Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Раджабова Лейла Гаджирамазановна

Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского
<
Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раджабова Лейла Гаджирамазановна. Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Махачкала, 2005.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1394

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Диалогический характер сочетания эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистических произведениях 11

1.1. Особенности художественно-публицистических текстов 11

1.2. Диалогичность в смысловой структуре художественно-публицистических произведений как способ взаимодействия

эксплицитности и имплицитности 21

Глава II. Конструктивные и смысловые аспекты взаимодействия эксплицитности и имплицитности в статьях М. Исаковского 40

2.1. Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в структуре вопросно-ответных конструкций 40

2.2. Лексические и синтаксические средства языка при взаимодействии эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистических произведениях 53

Глава III. Основные способы проявления взаимодействия эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистических произведениях 78

3.1. Тема-рематические отношения в процессе взаимодействия эксплицитности и имплицитности 78

3.2. Подтекст как результат взаимодействия эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистических произведениях 106

Заключение 131

Использованная литература 138

Источники исследования 153

Введение к работе

Актуальность исследования определяется неоднозначностью и сложностью выражения способов сочетания имплицитное и эксплицитности в тексте, в особенности в художественно-публицистических произведениях, которые в свою очередь, являются многоаспектными в плане функционирования языковых единиц. Всякий текст характеризуется взаимодействием знакомой и незнакомой, явной и скрытой информацией, но при этом становятся важными механизмы передачи такой информации, роль языковых единиц, формирующих сообщение, создающих эмоционально-экспрессивный тон, выражающих оценку, авторское отношение, отражающих подтекст. Художественно-публицистические произведения, сочетающие структурно-семантические и др. свойства и художественных, и публицистических текстов, образуют новое лингвистическое объединение, имеющее творческих характер, и к которому в последние годы все чаще обращаются, прежде всего, журналисты.

Подобное обращение продиктовано, в первую очередь, тем, что активно развивающаяся публицистика нуждается в новых формах преподнесения материала, описания действительности. К тому же возникают такие жанры публицистики, основным назначением которых является не краткость, обусловленная простой передачей информации без комментариев или сугубо личными оценками журналиста, не скорость отражения событий. Усиливается описательно-аналитический подход к отражению действительности, стремление к большей основательности и вдумчивости авторов таких статей, выражению ответственной гражданской позиции. Большое значение придается не столько чисто публицистическим приемам использования языковых средств, сколько художественным, в особенности при создании аспектов имплицитности и эксплицитности. Наметился поворот современной публицистики, обусловленный требованием времени, к созданию высокоинтеллектуальной печатной продукции, имеющей большое

4 воспитательно-эстетическое значение. Таким образом, становится важным

изучение ярких образцов произведений художественно-публицистической направленности, к которым, несомненно, относятся и статьи М. Исаковского, на основе которых создаются современные художественно-публицистические произведения.

Актуальность избранной темы исследования определяется еще и тем, что возрождается интерес к нашему литературному наследию, в первую очередь, с позиций бережного отношения к языку. Демократизация в области использования языковых средств в последнее десятилетие способствовала возникновению в речи носителей языка элементов ненормативной лексики, большого числа (часто неоправданных) заимствований, появлению других, не свойственных правильному русскому языку, средств выражения мысли, «западнизации» языка, разговоров в СМИ о необходимости языковой реформы, суть которой сводится к неоправданному, с точки зрения большинства ученых и педагогов, упрощению норм правописания и произношения (см. об этом, например, «Комсомольская правда», 26.01.04).

Существует еще одно причина, которая определила значимость избранной темы диссертационного сочинения. Она заключается в том, что содержание художественно-публицистических трудов М. Исаковского является весьма актуальным и с позиций наших дней.

Вызывают большой интерес высказывания М. Исаковского о языке (правильности использования лексических средств и точности их значений), языковой норме, о реформе языка, обсуждаемой в 60-х годах, его отношение к содержанию современных песен, которое остается весьма актуальным и в наши дни. М. Исаковский полагает, что лучшими произведениями «неизменно являются те, которые написаны простым и понятным языком» (Т. 4,с.389). Привлекает внимание личность поэта, который раскрылся также и как замечательный публицист, его авторитет, ценность поучительной стороны художественно-публицистических произведений. По мнению А.Т. Твардовского, данная «сторона деятельности

5 поэта еще ждет подробного рассмотрения и достойной оценки в нашей

критике» (Т. 5, с.49). Таким образом, лингвистическая востребованность

художественно-публицистических трудов М. Исаковского в том числе и как

проявление его индивидуально стиля очевидна.

Предметом исследования данной диссертации являются языковые единицы, определяющие возможности и способы сочетания имплицитности и эксплицитности в художественно-публицистическом произведении.

Цель диссертации заключается в определении, исследовании и систематизации лингвистических средств, способствующих взаимодействию эксплицитности и имплицитности при организации художественно-публицистических произведений. Данная цель определила следующие задачи:

определение особенностей художественно-публицистических произведений;

выявление роли диалогичное при взаимодействии эксплицитности и имплицитности, ее форм и особенностей включения в структуру рассматриваемых текстов;

- анализ вопросно-ответных конструкций, выявление и исследование
их основных типов в художественно-публицистических произведениях;

изучение языковых средств создания подтекста;

рассмотрение лексических и синтаксических средств языка, функционирующих в процессах сочетания имплицитности и эксплицитности с позиций индивидуально-авторского подхода к ним;

- характеристика тема-рематических отношений при взаимодействии
эксплицитности и имплицитности.

Методологическая база диссертации представлена научно-теоретическими трудами по аспектам исследования языковых единиц при создании эксплицитности, имплицитности, теории синтаксиса, подтекста, теории художественного и публицистических текстов, коммуникации: Г.Н. Акимовой, М.М. Бахтина, В.П. Белянина, А.В. Ваганова, И.Р. Гальперина,

Л.А. Голяковой, B.B. Дементьева, К.А. Долинина, Л.Р. Дускаевой, Н.И. Жинкина, Е.Ю. Ивановой, В.Г. Костомарова, Б.А. Ларина, А.К. Марковой, А.Н. Полянского, А.А. Романова, Л.С. Сахарного, Э.В. Чепкиной, Т.С. Щербиной и др.

Материалом исследования послужили художественно-

публицистические произведения, посвященные проблемам литературы, написанные Михаилом Васильевичем Исаковским за 1949-1973 гг. Из данных текстов выделено более 2000 фрагментов, в которых зафиксировано взаимодействие эксплицитности и имплицитности посредством тех или иных способов. Этот материал послужил иллюстративной основой для решения указанной выше цели диссертации.

Методы исследования. Основными методами, применение которых было продиктовано материалом исследования, актуальностью обозначенных в работе проблем, а также сформулированной целью и поставленными задачами, стали: описательный, сопоставительный, аналитический, приемы качественных и количественных подсчетов.

Научная новизна состоит в подробном изучении аспектов, создающих условия для воплощения в структурно-семантической ткани художественно-публицистических произведений имплицитности и эксплицитности; выявлены специфика построения вопросно-ответных конструкций в рассматриваемых текстах и их основные типы; определены особенности создания явных и неявных форм диалога; подверглись анализу индивидуально-авторские приемы использования лексических и синтаксических языковых единиц, способствующих сочетанию имплицитных и эксплицитных смыслов в произведении, с этих позиций также исследовался подтекстовый уровень взаимодействия эксплицитности и имплицитности

Теоретическая значимость определяется тем, что семантическая структура диалога рассматривалась как основа создания имплицитных смыслов. Изучение художественно-публицистических текстов позволило

7 раскрыть механизмы, способствующие переплетению информации, имеющей

основное и дополнительное содержание. Привлечение фактического

материала позволяет расширить терминологическое содержание понятий

имплицитности, эксплицитности, диалога, вопросно-ответной конструкции,

художественно-публицистического текста и текстовой модальности как

проявление авторской индивидуальности.

Практическая ценность заключается в использовании результатов диссертационного исследования в практике вузовского преподавания «Современного русского языка», таких его разделов, как «Лексика», «Синтаксис», а также «Стилистики русского языка», при работе над дипломными проектами, организации спецсеминаров и спецкурсов для студентов.

Апробация работы. Результаты исследования ежегодно докладывались на заседаниях кафедры русского языка, научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.(2002-2005гг), региональных научных конференциях Дагестанского государственного университета (2003-2004гг), а также изложены в четырех публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Функционирование аспектов взаимодействия эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистическом произведении не ограничивается комбинаторными возможностями языковых единиц, т.к. доминирующим фактором является творческая позиция автора.

  1. Система ключевых элементов, способствующих взаимодействию эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистическом произведении, отражает интерпретационную программу автора, разработанную им для читателя.

  2. Вопросно-ответные конструкции формируют градуалыюсть при взаимодействии эксплицитности и имплицитности.

4. Авторские специальные оговорки выполняют перфомативную функцию,

интегрирующую основные параметры взаимодействия эксплицитности и имплицитности.

5. Имманентные свойства диалога проявляются не только в смене ролевых
положений субъектов общения, но и в чередовании имплицитности и
эксплицитности в тексте.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованной литературы и источников исследования.

Во введении определяются актуальность диссертации, формулируются цели, задачи и методы исследования, отмечается научная новизна и практическая значимость работы, характеризуется теоретическая значимость, выделяется ее методологическая база.

В первой главе «Диалогический характер сочетания
эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистическом
произведении»
рассматриваются проблемы, связанные с причинами
возникновения художественно-публицистических произведений, их
стилистическими особенностями; выявляется роль авторского начала в
данных текстах; художественно-публицистические произведения
характеризуются с позиций сочетания особенностей художественных и
публицистических текстов, определяются их интегральные и

дифференциальные черты. Внимание уделяется данным проблемам с точки
зрения аспектов их организации; художественно-публицистические
произведения выступают как инструмент и результат познавательно-
коммуникативной деятельности человека, причем инициатором ее является
автор. Определяются факторы, влияющие на развитие художественно-
публицистических произведений, языковые единицы, участвующие в данном
процессе; характеризуется имплицитно-эксплицитная система

взаимоотношений автора и читателя как субъектов общения.

9 Подробно описаны механизмы воздействия на организацию

художественно-публицистических произведений аспектов взаимодействия эксплицитности и имплицитности. Диалог характеризуется как социально ориентированное взаимодействие (в том числе публичное) на собеседника, занимающее значительное коммуникативное пространство. Определяется тональность, возникающая в художественно-публицистическом произведении при введении диалога; рассматривается сущность диалога, выявляются и подробно описываются его формы, а также характеризуется роль и степень воздействия на структурно-семантическую выраженность имплицитности и эксплицитности.

Во второй главе «Конструктивные и смысловые аспекты взаимодействия эксплицитности и имплицитности в статьях М.Исаковского» раскрываются особенности взаимодействия имплицитности и эксплицитности с точки зрения их функционирования в структуре вопросно-ответных конструкций; выявлены коммуникативные и лингвистические причины, вызывающие вопрос в соответствующих конструкциях; определен характер вопросно-ответных конструкций в скрытой и открытой формах диалога; выделены закономерности при построении вопросно-ответных конструкций. Обосновывается идея соотнесения вопроса с ядром высказывания; вопросно-ответные конструкции представлены как структурно-семантическое единство, функционирующее при взаимодействии эксплицитности и имплицитности, восприятие которого создает причинно-следственные смыслы, соотносящиеся с реально-предметной ситуацией; в то же время обнаружено, что части вопросно-ответных конструкций вполне могут существовать самостоятельно, при этом определены условия подобной самостоятельности. Развивается мысль о том, что присутствие имплицитных единиц обеспечивает «преемственность» частей вопросно-ответные конструкций. Неявный диалог представлен в виде последовательных звеньев в системе взаимодействия эксплицитности и имплицитности. Выявлены и описаны типы вопросно-ответные конструкций. Определены и подробно

10 рассмотрены характерные особенности лексических и синтаксических

средств, обеспечивающих успешное взаимодействие эксплицитности и

имплицитности в художественно-публицистическом произведении.

В третьей главе «Основные способы проявления взаимодействия эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистическом произведении» подробно рассмотрены тема-рематические отношения, в первую очередь, как стремление автора к взаимодействию с читателем, передавая ему информацию определенными долями, порциями, слоями. Выявлено, что языковые средства, обеспечивающие взаимодействие эксплицитности и имплицитности, стилистически маркированы; тема-рематические отношения описаны с позиций коммуникативного аспекта функционирования в художественно-публицистическом произведении, определена при этом роль взаимодействия эксплицитности и имплицитности

Выявлены механизмы взаимодействия эксплицитности и
имплицитности на уровне подтекста, который определяется как создаваемая
в произведении интрига. Развивается мысль о том, что подтекст в структуре
художественно-публицистического произведения как способ

функционирования имплицитности базируется на невозможности текста включить в свой состав в полном объеме авторской позиции по поводу описываемого.

В Заключении подводятся итоги осуществленного исследования, определяются перспективные направления в изучении приемов, способов и средств, создающих условия для успешного совместного функционирования имплицитности и эксплицитности, а также анализа некоторых других сторон художественно-публицистических произведений (например, их ценностно-ориентированной, модальной направленности, ключевых компонентов и т.д.).

Особенности художественно-публицистических текстов

Художественно-публицистическое произведение представляет собой текст, в котором тесно переплетаются структурно-семантические, идейные, социальные, политико-экономические, морально-нравственные и др. особенности, характерные для публицистики и художественной литературы. Возникновение таких произведений обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, усиливается роль авторского начала в текстах, выходящих в свет, что является следствием отражения необходимости выражения характера автора, его темперамента, умения «убеждать, приводя в защиту свои позиции не только логические доказательства, но и обращаясь к социальному опыту и нравственному чувству читателей» (БСЭ,1975,с.214).Во-вторых, растет общественное сознание, гражданская активность, ответственность каждого человека за происходящее вокруг (в стране, мире), возникает необходимость выразить свою личную точку зрения, привести собственные рассуждения, сделав их достоянием широкого круга читателей для создания общественного резонанса, т.е. привлекается внимание людей к определенным проблемам. В-третьих, в современном переменчивом мире становится очень важным оперативный обмен информацией. В-четвертых, в то же время имеется необходимость отражать окружающую действительность в образах, красках, тех или иных обозначениях, когда автор имеет возможность передавать глубоко субъективные, самобытные мысли, идеи, не претендуя даже на поддержку широких масс; язык художественной литературы представляет собой эстетическую мотивированность того или иного языкового средства, которая обеспечивает индивидуальность выражения. В-пятых, и тексты художественной литературы, и публицистики выполняют коммуникативную, когнитивную и психолингвистическую функции. Таким образом, активное развитие «художественно-публицистических жанров» (Стилистика русского языка, 1989, с. 182) и широкое распространение художественно-публицистических произведений весьма оправдано.

Художественно-публицистическое произведение является сложной с точки зрения психологии и лингвистики организацией языковых знаков, которая в состоянии сконцентрировать в своих границах содержание, разнообразное по своей направленности. Некоторый объем такого содержания создается в результате преднамеренной (целеустремленной) деятельности автора текста как творческой личности: «...Казакевич безусловно прав, что писатель не падает с неба в совершенно готовом виде и что при известных условиях люди, которые не являются сейчас писателями, могут стать ими. Так ведь оно и происходит на деле: из среды народа выходят все новые и новые писатели» (В ответ на присланные стихи, с.287)- выражение согласия и лояльности или «Известно ли Вам, что многие крупные поэты даже короткие стихи пишут целыми неделями? Известно ли Вам, что сравнительно небольшой по объему роман в стихах «Евгений Онегин» (около двухсот печатных страниц) великий Пушкин писал в течение восьми лет? Известно ли Вам, что другой великий поэт - Некрасов на поэму «Кому на Руси жить хорошо» также потратил несколько лет (хотя поэму он так и не дописал до конца)? (Стать писателем во что бы то ни стало, с.249) -выражение некоторого возмущения, беспристрастности, строгости; данные фрагменты представляют собой своеобразную текстовую антиномию

Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в структуре вопросно-ответных конструкций

Вопросно-ответные конструкции обнаруживаются и в структуре скрытой формы диалога и открытой. В художественно-публицистических произведениях М. Исаковского замечено, что вопрос вызван «необходимостью получения какой-либо информации, необходимостью выбора чего - либо определенного из некоторого ряда неизвестных, что находит свое отражение в ситуации - содержании, т.е. в наличии неизвестного ... в вопросе» (Красных, 1996, с. 19), иными словами, сам вопрос определяется конкретной текстовой ситуацией. В художественно-публицистических произведениях М. Исаковского в процессе анализа скрытых форм диалога обнаружена некоторая закономерность при построении вопросно-ответных конструкций. Речь идет о ситуации, когда часть конструкции содержит неявный вопрос, выражающий название некоторой проблемы, нуждающейся в раскрытии, разрешении; вторая же часть представляет некий ответ, объяснение, являющийся следствием отражения содержания заявки-темы, смысловые границы которого весьма условны. Так, например, во фрагменте: «К сожалению, я не имею возможности следить за всеми новинками, но то, что иногда приходится слышать, по радио (неявный вопрос - что именно?), вызывает у меня глубокое разочарование (неявный вопрос - почему?). (Неявный ответ - вот, что...) Прежде всего не удовлетворяют песенные тексты: (неявный ответ - вот, почему...) в большинстве — это перепевы старого, хорошо знакомого. (Неявный ответ -потому что ...) Давно не приходилось мне слышать песенных стихов, которые отличались бы подлинной оригинальностью образов, сюжетов, поэтических приемов. (Неявный ответ - так как...) Все те же нехитрые историйки о любовных встречах и расставаниях, все та же облегченно эстрадная лирика с чуть иронической улыбкой, тоже давно уже ставшей штампом. (Неявный ответ - а все потому, что...) Нередко встречаешь имена новых поэтов, авторов песенных текстов, но не ощущаешь в их работе ни тематической, ни стилистической новизны» (Из воспоминаний о В. Захарове, с. 366) первое предложение является темой предстоящего обсуждения, остальные представлены как разносторонние, но последовательные и логичные, напрямую связанные с исходным вопросом, ответы. Данный фрагмент примечателен еще и тем, что содержит начальное предложение по форме вопросительное, а по сути (по содержанию) - утвердительное (форма ответа: вопросом на вопрос). «Кроме того, как ядром любого предложения является предикативное ядро, а ядром любого собственно - вопросительного высказывания - неизвестное, так и ядром любого микротекста, содержащего собственно - вопросительное высказывание, является вопросно-ответная пара» (Красных, 1996, с. 21). Следовательно, диалог представляется в качестве некоторого микротекста, обладающего своеобразной коммуникативной целостностью при целенаправленном сочетании (смене) эксплицитное и эмоциональности.

Итак, вопросно-ответные конструкции можно представить как структурно-семантическое единство, функционирующее при взаимодействии эксплицитпости и имплицитное восприятие которого создает и воплощает причинно-следственные смыслы, соотносящиеся, в свою очередь, с конкретной реально-предметной ситуацией, т.е. с некоторым положением дел. Вопросно-ответные конструкции в диалогических структурах художественно-публицистических произведений связываются с другими частями и элементами текста логическими отношениями, которые сами же являются проявлением взаимодействия эксплицитное и имплицитно ста. Вопросно-ответные конструкции отражают непосредственное социально-речевое поведение и автора, и читателя при восприятии объективной действительности. Например: «Вначале я внутренне протестовал против такой замены (неявный вопрос почему?). (Неявный ответ - потому что...) Эпитет зеленая казался мне более красочным, что ли, более поэтичным, а эпитет стальная (по отношению к такой машине, как трактор) выглядел очень уж обыкновенно, даже, может быть, шаблонно» (A.M. Горький - в моей литературной судьбе, с.354) целостность вопросно-ответной конструкции обеспечивается общими представлениями об описываемом предмете, а также знаниями некоторых законов стихосложения, Данная вопросно-ответная конструкция как скрытая форма диалога рассчитана только на читателя, т.к. состоит из монологического описания ситуации. Конечно, в вопросе-заявке не может содержаться исчерпывающий ответ или намек на него: сам ответ «провоцирует» распространение, конкретизацию собственной конструкции.

Тема-рематические отношения в процессе взаимодействия эксплицитности и имплицитности

В процессе анализа фактического материала выявлено, что взаимодействие эксплицитности и имплицитности в художественно-публицистическом произведении есть попытка, стремление автора к взаимодействию с читателем, преподнося информацию определенными долями, слоями известного и неизвестного материала. Другими словами, мы имеем дело с тема-рематическими отношениями в тексте как сочетании в определенном смысле имплицитности и эксплицитности.

Всякое произведение, обладающее высокой воздействующей силой, к числу которых относится и художественно-публицистический текст, оказывает влияние на читателя. Писатель-публицист строит свой текст так, чтобы достичь максимального воздействия на собеседника. Воплощение данной цели зависит от целого ряда факторов, среди которых эффективное взаимодействие эксплицитности и имплицитности посредством тех или иных языковых средств.

Эти языковые средства стилистически маркированы и способствуют передаче читателю особой информации: «Не обижайтесь на меня и поймите, что для того, чтобы выразить только эту мысль, не стоило писать стихотворения. Правда, при этом Вы рисуете полевой пейзалс, который должен был бы обогатить содержание Вашего стихотворения, но он, к сожалению, ничего нового не добавил. Вот Ваши слова:

Ни звука. Тишина. Лишь ветерок пугливый

Вдруг набежит, порывисто дыша,

И тучный колос прошумит лениво

И колыхнется сонно, не спеша.

Пейзаж, так сказать, очень «нейтральный». И он не углубляет содержания стихотворения, не делает его ярче» ( в ответ на присланные стихи, с. 290) (курсив М. Исаковского), Как следует из представленного фрагмента, информация понимается не только как описание каких-либо событий единицами языка, понятными читателю, но и представление авторских целей, намерений, модальных характеристик, определенных оценок. Упорядоченный набор языковых знаков, направляемый собеседнику, автором организуется с целью формирования у читателя ответной реакции, соответствующей писательскому замыслу, т.е. поэт-публицист стремится к взаимодействию (устным или письменным) с читателем.

Несмотря на то, что в ситуациях чтения художественно-публицистического произведения, публицистического обмен информацией односторонний, (т.е. протекающий в заочной форме), читатель своим интересом к тексту, попыткой расшифровать имплицитные смыслы с опорой на эксплицитность в какой-то мере также передает определенную информацию М. Исаковскому как автору произведения, а именно: согласие или несогласие с излагаемым.

Анализ фактического материала, их адресация показывают, что существует практика встреч поэта с читательской аудиторией, ответы на письма, приходящие в редакции издательств и лично М. Исаковскому, рубрики в газетах, журналах, отражающих читательское мнение.

Вызвать заинтересованность произведением у читателя автор может различными способами, одним из которых является отражение актуальных социально - культурных проблем жизни современного общества, а также свойственных данному обществу языковых средств и их взаимодействие: «Я довольно рано начал писать стихи. Но, скажем прямо, и детские и юношеские мои стихи были плохими стихами. Казалось бы, у меня были все возможности, чтобы писать лучше: был я человеком грамотным, даже можно сказать - вполне грамотным, так называемые «правила стихосложения» усвоил, что такое поэзия - более пли менее представлял. А стихи между тем получались слабыми, невыразительными, трафаретными» (Беседа со школьниками, с. 300); «Если же отнести к «песенному жанру» те сверхмногочисленные тексты, которые написаны специально для музыки, которые без музыки существовать не могут, то это было бы уже совсем смешно. Ведь тексты эти в своем подавляющем большинстве никакого отношения к подлинной поэзии не имеют. Они настолько слабы, несовершенны и шаблонны, что их абсолютно невозможно включить ни в какой поэтический жанр. Они остаются лишь текстами для песен, а не песнями. Точно так же, как либретто оперы, взятое отдельно от музыки, есть только либретто, а вовсе не опера» (Заметки писателя. О песнях и поэтах-песенниках, с. 106); «Но какими же качествами обладает подлинный фольклор, каковы его особенности - в этом вопросе тов. Чичеров, как мы видели, путается сам и иногда называет фольклором то, что таковым не является.

Я попытаюсь изложить свою точку зрения на фольклор»(Прав ли тов. Чичеров? (По поводу его статьи «О народном творчестве»), с.63) и другие фрагменты текстов, свидетельствующие об активном участии М. Исаковского в жизни своей страны, отражении личной позиции посредством определенной выразительной лексики.

Похожие диссертации на Взаимодействие эксплицитности и имплицитности в смысловой структуре художественно-публицистического произведения : На материале статей М. Исаковского