Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена изучению свето- и цветообозначений в рамках поэтического творчества С.А. Есенина, репрезентируемых лексическими и фразеологическими единицами. Особое внимание уделяется структурно-семантической характеристике вербализаторов данных наименований.
Исследования в области феномена света и цвета активно ведутся на протяжении многих десятилетий, особенно в начале XXI века. Об этом говорит достаточное количество диссертационных работ, научных статей, связанных с анализом световых и цветовых наименований (Н.Б. Бахилина, О.М. Воевудская, Т.В. Григорьева, СВ. Кезина, Е.В. Мишенькина, Н.В. Разумкова, P.M. Фрумкина, Е.А. Шумских и другие). Такое внимание к данной проблеме обусловлено, прежде всего, тенденцией времени: через характеристику свето-цветовых репрезентантов выводится языковая картина мира отдельно взятого человека. Если речь идет о творчестве конкретного писателя или поэта, то можно охарактеризовать некоторые черты идиостиля автора и понять его образно-эстетическую концепцию, выявить ключевые образы и мотивы его творчества.
Обоснованность выбора поэтических текстов С.А. Есенина в аспекте, заявленном в теме диссертационного исследования, определяется следующими причинами. Во-первых, поэтическое творчество С.А. Есенина определило характер литературного процесса начала XX века. Немалый вклад поэтическое творчество С.А. Есенина внесло и в образную систему литературы того времени: яркие, порой необычные образы отмечаем по прочтении его поэтических текстов. Во-вторых, исследование свето- и цветообозначений как составляющих языковую и поэтическую картину мира у обозначенного поэта представляет огромный исследовательский интерес для понимания не только идиостиля, но и мировоззрения поэта С.А. Есенина.
Актуальность работы определяется формирующейся тенденцией в современной лингвистике: ярко выраженное исследовательское внимание к творчеству конкретной личности в семантическом и культурологическом аспектах в антропоцентрической парадигме, к языковой картине мира, а также исследование составляющих идиостиля конкретного писателя или поэта -свето- и цветообозначений. Помимо того, необходимость изучения данных единиц обусловлена выявлением семиотического и символического содержания поэтического текста: представления об окружающем мире формируются в большинстве случаев через символическое значение.
Объектом исследования являются лексические и фразеологические единицы со значением освещенности (неосвещенности) и лексические единицы цветовой семантики (фразеологизмов со значением цветовой характеристики не выявлено).
Предмет исследования - семантические стороны свето- и цветообозначений, а также их семантическая структура в контексте поэтического дискурса С. А. Есенина.
Цель научного исследования - изучение структуры и семантики единиц свето- и цветообозначений.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
выявление корпуса единиц свето- и цветообозначений;
описание семантики выявленных единиц, а также структуры значений, в том числе формирование символико-семиотических смыслов, а также анализ функционирования данных единиц;
создание авторской типологии свето- и цветообозначений в идиостиле С.А. Есенина;
выявление специфики фрагмента свето-цветовой языковой картины мира С.А. Есенина.
Указанные цель и задачи обусловили выдвижение гипотезы исследования: функционирование в поэтическом тексте свето- и цветообозначений определяет индивидуально-авторское видение мира с позиции позитивного/негативного, с точки зрения разнообразия цветовой характеристики окружающей действительности, а также внутреннего мира поэта С.А. Есенина.
Теоретической основой научного исследования послужили работы по изучению семантики (Н.Ф. Алефиренко, Ю.Д. Апресян, А.В. Жуков и др.), языковой картины мира и языковой личности (С.Г. Воркачев, Ю.Н. Караулов, Ю.В. Степанова и др.), стиля и идиостиля (В.В. Виноградов, В.П. Григорьев и др.), языка писателя (Г.О. Винокур).
Научная новизна работы заключается в том, что исследование свето- и цветообозначений в рамках структурно-семантического аспекта в поэтическом творчестве С.А. Есенина производится впервые. Данные номинации рассматриваются как составляющие языковой картины мира отдельной творческой личности. На наш взгляд, световые номинации в большей степени отражают философское видение мира поэтом, а цветообозначения позволяют рассмотреть окружающую его действительность под разным углом зрения, ее восприятие в зависимости от степени выраженности световой характеристики.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обобщении и систематизации выявленных знаний о данных явлениях, выработки собственной теоретической концепции по заявленной проблеме на
основе анализа художественного поэтического текста, а также представляет вклад в развитие не только теоретической базы понятий «свет» и «цвет», но и в прикладное исследование свето-цветовых явлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные лингвистические особенности поэтического текста в целом, в частности языка С.А. Есенина, идиостиля поэта, характеризуют не только творчество конкретного индивидуума, но и дают представление о времени и эпохе. Полученные результаты и выводы, конкретные материалы исследования могут быть использованы при проведении спецкурсов «Язык художественной литературы», «Языковая личность С.А. Есенина», в разделе языкознания «Лексикология и фразеология русского языка». Материалы картотеки могут быть использованы в лексикографии при составлении словарей (языка писателя, тематических словарей и др.), а также словаря выразительных средств конкретного автора.
Материал для исследования языковых единиц представлен в виде картотеки, составленной приемом сплошной выборки из лирических текстов С.А.Есенина в различные периоды его творчества. В рамках диссертационного исследования было проанализировано 207 стихотворений (общим количеством 29142 лексические единицы). Путем анализа словарных трактовок и контекстуальных значений лексем выявлен корпус свето- и цветообозначений. В результате первичной обработки полученных данных определилась картотека указанных наименований, содержащая 945 световых употреблений и 1249 цветовых.
В работе были использованы следующие методы исследования: описательный метод (при рассмотрении функционировании лексем свето- и цветообозначений), в основе которого лежат анализ, классификация и синтез, метод компонентного анализа (при определении семантического наполнения той или иной лексемы), дистрибутивный метод, а также приемы количественного подсчета и сплошной выборки свето- и цветообозначений.
На защиту выносятся следующие положения:
Языковая картина мира С.А. Есенина представляет собой фрагмент национальной свето-цветовой картины мира, основанной на употреблении свето- и цветономинаций.
Лексические и фразеологические единицы свето- и цветообозначения являются одним из ядерных средств создания художественной образности.
Своеобразие восприятия окружающего мира поэтом С.А. Есениным происходит за счет реализации индивидуально-авторских сем в свето-цветовом контексте поэтического творчества.
4. Реализация переносных и символических значений свето- и цветономинаций характеризует творчество С.А. Есенина как народно-христианское, часто обращенное во внутренний мир лирического персонажа и самого поэта.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах и сообщениях на итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов ЧГПУ (Челябинск, 2008-2012), II Международной научно-практической конференции «Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2009), на теоретических семинарах кафедры русского языка и МПРЯ Челябинского государственного педагогического университета, на открытых лекциях, практических занятиях и круглых столах. Основное содержание научного исследования отражено в пяти публикациях.
Структура работы соответствует всем требованиям диссертационного сочинения и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Объем работы составляет 135 страниц.