктивно изменяет потребности общества и личности. На современном этапе развития мирового сообщества и человеческой цивилизации потребности приобретают гуманный характер: они направлены в первую очередь на сохранение жизни человека, на решение глобальных проблем человечества. В нашем исследовании решение этой проблемы связано прежде всего с социально-экономическими потребностями, которые определены нами как ведущие общественные потребности личности и общества, поскольку от уровня их реализации зависит удовлетворение всех иных потребностей; в этом смысле социально-экономические потребности носят опосредованный характер. Это означает, что социально-экономические потребности косвенно формируют духовно-нравственные потребности.

Ведущим элементом и основным средством удовлетворения потребностей является социально-экономическая активность человека.

Духовно-нравственные потребности формируются на основе материального производства, однако обладают при этом относительной самостоятельностью и не всегда тесно связаны с социально-экономическими потребностями.

  1. Реализация потребностей представляет собой процесс, ограниченный возможностями экономической системы, которые проявляются в той или иной степени в формах и средствах удовлетворения потребностей: развитая экономическая система обеспечивает высокую степень удовлетворения потребностей всего общества; слаборазвитая экономическая система дает возможность удовлетворить потребности так называемой «элитой общества» в условиях всеобщей бедности большинства населения.

  2. Содержание удовлетворения потребностей детерминировано двумя противоположными формами- ограничение и безграничность. Форма ограничения в основном относится к естественным потребностям. По отношению к количеству и качеству потребляемых товаров и услуг материального и духовного характера можно говорить о форме безграничности потребления. При этом, когда речь идет о социальном ограничении в удовлетворении потребностей, таким ограничением прежде всего является культура общества и личности. Уровень культурного развития нами опосредованно связывается с культурой потребления материальных предметов и духовностью.

5. В качестве социально-экономических потребностей, вопреки
установленному мнению, определены потребности в социальном, медицинском
и пенсионном обеспечении, в обеспечении трудом, общим и профессиональным
образованием, нормальными бытовыми условиями, правовой защищенности
личности и др., удовлетворение которых возможно, прежде всего, в сфере
социальных услуг. Социально-ориентированная модель рыночной экономики
может быть реализована в единстве с духовно-нравственным развитием
общества и человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Полученные результаты могут быть использованы при разработке проблем социально-философского знания как методологически значимые, помогут в осмыслении дискуссионных проблем реформирующейся России, в прогностическом моделировании социальных ситуаций. Положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе: в вузовском курсе философии по темам: общественное бытие и общественное сознание, диалектика исторического процесса, культура и цивилизация, философская антропология, современные проблемы философии человека, личность и социальные ценности, а также при разработке мировоззренческих спецкурсов для студентов вузов, средних специальных учебных заведений, в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.

Личное участие автора состоит в том, что под руководством автора была разработана программа социально-философского, социально-экономического и социологического исследования проблемы удовлетворения общественных потребностей, в соответствии с которой были проведены исследования в г. Чебоксары, в Цивильском и Канашском районах Чувашской Республики. Потребительским обществам этих районов по результатам исследования была оказана теоретическая и практическая помощь в реализации хозяйственных задач, в вопросах повышения материального уровня жизни, улучшении сельского быта, социальной защите пожилых и престарелых людей, организации духовно- нравственного просвещения населения и воспитания молодежи.

Основные положения диссертации обсуждены на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, на кафедре философии и политологии Чебоксарского кооперативного институїа, на различных международных и региональных научно-практических конференциях: итоговой научно-практической конференции «Проблемы повышения социальной эффективности деятельности потребительской кооперации в условиях глобализации» (Чебоксары, 2004 г.),

межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» (Чебоксары, 2005 г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы ментальносте в сфере экономики, рекламы и информационных технологий» (Чебоксары, 2005 г.) и др.

Основные выводы по проблемам социально-экономических и духовно-нравственных потребностей автор использовал как теоретико-методологическую базу в разработке программ социально-экономического и духовно-нравственного развития Чувашской Республики, системы потребкооперации, при чтении спецкурсов по философии и экономической теории, на философских методологических семинарах.

По теме диссертации опубликовано 4 монографии и 19 статей в научных сборниках.

Генезис и история развития взглядов на потребности

Генезис (греч. ycveou;)- происхождение, возникновение. В более широком смысле - зарождение и последующий этап развития, который приводит к определенному состоянию, виду, предмету, явлению, процессу.

Генезис тесно связан с генетическим методом научного познания, который исследует возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Данный метод позволяет осмыслить исходное первоначало любой категории. Так, например, в качестве исходного начала Демокрит трактует атомы, Фалес- воду, Аристотель- субстанцию.

Данный метод сформировался в конце XVIII - в начале XIX вв. и нашел свое отражение в космогонической гипотезе Канта - Лапласа, в атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля первоначалом является абсолютная идея, в теории Дарвина первоначало- эволюционное происхождение видов. В нашем исследовании таким первоначалом являются потребности человека.

История развития общества- это история развития потребностей. «...Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны...» (161, т. 23, с. 182).

Потребности имеют объективный характер. Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, потребности выступают в качестве их интересов. В истории общества экономические и другие интересы различны. Поэтому без конкретно-исторического подхода к исследованию потребностей невозможно в полной мере проанализировать и современные потребности общества и личности. Исторический анализ эволюции взглядов на потребности позволяет объяснить общую тенденцию развития потребностей человечества, законы их формирования, последовательность в иерархии изменений потребностей. Познание истории потребностей позволяет увидеть и плодотворность генетического и системного методов их исследования.

История показывает, что потребности и взгляды на них формировались в направлении от низших потребностей к высшим потребностям, что связывалось с социально- экономическим развитием общества на конкретных исторических ступенях. Потребности всегда были обусловлены определенными общественными отношениями, и с этой точки зрения они представляют собой социальное явление. Потребности развиваются в рамках общественной и личной деятельности человека. Общественно-исторический процесс и потребности находятся в единстве, взаимообусловленности, взаимосвязи. Потребности могут быть удовлетворены с помощью общественного производства, которое в нашем исследовании не рассматривается специально, а изучается в связи с удовлетворением потребностей. Общественное производство- это реальное средство удовлетворения потребностей.

Потребности находятся в постоянном движении, развитии, ибо они вырастают на основе постоянно развивающегося производства. Потребности, как результат общественного развития, включены в само производство. Потребности личности и общества развиваются в рамках социальных законов всех сфер общественной жизни. Потребности детерминированы такими закономерностями, как психологические, социально-психологические, социологические, экономические и социально-экономические.

С момента возникновения человеческого общества индивид в своих потребностях отражает ту социальную среду, в которой формируется, составным элементом которой он является.

Развитие потребностей происходит в конкретноисторических условиях. Каждой исторической фазе человеческого общества соответствовали свои потребности.

Так, в первобытнообщинном обществе в силу его примитивности, материальной и духовной неразвитости, человек стремился удовлетворить такие потребности, которые были связаны, прежде всего, с поддержанием своей жизни как биологического вида. Конечно, зарождались и другие потребности-«новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» (161, т. 46, ч, I, с. 484). Различные элементы социальной и духовной деятельности были включены в трудовой процесс, но были неразвитыми и поэтому не являлись самостоятельными элементами общества. Постепенно развивалось общение между людьми, формировались первичные знания о мире, развивалась речь, наскальные рисунки. Появлялась примитивная одежда, создавались простейшие орудия труда и др. Все эти явления порождали новые потребности, которые касались не только пищи, одежды, жилья, орудий труда, но и духовно- предметных потребностей-поддержание здоровья, участие в ритуалах и обрядах, в сохранении обычаев и пр.

Методологические проблемы социально- философского исследования потребностей

При большом количестве методов исследования возникает проблема выбора наиболее эффективных.

В исследовании потребностей представляется эффективным использование нескольких методов: диалектико- материалистического, генетического, системно- структурного подхода, герменевтики и феноменологии.

Диалектико- материалистический метод нами понимается как гибкая система всеобщих принципов и регуляторов человеческой деятельности. Важной задачей диалектико- материалистического метода является разработка всеобщего способа деятельности, развитие категориальных форм, адекватных законам существования социальной реальности. Диалектический метод не сводится к универсальным логическим схемам. Нас интересуют, прежде всего, регулятивные принципы, которые помогают исследовать проблему потребностей. К таким наиболее значимым принципам диалектического метода можно отнести следующие принципы: объективность, всесторонность и конкретность изучения предмета, историзм, принцип противоречия, принцип материалистического понимания истории.

К общефилософским методам исследования потребностей относятся такие диалектические методы, как основные категории и законы диалектики. Использованы и общенаучные методы и приемы научного познания- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, описание, измерение), методы теоретического познания (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические методы (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия). Среди

общенаучных методов исследования нами особенно выделяется метод системного подхода. К специальным методам отнесены методы, содержащиеся в философских системах- герменевтике и феноменологии. Рассмотрим основные положения этих методов в связи с возможностью их использования для изучения потребностей.

Диалектика как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления представляет собой философскую теорию, метод и методологию научного познания и творчества вообще. Диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики- всеобщая связь, становление и развитие. Такое определение диалектики дается в «Философском энциклопедическом словаре» (262,154).

Диалектика- это (по Гегелю) умение отыскивать противоположности в самой действительности. Диалектика предполагает, что в окружающем мире происходят непрерывные процессы изменения, движения, становления и развития.

В истории философии можно выделить немалое разнообразие диалектических теорий- от античной диалектики до марксистской диалектики. Наиболее значимыми периодами развития диалектической мысли можно считать античную диалектику, идеалистическую диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Античная диалектика представляет собой стихийно-материалистическое учение о развитии мира и его всеобщих связях. Идеалистическая диалектика Гегеля- это вершина развития диалектической мысли до Маркса и Энгельса. Марксистская диалектика является высшим этапом развития материалистической диалектики

В каждом из представленных видов диалектики можно выделить наиболее позитивные аспекты, которые используются нами в данном исследовании в качестве методологических принципов.

Во- первых, из античной диалектики важными принципами являются: понимание окружающего мира с позиций его противоречивости, постоянного изменения и развития; иерархия бытия, включая материю и сознание; сведение противоречивых частностей в единое целое.

Во- вторых, в диалектике Гегеля позитивными аспектами являются: понимание природного, исторического и духовного мира как единого процесса в бесконечном изменении, движении, преобразовании и развитии; охват движением всей действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и завершая категориями исторического процесса; единство сущности и бытия, переход от абстрактного к конкретному, от одного качественного состояния к другому на основе выявления и разрешения противоречий. Кроме того, в диалектике Гегеля нами воспринято четкое понимание качественной определенности каждой ступени развития; использование категорий научного и философского мышления, таких как: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.; опора в изучении потребностей на законы диалектики, но без их идеалистического толкования.

Производство и потребление как единство и взаимодействие противоположностей

Обратимся к теоретическому анализу потребностей. В данном исследовании использованы следующие теории социально- гуманитарных наук: общая (диалектико- материалистическая), частная (социологическая), специальная (системный подход) и отраслевая (феноменологическая).

Общая теория дает абстрактный, обобщенный анализ общественных потребностей, их сущности и истории развития. На этом уровне раскрываются общие закономерности функционирования и развития общественных потребностей. Общей методологической базой этой теории выступает социальная философия. В то же время в исследовании потребностей используются и общие философские положения, законы и категории.

Частная теория дает описание особенностей изучаемого явления. Частные теории могут быть представлены специальными и отраслевыми теориями.

Специальная теория объясняет сущность и структуру, общие закономерности функционирования и развития явлений в основных социальных сферах жизни общества. Эта теория объясняет специальный класс общественных явлений, в частности таких, как социально-экономические и духовно- нравственные потребности.

Отраслевая теория выявляет те классы общественных явлений, которые воздействуют на развитие изучаемого предмета. Другими словами, феноменологическая теория объясняет процесс воздействия на развитие потребностей психологических, индивидуальных факторов личности. Все названные теории имеют свои особенности .

Анализ диалектики производства и потребления, производства и потребностей имеет большое теоретическое значение для понимания сущности и видов противоречий.

Проблема исследования диалектики производства и потребления (или-потребностей) содержится в работе К. Маркса «Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение» (161, т. 46, ч. I).

Производство (production)- это процесс создания материальных благ, которые необходимы для существования и развития общества. Производство включает в себя следующие элементы: труд, предметы труда, средства труда. Материальное производство предполагает процесс создания материальных благ и оказания материальных услуг, необходимых для существования и развития общества. Прежде всего, производство является результатом труда.

В процессе производства люди «приспосабливают (создают, преобразовывают) продукты природы к человеческим потребностям»; «в потреблении продукты становятся предметами потребления, индивидуального присвоения. Производство создает предметы, соответствующие потребностям...». Распределение произведенного предмета происходит согласно общественным законам. Обмен «снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям». В потреблении «продукт... становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет её в процессе потребления. Производство выступает, таким образом, как исходный пункт, потребление- как конечный пункт, распределение и обмен- как середина...». «В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь; в распределении общество берет на себя... опосредствование между производством и потреблением; в обмене они опосредуются случайной определенностью индивида».

Производство, распределение, обмен и потребление выполняют определенную роль. Так, «производство составляет в нем всеобщность, распределение и обмен- особенность, а потребление- единичность, замыкающую собой целое». Производство определяется всеобщими законами природы, распределение- общественной случайностью, обмен находится между ними как формально общественное движение, а заключительный акт-потребление- рассматривается как конечная цель (161, т.46, ч.І, с. 25).

Производство- это и непосредственное потребление, как и потребление-это есть «непосредственно производство», это- «двоякое потребление-субъективное и объективное». Во- первых, индивид, развивающий свои способности, одновременно расходует и потребляет их в акте производства. Во-вторых, «производство есть потребление средств производства, которые используются, изнашиваются, а отчасти... вновь распадаются на основные элементы. Производство есть потребление сырья. «Поэтому сам акт производства во всех своих моментах есть также и акт потребления» (161, т. 46, ч. I, с. 26).

Потребление (consumption)- это использование материальных благ, созданных в процессе производства, один из составных элементов производственных отношений, фаза процесса воспроизводства. Имеются два вида потребления: использование в процессе производства машин, инструментов, сырья, материалов, рабочей силы и т.д.; и использование человеком разнообразных материальных благ (продуктов питания, одежды, обуви, культурно-бытовых товаров, жилья и т.д.). Речь идет о втором виде потребления- о потреблении материальных благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его личных потребностей.

Похожие диссертации на Генезис и сущность общественных потребностей