Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена разрушением сложившихся систем ценностей, на основе которых формировались общественные и личностные идеалы предыдущих поколений. Для успешной адаптации человечества к процессам, происходящим под влиянием глобализации и цивилизационных сдвигов, необходим критический анализ и переоценка ценностей, понимание того, что рождение новой аксиосистемы возможно только в процессе напряженного поиска новых ориентиров человеческого существования.
В современном обществе происходят коренные изменения во всех сферах жизни. Эти изменения, а также их воздействие на образ жизни людей и на ценностные установки социума, весьма сложны и противоречивы. Они - источник богатства и социальной нищеты; стабильности и социального хаоса. В современном мире широкое приобщение к культурным ценностям происходит на фоне культурной деградации отдельных индивидов и принимающей глобальный характер вандализации культуры. Все большее сплочение людей в единое человеческое общество осуществляется за счет подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемого «первого мира». В современном социуме, вынужденном приспосабливаться к новым условиям существования, растет дезорганизация общественной жизни, формируются неэффективные социальные отношения и типы организаций. Преодоление подобных тенденций возможно лишь на пути гармонизации взаимосвязи между ценностями и реалиями социальной жизни, т.е. между ценностями и теми социальными структурами и формами, в которых находят реальное воплощение идеальные культурные проекты. Современный мир оказывается сложноорганизованной системой, пространством глобальных информационных технологий и коммуникаций, которые претендуют на создание нового социального образования – единой планетарной целостности. Но такая целостность требует иных ценностей, покоящихся на глубинном консенсусе и более ясном осознании рациональных оснований, необходимых для эффективной организации социальной жизни.
Каждое поколение, каждый период развития общества привносит новые цели и устремления, изменяя ценностные и мировоззренческие установки общества. Для ответа на вопрос, куда мы идем, и какие ценности у нас будут, необходимо понять роль ценностей в общественно-историческом развитии, выявить ценностные приоритеты различных социальных эпох и на основе анализа закономерностей эволюции ценностей попытаться создать картину будущей системы ценностей нового общества.
Процесс исследования эволюции ценностей неразрывно связан с комплексным анализом и философским осмыслением различных подходов к периодизации истории развития социума. В социальной философии сложились три основные парадигмы анализа общественных систем – цивилизационная, формационная и социокультурная. Каждая из них представляет собой особую призму рассмотрения социальных процессов, предполагающую использование конкретных категориальных средств и методологических приемов. Данные концепции, предлагающие различные критерии для периодизации человеческой истории, в известном смысле дополняют друг друга и способствуют более глубокому осмыслению всего многообразия ценностных ориентаций социума на различных исторических этапах его развития. Ход нашего исследования подтвердил эффективность каждого из этих подходов применительно к специфике определенного ствола («среза») исторического процесса.
Подразделяя воздействия, которые испытывают аксиосистемы на цивилизационные и внецивилизационные, мы хотим подчеркнуть, что выявляемые в рамках цивилизационной парадигмы факторы не определяют исчерпывающим образом всех сторон социальной жизни. Поэтому анализ будет неполным без рассмотрения воздействий формационного и социокультурного порядка, оказывающих определяющее влияние, прежде всего, на целевые и духовно-нравственные ценности. Современный «перекос» в сторону техницистских оснований социума ведет к деформации ценностных установок, обусловленных культурной унификацией и прагматизацией жизни в целом.
Степень разработанности проблемы. Современное состояние переходного периода, сопровождаемое кризисной ситуацией в ценностных ориентациях общества, было исследовано во многих философских работах. Изучение проблемы ценностей имеет давние традиции в философии и поэтому широко представлено в литературе. Несмотря на достаточно позднее формирование самого понятия «ценность», аксиологическая проблематика присутствовала в философии со времен ее становления. На важность и всеохватность проблемы ценностей указывает и разнообразие подходов к пониманию ценности.
Во-первых, это традиция понимания ценности как субъективного феномена, имеющего своим источником совокупность интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности, проявляющихся вовне: ценность как результат сознания индивида, продукт его рациональной деятельности (Д. Юм, Дж. Дьюи, В.П. Тугаринов); ценность как продукт эмоционально-волевого, биологического развития индивида, являющегося определяющим для индивидуального и общественного бытия (Ф.Ницше и др.).
Во-вторых, это традиция понимания ценности как субъектно-объектного или объектно-субъектного феномена, имеющего свою природу и проявляющегося только в отношениях между субъектами и объективным бытием: ценность как переживание субъектом объективных условий своего существования (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Гуссерль и др.), ценность как ориентир жизнедеятельности субъекта в объективном бытии, связывающий его индивидуальность с мировым многообразием форм существования, как способ самореализации человека, включающий его субъективную сущность во внешний мир объектов (М. Вебер, Р. Арон, Ж.П. Сартр, М.С. Каган и др.).
В исследовании мы используем следующее определение ценности: «ценность» – ориентир деятельности личности и общества, определяющий направление саморазвития, воплощающий в себе субстанционально-значимые идеи человеческого существования, понимание смысла жизни и совершенного бытия. Исходя из этого общего определения, мы, в то же время, должны в ходе исследования подразделить ценности и ценностные установки каждой аксиосистемы на базовые и дополнительные.
Исследования процесса изменения ценностей в социально-философской литературе можно разделить на три группы.
Первую группу составляют исследования, осуществляемые в рамках цивилизационного подхода к изучению общества. В связи с многообразием дефиниций понятия «цивилизация» и, соответственно, вариантов самого цивилизационного подхода, в нашем исследовании мы взяли за основу подход, предложенный рядом западных мыслителей, логика которого сводится к последовательной смене волн цивилизаций – доиндустриальной, индустриальной и постиндустрильной. Из работ данной группы в диссертации использованы труды Э. Тоффлера, Д.Белла, Ф. Фукуямы, А. Тойнби, В.Л. Иноземцева и др., которые позволяют выявить закономерности волновой цивилизационной концепции, рассмотреть сущностные характеристики каждой волны, а также выявить подвижки ценностей при переходах от одной волне к другой. В основе развития общества лежит прогресс технико-технологического базиса социума, на основе которого изменяются все сферы жизни человека, в том числе и ценности. Ценности изменяются «в ногу со временем» - от традиционных до постиндустриальных – под влиянием технико-технологического базиса. Но многие идеи, появившиеся десять-двадцать лет назад, требуют современного осмысления и своевременной критики. В этой связи работы М. Мунтяна, Н.Н. Моисеева, Г.И. Иконниковой, Д. Иванова, И. Мирошника, Е. Гаврилина и др. позволяют осмыслить постиндустриальные перспективы современного общества (западного и российского) и выявить ряд негативных изменений в современной ценностной ситуации. Современные ценности, такие как образование, свобода доступа к информации, сама информация как ценность, ценность свободного времени и т.д. предстают как ценности инструментального порядка, не несущие в себе высокого нравственного начала, а являющиеся лишь средством для успешной адаптации к изменяющейся действительности. Многие работы содержат много терминов, которые нельзя полностью соотносить с действительностью и которые способны ввести в заблуждение при анализе ценностей современного общества. Ценности, не связанные со стремлением к материальному обогащению и материальным благам, которые В.Л.Иноземцев обозначает термином «постматериальные ценности», к сожалению, пока не имеют доминирующего положения в современном мире и поэтому не могут быть названными главными ценностями современности.
Вторая группа работ связана с периодизацией развития социума в рамках формационного подхода. Здесь основными источниками, конечно, являются работы основоположников данной концепции К.Маркса и Ф. Энгельса. Формационный подход основан на материалистическом понимании истории, которое как теоретико-методологическая позиция в значительной степени способствовала пониманию ценностной картины мира в качестве специфической формы общественных отношений и духовно-практического отношения к миру. Работы, посвященные данной концепции, можно условно разделить на две подгруппы: к первой наряду с работами основателей концепции (в том числе и В.И. Ленина) можно отнести работы А.И. Титаренко, А.Ф. Шишкина, В.С. Степина, Г.Г. Майорова, Г.И. Ойзермана и др. Они посвящены исследованию формирования и функционирования систем ценностей под воздействием различных общественно-экономических формаций. Ко второй подгруппе относятся работы, которые направлены на переосмысление и даже критику сложившихся в марксизме догматов (В. Яцкевич, С.Э. Крапивенский, А.П. Бутенко, Т. Г. Кадочникова, А.А. Зиновьев и др.).
Третья группа работ посвящена анализу социокультурного подхода к развитию общества и ценностей в нем. Социокультурный подход позволяет оценить развитие ценностей общества со стороны воздействия на них духовно-нравственных и культурных оснований социума и позволяет раскрыть сущностные механизмы эволюции ценностей, не прибегая к техницистскому или формационному редукционизму. По отношению к данной проблематике исследовались работы Н.И. Лапина, А. Ахиезера, С.Э. Крапивенского, А.С. Федотова, И.И. Докучаева, Б.С. Ерасова, А.В. Костиной Е.В. Листвина и др.
Вместе с тем в социально-философской литературе отсутствуют исследования, посвященные анализу дифференцированных воздействий на эволюцию ценностей цивилизационных, формационных и социокультурных факторов. С другой стороны, во многих исследованиях не учитывается то обстоятельство, что между цивилизационным, формационным и социокультурным воздействием на эволюцию ценностей существует сопряженность.
Методологической основой исследования являются системный и диалектический подходы, а также метод компаративного анализа.
Рассмотрение цивилизации, общественно-экономической формации и культуры как социальных систем позволяет в содержательной множественности и разнообразии форм действительности видеть проявления целостности и единства процесса эволюции ценностей.
Диалектический подход позволяет всесторонне представить процесс эволюции ценностей и подчеркнуть его различные по своему качеству стадии.
Объект исследования – общество в процессе исторического развития как поле формирования и становления ценностных ориентаций.
Предмет исследования выступает система ценностей социума в процессе своей эволюции на каждом этапе исторического развития.
Целью исследования является выявление и исследование факторов, обусловливающих историческую эволюцию аксиосистем и объясняющих многообразие форм трансформации ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить системный характер ценностей, функционирующих на каждой ступени цивилизации и в каждой общественно-экономической формации;
рассмотреть негативные и позитивные моменты эволюции ценностей в результате перехода от одной волны цивилизации другой, а также при переходе к каждой новой общественно-экономической формации;
проанализировать социокультурные воздействия на эволюцию ценностей;
Показать внутреннюю связь цивилизационных и внецивилизационных воздействий на системы ценностей.
Раскрыть кризисное состояние аксиосистем современного общества.
Новизна диссертационного исследования.
-
Введено понятие аксиосистемы. Выделены основные формы ее эволюции.
-
Выделены специфические факторы, воздействующие на эволюцию конкретных видов ценностей, ценностных установок и ценностных ориентаций.
-
Показаны формы цивилизационного воздействия, связанные с функционированием технико-технологического базиса общества.
-
Раскрыт универсальный характер формационного влияния на аксиосистему.
-
Установлено определяющее влияние традиций, доминирующих социальных практик и институтов на духовно-нравственные ценности.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
-
Аксиосистема на каждом этапе исторического развития представлена господствующими в данном обществе ценностями, ценностными ориентациями и ценностными установками. Основными формами эволюции аксиосистемы являются: генезис новых ценностей; изменение статуса ценностей (трансформация базовых ценностей во вспомогательные и наоборот); изменение характера ценностей и их роли в социальной системе (трансформация целевых ценностей в инструментальные и наоборот).
-
Сложившиеся парадигмы анализа общественных систем – цивилизационная, формационная и социокультурная – позволяют выделить специфические факторы, воздействующие на эволюцию конкретных видов ценностей, входящих в аксиосистему.
-
Цивилизационные воздействия, связанные с функционированием и развитием технико-технологического базиса общества, оказывают определяющее влияние на генезис инструментальных ценностей и обусловливают изменение их социального статуса, места и роли в аксиосистеме.
-
Формационные воздействия экономического характера могут быть охарактеризованы как универсальные, поскольку их влиянию подвержены как целевые, так и инструментальные ценности.
-
Социокультурные воздействия, связанные с влиянием традиций, доминирующих социальных практик и институтов, способствуют глубоким преобразованиям целевых ценностей духовно-нравственного характера. Эти изменения аксиосистемы, как позитивные, так и негативные, проявляются особенно рельефно в современном обществе, динамика которого связана с переходом к постиндустриальному информационно-компьютерному обществу.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют лучше понять вопросы, касающиеся становления ценностей социума, а также способствуют нахождению эффективных решений для преодоления кризисных тенденций современной аксиологической ситуации.
Результаты исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, социологии и этике, а также использоваться в прикладных социологических исследованиях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах на научных конференциях.
- VIII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, ноябрь 2003);
- Третья Международная научная конференция «Человек в современных философских концепциях» (г. Волгоград, сентябрь 2004);
- IX Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, ноябрь 2004);
- Научная сессия ВолГУ (г. Волгоград, апрель 2005);
- X Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и волгоградской области (г. Волгоград, ноябрь 2005);
- XI Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, апрель 2006).
Структура работы. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы из 129 наименований.
Похожие диссертации на Цивилизационные и внецивилизационные воздействия на эволюцию ценностей
-