Введение к работе
Актуальность настоящего исследования определяется:
1) активностью процессов переходности в системе частей речи современного русского языка; 2) дискуссионным характером вопроса о месте предикатива в морфологической системе русского языка; 3) необходимостью представить дополнительные аргументы в пользу становления предикатива как особой части речи; 4) малой изученностью предикатива с точки зрения его
художественно-изобразительных, экспрессивных, словообразовательных и стилистических возможностей; 5) активностью употребления форм предикатива в художественных текстах русской литературы 1 трети XX века.
Цель работы - выявить и описать особенности употребления форм предикатива в текстах русской литературы 1 трети XX века; установить причины активного употребления предикатива поэтами и писателями начала XX столетия.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: 1) представить. предикатив как часть речи, реализующую в системе морфологических категорий и форм признаки имени прилагательного и глагола; 2) сопоставить семантико-грамматическую природу имени прилагательного и предикатива; 3) проанализировать и описать основные формы предикатива в языке русской литературы 1 трети XX века; 4) охарактеризовать особенности языка художественных текстов русской литературы 1 трети XX столетия; 5) исследовать функционально-семантические особенности предикатива в художественном тексте;
6) проанализировать художественно-изобразительные и экспрессивные
возможности личных и безличных форм предикатива, форм субъективной
оценки, форм степеней сравнения, аналитических видо-временных форм,
окказиональных форм предикатива и реализацию их в художественном тексте;
7) показать синтаксическое употребление предикатива в разных моделях
предложения, обосновать художественную целесообразность предложений с
предикативом, проследить взаимосвязь предикатива с другими членами
предложения; 8) определить значения и способы выражения субъекта
качественного состояния; 9) исследовать вспомогательные' функции
предикатива.
Основная гипотеза диссертационного исследования: активное употребление форм предикатива поэтами и писателями 1 трети XX века обусловлено особенностями грамматических признаков данной части речи, а именно: категориальным значением качественного состояния, проявляющегося во времени; а также экспрессивностью предикатива, живым процессом образования и употребления окказиональных форм этой части речи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Категориальная специфика предикатива сделала его своеобразным и
характерным элементом языковой картины мира русской литературы 1 трети
XX века. Способность предикатива дать емкую, краткую, образную
характеристику качественного состояния, проявляющегося во времени,
обусловила активность и регулярность употребления данной грамматической
категории в литературе анализируемого периода.
2. Случаи семантического сходства полных прилагательных и личных форм
предикатива конкурируют со случаями разрушения параллелизма между
ними. Обособившись от качественного прилагательного, предикатив утратил
ряд основных значений членных форм и развивает лексические значения, не
имеющие соответствий в качественном прилагательном.
3. Экспрессивность предикатива обусловлена категориальным значением
качественного состояния; возможностью производства окказиональных форм.
«Избыточность» семантики, значение количественной интенсификации, выражаемое большинством форм предикатива, активное сочетание предикатива с интенсификаторами, образование форм степеней сравнения устраняет необходимость производства форм субъективной оценки, чем объясняется малочисленность таких примеров в текстах русской литературы 1 трети XX века.
4. Компаративные формы предикатива произведены от основы
положительной степени предикатива; являются одним из способов выражения
интенсивности предикативного признака и средством экспрессии.
5. В предложении личные формы предикатива занимают доминирующую
позицию по отношению к полному прилагательному, являются смысловым
центром высказывания, благодаря синтаксической роли (сказуемое) и богатому
изобразительному потенциалу.
6. Связка оформляет глагольные категории времени и наклонения
предикатива. Лишенная вещественного значения, стилистически нейтральная,
идеальная связка быть представляет ядро связочной системы, выражает три
инвариантных значения времени и наклонения предикатива, не отягощая
именной компонент дополнительными оттенками смысла. Высокая степень
грамматизации быть определяет ее доминирование над полузнаменательными
связками. В текстах русской литературы 1 трети XX века происходит процесс
вытеснения полузнаменательных связок идеальной быть, что свидетельствует
о становлении предикатива как самостоятельной части речи.
7. Функционально обособленные безличные формы предикатива обозначают
состояние без привлечения внимания к субъекту, что позволяет поэту или
писателю представить наиболее объективно действительность. Парадигма
безличных форм предикатива строится с помощью связки, которая оформляет
грамматическое значение безличности. Метафоричность, изобразительность
безличных форм предикатива обусловливают востребованность последних в
подчеркнуто эмоциональной литературе 1 трети XX века.
8. Специализированный тип односоставных безличных предложений
используется авторами для передачи внешних и внутренних состояний;
предметная сущность вещей и явлений получает оценку в двусоставных
предложениях.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) представлены дополнительные аргументы в пользу частеречного статуса предикатива как «гибридной» категории; 2) определена аналитическая грамматическая форма предикатива и ее основная составляющая - связка; 3) обоснован статус безличных форм в морфологической парадигме предикатива; 4) проанализировано семантическое расхождение полных прилагательных и личных форм предикатива; 5) показаны особенности употребления форм предикатива в текстах русской литературы 1 трети XX века; 6) исследованы экспрессивные, изобразительные возможности предикатива; 7) обоснована художественная целесообразность предложений с
предикативом; 8) описаны структурно-семантические типы предложений с безличной формой предикатива в роли главного члена; представлена семантическая классификация безличных форм предикатива; 9) установлены принципы образования и употребления окказиональных форм предикатива; описаны функции окказионализмов в художественном тексте; 10) проанализированы особенности образования и употребления компаративных форм предикатива.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что: проанализированы малоисследованные аспекты активного употребления форм предикатива в художественном тексте; представлены структурные и функциональные особенности предикатива как аналитической категории; уточнены и дополнены основные признаки частеречного статуса предикатива.
Практическая значимость исследования заключается в анализе и описании большого и разнообразного материала текстов классической литературы начала XX века, реализующих употребление форм предикатива и их экспрессивно-изобразительные функции.
Материалы диссертации могут быть рекомендованы к использованию в курсе «Современный русский язык. Морфология. Синтаксис», в спецкурсах и спецсеминарах по вопросам грамматики русского языка, в курсах лекций по лексикологии и стилистике, в вузовских семинарах и школьных факультативных курсах, посвященных филологическому анализу текста.
Материалом для исследования послужили текстовые фрагменты, извлеченные методом сплошной выборки из произведений художественной литературы 1 трети XX века. Картотека насчитывает 3 954 примера.
Основным методом исследования является метод индукции-, переход от конкретных наблюдений над языковыми фактами к обобщающим умозаключениям, к систематизации и обобщению. При анализе языкового материала использовались описательный, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический методы, а также приемы трансформационного, оппозиционного и контекстуального анализа. Проводилась статистическая обработка материала.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях и методических объединениях кафедры современного русского языка МГОУ. Автор выступал с докладами на научных конференциях: в Москве (2007; Всероссийская научная конференция, посвященная Году русского языка), в Коломне (2006; Межвузовская научно-практическая конференция. 2007; Научно-методические чтения, посвященные Году русского языка), в Зарайске (2005; Виноградовские чтения: Научно-практическая конференция, посвященная 110-летию В.В.Виноградова).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из Предисловия, Введения, трех глав, Заключения, Приложения, Библиографического списка, Списка источников языкового материала.