Введение к работе
Предлагаемое исследование посвящено анализу антонимических отношений в поэтических текстах К. Бальмонта и реконструкции системы антонимических оппозиций как фрагмента языковой картины мира поэта, отражающего духовно-нравственные, эстетические и мировоззренческие ориентиры художника. Теоретико-практическое изучение антонимической микросистемы до сих пор носит открытый характер. Это связано с вопросом соотношения языка и речи, с особенностями выражения и функционирования антонимических единиц в авторской языковой картине мира, с особенностями восприятия указанных единиц индивидуальным сознанием в условиях современной коммуникации.
Творчество К. Бальмонта вызывает интерес у многих исследователей. Рассматриваются различные грани жизни и творчества поэта, вырабатываются разнообразные подходы к анализу его художественного наследия: [Куприяновский, Молчанова 2001, 2004; Азадовский, Дьяконова 1991; Беренштейн 1994; Петрова 1995; Эллис 1996; Кобрина 1999; Романов 1999; Жакова 2003; Богомолов 2005; Кочеткова 2005; Кулешова 2006; Иванова 2007; Шебловинская 2008; Бучкина 2009; Дворяшина 2009; Попова 2009; Потяркина 2009; Даллакян 2010; Крохина 2010; Меркулов 2011 и др.].
Языковые особенности поэзии К. Бальмонта менее исследованы. Изучению подвергаются типологические и коммуникативно-прагматические особенности лексических регулятивов [Петрова 2000, 2002], функционирование эпитета [Серебренникова 2002, 2004], зависимость индивидуально-авторского новообразования от языковой системы [Хромова 2007], типы и функционирование композитов [Ванчурова 2007, 2008], типология и функция повтора [Камлевич 2007], анализ концептов «солнце», «миг» [Голубева 2007, 2008], общий филологический анализ текста [Рыбакова 1999; Маркина 2002], вопросы изучения творчества К. Бальмонта в курсе школьной программы [Соколова 1999] и др.
Исследователи обращают внимание на отличительную черту художественного стиля поэта – использование метода полярной характеристики, позволяющего колоритно представить образы и идеи произведения. Данная особенность не подвергалась комплексному анализу, что определяет выбор темы диссертационной работы, разработка которой послужит дополнением к имеющимся филологическим исследованиям по литературе серебряного века.
Актуальность диссертационного исследования определяется изучением категории антонимии на пересечении ведущих направлений современной языковедческой науки – лингвистики текста, функциональной лингвистики, антрополингвистики; интересом филологической науки к системному представлению фрагментов авторской языковой картины мира; изучению механизма взаимодействия языка и речи; раскрытию особенностей функционирования текстовых единиц с учетом оценки авторского стиля. Значимость обращения к комплексному анализу антонимических оппозиций, состоящему в исследовании их семантической структуры, формальной выраженности и функции, заключается в возможности теоретического осмысления исследуемого понятия, описания данной категории единиц как системы, представления авторской языковой картины мира, экспликации авторского мировоззрения и художественного мышления.
Данная работа является продолжением исследований, проводимых на кафедре русского языка ТГУ имени Г.Р. Державина.
Научная новизна исследования связана с выявлением и комплексным анализом (с учетом семантики, формы, функции) системы антонимических оппозиций как отражения творческого мира, выработанного поэтом-символистом К. Бальмонтом. До сих пор подобных исследований не проводилось, лингвистические работы касались в основном системного описания антонимии как категории языка. Существующие исследования, посвященные антонимии речи, затрагивают лишь частные аспекты данной проблематики, обходя стороной анализ функционирования системы антонимических единиц как компонента русской языковой культуры в творчестве того или иного автора.
Объектом исследования является фрагмент языковой картины мира К. Бальмонта – динамическая система текстовых единиц с семантикой противоположности. Предметом – выступает семантика, форма, функция текстовых единиц, образующих антонимические поля в творчестве поэта.
Цель исследования – изучение антонимии как системного семантического явления в структуре поэтических текстов К. Бальмонта с учетом семантико-логического, структурного и функционального аспектов.
Данная цель определяет решение следующих задач:
1. Осмыслив проблемы теории антонимии, выявить различие между понятиями «антоним» и «антонимическая оппозиция»;
2. Установить принципы определения антонимических оппозиций;
3. Представить классификацию текстовых единиц с противоположной семантикой;
4. Проанализировать способы антонимизации в поэтическом тексте;
5. Разработать модель структурирования антонимических оппозиций;
6. Объединив антонимические оппозиции на основании общего семантического признака, исследовать антонимические поля с учетом анализа семантики, формы, функции их единиц;
7. Определить значимость и ранг антонимических оппозиций внутри поля, а также системные отношения между ними;
8. Выяснить соотношение узуальных и контекстуальных (поэтических) антонимических оппозиций в творчестве К. Бальмонта;
9. Рассмотреть функциональную направленность антонимических оппозиций в языковой картине мира поэта.
Материалом исследования явились стихотворения, вошедшие в сборники «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь», «Литургия красоты». Выбор данных сборников обусловлен их продуктивностью, значимостью вклада в мировое искусство. Объем исследуемых оппозиций составил 1693 единицы.
Методы исследования: оппозитивный и полевый методы позволяют описать систему антонимических единиц, раскрыть процессы, происходящие внутри системы, определить ее динамический характер, проследить диалектику взаимодействия элементов. Метод моделирования способствует активизации процесса изучения и восприятия системы антонимических оппозиций. Методы компонентного и дистрибутивного анализа направлены на описание структуры антонимического поля путем установления семантических связей и отношений между оппозициями и их членами. Также использовались метод сплошной выборки, лингвистический анализ текста, статистический метод.
Теоретической базой диссертационного исследования являются концепции по антонимии (Апресян Ю.Д., Введенская Л.А., Иванова В.А., Комиссаров В.Н., Лайонз Дж., Миллер Е.Н., Новиков Л.А., Руделев В.Г., Шмелев Д.Н. и т.д.); системному устройству языка (Болдырев Н.Н., Гак В.Г., Гольдберг В.Б., Караулов Ю.Н., Козлова Р.П., Руделев В.Г., Солнцев В.М., Уфимцева А.А., Шарандин А.Л., Щур Г.С. и т.д.); лингвистике текста (Гальперин И.Р., Григорьев В.П., Колшанский Г.В., Лотман Ю.М., Пискунова С.В., и т.д.); проблеме авторской языковой картины мира (Гумбольдт В. фон., Болдырев Н.Н., Виноградов В.В., Колшанский Г.В., Кубрякова Е.С., Корнилов О.А., Лихачев Д.С., Попова З.Д., Потебня А.А., Стернин И.А., Тарасова И.А. и т.д.) проблеме соотношения языка и речи (Соссюр де Ф., Леонтьев А.А. и т.д.); теории оппозиций и нейтрализации (Трубецкой Н.С., Руделев В.Г., Пискунова С.В., Шарандин А.Л. и т.д.).
Научная гипотеза. Антонимы и антонимическая оппозиция – различные составляющие системы антонимии. Антонимические оппозиции в языковой картине мира К. Бальмонта представляют собой фундаментальные, ядерные текстовые единицы, характеризующие стилевое своеобразие и эстетическую концепцию поэта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Антонимы и антонимические оппозиции – не тождественные единицы системы антонимии, определяемые на основе соотношения языка и речи. Принципы выделения антонимических оппозиций частично совпадают с принципами экспликации антонимов.
2. Антонимические оппозиции в поэтических текстах К. Бальмонта обнаруживают классификационные типы, основанные на дихотомии «язык-речь», семантических, формальных и функциональных особенностях исследуемых единиц.
3. Совокупность антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта функционирует как система, что определяется их связью на основе общего семантического компонента, ядерно-периферийной организацией по принципу соотношения языка и речи, взаимосвязью с другими антонимическими полями, единой направленностью выполняемых функций.
4. В творчестве К. Бальмонта антонимические оппозиции, контекстуальные по форме, на уровне семантики обнаруживают связь с антонимами. В отличие от единиц языковой антонимии, имеющих стандартную форму выражения в виде лексемы, фразеологической единицы, реже свободного словосочетания, антонимические оппозиции как текстовые единицы обнаруживают и более сложные способы представления: простое и сложное предложения, сложное синтаксическое целое, текст.
5. Антонимические оппозиции, контекстуальные по форме и семантике, богаче и разнообразнее представлены в поэзии К. Бальмонта, нежели узуальные антонимические оппозиции.
6. Антонимические поля в творчестве К. Бальмонта имеют полифункциональный, динамический характер; способствуют выражению авторского поэтического стиля, особенностей его мышления, мировоззрения и психологии.
Обзор доминирующей в работе терминологии, касающейся теории оппозиций и нейтрализации, понятий «текстовая единица», «система», «языковая картина мира» осуществляется, главным образом, в русле Тамбовской лингвистической школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в продолжении разработки и апробации теорий слова, предложения, текста в аспекте двух направлений – системно-структурного и антропоцентрического, синтез которых позволяет объективно и полно осмыслить и представить соответствующую картину научного знания, в данном случае выявить и описать особенности индивидуально-авторской репрезентации системы текстовых единиц. В рамках дихотомии «язык-речь» получает развитие теория языковых и текстовых единиц, что способствует адекватному и оптимальному представлению системного устройства как языка, так и речи. В рамках лингвистики текста предлагаются принципы выделения и классификация антонимических оппозиций. Осмыслению и дополнению подвергается терминологический аппарат теории антонимии, что способствует структуризации соответствующих научных знаний.
Практическая значимость. Результаты исследования найдут применение в практике вузовского и школьного преподавания русского языка, в спецкурсах и спецсеминарах по лексикологии, стилистике русского языка, в практике проведения лингвистического анализа текста. Полученные результаты послужат материалом для дальнейших семасиологических исследований, в ходе изучения языкового сознания личности, при составлении поэтических антонимических словарей.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 14 публикациях, среди которых 4 научные статьи представлены в изданиях, рекомендованных ВАК (журнал «Вестник Тамбовского университета», журнал «Социально-экономические явления и процессы»); изложены в виде докладов на научных конференциях различного уровня: на ежегодной научной конференции в ТГУ имени Г.Р. Державина «Державинские чтения» (2009); на Всероссийских и Международных конференциях в Тамбове, Мичуринске, Липецке, Пензе, Санкт-Петербурге. Диссертация обсуждалась на кафедре русского языка Института русской филологии ТГУ имени Г.Р. Державина.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка использованных источников (всего 270 наименований), трех приложений, отражающих: 1) положение антонимических оппозиций в системе; 2) диаграммы соотношения микрополей и семантических пространств внутри поля; 3) список проанализированных произведений. Общий объем работы - 260 страниц, из которых 209 страниц составляют основной текст диссертации.