Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности Тесля Андрей Александрович

Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности
<
Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тесля Андрей Александрович. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Хабаровск, 2006 240 с. РГБ ОД, 61:07-9/136

Введение к работе

Актуальность исследования. Аксиологический статус собственности, обыкновенно непосредственно не выделяемый в качестве самостоятельного предмета исследования, в социально-философской науке XVIII - XX веков выступает в качестве одной из основных точек напряжения проблемного поля. Понимание аксиологического статуса собственности составляет необходимую предпосылку понимания и прогнозирования хозяйственной деятельности субъектов, составляет ценностное измерение общества как хозяйственной системы. Для того чтобы составить целостную картину общества, чтобы иметь эффективную модель хозяйственного поведения, необходимо учитывать ценностную сферу, наличествующую во всякой человеческой деятельности.

С особенной остротой эта задача стоит перед современным российским обществом, поскольку, после слома традиционных хозяйственных укладов в XIX - XX вв., ему уже в конце XX века вновь довелось пережить разрушение сложившихся новых механизмов хозяйственной деятельности и ценностного осмысления последних. Российское общество, перейдя к частнособственнической форме хозяйства, вновь стоит перед проблемой осмысления аксиологического статуса собственности, ценностного оправдания последней, ценностного понимания субъекта собственности. Однако названные задачи не могут быть решены в границах изолированного рассмотрения отечественного исторического опыта.

В высшей степени важным становится адекватное понимание исторического пути Западной Европы, характера и условий становления аксиологического статуса собственности, свойственного западной цивилизации. Беспроблемное восприятие последнего, принятие его как данности приводит, во-первых, к невозможности эффективного заимствования и использования исторического опыта; во-вторых, к искаженному восприятию самого наличествующего в рамках западной цивилизации аксиологического статуса собственности, поскольку последний в этом случае интерпретируется вне присущего ему исторического и культурного контекста, вне присущей ему долговременной динамики.

Немаловажным обстоятельством является серьезный кризис, в условиях которого пребывает современное западное общество. Как бы ни оценивались данные кризисные явления - как кризис роста или иначе - в любом случае, одной из важнейших его сторон является проблематизация условий и оправданности существующей хозяйственной системы, неочевидность ценности собственности и проблематичность позитивного ценностного статуса собственника.

Мы полагаем, что понимание аксиологического статуса собственности возможно только на основе углубленного философско-исторического анализа. Постижение исторического опыта, выявление долговременных процессов, обусловливающих современную ситуацию, проясняет тем самым и наше собственное положение. Кроме того, в современной мировой ситуации проблемы западной цивилизации (являющейся, по крайней мере как видится на данный момент, ядром становящейся мировой цивилизации) представляют собой актуальные проблемы осмысления для всех современных обществ, долженствующих так или иначе определяться, находить свой порядок поведения по отношению к западной цивилизации. Иными словами, углубленное изучение аксиологического статуса собственности в рамках западной цивилизации служит не только необходимым пояснением проблем нашего общества, но и само по себе выступает его актуальной ситуацией.

Вместе с тем приходится констатировать отсутствие целостной концепции аксиологического статуса собственности - концепции XVIII - XIX веков более не соответствуют ни изменившейся ситуации, ни новому знанию о прошлом. Новые же социально-философские теории, как правило, рассматривают данную проблему «по касательной», воспринимая ее как периферийную в рамках социальной философии. Если даже согласиться с последней оценкой, сохраняется необходимость детального и специализированного рассмотрения проблемы аксиологического статуса собственности - потребность в такого рода исследованиях вытекает уже из одной только общественной актуальности проблемы.

5 Таким образом, актуальность исследования аксиологического статуса собственности определяется:

современной исторической ситуацией российского общества, характеризующейся качественным изменением социально-экономического строя;

мировой ситуацией, заключающейся в становлении единой хозяйственной системы, кризисом западной цивилизации, а также аксиологической проблематичностью ныне существующего экономического порядка;

отсутствием на сегодняшний день целостного философско-исторически обоснованного понимания аксиологического статуса собственности.

Степень разработанности проблемы. Исследования, непосредственно посвященные проблематике данной диссертационной работы, практически отсутствуют. Однако сама данная проблематика как прямо, так и косвенно широко представлена в исследованиях по социальной философии. Вопросы собственности, ее места в социальной жизни, ее ценностного статуса и его оправдания наличествуют уже в работах античных мыслителей. В особенности следует выделить корпус сочинений Платона, посвященных проблемам общества и политики («Государство», «Законы», «Политик»), трактаты Аристотеля «Политика», Ни-комахова и Евдемова «Этики», «Афинская полития». В эллинистический период следует особо выделить этические сочинения Марка Тулия Цицерона («Об обязанностях») и Луция Аннея Сенеки («Нравственные письма к Луцилию»). Данные вопросы поднимаются и в теоретических сочинениях римских юристов, суждения которых сохранены, в частности, в масштабной компиляции «Дигест» императора Юстиниана1.

1 Платой. Государство. Законы. Политик / Платон. - М.: Мысль, 1998; Аристотель. Этика Политика; Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель: - Минск: Литература, 1998; Аристотель. Афинская полития / Аристотель //Античная демократия в свидетельствах современников / Под ред. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: Ладомир, 1996. - С. 29-86; Цицерон Марк Туллий. О старости.' О дружбе. Об обязанностях / Марк Туллий Цицерон. - М.: Наука, 1993; Сенека Лу-ций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. - М.: ACT, 2004; Дигесты Юстиниана // Памятники римского права: Законы ХП таблиц. Институтции Гая. Дигесты Юстиниана.-М.: Зерцало, 1997.-С. 152-598.

В Средние века проблематика аксиологического статуса собственности затрагивается в трудах Отцов Церкви, в частности в сочинениях бл. Августина, Фомы Аквинского2. Следует отметить, что рассмотрение вопросов, связанных с проблематикой аксиологического статуса собственности, и в Античности, и в Средние века, а отчасти и в Новое время осуществляется преимущественно в рамках обсуждения проблем этики, политики и права, не выделяясь в самостоятельную область исследования и не отделяясь даже во внутренней структуре работ того времени. Иными словами, применительно к философским трудам названных эпох, суждения философов относительно аксиологического статуса собственности приходится эксплицировать из инородных концептуальных построений, в связи с чем следует отметить, что прослеживание данной проблематики в названных работах носит характер «внешнего» вопроса, задаваемого из ситуации нашего времени и чуждого самим рассматриваемым концепциям.

В философии Нового времени проблематика собственности широко представ-лена в сочинениях по философии права и политики таких авторов, как Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж Руссо, Д.-Б. Вико и др.3. Однако в центре внимания данных авторов находится в первую очередь проблематика онтологического статуса собственности и юридическая легитимация владения, тогда как вопросы аксиологического статуса собственности затрагиваются только в связи с названными, не получая самостоятельного рассмотрения.

Августин Аврелий. О Граде Божием. В 2 т. / Августин Аврелий. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Фома Аквинский. Сумма теологии Ч. 1. Вопросы Г- 43 / Фома Аквин-ский. - Киев: Эльга, Ника-Центр; Москва: Элькор-МК, 2002-2004; Фома Аквинский Учение о душе / Фома Аквинский. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

3 Макиавелли Н. Государь: Избранные трактаты / Н. Макиавелли. - М.: ЭКСМО; Харьков: Фолио, 1998; Боден Ж. Метод легкого познания истории / Ж. Боден. - М.: Наука, 2000; Гроций Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. - М.: Ладомир, 1994; Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. / Т. Гоббс. -М.: Мысль, 1988 - 1991; Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. II / Б. Спиноза. - М.: Горполитиздат, 1957; Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж, Локк // Локк Дж. Сочинения. В 3 ту Т. 3 / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1989; Монтескье Ш.-Л. О духе законов / Ш.-Л. Монтескье. -М,: Мысль, 1999; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. - М.: КА-НОН-пресс-Ц, 1998; Вико Д.-Б. Основания новой науки об общей природе наций / Д.-Б. Вико. -М.: REFL-book; Киев: ИСА, 1994.

Новый этап развития социальной философии и становления философии истории связан с развитием немецкой классической философии. Проблематика собственности многогранно анализируется в трудах следующих мыслителей, принадлежащих к названному этапу развития философской мысли: И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга и с особенной полнотой и обстоятельностью в сочинениях Г.В.Ф. Гегеля4. Диалектическое рассмотрение социальной реальности и становление историзма раскрывают феномен отчужденных форм человеческого существования, оказывающийся в центре внимания философии Л. Фейербаха, М. Штирнера и К. Маркса5. Дальнейшее развитие марксисткой философии приводит к становлению концепции превращенных форм труда и к марксисткой концепции собственности, нашедшей свое выражение в первую очередь в трактатах «К критике политической экономии» и «Капитал» в рамках целостной социально-философской теории6.

В начале XX века основные исследования по интересующей нас проблематике велись в рамках теории «хозяйственной этики», представленной трудами таких выдающихся философов, историков и социологов, как Макс Вебер, Вернер Зом-барт и Георг Зиммель. М. Веберу принадлежит детальное исследование взаимосвязи протестантской этики и «духа капитализма» (1905), предпринятое в рамках масштабного проекта изучения хозяйственной этики мировых религий7.

Кант И. Метафизика нравов / И. Кант // Кант И. Критика практического разума / И. Кант. -СПб.: Наука, 1995; Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи / И.Г. Фихте. - Минск: Поппури, ^998; Шеллинг Ф.В.Й. Новая дедукция естественного права / Ф.В.Й. Шеллинг // Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения / ФЗ.Й. Шеллинг. - СПб.: Алетейя, 2000; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1999; Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 2000; Гегель Г.В.Ф. Политические произведения / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 1978.

5 Фейербах Л. Сочинения. В 2 т. / Л. Фейербах. - М.: Наука, 1995; Штирнер М. Единственный и
его собственность / М. Штирнер. — СПб.: Азбука, 2001; Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К. Сочинения. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Гос-
политиздат, 1956. - С. 41-174.

6 Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс. - М.: Госполитиздат, 1949; Маркс К.
Капитал. В 3 т. Т. 1 / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1981.

7 Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990; Вебер М. Избранное:
Образ общества / М. Вебер. - М.: Юристь, 1994.

В. Зомбарт одновременно с М. Вебером обращается к прослеживанию процес
сов становления современного капиталистического общества, к выявлению его
фундаментальных принципов и в первую очередь ценностных структур воспри
ятия и понимания мира сквозь призму хозяйственной деятельности. Наиболее из
вестным исследованием В. Зомбарта, посвященным данной проблематике, явля
ется сочинение «Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного
экономического человека» (1913)8. Если для М. Вебера «капитализм» является
общим понятием и на его взгляд возможно говорить о капитализме античного ми
ра или капиталистических отношениях в древневосточных обществах, то
В. Зомбарт полагает капитализм уникальным феноменом, присущим исключи
тельно западному миру и уже в наше время постепенно продвигающемуся к тому,
чтобы охватить весь мир. Из этого следует, что на взгляд В. Зомбарта надлежит
прояснить уникальные характеристики западного общества, выявить те предпо
сылки, что привели к становлению капиталистического общества и «буржуа» как
«капиталистического человека». Метод его рассмотрения проблемы, так же как и
метод М. Вебера - историко-генетический, имеющий своей задачей проследить
истоки современного капиталистического мира с присущими последнему ценно
стями хозяйства. , (,

Г. Зиммель, примыкающий по проблематике и во многом по методологическим установкам к М. Веберу и В. Зомбарту, основываясь на постулатах «философии жизни», предпринял масштабное изучение функции денег в современном обществе с позиций философского и социологического анализа. Наиболее важным результатом предпринятого исследования стала постановка и частичная реализация задачи проследить воздействие и взаимодействие феномена денег, богатства и таких сфер жизни общества, как мода, искусство, повседневные житейские представления («Философия денег»)9. Как отмечал сам Г. Зиммель, целью названной работы было «подвести фундамент под исторический материализм, который

8 Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического че
ловека. Евреи и хозяйственная жизнь / В. Зомбарт. - М.: Айрис-пресс, 2004.

9 Simmel G. Philosophie des Geldes. Berlin. 1977.

9 позволит сохранить пояснительную ценность введения хозяйственной жизни в число причин духовной культуры, но признать при этом, что именно эти хозяйственные формы являются результатом глубоких оценок и течений психологических, даже метафизических, предпосылок»10.

Если представители направления «хозяйственной этики» скорее отталкивались от марксисткой концепции и определяли собственные взгляды в противопоставлении ей, то неомарксизм в лице Г. Лукача и т.н. «франкфуртской школы» имел своей целью (по крайней мере в 20-е - 30-е гг. XX в.) соединить результаты и методологию марксизма с достижениями направления «хозяйственной этики», дать адекватную современную интерпретацию марксизма, удерживая его сущностное ядро, а не те или иные конкретные положения, укоренные в исторической ситуации прошлого. Восприняв от неокантианского движения повышенный интерес к аксиологической проблематике, Г. Лукач и «франкфуртцы» (М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно, Г. Маркузе) предпринимают анализ социальной реальности и форм ее репрезентации, построенный через возвращение в социальную философию диалектического метода и обращение к категориям «овеществления» и «отчуждения»11. «Франкфуртцы», отказавшись от теории пролетариата как революционного класса, обратились к анализу ситуации отчуждения от средств и результатов производства, к ситуации самоотучждения субъекта в условиях индустриального общества. С позиций проблематики аксиологического статуса собственности, «франкфуртская школа» и иные, более поздние направления

10 Simmel G. Philosophic des Geldes. Berlin. 1977. S. VIIIII Цит. по: Хабермас Ю. Зиммель как
диагност времени / Ю. Хабермас // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 2: Созерцание жизни /
Г. Зиммель. - М: Юристь, 1996. - С. 545.

11 Лукач Г. История и классовое сознание / Г. Лукач. - М.: Логос-Альтера, 2003; Лукач Г. Мо
лодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Г. Лукач. - М.: Наука, 1987; Лукач Д.
К онтологии общественного бытия: Пролегомены / Д. Лукач. - М.: Прогресс, 1991; Хоркхаймер М.
Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997;
Адорно Т.В. Проблемы философии морали / Т.В. Адорно. - М.: Республика, 2000; Адорно Т.В.
Негативная диалектика / Т.В. Адорно. - М.: Научный мир, 2003; Маркузе Г. Разум и революция:
Гегель и становление социальной теории / Г. Маркузе. - СПб.: Владимир Даль, 2000; Марку
зе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества /
Г. Маркузе. - Киев: REFI^-book, 1994; Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследо
вание учения Фрейда / Г. Маркузе. - Киев: Rort-Royal, 1995.

10 неомарксизма (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Л. Альтюссер, Э. Балибар и др.12) интересны тем, что ставят вопрос о внутренней динамике процессов отчуждения, одновременно увязывая последние, в частности, с трансформациями онтологических оснований хозяйства. Углубление в проблематику отчуждения тесно связано с развитием экзистенциальной философии, где данные вопросы занимают видное место в трудах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра и др.13. В трудах двух первых из названных авторов особенного внимания заслуживает обращение к проблеме техники, ее роли в современном обществе, к проблеме объективации мира, предстающего как реальность функций.

Ряд исследований, выявляющих те, или иные, аспекты аксиологического статуса собственности или связанные с ним моменты, был предпринят отечественными философами, в первую очередь в начале XX века. Среди данных исследований, на наш взгляд, следует выделить работы С.Н. Булгакова и В.В. Зеньковского14, в которых предпринимается попытка открыть онтологическое укоренение аксиологического статуса собственности.

Современное направление исследований в сфере аксиологического статуса собственности характеризуется, в первую очередь, смещением к проблематике символического, развитием герменевтических и структуралистских исследований. В центре внимания находятся проблемы современного общества, рассматриваемые через концепцию постмодерна и утраты прежних (связанных с индустриаль-

12 Сартр Ж.-П. Дневники странной войны (сентябрь 1939 - март 1940) / Ж.-П. Сартр. - СПб.:
Владимир Даль, 2002; Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова / Ж.-П. Сартр. - Минск: По
пурри, 1999; Мерло-Понти М. Знаки / М. Мерло-Понти. - М.: Искусство, 2002; Альтюссер Л.
Ленин и философия / Л. Альтюссер. - М.: Ad Marginem, 2005; Althusser L. For Marx I
L. Althusser. - London: Allen Lane, The Penguin Press. 1969; Althusser L. Reading Capital I
L. Althusser, E. Balibar. - London: NLB 1970.

13 Хайдегтер M. Бытие и время / M. Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2002; Хайдеггер М. Время и бы
тие: Статьи и выступления / М. Хайдегтер. - М.: Республика, 1993; Хайдеггер М Разговор на
проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. - М.:
Высшая школа, 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика,
1994; Саргр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.:
Республика, 2002.

14 Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. - М.: Наука, 1990; Зеньковский В.В. Ос
новы христианской философии / В.В. Зеньковский. - М.: Канон+, 1997.

11 ной цивилизацией) онтологических привязок собственности. В числе данных работ следует выделить сочинения Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ю. Хабермаса15.

В целом, однако, следует признать, что проблематика аксиологического статуса собственности является в рамках современных философских исследований периферийной. Кроме того, после серии исследований неомарксистских философов и их оппонентов 60-х гг. XX в.16, вопросы как аксиологического, так и отчасти онтологического статуса собственности отходят на периферию научных интересов.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является собственность как непосредственное владение и процесс становления особого типа общественных отношений. Предметом исследования выступает аксиологический статус собственности в его исторической динамике, ценностные статусы собственности и собственника и их взаимоотношение и взаимосвязь в истории.

Цель исследования: провести анализ собственности в качестве инварианта исторического процесса, своеобразно проявляющегося через фундаментальные характеристики аксиологических статусов собственности на разных этапах общественного развития. Следует особо оговориться, что в поле философского анализа в нашем исследовании находится не весь исторический процесс, а тот его период, который является наиболее значимым в рамках поставленной цели. Мы имеем в виду европейское Средневековье, Новое и Новейшее время. Это связано с тем, что в центре нашего внимания - аксиологический статус собственности современной цивилизации. Фундаментом же последней являются ценности западной цивилизации, складывающейся в единое целое именно в Средние века.

Для реализации поставленной цели формулируются и решаются следующие задачи:

15 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 1998; БодрийярЖ.
Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М: Добросвет, 2000; Хабермас Ю. Философ
ский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2003.

16 См.: Арон Р. Мнимый марксизм / Р. Арон. - М.: Прогресс, 1993.

  1. рассмотреть и проанализировать основные подходы к пониманию аксиологического статуса собственности;

  2. изучить роль и смысл процессов отчуждения в формировании аксиологических статусов собственности;

  3. исследовать трансформацию аксиологических статусов собственности в связи с изменением их социальных и культурных оснований от Раннего Средневековья до ситуации современности;

  4. выявить соотношение и взаимосвязь аксиологических статусов собственности и собственника;

  5. исследовать и дать характеристику аксиологического статуса собственности и собственника в современном мире.

Методология исследования. В качестве основополагающего методологического подхода полагается иео-марксисткий анализ социальной идеологии (в ее ценностной составляющей), в первую очередь заданный в работах Г. Лукача и исследованиях «франкфуртской школы». Решение исторических задач осуществлялось посредством методологии «школы "Анналов"», в первую очередь путем использование концепции «большой длительности» и структурного (в терминологии Ф. Броделя) подхода к пониманию истории. Совмещение методов «школы "Анналов"» и «франкфуртской школы» позволило разрешить некоторые затруднения в историческом и философском анализе аксиологического статуса собственности. Следует отметить, что указанное совмещение методологий не предполагает эклектики, поскольку и «франкфуртская школа», и структурный анализ «школы "Анналов"» исходят из общей методологической основы, продолжая линии и приемы исследования, заложенные, с одной стороны, марксизмом, а с другой - направлением «хозяйственной этики».

Источниковая база исследования состоит из нескольких групп текстов. Во-первых, это современные исторические свидетельства (данного рода материал особенно активно привлекался для характеристики аксиологического статуса соб-

13 ственности в культуре средневекового Запада)17. Во-вторых, опосредованные исторические свидетельства - работы современных исследователей по истории хозяйства, социальной и культурной истории Европы Средних Веков и Нового времени. Нами были использованы в первую очередь труды авторов, принадлежащих или близких к «школе "Анналов"»: М. Блока, Ф. Броделя, Ж. Делюмо, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри, Л. Февра, П. Шоню18. Также активно привлекались и работы иных историков, в первую очередь Ю.Л. Бессмертного, П.М. Бицили, А.Я. Гуревича, А. Пирена, Ш. Пти-Дютайи, Й. Хёйзинги,

17 Аламнское и баварское общество VIII и начала ГХ веков / Пер. и сост. Г.М. Даниловой. -
Петрозаводск: Карелия, 1969; Браччолини П. Застольный разговор о жадности, расточитель
ности, о брате Бернардино и других проповедниках // Сочинения итальянских гуманистов
эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. - М: Изд-во МГУ, 1985. - С. 72-107;
Виллани Дж. Новая хроника или история Флоренции / Дж. Виллани. - М.: Наука, 1997; Гри
горий Турский. История фраков / Григорий Турский. - М.: Наука, 1987; История Средних ве
ков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.) / Сост.
М.М. Стасюлевич. - СПб.: Полигон; М.: ACT, 2001; История Средних веков: От Карла Вели
кого до Крестовых походов (768-1096 гг.) / Сост. М.М. Стасюлевич..- СПб.: Полигон; М:
ACT, 2001; История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост.
М.М. Стасюлевич. - СПб.: Полигон; М.: ACT, 2001; Немецкий город XIV-XV вв.: Сборник
материалов / Пер. и сост. В.В. Стоклицкой-Терешкович. - М.: Соцэкгиз, 1936; Хрестоматия
памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. - М.:
Госюриздат, 1961.

18 Блок М. Феодальное общество / М. Блок. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003; Бродель Ф.
Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. / Ф. Бродель. - М.:
Языки славянской культуры, 2002-2004; Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и
капитализм, XV-XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986-1993; Бродель Ф. Дина
мика капитализма / Ф. Бродель. - Смоленск: Полиграмма, 1992; Бродель Ф. Что такое Фран
ция. В 2 кн. / Ф. Бродель. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994-1997; Делюмо Ж. Грех и
страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада / Ж. Делюмо. - Екатеринбург: Изд-
во Уральского ун-та, 2003; Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до
Жанны д'Арк. 987-1460 / Ж. Дюби. - М.: Международные отношения, 2001; Ле Гофф Ж. Дру
гое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: Изд-во
Уральского ун-та, 2002; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. -
Екатеринбург: У-Фактория, 2005; Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история. Вступительная лек
ция, прочитанная в Коллеж де Франс 30 ноября 1973 г. // THESIS: Теория и история экономи
ческих и социальных институтов и систем. Структуры и институты. 1993. Т. I. Вып. 2. - М.,
1993. - С. 153-173; Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Оксиганская деревня (1294-1324) / Э. Ле Руа
Ладюри. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001; Февр Л. Бои за историю /
Л. Февр. - М.: Наука, 1991; Шоню П. Цивилизация классической Европы / П. Шоню. - Екате
ринбург: У-Фактория, 2005.

Э. Хобсбаума . Особо в числе исторических трудов следует выделить работы Л. Дюмона. Им была создана целостная концепция иерархического общества применительно к кастовому строю Индии20, а особое значение дня данной работы имеет исследование Л. Дюмона, посвященное истории становления «современной экономической идеологии»21. Третью группу составляют исследования, посвященные истории и структуре хозяйственной морали (хозяйственной этики), в частности работы М. Вебера, В. Зомбарта, С. Московичи, М. Оссовской, К. Хомана и Ф. Бломе-Дреза22. В четвертую группу мы выделили работы по отдельным специальным проблемам философского знания Л. Альтюссера, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Э. Кассирера, Д.Л. Коэна и Э. Арато, А. Макинтаира, Л. фон Мизеса, К. Поланьи, Ю. Хабермаса, Н. Элиаса и др.23. Последнюю, пятую группу состав-

19 Бессмертный Ю.Л. Вновь о трубадуре Бертране де Борне и его видении простолюдина
(К проблеме дешифровки культурных кодов) // Одиссей: Человек в истории. 1995: Представле
ния о власти / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - М.: Наука, 1995. ~ С. 140-150; Бицилли
П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. - СПб.: Мифрил, 1995; Гуревич А.Я.
Культура и общество средневековой Европы глазами современников: (Exempla ХШ века) /
А.Я. Гуревич. - М: Искусство, 1989; Гуревич А.Я. Избранные труды. В 4 т. Т. 2: Средневеко
вый міф / А.Я. Гуревич. - М, СПб.: Университетская книга, 1999; Пирен А. Средневековые го
рода Бельгии / А. Пирен. - СПб.: Евразия, 2001; Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во
Франции и в Англии Х-ХІІІ веков / III. Пти-Дютайи. - СПб.: Евразия, 2001; Хейзинга И. Осень
Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во
Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. - М: Айрис-пресс, 2002; Хобсбаум Э.Дж. Век револю
ции. Европа 1789-1848 / Э.Дж. Хобсбаум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

20 Дюмон Л. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст / Л. Дюмон. - СПб.: Евразия, 2001.
21>Дюмон Л..Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии / Л. Дюмон. - М.:
NOTA BENE, 2000.

22 Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М: Прогресс, 1990; Вебер М. Избранное:
Образ общества / М. Вебер. - М.: Юристь, 1994; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духов
ного развития современного экономического человека. Евреи и хозяйственная жизнь /
В. Зомбарт. - М.: Айрис-пресс, 2004; Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. -
М.: Ценгр психологии и психотерапии, 1998; Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по
истории морали / М. Оссовская. - М.: Прогресс, 1987; Хоман К. Экономическая и предприни
мательская этика / К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез // Политическая и экономическая этика: [Сборник].
- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - С. 175-348.

23 Альтюссер Л. Ленин и философия / Л. Альтюссер. - М.: Ad Marginem, 2005; Бодрийяр Ж.
Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000; Бурдье П. Практический
смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001; Бурдье П. Социология политики: сб. ст. / П. Бурдье. -
М.: Socio-Logos, 1993; Кассирер Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер. - М.: РОССПЭН,
2004; Коэн Д.Л. Гражданское общество и политическая теория / Д.Л. Коэн, Э. Арато. - М.: Весь
Мир, 2003; Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали / А. Макинтаир. -
М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Мизес Л., фон. Социализм:

15 ляют общие фундаментальные труды по социальной философии и философской аксиологии Р. Арона, Н. Гартмана, Г.В.Ф. Гегеля, Д. фон Гильдебранда, И. Канта, А. Кожева, Г. Лукача, К. Маркса, Ф. Тенниса, М. Хайдеггера24. Научная новизна исследования заключается в следующем:

исследовано становление и восприятие аксиологического статуса собственности в непосредственной связи с социокультурными характеристиками собственника, его социальным статусом и нравственными характеристиками;

проанализированы с социально-философских позиций последовательно сменявшие друг друга в истории типы хозяйственных ориентации, задающие границы ценностного восприятия собственности;

рассмотрен и обоснован тезис об исторической неоднородности собственности, которая фиксируется терминологически и аксиологически в общественном сознании через категории «богатство», «сокровище», «роскошь», «капитал», «имущество»;

Экономический и социологический анализ / Л. фонМизес. - СПб.: Лексикон, 2001; Мизес Л., фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории/ Л. фонМизес. - Челябинск: Социум, 2005; Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. - СПб.: Алетейя, 2002; Поланьй К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги / К. Поланьи // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т. II Вып. 2. - М., 1993. - С. 10-17; Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс / К. Поланьи // Экономическая социология. Т. 3, № 2, 2002. - С. 62-73; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001; ЭлиасН. О процессе цивилизации: Со-циогенетические и психогенетические исследования. В 2 т. / Н. Элиас. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001; Элиас Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М.: Праксис, 2001. 24 Арон Р. Избранное: Введение в философию истории / Р. Арон. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000; Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания / Р. Арон. - М.: РОССПЭН, 2004; Гартман Н. Этика / Н. Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002; Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.-В.-Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990; Гильдебранд Д., фон. Этика / Д. фон Гильдебранд. - СПб.: Алетейя, 2001; Кант И. Критика практического разума/ И. Кант. -СПб.: Наука, 1995; Кожев А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб.: Наука, 2004; Лукач Г. История и классовое сознание / Г. Лукач. - М.: Логос-Альтера, 2003; Маркс К. Экономиче-ско-философские рукописи 1844 года / К.Маркс // Маркс К. Сочинения. Т. 42 / К.Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 41 - 174; Маркс К. Капитал. В 3 т. Т. 1 / К. Маркс. -М.: Политиздат, 198Г, Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. - СПб.: Владимир Даль, 2002; Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2002; Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991.

аргументировано положение о диалектике отчуждения как необходимом условии личностного развития индивида в классовом обществе;

установлено, что аксиологический статус собственности, с одной стороны, и хозяйственный и социальный статус собственника, с другой, находятся в отношении взаимной детерминации.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования, на защиту выносятся следующие теоретические положения:

  1. Аксиологический статус собственности - это положение собственности в системе ценностей общества, находящее свое выражение в стандартах восприятия и оценки имущественных отношений, отношений владения, самих объектов собственности в ту или иную историческую эпоху, и задаваемое характером хозяйственной жизни, уровнем развития производства, некоторыми ментальными факторами, этническими и другими условиями.

  2. Аксиологический статус собственности тесно связан с ситуацией отчуждения и определяется по тому месту, которое он занимает в структурах последнего. Конкретная форма отчуждения определяет тип восприятия человеком вещественной реальности и ее конкретное ценностное наполнение. Тем самым рассмотрение аксиологического статуса собственности должно производиться при диалектическом понимании взаимодействия статусов собственности и собственника.

  3. Отчуждение есть исторический феномен, присущий каждому классовому обществу; вытекающий из самого существа процесса опредмечивания и овеществления. Исторически в пределах классового общества мы можем говорить не о возникновении или исчезновении ситуации отчуждения, но об изменении конкретных форм отчуждения.

  4. Мы считаем возможным говорить о наличии феномена отчуждения в средневековом западном обществе. При всем качественном отличии от капиталистического отчуждения, оно имеет и общие с ним родовые черты.

  1. Средневековой культуре присуще телесное понимание богатства - всякое достояние имеет свое телесное воплощение. Более того, в некоторой степени возможно говорить и о «субъектности» средневековой собственности, когда объект обладания в свою очередь накладывает свои черты на собственника, формирует его личность, выступает самостоятельным деятелем. «Субъектность» и телесность средневековой собственности придают ей качественный характер, что проявляется, с одной стороны, в отсутствии действенного единого понятия собственности, с другой - в наличии «множественной» собственности и множества различных «собственностей», качественно отличных друг от друга.

  2. В Новое время преобладающим становится функциональное аксиологическое понимание собственности и связанный с ним квантитативный характер понимания последней. «Интегральной» собственностью становятся деньги, а в XX веке преобладающим делается динамическое понимание обладания, находящее свое выражение в категории «имущество».

  3. Тип «собственника», присущий Новому времени и находящий свое предельное и всеобщее выражение в образе «буржуа», в XX веке вытесняется «управляющим». Это находит свое выражение в соответствующей иерархии ценностей - на смену щедрости (антипод - алчность) приходит труд (лень), в наши дни в свою очередь заменяясь профессионализмом, способностью контролировать процесс.

  4. Объект собственности как вещественная, телесная определенность оказывается «ускользающим», «размытым» - действенными оказываются, напротив, исключительно динамические характеристики. Парным процессу «размывания», «функционализации» собственности выступает процесс «утраты» субъекта собственности.

  5. Современный аксиологический статус собственности является результатом далеко зашедшего процесса отчуждения трудовой деятельности. Однако его преодоление возможно не на путях снятия отчуждения вообще (что, по меньшей мере в условиях классового общества, представляется иллюзорным), но через форми-

18 рование иных форм отчуждения. Каждая форма отчуждения разрывает одну из связей человека с миром, но одновременно порождает альтернативные формы коммуникации, снимает иные формы отчуждения. Речь идет, следовательно, не о решении проблемы путем устранения самого феномена отчуждения, но о поиске оптимальных форм в условиях конкретной исторической ситуации.

Теоретическая и практическая значимость. Данное исследование вносит определенный вклад в углубление знаний об аксиологическом статусе собственности, об исторической динамике и вариативности последнего. Положения, изложенные в данной работе, могут быть применены в социологических исследованиях, а также при социо-экономическом анализе юридических феноменов. Результаты исследования могут быть использованы в качестве составных частей как для чтения курсов по философии в разделах «Социальная философия» и «Философская аксиология», так и для спецкурсов («Философия хозяйства»). Материалы диссертации могут быть использованы в законопроектной и законотворческой деятельности.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в публикациях, а также обсуждались на: Межрегиональной научно-практической конференции ученых, преподавателей, представителей общественных инициатив Дальнего Востока «Общество, человек, власть: современный этап взаимодействия» (ДВУГПС, 2004); VTJ Краевом конкурсе-конференции молодых ученых (ХГПУ, 20-21 января 2005); IV Международной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (ДВГУПС, 12-14 апреля 2005); 44-й Всероссийской научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки «Современные технологии - железнодорожному транспорту и промышленности» (ДВГУПС, 25-26 января 2006); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии и науки» (АмГУ, 13-14 апреля 2006); Региональной научно-технической конференции творческой молодежи «Научно-

19 технические проблемы транспорта, промышленности и образования» (ДВГУПС, 18-19 апреля 2006).

Структура диссертации отражает логику исследования, определяется поставленной в работе целью и соответствует порядку решения задач, необходимых для ее реализации. Диссертация, объемом 240 с, состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографического списка, включающего 344 источника на русском и английском языках.

Похожие диссертации на Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности