Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основания теории социальной работы Лыгина, Марина Аркадьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лыгина, Марина Аркадьевна. Философские основания теории социальной работы : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Лыгина Марина Аркадьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 352 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/44

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические основания философии социальной работы 21

1.1 Становление и развитие теоретического осмысления феномена социальной работы в западной философии 2!

1.2 Становление и развитие отечественной теории и практики социальной работы 42

1.3 Философские аспекты проблемы соотношения традиций и инноваций в системе социальной работы 63

Глава 2. Содержание понятия «социальная работа»: проблема определения философских оснований и функционально-операционального смысла 77

2.1 Сущность, структура и функции социальной работы 77

2.2 Осмысление философских оснований социальной работы как вида деятельности 107

2.3 Систематизация методологических подходов к определению категории «трудная жизненная ситуация» в теории и практике социальной работы 123

2.4 Субстратный анализ категориальной структуры философской теории социальной работы 136

Глава 3. Основания философии социальной работы в сфере синергетическои методологической парадигмы, в области естественного права и нравственных отношений 163

3.1 Синергетические основания социальной работы 163

3.2 Телеологическое обоснование социальной работы 180

3.3 Детерминанты социальной работы в сфере естественного права и нравственности 213

Глава 4. Социальная работа в системе общественных отношений 237

4.1 Социальная работа в системе социальной безопасности общества 237

4.2 Социальная работа и гражданское общество 247

4.3 Социальная работа и культура 264

Заключение 296

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при резких изменениях характера и форм общественных отношений, происходит ломка привычных стереотипов жизненного опыта людей, в результате чего, многие из них утрачивают свой социальный статус и жизненные перспективы. Серьезные трудности, продуцируемые стихийным, рыночным развитием, ведут к росту социальной напряженности и порождают социальные проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Данные факторы обусловливают необходимость и значимость широкого развертывания социальной работы как особого вида деятельности общества и государства. Однако, данный процесс не получает должного развития из-за отсутствия в теории и практике социальной работы в России ясного концептуального понимания специфики характерного для нее субъектно-объектного взаимодействия, места и роли социальной работы в системе общественных отношений, её телеологического и аксиологического обоснования.

Быстро прогрессирующая практика социальной работы настоятельно требует перехода от феноменологического описания к ее глубокому научному осмыслению и систематизации, к опережающему теоретизированию. При решении этой задачи не обойтись без философско-мировоззренческих и методологических обобщений.

В современной практике социальной работы широко используется понятийно-категориальный аппарат, заимствованный из различных наук - психологии, социологии, медицины и др., что часто ведет к подмене смысла используемых терминов, неоднозначности их понимания, проблеме их когерируемости. Подобное положение настоятельно требует разработки единого универсального языка описания, создания четкой системы понятий и категорий, что невозможно осуществить без философского концептуального осмысления. Следует констатировать, что в научной литературе эта задача далека от своего разрешения.

Особая значимость проведенного диссертационного исследования обусловлена тем, что теория и практика социальной работы непосредственно связана с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами, между личностью, обществом и государством. Данный вид социальной деятельности направлен на реализацию процесса социализации человека, на совершенствование общественных отношений, на проведение в жизнь идей гуманизма и справедливости. Через осмысление и развитие этих идей осуществляется непосредственная связь социальной работы с философской проблематикой.

Особую актуальность теме исследования придает то, что российская практика социальной работы испытывает серьезные системные трудности. Они связанны с проблемой общего снижения уровня социальной защищенности населения; недостаточным государственном финансировании системы социальной работы; в тенденции неограниченной коммерциализации всех сфер жизнедеятельности общества, не учитывающей реальные материальные возможности населения.

Важной концептуальной основой подобных негативных факторов выступает стремление некритически заимствовать чужой, часто менее эффективный, опыт организации социальной работы западных стран (прежде всего США), представляющийся реформаторам привлекательным в силу кардинального сокращения участия государства в регулировании системы социальной работы. Подобная ситуация обусловливает особую актуальность теоретического осмысления проблемы соотношения традиций и инноваций в сфере теории и практики социальной работы.

Степень разработанности темы. Теоретические проблемы социальной работы в ХХ веке решались многими зарубежными философами, социологами, психологами, специалистами других отраслей гуманитарного знания. Можно отметить большую значимость для становления теории социальной работы как науки трудов М.Ричмонд, К.Левина, Дж.Хоуманса, А.Зандера. Дальнейшее развитие эта теория нашла в работах таких исследователей, как М.П.Фоллетт, Ф.Селзник, Р.Мертонг, М.Залд, Е.Гоффман, Р.Кантер и др. Их исследования в своем теоретическом и методологическом обосновании апеллировали к определенным философским концепциям – позитивистским, антропологическим, экзистенциальным, феноменологическим, культурологическим и т.п. Это позволило глубже понять сущность отдельных аспектов социальной работы, ее функций и методов, но целостного, системного философского осмысления данного социального феномена достигнуто не было.

Отечественная практика социальной работы обладает существенной спецификой в сравнении с зарубежным опытом, что требует и специфических философских подходов.

Изучением особенностей развития и становления социальной работы как самостоятельной научной отрасли, занимаются ведущие российские исследователи, такие как С.А.Беличева, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, С.В.Дармодехин, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, Э.Ш.Камалдинова, В.В.Колков, И.М.Лаврененко, А.И.Ляшенко, А.В.Мартыненко, В.П.Мошняга, В.А.Никитин, А.М.Панов, П.Д.Павленок, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий, А.Б.Тугаров, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, В.Н.Ярская.

В отечественной науке большое внимание уделяется исследованию теории и практики социальной работы. Среди работ, посвященных этой тематике можно выделить труды В.Альперович, С.А.Беличевой, Л.К.Грачева, С.И.Григорьева, И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, Н.С.Данакина, В.В.Колкова, О.С.Лебединской, Г.П.Отюцкого, П.Д.Павленка, А.С.Сорвиной, С.В.Тетерского, Е.И.Холостовой, Т.В.Шеляг, Н.П.Щукиной и многих других ученых. В их исследованиях раскрываются важные теоретические основы практики социальной работы, обозначаются нерешенные концептуальные проблемы, требующие своего философского осмысления.

Научно-методические аспекты психосоциальной работы, её содержание и методика, влияние психологических теорий на разработку и развитие моделей практической социальной работы представлены в работах М.В.Фирсова, Б.Ю.Шапиро, Л.В.Сафроновой, В.Б.Никишиной, Т.Д.Василенко.

Следует отметить, что специальных философских исследований, посвященных изучению именно социальной работы, очень мало, тем не менее, в трудах многих авторов присутствуют теоретико-методологические моменты, касающиеся познания философских оснований той формы общественных отношений, которая соответствует деятельности по оказанию социальной помощи.

Весьма плодотворным для осмысления природы социального служения являются работы религиозных философов конца XIX — начала XX вв., сделавших попытку раскрыть социальный смысл мотивов милосердия и благотворительности. Наиболее заметное место среди представителей этого направления принадлежит В.С.Соловьёву, В.В.Розанову, С.Н.Булгакову, П.А.Флоренскому, ориентировавшимся на искоренение в мире социальной несправедливости, деяний зла и общественных пороков путём осуществления милосердия и благотворительности через принципы христианского учения.

Фундаментальный анализ сущностных характеристик социального служения в аспекте морального обоснования религии в целом, представлен в трудах выдающихся западных авторов конца XIX — начала XX вв.: К.Тиле, Г.Зибека, М.Вебера, П.Тиллиха, А.Швейцера, Э.Трёльча, М.Бубера. Философский анализ основ социальной деятельности церкви содержится в исследованиях немецкого историка и философа А.Гарнака.

Концептуальный подход к объективному изучению и поиску основ интеграции светских концепций социальной работы и концепций социального служения религиозных организаций осуществили М.П.Мчедлов, В.В.Горбунов, В.Л.Вихнович, С.В.Зуев, Б.У.Китинов, С.В.Медведенко, А.А.Нуруллаев, Э.Г.Филимонов, Е.С.Элбаякян, Е.В.Мачалов, Ф.А.Айязитов. Проблема социального служения религиозных конфессий через призму специфических особенностей светской социальной работы была актуализирована в работах отечественных авторов: Е.И.Холостовой, В.И.Курбатова, В.С.Брежнева, С.В.Тетерского, М.В.Фирсова, В.Н.Ярской и др.

Немаловажное значение для понимания оснований социальной работы в сфере индивидуального и общественного сознания имеют иррационалистические философские концепции, среди которых особо следует выделить философию Ф.Ницше (оперирование понятиями упадка и избытка жизни, исследование воли к власти для объяснения морали сочувствия и сверхчеловеческой морали) и «экзистенциалистов» Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса (коллизии «пограничной ситуации», конечности «бытия-к-смерти», одиночества и «заброшенности» в мир как экзистенциальные координаты оказания социальной помощи).

Должное обоснование симбиоза в животном мире получено в работах П.Кропоткина. Ценность его трудов в том, что в них содержится своеобразная попытка распространить на человеческое общество «закон взаимопомощи» животных, выделяемый в качестве противовеса дарвинистскому закону борьбы за существование.

Исследование социальной помощи в контексте диалектики производственных сил и производственных отношений, социально-экономических связей индивидов и раскрытия противоречий капиталистического общества было предпринято учёными, стоявшими у истоков марксизма как широкого философского течения и особого мировоззрения (К.Маркс, Ф.Энгельс, П.Лафарг, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, А.Грамши и др.).

В советской и российской философии следует выделить исследования, имеющие большое методологическое значение для изучения антропологических, методологических, телеологических и аксиологических философских оснований социальной работы. В этой связи, следует отметить работы Э.В.Ильенкова, Т.И.Ойзермана, И.С.Нарского, М.К.Мамардашвили, Е.И.Холостовой, В.И.Стрельченко, В.В.Балахонского, А.А.Королькова, А.А.Грякалова, Ю.И.Ефимова, К.В.Султанова, И.Б.Романенко, В.В.Гречаного, А.Б.Тугарова и других философов.

Внимание смежным с философией областям исследования, касающихся социальной работы, уделяется в трудах Е.Ярской-Смирновой, Л.Топчий, П.Павленок, Р.Дж.Эстеса и др. учёных. Основные направления современных исследований касаются проблем морали и нравственности в индустриальном и постиндустриальном обществе, толерантности и ксенофобии, роли социальной работы в развитии общества и снижении нравственности, подготовки специалистов по оказанию социальной помощи, философских аспектов использования технологического подхода в практике разрешения трудных жизненных ситуаций. Работы западных теоретиков Л.Шульмана, У.Шварца, Дж.Тафт, А.Минахен представляют интерес в связи с разработкой положений функциональной школы социальной работы, которая усматривает базис социальной помощи именно в природе общественного отношения.

Следует отметить, что, несмотря на внимание, проявленное в научных изданиях к теоретическим проблемам социальной работы, многие их аспекты продолжают оставаться недостаточно разработанными и содержат немало спорных вопросов.

Наиболее дискуссионными и неразработанными в данной области являются: проблема определения специфики субъектно-объектных отношений в теории и практике социальной работы; проблема философско-мировоззренческого осмысления сущности, структуры и функций социальной работы, определения её места в системе общественных отношений; проблема философско-методологических оснований теории социальной работы; проблема соотношения традиций и инноваций в системе социальной работы.

Теоретически нерешенной в современной научной литературе остается проблема определения возможностей и перспективных тенденций развития современной системы социальной работы в России

Следует отметить отсутствие работ, непосредственно ориентированных на создание обобщенной философской теории социальной работы.

Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение отдельные аспекты, связанные с проблематикой диссертационной работы, что позволяет осуществить намеченное исследование. Вместе с тем, необходимо указать, что целостного философского изучения мировоззренческих оснований социальной работы еще не дано в научной литературе.

Объектом исследования выступает теория и практика социальной работы в обществе.

Предметом исследования является система философско-мировоззренческих (метафизических, диалектических, позитивистских, антропологических, феноменологических, экзистенциальных, цивилизационных, культурологических и т.п.), нравственно-правовых и социокультурных оснований социальной работы.

В основе осуществления диссертационного исследования лежат следующие научные методы: субстратный, структурно-функциональный, системный, синергетический и вариативно-моделирующий. Исследование строится на принципах единства теории и практики, исторического и логического, принципе междисциплинарного анализа категорий.

Целью диссертации является изучение и теоретическая систематизация философско-мировоззренческих оснований социальной работы.

Реализация данной цели достигается через решение следующих познавательных задач:

  1. Изучить процесс становления и развития теоретического осмысления феномена социальной работы в западной и отечественной философии.

  2. Дать философско-мировоззренческое осмысление сущности, структуры и функций социальной работы, определить её место в системе общественных отношений.

  3. Решить проблему философско-мировоззренческих оснований и функционально-операционального смысла социальной работы.

  4. Осуществить субстратный анализ категориальной структуры философской теории социальной работы.

  5. Выяснить философские аспекты проблемы соотношения традиций и инноваций в системе социальной работы.

  6. Исследовать специфику синергетических, естественноправовых и нравственных оснований социальной работы.

  7. Определить возможности и перспективные тенденции развития современной системы социальной работы в России.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. Разработаны основы нового направления философского познания – философии социальной работы. В диссертации раскрыта суть и мировоззренческая специфика этого направления, его основополагающие принципы и эвристические функции. Показано, что философия социальной работы представляет собой специальное направление философских исследований, направленное на раскрытие наиболее общих онтологических, гносеологических, методологических, антропологических и социальных закономерностей теории и практики социальной работы.

  2. Осуществлен комплексный сравнительный анализ различных подходов к пониманию сущности социальной работы, представленных в западной и отечественной философии, позволяющий выявить наиболее дискуссионные проблемы философской теории социальной работы, которые и определили круг вопросов, рассматриваемых в диссертации.

  3. Выявлены теоретические подходы к решению проблемы определения философско-мировоззренческих, нравственно-правовых и социокультурных оснований и функционально-операционального смысла социальной работы. В диссертации излагается авторская концепция сущности, структуры и функций социальной работы. Обосновано положение о том, что сфера действия социальной работы постоянно расширяется, ее объект по своему объему практически приближается ко всему населению конкретной страны, а сама социальная работа приобретает значение глобального базового процесса организации жизни человеческого общества в начале XXI века. Установлено, что понятие «социальная работа» обозначает специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня материальной, социальной и культурной жизни населения.

  4. Произведен субстратный анализ категориально-понятийной структуры философской теории социальной работы. Показано, что социальная работа выступает одной из форм социальной деятельности, охватывающей лишь те её виды, которые направлены на обеспечение определенного уровня жизни и социальной активности наименее защищенных слоев населения. Выяснено, что социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Понятия «социальная помощь», «социальная защита» и «социальное обеспечение» раскрывают отдельные аспекты социальной работы, при помощи которых достигается главная цель данной формы деятельности.

  5. Раскрыты основания философии социальной работы в сфере синергетической методологической парадигмы, в области естественного права и нравственных отношений. Показано, что применение синергетического метода к изучению данного социального феномена открывает возможности для анализа воздействия случайных факторов в развитии общества на теорию и практику социальной работы. Обосновывается положение о том, что тесная связь правовой и нравственной детерминации социальной работы делает необходимым требование морального измерения правовых норм, в том числе непосредственно регламентирующих функционирование системы социальной работы общества.

  6. Выдвинута и обоснована концепция социальной справедливости как аттрактора социальной работы. Показано, что нарушение принципа социальной справедливости играет роль, сходную с нарушением законности, поскольку правовое регулирование социальной работы должно быть ориентировано на поддержание справедливости, а сама справедливость выступает важной основой легитимации права.

  7. Определены возможности и перспективные тенденции развития современной системы социальной работы в России. Предложена комплексная теоретическая модель социальной работы, основанная на изучении особенностей взаимодействия коллективистских традиций, сложившихся в советский период, и новаторско-творческих начал, представленных в современных теориях.

В диссертации выносятся на защиту следующие основные положения:

  1. На современном этапе развития теории социальной работы назрела необходимость формирования нового направления философского познания – философии социальной работы, представляющей собой пограничную область философских исследований, смысл которой состоит в применении философской методологии для изучения конкретного общественного феномена – социальной работы, в единстве составляющих её организационных, правовых, экономических, политических, психологических, воспитательных, охранительных, посреднических, медицинских и прочих компонентов. Важнейшими философско-мировоззренческими основаниями теории и практики социальной работы выступают метафизическая, диалектическая, позитивистская, антропологическая, феноменологическая, экзистенциальная, цивилизационная и культурологическая философские парадигмы и методологические установки, теоретический синтез компонентов которых, должен применяться для решения многообразных задач познания изучаемого явления.

  2. Сущность социальной работы состоит в проведении специфической формы государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной и материальной жизни людей и создания достаточных оснований для реализации их социальной активности. Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение, позволяющие эффективно реализовать социально-политическую, социализирующую, защитительно-посредническую и воспитательную функции данного вида социальной деятельности, направленные на воплощение принципа социальной справедливости.

  3. В истории социальной работы прослеживается закономерность постоянного расширения её объекта. Эта тенденция по мере развития общества и усиления в мире глобализационных процессов, порождающих ломку традиционных основ социального бытия конкретных обществ, может привести к совпадению объекта социальной работы общества со всем населением конкретной страны.

  4. Важной особенностью системы социальной работы является уменьшение степени субъективно-личностной реализации этого вида социальной деятельности, по мере восхождения от первичных организационных структур районного уровня к уровням городским, областным, региональным и, далее, к уровню государства в целом. На низовых уровнях организационной структуры системы социальной работы механизм ее реализации состоит в деятельности профессионалов-исполнителей (социальных работников). На более высоких уровнях организационной структуры, по мере восхождения к уровню государства, как субъекта социальной деятельности, социальная работа начинает реализоваться через соответствующую государственную политику и систему правовой регуляции жизни общества.

  5. Ведущим аттрактором системы социальной работы является определенное понимание социальной справедливости, заложенное в правовых и нравственных основах общества. Социальная справедливость является одним из главных интегративных принципов организации социума, охватывающим ее нравственные и правовые аспекты, состоящим в аксиологическом осмыслении социально-политических, экономических и идеологических отношений социальных субъектов и основывающимся на социокультурной традиции.

  6. Основой категориальной структуры философской теории социальной работы выступает категория «трудная жизненная ситуация», обозначающая систему обстоятельств, детерминирующую негативные тенденции в качественной определенности жизнедеятельности социального субъекта, которые он не может преодолеть самостоятельно социально приемлемыми способами. Важнейшими субстратными компонентами категориальной структуры философской теории социальной работы выступают категории – социализация, социальная защита, социальная реабилитация, социальная адаптация и социальная профилактика.

  7. Развитие современной системы социальной работы в России видится в единстве трех основных тенденций: возвращение к положительным моментам дореволюционного (1917 года) периода социальной работы, бережное сохранение достижений советского времени и учет и тщательная адаптация к нашим социокультурным условиям опыта социальной работы зарубежных стран.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны основы нового направления философского познания – философии социальной работы, теоретически осмыслена сущность и специфика этого философского направления, его основополагающие принципы и эвристические функции; раскрыты синергетические, естественноправовые и нравственные основания социальной работы. Сформулирована авторская концепция социальной справедливости как аттрактора социальной работы.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его ориентацией на методологическую помощь социальным работникам в понимании природы и функций, принципов, способов и задач проведения социальной работы. Рассматриваемые в диссертационной работе проблемы являются методологически значимыми не только для системы социальной работы, функционирующей в обществе, но и для выработки адекватной общественным реалиям социальной политики государства. Выводы диссертации способны оказать практическую помощь в определении возможностей и перспективных тенденций развития современной системы социальной работы в России.

Кроме того, изложенные результаты исследования могут быть использованы в учебном плане при чтении вузовских общих и специальных курсов по философии, социальной философии и теории социальной работы.

Апробация работы. Основные идеи диссертации получили апробацию на заседаниях кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. По материалам диссертационного исследования издана монография «Философские основания теории и практики социальной работы» (СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2009).

Апробация предварительных результатов представленного в диссертации исследования происходила на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных конференциях и конгрессах, важнейшими из которых являются:

Всероссийская научно-практическая конференция «Вуз и школа: новые направления взаимодействия» (г. Пенза, апрель 1995, 1996);

Межрегиональная научно-практическая конференция «Регионализация образования: проблемы, поиски, перспективы» (г. Пенза, декабрь 1996);

Международная научно-практическая конференция «Социально-экономический кризис в России. Проблемы и перспективы развития» (г. Пенза, ноябрь 1999);

II, IV Всероссийская научно-практическая конференция «Артёмовские чтения» (г. Пенза, 2006, 2008);

Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы философии образования» (СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, апрель 2006);

ХIII Международная научная конференция «Ребёнок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги» (СПб., апрель 2006);

Международная научная конференция «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» (СПб., апрель 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, БелГУ, апрель 2008);

Всероссийская научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы философии истории» (СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, май 2008);

III Всероссийская научная конференция «Проблемы философского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки» (г. Пенза, май 2008);

Всероссийская научная конференция «Россия: путь к социальному государству» (г. Москва, июнь 2008);

Международная конференция «Социализация личности в глобальном мире» (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, апрель 2009);

V Международна научна практична конференция «Найновите научни постижения – 2009» (София, март 2009);

The 9th Conference of European Sociological Association in Lisbon, Portugal (September, 2-5, 2009);

Международная научно-практической конференции «Проблема социальной напряженности» (5-6 июня 2010 года. Пенза – Ереван – Прага);

XVII Международная конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства» (СПб., апрель 2010);

XVIII Международная конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» (СПб., апрель 2011).

Различные аспекты темы исследования раскрывались автором на интернет-конференции в Приволжском представительстве «Российской газеты» по теме: «Проблемы профилактики наркомании среди подростков и молодёжи» (г. Нижний Новгород, 2 июня 2006); на телевизионном антинаркотическом проекте «Остановим наркоагрессию» в программе цикла передач антинаркотической направленности по теме: «Проблемы и пути решения вопросов профилактики среди подростков и молодёжи», организованной ГТРК «Нижний Н» (канал «НРТ») совместно с УПФО1 Департамента ФСКН РФ при информационной поддержке Российской газеты и творческого объединения «Территория закона» в рамках общественно-информационной программы «Открытый разговор» (г. Нижний Новгород, 2 июня 2006); на открытом семинаре-совещании руководителей аппаратов антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе (07-08 декабря 2010 г., г. Пенза).

Отдельные фрагменты работы использованы при разработке и чтении курсов «Технология социальной работы» и «Содержание и методика психосоциальной работы» для студентов ПГПУ им. В.Г. Белинского и курса «Теоретико-методологические основы технологии социальной работы» для магистрантов.

Автор участвовал в проведении региональных исследований по проекту 3.2.1/4976 «Разработка организационных, нормативно-правовых основ управленческого межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2010 годы)”; участвовал в проведении исследований по проекту 6-16-1 «Подготовка и проведение межрегионального семинара-совещания организаторов возрождения всероссийского тимуровского движения» государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Государственный контракт от 19 ноября 2010 г. № 06.770.13.0047; участвовал в исследовании Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Направление «Философские науки, социологические науки и культурология» по проблеме «Социокультурная детерминация процесса адаптации детей в трудной жизненной ситуации». № П436 от 12 мая 2010 г.

Под научным руководством автора конкурсная работа студентки 5 курса факультета социологии и социальной работы ПГПУ им. В.Г. Белинского Тощевой Анны Владимировны на тему: «Изучение роли социальной работы общественных объединений в профилактике наркозависимости среди несовершеннолетних» заняла 1 место на V Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (2009).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (13 мая 2011 года, протокол № 8).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих тринадцать параграфов, заключения, списка литературы и пяти приложений. Общий объём диссертации 349 страниц, из них основного текста 300 страниц. Список цитированной и использованной литературы включает 258 названий, в том числе 19 иностранных.

Становление и развитие отечественной теории и практики социальной работы

В западной научной литературе по социальной работе часто связывают ее формирование на профессиональном уровне с концом XIX века, когда благотворительные организации начали поиск моделей систематической работы со своими подопечными. Как указывает известный английский специалист по социальной работе Теодор Шанин, благотворительные организации, к которым в этот период относились дома для эмигрантов, пансионы для неимущих стали школой подготовки социальных работников.

В процессе осмысления обществами благотворительности целей и перспектив своей деятельности, в сознании западных теоретиков социальной работы генерировалась важная и плодотворная мысль о том, что просто деятельность по оказанию помощи в больших масштабах для бедных и неимущих не способна принести ощутимые плоды, поскольку направлена не на искоренение причин, порождающих массовую бедность, а лишь на некоторое поверхностное снятие ее наиболее очевидных и неприглядных проявлений. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин самой бедности.

Ориентация социальной работы на устранение социальных условий, порождающих в обществе массовую бедность, соответствует принципу социальной справедливости, но в рамках американской модели научной благотворительности, исходившей из идеологии либерализма, стремление улучшить жизнь беднейших слоев населения, защитить их право на человеческое существование и достоинство, право на отдых и социальное обеспечение в старости, сводилось, главным образом, к частной филантропии и деятельности общественных организаций. О серьезной государственной политике, направленной на решение острых социальных противоречий, вопрос не ставился.

Идеологи благотворительности как формы осуществления социальной работы полагали, что оказывающие помощь должны приспосабливать свои действия к существующей социальной ситуации и выдвигали три важных принципа организации социальной работы - принципы рациональности, систематичности и практической ориентации своей деятельности. Практическая ориентация социальной работы строилась в то время по следующим основным направлениям: 1) изучение условий жизни неблагополучных семей; 2) социальная работа в медицине; 3) социальная работа в школе; 4) социальная психиатрия . Выделение данных областей практической социальной работы представляется теоретически значимым, поскольку отражает осознание важной тенденции в понимании сущности социальной работы - её многогранность и стремление к воздействию на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной и материальной жизни людей. В теории социальной работы того времени от внимания исследователей ускользала её специфика, было непонятно чем деятельность социального работника отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей?

Ответит на этот вопрос, исследователи пытались искать в присущей социальной работе ценностной основе включенности в благотворительность, в вере в бескорыстие, деятельности на общественных началах и т.п.

Изучая специфику социальной работы, М. Ричмонд разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми. Сущность подобной деятельности понималась ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.

Практика социальной работы с клиентами и сейчас составляет значимую часть профессиональной социальной работы, но в начале XX века, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с клиентами, заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был доминирующим.

Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и его социального положения. Социальная помощь - это комплекс мер, в результате которых должен измениться клиент и его социальное окружение. Согласно концепции автора, вмешательство («интер венции» в ее терминологии) со стороны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами.

Под этим термином «директивное лечение» исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые включают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискуссия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, честность, участливость1.

«Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

Мери Ричмонд описывает теоретические и методологические установки, лежащие в основах индивидуальной социальной работы. Автор намечает определенную последовательность действий, как процедуру, подчиненную определенной логике. Главная задача данной процедуры - формирование у клиента объективной картины социальной ситуации, в которой он находится, и адекватного осмысления личностных и социальных отношений в социальных институтах и обществе в целом, осложняющих его жизнь.

Философские аспекты проблемы соотношения традиций и инноваций в системе социальной работы

Методологически ключевым в раскрытии диалектики традиций и инноваций в социальной работе является осмысление соотношения понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», а также понятий «новое» и «старое».

Думается, что критерием разграничения указанных понятий может служить смена социального времени, в субстанциально-определяющем аспекте его значения. В таком понимании «время» выступает в качестве обобщенной характеристики всех форм жизнедеятельности общественных субъектов конкретной исторической ситуации или эпохи. Это понятие охватывает социальные отношения, обычаи, традиции, нравы, типичные черты социально-исторической психологии. Соответственно, к прошлому будет относиться то, что отражает качественную определенность форм жизнедеятельности социальных субъектов иного (по отношению к настоящему и будущему) исторического времени.

В этом смысле, в одно и то же календарное время могут сосуществовать явления и процессы, относящиеся как к прошлому, так и к настоящему и будущему, что является отражением механизма преемственности и последовательности социального движения.

Соотношение понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее» раскрывает не только последовательную смену парадигм социальной работы, их инновационный характер, но и сохранение традиционности в их разви тии. Эти понятия оттеняют временной аспект социокультурной детерминации социальной работы.

Более четко момент инновационности, разрыва традиций проявляется в соотношении понятий «старое» и «новое».

В обыденном словоупотреблении под новым понимается все, что отличает сегодняшнее от прошлого. В философском смысле новое - это то, что обладает возможностью дальнейшего развития, то есть то, что имеет будущее. Соответственно, старое - это то, что неспособно к развитию, исчерпало свой потенциал, а потому не имеет будущего.

С новым и старым, как состояниями теории и практики социальной работы, неразрывно связано не только понятие отрицания, но и понятие преемственности. Новое отрицает старое, но вместе с тем сохраняет известную преемственность по отношению к нему, благодаря чему и сохраняется непрерывность социокультурной деятельности. В процессе осуществления социальной работы новое конкретизируется в понятии «инновация», а аспект преемственности диалектики старого и нового раскрывается в понятии «традиция».

Традиция - это социальная форма передачи человеческого опыта. Она представляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развития культуры, когда старое переходит в новое и продолжает существовать в нем, в снятом виде, способствуя его дальнейшему развитию.

В социокультурном процессе традиция выполняет следующие основные функции: 1) стабилизации определенных социальных связей и отношений; 2) аккумулирования и транслирования достижений предшествующих поколений (норм, ценностей, идеалов, правил и т.д.); 3) обоснования легитимности существования чего-либо (ссылка на традицию рассматривается как один из источников законности); 4) выражения коллективной идентичности (традиция усиливает чувства общих корней, принадлежности и верности нации, сообществу, группе, государству); 5) компенсации психологической неудовлетворенности субъекта (соотнесение действительности с традицией должно помогать пережить разочарование, смягчать неудовлетворенность повседневным существованием). Обобщая предпринятый категориально-понятийный и функциональный анализ, можно сделать следующий вывод о диалектике традиции и инновации в системе социальной работы: 1) традиция служит основой возникновения и способом дальнейшей интеграции инновации в социокультурную систему; 2) инновация выступает источником развития традиции, средством ее коррекции, позволяющим снимать противоречие между традицией и изменяющейся социокультурной средой ее существования; 3) само выделение инновации имеет смысл только по отношению к традиции, а, по мере апробации и распространения, инновация получает статус традиции. Методологически значимым для понимания диалектики традиции и инновации в системе социальной работы является синергетический подход к ее анализу.

Синергетика представляет собой метод познания сложных систем через раскрытие механизма их самоорганизации как целенаправленного накопления и структурализации информации, происходящих в открытой неравновесной системе путем адаптации к внешним воздействиям. Представление о бифуркационных состояниях сложноорганизованных систем применимо и к осмыслению системы социальной работы, оно связано с выявлением кризисных ситуаций, порождающих необходимость выбора, который и определяет дальнейшее направление развития. Значительный вклад в разработку этих проблем уже внес экзистенциализм. Синергетика же дает их общедоступное обоснование и обогащает философию социальной работы теоретическими представлениями о роли кризисных ситуаций в существовании человека, их влиянии на процесс становления и развития личности, на диалектику старого и нового, традиций и инноваций в социальной политике государства и существующей в обществе системе социальной деятельности.

Применение синергетического подхода к анализу традиций и инноваций в социальной работе требует реализации следующих познавательных задач:

1. Определение соотношения цели, способов и средств осуществле ния социальной работы с реальными условиями жизнедеятельности насе ления, и особенно его наименее социально защищенных слоев. Практика социальной работы только тогда даст наибольший эффект, когда она будет носить характер, резонирующий со сложившейся социокультурной средой, а также с ценностными ориентациями, разделяемыми большинством лю дей данного общества. В случае несоответствия системы социальной рабо ты существующей социокультурной среде противоречие между ними раз решается посредством необходимых инноваций, направленных на измене ние и улучшение теории и практики социальной работы.

2. Дифференциация и учет двух взаимосвязанных составляющих процесса самоорганизации системы социальной работы, который склады вается из детерминированного процесса саморегуляции, предполагающего отбор соответствующих инноваций, и процесса саморазвития, основанного на свободном целесообразном усовершенствовании системы, допускающем любые инновации.

3. Выявление ведущего авторегулятора самоорганизации системы социальной работы. Выяснение сложного и противоречивого характера социального развития постсоветских республик дает основание констатировать несоответствие существующей парадигмы социальной работы складывающейся социокультурной среде. Наиболее явно это проявляется в сфере социальной защиты населения.

Систематизация методологических подходов к определению категории «трудная жизненная ситуация» в теории и практике социальной работы

Представляется возможным, сгруппировать основные подходы к пониманию категории «трудная жизненная ситуация», представленные в научной литературе, а затем рассмотреть подробнее некоторые из них в отдельности.

Во-первых, трудная жизненная ситуация как явление социальной жизни человека требует своего обоснования относительно других схожих явлений, прежде всего социальных проблем. В значительной части научных работ термины «проблема» и «трудная жизненная ситуация» обычно отождествляются в двух смыслах.

С одной стороны, нередко утверждается, что трудная ситуация есть частный эмпирический случай определенной общей закономерности - социальной проблемы. С другой стороны, трудная ситуация выступает как несоответствие должного и фактического в жизни человека, в социальном функционировании семьи, то есть выступает в качестве проблемы индивида, которую следует решить. Адекватность использования данного отождествления в любом из вариантов диктуется задачами исследователя: в теории и практике социальной работы иногда полезно и необходимо рассмотрение трудной жизненной ситуации именно как проблемы, то есть с точки зрения противоречия, выраженного в столкновении сознания носителя ситуации с тем, что препятствует удовлетворению его социальных потребностей. И все же категории «ситуация» и «проблема» не равнозначны, особенно когда исследование касается социализации человека, его социальной адаптации и реабилитации в меняющихся условиях.

Идею социальной ситуации как системы взаимосвязанных условий проявления противоречий социализации человека в различных модификациях можно встретить в работах таких ученых как Л. Сафонова, Л. Бурла чук, Е. Коржова, А. Пинкус и А. Минахан, Р. Макмаллин, М. Ричмонд и др. Как справедливо отмечает в своей работе Л. Сафонова1, сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям конкретной социально-культурной ситуации (адаптации) и в то же время обособления (автономизации) он них. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний с его возможностями и реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида как социального существа.

Часто упоминаемый в отечественных публикациях Д. Магнуссон предложил несколько уровней определения ситуации: стимулы (отдельные объекты или действия), эпизоды (особые значимые события, имеющие причину и следствие), ситуации (физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями, восприятие и интерпретация которых придает значение стимулам и эпизодам), окружение (или «settings» - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций), среда (совокупность физических и социальных переменных внешнего мира, всего общества).

Подходы, в которых при определении ситуации акцент ставится на внешних условиях и обстоятельствах, называется объективистскими. Поэтому понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека, в т. ч. несовершеннолетнего, перекликается с такими понятиями, как «социальный эпизод», «социальный случай». Ситуация рассматривается как система ключевых факторов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такого определения придерживаются Л. Фергюссон, В. Мишель, Л. Магнуссон, А. Фарнхейм и М. Аргайл и др.

Согласно другому соизмеримому по важности подходу, ситуация -это, прежде всего, индивидуальная интерпретация человеком внешних обстоятельств. Восприятие и переживание человеком ситуации как раз и составляет категориальную определенность, выразившуюся в термине «жизненность» ситуации1. Данное воззрение близко к традициям феноменологической социологии (Питер Бергер и Томас Лукман «Социальное конструирование реальности») и социально-психологической мысли (Л. Ф. Бур-лачук, Н. В. Гришина, А. В. Филиппов).

Таким образом, можно выделить два общеметодологических подхода к изучению ситуаций вообще и трудных жизненных ситуаций в частности: субъективистский и объективистский.

В рамках данных подходов социология, психология и теория социальной работы уделяют внимание трудной жизненной ситуации в соответствии со своими исследовательскими задачами.

Так, теоретики психологии, например, отмечают, что «любая трудная жизненная ситуация характеризуется рядом феноменологических показателей: 1. Возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации, необходимость его адаптации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации. 2. Неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения. 3. Нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.). 4. Размыкается круг привычного общения. 5. Оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом»1. Теоретики социальной работы, в частности классики данного направления исследований, Аллен Пинкус и Анна Минахан в своем труде «Практика социальной работы (формы и методы)» отмечают: «Оценка проблемы, с которой социальному работнику предстоит иметь дело, помогает лучше понять и индивидуализировать ситуацию, выделить и анализи-ровать факторы , относящиеся непосредственно к данному случаю» .

Сегодня подход к анализу социализации как череды ситуаций, в том числе и трудных, требующих специальной диагностики, признается большинством российских ученых (Л. И. Анциферова, Л. Ф. Бурлачук, Н. В. Гришина, Ю. Н. Емельянов, Е. В. Коржова, С. В. Ковалев, А. В. Филиппов) и их зарубежных коллег (М. Аргайл, А. Фернхем, Дж. Грахам). Но в начале прошлого века этот подход представлял собой подлинный прорыв в теории социальной работы.

Детерминанты социальной работы в сфере естественного права и нравственности

Представляется возможным, сгруппировать основные подходы к пониманию категории «трудная жизненная ситуация», представленные в научной литературе, а затем рассмотреть подробнее некоторые из них в отдельности.

Во-первых, трудная жизненная ситуация как явление социальной жизни человека требует своего обоснования относительно других схожих явлений, прежде всего социальных проблем. В значительной части научных работ термины «проблема» и «трудная жизненная ситуация» обычно отождествляются в двух смыслах.

С одной стороны, нередко утверждается, что трудная ситуация есть частный эмпирический случай определенной общей закономерности - социальной проблемы. С другой стороны, трудная ситуация выступает как несоответствие должного и фактического в жизни человека, в социальном функционировании семьи, то есть выступает в качестве проблемы индивида, которую следует решить. Адекватность использования данного отождествления в любом из вариантов диктуется задачами исследователя: в теории и практике социальной работы иногда полезно и необходимо рассмотрение трудной жизненной ситуации именно как проблемы, то есть с точки зрения противоречия, выраженного в столкновении сознания носителя ситуации с тем, что препятствует удовлетворению его социальных потребностей. И все же категории «ситуация» и «проблема» не равнозначны, особенно когда исследование касается социализации человека, его социальной адаптации и реабилитации в меняющихся условиях.

Идею социальной ситуации как системы взаимосвязанных условий проявления противоречий социализации человека в различных модификациях можно встретить в работах таких ученых как Л. Сафонова, Л. Бурла чук, Е. Коржова, А. Пинкус и А. Минахан, Р. Макмаллин, М. Ричмонд и др. Как справедливо отмечает в своей работе Л. Сафонова1, сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям конкретной социально-культурной ситуации (адаптации) и в то же время обособления (автономизации) он них. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний с его возможностями и реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида как социального существа.

Часто упоминаемый в отечественных публикациях Д. Магнуссон предложил несколько уровней определения ситуации: стимулы (отдельные объекты или действия), эпизоды (особые значимые события, имеющие причину и следствие), ситуации (физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями, восприятие и интерпретация которых придает значение стимулам и эпизодам), окружение (или «settings» - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций), среда (совокупность физических и социальных переменных внешнего мира, всего общества).

Подходы, в которых при определении ситуации акцент ставится на внешних условиях и обстоятельствах, называется объективистскими. Поэтому понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека, в т. ч. несовершеннолетнего, перекликается с такими понятиями, как «социальный эпизод», «социальный случай». Ситуация рассматривается как система ключевых факторов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такого определения придерживаются Л. Фергюссон, В. Мишель, Л. Магнуссон, А. Фарнхейм и М. Аргайл и др.

Согласно другому соизмеримому по важности подходу, ситуация -это, прежде всего, индивидуальная интерпретация человеком внешних обстоятельств. Восприятие и переживание человеком ситуации как раз и составляет категориальную определенность, выразившуюся в термине «жизненность» ситуации1. Данное воззрение близко к традициям феноменологической социологии (Питер Бергер и Томас Лукман «Социальное конструирование реальности») и социально-психологической мысли (Л. Ф. Бур-лачук, Н. В. Гришина, А. В. Филиппов).

Таким образом, можно выделить два общеметодологических подхода к изучению ситуаций вообще и трудных жизненных ситуаций в частности: субъективистский и объективистский.

В рамках данных подходов социология, психология и теория социальной работы уделяют внимание трудной жизненной ситуации в соответствии со своими исследовательскими задачами.

Так, теоретики психологии, например, отмечают, что «любая трудная жизненная ситуация характеризуется рядом феноменологических показателей: 1. Возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации, необходимость его адаптации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации. 2. Неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения. 3. Нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.). 4. Размыкается круг привычного общения. 5. Оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом»1. Теоретики социальной работы, в частности классики данного направления исследований, Аллен Пинкус и Анна Минахан в своем труде «Практика социальной работы (формы и методы)» отмечают: «Оценка проблемы, с которой социальному работнику предстоит иметь дело, помогает лучше понять и индивидуализировать ситуацию, выделить и анализи-ровать факторы , относящиеся непосредственно к данному случаю» .

Сегодня подход к анализу социализации как череды ситуаций, в том числе и трудных, требующих специальной диагностики, признается большинством российских ученых (Л. И. Анциферова, Л. Ф. Бурлачук, Н. В. Гришина, Ю. Н. Емельянов, Е. В. Коржова, С. В. Ковалев, А. В. Филиппов) и их зарубежных коллег (М. Аргайл, А. Фернхем, Дж. Грахам). Но в начале прошлого века этот подход представлял собой подлинный прорыв в теории социальной работы.

Указанные три важнейших аспекта понимания социального равенства выступают определенными условиями реализации принципа социальной справедливости. Но, если первый и третий аспекты непосредственно связаны с пониманием социальной справедливости, то второй аспект не коррелируется с ним в полном объеме - он предстает, лишь в виде требования соответствия материальных условий существования социального субъекта количеству и качеству его вклада в жизнь социума. Поэтому социальная справедливость может предполагать отношения социального неравенства, в материальном аспекте его интерпретации, но лишь в рамках соответствующих социально обусловленных границ их реализации.

Понятия «социальное равенство» и «социальная справедливость» являются важными качественными характеристиками социальной деятельности, но они отражают разнопорядковые её свойства. Так, понятие «социальное равенство» фиксирует характер существующего общественного положения взаимодействующих социальных субъектов, а понятие «социальная справедливость» раскрывает отношение этого взаимодействия к социальному прогрессу. Социальная справедливость выступает определенной мерой равенства и неравенства, являющегося общественно допустимым и достаточным для осуществления социального прогресса на соответствующем этапе человеческой истории.

В философском энциклопедическом словаре справедливость определяется как «понятие о должном, соответствующее определениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие справедливости содержит в себе требования соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость»1. Как видно из данного определения, категория справедливости является и этической, и правовой,и социально-политической.

Похожие диссертации на Философские основания теории социальной работы