Введение к работе
Актуальность работы обусловлена повышенным вниманием современной лингвистики к проблемам речевого воздействия, особенностям жанровых моделей, в частности моделей убеждения, а также связана с необходимостью изучения тактического потенциала убеждения в художественной литературе и в русской лингвокультуре. Дифференцированный дискурсивный подход к художественному тексту востребован в связи с комплексным изучением речевой коммуникации в свете теории речевых жанров, психолингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии.
Объектом исследования являются диалоги и монологи персонажей, в которых реализована модель жанра «убеждение».
Предметом исследования в данной работе являются механизмы реализации тактик убеждения, которые представляют собой речевые и сопровождающие их невербальные действия коммуникантов.
Материалом исследования послужили фрагменты текстов, содержащие убеждение. Фрагменты извлечены методом сплошной выборки из 599 произведений художественной прозы А.П. Чехова (рассказов, юморесок, повестей).
Цель диссертационной работы – исследовать модели убеждения в коммуникации персонажей прозы А.П. Чехова, номинировать и классифицировать тактики убеждения, проанализировать их языковое наполнение и представленность в разных типах дискурса в рамках художественного произведения, а также выявить зависимость выбора речевых тактик от экстралингвистических факторов.
В соответствии с представленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) определить содержание понятия «убеждение» и специфику данного феномена;
2) определить понятия «стратегия» и «тактика» в свете теории речевых жанров;
3) выявить структурные особенности убеждения в рамках речевого жанра; выстроить типологию универсальных тактик убеждения и осуществить их анализ в ракурсе локуции;
4) проанализировать тактики убеждения и их языковое представление в разных типах дискурса в прозе А.П. Чехова;
5) рассмотреть зависимость выбора тактик убеждения от экстралингвистических факторов коммуникации: стимула, мотива, этических оснований, эстетических предпочтений, ценностных установок и статусной принадлежности персонажей.
В работе используются следующие методы исследования: контекстуальный, компонентный, лексико-семантический анализ, интент-анализ, а также описательный метод и методика статистической обработки материала.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что впервые на материале художественной прозы А.П. Чехова создана типология побудительных тактик и расширена парадигма жанрообразующих целей убеждения. Детальное описание тактик и их невербального сопровождения в свете теории речевых жанров позволило выявить наличие общих и специфических квалификаторов убеждения в разных социолингвистических типах дискурса, а также сделать выводы об особенностях феномена убеждения в авторском представлении и в русской лингвокультуре.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в дальнейшей разработке теории речевых жанров с точки зрения тактической организации жанровой модели убеждения. Результаты, полученные в ходе анализа, вносят вклад в развитие прагмалингвистики и лингвокультурологии. Анализ языковых компонентов речевых тактик в общении персонажей расширяет представление о специфике поэтики художественной прозы А.П. Чехова.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать результаты исследования в вузовских курсах по творчеству А.П. Чехова, филологическому анализу текста и культуре речи. Этические вопросы, включенные А.П. Чеховым в информационные послания персонажей, особенно важны для формирования ценностных установок обучающихся. Образцы построения убеждения в прозе А.П. Чехова с успешной и неуспешной реализацией целей демонстрируют соотношение логической, психологической, риторической, эмоциональной и этической составляющих в рамках речевой ситуации, что необходимо учитывать в процессе обучения культуре речи носителей языка, а также иностранцев, изучающих русский язык. Тактики убеждения в статусно-ориентированном дискурсе (медицинском и правовом) полезно рассматривать в процессе профильного преподавания русского языка студентам-медикам и юристам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Жанр «убеждение», представленный в художественной прозе А.П. Чехова, структурно разнообразен в связи с использованием персонажами различных тактик речевого воздействия в совокупности с поведенческой реакцией, представляющей невербальные средства коммуникации, и насыщен средствами выразительности речи – риторическими приемами.
2. Модель жанра «убеждение» включает в себя следующие обязательные компоненты: побудительную тактику или декларацию тезиса, аргументацию, тактику привлечения внимания адресата и тактику апелляции к разуму.
3. Привлечение внимания, апелляция к разуму и побуждение являются универсальными тактиками жанра, характеризующимися традиционным языковым наполнением.
4. Конкретная цель убеждения всегда эксплицитно или имплицитно отражена в побудительной тактике. Анализ примеров убедительной коммуникации в прозе А.П. Чехова позволяет выделить следующие побудительные тактики: недирективные – совет, предложение, просьба, непрямое побуждение к действию в форме вопроса; директивную тактику прямого побуждения к действию и конфронтационные тактики – осуждение, обвинение, оправдание, упрек, утешение, отговор.
5. Тактическое построение аргументации дискурсивно разнообразно и зависит от характера речевой ситуации, выбранной адресантом побудительной тактики и экстралингвистических факторов (уровня языковой личности, психологических особенностей убеждающего, его статусной принадлежности и ценностных приоритетов).
6. Исследование убеждения со стороны адресанта выявляет ряд смыслообразующих факторов коммуникации: стимул, мотив, цель, на которые обращает внимание читателя А.П. Чехов с целью имплицитной характеристики персонажа и его представлений о мире. Можно утверждать, что стимул как непроизвольный экстралингвистический фактор коммуникации, представляющий собой эмоцию или чувство, дает основание для психологической характеристики адресата, в то время как мотив является ценностной установкой убеждающей речи. Тактическая организация речи персонажей художественного произведения как поэтапное стремление к достижению коммуникативной цели находится в прямой зависимости от стимула и мотива адресанта.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Южного федерального университета, а также были представлены в виде докладов на международных научных конференциях Южного федерального университета (2011 г., 2012 г., 2013 г.), Российского университета Дружбы народов (Москва 2010 г.), Московского автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ) (2010 г.), Таганрогского государственного педагогического института им А.П. Чехова (2012 г.), Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН (2009 г., 2013 г.).
Основное содержание исследования представлено в 10 публикациях общим объемом 3,03 п.л., в том числе в 3 статьях в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура и объем диссертационного исследования обусловлены целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка использованных источников и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, мотивируется актуальность и научная новизна, обозначается теоретическая и практическая значимость, определяются цели, задачи и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.