Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственная парадигма общества и личности Незнамова Ирина Ивановна

Духовно-нравственная парадигма общества и личности
<
Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности Духовно-нравственная парадигма общества и личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Незнамова Ирина Ивановна. Духовно-нравственная парадигма общества и личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2002.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/112-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концептуальная трансформация духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли 14

1.1. Социокультурные доминанты формирования современной духовно-нравственной парадигмы 14

1.2. Историческая ретроспектива духовно-нравственных концепций от античности до наших дней 34

1.3. Взаимосвязь духовно-нравственных традиций и новаций в неклассической философии 56

Глава II. Теоретико-методологические основы конструкты духовно- нравственной парадигмы 75

2.1. Опыт философского осмысления духовно-нравственной проблематики в отечественной традиции 75

2.2. Специфика духовно-нравственного совершенствования современного общества и

личности 94

2.3. Духовно-нравственный облик личности в социокультурной перспективе 110

Заключение 126

Примечания 131

Литература 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Наше общество вступило в один го сложных и ответственных этапов своего развития. Он характеризуется наличием коренных изменений во всех сферах общественной жизни. Идет активная переориентация на рыночные принципы и механизмы хозяйственно-экономического организма страны, происходят существенные трансформации в системе политического управления и государственной власти, осуществляется решительный отказ от моноидеологизации и утверждается право на существование альтернативных идеологических образований, провозглашается приоритетность демократических прав и свобод, примат общечеловеческих ценностей. Однако, как показывает практика, ряд намеченных программ выполняются медленно или вообще дают «сбой», внося кризисные тенденции в развитие и реформирование общества

Наиболее ощутимо кризис проявляет себя в духовно-нравственной сфере. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные процессы, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание сомнительных духовных ценностей, в социальной апатии, росте преступности, все более выражено дает о себе знать нравственная деградация личности. По словам современных философов, подобная ситуация порождает опасность антропологического кризиса и создает угрозу для социальной и духовной безопасности общества.

Становится все более ясно и понятно, что успешное проведение реформ может быть обеспечено не только соответствующим уровнем профессиональных знаний людей, их деловыми, но и высокими духовно-нравственными качествами. Честь, совесть, долг, доброта, любовь, уважительное отношение к людам, умение находить с ними общий язык не по законам джунглей, а на основе общечеловеческих норм нравственности, терпимости и взаимопонимания, вот тот, пусть и не полный, перечень качеств, которые уже сегодня стали дефицитом для нашего общества В будущем эта тенденция может продолжиться и тогда под угрозу будет поставлена не только судьба реформ, но и России в целом.

Однако, даже в такой ситуации, нет оснований, впадать в эйфорию. Дело в том, что во все времена, всякая переходная эпоха несла с собой угрозу нигилизма. Когда старые ценности уходят, новые, непривычные и неосвоенные еще только утверждаются, велик риск, принять крушение старой картины мира в качестве симптома конца всякого целостного видения мира. Вместе с картиной мироздания оказывается поколебленным и место человека во Вселенной, его этическая позиция лишается прочной основы. Когда старое обоснование гуманности, а с ней интеллектуальной и нравственной дисциплины, больше не вызывает доверия, возникает сомнение в необходимости и самой возможности духовно-нравственных отношений между людьми, а это уже несколько иная ситуация. Она не только предполагает, но и утверждает необходимость поиска путей выхода из создавшейся сложной и противоречивой обстановки.

Методологическим основанием для поиска этих путей может служить классическое утверждение о том, что человек есть мера всех вещей. Человек был и остается главным действующим лицом в любом обществе, он не только стоит в центре проводимых ныне реформ, но и в центре всего мироздания. От понимания сути и роли духовно- нравственных основ жизнедеятельности человека, возможности общества влиять на человека, как-то менять его духовный мир, воздействовать на него, выстраивать в нем иную систему приоритетов зависит сегодня многое, если не все. Речь идет о том, в какой мере человек сможет распорядиться наделенными способностями, насколько правильно и своевременно сможет подчинить свой разум, потребности и согласовать свои действия с объективной реальностью, всем ходом исторического развития.

Однако под воздействием негативного человек оказался не в силах духовно и нравственно адаптироваться к новым реалиям жизни, скажем так-волей судьбы он безвозвратно утрачивает понимание действительного смысла своего существования и подобно кораблю без рулевого неудержимо мчится навстречу неведомому и случайному. В таких условиях, философская наука (в определенном смысле и все общество) закономерно обращается к поиску и обоснованию идей исследования, которые бы концептуально вбирали в себя все сущностное о человеке, а также все то, что окружает и творит человека Поэтому, проблема рассмотрения теоретико-методологических вопросов, непосредственно связанных с решением духовно-нравственных задач стоящих перед обществом, выходит на приоритетные позиции.

Роль центрального исходного ядра в методических функциях изучения человека и общества в нашем случае может сыграть идея формирования духовно-нравственной парадигмы современного общества Важно при этом учитывать, что добиться поставленной цели сегодня нельзя, используя только новые формы и методы воздействия на человека, необходимо учитывать весь арсенал накопленного опыта, умело сочетать традиции и новации в их преломлении к условиям сегодняшнего дня.

Данная установка может и должна быть определяющей в эпоху переходного периода Она не порывает радикальным образом с традициями, не разрывает единство культурного и духовно-нравственного процесса В противном случае нынешнему поколению пришлось бы создавать те же самые структуры на голом месте, а проще говоря, заною изобретать давно изобретенное. Тем более, предав забвению прошлое, вряд ли можно рассчитывать на успех в будущем.

Следовательно, сегодня, как никогда ранее, нужны идеи исследования, которые бы концептуально вбирали в себя все сущностное о человеке, о его духовно-нравственном мире, а так же все то, что окружает человека и творит его. Стало быть, речь идет о создании единой теории о человеке, о конструировании духовно-нравственной парадигмы общества и личности, о разработке таких технологий регулирования духовными процессами, которые бы брали начало от сути человека и выстраивались бы по характеру осуществления во имя действительного развития человека и его потенциальных возможностей той или иной сфере деятельности. Без всего этого мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики и реформ во всех сферах жизни общества

Степень научной разработанности проблемы. По тематике исследования современная наука располагает обширным материалом. Особое место в тучном ряду занимают гак отечественная, так и зарубежная философия и другие социально- гуманитарные дисциплины. При этом обращает на себя внимание, что западная философская мысль ставит, как правило, общечеловеческие проблемы преимущественно в форме абстрактных размышлений о Счастье, Любви, Смысле Жизни. Отечественная же философия, исследуя духовно-нравственную проблематику, акцентирует внимание в основном на реальной жизнедеятельности человека и общества, наиболее адекватно выражает национально особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций в духовно-нравственной жизни страны. Это во многом предопределило позицию автора и позволило ему в реализации замыслов диссертации сосредоточиться на достижениях отечественной науки.

Общие теоретико-методологические и социально-философские подходы к изучению духовно-нравственной проблематики представлены в отечественной науке в трудах АверинцеваС.С., Агамова А.А., Анохина П.К., Анисимова С.Ф., Андрюшиной НЕ., Бахтина ММ., Батенина С.С., Батшцева Г.С., Буевой ЛИ, Выготского Л.С., Выжленцова Г.П., Вяземского Ю.П., Горшкова В А, Дробницкого ОГ., Зинченко В.П., Золотухиной-Аболш юй ЕВ., Иконникова СН., Журавлева Г.Т., Кагана М.С., Кемерова BE., Когана ЛН, Копнина ИВ., Клочко ЮН, Кона И.С., Леонтьева АН, Лосева А.Ф., Лукина ЕА, Медведева НИ, Межуева ВМ, Орлова ВН, Прибыгкова ГИ, Рубинштейна СЛ., Рябова В.Ф., Сафиулина Л.К., Сержантова АФ., Симонова ИВ., Смирновой ЛИ, Соколова ВИ, Соколова ЮН, Спиркина АГ., Стловича ЛИ, Тощенко Ж.Т., Тугаринова В.П., Уледова АХ., Федотовой ВГ., Фомина АВ., Фролова ИТ., Холостовой ТВ., Целиковой ОН, Шаповаловой Е.А. и других. Их научные разработки позволили автору прояснить сущность и содержание исследуемой проблемы, проанализировать различные аспекты формирования духовно- нравственной парадигмы российского общества и личности.

Значительная группа ученых исследует проблемы культуры, социокультурной реформации, трансформации духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе. Среди них, в первую очередь, следует назвать таких философов, культурологов как: Баллер ЭА, Библер B.C., Вожов ЮГ., Горшков В А, Драч ГВ., Ерасов СИ, Заславская ТИ, Завадская ЕВ., Кузьмин МИ, Каган М.С., Коган ЛН, Кнабе Г.С., Кефели ИФ., Круглова ЛК., Кондаков ИВ., Колесников Ю.С., Левикова СИ, Лекторский В.А., Леонтьев ДА, Львов ДС., Мамонтов СП, Малахов B.C., Милюков П.Н., Попов ЕВ., Радугин А А, Сапрыкин В А. и другие. Их работы вносят существенный вклад в осознание духовно-нравственных основ общества и личности, расширяют представление о культуре русского народа, его традициях, обычаях, особенностях духовного мира.

В контексте нашего исследования велико значение работ по этике, морали и нравственности. Наибольшей популярностью здесь пользуются работы и публикации Апресяна Р.Г., Бошг Е.м., Бондаренко ЛИ, Букреевой В.И., Гусейнова АА, Гаврилова НА., Дубкова В Л., Звонковой Н.В., Кона И.С., Косых МП, Лисовского В.Т., Львова СЛ., Назарова В.Н., Овчинниковой ЕЛ., Перова В.Ю., Рубина Я.И., Склярова В А, Торчинова ЕА, Титова В А, Тюльпина НА, Чайковской О.Г., Чернокозовой В.Н., Черноказова ИИ, Чумаковой ТВ., Шрейдера ЮА, Юдина БГ. и других В них рассматриваются различные этические термины, дается общее обоснование этических норм и правил поведения человека, расширено представление о таких духовно-нравственных ценностях как добродетель, долг, честь, совесть, идеал, справедливость, свобода, счастье.

В последнее время все больше внимания уделяется изучению духовного и духовности, взаимосвязи последней с религией, определению средств и путей духовною обновления личности и общества. В ряду исследователей данного направления в социальной философии можно назвать таких как: Болотушкин ЕР., Бокачев И.А., Бородай TJO., Буева ЛП, Бурбулис Г.Э., Вяземский Ю.П., Гараджа В.И., Григорьева ЛИ., Гуревич П.С., Ершов ПМ, Зубов АБ., Зинченко В .П., Кемеров В.Е., Каган М.С., Лекторский В.А., Митрохин ЛП, Махоргова МБ., Попов Л А, Рашковская Е.Б., Симонов ПВ., Силуянова ИВ., Федотова ВГ., Холостова ТВ., ШердаковВП, ЭкономцевИН, Яковлев ЕГ. и другие. В их работах, наряду с анализом основного вопроса, выясняются важнейшие факторы духовно- нравственного состояния общества, раскрывается их влияние на характер общественных отношений, на современный стиль мышления.

Неотъемлемой частью исследований духовно-нравственной проблематики все чаще становятся труды российских мыслителей, философов: Антоновича МЛ., Бердяева НА, Булгакова СМ., Гумилева ЛН, Данилевского Н.Я., Зеньковского ВВ., Ильина ИА, Леонтьева К.П, Лосева А.Ф., Лосскош НО., ЛотманаЮМ., Лихачева ДС., Мережковского ДА., Розанова ВВ., Соловьева B.C., Трубецкого СП., Федорова НФ., Франка С.Л, Флоренского ПА, Шестова ЛИ. и других. По праву моралистами нашего времени называют Достоевского Ф.М. и Толстого ЛН. Их творческие искания наполнили не только русскую литературу, но и философию новым духовно-нравственным смыслом и содержанием.

Стремление к осознанию духовно-нравственных начал человека было неотъемлемой частью творчества мыслителей и философов разных народов и разных эпох. Это было характерно, прежде всего, для Конфуция, Сократа. Платона, Аристотеля, Эпикура, Августина Блаженного, Пико делла Мирандолы, ИКанта, ДМилля, Пепеля, Ф.Ницше, АБергсона, РГуссерля, ГГессе, У.Джемса, М.Дюфрена, ЖМаритена, АКамю, СКьеркегора, Ж-П. Сартра, ГХТейяр де Шардена, АУайтхеда, Э.Фромма, МХайдеггера, АШопенгауэра, ОШпенглера и многих других. Их творения имеют непреходящее значение как для ныне живущих, так и для будущих поколений, для науки в целом, они во многом способствуют воссозданию концептуальной эволюции духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли, начиная с глубокой древности и до наших дней.

Для темы исследования большой интерес представляли материалы «круглых столов»: «Духовность, художественное творчество, нравственность» - 1996 г., «Культура, культурология и образование» - 1997 г., «Философия, культура и образование» - 1999 г., «Публичная сфера и государственная публичная политика в современной России» - 2000 г. и другие. Отдельные аспекты темы диссертационного исследования нашли отражение в материалах третьего международного конгресса: «Мир на Северном Кавказе через язык, образование, культуру» - 2001 г., второго Российского философского конгресса - 1999 г., межрегиональной научно-практической конференции: «Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России»-2001 г.

Данный анализ позволяет заключить, что к настоящему времени наука накопила огромный материал по духовно-нравственной проблематике. Работы, указанных выше авторов, имеют высокий теоретический уровень и являются неотъемлемой составной частью научного знания. Однако мы не нашли в многочисленной литературе работ, которые были бы непосредственно посвящены данной проблеме, в них отражаются лишь отдельные её аспекты в процессе реализации научных интересов тех или иных авторов. Поэтому наше исследование позволит в какой-то мере восполнить пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.

Объект исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает духовно-нравственное сознание личности и современного российского общества, рассматриваемое в процессе социально-философского анализа.

Предмет исследования. Выявление концептуальных оснований построения духовно- нравственной парадигмы российского общества и личности с учетом традиций и новаций научного знания.

Цель и задачи исследования. Учитывая сложную ситуацию, которая сложилась в духовной сфере общества и, имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее значимые теоретико- методологические и практические проблемы в процессе формирования духовно- нравственной парадишы общества и личности.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

  1. определить основные составляющие духовно- нравственной парадигмы российского общества и личности;

  2. исследовать концептуальный аппарат современной духовно-нравственной проблематики;

  3. указать основные направления духовно-нравственного совершенствования общества и личности с учетом специфики переживаемого страной переходного периода;

  4. выяснить наиболее значимые духовно-нравственные ценности, характерные для современного этапа общественного развития;

  5. предложить основные идеи в программу реформирования духовной сферы жизни общества;

  6. проанализировать эволюцию духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Социально- философский анализ предмета диссертации осуществлялся с опорой на базовые понятия и концепции, идеи и положения трудов вьщаюгцихся мыслителей и философов прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, исследовавших различные аспекты духовно- нравственной проблематики общества и личности. Исследование проводилось с использованием традиционных общефилософских принципов и методов: системности и всесторонности, историзма и конкретности, единства теории и практики. В изучении духовно-нравственных проблем общества и личности автор пытался сохранить единство философско-антропологаческого и социально-теоретического анализа В зависимости от этапа и задач работы, автор счел оправданным обращение к тем методологическим принципам и основаниям предпринятого анализа, которые наиболее адекватно отвечали задачам изучения той или иной проблемы.

Научная новизна диссертации заключается в следующих аспектах и положениях:

  1. выявлены концептуальные основания системного анализа духовно-нравственной проблематики современного российского общества и личности;

  2. на основе обращения к феноменам традиций и новаций определено место и показаны роль и значение духовно-нравственных ценностей в совершенствовании общества и личности;

  3. выработано авторское понимание содержания и направленности духовно- нравственного совершенствования общества и личности;

  4. исследована концептуальная эволюция духовно-нравственной проблематики в истории мировой и отечественной социально-философской мысли от античности до наших дней;

  5. представлена совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих духовно-нравственное состояние общества и перспективы его дальнейшего развития;

  6. в основу духовно-нравственной парадигмы современного российского общества предложен один из всеобщих и извечных принципов человеческого бытия - принцип личной добродетели человека Рассмотрены наиболее общие вопросы формирования духовно-нравственного облика личности в социокультурной перспективе.

Исхода из указанных пунктов научной новизны, на защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственный кризис охватил все сферы жизни и деятельности человека Существенно поколебленным оказалось место человека в обществе, вся его этическая и духовно-нравственная позиция во многом лишилась прочной основы. Деструктивные явления проникают в сферу сознания, культуру, подтачивают изнутри многовековые устои нации, её традиции, обычаи, накладывают свой негативный отпечаток на менталитет наших людей. Подобная ситуация является существенным препятствием на пути своевременного и качественного проведения реформ и преобразований в стране. Нужны кардинальные и в то же время срочные изменения в сознании и поведении человека. Однако решить эту сложную и ответственную задачу в короткие сроки нельзя, как и нельзя её решить, используя только новые формы и методы воздействия человека. Здесь требуется комплексное применение всего арсенала накопленного опыта, умелое сочетание традиций и новаций в формировании духовно-нравственной парадигмы современного российского общества и личности.

    1. В каждую конкретно-историческую эпоху в основе духовно-нравственного совершенствования общества и личности лежат те или иные доминанты. В современных условиях ими выступают ценности и ценностное миропонимание. Сегодня такими ценностями являются: идеал, долг, совесть, справедливость, милосердие и благотворительность. Обращение к этим ценностям во многом поможет продвинуться вперед в деле оздоровления духовно-нравственной ситуации, спасти моральный стержень нации.

    2. Проблема духовно-нравственного совершенствования общества и личности представляет актуальную теоретикснграктическую задачу. В концептуальном плане она понимается как умелое применение традиционных и своевременное обоснование новых подходов, взглядов, представлений, теоретических концепций, наиболее адекватно отражающих общественные изменения; выработка и обоснование форм, методов, средств преодоления устаревших стереотипов, традиций; обновление основных форм духовно- нравственной жизни общества и личности; обогащение всех сфер и сторон жизни в соответствии с логикой развития современности, повышение в этом процессе роли и значения духовной культуры.

      1. Известно, что духовно-нравственное наполнение общественной и личностной парадигмы разных времен и народов вмещает некие вневременные нормы и ценности, широкий спектр которых представлен и в философии античности, и в воззрениях гуманистов Ренессанса, возвысивших ценность земного бытия и творческих устремлений человека к новому интеллектуальному образованию-личности и т.д. С учетом этого в диссертации представлен анализ концептуальной эволюции духовно-нравственной проблематики в истории социальнснфилософской мысли от зарождения представлений о душе и духовности в античной философской традиции до становления и развития духовно-нравственной парадигмы российского общества.

      5. В современной социально-философской мысли сложилась ситуация «мношзнания», когда едва ли ни любое толкование о духовности и нравственности отстаивается как единственно верное. В результате мы до сих пор не имеем необходимых теоретико- методологических оснований, которые бы позволили более эффективно решать задачи по оздоровлению духовно-нравственной ситуации в стране. В связи с этим, в диссертации уточняются такие понятия как: «нравственное сознание», ^духовность», «нравственность», «мораль», «этика», «этические нормы», показывается их взаимосвязь в соотношении к духовно-нравственному миру человека. Предлагается современное видение духовно- нравственных ценностей, характерных для переходного состояния общества.

      6. Специфика конструкты духовно-нравственной парадигмы современного общества и личности предполагает личную добродетель, которая должна стать всеобщим принципом человеческого бытия. Руководствуясь в первую очередь этим принципом, принимая то или иное жизненно важное решение, человек, как правило, исходит из веления долга. Духовно-нравственная личность практически всегда наделена чуткой совестью, которую по праву можно назвать удивительной способностью самоконтроля.

      Научно-практическая значимость работы. Результаты и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют выявить новое измерение в современном социальноч|)илософском познании, благодаря которому появляется реальная возможность для дальнейшего и плодотворного рассмотрения различных аспектов духовно- нравственной сферы общества и личности. Материалы работы могут использоваться при оценке духовно-нравственной обстановки в стране, при прогнозировании вариантов её дальнейшего развития, при решении вопросов повышения эффективности и качества воспитательного процесса.

      Ряд положений и выводов диссертации могут использоваться в научно- исследовательской и педагогической деятельности, могут найти отражение в учебных программах по социальной философии, этике, культурологи, могут стать основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системах различных видов профессиональной подготовки.

      Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти публикациях общим объемом 2,75 пл. Отдельные результаты и выводы работы докладывались на ряде межвузовских и внутривузовских научных и научно- практических конференциях. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

      Объем и сгруюура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения. В конце работы помещены примечания и список литературы, включающий в себя 164 наименования, в том числе 10 на иностранных языках.

      Социокультурные доминанты формирования современной духовно-нравственной парадигмы

      Время стремительных перемен во всех сферах жизни общества, требует соответствующих изменений в сознании и поведении человека Однако, по сравнению с другими сферами, сфера сознания наиболее консервативна Здесь требуются огромные усилия, сконцентрированные действия государственных институтов, общественных и религиозных организаций, всех тех, кто прямо или косвенно, по долгу работы (службы) или по зову сердца призван заниматься формированием сознания нового поколения молодых людей для новой России. Жизнь показывает, а наука подтверждает, что решить эту задачу нельзя в одночасье, как и нельзя её решить, используя только новые формы и методы воздействия на человека Здесь требуется комплексное применение всего арсенала накопленного опыта, умелое сочетание традиций и новаций в формировании духовно- нравственого сознания российского общества и личности.

      Практически ежедневно мы говорим о духовно-нравственном состоянии общества, о потере духовно-нравственных ориентиров современной молодежью. В литературе всё чаще и чаще упоминается о духовном факторе, духовно-нравственной жизни, духовной культуре. Предлагаются самые различные варианты вывода общества из духовно- нравственного кризиса, оздоровления всей общественной и личной жизни людей. С одной стороны это повышает интерес исследователей к данной проблеме, а с другой-ведет к ситуации её «многсвнания», когда едва ли ни любое толкование о духовности и нравственности отстаивается как единственно верное. В результате, мы до сих пор не имеем необходимых методологических оснований, которые позволили бы с научной точки зрения своевременно и качественно решать сложные и в то же время не терпящие отлагательства задачи духовно-нравственного обновления общества.

      Анализ философской литературы по данному направлению науки позволяет заключить, что наиболее слабо изучены такие проблемы как: взаимоотношение понятий «духовность» и «нравственность», «мораль» и «нравственность», важнейшие духовно- нравственные понятия современной этической науки. Ответы на эти и другие вопросы помогут более эффективно удовлетворять интересы реальной практики, оказывать позитивное воздействие на дальнейшее развитие и расширение данного научного направления. Такой подход представляется нам наиболее целесообразным, т.к. нас в данном случае больше всего интересует употребление вышеперечисленных понятий при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовно-нравственного мира личности», который представляет собой довольно-таки неоднородное и сложное образование.

      Известно, что поведение человека в обществе регулируется с помощью системы законов. Однако, человек как разумное живое существо может как-то жить вне правосознания и соответствующего поведения, т.е. жить вне правового измерения. Он, по словам ИАИльина, может обойтись без права в его истинном и глубоком значении. По Ильину, именно духовный и только духовный состав человека может решать столкновения человеческих притязаний, на основе идеи права исходя из подлинной воли к объективному благу. Речь идет о том, что правовое регулирование оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых духовно-нравственньгми.

      Законом, например, не предусмотрено наказание за нарушения правил приличия, за невежливость и т.п.. Это может лишь осуждаться общественным или личным мнением. Об этом ещё в свое время очень хорошо сказали древнегреческие философы. «Боимся же мы, - говорит Платон, - нередко и общественного мнения, как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-то нехорошее. Этот вид страха мы-да, думаю, и все-называем стыдом»1. А он порой запрещает то, чего не запрещают законы. В этом же духе понимает суть стыда и Аристотель, согласно которому«... стыд есть некоторый страх бесчестия»2. В противном же случае, - подчеркивает Демокрит, - забвение своих «собственных прегрешений порождает бесстыдство»3.

      Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. По ГГегелю, нравственная субстанция немыслима без социально сращенной жизни людей, т.е. феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия. Человек, если он духовно и нравственно воспитан, принимая то или иное жизненно важное решение, как правило, исходит не из соображений внешнего порядка (корысть, карьера и пр.), а исключительно из веления долга. Духовно- нравственный человек наделен чуткой совестью, которую по праву аллегорически можно назвать удивительной способностью самоконтроля.

      Взаимосвязь духовно-нравственных традиций и новаций в неклассической философии

      Духовно-нравственная мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. А главное, как нам представляется, - четко улавливать и развивать прогностическую, перспективную сторону воспринимаемых идей. Однако этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием гощально-культурных процессов, происходивших на Руси; определялась своеобразием русской философской культуры, традициями и обычаями нашего народа. Русская культура создала свой своеобразный тип мышления и самочувствия. Именно «загадочная русская душа» позволила выстоять в бесконечных исторических испытаниях, питала национальные чувства гордости, чести, достоинства и патриотизма, сохраняла самочувствие русского человека на чужбине (как принадлежность к России, независимо от национальности). Медленное накопление и быстрое усвоение знания и мудрости способствовало их глубокому закреплению, широкому распространению и созданию прочной основы для будущих самостоятельных духовно-нравственных идей.

      Однако, обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор не утихают споры о русской культуре, её истоках и специфике, о менталитете русского человека и его духовно-нравственных чертах. Более того, некоторые теоретики пытаются в своих домыслах утверждать об отсутствии особенного пути в нашей истории. Взамен, в качестве эталона, или образца жизненного пути развития предлагается западноевропейский, американский, японский и другие варианты. Вся история становления и развития Отечества подтверждает обратное: у нас накоплен богатый опыт создания своей государственности, формирования образа жизни и мышления; у нас особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем. Так было всегда (И.Ильин).

      Тематика исследования не позволяет нам и далее раскрывать черты, качества присущие русской национальной культуре, поскольку эта проблема другого плана Нас в первую очередь интересуют духовно-нравственные идеи, понимание их в классической русской философии, культурологической и этической мысли. Однако и здесь есть проблема Считается, что духовно-нравственные идеи не нашли должного отражения в философских трудах, а лишь истолковывались в отдельных литературных памятниках, когда социальная картина Руси была окрашена «тройной смесью»: религиозностью, племенами, социальным расслоением на классы1. Опровержение данного утверждения позволит ещё раз убедиться в правильности и необходимости избранного нами пути исследования.

      Дальнейшее решение научных задач и достижение поставленных целей возможно, как нам представляется, лишь в процессе изучения духовно-нравственной терминологии. Важность этого вопроса во многом отражается в словах МВБезобразовой, которые были написаны ей около ста лет назад: «что касается вопроса о философской терминологии, то нам, русским, не мешало бы не только вникнуть во всеобщую историю. Но и в историю каждого философского термина у нас». Однако до сих пор не слишком многое сделано в области изучения философской, и в частности этической, духовно-нравственной терминологии.

      Сложности воссоздания терминологии связаны с тем, что единой понятийно- структурированной философской системы не существовало. Это объясняется отчасти синкретизмом древнерусской культуры, в которой не было жесткого разделения между сферами духовного, отчасти отсутствием школьной традиции, формирование которой началось лишь в первой половине ХУЛ в. с возникновением первой школы переводчиков . Во многом благодаря русским переводчикам и были сделаны первые шага в создании системы терминов. Многие термины, обозначающие те или иные нравственные понятия, были заимствованы переводчиками из греческого языка Характерной чертой переводов, созданных в кирилло-мефодиевской традиции стала менгализация, т.е. установка на уразумение глубокого внутреннего смысла понятия4.

      В процессе перевода памятников философской мысли и формировалась древнерусская духовно-нравственная, этическая терминология. Первые тексты подобного содержания появились на Руси с принятием христианства В качестве источника моральных поучений чаще всего стали использоваться тексты Псалтыри, Притчей соломоновых и Премудрости Соломона, писания отцов церкви, вход ившие в состав сборников дидактического и просветительского характера Большую роль в становлении этической мысли играли также правовые сборники, содержащие множество философских и богословских понятий5.

      Среди наиболее почитаемых и любимых на Руси сборников афоризмов, изречений была «Пчела», впервые появившаяся в домонгольскую эпоху. Она содержала не только изречения отцов церкви, но и античных философов: Демокрита, Аристотеля, Диогена, Пифагора Основная тема всех афоризмов и высказываний - человек, его духовно- нравственный мир, проблемы добра и зла, добродетели и порока, правды, мудрости. Мудрость трактуется в этическом смысле, ибо проявляется она в делах, поступках человека, учитель мудрости учит не только «словом», но и «нравом» своим.

      В XIV в. появляются «Златая Цепь» и «Главы подвижнические Максима Исповедника, Федора Ефесского и Нила Синайского», руда вошли и сочинения «Епиктега Философа». Большую роль в формировании этической системы и терминологии сыграл славянский перевод Ареопаги тик, сделанный в XIV в. на Афоне и вскоре попавший на Русь.

      Опыт философского осмысления духовно-нравственной проблематики в отечественной традиции

      Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущая материя, сознание является функцией мозга человека, а душа-это выдумка идеалистов и богословов. Нисколько не отступая от истины, можно сказать, что отношением к понятию о душе определялся общей характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях-будь то психологическая, нравственная, эстетическая, гносеологическая проблема

      Так Аристотель, признавая познание прекрасным и достойным, но, ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно-знание о более возвышенном и удивительном считал, «было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы Ведь душа есть как бы начало живых существ»46. Не мог обойти эту проблему и Кант. В своей лекции о душе он выдвигает следующий тезис: «Душа представляет собой простую субстанцию. Хорошо, но означает ли это, что она занимает место в пространстве? Если да, то душа материальна и тогда должна открыться возможность её изменить». После дальнейших рассуждений философ приходит к выводу: «.. .у души есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней её природы, то об этом мы ничего не знаем»47. Гегель определял душу как «мыслящее сердце». Э.ТАГофман говорит, что, быть может, «человеческая душа- это самая дивная на свете сказка? Какой прекрасный мир заключен в нашей груди!» мировой дух наделил нас неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сеянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием Уже данного анализа достаточно чтобы заключить, что душа представляет собой сложное и в то же время малоизученное понятие. Именно душа составляет ядро духовного мира личности. Наряду с сознанием она выражает отношение человека к реальной действительности, которая воспринимается им не только разумом, но и чувствами, исходящими из ядра его сознания и глубин человеческого сердца «Если сознание «предписывает» человеку что делать в той или другой ситуации, то душа «подсказывает» ему как он должен поступить в этой ситуации, руководствуясь исключительно гуманными, благовидными намерениями, сопереживая совершаемые им поступки»49. Говоря о душе, мы имеем ввиду не столько психическое состояние человека, сколько мир его чувств, мир переживаний.

      По нашему мнению, глубоко прав АБергсон, говоря: та психология, по которой душа определяется симпатией, отврещением или ненавистью, т.е. различными силами, из которых каждая тянет её в свою сторону, - грубая психология, продукт обмана языка На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена

      Известно, что душа приобретает форму индивидуального субъекта, но о ней можно говорить и обобщенно, как о человеческой душе вообще. Нас, в данном случае, больше интересует душа индивидуального субъекта Именно эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или ограниченности ума, смекалки, воли, словом, духовной физиономии человека Индивидуальные души представляют собой бесконечное множество модификаций. От природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благодаря своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образованию.

      Вместе с тем важно знать, что природные данные - это скорее всего возможности, дающие лишь направление нашего развития. Природные данные человека совершенствуются в процессе обучения и воспитания, придавая им широту и более или менее глубокое понимание суш вещей в различных областях знания. В результате шлифуются природные способности, поднимаются на более высокий уровень. Вместе с природными способностями человека совершенствуется и его душа, обретая духовную силу и объем. Каждый индивид при этом обладает такой душой, которая свойственна именно данному конкретному человеку, являя собой нечто совершенно уникальное. Во многом это связано и с природной данностью, и с воспитанием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры.

      Похожие диссертации на Духовно-нравственная парадигма общества и личности