Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Цынгуева Дулмажаб Дугаржаповна

Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса
<
Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цынгуева Дулмажаб Дугаржаповна. Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Чита, 2004 153 c. РГБ ОД, 61:05-24/45

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие культурных ценностей бурятского этноса 12

1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию эволюции традиционных культурных ценностей бурят 12

1.2. Роль природно-климатических и социально- исторических факторов в развитии культурных ценностей бурят 36

Глава II. Современное состояние традиционных культурных ценностей бурят 65

2.1. Инновации культурных ценностей бурятского этноса 66

2.2.Социокультурное значение опыта актуализации традиционных ценностей в современной бурятской культуре 105

Заключение 129

Литература 134

Введение к работе

Актуальность исследования. Осмысление роли этноса в социально-политических и культурных процессах, происходивших на протяжении XX века, обусловило необходимость анализа феномена мифологизации этнической культуры и обращение гуманитарных наук к проблемам эволюции культурных ценностей и сущности этнокультурной динамики. Некоторые этнологические теории, ставшие идеологическим основанием государственной политики в отдельных странах, развитие клишированных представлений о природе эволюционных процессов в этнической культуре указывают на устойчивость сохранившихся неадекватных представлений о природе этноса. С учетом этого актуальным направлением исследования культуры XX века и начала XXI века становится выявление и системный анализ теории культурной эволюции этноса.

Настоящая работа посвящена социокультурному осмыслению эволюции культурных ценностей на примере бурятского этноса.

Культура как носитель социального наследия порождает своеобразный «культурный геном», ядром которого выступает «ценностный геном». Поскольку преемственность и развитие системы ценностей лежат в основе внутренней устойчивости этнической культуры, изучение их в системной, функциональной проявленности, соотношении базовых и периферийных ценностей является актуальным.

Культурологическое исследование традиционных этнокультурных ценностей обобщает накопленный в разных научных дисциплинах материал по истории и теории конкретных культур и на этой основе выявляет ценностные параметры культуры. Актуальность исследования феномена эволюции традиционных культурных ценностей бурятского народа определяется его недостаточной изученностью.

Культурологический анализ современного состояния бурятской культуры, изучение ее ценностных оснований, определение социокультурного значения их актуализации должны содействовать поиску и закреплению тех ценностей, которые создают перспективы не только для интеграции этноса в поликультурный мир, но и сохранения его самости.

Таким образом, обобщение и осмысление эволюции традиционных культурных ценностей бурят, поиск новых или обоснование возврата к прежним ценностям позволят определить перспективные пути дальнейшего развития бурятской культуры и тем самым будут способствовать ее устойчивости.

Степень разработанности проблемы. Эволюция ценностей в культуре являлась объектом исследования в разных научных дисциплинах, анализирующих, с одной стороны, характер и природу преемственности в культуре, с другой стороны, - роль ценностей в культуре. Поэтому в литературе по проблеме исследования рассматриваются две концептуальные темы: социокультурная эволюция и ценностные параметры.

Понятия «эволюция», «культурная эволюция», «культурно-историческая преемственность», «ценности» известны в науке и позволяют определенным образом объяснить феномен эволюции культурных ценностей, этнически выраженных проявлений в культуре. В научной литературе получили развитие три типа эволюционной теории: теория линейной эволюции в упорядоченной и прогрессивной динамике культуры; теория, построенная на аналогии с теорией Ч. Дарвина; теория многомерности эволюции, исходящая из синергетической теории И. Пригожина. В гуманитарных науках был обоснован историко-эволюционистский подход (Э. Дюркгейм, О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Ф. Энгельс).

Теория культурных ареалов, рассматривающая культуры как организмы, обладающие самостоятельной сущностью, проходящие те же ступени развития, что и организм человека, была разработана в трудах Б. Анкермана, Ф. Гребнера, В. Корперса, Б. Пошнева, Л. Фробениуса, В. Шмидта и др.

Процесс эволюции рассматривается как процесс фундаментальной дифференциации культуры (Э. Дюркгейм), автономности культурных единиц (Э.С Маркарян, М.М. Бахтин).

Функционализм изучает культуру как систему, состоящую из структурных элементов, связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к социуму в целом (работы Э. Дюркгейма, В. Малиновского, Л.Р. Радклифф-Брауна, М. Фортеса, Э. Эванса-Причарда и др.). Проблемы структурной и функциональной выраженности эволюции в культуре рассматривались отечественными исследователями (А.И. Арнольдов, СИ. Артановский, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, П.С. Гуревич, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, П.А. Сорокин и др.). Их труды помогли нам выработать общую концепцию исследования. В учении М.М. Бахтина личностный мир рассматривается как источник культурной эволюции, модель мира, создаваемая людьми и культурой.

В неклассической парадигме эволюция культуры понимается как сложное, нелинейное, самоорганизующееся явление, где ведущую роль играют адаптивные процессы (М. Вебер, Н. Моисеев, Т. Парсонс, И. Пригожий, П.Сорокин). В рамках антропологического подхода к проблеме эволюции внимание сосредоточивается на эволюции свойств адаптации конкретной культуры к окружающей среде и социальным условиям (У. Ким, Г. Чайлд). Теория многолинейности эволюции (М. Салинс, Э. Сервис, Л. Уайт и др.) предполагает изучение взаимной связи системности и локальной индивидуальности изменяющихся социокультурных форм, что определяется принципом прерывности изменений. В понимании сущности эволюции культурных форм в исследовательской литературе нет единого мнения.

Постмодернизм сформулировал принцип относительности и многообразия форм самоорганизации социокультурной жизни, что отражено в трудах Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж. Лакана, Ж-Ф. Лиотара, М. Фуко, Ю. Хабермаса и др.

В аспекте данного исследования актуальными являются работы, посвященные кросс-культурному анализу ценностей в культурах (Дж. Де-Вос, НЛебедева, Д. Мацумото, Д. Мюррей, Н. Розенберг, Л.К. Хсю), социально культурной динамике (Г.А. Аванесов, С.А. Арутюнов, Ю.В. Иванова, И.Е. Ширшов и др.), роли ассимиляции, адаптации и интеграции культур (Н.М. Гасанова, И.А. Грешилова, М.В. Дьячков и др.).

Проблема ценностей как культурного ядра эволюции, стягивающего историческое и актуальное пространство культуры, изучалась В. Виндель-бандом, И. Кантом, Г. Лотце, Ф. Ницше, Г. Пиконом, В. Урбаном, В. Франк-лом, М. Хайдеггером, А. Штерном. Система ценностей как основа внутренней устойчивости общества рассматривается в работах по социологии (М. Вебер, П.А. Сорокин и др.).

В отечественной науке проблема ценностей в культуре анализировалась в философских работах В. Василенко, Г. Выжлецова, О. Дробницкого. М. Кагана, Л. Столовича, В. Тугаринова, А. Харчева и др. Особенности культурно-исторической преемственности, выявление типологического единства относительно замкнутых культурно-исторических образований (древность, средневековье, дорусский период, русский период, современность) в культуре бурят изучались имплицитно на примере конкретных локальных культур (И.А. Асалханов, Н.П. Егунов, Е.М. Залкинд, Ф.А. Кудрявцев, Д.Д. Нимаев, А.П. Окладников и др.).

Логика настоящего исследования требовала введения в оборот таких понятий, как «традиция», «инновация», «модернизация» и определения их содержания и роли в культуре (С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, Ю.М. Пло-тинский, М.А. Розов, В.А. Яковлев и др.). Наиболее ценным опытом исследовательских стратегий явилось решение проблемы определения аутентичности, подлинности культурных ценностей, традиций, поиск «реконструированного», «обновленного», «архаизированного» и «мифологически конструированного» содержания в них (Н.Л. Жуковская, Т.М. Михайлов, А.С. Па-нарин, Т.Д. Скрынникова, Е. А. Строганова, К. Хемфри и др).

Специфика культурных ценностей конкретных эпох в бурятской культуре исследовалась такими выдающимися учеными, как Д. Банзаров, И.Н. Березин, И.Г. Георги, Ц. Жамсарано, A.M. Кастерн, П. Кафаров, Г.Н. Пота нин, A.M. Позднеев, М.Н. Хангалов. В их трудах содержится большой документальный материал, описывающий характер общественных отношений родового строя, особенности народной словесности и фольклора, экономического и жизненного уклада народа, подчеркивается единство истории и культуры бурят с монгольским миром. Представляются интересными труды ученых, исследующих кочевые цивилизации Центральной Азии (JUL Викторова, Б. Владимирцев, Л.Н. Гумилев, С.Г. Кляшторный, Н.Н. Крадин и др.).

Большим вкладом в изучение истории и культуры бурят являются работы А.И. Андреева, Б.Б. Бамбаева, М.Н. Богданова, СВ. Бахрушина, В.П. Гирченко, Н.Н. Козьмина, Ф.А. Кудрявцева, А.П. Окладникова, А.Н. Туруно-ва, Н.Н. Фирсова, П.Х. Хаптаева и др., которые позволяют реконструировать эволюцию системы ценностей бурятской культуры.

Значительным явлением современной науки стали труды ученых, рассматривающих различные аспекты эволюции культуры и культурных ценностей бурят. Вопросы ценностного наследия традиционной культуры бурят разработаны Л.Л. Абаевой, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Д.С. Дугаровым, Т.М. Михайловым, Ю.А. Серебряковой, И.С. Урбанае-вой. Представлены модели развития этнической истории (Б.Б. Дашибалов, А.А. Елаев, Д.Д. Нимаев, Б.Д. Цыбиков). Интересна интерпретация текущих этнических процессов в трудах М.И. Гомбоевой, И.Э. Елаевой, Н.Л. Жуковской, А.Д. Карнышева, Ю.Б. Рандалова, Т.Д. Скрынниковой, которые создают фактологические и концептуальные основания для обобщения эволюции культурных ценностей бурят.

В целом о материальной и духовной культуре бурят собраны достаточные сведения, однако ценностные основы бурятской культуры в научной литературе специально не рассматривались, что и вызвало необходимость изучения эволюции ценностных параметров данной культуры. Таким образом, созданы предпосылки для обобщения представлений об эволюции традиционных культурных ценностей бурят.

Объект исследования: традиционные культурные ценности бурят.

Предмет исследования: эволюция традиционных ценностей в культуре бурят.

Цель исследования: изучение эволюции традиционных культурных ценностей бурят и определение социокультурного значения их актуализации на данном этапе.

Задачи исследования:

- определить теоретико-методологические подходы к изучению эволюции культурных ценностей бурят;

- обосновать природно-климатические и социально-исторические факторы эволюции традиционных ценностей бурят;

- проанализировать инновации в традиционных культурных ценностях бурят;

- определить социокультурное значение опыта актуализации традиционных ценностей бурят.

В основе методологии исследования лежит диалектический принцип единства исторического и логического, суть которого состоит в раскрытии соотношения между исторически развивающимся объектом и его отражением в теоретическом сознании. Применительно к данной работе историческое - это процесс становления предмета исследования (эволюция культурных ценностей бурятского народа), а логическое - это рациональное воспроизведение обозначенного предмета в существенных и многообразных социокультурных проявлениях. Использование диалектического метода дало возможность выявить различие между понятиями «ценности культуры» и «культурные ценности» и определить последние как экспликацию идей, заложенных в конкретных формах ценностей. Данный метод позволил выявить детерминированность ценностей культуры и культурных ценностей условиями природного и исторического бытия народа. Принцип единства исторического и логического как один из компонентов диалектического метода явился методологическим основанием постижения сущности и закономерностей эволюции

такого сложного явления, как система этнически выраженных культурных ценностей.

Важное методологическое значение имеет постмодернистский принцип релятивизма. Культурные ценности имеют не только этнически выраженный характер, но и общечеловеческое содержание. Поэтому ценности в культуре не могут быть жестко детерминированы особенностями конкретной культуры. Посредством анализа особенностей этнически выраженных культурных ценностей важно понять содержание всеобщего (экспликат культурных ценностей как сущностная характеристика, ценностный геном в культуре).

Изучение исторических закономерностей развития культурных ценностей потребовало использования эволюционно-исторического метода. Сравнительное исследование различных периодов развития бурятской культуры и выявление в них типологически общего в ценностях обусловило применение сравнительно-системного метода анализа.

Трехслойное строение культуры, обусловленное диалектикой общего, особенного и единичного, рассматривается нами посредством системного анализа культуры, который включает общекультурный (бурятский социум), социокультурный (локальные группы: семья, род), индивидуальный (личностный) слои.

Изучение традиционных культурных ценностей предполагает использование определенных подходов. Культурно-специфический подход нацеливает на изучение культуры какого-либо народа изнутри, на необходимость выявления специфических особенностей народа. Предмет такого исследования - выявление связей между внутренним миром человека и этнокультурными переменными в этнической культуре. Универсалистский подход представляет кросс-культурное изучение нескольких культурных слоев, что позволяет выявить общие, универсальные элементы и межкультурные различия. Изучение сходства и различий переменных в культурных ценностях дает возможность выявить общее, повторяющееся и отдельное, особенное в культуре. Большое значение для оформления идеи работы имели труды предста вителей отечественной и зарубежной философской, культурологической мысли, монографии и статьи этнологов, историков.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- представлена попытка комплексного анализа эволюции традиционных культурных ценностей (на примере бурятского этноса);

- выявлена система культурных ценностей, ее структура, становление, детерминированность природными и историко-социальными условиями жизни;

- уточнены понятия «культурная эволюция», «культурно-историческая преемственность», «традиционные культурные ценности»;

- выявлен характер изменений традиционных культурных ценностей бурят;

- определены механизмы культурно-исторической преемственности культурных ценностей бурят, содержанием которых являются традиции и инновации культуры, процессы изменчивости и устойчивости в определении структурных единиц культуры.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что анализ актуального состояния базовых культурных ценностей бурятского этноса, определение своеобразия их эволюционного развития, механизмов культурно-исторической преемственности позволяют исследовать современную социокультурную ситуацию в российском обществе; на этой основе возможен поиск средств адаптации традиционных ценностей, обеспечивающих целостность культуры, устойчивость и свободу человека в неустойчивом мире.

Материалы исследования развивают направление, исследующее аксиологические аспекты бурятской традиционной культуры.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы диссертации и ее концептуальные положения могут быть использованы при составлении программ учебных курсов, методических пособий и спецкурсов по истории и теории культуры, истории культуры бурят.

Объем и структура исследования.

Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографии.

Теоретико-методологические подходы к исследованию эволюции традиционных культурных ценностей бурят

Определение сущности и динамики традиционных культурных ценностей бурят требует конкретизации содержания термина «эволюция» как постепенного, непрерывного количественного изменения, подготовляющего качественные преобразования.

В социологии ученые рассматривают эволюцию исходя из трех позиций: теории, постулирующей линейный, упорядоченный и прогрессивный характер социального изменения (К.А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер); теории, основанной на аналогии с эволюцией в растительном и животном-мире, следующей за учением Дарвина; теории многомерной творческой эволюции, основой которой является синергетический подход (И. Пригожий, Г. Хакен, Л. Бергсон).

Концепция линейной эволюции в социологии характеризует упорядоченные и направленные изменения общества в целом. Эволюционная идея социального развития рассматривается как последовательная прогрессия органических обществ в направлении от низших уровней к высшим, когда каждое общество оказывается соответствующим своему времени, но впоследствии сменяется более высокими формами общественного устройства. Если с органической точки зрения общество рассматривается как совокупность взаимосвязанных частей, находящихся в равновесии друг с другом и образующих единое целое, то эволюция определяется как рост функциональной специализации структур и совершенствование адаптации частей целого. Показателем линейной концепции культуры служит степень сложности общества. Для человеческого общества свойственна тенденция развития от простого, недифференцированного целого к целому сложному и разнородному, в котором его части становятся более специализированными по характеру. Это стало основанием положения, что традиции в своем развитии дифференцируются и специализируются.

Неоэволюционизм характеризуется стремлением использовать принципы естественного отбора и адаптации, заимствованные из биологической эволюционной теории, органистической модели общества. Его сторонники видели в дарвиновской эволюционной теории путь к объяснению изменения и выживания организмов, совместимый, как им представлялось, с их собственными научными посылками. В качестве отправного пункта в данном случае служит понятие «адаптации обществ» к окружающей среде: к ней можно отнести как природный мир, так и окружающие социальные системы. Трансформации в обществе, откуда бы они ни исходили, являются основным материалом эволюции. Изменения, содействующие повышению способности общества к адаптации, связанной с задачами его долгосрочного выживания, отбираются и институционализируются в соответствии с принципом выживания наиболее «приспособленных», т.е. остаются традиции, которые способствуют сохранению устойчивости. В культуре остается то, что помогает системе адаптироваться к изменяющимся условиям и тем самым выживать, образуя при этом модельное целое.

Синергетическая парадигма удивительно эффективна в сфере исследования культуры, поскольку она характеризуется многовариантностью, нелинейностью (цикличность, скачки, взрывы) и необратимостью (незамеченные факторы могут вызвать резкие и непреодолимые изменения). Синергетика, предлагая новое видение закономерностей развития культуры (Г. Хакен, И. Пригожий), представляет состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. Хаос рассматривается как источник развития неравновесных, сложно организованных и открытых систем, для которых характерны постоянная изменчивость, явления бифуркации и флуктуации как спектр возможностей для перехода системы в новое качество.

Концепция философской системы творческой эволюции трактует эволюционные процессы как ориентированные не в будущее, а, скорее, в прошлое - исходный импульс жизненного порыва. Становление интеллектуальных форм познания является одной из линий эволюции мира, инициируемой жизненным порывом. Многомерная эволюция - исходное единство, включающее в себя меняющиеся во времени интеллектуальную и инстинктивные формы познания. Безграничность творческой эволюции зиждется тем самым исключительно на том, что жизнь может развиваться лишь путем трансформации живых организмов. И лишь сознание человека, способное к саморазвитию, может воспринять жизненный порыв и продолжить его. Таким образом, человек и его существование выступают уникальными гарантами существования и эволюции Вселенной, являя собой в этом исключительном контексте цель последней, а интуиция обретает статус формы жизни, атрибутивной для выживания социума в целом. Согласно Л. Бергсону, сущность есть изменение, столь же существенным является движение, направленное к рефлексии. В этом творческий смысл динамики, изменчивости культурных основ социума.

Роль природно-климатических и социально- исторических факторов в развитии культурных ценностей бурят

В формировании культуры народов важную роль играют географическое положение, природная среда, ландшафт, тип хозяйствования, а также особенности социального устройства общества, характер и тип социальных структур. Задачей данного параграфа является рассмотрение особенностей природно-климатических и социально-исторических факторов, обусловивших своеобразие бурятской культуры, в частности, эволюцию традиционных культурных ценностей. Под воздействием природной и социальной среды, к которой адаптируются люди и которую они активно используют, складываются тип культуры, своеобразный жизненный уклад, образ миро-восприятия, национальный менталитет, ценностные ориентации и отношения.

Одним из первых исследователей, обративших внимание на роль природно-климатического фактора в формировании культуры, а именно уклада жизни и особенностей национального характера, был историк В.О. Ключевский. Русский философ Г.В. Вернадский, обобщая комплекс факторов среды, влияющий на историю и культуру народа, сформулировал понятие «место-развитие». Он определил предложенный термин как совокупность социально-исторических и географических признаков определенной среды обитания, которая налагает печать своих особенностей на нормы человеческого общежития, развивающегося в этой среде.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее — от географической среды, в исследовательской литературе никогда не оспоривалась, но понималась по-разному.

Л.Н. Гумилев подчеркивал особую роль географического фактора в развитии этноса и положил в основу своей концепции идею о природно-биологическом характере происхождения этноса. Систему своих взглядов он объяснил тем, что этнос является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Этнос - биофизическая реальность, а потому механизм этногенеза задействован в реальные природные процессы. Гипотеза Л.Н. Гумилева о влиянии природного фактора, под которым он понимает совокупную энергию земли и солнца, выражена в концепции взаимной зависимости глобальной системы — Человек-Природа-Космос. Она основана на предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. По существу, методология, сам принцип объяснения характера этногенетических процессов, разработанный Л.Н. Гумилевым, являются выражением субъективистской позиции. Так, он считает, что в результате пассионарного влияния среди представителей сформировавшегося этноса или нескольких этносов появляется определенное количество людей с повышенной тягой к действию. После этого этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл его жизни продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше в результате внешних причин. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. Идея Л.Н. Гумилева ценна в методологическом отношении, он создал красивую концепцию о нелинейном характере социокультурной динамики этноса, предвосхитив синергетические методы объяснения сложных социальных систем.

Г.Л. Гачев, рассматривая каждую национальную целостность как единство местной природы, характера народа и его склада мышления, определяет эту целостность как единство, выраженное в триаде «Космо - Психо -Логос». «Природа каждой страны,- пишет он, - это не географическое положение, не «окружающая среда» для нашей эгоистической человеческой пользы, но мистическая субстанция - Природина» (неологизм Г.А. Гачева: природа + родина) [38,34]. Создается метафорический образ, символизирующий духовную связь человека, общества с местом проживания, что и «переводит», обусловливает взаимосвязь человека и природы в духовно-нравственном измерении.

Природные условия традиционного места проживания бурят, которые наложили отпечаток на особенности культуры в целом, и в частности, на систему ценностей народа, значительно отличаются от других районов страны, находящихся в пределах соответствующих широт. Это центр азиатского материка, находящийся на большом удалении от смягчающего влияния морей, «барьера» Гималаев и Тибета, препятствующих проникновению теплых потоков воздуха из экваториальных широт вглубь Центральной Азии; холодное дыхание Северного Ледовитого океана определяет климатические условия края. Самое продолжительное время года - зима, которая продолжается 5 — 6 месяцев, в этот период преобладает тихая и ясная погода с морозами до 50 градусов. Весна сухая и ветреная. Летом формируется область низкого давления, достигающего в июле величин 750 - 755 мм рт. ст., что на 5 - 10 мм ниже нормального. Температура воздуха в это время иногда поднимается до 40 градусов. Все это говорит о том, что климат можно охарактеризовать как резко континентальный.

Инновации культурных ценностей бурятского этноса

Задачей данного параграфа является анализ эволюции традиционных культурных ценностей бурят, характера их обновления, механизмов формирования инновации в культурных ценностях. Социокультурными основами, определяющими процесс обновления культурных ценностей, явились как внутренние процессы развития культуры, так и внешние воздействия на нее. Внутренние процессы обусловлены собственными законами развития культуры, изобретениями, культурными мутациями и инверсиями. Внешними причинами инновационного процесса являются стимулированные инокуль-турные трансформации.

В литературе, посвященной проблемам периодизации истории культуры бурят, выделены периоды, которые позволили определить этапы внедрения инноваций в массив этнической культуры бурят.

Нами предполагается, что этапами культурной трансформации бурятской культуры стали процесс ламаизации бурятской культуры, интеграция в российскую, русскую культуру, модернизация в период формирования советской системы ценностей, обновленчество и возрождение традиционных про-токультурных ценностей, произошедшие в 90-е годы XX века.

Выявление и анализ базовых традиционных ценностей, характерных для различных периодов истории культуры бурят, возможны на основе экспликации интенциональных, имплицитно заложенных в повседневной культуре идей, имеющих типологическое или концептуальное единство в тех культурных формах, которые были характерны для указанных исторических периодов. Поэтому основным предназначением работы является не исследо вание и перечисление конкретных ценностей культуры в конкретный период бурятской истории, но выявление интенциональных, базовых, несущих непреходящую ценность идей, которые обеспечили культурно-историческую преемственность этнического этоса, традиционность культурной семантики. Культурными ценностями, обеспечивающими целостность полиморфной культуры народа, могли стать надперсональные, надконфессиональные, обобщенные идеи. Поэтому в параграфе мы дифференцируем два понятия: «ценности культуры» и «культурные ценности».

Анализ литературы, проведенный в первом параграфе первой главы, позволил нам определить различия в содержании понятий «ценности в культуре» и «культурные ценности». Под культурными ценностями мы понимаем идеальную модель, сферу должного или долженствующего, а под ценностями в культуре - существующую модель (то есть реальное, актуальное значение культурных ценностей в социуме), которая вбирает не только должное, но и сущее (фактическое) и проявляется в ценностных ориентациях и ценностных отношениях. Обновление в культурных ценностях и обновление реальных ценностей культуры неоднозначны. Ценности в культуре и культурообра-зующие ценности определяют и нормируют качество современного состояния культуры. Их отношения сопрягаются как отношения должного и существующего; изменения в первых ведут к трансформациям вторых.

Основной задачей данной части диссертационной работы является анализ особенностей эволюции традиционных культурных ценностей на основе выявления идеальных конструкций, обеспечивших единство, преемственность в развитии бурятского народа, что предполагает изучение особенностей бытования, то есть онтологичности самих ценностей культуры и выявление в них обобщающих идей.

Картина мира в представлении бурят, сложившаяся до XVII века и имевшая общие основания с картиной мира кочевников-скотоводов Центральной Азии, оформилась в результате длительной адаптации этноса к природным условиям. Географическая зона, пейзаж, ландшафт, особенности времен года, климата повлияли на формирование специфической национальной психологии, национального темперамента, менталитета, общих качеств жизненного уклада.

По справедливому замечанию Г.Д. Гачева, «национальный характер народа, мысли, культура - очень хитрая и трудно уловимая материя. Ощущаешь, что он есть, но как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому, всем народам. Избежать этой опасности нельзя, можно лишь постоянно помнить о ней и пытаться с ней бороться, но не победить» [38, 46]. «Ибо описать национальное - это выявить уникальное. Эта задача не поддается только рассудочному мышлению. Здесь образ, символ и миф эффективнее работают» [38, 46].

Воссоздание целостной картины мира, открывающей перед человеком подлинные масштабы исторического Универсума, ощущение гармонической соизмеримости исторических этапов в развитии этнической культуры возможны лишь на основе понимания и осмысления взаимосвязи, взаимопроникновения форм культурного воспроизводства народа на разных этапах и в разных формах символического и рационального. Символизация - один из важнейших способов осмысления действительности, т.к. помогает субъектам восприятия культурной целостности уловить заведомо недоступные непосредственному чувственному восприятию глубины, которые и могут быть «схвачены» только опосредованно - через некую смысловую аналогию или через соответствующие эмоциональные переживания.

Похожие диссертации на Эволюция традиционных культурных ценностей бурятского этноса