Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе Лебединцева Оксана Евгеньевна

Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе
<
Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебединцева Оксана Евгеньевна. Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Лебединцева Оксана Евгеньевна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2008. - 167 с. РГБ ОД, 61:08-9/208

Введение к работе

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что сегодня, на рубеже тысячелетий, мы являемся свидетелями глобальных изменений в морально-нравственных и духовных ориентациях российского общества Вековые традиции и опыт многонациональной советской культуры последовательно, под давлением не только официальной пропаганды и СМИ, в том числе и западных, но и под влиянием процесса глобализации, «смешения» культур и религий, стали вытесняться из сознания россиян Идет кардинальная перестройка не только материальной, но и духовной сферы, в ходе которой происходит отказ от традиционных духовных ценностей, пересмотр исторического пути государства, внедрение в общественное сознание культа денег, сичы и индивидуализма, призванный уничтожить прежний коллективистский дух российского общества В этих условиях представляется целесообразным детальное исследование эволюции духовных ориентации россиян, а в особенности -российских женщин, традиционно являющихся хранительницами домашнего очага, семейных и национальных традиций, а значит и духовных ценностей общества

После длительной эпохи тотального и воинствующего атеизма главным достижением периода 90-х годов XX века и первого десятилетия нынешнего можно считать открыто прозвучавшее в российской науке, мнение, что религию неправомерно рассматривать только как проявление «темноты», «невежества», «мракобесия», что она также выступает источником культуры, образования, нравственности Возникло стремление дать объективную оценку роли религии в познании мира, общества, в историческом прогрессе Благодаря усилиям многих десятков мыслителей стало возможно получить бесценные материалы, характеризующие религиозное сознание у разных народов на всем протяжении его исторического существования, установить его общие и особенные черты, определить характерные тенденции его развития

Вместе с гем «ренессанс» религии привел и к негативным моментам Образовавшийся после крушения идеологии государственного атеизма вакуум и сегодня, спустя более двух десятилетий, до конца не заполнен Это привело, с одной стороны, к небывалому всплеску религиозности, а с другой - повальному интересу к эзотерическим учениям, мистике, чудесам, паранормальным явлениям, колдовству и магии

В современной России женщины, а не мужчины, как и прежде, составляют основную массу верующих, опору и резерв церкви Это связано с тем, что женщинам принадлежит особая роль в распространении религиозного опыта Часто, даже не осознавая этого, они являются

активными проводниками религиозных знаний и чувств на уровне межличностных отношений, например, в семье, способствуя сохранению и передаче религиозных обрядов из поколения в поколение. Какие традиции будут воспроизводиться в российском обществе- народных суеверий, оккультизма или религиозного гуманизма, зависит не только от юных россиянок, но и тех, кто перешагнул возраст зрелости Без сомнения, на этот процесс влияет множество факторов - политических, экономических, социальных и культурных.

Следовательно, актуадьность темы исследования определяется как внешними (нахождением в некой «точке бифуркации» исторического пути, уверенным возвращением православия в поле русской духовной культуры), так и внутренними причинами (необходимостью восстановить традицию уникальной духовности российской женщины и высоких идеалов ее жизни, единства в понимании феномена религиозного сознания и описании его специфики в российском обществе)

Степень научной разработанности проблемы К понятию «религиозное сознание» исследователи обращаются крайне редко, если и делаются отдельные попытки, то исключительно социологическими методами Несмотря на достаточно частое употребление словосочетания «религиозное сознание» в различных текстах от публицистики до богословских и философских статей и трудов великих мыслителей, оно остается практически неразработанным в качестве философского понятия Предпринимаются лишь более или менее удачные подходы к его точному категориальному определению. Проблему религиозного сознания до сих пор нельзя назвать предметом глубоко изученным Отвлеченные суждения, негативный, а порой и агрессивный настрой атеистического мировосприятия мешали этому изучению, впрочем, как и откровенные религиозные симпатии

Между религиозным и атеистическим мировоззрением на протяжении тысячелетий ведется непримиримая борьба Очень наглядно это можно проследить на высказываниях таких непримиримых оппонентов, как - со стороны религии - Б. Паскаля, так и - со стороны атеизма - Д Дидро В данной работе мы обращались и к трудам выдающихся мыслителей из противоположного лагеря - атеистов, таких, как. Демокрит, Протагор, Горгий, Д Дидро, П Бейль, Ж Ламетри, П Гольбах, Вольтер, Л Фейербах, Ф Ницше, К. Маркс, Ф Энгельс и др

Огромный вклад в исследование феномена религии и религиозного сознания внесли такие выдающиеся богословы мира, как Юстиан, Тертуллиан, Ориген, Афанасий Ветикий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Василий Великий, М Грек, протопоп Аввакум

Взгляды богословов сопоставлялись нами с мнениями и оценками виднейших философов всех стран и времен Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Марка Аврелия, Ибн Сины, Аль-Фараби, Н. Кузанского, Э Роттердамского, Р Бэкона, Фр Бэкона, Р Декарта, Т Гоббса, И Канта, И Г. Фихте

Особая роль в исследовании данного феномена принадлежит и русским философам А.И Герцену, Н О Лосскому, В В Розанову, В.С Соловьеву, А С Хомякову, Н Ф Федорову, П А Флоренскому, С Л Франку, Н Г Чернышевскому и др

Нам оказались полезны труды зарубежных философов - 3. Фрейда, К Юнга, М. Хайдеггера, Ж-П Сартра, X. Ортега-и-Гассета, А Тойнби, К. Ясперса, О Шпенглера, Э Фромма и др

Среди исторических исследований религиозного сознания, описывающих его возникновение и развитие, представляющих ценный материал для социально - философского изучения необходимо отметить работы М Вебера, Р Белла, Э Дюркгейма, Г Зиммеля, Б Малиновского, Э Тайлора, Дж Фрэзера и др

Проблеме соотношения знания и веры уделяли значительное внимание в своих работах знаменитые западные теологи, такие как П.Тиллих, иеромонах Серафим (Роуз) Отечественные теологи - митрополит Антоний (Сурожский), митрополит Иоанн (Снычев), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик), о Александр Мень - в своих трудах о судьбах русского православия раскрывают особенности русского духа и размышляют о становлении русского религиозного сознания

Специальных трудов, посвященных исследованию собственно религиозного сознания немного. Среди них работы НА Бердяева, И А Ильина, Н П Андрианова, Р А Лопаткина, В В Павлюка

Фичософский и социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю Ф Борункова, В.В Кудрявцева, В С Кулика, Ю А Левады, Б А Лобовика, Д М Угриновича, И Н Яблокова А.И Яковлева и др

При рассмотрении религиозной ситуации советского периода мы
использовали исследования А Ф.Анисимова, А А Подмазова,

А И Демьянова, А Дулуман, М А Морозова, В И Колосницина, К И.Никонова, Ю И Семенова, С А Токарева и др

Анализу современной религиозной ситуации в России посвящены работы М П Мчедлова, Л Н Митрохина, С В.Медведко, Е С Элбакян, А Р Бессмертного, И Г Каргина, В и О. Ладоренко, А А Пайкова, С.Б Филатова, Л М Воронцовой, Д Е Фурмана, В.П Баранникова, Л Ф.Матрониной, А Кырлежева, С Филатова, С. Лункіша, В Ф Цымлова, Ю В Манько, А Н. Швечикова и др

В своем исследовании мы активно использовали работы современных теологов профессора московской духовной академии А И Осипова, Д Дудко, А И Кугай, О Николаевой, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, священника И Шугаева, дьякона А Кураєва и

ДР.

Большой вклад в изучение позитивных и негативных аспектов развития
новых религиозных организаций и религиозных сект, действующих в
современной России, внесли такие исследователи, как. А Л Дворкин, И Я
Кантеров, Н А.Трофимчук, Б 3 Фаликов, Е.Г.Балагушкин,

Е СХолмогоров и др

Для нас оказались полезными исследования по проблемам методологии социального познания С ФАнисимова, Г С Арефьевой, А С Ахиезера, В С Барулина, Л П. Буевой, Б А Грушина, Э В Ильенкова, С М Поздяевой, В Г.Федотовой и др

Мы обращались к работам исследователей проблем феминизма в первую очередь, это работы С Айвазовой, С В Полениной, Г Силласте, Н Габриэлян, О А. Ворониной, Т. А Клименковой, И Жеребкиной, И Кона, Н.Мухлыниной, С.Н.Некрасова, ГАБрандт, АЛемкиной, Е Зравомысловой, Н Пушкаревой, М Степанянц и других

Непосредственно религиозное сознание женщины, тем более современной российской женщины, является предметом фактически не изученным. Религиозное сознание женщины вообще рассматривается в очень небольшом количестве работ и, в основном, косвенно Среди них можно назвать статьи о. А Кураєва «Мужчина и женщина в книге бытия» и В Р.Легойды «Мужчина и женщина отношения сквозь века» А также исследования И С Свенцицкой, Е В -Язевой, Г Н Роговой, Н Л Пушкаревой, В Микушевич, Л А Ичьюниной, Н И Китай, М Г Котовской и др

Мы также обращались к трудам башкирских философов, занимающихся проблемами духовного развития современного общества. О А Беленковой, Д Ж Валеева, А А Валькова, Б С Гатимова, А В Лукьянова, Д А Нуриева, 3 Я Рахматуллиной, Л А Ширяева и др

Несмотря на многообразие работ по избранной теме, нам представляется, что целый ряд проблем пока детально не исследован Поскольку религиозное сознание - один из важнейших компонентов духовно-нравственной системы народа, представляется важным проанализировать обоснованность идеи о сотериологической, мессианской роли российской женщины в деле сохранения системы духовных ориентиров российского общества, выявить, сможет ли она выступить в качестве гаранта сохранения нравственных традиций и самобытности культуры нашего государства от духовного небытия и распада, проанализировать, сможет ли женщина с ярко выраженным традиционным

религиозным сознанием вписаться в социальную картину будущего российского общества, в процесс сохранения моральных и нравственных императивов, определить, насколько заметен ее вклад в выполнение различных социальных задач Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего исследования

Объект исследования - речигиозное сознание как форма общественного сознания

Предмет исследования - религиозное сознание женщины в современном российском обществе

Цель исследования - выявить особенности формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе

Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

сопоставить общее и особенное в рассмотрении религиозного сознания с позиций теологического и атеистического подходов;

рассмотреть структуру религиозного сознания, его ценностную систему и функции,

проанализировать понятие нравственного выбора как основной ценности религиозного сознания;

- показать внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование
религиозного сознания современных российских женщин,

выявить специфику формирования религиозного сознания современных российских женщин, раскрыть как традиционные, так и приобретенные его черты, показать аспекты его влияния на общественные, культурные и духовные процессы российского общества

Методологической основой исследования является социокультурный подход, позволяющий исследовать религиозное сознание современных женщин через призму типов социального развития и культурных артефактов

В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящігх в современном российском обществе и оказывающих влияние на религиозное сознание женщин.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автором-

обосновано, что религиозное сознание современных российских женщин фрагментарно, в нем парадоксально переплетаются устаревшие и новейшие представления, что отражает характер и содержание переходного этапа социального развития России;

доказано, что на формирование религиозного сознания современных российских женщин влияют как внешние, так и внутренние факторы, к числу внешних факторов относятся

дехристианизация западного мира, экуменизм и поиск универсальной мировой религии, изменение социальных ролей женщины как следствие идеологии феминизма, к внутренним факторам - чувственно-созерцательное, «женственное» начало православной религиозности, особенное богообщение и религиозная практика, заданные уникальностью российской ментальное, специфика женской психики и мировосприятия,

показано, что фундаментальной ценностью религиозного сознания современной российской женщины становится нравственный выбор, следствием чего является осознанное проявление своего «я»,

доказано, что специфические черты религиозного сознания современных российских женщин можно классифицировать как традиционные интуиция, религиозная чуткость, осознание духовного несовершенства, противоречиво уживающееся с состраданием и жалостью к себе, природное стремление женщины быть объектом симпатии и др; и приобретенные развитие виртушіьного типа религиозности; стремление постичь глубины религиозных догматов самостоятельно, без помощи церкви; возникновение новой категории верующих - «универы», смешивающих традиционную веру с мистической и полумистической, осуждение «обрядового благочестия», стремление к реформированию церковного быта;

выявлено, что феминизм, навязывающий современным женщинам идеалы западной цивилизации, противоборствует ценностям традиционных речигий как консервативных и архаичных, всей системе нравственных ценностей российского общества, а в итоге становится причиной дисгармонии в отношениях мужчины и женщины.

Теоретическое и практическое значение работы Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и вьшоды будут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с феноменом религиозного сознания современной российской женщины

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда дисциплин философии, социологии, психологии, культурологии Кроме того, материалы иссчедования могут быть применены при разработке конкретных мероприятий по изучению религиозного сознания современных женщин, в работе общественных женских организаций и средств массовых информации с профилирующей

женской проблематикой, а также в законотворческой деятетьности российских и региональных программ социального развития

Апробация работы. Основные концепту&тьные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе на международных -«История трансцендентальной философии в Республике Башкортостан: 10 лет фихтевскому обществу» (Уфа, 2001 г.), «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г ), всероссийских «III Садыковские чтения» (Уфа, 2006 г) «IV Садыковские чтения» (Уфа, 2008 г.) и др

Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены автором в четырех публикациях общим объемом 1, 5 п л

Диссертация обсуждена на кафедре онтологии и теории познания Башкирского государственного университета и рекомендована к защите 28 апреля 2008 г, протокол № 9

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 199 наименований Общий объем диссертации - 167 страниц

Похожие диссертации на Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе