Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Садр Можган

Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект
<
Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садр Можган. Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Садр Можган; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2011.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/823

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Лингвистическая сущность номинации 13

1.1. Типология лингвистических номинаций 13

1.2. Теория номинации в ономасиологическом аспекте 30

1.3. Система способов словопроизводства наименований в русском языке

Выводы по главе 1 57

Глава II. Способы создания наименований человека в произведениях А.П.Чехова

2.1. Словообразовательный способ создания наименований человека 59

2.2. Семантическая номинация человека 71

Выводы по главе II 88

Глава III. Текстовое словообразование в произведениях А.П.Чехова

3.1. Словесные фигуры косвенно-производных номинаций в художественном творчестве А.П. Чехова 91

3.2. Выражение авторской позиции с помощью номинаций человека

3.3. Художественные функции личных номинаций 119

Выводы по главе III 134

Заключение 136

Список использованной литературы 139

Словари. Справочники 153

Список сокращений 155

Введение к работе

Выделение номинативного аспекта в изучении языка (А.И. Смирницкий, Е. Курилович, Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, Г.В. Колшанский, Б.А.Серебренников, Д.Н. Шмелёв и др.) привело исследователей к его разработке с разных теоретических позиций. В недрах семасиологии сформировалась ономасиология – семантическая наука о наименованиях, о природе и типах номинаций (В. Матезиус, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия и др.). Её главная задача – изучение лексической объективации идеального содержания, средств и способов называния отдельных элементов действительности. В современных лингвистических исследованиях приоритетным является антропоцентрический подход. Путь изучения «человека вместе с языком и языка в человеке» был намечен в трудах В. Гумбольдта, Л.П. Якубинского, Л.В. Щербы и др.

Современные тенденции филологии выдвинули проблему «языковой личности» (В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев), речевой реализации личности, будь то автор или персонаж. Так называемый «человеческий фактор» вовлечён в лингвистические исследования с целью изучения того, как человек – представитель определённой культуры – использует язык в качестве средства коммуникации. Слово – важнейший источник знаний человека о человеке. Это естественно, поскольку человек образует одну из центральных систем объективной действительности и языковой картины мира (Ю.Д. Апресян, Ю.С. Степанов). Передавая знание, слово формирует сознание. Центром языкового сознания человека является понятие человек. Безграничные возможности языковой системы, универсальность языка как средства общения и мышления основываются на асимметрии языкового знака и его значения (С.О. Карцевский, В. Матезиус, В. Скаличка, В.Г. Гак, Д.П. Горский, В.А. Звегинцев, В.З. Панфилов и др.).

Образ человека является важнейшим фрагментом языковой картины мира. Языковая картина мира – выработанное многовековым опытом народа и осуществляемое средствами языка изображение всего сущего как целого и многочастного мира (М.В. Никитин, В.И. Постовалова, О.Г. Почепцов, Р.И. Розина, Н.Ю. Шведова). Язык как совокупность обобщений – это, прежде всего, область собственно номинаций (слова и фразеологизмы). Центральное место в этой области занимают лексические классы, которые именуют человека, его жизнь, физическое состояние, способности, контакты и отношения друг к другу. Называя человека, мы указываем на специфические особенности, выделяющие его как личность; номинируя человека, устанавливаем общие и частные признаки, которые характерны для того или иного представителя языкового сообщества. Поскольку человек занимает вершинное место в системе объективной действительности, постольку по большому количеству параметров он может быть номинирован.

Лингвисты изучали вопросы, связанные с идеографическим описанием тематического поля «Человек» (Ю.Н. Караулов, Т.С. Аристова, М.Л. Ковшова, Е.А. Рысева, В.Н. Телия, И.Н. Черкасова, Р.И. Яранцев, Н.Ю. Шведова и др.). Слова и фразеологизмы, номинирующие человека, всегда привлекали к себе внимание исследователей-лингвистов. На материале отдельных лексико-семантических групп изучалась уровневая организация лексической системы (В.В. Катермина, Ю.П. Солодуб, Т.А. Наймушина, E. Komorowska и др.), изучалась семантическая структура лексико-фразеологических единиц, обозначающих человека (Т.В. Маркелова, Е.Р. Ратушная, M. Sotak и др.).

Исходным для нашего исследования является положение, согласно которому общий язык существует в виде совокупности индивидуальных языков. Художественное творчество А.П. Чехова – это явление, принадлежащее не только русской, но и мировой культуре. Но если литературоведение имеет большой опыт изучения художественных особенностей рассказов и повестей А.П. Чехова (А.П. Чудаков, М.М. Гиршман, А.Д. Степанов, В.И. Тюпа, Ю.И. Еранова и др.), то лингвистические исследования его литературного наследства освещают лишь отдельные аспекты изучения языка как средства общения (Р.А. Будагов, М.К. Милых, Н.А. Ковалёва, В.Ф. Рудов, Е.П. Бережная, Г.Г. Хазагеров, В.В.Чалый и др.).

В реалистических произведениях А.П. Чехова представлено людское многообразие и отражена речь всех слоёв русского общества конца І – начала в. Созданные им номинации человека вошли в лексикон русского народа, получив общественную воспроизводимость (человек в футляре, душечка, хамелеон, унтер Пришибеев, попрыгунья, живая хронология ‘о человеке, много помнящем’, беззащитное существо и др.).

Данная работа направлена на рассмотрение отражения в лексических и фразеологических единицах языковой способности человека во всём многообразии её проявления. Описание номинаций человека в произведениях А.П. Чехова в ономасиологическом аспекте раскрывают языковой мир писателя – мир художника слова.

Актуальность диссертации обусловлена важностью для современной антропоцентрической лингвистики исследования языка в его конкретной реализации. Исследование номинаций человека в произведениях А.П. Чехова позволяет подойти к изучению языка со стороны его основной функции – выражения мышления в процессе коммуникации, т.к. в отражательной деятельности художника происходят сложные речетворческие процессы. Лексический состав номинаций человека в художественных текстах А.П. Чехова отражает реальную действительность России конца ХХ – начала ХХ вв. во всём её многообразии и рассматривается как база для изучения языкового сознания русского народа.

В диссертации объектом изучения являются производные номинативные языковые единицы, обретающие в контексте стилистически маркированную знаковую репрезентацию.

Предмет исследования составили деривационные особенности производных наименований и их функциональная предрасположенность.

Цель работы – выявление способов создания косвенных номинаций и их текстовых функций в произведениях А.П. Чехова.

Поставленная цель предполагает решение конкретных задач:

– определить онтологические основания номинации и лингвистической типологии номинаций;

– выявить способы образования производных номинаций в произведениях А.П. Чехова и классы слов, способных вступать в отношения наименования человека;

– исследовать лингвистические и экстралингвистические условия функционирования производных номинаций в произведениях А.П. Чехова;

– исследовать текстообразующие возможности и функции наименований человека в художественных произведениях А.П. Чехова.

Гипотеза исследования. Нами сделано предположение, что лексические и фразеологические единицы, номинирующие человека, являются наиболее важным материалом для воплощаемых средствами языка обобщённых представлений, так как языковые единицы отображают характерные черты мировидения народа. Воздействие культурно-человеческого фактора на формирование и функционирование единиц номинации позволило выдвинуть гипотезу о воплощении в них национально-культурной коннотации, культурно значимых смыслов для народов России.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется:

1) на разграничении философских категорий общего и единичного, поскольку процессы интеграции (обобщения) и дифференциации (конкретизации), присущие человеческому мышлению, совершаются между двумя полюсами основных категорий познания – общего и отдельного (Е.А. Найда, Г.В. Колшанский, В.З. Панфилов, Б.А. Серебренников); на гносеологическом подходе к изучению соотношения языка, мышления и объективной действительности (Н.Д. Арутюнова, Б.А. Серебренников, В.М. Солнцев);

2) на ономасиологическом подходе к исследованию языка, который рассматривает содержательную сторону языковых единиц с точки зрения предметной направленности, т.е. соотнесённости языковых единиц с внеязыковым предметным рядом (В.Г. Гак, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, Ю.П. Солодуб, В.Н. Телия, И.С. Торопцев и др.).

Частнонаучные методологические принципы диссертации основываются на разграничении языка и речи, определении языковой способности (Л.В. Щерба, В. Матезиус, Я. Мукаржовский, В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов, Н.Ф. Алефиренко, Л.Г. Золотых и др.), стилистическом подходе к номинации, разработанном в трудах Ш. Балли, В.В. Виноградова, Э.С. Азнауровой, В.П. Москвина и др.

Без раскрытия языковой техники вторичной номинации невозможно постичь «глубинные» процессы, протекающие в сфере номинативной деятельности, а равным образом – выявить функциональную предрасположенность производных наименований. В значениях единиц номинации отражается принятая в обществе оценка человека и отражаются культурные представления и традиции.

А.П. Чехов – носитель национально-культурных ценностей. В своём творчестве он воплотил как особенности русского национального мировидения образа человека, так и индивидуальное восприятие человека в окружающей действительности.

Для человека как мыслящего существа наряду с предметной действительностью, вещами, явлениями существует идеальная действительность – мир образов, представлений, понятий, идей, являющихся отражением и обозначением первой. Эмоции и оценки становятся одной из форм отражения действительности (В.З. Панфилов). В языковой системе реальная действительность отражается в таких формах, которые соотносятся как с логическим, так и с чувственным познанием мира.

Специфика предмета исследования и поставленные задачи обусловили использование в работе следующих методов и приёмов:

1) описательного, включающего приёмы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации языковых явлений;

2) комплекса лингвистических методов: контекстуального и филологического анализа, позволяющего выявить специфику наименований человека в художественном тексте и интерпретировать смысл производных номинаций с учётом их взаимодействия с другими номинативными единицами языковой системы в коммуникативном контексте;

3) приёмы метода анализа словарных дефиниций для установления сдвигов в значениях производных номинаций человека, структурно-семантического, лексико-семантического и семантико-стилистического анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты номинации обусловливаются коммуникативной сферой языка и связаны с их предназначением выполнять функцию замещения (выделения) или характеристики. Действительность отражается не только в содержании элементов языка, но и в языковых правилах. Эти правила формируются в практической деятельности, которая обеспечивается речевым общением. Все новые акты именования повторяют общие закономерности номинации, поскольку основания номинативной деятельности логичны и универсальны в такой же степени, как и формы мышления, отражающие и членящие мир. Языковую номинацию, кроме обозначения и отображения действительности, отличает деятельностный, творческий характер.

2. Образ человека является важнейшим фрагментом русской языковой картины мира, поскольку человек занимает вершинное место в системе объективной действительности. Носители русского языка, называя человека, воспроизводят речевые стандарты. Модель, по которой осуществляется лексическая объективация, едина для всех носителей русского языка. Её следы обнаруживаются в производных лексических единицах. Содержательные механизмы номинации имеют универсальный характер. А.П. Чехов в своих произведениях пользуется типичными для русской языковой личности параметрами и создаёт образы действующих лиц, отражающих определённые типы человека. Наименования человека в русском языке образуются в процессе взаимодействия двух основных способов словопроизводства: морфемного (словообразовательного) и семантического. Оба способа имеют одинаковую словообразовательную базу – слова, фразеологические единицы, модели построения словосочетаний. Морфемный и семантический способы находятся в отношениях взаимодействия, образуя систему способов словопроизводства.

3. Способность слов к семантическому варьированию с особой силой проявляется на уровне их речевой реализации. В речи действуют факторы, идущие от человека, который всегда остаётся неповторимой личностью, со своими неповторимыми мыслями и чувствованиями. Сдвиг привычного значения наименований человека в произведениях А.П. Чехова создаётся семантико-стилистическими средствами и становится одним из средств индивидуализации характера, порождающих смысловую глубину текста. Семантический способ создания косвенных наименований является ведущим в развитии поэтического значения слова. Метафоры, метонимии, сравнения, прономинации представляют собой эффективные стилистические приёмы образной репрезентации лексико-тематической группы «Человек». Основой наименования человека может быть не только чёткое представление его места в картине мира, отражающей действительность, но и чувства именующих субъектов. В диалектическом единстве со словесными номинациями находятся актуализованные единицы (речевые знаки-сообщения). Активность образной речи в художественном познании опирается на самые разнообразные способы и средства освоения окружающего мира. Косвенные номинации человека являются основой образного познания. Они фокусируют в себе целый комплекс культурно обусловленных представлений о человеке в виде внутренней формы. Внутренняя форма – центральный элемент косвенных значений производных номинаций. Художественные тексты А.П. Чехова служат средством актуализации различных сторон словообразовательного механизма.

4. Анализ производных номинаций человека в произведениях А.П. Чехова свидетельствует о существовании единых принципов номинации человека в конце ХХ – начале ХХ вв., что подтверждает неразрывную связь русской национальной и индивидуальной картины мира. Национально-культурное содержание образа человека при помощи единиц номинации отражает культурно-исторические, социально-бытовые факты жизнедеятельности русского народа конца ХХ – начала ХХ вв. Каждое сообщество вырабатывает свою систему представлений, отражающих некоторую цивилизацию. Культура предопределяет и оценку человека, и определённое к нему отношение. Культура предопределяет не только прямые, но и косвенные номинации. Функцию наименования в языке выполняют слова. Номинации в художественных произведениях А.П. Чехова выражают собой, с одной стороны, общие представления русской культуры о человеке, его разнообразных связях, доступных видению, слуху, осязанию и, с другой – эти коллективные представления получают разную эмоциональную окраску, имеют специфичные коннотации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит вклад в теорию номинации и функциональную стилистику, расширяя представление о коммуникативных возможностях языка и о роли субъекта в языке.

Научная новизна работы определяется ономасиологическим подходом к осмыслению номинаций человека в произведениях А.П. Чехова, в выявлении средств и способов создания наименований человека, при выборе которых важнейшую роль играет говорящий, именующий субъект.

Практическая ценность работы определяется возможностью использовать её результаты в практике вузовского преподавания курсов «Филологический анализ текста», «Лексикология», «Словообразование», «Теория текста», а также спецкурса по стилистике художественной речи.

Источниками диссертационного исследования стали: 1) художественные тексты А.П. Чехова и 2) толковые, фразеологические словари и справочники.

Материалом исследования послужила авторская картотека номинаций человека в количестве более 1000 единиц, извлечённых методом сплошной выборки из произведений А.П. Чехова (А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. – М.: Наука, 1974–1983. – Сочинения в 18 тт.).

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах на четырёх международных научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 9 статей, три из них в рецензируемых журналах, включённых в реестр ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и справочников.

Типология лингвистических номинаций

Человеческое сознание реально существует только в языковой форме. Общение с помощью языка основано на том, что язык является тем мостиком, который устанавливает связь между людьми в рамках естественного языка (С.Д. Кацнельсон, 2001; Г.В. Колшанский, 1975, 1976; М.В. Никитин, 2003; Б.А. Серебренников, 1970; Ю.С. Степанов, 1977; Ч. Филлмор, 1999). Язык остаётся прежде всего коммуникативным средством передачи знаний. На этом основано то, что языковое выражение всегда, может быть квалифицировано как коммуникативно-значимое.

В соответствии с этим сущность номинации заключается не в том, что, языковой знак обозначает вещь, а в том, что он репрезентирует некоторую абстракцию как результат познавательной деятельности человека. Один и тот же предмет в разных языках может называться различными способами, но общая закономерность изменения значения слов остаётся единой для всех языков. «Слово - не эквивалент чувственно-воспринимаемого предмета, а эквивалент того, как он был осмыслен речетворческим актом в момент изобретения слова» (В. Гумбольдт, 2000: 103). Именно здесь источник многообразия выражений для одного и того же предмета. Например, человек по возрастным особенностям может быть назван: пожилой, развалина, песочные часы, песок сыплется с кого), по интеллектуальной несостоятельности - глупый, невежда, неуч, дурак, пробка,, патологический дурак, простофиля и др.

Признак, зафиксированный при номинации в соответствующем понятии, сам по себе является единичным, но его обобщающая функция состоит в том, что он позволяет, руководствуясь этим признаком, объединить ряд предметов в некоторый класс.

Естественный язык связан с формированием и передачей мыслей, с выражением чувств, оценок и различных интенций, обслуживая тем самым сферы эмоциональной, речемыслительной и коммуникативной деятельности человека. Язык даёт наименования вещам и явлениям, способствует обобщению и дифференциации их свойств и отношений; храня и передавая общественно-исторический опыт, отражённый в значениях и наименованиях языковых единиц, язык удовлетворяет одновременно коммуникативным потребностям людей (С.Д. Кацнельсон, 2001; Г.В. Колшанский, 1976: 5-31; В.З. Панфилов, 1977: 3-14; Серебренников Б.А., 1970: 23).

Окружающая действительность способна быть источником определённой информации. Всякое языковое выражение предназначено для другого человека. Свойства предметов и их закономерные связи также раскрываются в актах коммуникации. В актах коммуникации предмет получает различные определения. Говорящий стремится сделать речь более доходчивой и доступной пониманию своего собеседника. Стремление к экспрессии ведёт к употреблению слов в переносном значении, в подборе специальных образных выражений и более сильно действующих на восприятие языковых средств. Совокупное действие различных типов ассоциативных связей приводит к созданию в языке различных косвенных наименований. Ассоциации играют огромную роль в образовании различных переносных значений, когда на основании исходных элементов сходства название одного предмета или явления может быть применено к названию другого предмета или явления. Метафоризация - одна из главных причин образования полисемии слов. Косвенные номинации способствуют тенденции к экономии языковых средств.

Именование в языке всегда содержательно. Оно опосредовано мышлением. Процесс и результаты обозначения при помощи языковых единиц связаны с формированием понятий, в которых природные свойства вещей, явлений даны в преобразованной на основе человеческих потребностей форме, в виде снятой предметности, идеально.

Языковые знаки не просто отражают действительность, но являются носителями обобщённого отражения действительности. В гносеологическом аспекте называние есть процесс обращения фактов внеязыковой действительности в достояние системы и структуры языка, в языковые значения, которые отражают в сознании носителей языка их общественный опыт. Особенности человеческого познания фиксируются в языковых средствах. Эмоции и оценки также представляют собой одну из форм отражения действительности. Таким образом, предметом обозначения являются объекты вне- языковой действительности (в нашей работе - человек) и явления из области психической жизни людей (П.В. Симонов, 1970: 13). Наименование характеризуется многими свойствами, поэтому общую типологию для данного процесса построить нельзя. Но правомерен иерархический подход к номинациям-именованиям.

Исходным положением для типологии номинаций в нашей работе является их разделение по функционально-генетическому признаку. Среди типов, лингвистической номинации мы выделяем в функционально- генетическом аспекте исходные и производные номинации (В. Скаличка, В. Матезиус, Э.С. Азнаурова, В.Г. Гак, О.П. Ермакова, Е.С. Кубрякова, A.A. Уфимцева и др.).

Словообразовательный способ создания наименований человека

Наименования, образованные словообразовательным способом, представляют собой словопроизводство в полном смысле этого слова. Они создаются на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов. Для русского языка этот способ является наиболее продуктивным.

Имя существительное представлено в кругу структурно-семантических номинаций человека самым широким образом. Подавляющее большинство анализируемых номинаций в произведениях А.П. Чехова мотивируется основами существительных, прилагательных и глаголов. Словообразовательный (морфемный) способ — один из основных способов русского словопроизводства и наиболее продуктивный для создания номинаций человека в художественном творчестве А.П. Чехова.

Суффикс является одним из словообразовательных средств морфологического словопроизводства. Суффикс - это словообразующий аффикс, который осложняет производящую основу в процессе словопроизводства в постпозиции. Например, амур — амурчик — амурашка — любовник, любовница (Елистратов: 33): — Ну а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе-хо-хо... Женишок? (Баран и барышня); старикашка, старуха, старушка и т.п.

Наблюдения над номинациями человека, мотивированных качественными прилагательными и глаголами, позволили сделать вывод о том, что определённые группы существительных с оценочным значением - прямым или переносным — имеют признаковый характер и близки качественным прилагательным. Названия лиц по характеризующему их признаку представлен образованиями с различными суффиксами: хитрец, мертвец, счастливец, негодник и др. Например: Нечаянно уронила ему на тротуар записочку... О, ко- варщик! Написал у себя мелом на рукаве: «После» (Из дневника одной девицы), от прилагательного коварный - отличающийся коварством, склонный к нему (Ожегов: 280); — Если тебе не нравятся твои простяки, — всхлипнула Соня, глядя на меня умоляющими глазами, — то мои и подавно не понравятся... (Оба лучше), от прилагательного простой — глуповатый, недалёкий (Ожегов: 622); Худенький, мозглявенький, словно венгерец или француз, ни важности в нём, ни вида — одно только звание, что барин. Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние — сплошной мездрюшка! (Свирель). Ср.: мозглявый - слабый, хилый, тщедушный ; мездрюшка — плакса, рёва, сопляк (Даль, 3: 822, 877); Я жил теперь среди людей, для которых труд был обязателен и ...около них и я тоже чувствовал себя ломовиком (Моя жизнь), от перен. зн. прилагательного ломовой - о том, кто работает тяжело, много (Ожегов: 332) и т.п.

Отглагольные образования мотивируются глаголами разнообразной семантики и обозначают любое лицо, выполняющее действие, названное глаголом: оскорбитель, хулитель, мучитель, избавитель, блюститель, губитель, ругатель. Например: Парень недалекий, но говорун и философ (Остров Сахалин); — Наушник, шептун... Ты думаешь, что Егорку Корнюшкина не через меня прогнали? (Разговор с собакой).

Производные, мотивированные существительными в переносном значении, имеют оценочное значение и признаковый характер и близки качественным прилагательным. Например: — Ты не сердись, голубчик, но я, ей- богу, не думал, что в грамматике ты такая сапожница (Розовый чулок). Ср.: сапог - о некультурном человеке, о человеке невежественном, ничего не понимающем в чём-л. (М, 4: 28)

Анализ производных показал, что среди названий человека большую группу составляют номинации со значением носитель признака . Для производных номинаций характерны следующие группы наименований:

Они преимущественно связаны с характеристикой человека-, оценкой его качеств, свойств, положения в обществе: пузан, обжора, мерзавец, сморчок, свистун, молокосос, размазня, нелюдимка, горлан, замухрышка, забулдыга, увалень, недотёпа, образина, усач, вертушка, зевака, канашка, шалбер- ник, горячка, цыпка, дуралей, дурандас, дурында, сердяга, оборванцы, подлипала, прощелыга, женофобка, психопатка, смиренник, неряха, свистун, варварка (от варвар), пампушка — суффиксальное образование от пампуха пышка (КрЭСС: 324); канашка — бран.-ласк. название человека; образовано от каналья - сволочь; хитрый, злой (Михельсон, 1: 413); архаровец - беспут- ный человек, бродяга (образовано от фамилии Н.П. Архарова - московского обер-полицмейстера (Даль, 1: 63; Михельсон, 1: 54) и т.п.

Словесные фигуры косвенно-производных номинаций в художественном творчестве А.П. Чехова

В художественном тексте речь персонажей отличается от повседневной разговорной, речи и служит для реализации определённого эмоционально- художественного воздействия. Как правило, речь литературных персонажей стилизована и характеризуется подбором языковых единиц, которые, в свою очередь, являются средствами изображения действующих лиц художественного произведения.

Производное слово, являясь единицей, наделённой определённым лексическим значением, в тексте выполняет функции не только когезии, но и выделения (экспрессивизации) текста (Е.А. Земская, 1990). Художественный текст - явление словесного искусства. Он выполняет две основные функции: информативную (сведение о действительности) и эстетическую. Для. того, чтобы художественный текст реализовывал эстетическую функцию, необходимо, чтобы языковые единицы, из которых «сплетён» текст, несли «образный заряд», способный вызвать в читателе определённую реакцию на изображаемое, они должны воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную сферы читателя. Наиболее ярким средством реализации текстовой экспрессивности, создания образности являются номинации человека.

Деятельностный характер словообразования обнаруживается в художественных произведениях А.П. Чехова по-разному. Например, как порождение производного слова на основе предтекста. По наблюдениям Е.А. Земской (1990: 18), порождение слова из предтекста выполняет две функции: 1) но- минализации (свёртывания пропозиции) и 2) текстовой номинации.

В повести А.П. Чехова «Моя жизнь» на основе предтекста становится ясным значение словосочетания столичная штучка в следующем высказывании: — ей, как столичной штучке, разрешалось во время репетиций делать замечания (Моя жизнь). Ср.: штучка — иноск. о красивой женщине (Михельсон, 2: 542; Елистратов: 692). Определение дочери инженера Должи- кова как столичной объясняется в тексте: Про неё говорили, что она училась петь в петербургской консерватории и будто даже целую зиму пела в частной опере. Таким образом, выражение столичная штучка выполняет функцию номинализации и передаёт представление о девушке, которая по своим манерам поведения и уровню образованности соответствует высшим слоям столичного общества.

Эпитет - это определение, которое служит образной интерпретации предметов и явлений окружающей действительности. В изобразительной функции эпитет является средством словесной изобразительности (В.П. Москвин, 2006: 364). В предложении наиболее прямое средство, реализующее модальность, — это эпитет. В тексте эпитет, многократно повторяясь, начинает вскрывать текстовую модальность. Это особенно заметно в литературных портретах. Текстовая модальность выявляется тогда, когда читатель в состоянии составить себе представление о каком-то тематическом поле, т.е. группе эпитетов, сравнений, описательных оборотов, косвенных характеристик, объединённых одной доминантой и разбросанных по всему тексту или по его законченной части. Например, в следующих отрывках:

В кабинет доктора входит тусклая личность с матовым взглядом и катаральной физиономией. Судя по размерам носа и мрачно меланхолическому выражению лица, личность не чужда спиртных напитков, хронического насморка и философии. ...Она садится в кресло и жалуется на одышку, отрыжку, изжогу, меланхолию и противный вкус во рту (Драматург); ...тут недалече живет казённый лесничий Иван Александрыч. Хороший такой старичок. Когда-то он где-то был учителем, пописывал что-то, чёрт его знает, кем он был, но только умница замечательная и по части философии собаку съел. Читал он много и теперь постоянно читает (Огни); — Аптекой пахнет... — говорит тонкий. — ... на прошлой неделе я здесь был... Тут ещё аптекарь с кислым лицом и с ослиной челюстью (Аптекарша); Входят толстяк-доктор и тонкий Обтесов... Толстобрюхий доктор смугл, бородаты неповоротлив... Офицер же розов, безус, женоподобен и гибок, как английский хлыст {Аптекарша); Женщина-флегматик — это слезливая; пучеглазая; толстая, крупичатая, сдобная немка. Похожа на куль с мукою (Темпераменты).

Похожие диссертации на Номинации человека в произведениях А.П. Чехова : ономасиологический аспект