Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Литинская, Елена Александровна

Аксиология спорта высших достижений в современном обществе
<
Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе Аксиология спорта высших достижений в современном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Литинская, Елена Александровна. Аксиология спорта высших достижений в современном обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Литинская Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/131

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этика спорта высших достижений в социально-философском дискурсе 16

1.1. Категориальный дискурс в социально-философском контексте спорта 16

1.2. Спорт высших достижений как социокультурная ценность 25

1.3. Аксиологическая дихотомия спорта высших достижений 544

Глава 2. Параметры и концептуальная основа модели морального измерения в спорте высших достижений

2.1. Параметры гуманистической модели спорта в социально-философском ракурсе 83

2.2. Концептуальная основа гуманистической модели спорта высших достижений 1077

Заключение и выводы 1277

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования этической проблематики спорта высших достижений обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в современных обществах спорт занимает все более заметное место. В сферу спорта вовлекаются огромные массы людей во всем мире. Рост значимости спорта отчетливо проявляется в социальной жизни – политике, экономике, международных отношениях и пр. Важную роль в этом процессе играет спорт высших достижений, социально-философское исследование которого особенно информативно с позиций понимания развития человека как субъекта общественного прогресса. Такая направленность анализа оправдана с точки зрения аргументированных ответов на такие вопросы, как: движется ли человечество к сбалансированному развитию личности или к ее все более узкой специализации? эволюционирует ли цивилизация к укреплению здоровья человека или к его разрушению? и т. п.

Во-вторых, в практиках спорта высших достижений обострились нравственные аспекты, связанные с допинговыми и коррупционными скандалами, массовыми конфликтами вокруг спортивных состязаний, противостоянием клубных фанатов и пр.

В-третьих, совершавшиеся в течение всей многовековой истории спорта попытки ввести в спорт высших достижений нравственные нормы не привели к сколь-нибудь значимым результатам. Наиболее серьезная из этих, относительно недавних попыток – «Кодекс спортивной этики», опубликованный Европейским Союзом в 1992 году. Заметным шагом к формированию мер, предотвращающих дискредитацию спорта, стало вступление в силу во время Олимпиады 2012 года нового этического кодекса главного футбольного органа Европы (УЕФА) – нравственного норматива, работа над которым велась много лет. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на то, что рекомендации, которые содержит Кодекс, имеют общий характер, и структурировать моральные достижения и моральные нарушения в спорте, опираясь на этот документ, весьма затруднительно.

Соответственно, в-четвертых, для адекватного прогноза вектора социальной эволюции человека и общества возникла потребность выявления характера изменений морали в экстремальных ситуациях, что как раз и имеет место в спорте высших достижений. Это актуализировало необходимость введения в практику спорта высших достижений нормативного морального измерения, т.н. кодексов спортивной этики, которые содержали бы не только умозрительные параметры моральной оценки, но и количественные показатели нравственных коллизий.

Предлагаемый в данной диссертации подход является рассмотрением возможности моральной оценки спорта высших достижений в совокупности ее качественных характеристик и количественных показателей. Практический смысл диссертационного исследования – в разработке социально-философской модели гуманистического варианта развития спорта высших достижений.

Степень научной разработанности проблемы

Первым и наиболее фундаментальным из философских воззрений, заложивших основы исследования проблематики нравственного поведения человека в экстремальной ситуации, стала аристотелевская «Никомахова этика». Аристотель позиционировал идею антропологизма, в рамках которого утверждается, что мораль представляет собой неотъемлемое качество человека, особенно ясно проявляющееся в ситуации физического и психического напряжения. Много позже аналогичную концепцию развивали в XVIII веке К. А. Гельвеций, а в ХХ Ж. П. Сартр и Э. Фромм.

Для данной работы значимы и идеи эволюционной этики, выводящей мораль из природы человека как результат биологического развития личности (в той или иной мере к этому умозаключению пришли в своих работах Г. В. Лейбниц, Ж. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин и И. Мечников). Например, Г. В. Лейбниц привел ряд исторических и логических аргументов, указывающих на врожденность морального инстинкта. В подтверждение аналогичного вывода И. Мечников соглашался с тезисом о том, что основа нравственности заключается во врожденном чувстве каждого человека.

Отметим далее отечественные подходы в 70-х – 80-х годах ХХ века к пониманию истоков и природы морали: известный физиолог П. В. Симонов и авторитетные биологи В. П. Эфроимсон и Б. Л. Астауров в результате одновременно ведущихся параллельных наблюдений в сферах генетики и физиологии подтвердили, что в основе биологической природы человека заложены признаки становящейся нравственности.

Учтены также супранатуралистические концепты, трактующие мораль как неотъемлемое свойство человека. В интерпретации данного спектра умозаключений мораль представляет собой качество, привнесенное из некоего трансцендентального источника (Гераклит, Платон, Августин, Ф. Аквинский и Т. де Шарден). Привлечены и социологические концепты, авторы которых считают мораль разновидностью дисциплинарной установки (Т. Гоббс, Д. С. Милль, М. Вебер, Э. Дюркгейм).

Интегральным стержнем указанных направлений изучения природы морали, ее истоков и генезиса, собственно, концептуальной медианой стала ее императивность, то есть выражение моралью необходимого целесообразного отношения между людьми в обществе, понимание морали как вырабатываемого и закрепляемый в социуме механизм взаимодействия между индивидами.

Само понятие «социально-философский анализ спорта» стало появляться в научных работах по спорту высших достижений со второй половины ХХ века. (исследования, проведенные Е. Г. Богатыревым, М. Я. Виленских, В. М. Выдриным, Л. Б. Кофманом, С. А. Скулябиной, Л. Д. Хромцовой). По мере приближения к настоящему времени происходит углубление социально-философской рефлексии спорта.

Растет число работ, посвященных изучению спорта как социально-ценностной системы (С. И. Гуськов, К. Х. Грантынь, А. Г. Дембо, К. В. Динейка, А. В. Котов, И. Куценко, М. М. Линец, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, С. Н. Оплавина, Л. Е. Садовский, Н. И. Станкин, В. В. Столбов, В. И. Столяров, Ю. А. Фомин, Б. Н. Юшко). Ценность этих исследований в их теоретическом характере. Задачу выйти на уровень количественных оценок этических аспектов спорта авторы перед собой не ставили.

Трактовка морали, принятая в данной работе, в основе своей была намечена Т. Гоббсом и Ж. Ж. Руссо и сформулирована в ХХ веке в современном варианте Дж. Ролзом. Смысл ее в том, что мораль императив, более побудительный, чем запретительный: требования ее обращены к сознательному, свободному субъекту, которого надо более стимулировать на положительные действия, чем отвращать от действий отрицательных. Данная расшифровка морали совпадает у И. Канта, Г. В. Гегеля и Р. Хэара.

В работе учтена также концепция, в соответствии с которой исполнение моральных требований прямо зависит от человека, испытывающего нравственную коллизию (О. Дробницкий, Дж. Мур, З. Бауман). Т. е., за претворение нравственных норм в реальный поступок отвечает, прежде всего, спортсмен. Упомянутые выше научные позиции интегрированы: являясь в рамках системного подхода различными «ракурсами» общей картины, они взаимодополнительны.

Из современных зарубежных исследований особенно важна работа М. Хаузера, который пришел к выводу о реальном существовании врожденных свойств, данных человеку изначально в виде готовых элементов (своего рода «кирпичиков»), из которых «состоит» нравственность. Принята во внимание и работа А. Макинтайра, отрицающая, на основании анализа истории этики и ее современного состояния существование морали в настоящее время.

Соответственно, диапазон научной разработанности социально-философских проблем спорта и самих нравственных ценностей спорта простирается от утверждения морали, имманентной человеку и воплощаемой (или преодолеваемой) в спорте, до тотального ее отрицания.

К настоящему времени определились основные направления исследований. В частности:

работы, содержательная часть которых акцентирована на осмыслении концепций спорта высших достижений отечественных и зарубежных авторов;

анализ и обобщение практической составляющей ценностных аспектов спорта высших достижений;

социально-философская интерпретация конкретных социологических опросов по проблематике моральных измерений профессионального спорта, проведенных в нашей стране и за рубежом;

конструирование гуманистической модели спорта высших достижений.

Мы сосредоточились на последнем направлении работы, ставя задачей социально-философское обоснование такой модели спорта высших достижений, в рамках которой стало бы возможным формирование атлета как высоконравственной личности.

Объектом исследования выступает спорт высших достижений.

Предметом исследования является нравственная компонента практик спорта.

Цель работы и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования концептуализировать моральное измерение спорта высших достижений и построить его гуманистическую модель. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:

  1. определить функции спорта высших достижений в социально-философском ракурсе;

  2. проанализировать моральные нормы спортивных практик и наметить отсутствующие ныне варианты объективного контроля этических нарушений в отечественном спорте высших достижений;

  3. выявить границы применения измерений морали в спорте высших достижений;

  4. разработать шкалу измерений нравственности в спорте и построить на ее основе гуманистическую модель спорта высших достижений;

  5. определить ожидаемые результаты введения в спорт шкал нравственности для спортсмена и для общества в целом.

Гипотеза исследования: нравственные ценности, имеющие место в спорте высших достижений, можно структурировать и измерить. Имея в виду эту цель, мы вводим понятие «моральное измерение», вполне осознавая его относительность. Поскольку, если идет речь о гуманитарной субстанции, количественный подход к ней возможен в ограниченных рамках. Учитывая это, подчеркнем, что моральное измерение понимается нами как научная метафора, удобная для социально-философского анализа ценностей не менее, чем, например, для современного этапа познания Вселенной удобны понятия «черные дыры» и «кротовые норы». Понимаемое как рабочий инструмент понятие «моральное измерение» дает возможность структурировать исследуемый объект, в данном случае, спорт высших достижений, в контексте его социокультурных взаимосвязей.

Это позволит выработать модель спорта, совмещающего в себе ориентацию на высокие спортивные достижения с установкой на гуманистические ценности.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Социально-философская специфика аксиологии спорта предполагает для решения анализируемых проблем историко-логический, диалектический и структурно-функциональный методы, системный и компаративный подходы.

Историко-логический метод позволил рассмотреть эволюцию морали спорта высших достижений в европейской культуре. Диалектический подход помог определить место спортивной морали в общественной атмосфере России. Компаративистика предоставила основания для сравнительного анализа теоретических попыток гуманизировать спорт высших достижений, предпринятых в различное время в странах Европы и в США. Системный и структурно-функциональный подходы сделали возможным построение модели спорта высших достижений, в какой-то мере смягчающей характерные для него антиномии.

В работе реализовались принципы объективности, всесторонности, всеобщей связи и развития. Использовались функциональный и логический анализ и синтез. К объекту и предмету исследования был применен социально-философский понятийный аппарат в целом и аксиологический, в частности.

Научная новизна исследования:

  1. Систематизированы аксиологические характеристики спорта высших достижений в их отличии от массового спорта. Спорт высших достижений представляет собой эксперимент с физическими, эмоциональными и духовными возможностями человека, идущий на пределе этих возможностей и качеств его как вида. Это отличает спорт высших достижений от спорта «для всех», где эксперимент также может иметь место, но только на уровне индивида, выступающего за самого себя и за свою команду. Показано, как установка спорта высших достижений на победу любой ценой диктует заинтересованным лицам и социальным группам нередко ускользающую от норм спортивной этики нравственную вседозволенность, отличающую профессиональный спорт от массового.

  2. Проявлена и интерпретирована дуальная природа спорта, задающая конфликтные отношения в сфере спортивной морали. Сформирован кластер дихотомий спортивной этики, в частности: массовый спорт – спорт высших достижений; общечеловеческая этика – профессиональная этика; мораль сохранения лица (официальная) – мораль успеха (тайная); формальная честная игра – неформальная честная игра; игра – серьезный бизнес; национальный престиж – здоровье спортсмена; спорт как инструмент ослабления международных конфликтов – спорт ложный фетиш, идеологическая иллюзия, политический романтизм; спорт высших достижений ведет к развитию личности – такой спорт ведет к деградации личности, двигательная специализация – эмоционально-духовная универсальность и др.

  3. Обоснована возможность моральных измерений в спорте. Уточнено, что именно в ареале нравственности подлежит измерению. Аргументирован количественный подход.

  4. Сформулированы рекомендации этической направленности для организационно-педагогической и научной деятельности в структурах подготовки спортсменов международного класса.

  5. Предложены концептуальные подходы и параметры гуманистической модели спорта высших достижений, которая может стать нравственной основой стратегии развития спорта в России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Системный социально-философский анализ эволюции моральных ценностей спорта высших достижений позволяет установить этические «акценты» (нравственные доминанты), определявшие различные исторические эпохи.

  2. В русле исторической эволюции нравственных установок спорта высших достижений масштабы коммерческих интересов спортивных деятелей превысили значимость ценностей социального престижа.

  3. Преодоление ценностного конфликта между ростом спортивных результатов и прогрессом спортивной этики зависит от решения проблемы приоритетов в национальной стратегии развития спорта высших достижений, от легитимного выбора между политическими, коммерческими и социальными целями, структуризации, иерархизации и интеграции результатов этого выбора и его практического воплощения государством в спортивной деятельности.

  4. Показатели спортивной деятельности дают возможность количественной и качественной ее оценки с нравственных позиций, что может явиться основой ценностной модели спорта высших достижений.

  5. Спорту высших достижений свойственна антиномичность этических ценностей, которая позволяет сформировать современную научно-практическую модель спорта, выявляющего предельные возможности человека и, вместе с тем, соответствующего принципам Fair Рlay.

Теоретическая и практическая значимость работы

  1. Теоретическая значимость работы состоит в предложенной автором методологии измерения духовных ценностей в спорте высших достижений. Данная шкала измерений логическая и методологическая основа формирования модели спорта высших достижений, несущего гуманистические ценности.

  2. Практическая значимость работы определяется тем, что сделана попытка количественного измерения элементов морально-нравственного поведения индивида в спорте высших достижений, чего не было в ранее предшествующих подходах к гуманизации современного спорта. Это дает возможность оценить спортсмена как личность (а не только как профессионала), культивируя образ спортсмена в качестве образца для подражания.

  3. Конкретный учет морального аспекта поведения спортсменов на соревнованиях уровня первенства страны, континента, мира и Олимпийских игр и крупнейших международных турниров послужит борьбе со спекулятивной политизацией спорта, безудержной коммерциализацией и беспредельной коррупцией. При становлении гражданского общества учет моральных факторов в спорте высших достижений сыграет положительную роль в воспитании общественного сознания.

  4. Результаты исследования при их учете субъектами спорта высших достижений окажут корректирующее влияние на спортивную практику. Они могут повлиять – через ценности спорта высших достижений – на нравственную атмосферу в социуме. Могут быть востребованы при поиске аксиологических ориентиров для международных спортивных взаимосвязей, для разработки долгосрочной глобальной и национальной спортивной стратегии ХХI века.

  5. Логика и результаты работы применимы в различных формах дискурса, например, о будущем спорта высших достижений, в курсах этики в учебных заведениях спортивной ориентации, в учебном процессе и учебной литературе, в частности, как факультативный курс «Этика спорта высших достижений» и, в целом, в педагогической деятельности, в процессе подготовки спортсменов и спортивных деятелей.

Апробация работы

Основные теоретические положения диссертации излагались автором в форме сообщения «Большой спорт» в эпоху глобализации» на международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов» (Дубна, 2010); в докладе «Спартианство как моральная шкала «Большого спорта» на Первой Спартианской международной конференции «Проекты, программы и технологии интеграции спорта с искусством» (Москва, 2011); в докладе «О субкультуре спортивных фанатов и объективированном образе для молодежи» на Всероссийской молодежной конференции «Молодежь XXI века – будущее российской науки» (Москва 2012); в учебном процессе ГАОУ СПО Технологического колледжа № 28 во взаимодействии со студенческой аудиторией.

Положения диссертационного исследования нашли отражение в семи опубликованных научных работах, три из которых – в рецензируемых изданиях из списка ВАК.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава содержит три параграфа, вторая – два, заключения, библиографического списка, включающего 168 источников, приложения. Общий объем диссертации 158 страниц.

Спорт высших достижений как социокультурная ценность

Социально-философская специфика спорта предполагает для решения анализируемых проблем историко-логический, диалектический и структурно-функциональный методы, системный и компаративный подходы.

Историко-логический метод позволил рассмотреть эволюцию морали спорта высших достижений в европейской культуре. Диалектический подход дал возможность определить место спортивной морали в общественной атмосфере России. Компаративистика предоставила основания для сравнительного анализа теоретических попыток гуманизировать спорт высших достижений, предпринятых в различное время в странах Европы и в США. Системный и структурно-функциональный подходы сделали возможным построение модели спорта высших достижений, в какой-то мере смягчающей характерные для него антиномии.

Помимо этого, в работе реализовались принципы объективности, всесторонности, всеобщей связи и развития. Использовались функциональный и логический анализ и синтез. К объекту и предмету исследования был применен социально-философский понятийный аппарат, в целом, и аксиологический, в частности. Научная новизна исследования: 1. Систематизированы аксиологические характеристики спорта высших достижений в их отличии от массового спорта. Спорт высших достижений представляет собой эксперимент с человеческими физическими, эмоциональными и духовными возможностями, идущий на пределе этих возможностей и качеств человека как вида. Это отличает спорт высших достижений от спорта «для всех», где эксперимент также может иметь место, но только на уровне человека как индивида, выступающего за самого себя и за свою команду. Показано, как установка спорта высших достижений на победу любой ценой диктует заинтересованным лицам и социальным группам нередко ускользающую от норм спортивной этики нравственную вседозволенность, принципиально отличающую профессиональный спорт от массового. 2. Проявлена и интерпретирована дуальная природа спорта, задающая конфликтные отношения в сфере спортивной морали. Сформирован кластер дихотомий спортивной этики, в частности: массовый спорт - спорт высших достижений; общечеловеческая этика профессиональная этика; мораль сохранения лица (официальная) — мораль успеха (тайная); формальная честная игра - неформальная честная игра; игра - серьезный бизнес; национальный престиж - здоровье спортсмена; спорт инструмент ослабления международных конфликтов - спорт ложный фетиш, идеологическая иллюзия, политический романтизм; спорт высших достижений ведет к развитию личности - спорт ведет к деградации личности, двигательная специализация - эмоционально-духовная универсальность и др. 3. Обоснована возможность моральных измерений в спорте. Уточнено, что именно в ареале нравственности подлежит измерению. Аргументирован количественный подход. 4. Сформулированы рекомендации этической направленности для организационно-педагогической и научной деятельности в структурах подготовки спортсменов международного класса. 5. Предложен определенный конкретный подход к формированию гуманистической модели спорта высших достижений, которая может стать нравственной основой стратегии развития спорта в России. Положения, выносимые на защиту:

1. Системный социально-философский анализ эволюции моральных ценностей спорта высших достижений позволяет установить этические «акценты» (нравственные доминанты), определявшие различные исторические эпохи.

2. В русле исторической эволюции нравственных установок спорта высших достижений масштабы коммерческих интересов спортивных деятелей превысили значимость ценностей социального престижа.

3. Преодоление ценностного конфликта между ростом спортивных результатов и прогрессом спортивной этики зависит от решения проблемы приоритетов в общенациональной стратегии развития спорта высших достижений, от легитимного выбора между политическими, коммерческими и социальными целями, структуризации, иерархизации и интеграции результатов этого выбора и его практического воплощения государством в спортивной деятельности.

4. Показатели спортивной деятельности дают возможность количественной и качественной оценки этой деятельности с нравственных позиций. Будучи структурирована, такая оценка может явиться основой ценностной модели спорта высших достижений. 5. Спорту высших достижений свойственна антиномичность этических ценностей, которая позволяет сформировать современную научно-практическую модель спорта, выявляющего предельные видовые возможности человека и, вместе с тем, соответствующего принципам Fair Play.

Теоретическая и практическая значимость работы

1. Теоретическая значимость работы состоит в предложенной автором методологии измерения духовных ценностей в спорте высших достижений. Данная шкала измерений - логическая и методологическая основа формирования модели спорта высших достижений, несущего гуманистические ценности.

2. Практическая значимость работы определяется тем, что сделана попытка количественного измерения элементов морально-нравственного поведения индивида в спорте высших достижений, чего не было в ранее предшествующих подходах к гуманизации современного спорта. Это дает возможность оценить спортсмена как личность (а не только как профессионала), культивируя образ спортсмена в качестве образца для подражания.

3. Конкретный учет морального аспекта поведения спортсменов на соревнованиях уровня первенства страны, континента, мира и Олимпийских игр и крупнейших международных турниров послужит борьбе со спекулятивной политизацией спорта, безудержной коммерциализацией и беспредельной коррупцией. При становлении гражданского общества учет моральных факторов в спорте высших достижений сыграет положительную роль в воспитании общественного сознания.

Аксиологическая дихотомия спорта высших достижений

Ситуации подобного рода были зафиксированы отнюдь не только в отечественном спорте, но и, например, в югославском, болгарском и венгерском (в футболе) и в чехословацком (хоккее). В связи с этим в 1992 году министры Европы, ответственные за спорт, согласовали и предложили мировой спортивной общественности Кодекс спортивной этики Совета Европы под названием «Честная игра - путь к победе».

Честная игра в Кодексе объявлена условием развития спорта высших достижений. Кодекс предписывал полагающиеся при честной игре обязанности спортсменов, спортивных деятелей (тренеров, судий, руководителей спорта, администраторов, врачей, фармацевтов)68.

Тем не менее, документ существенного влияния на эволюцию российского спорта высших достижений не оказал и, видимо, не мог оказать, так как отечественный спорт был, и в значительной мере остается, в кризисе. Его подтверждение — результаты большинства соревнований международного класса, различные по видам, но показывающие в целом определенное неблагополучие в отечественном спорте. Пик кризиса остался в прошлом, но не изжиты его последствия: отсутствие должного правового обеспечения спорта высших достижений в нашей стране; Code of Sport Ethics/ Fair Play - The winning way (adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 24 September 1992): URL: www. cuilure.coe.int/Infocentre/txt/eng/espcod.htm (дата обращения 23.01.2009). несовершенство финансовых отношений между государством и спортом высоких достижений, с одной стороны, и между спортом и частным сектором - с другой; неконкретность механизмов реализации проекта развития физической культуры и спорта, в целом, и спорта высших достижений, в частности; критическое положение спортивной науки и спортивной медицины и недостаточное внедрение их достижений в спорт высших достижений; уменьшение и обветшание парка спортивных сооружений, аппаратуры и инвентаря. Эти явления сопроводила и была для них истоком инволюция связанных со спортом идеологических норм, в частности, политической и этической компонент. В результате - на уровне этических ценностей - в спорте высших достижений получила дополнительный импульс развития изначально присущая ему «двойная мораль». На физическом, эмоционально-волевом и интеллектуально-духовном уровнях вплоть до настоящего времени «двойная мораль» остается ценностной и аксиологической доминантой спорта высших достижений.

Представим общую картину отечественного спорта высших достижений в виде следующих вариантов аксиологической дихотомии: 1. Национальный престиж - здоровье спортсмена. Спорт высших достижений, с одной стороны, является показателем национальной мощи, поднимает национальный престиж, с другой, -оказывает весьма нередко негативное воздействие на здоровье человека. 2. Спорт - реально эффективный инструмент ослабления международных конфликтов - спорт - идеологическая иллюзия, политический романтизм. Ряд российских и международных спортивных и политических деятелей разделяют точку зрения, согласно которой спорт высших достижений 57 «средство, способное остановить падение человечества в пропасть войны»; олимпийский спорт — это «готовность заменить кровопролитие дипломатией Олимпийских игр», «противостояние насилию», «альтернатива войне» и т.п.

Есть исследователи, приводящие примеры, которые, по их мнению, свидетельствуют о том, что спорт высших достижений в конкретном историческом эпизоде смягчил международные отношения. Так, приводится пример футбольного матча между командами Западной Германии и СССР в Аугсбурге по окончании Второй Мировой войны. Матч, как свидетельствует Г. Люшен, способствовал преодолению враждебности между соперничающими странами. Есть аналитически верифицированная констатация положительной роли соревнований по настольному теннису в улучшении дипломатических отношений между КНР и США70. И т.д.

Однако недостаточность этих аргументов, в действительности весьма ограниченная эффективность спорта высших достижений как фактора, способного войти в число решающих доводов в политическом конфликте и, соответственно, аксиологическая дихотомичность спорта очевидна уже в том, что при признании пацифистской направленности Олимпийских игр такие элементы мирной инициативы для ее полномасштабной реализации не достаточны: берлинская Олимпиада 1936 года бессильна была остановить Мировую войну, Олимпиада в Мюнхене (1972 г.) не предотвратила терроризма в Олимпийской деревне и др.

Как утверждает бывший президент Международного Олимпийского Комитета (МОК) Э. Брендедж, «олимпийское движение имеет силу только Шабодтас А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. Дисс.... к. психол. н. (19.00.03) СПБ. 1998. 184 с.

Столяров В. И., Курило С. И. Международный спорт с позиций гуманистической теории спорта. Цит. раб. С. 62. великого идеала. Неуместно, - считает он, - перегружать олимпийскую идею чрезмерным требованием фундаментальной миссии мира и прямыми политическими функциями. Спорт высших достижений вносит в международные отношения не более, чем косвенный вклад как наглядный символ политического нейтралитета. Имея огромное, подчеркивает Э. Брендедж, политическое значение, Олимпийские игры не выполняют эффективную миротворческую миссию, как это им иногда приписывают»71. Чтобы миротворческие возможности спорта высших достижений стали реальной силой, продвигающей позитивные изменения в мир, «олимпийскому движению следует глубоко проникнуть в суть дихотомии спорта»72.

Спорт высших достижений ведет к развитию личности - спорт высших достижений ведет к деградации личности.

С начала XIX века по настоящее время эта дихотомия является одной из самых распространенных. С точки зрения ряда отечественных исследователей спорт высших достижений служит самопознанию, самосовершенствованию, самоутверждению и саморазвитию в положительном смысле73. Между тем, в начале XX века Т. Веблен показал,

Параметры гуманистической модели спорта в социально-философском ракурсе

Таким образом, основные этические установки спорта высших достижений, как гуманные, так и негуманные, известны с древности.

Само по себе формирование исследовательских подходов к эволюции ценностных установок спорта высших достижений стало в научной рефлексии занимать приметное место более чем через 20 веков после того, как документы отразили реальные нравственные ориентации спорта античных времен. По существу рефлексия изменения ценностей в спорте высших достижений распространилась только в XX веке, как и социально-философское осмысление спорта в роли носителя определенных морально-нравственных установок.

Рассмотрим более подробно примеры результатов недавних и наиболее плодотворных исследований.

Так в 90-х годах XX века германский философ Н. Элиас сформировал глобальное представление об эволюции ценностных установок спортсменов-профессионалов. Он выявил, как в европейской цивилизации эволюционировала определенная доминанта спортивной нравственности, а именно - мера жестокости по отношению к противнику (имеется в виду жестокость с современной нравственно-этической точки зрения: решение вопроса, что и в какой мере считать «жестоким», зависит от историко-культурного контекста).

Так или иначе, Н. Элиас подтвердил, что широко популярные в эпоху античности виды тяжелой атлетики, которые соответствуют современным боксу и борьбе, допускали более высокую степень жестокости, чем это разрешено современными правилами. Этот вывод дал исследователю основания для следующей концепции: структура нравственного сознания, уровень социально разрешенной жестокости и порог отвращения к применению или наблюдению насилия проходят два основных этапа эволюции этических ценностей спорта высших достижений. Первый соотносится с моральными измерениями античного периода развития цивилизации, второй - с современностью, которая для Н. Элиаса простирается от конца XIX до XXI века114.

Что это значит для современного понимания ценностной эволюции спорта высших достижений? Чтобы получить ответ на данный вопрос, исследователь анализирует в качестве примера вольную борьбу в ее развитии. Согласно Олимпийским правилам, принятым с января 1967 г., нарушениями в вольной борьбе считаются злоупотребление мертвой хваткой, действия, могущие привести к удушению противника, и двойной нельсон с давлением, приложенным ниже пояса, и с одновременным ударом по ноге. Удары кулаком, пинки, давление головой также запрещаются. Несмотря на эти регламентации, вольная борьба рассматривается сегодня многими как один из наименее культурных и наиболее «грубых» видов спорта.

Между тем, отметим в развитие хода мысли Н. Элиаса: сейчас популярен профессиональный вариант этого вида борьбы, специально срежиссированный для зрителя: атлеты профессионально демонстрируют причинение вреда друг другу, и публике кажется, что все происходит по-настоящему. Игра в жестокость, повышая цену зрелища, отличает брутальность современную от брутальности далекого прошлого. Исследователь (Н. Элиас) приводит для сравнения следующий факт: среди соревнований на древних Олимпийских играх был распространен панкратион (pancration) - вид спорта, объединявший борьбу и бокс. Последний выделился в самостоятельный вид, который стал одним из самых

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3 (Вып. 56). С. 41-62. популярных видов спорта. Но по уровню допустимой жестокости панкратион сильно отличался от современной вольной борьбы. Так, Леонтис из Мессины, дважды выигрывавший на соревнованиях по борьбе в первой половине V в. до н. з., получил олимпийскую корону не за победы, а за то, что он, бросая своих противников, ломал им пальцы. Аррахион из Пигалии, дважды олимпийский победитель в панкратии, в 564 г. до н. э. был задушен во время его третьей попытки выиграть олимпийскую корону; но перед смертью ему удалось сломать палец ноги своего противника.

В панкратионе спортивным соперникам позволялось выдавливать глаза друг другу, ломать нос, отрывать уши, бить противника по голове, топтать его. Если бой шел слишком долго, судья мог принять решение, чтобы противники поочередно наносили удары без применения защиты до тех пор, пока кто-либо из них не терял способность вести борьбу. Постоянными поэтому были несовместимые с жизнью повреждения частей и органов тела. Сознательный убийца своего противника в спортивном состязании не получал никакого осуждения или наказания. (Здесь мы находим разночтение Н. Элиаса с российскими исследователями, которые утверждают, что в описанное время убийство соперника во время состязания каралось суровым наказанием)1 5. Так или иначе, аналитики сходятся в констатации «разрешенных убийств» во время древних и, в какой-то мере, во время средневековых спортивных соревнований. Мы имеем в виду именно спортивные состязания, а не дуэли и не военные турниры. Хотя существовали и разнообразные виды сочетаний воинского или дуэльного состязания с состязанием спортивным (примечание наше -Е.Л).

Концептуальная основа гуманистической модели спорта высших достижений

Процесс развития российского общества может быть объемно понят в результате анализа социальной действительности в том ее фрагменте, где физический, эмоциональный и духовный потенциал личности находится на пределе антропологических возможностей человека. Одну из таких сфер составляет сочетание спорта высших достижений, олимпийского и профессионального спорта. Атлеты, делом жизни которых стал спорт высших достижений, ставшие спортсменами международного класса, по существу являются участниками многоуровневого социального и экзистенциального эксперимента на самих себе. В диссертации мы привели ряд примеров современной отечественной спортивной деятельности, в которой в экстремальной ситуации испытывается ценностная основа атлета.

Следующим шагом стала постановка проблемы формирования морали в спорте высших достижений, более объемная, чем в принятой в нашей стране как норма спортивной этики. Этика спорта, обращаясь к общеизвестным гуманистическим установкам, адаптирует их к определенным нравственно уязвимым ситуациям, к неэтичному поведению атлетов в конкретных видах спорта, и этим ценна. Однако весьма значимое для общества множество нравственных коллизий, происходящих в спорте высших достижений, оказалось за пределами отечественной спортивной этики. Это — требующие внимания и, возможно, поощрения положительные благородные поступки выдающихся спортсменов.

Анализ предлагаемого нами расширенного спектра нравственных ценностей спорта высших достижений привел к выявлению в нем определенных нравственных антиномий и к их концептуализации, что, в свою очередь, позволило обосновать возможности моральных измерений в спорте. Осознавая проблематичность и, в известном смысле, даже опасность количественного подхода к гуманитарным ценностям, мы выявили применительно к спорту высших достижений актуальную необходимость и принципиальные возможности учета и структурирования позитивной нравственной стороны спортивной деятельности.

Исходя из этого, основными итогами работы стали концепция морального измерения спорта высших достижений и его модель, в рамках которой представлены и структурированы и нарушения атлетами спортивной и(ли) общечеловеческой этики, и нравственно высокие поступки, совершенные спортсменами во время и вне международных соревнований. Анализируемые за определенное время спортивной деятельности параллельные профессиональным достижениям атлета сопровождающие его деятельность проявления его индивидуальных этических установок предложено интегрировать с итоговыми личными показателями выступлений в общую картину, дающую возможность представить атлета во всем его многообразии. Выявленный суммарный спортивный и моральный потенциал личности атлета дает возможность в полном объеме оценить значимость данного спортсмена в решении стратегической социальной задачи физического и нравственного оздоровления гражданского общества и в достижении практической цели - учета, контроля и предупреждения нарушений атлетами спортивной и(ли) общечеловеческой этики; спорт высших достижений при этом позиционирует себя как явление, позволяющее расширить пределы не только физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека, но как лаборатория морально-нравственных испытаний и как стимул положительного, гуманистического, развития социального ценностного паттерна.

В русле движения к обозначенным итогам работы: рассмотрены имеющиеся в современной науке определения спорта и даны его типы; согласно предложенной типологии есть массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений (частью которого является олимпийский спорт) и профессиональный (коммерческий) спорт; выявлены социально-философские и аксиологические отличия спорта высших достижений от массового, производные от того, что «спорт для всех» целенаправлен на оздоровление максимума граждан и не претендует на выход к пределам видовых человеческих возможностей; определены ценностные отличия спорта высших достижений от массового «спорта для всех»; представлены социально-философские исследования, показывающие эволюцию этики спорта высших достижений; установлены основные ценностные кластеры спорта в целом (спорт как игра, спорт как возможность достичь максимального эффекта двигательных действий и спорт как социальный феномен, особым образом сочетающий на уровне индивидов и команд сотрудничество и соперничество; отмечены современные базовые принципы спорта высших достижений: имея в своей основе формулу «победа любой ценой», спорт высших достижений противопоставляет профессиональный успех личности ее нравственной безупречности, отдавая пальму первенства эффективности действий атлета; охарактеризована этическая неоднозначность спорта высших достижений, последний присваивает имидж средства физического и эмоционально-душевного оздоровления нации и декларирует сплочение вокруг патриотических установок; моральные ценности, при этом, представляют традиционные патриархальные этические ориентации, определенной нравственной основой которых является Fair play, а фундаментом легитимации Code of Sport Ethics и множество российских и зарубежных работ (ряд наиболее значимых исследований приведены и\ли цитированы).

Похожие диссертации на Аксиология спорта высших достижений в современном обществе