Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Шлыкова Илсияр Мунировна

Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв.
<
Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шлыкова Илсияр Мунировна. Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шлыкова Илсияр Мунировна; [Место защиты: ГОУВПО "Казанский государственный университет"]. - Казань, 2008. - 191 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-философского анализа проблем актуализации экзистенциального компонента в общественном сознании. 13

1.1. Сущность и структура экзистенциального компонента в общественном сознании. 13

1.2. Уровни развития экзистенциального компонента в общественном сознании. 42

1.3. Факторы актуализации экзистенциального компонента в общественном сознании. 66

Глава 2. Интеграция экзистенциального компонента в общественное сознание России XIX — XX вв.

2. 1. Особенности российской экзистенциальной философии. 89

2. 2. Факторы интеграции основных положений экзистенциальной философии в общественное сознание России. 110

2. 3. Предпосылки развития экзистенциального компонента в , общественном сознании современного российского общества. 129

Заключение 166

Литература 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переход России на новый этап общественно-экономического развития обусловил переход и к новым механизмам социального взаимодействия. Глобальная переоценка ценностей, интегрирование новых мировоззренческих оснований в индивидуальное и общественное сознание вызвали к жизни и ряд негативных явлений социального порядка, связанных с усложнением адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности. Наряду с позитивными тенденциями улучшения материального благосостояния людей, все более заметным становится разрушение нравственных идеалов и принципов общежития, свойственных российскому обществу социалистического периода. Это, с одной стороны, является неизбежной реакцией на происходящие перемены, а с другой - вызывает необходимость поиска новых мировоззренческих оснований.

Стремительное развитие научно-технического и экономического комплексов зачастую служит причиной возникновения настроений неприятия и отчуждения, которые, прогрессируя в последнее время, дестабилизируют общество. При этом отсутствие государственной поддержки процесса адаптации различных слоев населения к современным условиям социального взаимодействия еще больше осложняет обстановку и приводит в движение механизмы противодействия обществу и государству, способные не только повлиять на мировоззрение отдельных людей, но и оказать существенное влияние на всю общественную систему. В любом случае

4 эти механизмы способны нести не только созидательную, но и

разрушительную нагрузку, что актуализирует проблему их социально- -

философского исследования [См. напр., 6, с. 12; 82, с. 41].

Последнее столетие можно охарактеризовать как один из наиболее значимых и противоречивых периодов развития человеческой цивилизации в целом, и российского общества в первую очередь. Первая мировая война и революции 1917 г., обманчивая стабилизация 20-30-х годов, Великая отечественная война и последовавшая за ней Холодная война, сомнительные реформы Хрущевского и Брежневского периодов, политика Перестройки - всё это нанесло серьезный удар по индивидуальному сознанию российских граждан и общественному сознанию в целом. В этих условиях все в большей степени стало ощущаться проникновение и закрепление на российской территории элементов экзистенциального мировоззрения. Наиболее ярко это проявилось во второй половине 60-х годов XX века, когда, начиная с США, экзистенциальное мировоззрение постепенно охватило всю Западную Европу, а позже нашло свой отклик и в СССР:

Распространение экзистенциального мировоззрения в значительной степени было связано с молодежным движением, получившим впоследствии название «новые левые». Молодые люди выступили с радикальной критикой буржуазного истеблишмента, которая затем переросла в требование непосредственного изменения существующей системы социальных институтов и отношений. Среди «новых левых» стали выделяться как группы, ориентирующиеся на насилие, так и группы, ориентирующиеся на анархистские и террористические идеологические и политические установки и методы борьбы. Они существуют и сегодня в среде некоторой части как западной, так и российской молодежи, внося определенный

5
: разрушительный потенциал в общественное положение [См. напр., 131,

с. 11; 159, с. 88].

Вышесказанное указывает на необходимость специального изучения экзистенциального компонента общественного и индивидуального сознания, предпосылок его развития и влияния на состояние современного российского общества.

Анализ' специальной литературы (Н. Бердяев, А. Ф. Зотов, А.Камю, Л. К. Куличенко, С. Кьеркегор, Р. Ляшева, Т. И. Ойзерман, Х.Ортега-и-Гассет, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер, Т. Шварц, Л. Шестов, М.Л. Чалин, К. Ясперс и др.) указывает на важность роли экзистенциального компонента мировоззрения в процессе организации межличностного общения. Основываясь на эмоциональных состояниях людей, экзистенциальный компонент мировоззрения представляет собой отражение в индивидуальном сознании определенных экзистенциальных настроений, связанных с реакцией на то или- иное социальное действие, и способен ощутимо влиять на взаимоотношения людей в обществе. Поэтому социально-философский анализ влияния экзистенциального компонента мировоззрения на характер социального взаимодействия позволил бы создать необходимую методологическую основу для управления социальными процессами.

Степень разработанности проблемы. Исследование сущности
экзистенциальных состояний, легших в основу экзистенциальной
философии, и их влияние на мировоззрение человека и на его
взаимодействие с окружающими началось сравнительно недавно и
первоначально осуществлялось преимущественно западными
j мыслителями.

Основоположником экзистенциальной философии считается
з С.Кьеркегор, впервые указавший на недостаток традиционного

восприятия человека как объекта в процессе осмысления бытия, тогда как человек, в первую очередь, - неповторимая и уникальная индивидуальность. Поэтому и подход к каждому человеку должен быть индивидуальным, учитывающим потребности и желания его как личности.

Различные аспекты экзистенциальной философии и,
соответственно, лежащего в ее основе философского мировоззрения
нашли свое отношение в трудах Ж-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, К.
Ясперса, Х.Ортега-и-Гассета,. А. Сент-Экзюпери, Э. Гуссерля, Т.
Шварца, Н.Аббаньяно; Б. Кепеци, X. Блюменберга и других философов
и социологов, разработавших психоаналитические,

феноменологические, символистско-интеракционистские,

персоналистические направления в экзистенциальной философии.

В отечественной науке исследование экзистенциальных состояний связано с именами Ф. М. Достоевского, Н. Бердяева, Л. Шестова, Э.Ю.Соловьева, Е. Н. Некрасовой, П. П. Гайденко, А. Г. Мысливченко, Т. А. Сахаровой, А. Г. Семченко, А. Ф. Зотова, А. М. Рутневича, А.А.Ивина, О. В. Красновой, В. Н. Акулинина, X. Г. Гогочури, С.А.Ковалева, И. A. Pay, А. И. Пигалева, В. Бибихина, Ж. Батая, П.Кампица и др.

В то же время проблемы, связанные с изучением некоторых экзистенциальных процессов, нашли свое отражение и у ряда мыслителей других философских направлений. Среди зарубежных исследований в этом плане можно отметить значение работ Т. Адорно, Ж. Маритена, К.Леви-Строса, Э. Фрома, А. Печчеи, Н. Аббаньяно, У. Баррета, Х.Мерло-Понти, М. А. Кисселя, К. А. Шварцмана, Р. Бернса и др. Среди отечественных исследований экзистенциальные состояния получили освещение в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, М.К.

7 Мамардашвили, А. А. Ермичева, Г. Г. Дилигенского, А. С. Богомолова,

Т.И. Ойзермана и др.

Также для анализа различных аспектов проблемы развития экзистенциального компонента на различных уровнях общественного сознания в современных условиях в той или иной мере могут быть использованы работы X. Закссе, П. Козловски, Ч.Сноу, Дж. Вейценбаума, Т.Куна, Г. Б. Длугача, М.П. Капустина, И.Г. Ясавеева, Ю. М. Климова, Д.Б.Лената, А. В. Петровского, С.С.Хорунжего, М. В. Демина, Т. В. Беловой, Е. А. Голикова, Р.Н.Белгома, А.И. Круглова и др.

Таким образом, наблюдается объективное противоречие между всё возрастающим влиянием экзистенциального компонента общественного сознания на общественную жизнедеятельность, возможностью использования в целях анализа этого влияния опыта, накопленного в течение почти вековой истории развития экзистенциальной философии, и недостаточной разработанностью собственно социально-философских аспектов анализа экзистенциального компонента общественного сознания.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы механизмы актуализации и развития экзистенциального компонента в российском общественном сознании?

Объектом исследования является общественное сознание как объективный социальный феномен, его взаимосвязь с различными аспектами существования и развития общества, предметом — совокупность условий, влияющих на актуализацию и развитие экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX-XX вв.

Цель и задачи исследования. Актуальность темы и степень ее разработанности определили основную цель диссертационного исследования, которая заключается в определении структурных и

8 процессуальных особенностей развития экзистенциального компонента

общественного сознания в условиях российского общества.

Достижению поставленной цели способствует решение

следующих задач:

анализ сущности и структуры экзистенциального компонента общественного сознания в различных сферах социального взаимодействия;

выявление условий и факторов актуализации экзистенциального компонента общественного сознания;

- определение состояния и особенностей экзистенциального
компонента общественного сознания России в конкретных социо
культурных условиях;

определение предпосылок развития экзистенциального компонента общественного сознания в результате социально-экономического, политического и социо-культурного реформирования российского общества.

Методологическую основу диссертации 'составили

диалектические принципы всеобщей связи и развития; восхождения от абстрактного к конкретному; единства анализа и синтеза, субъекта и объекта; принципы системно-интегративного и системно-функционального анализа. Кроме обозначенных фундаментальных принципов в диссертации учтены требования деятельностного, системного и комплексного подходов как традиционных подходов к исследованию социальных явлений и процессов, обеспечивающие адекватное их понимание.

Легитимизация в отечественных социальных науках
полипарадигмального подхода позволяет использование различных
методологических оснований при изучении проблемы

9 экзистенциального компонента общественного сознания. В связи с

этим, наряду с традиционными подходами к анализу социальных

явлений и процессов нами были использованы интеракционистский и

конструкционистский подходы, позволившие, в частности, вскрыть

влияние средств массовой коммуникации на формирование и развитие

экзистенциального компонента общественного сознания.

Теоретическими источниками диссертации явились произведения- классиков мировой философии, рассматривавших проблемы общественного и индивидуального сознания, его влияния-на состояние социального взаимодействия, формирование и развитие экзистенциального компонента общественного сознания.

При рассмотрении экзистенциального компонента общественного сознания как объективного социального феномена мы опирались на труды С. Кьеркегора, Ж-П. Сартра, Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, Ч.Сноу, К. А. Шварцмана, А. Печчеи, Т. Шварца, Б. Г. Капустина, П.С.Гуревича, А. С. Богомолова, Г. П. Гайденко, С. И. Попова, А.М.Рутневича, А. Г. Мысливченко и др. Рассмотрение сущности и структуры экзистенциального компонента общественного сознания строилось на работах М. Хайдеггера, В. Марселя, Н. Аббаньяно, А.Камю, X. Ортега-и-Гассета, К. А. Шварцмана, Н. Бердяева, Л. Шестова, X. Г. Гогочури, 3. В. Синевича, Е. Н. Некрасовой, М. А. Киселя, В.И.Доронова, Э. Ю. Соловьева, А. А. Ермичева, Т. И. Ойзермана, А.Ф.Зотова, В. Лакшиной, 3. Н. Зайцевой, Л. К. Куличенко и др. Анализ актуализации динамических особенностей экзистенциальных состояний в процессе социального взаимодействия базировался на на результатах исследования X. Закссе, П. Козловски, Б. Кепеци, Р. Пайпса, Г. Г. Дилигенского, Ю. М. Климова, В. Н. Акулинина, С. А. Ковалева, М. П. Капустина, А. X. Бурганова, Д. Б.

10 Лената, А. В. Петровского, М.К. Мамардашвили, А. Н. Медушевского и

др.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем:

1. Вскрываются сущность и структура экзистенциального компонента
в общественном сознании России. В результате исследования удалось
выявить, что экзистенциальный компонент в общественном сознании
представляет собой целостное ментальное образование, имеющее сложную
многоуровневую структуру, проявляющуюся как в существовании
обыденного экзистенциального сознания, так и высшего теоретического
уровня - собственно экзистенциальной философии. Первый (низший)
уровень развития экзистенциального компонента в общественном сознании
проявляется в направленности экзистенциального человека на себя, на
собственное самоопределение и саморазвитие, осуществляемое вне и
вопреки отчуждаемому обществу; второй - в осознании социальной
детерминированности процесса личностной самореализации,
обусловленного необходимостью взаимодействия с отчуждаемым
обществом, через которое происходит самореализация личности;' третий — в
трансцендировании личности, устремленности человека к «надвременному»,
вечному. Это может означать как приобщение человека собственно к
экзистенциальной философии, так и слияние с высшим существом - Богом, -
посредством которого самореализуется личность.

2. Выявляется зависимость экзистенциального компонента в
общественном сознании России от социально-экономических, политических
и социо-культурных особенностей существования и развития общества,
которые проявляются в виде факторов актуализации экзистенциального
компонента в российском общественном сознании в различных сферах
общественного устройства как реакция на возникающие в процессе развития
социальные противоречия. Так, экономические факторы актуализации
экзистенциального компонента в общественном сознании связаны с

автоматизацией, «технизацией» и профилизацией производства, которые сводят существование человека к способности служить частичной, то есть предназначенной для выполнения узкой сферы операций, машиной. Политические факторы актуализации экзистенциального компонента в общественном сознании вызваны функционированием института демократии как власти большинства, усредняющей мнения и потребности людей. Факторами актуализации экзистенциального компонента в общественном сознании в культуре является процесс ее «омассовления», связанный с тиражированием культурных ценностей и приводящий к обесцениванию продуктов творчества, а также к созданию стереотипов, формирующих определенный тип личности.

3. На основе полипарадигмального подхода рассматриваются
особенности и перспективы развития экзистенциального компонента в
общественном сознании России, обусловленные исторически
сложившимися традициями социального и культурного взаимодействия,
характеризующимися исконной религиозностью, принятием Бога, и
заключающимися в традиционной установке человека на соборность как
форму исторически обусловленной необходимости единения ^людей, в
отношении человека к другому как условию собственного
самоосуществления.

4. Выявляются основные предпосылки трансформации
экзистенциального компонента в общественном сознании в условиях
изменяющегося российского общества. Предпосылки развития
экзистенциального компонента в реформируемом российском обществе
связаны с современными достижениями науки и техники. Основными
предпосылками развития экзистенциального компонента в общественном
сознании в условиях реформируемого российского общества являются
субъективация как форма отношения к себе и миру, базирующаяся на
отчуждении от объективирующих условий существования общества, а

12 также деперсонификация социальных отношений, основанная на

стандартизации личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Экзистенциальный компонент в общественном сознании представляет собой целостное ментальное образование, имеющее сложную многоуровневую структуру, проявляющуюся как в существовании обыденного экзистенциального сознания, так и высшего теоретического уровня - собственно экзистенциальной философии и выражающееся в направленности экзистенциального человека на себя, на самоосуществление вне и вопреки обществу; в трансцендировании личности как, форме субъективного преодоления человеком собственной ограниченности на пути к самореализации.

  2. Состояние экзистенциального компонента в российском общественном сознании обусловливается как исторически сложившимися традициями социального и культурного взаимодействия, так и современными тенденциями развития российского^ общества как открытой системы. Основной-особенностью экзистенциального компонента в российском общественном сознании является отношение человека к другому как условию собственного самоосуществления и, следовательно, установкой на соборность как форму исторически обусловленной необходимости единения людей, религиозного отношения к миру.

  3. Экзистенциальный компонент в российском общественном сознании, являющийся результатом совокупного экзистенциального опыта людей, характеризуется динамичностью, способностью к изменению своего состава, выражающейся в доминировании определенных экзистенциальных состояний членов общества в различное время. Основными предпосылками развития

13 экзистенциального компонента общественного сознания в условиях

изменяющегося российского общества являются: субъективация как

форма отношения человека к себе и миру; деперсонификация

социального взаимодействия; развитие постмодернистских и

постпозитивистских подходов в исследовании человека и общества.

Состояние экзистенциального компонента в российском общественном

сознании характеризуется целым комплексом особенностей,

обусловленных: соборностью как формой исторически обусловленной

необходимости единения людей; особенностями российского

религиозного отношения к миру; евразийским характером

мировосприятия.

Апробация результатов исследования. Существенные аспекты содержания настоящей работы изложены в публикациях' автора и апробированы в ряде выступлений на российских и межвузовских конференциях, симпозиумах (Казань, Пенза, Елабуга).

Научно-практическая значимость диссертации заключается в обобщении результатов различных философских и - научных исследований по проблемам, связанным с актуализацией экзистенциального компонента.

Философско-теоретический характер работы позволяет использовать её в общеобразовательной практике. Развиваемые диссертантом положения включены в практику преподавания общего курса философии в виде дополнения к изучаемым темам (детерминизм и индетерминизм; общество и его структура; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего). Теоретические разработки

14 исследования имеют практическое значение и возможность

использования в социальной практике.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав

(шести параграфов) и заключения. Библиография включает 177

наименований.

Сущность и структура экзистенциального компонента в общественном сознании

В самом общем виде общественное сознание определяется как духовная сторона исторического процесса, некоторое интегральное качество, обусловленное как особенностями индивидуальных сознаний членов общества, так и состоянием самого общества во всем многообразии проявлений общественной жизнедеятельности (См. напр., 153, с. 247). Являясь отражением общественного бытия, общественное сознание обладает сложной; многоуровневой структурой, развивающейся и усложняющейся вместе с усложнением и развитием общественного бытия. структуре общественного сознания, соответствующие им элементы, такие как обыденное, политическое, правовое, моральное, философское, эстетическое, религиозное и.идеологическое сознание:

Приведенный; перечень элементов, общественного сознания, безусловно, не является.полным и скорее имеет значение как принцип выделения элементов, а не их номенклатура. Так, например, некоторые исследователи»выделяют помимо прочего; экологическое (E.Bv Тромов), экономическое и т.п. сознание. Нужно отметить, что «механическое» усложнение философской; модели общественного сознания посредством увеличения: ее элементов не решает всех возникающих, в рассматриваемошобласти проблем.

Дело в том, что содержание общественных отношений формируется в определенной системе жизнедеятельности- людей, где каждый человек выступает, во-первых, как объект - неотъемлемый элемент целостной системы общественных отношений, имеющий; общие с другими-свойства и характеристики, и, во-вторых, как субъект, имеющий свои особенные качественные и количественные характеристики, отличающие его от других субъектов ж системы; в целом. Таким образом; в структуре общественного сознания необходимо выделить ещё одиш срез, отражающий? содержание практической деятельности субъектов (формы общественного бытия), объединенных в силу объективных условий в определенные общности в процессе осуществления общественных отношений. Действительно, в реальности мы наблюдаем не просто религиозный, обыденнЫЙ, философский и др. элементы общественного сознания, а совокупность религиозных, обыденнЫХ, философскИХ и др. элементов. Так, например, в структуре российского общественного сознания в силу многонациональное российского общества присутствуют христианские, мусульманские, буддийские, иудаистские и др. компоненты религиозного сознания, отражающиеся как на обыденном, так и на философском уровнях. Естественно, это касается не только религиозных, но и всех других аспектов общественного бытия и общественного-сознания.

Сказанное позволяет утверждать, что общественное сознание включает в себя совокупность компонентов, представляющих целостные ментальные образования, имеющие сложную многоуровневую- структуру и характеризующиеся, единством мировоззренческих оснований оценки различных аспектов общественного бытия как на- уровне обыденного сознания, так и на высшем теоретическом уровне - собственно философском. При этом философия, будучи высшей, но все же формой отражения бытия, вторична по отношению как к бытию, так и к элементам низлежащих уровней общественного сознания. Основы любой философии первоначально зарождаются и проявляются на уровне обыденного сознания, находят свое проявление в морали, идеологии и только потом получают свое оформление в философии. С определенной степенью допущения можно утверждать, что в общественном сознании сегодня существуют основы всех философских учений не только прошлого, но и будущего точно так же, как в «Государстве» Платона можно обнаружить идеи, свойственные структурно-функциональному

Факторы актуализации экзистенциального компонента в общественном сознании

Человек же, который отчуждается от «другого», мотивируя отказ отчуждением от мира вообще, тем самым отчуждается от всех эмоций, чувств, желаний, обязательно сопровождающих взаимодействие с другим. Человек становится автоматом, «механическим человеком», чье всеотчуждающее существование лишено всякой цели (даже если на первоначальном этапе таковая имелась). Примером такому существованию может служить жизнь Лидди, героя романа А. Камю «Посторонний». Лидди был воспитан на беспрекословном подчинении авторитетам и впоследствии настолько отстранился от себя и от мира, что у него больше не осталось никаких человеческих эмоций; и он убивает без малейшего колебания, не испытывая никаких чувств, только в надежде получить признание хотя бы и благодаря преступлению, почувствовать себя не совсем отвергнутым. Отчуждение от общества привело героя не только к отчуждению от других людей, но и от самого себя. Он становится послушным орудием в руках тех, кто использует его в своих целях. Лидди сам, свободной своей волей, обрек себя на рабство, и вины общества здесь нет.

Стремление к отчуждению от общества, через отчуждение от других людей, возвращает человека в лоно того самого безликого общества, к отчуждению от которого он так стремился и «винтиком» которого он в результате и становится. Примеры подобных «механических» людей мы находим и в современном мире, где такие люди представляют собой целый механизм, способный влиять на политику, культуру, социальный строй всего общества. Такова, по мнению Ж-П. Сартра, связь между абсолютным характером свободного действия, посредством которого каждый человек реализует себя, реализуя в то же время определенный тип человечества, - действия, понятного любой эпохе и любому человеку, и относительностью культуры, которая может являться следствием такого выбора.

Таким образом, второй уровень развития экзистенциальной личности и, следовательно, экзистенциального компонента общественного сознания — познание другого — представляет собой сложную структуру. Так, на данном уровне находят свое отражение экзистенциальные категории выбора, свободы, ответственности, являющиеся условием существования и развития как экзистенциальной личности, так и экзистенциального компонента общественного сознания. Осуществляя свое познание другого посредством данных категорий, экзистенциальная личность, тем самым, осуществляет и свой переход на третий этап своего экзистенциального развития, выявляющий также и уровень развития экзистенциального компонента общественного сознания - трансцендирование - выход экзистенциальной личности за свои пределы на пути к самоосуществлению. Несколько иначе представляет данную проблему Серен Кьеркегор. Как и другие религиозные экзистенциалисты, он видит потребность человека к самосовершенствованию не в стремлении к «ничто», а в религиозном воссоединении с высшим трансцендентным существом - Богом. Правда экзистенциального бунта является для датского философа христианской правдой о том, что единичная личность и ее судьба есть большая ценность, чем мировой порядок, чем гармония целого, чем отвлеченное бытие. И поскольку Бог; творит не миропорядок, не бытие, а личности, и творит их как задания, осуществляемые свободой, постольку человек поставлен в своем духовном и познавательном пути не перед бытием (что совершенно не первично и означает уже рационализацию), а перед истиной, как тайной существования. Отсюда и любовь рассматривается как подчинительная любовь к Богу, отданная целиком и без остатка. Такая любовь, или вера, позволяет, по мнению С. Кьеркегора, подняться над бытием и искать опоры своим действиям не в других людях, а в себе, одухотворенном постулатами Божьими. Таким образом, религиозное направление экзистенциального мировоззрения представляет собой несколько иную степень развития личности, при которой цель и смысл существования экзистенциального человека видится не в реальном, земном, бытии, а в надреальном, мистическом бытии в Боге.

Особенности российской экзистенциальной философии

Спецификой российской философии является ее социальность (общинное сознание, соборность), что предполагает постановку вполне земных, человеческих проблем, постоянное искание путей достижения социальной справедливости.

Российская философия всегда имела свой определенный круг проблем, однако она не может рассматриваться вне связей и. отношений, которые существовали у нее и с мировой философской культурой. Б. П. Вышеславцев писал, что «существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле существует русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант. Национализм в философии невозможен, как и в науке, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам и различным традициям мысли у различных наций» [143, с. 5]. Философия существования считается одним из таких аспектов сопричастности русской философии к мировой. Начиная с середины XX в., в работах многих западных философов стала даже появляться мысль о наличии своеобразного «русского экзистенциализма» (в представители которого зачисляются прежде всего Н.Бердяев и Л. Шестов), источниками которого являются философия славянофилов, Ф. М. Достоевского и духовные искания начала века. Основу русской экзистенциальной философии, по мнению многих отечественных философов, составляет исконная религиозность русского народа [См. напр. . 59, с 21-38; 150, с. 41-54]. Поэтому, видимо, когда говорят о русской философии, часто имеют в виду русскую религиозную философию, подчеркивая эту главную направленность мышления русских философов. Н. Бердяев объяснял религиозную направленность русской экзистенциальной философии следующим образом: «Русская религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности. Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что русская философия, религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и философствующий был экзистенциален, выражая свой духовный и моральный опыт, целостный, а не разорванный опыт» [15, с. 160-161]. Русскую экзистенциальную философию прежде всего интересует религиозный опыт, проблема трансцендентности Бога и проблема трансцендентности вообще, возможность богопознания и боговоплощения — т.е. все те важнейшие черты, которые были присущи христианской метафизике. Именно религия позволяет говорить о русской философии как об экзистенциальной, т.е. отвечающей самым глубинным запросам человеческой личности, обращающейся к природе самого человека как существа противоречивого и трагического, стремящегося к познанию смысла собственного существования [См. напр., 134]. Однако в отличие от западных экзистенциалистов, их русские собратья видели смысл самоосуществленности личности не в борьбе с отчуждаемой действительностью, а в примирении с нею, что соответствовало русскому религиозному мировоззрению [См. напр., 59, с. 32-94; 84, с. 15-19]. Свою концепцию отечественные философы объясняли тем, что существующий порядок человеку не дано изменить, как не дано до конца понять и изменить само таинство бытия и таинство жизни. Различные виды познания - научное, эстетическое, отвлеченно-философское - дают лишь иллюзию объективного познания. Истинное же бытие раскрывается лишь при непосредственном контакте личности с реальностью. А для этого, по мнению российских философов, необходимо принять существующее таким, каково оно есть и попытаться понять его суть, что и способствует самосовершенствованию. Причем, данный процесс должен проходить не по схеме «я-другие», а по схеме «другие-я». Иными словами, если западные экзистенциалисты ставят целью саму личность, а «других» считают средством; то представители российской философии, наоборот, целью видят всех людей, через которых происходит естественная реализация и самой личности.

Похожие диссертации на Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв.