Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Патрекеева Елена Борисовна

Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни
<
Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Патрекеева Елена Борисовна. Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Тамбов, 2000.- 298 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/447-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исходные положения исследования

1. Понятие текста. Авторская песня как особый тип текста 15

2. Классификационные типы текстов авторской песни 28

3. Поэтизация и депоэтизация как процесс развития семантики и формы художественного текста 34

Выводы 56

Глава II. Лексическая организация поэтизации и депоэтизации в авторской песне

1. Основные единицы текста. Тематические группы 58

1.1. Традиционная лексика 58

1.2. Лексика направления "Туризм" 74

1.3. Лексика направления "Человек и окружающий мир 90

2. Языковая картина мира в авторской песне 113

3. "Чужое слово" в авторской песне 137

Выводы 151

Глава III. Поэтизация и депоэтизация в пределах текста одного автора. Олег Митяев и его песни

1. Развитие семантики ключевых лексем в текстах О. Митяева 154

2. Семантика цветообозначения в текстах О. Митяева 170

3. Оппозиционные модели построения текстов О. Митяева 177

Выводы 190

Заключение... 192

Библиография 196

Приложения 225

Введение к работе

Авторская песня занимает значительное место в нашей культурной традиции, истории искусства и в речи как особая форма текста, которая заключается, прежде всего, в трехчастной структуре (словесной, музыкальной и "интонационной"). В лингвистике и литературоведении специальных работ, посвященных анализу текстов авторской песни, их структуре, семантике, классификации, особенности языковых средств, мало. Не изучался вопрос об определении места авторской песни в системе поэтических текстов, а также процессы поэтизации и депоэтизации применительно к данному явлению. Непосредственно эти процессы в лингвистической литературе представлены не достаточно полно, хотя описание их так или иначе присутствует в трудах Л.В. Щербы, А.А. Потебни, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова и др. Работы P.O. Якобсона, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, В.П. Григорьева, Н.А. Кожевниковой, И.И. Ковтуновой, Н.А. Фатеевой, В.Г. Руделева, СВ. Пискуновой позволяют говорить о реальности процессов поэтизации и депоэтизации в языке, однако применительно к авторской песне подобных исследований нет.

Поэтизация и депоэтизация как общий языковой процесс, сопровождающий развитие речи, является одним из ведущих, но своеобразно протекающих, имеющих свою специфику. Рассмотреть обе стороны данного процесса, механизм их действия мы можем прежде всего по анализу ключевых слов и других единиц текста, поэтому основное внимание в работе уделяется описанию ведущих тематических групп лексики, одновременно вьшолняющих функцию образования семантики текстов песен, классификационных признаков этих текстов и процессов поэтизации-депоэтизации.

Понятия "поэтизация" и "депоэтизация", будучи сторонами одного поэтического процесса, противопоставляются друг другу, но ликвидация данного противопоставления протекает поэтапно, между ними возникает явление "сниженной поэтизации". В авторской песне это носит индивидуальный характер: происходит поэтизация "сниженной", "бытовой" лексики, целых "депоэтизированных" тем и сюжетов. Однако при возвращении в языковую систему данные образования могут принимать исходное состояние, так как поэтизация в описываемом жанре носит временный или ситуативный, а не общесистемный характер. Сам термин "авторская песня" уже несет признак поэтизации за счет его соотнесенности с определенным явлением в нашей истории и культуре. Дополнительными средствами поэтизации, как и в целом в поэзии, в описываемом жанре служат фонетические, морфемные, грамматические и синтаксические средства выражения данной семантики.

На наш взгляд, авторская песня может быть отнесена к поэтическому типу текста по ее совокупным свойствам. Ведущим признаком поэтизации в данном образовании является актуализация ключевых лексем, связанная с повышением их ранга в системе языка (от нейтрального - к поэтическому, высокому; от непоэтического к поэтическому и т.д.), расширением образной семантики в тексте и потерей данных свойств при возвращении в систему языка; развитием символического характера, традиционного для русской поэзии, для авторской песни в целом и для конкретных ее представителей. Все это приводит к правомерному рассмотрению явления поэтизации по ведущим классификационным типам исследуемого жанра.

Мы называем авторскую песню "жанром", хотя определение данного явления как "жанра" надо принимать с некоторыми оговорками. Так как в литературе существует жанр песни, словесная сторона которого относится к поэзии, "жанр" в этом случае употребляется не в строго литературоведческом смысле, а как дань традиции, договоренности о названии данного культурного феномена (В.Новиков). Однако "жанр", определяемый как "тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания" (237, с.431-432) становится синонимичным понятию текста, поэтому под данным словом мы понимаем одну из текстовых разновидностей, имеющую свою коммуникативную обусловленность, назначение и сферу употребления.

Основные исследования в жанре авторской песни посвящены описанию произведений В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора и некоторых других, но они обычно рассматриваются в рамках творчества конкретного автора-исполнителя: В. Новиков, А. Крылов, С. Кормилов, Ю. Андреев, Н. Крымова, М. Каманкина, Л. Верещагина и др. (о В. Высоцком); 3. Паперный, Л. Шилов, С. Бирюкова (о Б. Окуджаве); Р. Шипов, А. Азаров, В. Новиков (о Ю. Визборе); И. Соколова (о М. Анчарове). Об авторской песне упоминали и при исследовании других жанров, с которыми она имеет общие особенности (Н. Мархасев, С. Бирюкова, Я. Гудошников, В. Васина-Гроссман).

В последнее десятилетие появился ряд исследований, посвященных описанию отдельных признаков авторской песни, среди которых следует отметить работы Б. Савченко, В. Новикова, Ю. Андреева, А. Крылова. Их дополняют комментарии от составителей многочисленных сборников авторской песни и отдельных авторов-исполнителей, где предпринята попытка дать анализ истории, классификации текстов, особенностей авторского исполнения (Л. Шилов, Р. Шипов, Ю. Андреев, Л. Беленький, А. и М. Левитаны). Особого внимания заслуживает рубрика "Авторская песня" в журнале "Русская речь" (1989-90 гг.) под редакцией А. Крылова с подборками текстов авторских песен и лингвистическими комментариями к ним В. Новикова. Важное место в изучении жанра занимают и сами авторы-исполнители, их работы и выступления по истории и теории авторской песни (А. Мирзаян, А. Городницкий), размышления по поводу собственного творчества и комментарии к текстам во время радио- и телепередач, концертов, фестивалей.

Выявление предпосылок развития и становления авторской песни представляется нам важным в том смысле, что именно они оказали непосредственное влияние на формирование ее жанровых разновидностей, а также лексико-тематических групп, на основе которых можно классифицировать данные тексты.

Большинство исследователей и сами авторы-исполнители склонны считать предпосылками к возникновению данного явления всю историю литературного творчества, начиная от устного народного и "Слова о полку Игореве" (Андреев, 1991; Городницкий, 1998; Мирзаян, 1996), мотивируя тем, что песня предшествовала рождению всех поэтических жанров, являясь их общим источником (Веселовский, 1989; Новиков, 1990; Мирзаян, 1996).

А. Городницкий считает, что авторская песня возникла в начале XX века в виде "салонной песни" (213), но, по мнению других исследователей, "салонное пение" - это только один из истоков данного жанра (Бирюкова, 1990; Новиков, 1990). Нельзя обойти вниманием и жанры так называемого "городского", "блатного" и "тюремного" романса, существующие как самостоятельные направления уже с конца XVIII века (Гудошников, 1990), которые оказали большое влияние на творчество многих бардов.

Первые "авторские" песни появились в 30-е г. XX в. в студенческом альпинистском лагере в районе Домбая и в большинстве своем представляли собой "перетекстовки" - сочинение слов на мелодию уже известных песен (Курчев, 1996, с.9-14). В начале 40-х годов были созданы песни "Бригантина" (П. Коган - Г. Лепский), "Барбарисовый куст" (Н. Моренц), первые песни М.Анчарова, "Глобус" (М. Львовский - М. Светлов).

Социальные процессы, происходящие в 50-60-е годы в обществе, повлиявшие на изменение культуры в целом, создали основные предпосылки для становления и развития авторской песни: состоялось знакомство советских людей с искусством других стран (французским шансоном, с американскими "песнями протеста" и др.), с "лагерной" песней, "блатными" и "городскими" романсами. Продолжающееся засилие "массового" искусства способствовало активному поиску более демократичных и "неподцензурных" форм.

В 50-60 годы авторская песня приобретает большую популярность и развивается сразу по нескольким направлениям. "Туристская" ("костровая") песня звучит в экспедициях, походах, "студенческая" сконцентрирована, как правило, в крупных городах, на базе институтов и университетов. В многочисленных КСП (клубах самодеятельной песни) создаются дуэты и группы поющих студентов. В это же время заявляют о себе поэты Б. Окуджава, В. Высоцкий, Н. Матвеева, каждый из которых является крупной творческой личностью. Появляется политико-сатирическое направление, связанное с развенчанием "культа личности".

Деятельность КСП была замечена профессиональными композиторами, в прессе печатаются дискуссии о сущности данного явления, размышления самих авторов-исполнителей (3), подборки их песен. Помимо "сам-" и "магнитиздата" выходят гибкие пластинки в журнале "Кругозор", большой размах принимает фестивальное движение. В 50-60-е годы авторская песня является надличностной, что роднит ее с фольклором, - песни исполняются повсеместно, существуя в нескольких "народных" вариантах, их авторов практически не знают.

70-80 гг. ("годы застоя") характеризуются официальным игнорированием авторской песни, что во многом связано с расширением политико-сатирической темы. В связи с запрещением Грушинского и других фестивалей авторская песня перемещается на кухни и в маленькие залы различных учреждений, где выступающие барды находятся под строгим наблюдением со стороны властей. Песни распространяются по стране благодаря "сам- и магнитиздату".

В эти годы в авторской песне расширяется тема единичного человека, его жизненных исканий и душевной неустроенности, что тоже становится

своеобразным вызовом "советским массовым песням" ("Песни, создаваемые композиторами в содружестве с поэтами, правдиво передающие советскую действительность" (236, с.98)), культивировавшим образ "строителя коммунизма", не имеющего недостатков и душевных сомнений. Основным приемом в текстах авторской песни становится поэтизация быта и внутреннего мира "рядового" человека.

Происходящие в середине 80-х годов социальные процессы способствуют возрождению многочисленных КСП, Грушинского и других фестивалей, проведению различных мероприятий с участием авторов-исполнителей, их сольных концертов в больших залах, на стадионах. В прессе снова появляются публикации об авторской песне, выходят пластинки, кассеты, сборники песен. На данном этапе авторская песня становится "личностной", происходит "передоверие чувств и мыслей людей одному человеку -исполнителю, который часто оказывается и автором" (Бирюкова, 1990, с. 15).

Возникновение и развитие в 90-е годы новых жанров в литературе и искусстве не могло не сказаться на бытовании авторской песни. Ее рамки расширяются: авторы занимаются аранжировкой своих песен, привлекая к их исполнению сначала отдельных гитаристов, а затем и целые коллективы, ансамбли, вокальные группы. В авторской песне возникают "театральные" направления: театры Е. Камбуровой, В. Луферова, различные творческие ассоциации ("32 августа", "Третье ухо" и др.). В связи с этим большинство бардов и исследователей жанра считают, что авторская песня не ушла в историю, а ищет новые формы в соответствии с новыми социальными условиями, к которым она всегда умело приспосабливается.

Подтверждением "жизненности" авторской песни может служить повышенный интерес к творчеству бардов в наши дни: к их сольным концертам, крупным проектам - "Время наших песен" и "Песни нашего века"; к мероприятиям, посвященным памяти ушедших бардов. Большую работу по изучению и пропаганде авторской песни ведут Центр Авторского

Творчества, ГКЦМ B.C. Высоцкого, концерн "Московские окна", организаторы Грушинского фестиваля. Выходят теле- и радиопередачи, создателями и ведущими которых являются сами авторы-исполнители и люди, близкие к данному жанру, печатные издания (журналы "Вагант", "АП APT", газета "Вольный ветер", сборники и каталоги авторских песен). Не оставляет сомнений и тот факт, что в наше время жанр продолжает оставаться одним из немногих источников духовности, а его лучшие представители - хранителями истинных ценностей, к которым тянутся люди.

Актуальность нашего исследования определяется языковым материалом -текстами авторской песни, которые в большинстве своем являются малоизученными в лингвистическом плане (за исключением текстов В. Высоцкого), а также необходимостью рассмотрения процессов поэтизации и депоэтизации, влияющих на развитие и существование языка в целом, и их описания как одного из признаков авторской песни.

Научная новизна заключается в выявлении поэтизации и депоэтизации в системе языка, речи и текстов, то есть в проявлении, отражении данных процессов при формировании семантики, формы и функции слова, словосочетания, предложения. Обнаруженные на их основе традиционные для жанра и индивидуально-авторские закономерности позволили дать определение авторской песне как особому типу текста. Новизна заключается и в выборе материала для исследования - текстов авторской песни.

Объектом нашего исследования являются процессы поэтизации и депоэтизации в речи и основные способы их формирования на примере авторской песни.

Предметом исследования являются словесные тексты авторской песни, семантика, структура и их основные языковые средства выражения.

Цель работы: дать определение процессам поэтизации и депоэтизации как двум сторонам развития языка и проследить механизм этих процессов на материале текстов авторской песни. В процессе работы выдвигается ряд задач:

1.Определить место авторской песни в системе текстов (от фольклорных, диалектных до литературных), дать характеристику языковых особенностей вербального текста данного образования.

2.Рассмотреть тексты авторской песни с точки зрения их поэтизации и депоэтизации, опираясь на ключевые лексемы.

3.Произвести классификацию текстов авторской песни по ведущим языковым средствам (ключевые лексемы и их символика).

4.0пределить характер "интонации" в широком смысле слова применительно к авторской песне.

5.Проследить выявленные закономерности на примере творчества одного автора-исполнителя - Олега Митяева.

Положения, выносимые на защиту:

1.Авторская песня представляет собой особый тип текста, обладающий трехчастной структурой (словесной, музыкальной, "интонационной"), лексика которого отражает поэтизацию и депоэтизацию семантики и формы произведения.

2.0дним из основных признаков поэтизации и депоэтизации является актуализация ключевых слов, наличие которых обусловлено общими закономерностями организации текста и индивидуально-авторскими особенностями.

3.Наиболее информационными являются два способа классификации текстов авторской песни: по жанровым разновидностям, соотносимым с определенными типами текста, и по направлениям в зависимости от наполняемости ключевыми лексемами.

4.Процесс поэтизации-депоэтизации в авторской песне является одним из отличительных признаков и обладает системной языковой выраженностью, совпадающей с традиционной и индивидуальной для жанра (поэтизация нейтральных элементов, "высокая", "сниженная поэтизация").

5. Авторская песня обладает особым типом интонации, которая представляет собой совокупность интонации как признака речи (комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тон); текстовой интонации, связанной со структурой текста, актуальным членением и выделением ключевых лексем; музыкального рисунка, взаимосвязанного со словом и предложением; непосредственно авторской интонации, обусловленной индивидуальным исполнением.

б.Основные закономерности развития семантики и формы авторской песни подтверждаются примером творчества одного автора-исполнителя, которое является продуктивной моделью поэтизации и депоэтизации в речи. Творчество Олега Митяева рассматривается как целостный текст, а также модель типологии текстов, совпадающая с классификацией в системе текстов авторской песни.

Теоретическая значимость связана с разработкой и апробацией основных положений теории текста, методами исследования текста, а также изучением процессов поэтизации и депоэтизации в речи и их развитием на примере авторской песни, в которой они принимают особые формы и значения, а также с введением в научный обиход нового материала, что связано с его сбором и обработкой.

Достоверность исследования обусловлена изучением (с учетом развития жанра и языковой системы) различных по форме, содержанию, авторской принадлежности текстов песен, созданных в период с 50-х по 2000 гг.

Практическая значимость состоит в возможности использования основных положений работы и иллюстративного материала в курсах "Современный русский язык", "Лингвистический анализ художественного текста", "Культура речи", спецкурсах и спецсеминарах, лексикографической работе при составлении словарей языка поэта или словарей поэтического языка XX века, словарей индивидуально-авторских поэтических конструкций, словарей авторской песни; на уроках русского языка и литературы в школе, во внеаудиторной работе со студентами, школьниками и любителями русской словесности.

Методы исследования. В работе используется описательный метод, с помощью которого подобран иллюстративный материал - ключевые единицы основных направлений и тематических групп авторской песни, и оппозитивный метод, заключающийся в противопоставлении таких понятий, как поэтизация - депоэтизация, устная речь - письменная речь и др. Данные методы позволили определить функциональную значимость ключевых и фоновых единиц в тексте, ведущих слов-символов, цветовой семантики и ее выраженности в тексте.

Материал исследования: 37 сборников текстов авторской песни, 27 аудиокассет, 16 радиопередач, 8 телепередач; аудио-, видеозаписи Грушинских фестивалей издательства Самарского клуба им. В. Грушина и личные записи; беседы с авторами-исполнителями. Исследованы песни 151 автора; выборка ключевых лексем составила более 7 тысяч карточек. Кроме того, учитывались вариантные записи одних и тех же песен (от 2 до 3 вариантов записи одной песни, общее число до 50 вариантных единиц).

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на научных конференциях в Тамбовском государственном университете, Липецком и Пензенском государственных педагогических университетах, в разработках семинарских занятий и лекций в курсах "Современный русский язык" и "Лингвистический анализ художественного текста", на занятиях со школьниками гуманитарных классов, в передачах канала "Радио России" и "Радио 1", а также вечерах-встречах клубов авторской песни. Основные результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях по данной проблеме:

1. Языковая картина осени в авторской песне // П Державинские чтения. Филология: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (январь, 1997 г.). Тамбов, 1996. С. 41-42. (совм. с Ивановой М.И.).

2. Тема зимы в авторской песне // Материалы конференции молодых ученых: Тезисы докладов. Тамбов, 1997. С.70.

3. Цветовые оппозиции в авторской песне // Филология и культура: Тезисы международной конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. С. 63-64. (совм. с Ивановой М.И.)

4. Слово и образ "звезды" в авторской песне (к проблеме лексикографического анализа) // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе: Материалы школы молодых лингвистов (Пенза, 24-28 марта 1998 г.). М.; Пенза, 1998. С. 148-150.

5. Реминисценция в авторской песне // Ш Державинские чтения: Материалы научной конференции молодых ученых. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. С. 113-144.

6. К проблеме лексикографического анализа (на материале авторской песни) // IV Державинские чтения: Материалы научной конференции молодых ученых. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. С. 94-95.

7. Способы передачи чужой речи в авторской песне // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе: Материалы 3-ей Всероссийской школы молодых лингвистов. М.; Пенза, 1999.С. 242-243.

8. Лингвистический анализ цветовой лексики (на материале авторской песни) // Экология языка и речи. Слово в школе: Материалы научно-практической региональной лингвистической конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С. 78-80.

9. Языковые особенности текстов о войне (на материале авторской песни) // Слово и концептуальная модель мира в литературе о Великой Отечественной войне: Материалы Всероссийской конференции. Липецк, 2000. С. 57-59.

10. Поэтизация слова в тексте (на материале авторской песни) // Художественное слово в современном мире: Сборник статей / Под общ. ред. д.ф.н., проф. И.М. Поповой. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. С.45-50.

Структура работы. Работа состоит из "Введения", трех глав, "Заключения", списков используемой литературы; пяти приложений, включающих в себя список основных классификационных типов по принятым в литературоведении и музыковедении жанрам; дополнительного иллюстративного материала классификационных разновидностей и ключевых лексем; списка авторов-исполнителей, чьи тексты были использованы для анализа. Основной текст диссертации изложен на 195 страницах, общий объем 298 страниц.

Содержание работы. В Главе I дается определение авторской песни как особого типа текста, представляющего собой единство трех составляющих (вербального, музыкального и "интонационного" текстов), лексика которого отражает поэтизацию и депоэтизацию семантики и формы произведения. Объект исследования — вербальный текст авторской песни - обладает всеми признаками поэтического текста (структурной организацией во взаимодействии всех уровней как единиц текста). Тексты авторской песни классифицируются по жанровым разновидностям, соотносимым с определенными типами текста, и по направлениям в зависимости от наполняемости ключевыми лексемами.

Под поэтизацией, связанной с процессом порождения особого рода семантики и формы текста, с развитием образности слова, понимается смысловое расширение единицы, которое происходит в оживлении "внутренней формы" слова, актуализации его эмоционально-экспрессивной окраски, расширении исходного значения в тексте. Обратный процесс, при котором семантика слова теряет способность к расширению, слово перестает быть образным и превращается в штамп, мы называем депоэтизацией.

Особенности поэтизации и депоэтизации в текстах авторской песни заключаются в использовании определенных единиц, связанных с той средой, где появлялись и бытовали авторские песни, и их семантическое расширение в отдельно взятом тексте, в рамках данного жанра и на уровне творчества одного автора-исполнителя.

В Главе П даны основные представления о процессах поэтизации и депоэтизации по дифференциальному признаку, связанному с функцией ключевых лексем, развитием или сжатием их семантики в тексте авторской песни, а также со звуковой, морфемной, грамматической и синтаксической организацией произведений. Рассматривается лексика ведущих тематических групп, а основная тематическая градация учитывается при описании истории развития авторской песни ("Введение"), составлении классификации (Глава I), анализе творчества одного автора (Глава Ш). С точки зрения описываемых процессов производится анализ языковой картины мира и явления реминисценции в текстах авторской песни.

В Главе Ш рассматривается творчество одного из ведущих представителей жанра - Олега Митяева, позволяющее проследить основные закономерности, характерные для поэтического направления в целом, непосредственно для авторской песни и для конкретного автора-исполнителя.

В Заключении делается вывод о том, что авторская песня занимает одно из значительных мест в системе поэтических текстов, их поэтизации и депоэтизации и языковых средств выражения собственно авторскими элементами внутри жанра.

В Приложении дается классификация текстов жанра по традиционным жанровым разновидностям и выборка основных ключевых лексем авторской песни по направлением и тематическим группам, развитие их семантики в системе текстов авторской песни и отдельно взятого образования.

Понятие текста. Авторская песня как особый тип текста

До сих пор понятие текста не имеет однозначного определения. Вопрос о признании за данным образованием как письменную, так и устную форму реализации был снят в связи с изучением устной речи (Лаптева, 1976; Сиротинина, 1974), а опыт описания диалектных обрядовых текстов подтвердил актуальность экстралингвистических единиц в структуре данного образования (Седакова, 1983; Толстой, 1995; Толстая, 1989; Пискунова, 1989; Евтихиева, 1990; Махрачева, 1995; Поповичева, 1995).

Признавая, что текстом следует считать как устное, так и зафиксированное на письме произведение (Ахманова, 1969; Николаева, 1978; Гальперин, 1981), исследователи рассматривают оба этих варианта независимо друг от друга. Так, И.А. Мельчук связывает текст прежде всего с устной речью, доказывая, что "...эмпирической действительностью лингвистики является звучащая (устная) речь; ее образцы - высказывания - даны исследователям непосредственно" (Мельчук, 1974, с.9). Форма выражения текста (устная и письменная) влияет на заложенный в него объем информации. При письменной реализации все виды информации - объективная, субъективная, эмоциональная, психологическая -передаются вербальным способом, а дополнительные средства (размер и вид шрифта, расположение строк и пр.) не являются определяющими. Исключение может составлять лишь авангардный текст, отличительным признаком которого считается преобладание формы (Пискунова, 1993; Бирюков, 1995; Лисоченко, 1997). При устной форме бытования, помимо вербальной выраженности, значительную роль играют экстралингвистические факторы - интонация, жест, тембр голоса и пр. (Чижик-Полейко, 1962; Сиротинина, 1974; Лисоченко, 1997).

Давая определение текста, большинство исследователей сходятся в том, что текст - это образование, включающее в себя элементы, объединенные смысловой связью (Николаева, 1979; Баевский, 1997; Алефиренко, 1999), и обладающее смысловой законченностью (Головин, 1977; Николаева, 1979; Ильенко, 1989). Все авторы исходят из того, что для текста необходимо наличие хотя бы нескольких предложений (далее - абзацев, сложных синтаксических целых, сверхфразовых единств) и даже заголовка (Гальперин, 1981). В связи с этим Р.А. Будагов выражают опасение, что в лингвистике происходит своеобразное "преклонение перед целым" (Будагов, 1983, с. 16). Однако бесспорным остается то, что отдельные слова, передающие "систему понятий народа" (Будагов, 1983, с. 19), получают свое развитие именно в тексте целого произведения или сами являются "микротекстом".

Структура языка как социального явления подчинена задачам коммуникации, состоящим в приеме, передаче и хранении информации об объектах действительности. Данной информацией в той или иной степени обладает каждая единица языка - звук (фонема), слово, сочетание слов, предложение. Сохраняя свою значимость при входе в текст, они попадают в новые текстовые отношения, текстовые оппозиции как с представителями своего класса, так и с другими единицами, в результате чего приобретают новое значение. Под текстовой оппозицией, вслед за СВ. Пискуновой, мы понимаем функциональное противопоставление единиц текста за пределами предложения (Пискунова, 1995, с.5). С решением вопроса о позиции слова в тексте связана проблема текстовой нейтрализации.

На основе развития учения Н.С. Трубецкого об оппозиции Тамбовской лингвистической школой (Руделев, 1980; Пискунова, 1996) под нейтрализацией понимается внутрисистемная ликвидация фонетических, грамматических /синтаксических)и лексических противопоставлений в слабой позиции, которая приводит к изменению функции, формы и содержания единиц (Пискунова, 1996, с.ЗЗ; Руделев, 1992, с.63-64). В результате текстовой нейтрализации рождается новая семантика, свойственная только данному образованию (Пискунова, 1996).

В процессе коммуникации текст как бы раздваивается на текст автора и текст воспринимающего, хотя "...материальная форма текста здесь едина" (Маслова, 1999, с. 239), поэтому сущность текста не может быть определена только одними языковыми признаками (Леонтьев, 1976; Николаева, 1978; Винарская, 1989; Маслова, 1999; Пискунова, 2000). Антропологическая парадигма, в рамках которой исследуется текст на современном этапе, предполагает подход к тексту в его неразрывной связи с человеком и культурой народа. При этом культура рассматривается как феномен, без глубокого анализа которого нельзя постичь язык и текст (Лотман, 1997; Бахтин, 1997; Маслова, 1999).

Основные единицы текста. Тематические группы

Одним из способов поэтизации является актуализация ключевых лексем, их сочетаемость и роль в системе текстов. Такие единицы, как костер, дорога, поезд, песня, гитара становятся традиционными для всех направлений и тематических групп текстов авторской песни. Семантика, с которой данные слова входят в текст (заключающаяся в соединении исходной, культурно-исторической и "поэтической"), развивается как в рамках одного образования, так и системы текстов жанра. Многие из данных единиц приобретают семантику, характерную лишь для авторской песни. Дорога.

Являясь одной из основных единиц в авторской песне, дорога может рассматриваться в двух аспектах: а) дорога и ее синонимы во всех направлениях авторской песни, употребляемые с семантикой, имеющей глубокие литературные традиции, - здесь развитие слова происходит по законам "обычной" поэзии; б) дорога и ее синонимы в направлении "Туризм", где возникают новые семантические оттенки, характерные только для данных текстов. А. Вайль и П. Генис писали: "Дорога - ключевое понятие - как заклинание являлась в песнях бардов, будто сама по себе дорога способна дать ответ на все жизненные противоречия" (Цит. по: Басовская, 1997, с.501).

Синонимами единицы дорога становятся слова маршрут, тропа, путь. Маршрут традиционно употребляется в туристских текстах как в исходном значении ("путь следования"), так и в метафорическом: "Третью неделю наш маршрут // С доброй погодой врозь" (Неизв. авт. "В ритме дождя"), "...И нету на карте // Для сердца закрытых маршрутов (Ю. Темянский), "Мы сами себе выбираем маршруты, //Находим надежных друзей (И. Гордин).

Конкретизация путем сочетания с прилагательным туристский дает возможность актуализировать как исходное ("...Но долог наш маршрут туристский, // И кто-то хочет отдохнуть (В. Чернов)), так и приращенное значение единицы: "J5 нашей жизни маршруты туристские // Перепутаны -дальние, близкие (Т. Жилина). Здесь, находясь в одном семантическом поле со словом жизнь, данное сочетание начинает развиваться до символического значения: "77о какому маршруту, какому пути // Снова будем вместе идти?" (Т. Жилина). Однако расхожая поэтическая формула "идти рядом с человеком по одному пути = по жизни" перестает быть штампом за счет конкретизации определением туристский.

Слово тропа в теме "Туризм" редко приобретает новую семантику, его значение не выходит за рамки исходного. Однако во всех текстах актуализируется его особая символика: в тропе больше, чем в других единицах, ощущается "человеческий фактор", который является определяющим: она "создана" при участии людей (Прил. 2, 1.1). Традиционным становится и сочетание с прилагательным туристский: "А ночь пролетит - и рюкзак на плечо, // Дальше пойдем мы тропою туристской" (Ю. Колесников), "І? общем, мы теперь с ней вдвоем // По тропе туристской идем" (Б. Вахнюк).

Синонимия дороги и пути в текстах вполне закономерна и подтверждается примером словарной статьи, где объяснение одного понятия происходит через другое (Ср.: "Дорога. Место, по которому надо проехать или пройти, путь следования." "Путь. 1.Дорога. Широкий путь..." (233, с. 150, 581). Однако некоторые семантические расхождения все же имеются, в чем мы убедимся на примерах.

Развитие семантики ключевых лексем в текстах О. Митяева

Слово подвергается поэтизации или депоэтизации не только в рамках определенного жанра, но и в творчестве конкретного автора. Опыт описания идиолектов (исследование "интенций, телеологии художественного языка и "образа мира" у поэта" (Григорьев, 1989, с.7)), анализ грамматики и словаря отдельного писателя (Григорьев, 1979, Кожевникова, 1989, Зубова, 1989, Пискунова, 1991) дает возможность рассматривать творчество автора как "метатекст" и делать выводы о его традициях и новаторстве в рамках принадлежности к тому или иному направлению. Наши наблюдения над языковыми особенностями авторской песни можно подтвердить анализом текстов отдельно взятого автора-исполнителя - Олега Митяева. Обращение к творчеству данного барда обусловлено отсутствием критического и аналитического разбора его песен, хотя он по праву считается одним из ведущих представителей жанра. Впитав в себя все лучшие традиции жанра, песни Митяева глубоко индивидуальны, психологически тонки и гармоничны.

Многие лексические единицы, используемые Митяевым, развивают свою семантику не только в одном тексте, но и на уровне всего творчества, сохраняя при этом индивидуально-авторскую и получая новую.

Митяев определяет особенность своего творчества так: "Я лирик. Лирики ...поэтизируют окружающую действительность. Они отличаются от романтиков, которым в этой действительности неуютно, и они (романтики -Е.П.) придумывают для себя новый мир. А нам, лирикам, как бы не было плохо, - все равно хорошо" (214). "Поэтизация действительности" проявляется у Митяева, прежде всего, в сравнениях бытовых и "высоких" реалий: "созвездия люстр"{У) , "дорога, как стиральная доска"(14), "листки, как опустевшие от спичек коробка" (50), "водосточный хорал"(70), "клетка грудная настенной батареи" (17). Традиционным для автора становится прием олицетворения бытовых и окружающих реалий: "...Вдоль дороги машины ночуют" (70), "...Стоя спят троллейбусы..."(35), "Смотреть устали фонари..." (48), "...Самолет мой, вдыхая холода, //Взъерошит кудри туч аэродрому" (17), "Провожал меня сонный вокзал..." (70) и др.

Однако если в данном случае мы воспринимаем поэтизацию как обычное художественное явление, то сознательная депоэтизация в некоторых текстах дает обратный эффект: бытовая ситуация обрастает чуть ли не философским контекстом. Так, в песне "Романс" Митяев использует сравнение, создающее у слушателя сразу несколько ассоциативных ощущений: "Холодное и круглое, как слово "далеко", // Сорвется с ветки яблоко и стукнется легко". Через сравнение "слово "далеко" -"яблоко" возникает не только очень реалистичный "образ" яблока (при активизации всех ощущений), но и "образ" слова далеко, соответственно с этими же ощущениями плюс личные ассоциации реципиента. Поэтизацию усиливает и фонетическое сближение всех трех единиц (слово, далеко, яблоко).

Похожие диссертации на Поэтизация и депоэтизация слова в тексте : На материале авторской песни