Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Байкова Лариса Ивановна

Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка
<
Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Байкова Лариса Ивановна. Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.01.- Краснодар, 2000.- 340 с.: ил. РГБ ОД, 71 00-10/142-0

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРИОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ

1.1. Период в грамматиках конца XVIII -начала XIX вв 11

1.1.1. Определение периода в риториках 12

1.1.2. Период с точки зрения логики 14

1.1.3. Почленная классификация периода 17

1.1.4. Грамматическая классификация периода 23

1.1.5. Средства связи, используемые в периоде 25

1.1.6. Расположение членов в периоде 27

1.1.7. Порядок слов в периоде 28

1.1.8. Организация звуковой формы периода 33

1.1.9. Понятие о "пространстве" периода 35

1.1.10. Упорядочение протяженности составных частей периода...37

1.1.11. Теория периода и учение о риторических фигурах 39

1.1.12. Принцип симметрии и разнообразия построения периода .41 ~~

1.1.13. Стилистические функции периодической речи 42

1.2.Теория периода в грамматиках XIX в ;47

1.3.Статус периода в современном русском языке 54 V

РАЗДЕЛ II. СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРИОДА

2.1. Принципы внутренней организации периода 75

2.1.1. Специфические особенности предложения-периода 76

2.1.2. Постоянные синтаксические признаки периода 82

2.1.3. Специфика функционирования в тексте структурных типов / периода 90

2.1.4. Способы выражения однородных синтаксических компонентов и отношений между ними в первой части периода 98

2.1.5. Средства выражения грамматических отношений между частями периода 113

2.2. Семантико-синтаксическая структура периода 119

2.2.1. Периоды с одним структурно-организующим центром 119

2.2.2. Периоды с паратаксической связью между частями 157

2.2.2.1. Периоды взаимного несоответствия 166

2.2.2.2. Периоды сопоставления 172

2.2.2.3. Периоды противопоставления 174

2.2.2.4. Периоды результата 179

2.2.2.5. Периоды несовместимости 182

2.2.2.6. Периоды сосуществования 186

2.2.2.7. Периоды градации 188

2.2.2.8. Периоды выделения 188

2.2.2.9. Периоды разделительно-заключительные 188

2.2.2.10. Периоды уступительно-противительные 191

2.2.3. Периоды с гипотаксической связью между частями 196

2.2.4. Речевые образования, совмещающие в себе

несколько периодических конструкций 203

2.2.5. Текстообразующая роль периода -

многокомпонентного сложноподчиненного предложения 217

2.3. Прагматика модальности периода 223

2.4. Грамматические средства выражения модальности в частях периода...235

РАЗДЕЛ III. КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ и РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ ОБСУЛОВЛЕННОСТЬ ПЕРИОДА КАК ВЕРТШСАЛЬНОИ КОНСТРУКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА 241

3.1. Период в аспекте его интонационных характеристик 241

3.2. Периоде системе структурных единиц текста 251

3.3. Период в прозаической речи 265

3.3.1. История вопроса о ритмической организации периода прозаического текста 265

3.3.2. Факторы, организующие ритм периода в прозаической речи 270

3.4. Период в поэтической речи 283

3.5. Периоде публицистических текстах 300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 318

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 326

Введение к работе

Поворот современной лингвистики в сторону антропоцентризма, возникновение таких пограничных наук, как психолингвистика, лингвокультуро-логия и лингвистика текста обусловили интерес исследователей не только к "открытию" новых явлений, потребовали новых классификаций, но и позволили по-новому взглянуть на уже, казалось бы, разноаспектно описанные явления, вводя их в новую научную парадигму, в новую систему понятий, классификаций и т.д. К числу таких явлений, которые активно стали изучаться в лингвистике текста, относится и период, имеющий прямое отношение к композиционному, стилистическому и художественному своеобразию произведений.

Как синтаксическая единица период представляет собой протяженную синтаксическую конструкцию, образующую смысловое единство, которое часто трактуется, наряду с абзацем, сложным синтаксическим целым и сверхфразовым единством как структурная единица текста.

Обращение к периоду не только как к определенной целостной единице речевого общения, но и как составной части, строительному материалу целого текста, позволяет раскрыть двоякую диалектическую природу периода: с одной стороны, это синтаксическое построение, обладающее относительной самостоятельностью, с другой - часть более сложного единства, зависящая от соседних единиц и от целого.

Разнообразие структурных вариантов периода, его функциональная многоплановость открывают широкие возможности для исследования его как специфической структурно-семантической и эмоционально-экспрессивной единицы речи, актуализирующей модальность и прагматические интенции конкретной языковой личности.

В синтаксической системе современного русского языка формально-грамматический аспект трактовки сущности периода не имеет однозначно завершенного определения. Термин период в исследованиях по русскому языко-

знанию обычно относится к терминам с расплывчатым значением. Иногда даже он рассматривается как понятие без конкретного грамматического значения и на этом основании прогнозируется бесплодность его изучения. Нет постоянства и в самом употреблении этого термина у одних и тех же авторов. Сам же термин период не получив точного и общепризнанного определения, одними лингвистами относится к стилистике (Л.Г.Ботина, А.Н.Гвоздев, Р.Д.Лебедева, Д.М.Земский, М.В.Светлаев, С.Е.Крючков, М.А.Пустынникова), другими - к синтаксису (Д.Н.Ушаков, С.Г.Бархударов, А.Б.Шапиро, И.Г.Чередниченко, А.Г.Руднев, ВХ.Адмони, А.Н.Карпов, Я.И.Гаряев и др.), третьи считают его термином исключительно литературоведческим. Наметилось и четвертое направление, где этот термин выражает сущность синтактико-стилистическои категории (А.М.Пешковский, А.А.Акишина, Г.Н.Молоткова, Р.Д.Пятина и др.).

Определившаяся противоречивость в понимании периодической формы речи дает основание полагать, что в синтаксисе русского языка периодические предложения не только не имеют аксиоматичности характеристик, но им еще не отведено статического места как в языке, так и в речевых реализациях.

Все это и обусловило цель исследования - структурное, семантическое и текстообразуюшее параметрирование периода как синтактико-стилистическои единицы, выработка основных принципов ее классификации и определение места данного явления в системе основных понятий современной лингвистики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  1. Показать противоречивость трактовки сущности периода в лингвистической науке и дать его определение с позиций лингвистики текста.

  2. Определить особенности внутренней организации периодических построений и на их основе представить типологию периода.

  3. Описать различные типы периодов на основе их семантико-синтаксической структуры.

  1. Представить принципы прагматического анализа периодических структур.

  2. Представить период в аспекте его интонационных характеристик.

  3. Установить статус периодических конструкций в системе структурных единиц текста.

  4. Выявить особенности функционирования периодической формы речи в текстах разных жанров: художественных (прозаических и поэтических) и публицистических.

Эмпирической базой исследования послужила картотека объемом свыше 6 тыс. карточек, представляющих периодические конструкции, извлеченные методом сплошной выборки из русской художественной литературы XIX-XX вв. (прозы и поэзии), а также публицистики. Кроме того, в картотеку включены примеры из текущей периодики.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Период имеет двойственный синтактико-стилистический характер. Это обусловлено тем, что данная единица выступает, с одной стороны, как фигура речи, что определяет ее риторико-стилистический статус, и, с другой стороны, в силу достаточно фомализованности в языковом плане, она может рассматриваться как единица синтаксического явления. Это позволяет помимо традиционного анализа данного явления с риторшсо-стилистических позиций рассмотреть его в аспекте формально-языковых параметров.

  2. Периодическая форма речи имеет собственную внутреннюю организацию, которая определяется рядом признаков:

  1. структурной замкнутостью, в силу которой обе части периода формально и по смыслу взаимосвязаны и взаимообусловлены;

  2. однородностью семантико-синтаксических элементов, которая проявляется в том, что они в первой части определяют тему выска-

зывания, а во второй реализуют смысловую завершенность всего

построения. В силу этого периодическое построение предложений располагает широкими структурно-семантическими и стилистическими возможностями, допускающими, в частности, выражение логически обоснованных выводов, убедительность которых может обеспечиваться нагнетанием фактов, доводов.

3. Семантико-синтаксическая структура периодических построений по
зволяет осуществить их типологизацию на основе ряда критериев. В
частности, выделяются периоды с одним структурно-организующим
центром (грамматически соответствующие простым предложениям),
периоды с паратаксической связью между первой и второй частями
(соответствующие сложноподчиненному предложению), речевые об
разования, совмещающие в себе несколько периодических конструк
ций, а также периоды, представляющие собой многокомпонентные
сложноподчиненные предложения с однородным соподчинением
придаточных. Дальнейшее подразделение структурных типов перио
да может производиться по способу синтаксической связи его частей,
например, периодические конструкции с одним структурно-
организующим центром могут квалифицироваться как строящиеся на
основе согласования, управления, примыкания.

4. Текстологическая функция периодических построений проявляется,
главным образом, в том, что они, в силу своих формальных и, в осо
бенности, содержательных характеристик выявляют известную само
стоятельность и относительную независимость от контекста, тенден
ция периодических построений к автосемантии дает возможность ис
пользования их в различных композиционно важных частях текста: в
начале или в конце повествования '., а также в кульминационных мо
ментах. Указанная тенденция к автосемантичности обусловливает

также то, что графически период может совпадать с абзацем и обладать особой литературно-композиционной значимостью.

5. Частотность и специфика периодических построений коррелирует с
жанровыми характеристиками текстов. Прежде всего можно отме
тить, что данные структуры характерны для художественных и пуб
лицистических произведений. Для периодических конструкций, ис
пользуемых в художественных произведениях, типичен особый ак
цент на аспекты благозвучия и ритмики. Факторами ритма периода
являются упорядоченность объема, организация ударений в зачинах и
клаузулах, параллелизмы и повторы.

В поэтической речи периоды часто используются для формирования информационного центра лирического стихотворения.

(Характерной чертой периода в публицистической речи является предметно-семантическая ясность словесного ряда, грамматическая полнота выражения связи между частями, дополняемая иногда внутрифразовыми напоминаниями-повторами, союзные функции которых являются как бы придатками к их основному значению. В текстообразующем плане они соответствуют преимущественно обобщениям, выводам, резюме, что обеспечивает их прочные позиции в публицистическом слоге, \

6. Период представляет собой своеобразную конденсацию смысловых и
формальных элементов, в силу чего в нем особую значимость при
обретают модальные аспекты. Можно сказать, что период по своей
семантической структуре модален в самой основе. Своеобразие мо
дальности периода заключается в том, что уже по внешним материа
лизованным средствам языка в периоде заложены объективные осно
вы модальности, которые, в частности, представлены такими форма
ми реализаций, как интонация, сила голоса, жесты и др. Для периода
приобретает особую значимость модальность союзов, так как период

характеризуется целостностью построения своих частей и компонентов, взаимообусловленностью и логикой сочетаемости форм.

Помимо обязательного для каждого периода объективно-модального значения, относящего сообщение к тому или иному плану действительности, конкретный период может нести в себе также то или иное субъективно-модальное значение. Помимо общей модальности периода существует также и его внутренняя модальность, - авторское объективно-модальное значение, которое обычно присутствует в первой части периода, наборе фактов, событий, придающих большую убедительность второй части - резюмирующей.

Научная новизна работы заключается в попытке комплексного описания периодической конструкции с точки зрения структуры, семантики, тексто-образующих характеристик, прагматики модальности, что позволило, на наш взгляд, по-новому осветить вопрос об этой форме речи в современной лингвистической науке в целом и в лингвистике текста в частности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсах "Современный русский язык. Синтаксис", "Введение в языкознание", "Лингвистический анализ текста", при разработке спецкурсов и спецсеминаров по актуальным проблемам синтаксиса современного русского языка.

Методологической основой исследования явились фундаментальные идеи, касающиеся общих сущностных характеристик языка и языковых функций - понимание языка как средства общения и оформления знаний человека, деятельностный аспект языка, соотношение языковой и понятийной картины мира, антропоцентризм языка. Теоретической базой исследования стали достижения последних десятилетий в области синтаксиса, лингвистики текста, лингвокультурологии, а также в исследовании прагматической сущности синтаксических единиц большого объема.

Для решения поставленных в работе задач был использован ряд лингвистических методов и приемов, базирующихся на диалектическом методе, на

законе о всеобщей связи явлений и категорий возможности и действительности, которые позволили дать характеристику периодическим построениям, произвести их классификацию (описательный метод и метод синтаксического моделирования). В работе представлен системный подход к осмыслению соответствующего круга вопросов и проблем. При выявлении текстологической сущности и текстообразующей роли периода применялся текстологический метод.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в научных статьях и монографии "Период — синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка" (Краснодар, 2000). Результаты научных исследований были доложены на конференциях разных уровней - международных ("Семантика языковых единиц", Москва, 1998), всероссийских и региональных ("Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики", Краснодар, 1995), а также на IX Международном конгрессе МАПРЯЛ "Русский язык, литература и культура на рубеже веков" (Братислава, 1999).

Период в грамматиках конца XVIII -начала XIX вв

Наши наблюдения показали, что практически во всех риториках период определяется как законченная в смысловом отношении единица, которая в грамматическом плане предстает как предложение. Некоторые авторы особенно подчеркивают целостность и единство в содержании периода[31. С.87; 245.С. 101;188. С.116; 222. С.88; 225. С.70; 61. С.26-27].

Для И.Рижского наличие одного "главного содержания" является даже единственным признаком периода [196. С. 149-150]. "Рассеянность понятий, составляющих одну мысль", с его точки зрения, - отрицательное качество [196. С.19]. Поэтому И. Рижский возражает против вставочных предложений в периоде [196. С.20]. Требование избегать обилия вставочных предложений (или "вместительных"-лериодов) "вносных слов", которые отягощают и утомляют внимание, находим также у Н. Курганова, Блера, А.Мерзлякова, И. Давыдова [134. С.105; 28. С.110; 150. С.ЗЗ; 85. С.184]. Блер считает одним из "самых существеннейших свойств совершенного периода" [28. С.102] "одинаковость", т.е. единство мысли. Речь в периоде должна идти преимущественно и главным образом об одном лице или предмете [28. С.108]. Блер рекомендует "никогда не вмещать в один период чего ни есть такого, что толь малую имеет связь, что может еще быть разделено на два или более периода" [28. С.109]. Видимо, излишни в периоде и присоединительные конструкции [28. С.Ш]. У Блера эти положения заимствует И.Давыдов в "Чтениях о словесности": "Эти ненужные прибавления, обременяющие речь, затрудняют ее..." [86. С.131]. Единство точки зрения в периоде должно выражаться и грамматически. "Надобно стараться, - говорит И. Давыдов, - чтоб от начала до конца оставалось одно управляющее слово"[85. С.127]. В качестве образца предложения, где единство содержания соблюдается, И.Давыдов берет период из "Истории Государства Российского" ИМ.Карамзина. Но в этом произведении он находит также и конструкции, "обремененные предложениями вставочными, вводными" [85. С.129].

Требуя смысловой цельности и единства в периоде, риторики тем самым следовали указаниям античных авторов. Так, Марк Фабий Квинтилиан писал об этом: "...периоды не должны быть так длинны, чтоб не могло следовать за ним наше внимание, ниже перестановками речений так перепутаны, что прежде окончания ничего понять нельзя. А еще хуже перемещение слов... Равным образом и вставные речи, к которым Ораторы и Историки часто прибегают, дабы поместить в ней какую-нибудь новую мысль, нередко затмевают настоящий смысл, если вставка сия не будет самая краткая" [119. С.44-45].

Для MB. Ломоносова любое предложение, взятое в риторическом плане, является периодом. В риториках конца XVIII - начала XIX вв., наряду с этим мнением, появляются и другие. В учебниках Амвросия, И.Э.Эрнеста, Д.Батте, Н.Ф.Остолопова, А.Х.Востокова периодическая речь противопоставляется "отрывистой", или "натуральной", т.е. состоящей из ряда самостоятельных предложений, (ср. точку зрения Деметрня: "...один вид речи называется закругленным, это - речь периодизированная; другой - отрывочным, это - речь, распадающаяся на колоны, слабо спаянные друг с другом..." [10. С. 241]). Во втором издании и др. "Обшей риторики" Н. Кошанского находим даже разделение слога на периодический, отрывистый и прозаический. "Периодический слог (Oratio periodica) есть способ писать, соблюдая полноту периодов и непрерывную цепь мыслей. Он показывает тихое, величественное и торжественное течение речи. Отличительная черта сего слога суть: обилие в словах, выражениях и мыслях; полнота в сохранении всех идей и посредствующих связей; соразмерность в частях и членах периодов; плавность в течении речи; и особенно частое употребление Периодов... Отрывистый слог (Stylus Laconicus) способ писать кратко, сжато, сильно, оставляя полноту Периодов, посредствующие мысли и соединительные частицы.... Прозаический слог (Oracio поп periodica elegantior) занимает середину между Периодическим и Отрывистым. Он свойственен тем Писателям, кои равно чувствительны и к мере Стихов и к Плавности Периодов - и есть счастливое соединение того и другого" [129. С.83-84].

С грамматической точки зрения понятие периода ограничивается по-разному. Для некоторых исследователей, как и для М.В. Ломоносова, период может быть в грамматическом отношении любым предложением [7; 56; 64; 74; 77; 131; 132; 134; 137; 155; 172; 173; 184; 196; 200; 202; 229]. В других источниках период - это простое распространенное и. сложное предложение [31; 55; 61; у 129; 132; 147; 153; 160; 161; 166; 188; 222; 226; 241; 243]. Часть авторов рассматривает период фактически как сложноподчиненное предложение [171; 242; 245]. Иногда просто указывается, что период состоит из нескольких предложений [22; 76; 150; 204].

Принципы внутренней организации периода

1) структурная замкнутость периода - конструкции, разделенной интонацией на две часта. Обе части периода структурно и по смыслу взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первая часть периода содержит в себе ряд однородных (однотипных) синтаксических элементов, которые произносятся с постоянно возрастающей интонацией; вторая часть отделяется от первой глубокой паузой и произносится с постоянно понижающейся интонацией. Пауза на границе названных частей естественно вытекает из произнесения всей структуры предложения-периода;

2) однородные синтаксические элементы (однородные компоненты) мобилизуются для выражения полноты мысли и относятся ко второй части периода как к грамматическому и логическому ядру всей конструкции;

3) периодическое построение предложений располагает широкими лек-сико-семантическими возможностями, реализация которых придает периоду со стороны формы представление о синтаксически развитой единице речи, со стороны содержания - выражение логически обоснованных выводов, где убедительная мотивировка обеспечивается нагнетанием фактов-доводов. В стилистическом отношении периодическое строение предложений "производит впечатление силы" (А, П.Чехов) и может быть использовано как одно из средств наиболее активного воздействия на сознание адресата речи;

4) в грамматическом отношении первая и вторая части периода связаны между собой по одному из способов синтаксической связи: согласованию, управлению, примыканию. В отдельных типах периода связь между повышени В содержании приведенного стихотворении глубокие переживания автора, вызванные воспоминаниями отдельных сцен из его отношений с любимой женщиной, переданы одним сложным предложением-периодом. Семантически этот период представляет собой законченное произведение (элегию), в основу которого положена определенная тема - тема неразделенной любви. Текст лирического повествования имеет свой план, что еще больше усиливает в этом предложении признаки законченного сочинения:

1. Минуты счастливого свидания. 2. Любование "красой задумчивой". 3. У раскрытого окна в летнюю ночь. 4. В унылый миг разлуки. 5. Скорбь о погибшей любви.

В плане архитектоники рассматриваемый нами период - сложное предложение с семью временными придаточными предложениями, стоящими в препозиции к главному, которое с другими придаточными предложениями заключает свою синтаксическую структуру. В структурном отношении придаточные предложения однотипны: каждое из них начинается подчинительным союзом когда и построено по одной и той же модели. В первых трех придаточных простые предложения соподчинены и соединяются сочинительным союзом И. В седьмом предложении союз И связывает два однородных сказуемых: когда... глядела ты И лобызал я; когда... ты задремлешь И я любуюсь; когда.луна взойдет И мы сидим; когда... я замирал И прижимал.

Все придаточные времени примерно равны по объему (безусловно, не без участия требований ритма) и по своей синтаксической организации укладываются в рамках катрена (четверостишия).

Построенные по одной модели, придаточные предложения имеют одинаковый интонационный рисунок и, следуя друг за другом, создают ритмичность этой части периода. При этом каждое последующее предложение произносится постоянно повышающимся тоном. Плавное повышение тона происходит естественно и так же естественно получает свое кульминационное выражение на стыке конца и начала двух смежных предложений, т.е. в тексте "К губам и сердцу прижимал".

Период в аспекте его интонационных характеристик

Как известно, период со стороны интонационного оформления представляет собой двучлен, имеющий своеобразную восходяще-нисходящую интонацию. Первая часть периода характеризуется не только повышением мелодической линии, но и общим смысловым напряжением, сила нарастания которого зависит, во-первых, от расположения однородных элементов со стороны их лексической значимости:

"Мечта превращалась в навязчивую идею: ЕСЛИ нельзя того, что хочется, ЕСЛИ невозможно изменить, сломать вокруг себя эту раму несчастливо склеенной жизни, ЕСЛИ так и не удается преобразить жизнь, - // ТО стоит ли жить? (Н.Берберова. Чайковский).

В данной схеме параллельно повышающиеся отрезки передают интонационный рисунок однородных элементов периода, две вертикальные черты -интонационную паузу между противопоставляемыми частями периода, линия пунктиром - спад интонационного напряжения и, наконец, понижающаяся линия - интонационное понижение заключительной части периода.

Повышающаяся мелодическая линия первой части периода зависит, во-вторых, от количества однородных элементов, входящих в эту часть: "КОГДА мечтательно я предан тишине И вижу кроткую царицу ясной ночи, КОГДА созвездия заблещут в вышине, И сном у Аргуса начнут смыкаться очи, И близок час уже, условленный тобой, И ожидание с минутой возрастает,

Ты предаешься вся для страстного лобзания, - //

О, друг, как счастлив я, - как счастлив я вполне!"

(А.А.Фет. Когда мечтательно я предан женщине)

Схемы показывают, что: 1) высота повышающегося тонального ряда зависит от количества однородных элементов, входящих в первую часть; 2) от числа однородных элементов зависит и величина интервала между повышающейся и понижающейся частями; 3) на повышение мелодической линии оказывает влияние величина каждого однородного элемента.

С увеличением объема каждого из однородных элементов усиливается интонационное повышение первой части периода. Вот почему мелодическая линия осложненных периодов поднимается выше мелодической линии неос-ложненных периодов с тем же количеством однородных элементов. Например:

"Все те запутанные, надоедливые мысли, которые впервые родились в нем, КОГДА он жарким июльским днем возвращался из госпиталя и кудрявые косари любовались его уверенной кавалерийской посадкой, те мысли, которые с особенной силой овладели им, КОГДА он ехал по опустевшему полю после ссоры с Мечиком и одинокая бесприютная ворона сидела на покривившемся стогу, - // все эти мысли приобрели теперь ясность и остроту" (А Фадеев. Разгром).

Похожие диссертации на Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка