Содержание к диссертации
Введение 4
Глава I. Молчание как феномен диалога 10
1.1. Диалог и его единицы 10
Сравнительная характеристика диалога и монолога 10
Структурные единицы диалога 17
Диалог художественного произведения 23
1.2. Молчание как компонент коммуникации 28
Молчание как внутреннеречевой и внешнеречевой акт 28
Аспекты изучения молчания: философский, лингвистический
и религиозный подходы 30
Виды молчания. Пауза и тишина 34
Молчание и внутренняя речь 39
Функции молчания 47
Глава П. Молчание в структуре диалогического фрагмента текста в прозе
А.П. Чехова 55
Молчание и диалог в прозе А.П. Чехова 55
Молчание в начале диалогического общения 58
2.2.1. Молчание, сопутствующее вступлению в диалог 63
Молчание адресата в начале коммуникации 63
Молчание адресанта в начале коммуникации 67
Обоюдное молчание в начале коммуникации 71
2.2.2. Молчание, помешавшее вступлению в диалог 77
2.3. Молчание в середине диалогического общения 85
Указание на молчание в авторском речевом плане 87
Указание на молчание в персонажном речевом плане 93
Комбинированное указание на молчание 96
Косвенное указание на молчание 107
2.4. Молчание в конце диалогического общения ПО
2.5. Способы введения ситуации молчания в текст художественного
произведения 127
Эксплицитное обозначение молчания 128
Имплицитное обозначение молчания 134
2.6. Способы толкования молчания в художественном произведении....136
Толкование молчания повествователем 140
Толкование молчания рассказчиком 149
Толкование молчания персонажем 154
Отсутствие толкования молчания 157
2.7. Причины молчания 159
Глава III. Молчание и соотносимые с ним явления 172
Пауза в произведениях А.П. Чехова 172
Тишина в произведениях А.П. Чехова 181
Внутренняя речь в произведениях А.П. Чехова 187
Заключение 198
Библиография 203
Список использованных источников 220
Введение к работе
В современной действительности, для которой характерно активное развитие различных сфер общественной жизни, проблемы коммуникации и общения становятся особенно актуальными и значимыми. Однако описание речевой деятельности человека будет неполным без характеристики феномена молчания.
«Молчание - факт речевой культуры, считаться с которым приходится всякому, кто имеет отношение к самой этой культуре. Молчание вездесуще и неиг-норируемо. Существуют неговорящие члены общества, но не существует таких, которые бы никогда не молчали. Можно сказать поэтому, что в известном смысле молчание доминирует над словом и довлеет слову: оно очевидно и - в этой очевидности - не менее парадоксально, чем слово» [Богданов 1998, 4].
Антропоцентрическая и когнитивно-дискурсивная научные парадигмы обозначили в качестве основных тем исследования речевую деятельность человека, его языковое сознание, а также вербальную и невербальную коммуникации. Не осталось без внимания и молчание, которое в силу своей уникальности и универсальности изучается в таких науках, как лингвистика и литературоведение, психология и аналитическая философия, культурология и исследование религий. Однако изучение молчания в рамках той или иной области научного знания часто носило фрагментарный характер, что отразилось в отсутствии единой всесторонней теории молчания.
В отечественной лингвистике исследования, посвященные различным аспектам молчания, стали появляться в начале 1990-х годов в русле коммуникативного подхода к языку [Почепцов 1985; 1986; Богданов 1986; 1987; Крестин-ский 1989; 1993; Арутюнова 1994], что объясняется общей тенденцией в языкознании: выходом за рамки собственно лингвистических объектов изучения, в том числе интересом к паралингвистике и невербальным средствам коммуникации.
Актуальность работы. В русле антропоцентрического подхода к изучению текста в современной лингвистике все большее внимание уделяется исследованиям различных аспектов речевой деятельности человека, в том числе диалогу как основной форме вербального существования человека. Особое значение придается невербальным компонентам как единицам, формирующим «це-
5 лостное» общение в реальной действительности и находящим отражение в художественной литературе. Это позволяет включить в сферу актуальных исследований изучение феномена молчания как коммуникативно значимой единицы, представляющей процесс общения во всей многомерности его бытия.
Устойчивое внимание со стороны лингвистов к исследованию компонентов художественного текста объясняется тесной взаимосвязью двух направлений филологического знания, в основе которой лежит соединение исследований, различных подходов и частное изучение единиц в рамках коммуникативного направления. Подобное соединение семантико-лингвистического и функционально-коммуникативного подходов к единицам художественного целого прослеживается в работах Н.С. Болотновой [Болотнова 1992; 1992а; 1998; 1999], Е.А. Иванчиковой [Иванчикова 1979], М.К. Милых [Милых 1958; 1981; 1983], Л.Г. Рябовой [Рябова 1982], Л.М. Шелгуновой [Шелгунова 1978; 1979] и др.
Кроме того, важным представляется и многоаспектный смысловой анализ диалогических единиц текста. Лингвосмысловой анализ представлен в работах В.В.Виноградова [Виноградов 1936; 1939; 1971]; Т.Г. Винокур [Винокур 1979; 1984], В.В. Кожинова [Кожинов 1962] и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате комплексного описания молчания в рамках диалогического фрагмента художественного произведения уточнены функции и виды ситуаций молчания, выделены аспекты изучения данного феномена, обоснована специфика взаимодействия молчания, паузы, тишины, внутренней речи, впервые выявлены способы толкования молчания в тексте, исследованы способы введения ситуаций молчания и причины отсутствия речи в прозаических произведениях А.П. Чехова.
Цель работы - выявление специфики молчания как компонента речевой коммуникации персонажей в прозаических произведениях А.П. Чехова.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущностное содержание молчания, определить его виды; представить аспекты изучения;
установить основные функции молчания в процессе коммуникации;
охарактеризовать специфику представления молчания в начале, середине и конце диалогического общения персонажей А.П. Чехова;
определить особенности введения молчания в текст художественного произведения, выявить способы толкования молчания, а также обозначить причины молчания персонажей в произведениях А.П. Чехова;
показать роль паузы, тишины и внутренней речи в прозе А.П. Чехова как явлений, соотносимых с молчанием.
Объектом исследования являются диалогические фрагменты текста из произведений А.П. Чехова, в которых обозначена ситуация молчания (1208 диалогических фрагментов).
Предметом исследования является молчание как лексико-семантический и структурно-композиционный компонент диалогического фрагмента в прозе А.П. Чехова.
Материалом исследования послужили тексты художественной прозы А.П.Чехова. Иллюстративный материал в количестве 1208 диалогических фрагментов был извлечён путем сплошной выборки из Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова в 30-ти томах. Сочинения в 18-ти томах. М., 1974-1982.
Основными методами работы с материалом являются метод системного анализа, описательный метод, включающий наблюдение, сопоставление и обобщение, а также метод контекстного анализа.
Теоретической базой диссертации послужили исследования в области теории диалогической речи [Бахтин 1979; Борисова 2001; Валюсинская 1979; Виноградов 1980; Винокур 1959; Винокур 1955; 1977; 1997; Гельгардт 1971; Девкин 1981; Еремина 1979; 1987; Изаренков 1979; Инфантова 1973; Кафко-ва1968; Колокольцева 2000; 2001; Красильникова 1996; Крейдлин 1998; 1999; 2001; Кучинский 1983; Михлина 1955; Полищук, Сиротинина 1979; Свято-гор 1960; Соловьева 1965; Формановская 1998; Шведова 1956; 1960; Ширяев 1966; Щерба 1915; 1957; Якубинский 1986 и др.]; труды в области психолингвистики [Ананьев 1960; Белоус 2006; Выготский 1956; Горелов 1980; 1991; Жинкин 1982; Кацнельсон 1984; Колшанский 1973; 1974; 1990; Крысин 1976; Лабунская 1988; Леонтьев 1967; 1969; Лурия 1979; Павиленис 1983; Потебня 1976; Соколов 1968; Ушакова 1985 и др.]; работы по изучению художественного текста [Андрамонова 1991; Артюшков 2003; Бахтин 1975; 1976; 1979; 2000; Бочаров 1963; Виноградов 1936; 1939; 1971; Гинзбург 1971; Грехнев 1997; Гу-
7 ковский 1966; Демидова 1975; Есин 2007; Иванчикова 1979; Кошкаров 1986; Лихачев 1968; 1981; Маркович 1982; Пешковский 1930; Ринберг 1978; Рябова 1982; Сливицкая 1988; Соколова 1968; Строганов 1990; Хализев 1988; 2004; Цапникова 1978; Шелгунова 1978; 1979; 1992; Ширина 1976; Эткинд 1999 и др.]; труды, освещающие различные аспекты феномена молчания [Александрова 2005; Арутюнова 1994; 2000; Бабаян 2009; Бахтин 1979; Богданов 1986; 1987; Богданов 1998; Вайман 1980; Виролайнен 2003; Грек 1994; Данилов 1999; Денисова 2007; Дмитревская (эл. ресурс); Дмитровская 1994; Ефимова 2005; Зобо-ва 1997; Йоко 2003; Корнилова 2001; 2002; Крестинский 1989; 1993; 1998; 1999; 2003; Кузьмина 2004; Лаку (эл. ресурс); Логинова (эл. ресурс); Маслова2008; Матушкина 2008; Меликян 1998; 2000; Мещерина(эл. ресурс); Михайлова (эл. ресурс); Михайлова 2008; Михеева (эл. ресурс); Носова 2008; Певницкая 2002; Почепцов 1985; 1986; Радионова (эл. ресурс); Соколова 2001; Третьякова 2006; Фельдман 2006; Шабанова (эл. ресурс); Эпштейн 2006; Яковлева 2007; Яцу-га 2004 и др.]; работы, посвященные исследованию творчества А.П. Чехова [Андреева 2004; Барлас 1986; Баскакова, Чмыхова 1988; Бердников 1984; Борисова 2001; Горленко 1988; Гурвич 1970; Изотова 2005; 2006; 2007; Катаев 1979; 1989; Качур 1977; 1981; Кузнецова 1972; Куликова 1966; Лыкова 1988; Милых 1981; 1986; Никипелова 1979; Паперный 1954; Пресняков 1985; Старикова 1981; Степаненко 2008; Степанов 2005; Чудаков 1971; 1986; Шелгунова 1985 и др.].
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании специфики функционирования молчания как компонента диалогического фрагмента текста в прозаических произведениях А.П. Чехова, а также в уточнении понятия молчания, что в свою очередь способствует развитию положений, связанных с изучением различных аспектов невербальной семантики и прагматики.
Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования языкового материала и полученных в процессе исследования результатов в теоретических и практических курсах по лингвостилистическому анализу художественного текста, психолингвистике, в спецкурсах по изучению языка и стиля А.П. Чехова, по теории коммуникации, прагматике, а также при составлении
8 различных методических пособий и рекомендаций по комплексному филологическому анализу художественного произведения. Положения, выносимые на защиту:
Молчание как компонент коммуникации играет значительную роль в процессе речевого общения, имеет коммуникативную значимость, способно выполнять различные коммуникативные функции; сущностное наполнение молчание получает только на фоне диалогического общения, при этом смыслы молчания определяются условиями конкретного речевого акта, диалогической ситуацией, социальными и психологическими факторами и контекстом общения.
В рамках диалогического фрагмента текста художественного произведения молчание в разных фазах общения может рассматриваться как проекция молчания, встречающегося в естественной коммуникации. Однако в художественном произведении знание по поводу смыслов молчания принадлежит не только общающимся персонажам, но и автору, поэтому связь на уровне «персонаж-персонаж» часто усиливается связью «персонаж-читатель».
Молчание в прозаических произведениях А.П. Чехова является значимым компонентом коммуникации персонажей. В контексте литературного диалога молчание имеет большую коммуникативную нагрузку, нежели в естественном речевом акте, что связано с автором как особой повествующей инстанцией. А.П. Чехов не только изображает вербальное общение и молчание персонажей, но, как правило, раскрывает мотивы, повлекшие использование молчания, что создает объемное представление о сущности коммуникации героев.
В прозаических произведениях А.П. Чехова молчание является средством создания психологизма. Введение молчания в диалог свидетельствует о сложном внутреннем психологическом процессе, отражающем различные душевные состояния персонажей во время общения. Молчание позволяет писателю представить персонажа амбивалентно, как сложную противоречивую индивидуальность.
В прозаических произведениях А.П. Чехова явления, сопутствующие молчанию, - пауза, тишина и внутренняя речь - значимы как самостоятельные феномены, так и во взаимодействии с молчанием. В художественном произведении молчание часто поясняется посредством внутренней речи, чего не может быть в естественной коммуникации.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на международных и всероссийских научных конференциях на филологических факультетах Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 2005 г., 2006 г.), Ростовского государственного педагогического университета (Ростов-на-Дону, 2005 г.), Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 2007 г.), Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2007 г., 2009 г.), Казанского государственного университета (Казань, 2008 г.), Таганрогского государственного педагогического института (Таганрог, 2008 г. и 2009 г.), а также на заседаниях кафедры русского языка факультета филологии и журналистики Южного федерального университета. Промежуточные результаты исследования отражены в 14 публикациях общим объемом 3,7 печатного листа, одна из которых опубликована в издании, включенном в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка использованных источников.