Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа "описание" Русакова Наталия Владимировна

Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа
<
Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русакова Наталия Владимировна. Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа "описание" : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Улан-Удэ, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:07-10/252

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕКСТ ТИПА «ОПИСАНИЕ», КАТЕГОРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ, РЕФЕРЕНЦИЯ 9

1.1. Описание как функционально-смысловой тип речи 9

1.2. О связи пространства и времени в науке 21

1.3. Параметры физического пространства в структурно-семантической модели текста типа «описание» 24

1.4. Теоретический аспект изучения категории темпоральности 27

1.4.1. Многоаспектность категории времени в языке 27

1.4.2. Темпоральность как языковое время 30

1.4.3. Грамматическое время глагола как ядерное средство выражения темпоральности 32

1.4.4. Лексические способы выражения темпоральности 34

1.5. Грамматическая темпоральность в типе речи «описание» 42

1.6. Теоретические основы референции 44

ГЛАВА 2. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА 53

2.1. Структурно-семантические особенности визуального описания с номинированным временным компонентом 55

2.2. Темпоральные значения признаков объекта описания в текстах с лексически номинированным временем 64

2.3. Частные значения лексических средств темпоральности в визуальном описании 72

2.3.1. Значение длительности и постепенности 73

2.3.2. Значение краткости 75

2.3.3. Значение повторяемости 77

2.4. Особенности значения пространства и времени в описании- характеристике 80

2.4.1. Особенности реализации пространства в описании-характеристике 80

2.4.2. Вербализация циклического времени в описании-характеристике 84

2.4.3. Лексические способы выражения значения повторяемости в описании-характеристике 86

ГЛАВА 3. ТЕКСТ ТИПА «ОПИСАНИЕ» КАК СРЕДСТВО РЕФЕРЕНЦИИ 94

3.1. Функционирование описательного текста в качестве дейктика 95

3.1.1. Вербализация места и времени как компонентов референции в описании-пейзаже 97

3.1.2. Вербализация места и времени как компонентов референции в описании-интерьере 104

3.1.3. Описательный текст как средство выражения определенной референции 107

3.2. Имплицитные способы выражения места и времени как компонентов референции в описательном тексте 109

3.3. Роль актантных и признаковых слов в выражении референции 115

3.3.1. Роль актантов в выражении референции 115

3.3.2. Роль признаковых слов в выражении референции 118

3.4. Глагольная референция в описательном тексте 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 154

ПРИЛОЖЕНИЕ 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена исследованию лексической темпоральности и функции референции одного из функционально-смысловых типов речи - описания.

Описательный тип речи вычленяется из прозаического художественного произведения на логической, функционально-смысловой основе и имеет общесмысловое значение синхронности существования признаков статичного объекта [О.А. Нечаева].

Языковое время, или темпоральность, охватывает все уровни системы языка [В.В. Виноградов, Н.С. Поспелов, А.В. Бондарко, М.В. Всеволодова, Ю.С. Маслов, Е.В. Тарасова и др.]. Наряду с грамматическими категориями выражения темпоральности в языке существует обширное лексико-семантическое поле темпоральности, которое образуют темпоральные существительные, прилагательные, наречия, частицы и др. единицы, изучаемые в различных аспектах [А.В. Бондарко, М.В. Всеволодова, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Яковлева, А.П. Клименко, Г.Е. Крейдлин, Е.В. Рахилина, Н.А. Потаенко, Н.К. Рябцева, Р.А. Семергей, В.Н. Капленко, О.А. Горбатенко, Л.Р. Ахмерова и др.].

Категория времени онтологически неотделима от категории пространства. Взаимосвязь пространства и времени, подчеркнутая в многочисленных научных трудах, нашла воплощение и в филологических науках [М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, В.Н. Топоров, Е.В. Падучева, А.В. Кравченко и др.], отражена и в исследованиях текстового уровня языка.

Текст типа «описание» вербализует пространственные характеристики объекта описания - свойства физического пространства, его трехмерность и вещность, которые выражаются в структурно-семантической и лексической модели этого текста [В.М. Хамаганова]. Кроме того, описательный текст отражает и темпоральные свойства существования признаков описываемого объекта. Подробно изученным представляется основное средство выражения

5 темпоральности в описательном тексте - грамматическая категория времени глагольного предиката [Н.С. Поспелов, А.В. Бондарко, О.А. Нечаева, Ж.В. Николаева, И.Ю. Хандархаева и др.], образующая центр поля темпоральности в описании. Однако время в описательном тексте может выражаться и периферийными средствами, а именно лексическими средствами темпоральности.

Текст типа «описание» как одно из средств выражения свойств пространства и актуализации времени позволяет рассмотреть его в структуре художественного произведения как средство референции. В науке исследуется понятие референции и способы репрезентации этого явления [К. Бюлер, Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, С.А. Крылов, А.Д. Шмелев, М.М. Бурас, М.А. Кронгауз, И.Б. Шатуновский, А.Д. Кошелев и др.]. Поскольку пространство и время служат основой для осуществления референции, актуальным представляется изучение лексической темпоральности в контексте описательного текста, а также референциальных свойств этого текста.

Объектом исследования является монологическая речь типа «описание».

Предметом исследования служат лексические средства темпоральности, используемые в описательном тексте, а также референциальные свойства описательного текста.

Целью данного исследования является изучение лексической темпоральности описательного текста, а также референциальных свойств, связанных с выражением категорий пространства и времени, двух содержательных разновидностей описания - описания-пейзажа и описания-интерьера.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) проанализировать свойства структурно-семантической и
лексической модели текста типа «описание» с темпоральным словом /
именной темпоральной группой;

  1. выявить темпоральные значения признаков объекта описания в текстах с лексически номинированным временем;

  2. показать особенности лексической темпоральности в визуальном описании и в описании-характеристике;

4) рассмотреть референциальные свойства двух содержательных
разновидностей описательного текста - описания-пейзажа и описания-
интерьера;

5) определить референтную роль актантов и признаковых слов в тексте
типа «описание».

Гипотеза исследования. Пространство и время являются основными категориями, необходимыми для осуществления высказывания в виде описательного текста, воспроизводящего внеязыковой предметный ряд. Текст типа «описание» представляет собой модель пространства и характеризует время существования предметного ряда, поэтому представляется, что он выполняет функцию средства референции в целом тексте.

Методология и методы исследования. Методологической основой диссертации являются онтологические свойства материального мира, выраженные языковыми средствами, в том числе и текстом типа «описание».

В качестве основного метода применяется описательный меїод, предполагающий непосредственное наблюдение, анализ, классификацию и сопоставление языковых средств, вербализующих свойства пространства и времени.

Материалом для исследования послужили произведения русской классической и современной художественной литературы. Тексты типа «описание» выделены из художественных произведений Тургенева, Куприна,

7 Чехова, Бунина, В. Набокова, В. Астафьева, Ю. Казакова, Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, Е. Носова, А. Вампилова и других авторов.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые исследуется периферийное средство поля темпоральности - лексическая темпоральность - как свойство структурно-семантической и лексической модели текста типа «описание»; впервые предпринята попытка рассмотреть монологический описательный фрагмент художественного произведения в качестве средства референции.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование лексической темпоральности в описании дополняет сведения о реализации темпоральности в описательном типе речи, а также расширяет знания о свойствах структурно-семантической и лексической модели текста типа «описание». Рассмотрение описательного текста в качестве средства референции позволяет уточнить его функциональные свойства в художественном произведении.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по грамматике, лексикологии, теории языка, в спецкурсах по теории текста. Элементы анализа могут применяться в школьной практике преподавания русского языка.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Описательные тексты с темпоральным словом / именной
темпоральной группой представляют своеобразие структурно-семантической
модели текста типа «описание».

2. Признаки пространства, полностью или частично занимающие
номинированный темпоральным словом / именной темпоральной группой
промежуток времени, являются средством дифференциации визуального
описания и описания-характеристики.

3. Частные временные значения, которые могут выражаться
лексическими средствами темпоральности, имеют особенности в визуальном
описании и в описании-характеристике.

  1. Экстенсиональные разновидности описательного текста - описание-пейзаж и описание-интерьер - являются средством референции в художественном произведении.

  2. В референциальном назначении описательного текста своеобразную функцию имеют актантные и признаковые слова.

Апробация.

Основные положения диссертационного исследования были изложены на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы текста: лингвистическая теория и практика обучения» (Улан-Удэ, 2004 г.); на научной конференции «Филологические чтения, посвященные 110-летию В.В. Виноградова» (Улан-Удэ, 2005 г.); на научно-практической конференции «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2005 г.); на Международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций» (Барнаул, 2005 г.). По теме диссертаций опубликовано пять научных статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных произведений художественной литературы и приложения.

Описание как функционально-смысловой тип речи

Текст как объект лингвистического исследования всегда привлекал внимание ученых [Поспелов 1953; Лосева 1967; Брандес1971; Солганик 1973; Нечаева 1974; Гальперин 1981; Москальская 1981; Золотова 1984, 1986 и др.], которые по-разному раскрывают понятие «текст». Так, И.Р. Гальперин под текстом понимает «произведение речевого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия, заголовка и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин 1981: 18].

О.И. Москальская, также как и И.Р. Гальперин, одним из основных объектов лингвистики текста выделяет «целое речевое произведение - текст, т.е. текст в широком смысле слова, или макротекст», но, кроме того, объектом лингвистики, как отмечает О.И. Москальская, может быть и «сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) - текст в узком смысле слова, или микротекст» [Москальская 1981: 13].

Сверхфразовые единства (СФЕ), сложные синтаксические целые (ССЦ) являются конститутивными единицами, которые и выступают главным объектом изучения многих лингвистических исследований. К разновидностям ССЦ относятся типы речи - описание, повествование, рассуждение.

В диссертационном исследовании анализируется описание как функционально-смысловой тип речи. В лингвистической науке существует множество трактовок описания и подходов к его изучению. М.П. Брандес выдвигает понятие «речевой формы», к которой относятся сообщение, описание и рассуждение, изучаемые как «основа стиля произведения или материальное воплощение композиции произведения» [Брандес 1971:98]. Сущностью формы «описание» является «выражение сосуществования предметов и их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности. Структурным содержанием этой формы является соположение, что и определяет характер грамматической связи - а именно параллельную связь» [Брандес 1971: 104].

Г .Я. Солганик выделяет описание и повествование как особые разряды «прозаических строф». «Прозаическая строфа» представляет собой «группу тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически законченных предложений, выражающую более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли» [Солганик 1991: 108]. Связь предложений ь прозаической строфе соотносится со связью суждений в речи. И также как в речи суждения объединяются в логические единства, так и в тексте предложения объединяются в прозаические строфы. В речи-мышлении между суждениями могут существовать цепная или параллельная связи. При цепной связи предикат или субъект предшествующего суждения повторяется в последующем суждении. Эта связь может выражаться и в прозаической строфе, в которой предложения сцепляются одно с другим при помощи цепных средств связи (местоимений, синонимов и т.д.). При параллельной связи «повторяющийся член суждений выполняет в них одинаковую функцию (и в том, и в другом суждении является или субъектом, или предикатом)» [Солганик 1991: 39]. В прозаической строфе такая связь также существует между предложениями, которые не сцепляются между собой при помощи средств связи, а сопоставляются. К разрядам параллельных прозаических строф относятся описательные строфы.

Описательные строфы «выделяются среди других структурных типов строф устойчивыми особенностями синтаксического строения и определенной областью употребления - описательные контексты речи» [Солганик 1991: 118]. Основной синтаксический признак описательных строф - это единство видо-временных форм сказуемых. Г .Я. Солганик по структурным признакам выделяет несколько разрядов описательных строф:

1) строфы с единым планом настоящего времени;

2) строфы с единым планом прошедшего времени;

3) номинативные строфы;

4) описательные строфы номинативного типа.

Приведем пример описательной строфы, в которой сказуемые всех предложений, составляющих эту строфу, выражены глаголами настоящего времени: «Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их еще мало. Ползут плоты «Средне-» и «Верхневолглеса», но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко сидящими в воде...» [Солганик 1991: 119].

И.Р. Гальперин относит описание, также как и повествование, к формам «контекстно-вариативного членения текста», и художественная проза представляет собой смену разных контекстно-вариативных форм. Он отмечает, что «описательный контекст «привязан» к лицу (портретизация), месту (сценичность), условиям (ситуационность), в которых протекает действие», тогда как повествовательный контекст «привязан» к пространству и времени [Гальперин 1981: 19].

Структурно-семантические особенности визуального описания с номинированным временным компонентом

Поскольку воспринимаемый человеком материальный мир существует в пространстве и во времени, для его вербализации создается ряд описательных текстов, содержанием которых являются свойства пространства, существующие в определенный момент или промежуток времени. Такие тексты строятся по структурно-семантической модели, в основе которой содержится актантное ядро. Например:

(7) «Берлин, майское утро, еще очень рано. В плюще егозят воробьи. Толстый автомобиль, развозящий молоко, шелестит шинами, словно по шелку. В слуховом окошке на скате черепичной крыши отблеск солнца. Воздух еще не привык к звонкам и гудкам и принимает, и носит эти звуки как нечто новое, ломкое, дорогое. В палисадниках цветет сирень; белые бабочки, несмотря на утренний холодок, летают там и сям, будто в деревенском саду» (В. Набоков. Камера обскура).

В описательном тексте пространство номинировано субстантивом с пространственным значением - Берлин. Локус Берлин обозначает объект действительности, подвергнутый описанию, и служит семантическим субъектом в структуре описательного текста. Время актуализируется темпоральной группой майское утро, еще очень рано - это момён! наблюдения пейзажа.

Актантное ядро описательного текста образуют холоним Берлин, предметные актанты-партонимы, наполняющие описываемое пространство (воробьи, толстый автомобиль, отблеск солнца, сирень, белые бабочки) и актанты-партонимы, структурирующие пространство (в плюще, в слуховом окошке, в палисадниках). Подобным является следующий описательный текст: «И ночь какая-то странная. Широкий, пустой, светло освещенный высокой луной двор. Напротив сараи, крытые старой окаменевшей соломой, - скотный двор, каретный сарай, конюшни. За их крышами, на северном небосклоне, медленно расходятся таинственные ночные облака - снеговые мертвые горы. И все вокруг как-то странно в своем ночном существовании, отрешенном от всего человеческого, бесцельно сияющее» (Бунин. Таня).

В целом структура этого визуального описания соответствует модели текста типа «описание»: категоризующий актант-холоним двор, обозначающий объект действительности, подвергнутый описанию; части этого внеязыкового объекта действительности номинируются актантами-партонимами структуры пространства {напротив, за их крышами). Средством выражения вещности пространства являются предметные актанты-партонимы: скотный двор, каретный сарай, конюшни, облака.

В этом визуальном описании время актуализируется в начальном предложении описательного текста субстантиватором ночь, но далее следуют высказывания не о времени, а о пространстве - о пространстве двора. Однако значение времени распространяется на весь описательный текст, поэтому важными становятся признаки наблюдаемого в ночное время пространства: освещенный луной двор, таинственные ночные облака.

В отличие от описательного текста (7), в тексте (8) темпоральный субстантив ночь занимает место в начальном предложении описательного текста и является грамматическим субъектом предложения, а холоним, называющий объект действительности, подвергнутый описанию - двор, - в следующем предложении. Темпоральное слово как бы «вытесняет» категоризующий актант-холоним. Нужно сказать, что такая структура типична для текстов с темпоральными лексемами. Такое строение имеют описательные тексты 3, 10, 13, 22, 27, приведенные в Приложении.

Особенности реализации актантного ядра в описательном тексте Наибольший интерес для исследования представляют описательные тексты, в которых объект действительности, подвергнутый описанию, не вербализован, пространство не названо, оно имплицитно и определяется как уже известное, данное. Указание на описываемое пространство осуществляется темпоральными словами, актуальными же становятся признаки пространства в определенный момент времени, и можно сказать, что в таких текстах наблюдается «тенденция к опространствлению времени» [Михеева 2003: 65]. Время овеществляется, поскольку оно нематериально, не доступно зрительному восприятию и, как отмечает Н.Д. Арутюнова в монографии «Логический анализ языка. Язык и время», «проявляет себя через материальное наполнение мира, без которого оно не могло бы войти в поле наблюдения» [Логический анализ языка. Язык и время: 9].

Семантическая структура актантного ядра в таких описательных текстах отражает своеобразие структурно-семантической модели текста «описание». Это своеобразие проявляется прежде всего в том, что функцию категоризующего актанта-холонима начинает выполнять темпоральный субстантив / именная темпоральная группа (например, день, ночь и др.), он служит семантическим субъектом описания.

Функционирование описательного текста в качестве дейктика

Дейктические средства в рамках описательного типа речи были проанализированы в диссертационном исследовании [Мисайлова 2005], в котором автор выявляет особенности функционирования личного, денотативного и хронотопического типов дейксиса в описательном тексте. Однако описательный текст, указывая на место и время событий в художественном тексте, сам является дейктиком.

В описательном тексте, в частности в описании-пейзаже и в описании-интерьере, могут быть представлены все компоненты, необходимые для осуществления референции. Это тот дейктический центр «Origo», предложенный К. Бюлером, который и образует классическое построение референции - «Здесь-сейчас-я - система ориентации субъекта» [Бюлер 1993: 94]. Абсолютная функция указательных слов здесь, сейчас, я - функция «языкового показателя места, показателя времени и показателя индивида» [Бюлер 1993: 99]. Указание на место и время в описательном тексте может эксплицитно выражаться не только и не столько указательными словами «здесь» и «сейчас», но и другими лексическими средствами. Что же касается фигуры говорящего («я») в описании, то она, как правило, эксплицитно не представлена.

Роль говорящего (наблюдателя) в описательном тексте, также как и формы его выражения, были подробно исследованы в диссертационных работах Е.В. Корпусовой, Т.И. Мисайловой. Так, Е.В. Корпусова указывает на то, что в описании «присутствие говорящего выражено лексико-семантическими, синтаксическими, но не морфологическими средствами языка», поскольку «внимание говорящего направлено на объект». «Я» говорящего, как правило, выражается во вводящем повествовательном контексте [Корпусова 2003: 11].

Т.И. Мисайлова, анализируя функционирование дейксиса в описательном тексте, приходит к выводу, что в описании не представлен личный дейксис и «фигура говорящего в описательном тексте опосредована». Это объясняется тем, что «у субъекта речи в описании стоят совсем другие задачи, а именно: создание картины восприятия с помощью перечисляемых признаков-партонимов для того, чтобы адресат адекватно воспринял описываемую картину». Однако отсутствие личного дейксиса не означает, что говорящий, также как и адресат не присутствуют в описательном тексте, говорящий не выражен средствами личного дейксиса [Мисайлова 2005: 111]. В тексте типа «описание» присутствует субъект восприятия (наблюдатель) [Корпусова 2003].

Следует отметить, что «разводить» понятия «говорящий», «наблюдатель», «субъект референции» (по Е.В. Падучевой, субъект референции - это то же что субъект дейксиса) в настоящем исследовании мы не будем, и это не представляется важным, поскольку перед нами стоят другие задачи, а именно рассмотреть пространственно-временную сторону референции. Однако представляется, что наблюдатель и субъект референции в описательном тексте совпадают, поскольку наблюдатель это и есть субъект референции.

Описательный текст, указывая на место и время, является деиктическим средством в структуре художественного текста, поскольку «дейктическое значение начинается там, где имеются элементы пространственной и временной ориентации» [Сребрянская 2003: 65]. О дейктичности категории времени говорит Е.В. Падучева, утверждая, что «время по самой своей сути является категорией дейктической» [Падучева 1985:11].

Похожие диссертации на Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа "описание"