Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАИМЕНОВАНИЙ ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ 13
I. Слова, обозначающие основные ценностно-нормативные понятия и категории этики положительного содержания 14
2. Наименования ценностно-нормативных понятий и катего рий этики отрицательного содержания 53
ГЛАВА II, СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКЙЙ АНАЛИЗ НАИМЕНОВАНИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЛИЧНОСТИ 71
I. Наименование общих понятий и категорий этики, связанных с самосознанием личности . 71
2. Наименование общих понятий и категорий этики, характеризующих моральную деятельность личности 106
ГЛАВА III. НАИМЕНОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 135
I. Наименования положительных моральных качеств личности 135
2. Наименования отрицательных моральных качеств личности 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЖТЕРАТУРЫ 198
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И СЛОВАРЕЙ 219
ПРИЛОЖЕНИЕ 235:
- Слова, обозначающие основные ценностно-нормативные понятия и категории этики положительного содержания
- Наименование общих понятий и категорий этики, связанных с самосознанием личности
- Наименования положительных моральных качеств личности
Введение к работе
Многие вопросы науки непосредственно связаны с проблемами дальнейшего совершенствования развитого социализма, немыслимого без большой работы по духовному развитию человека как гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма, для которого "простые нормы нравственности и справедливости... коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами" /Программа КПСС, с.213/.
Именно поэтому тема настоящей диссертации, имея в виду ее словарный материал, представляется весьма актуальной в современных условиях - условиях повышения роли идеологического и нравственного воспитания молодежи, в связи с требованиями жизни, усилением международной борьбы за мир и прогресс. Формирование глубоких нравственных убеждений, привитие "общечеловеческих норм морали" /см.: Энгельс Ф., Т.20, с.94-96/ значительно продвигает вперед культурное общение между людьми, способствует делу мира.
Нравственное воспитание советского человека, "идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты" /Черненко К.У., с.580/ - одно из основных направлений идейно-воспитательной работы партии, поскольку "нравственная сила советского общества - одно из важнейших условий наших успехов" /там же, с.595/. Помощь в этой работе должна быть всесторонней, ибо, говоря словами В.И.Ленина, "надо, чтобы все - 4 -дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" /Ленин В.И., т.41,. сг.309/.
Вышеизложенные экстралингвистические факторы не исчерпывают однако всей актуальности избранной темы диссертации. Следует отметить, что вопросы становления и развития лексико-семан-тической системы русского языка принадлежат к наиболее актуальным для советского языкознания. Только всестороннее исследование словарного состава языка, учитывая каждый временной срез. его. развития, даст возможность решения этих вопросов. За последние несколько десятилетий многое сделано в этом направлении. Лингвистами ведется интенсивная работа по выявлению общих и частных закономерностей в развитии языковой системы. Изучаются лекешсо-тематические и лексико-семантические группы лексики русского языка донационального периода, начальной эпохи формирования русской нации, нового времени /см.: 17, 24, 27, 42, 46, 72, 97, 115, 116/.
Особое внимание уделяется периоду ХІУ-ХУІІ вв., поскольку, во-первых, "процесс развития литературного языка, связанный с формированием великорусской народности, продолжается с ХІУ до ХУІІ в." /35, сЛ43/ и, во-вторых, "создание исторической лексикологии русского языка на основе марксистско-ленинской идеологии - одна из неотложных задач отечественного языкознания" /36, с.185/. Эти факторы принимались во внимание и при выборе временного среза для данного исследования.
Следует- отметить, что изучению и описанию подвергалась в основном конкретная лексика - термины родства, садоводства, аемледелия, названия напитков, военная, спортивная, гиппологическая терминология. Эти вопросы рассматривались в монографиях - 5 -М.А^Брицына, Ф.11.Сороколетова, О.Н.Трубачева, диссертационных работах и научных статьях Э.Н.Болониной, Л.О.Варик, О.Н.Волковой, Т.В.Олещук и др.
Анализу абстрактной лексики в составе словаря великорусской народности лингвисты не уделяли должного внимания, хотя "важное значение для славянской филологии имеет вопрос о междуславянской или общеславянской лексике, терминологии и фразеологии, относящейся к сфере основных понятий культуры и цивилизации /например, таких, как личность, право, человек и др.под./" /34, с.28-29/. Можно назвать лишь работы, в которых прослеживается развитие отвлеченной лексики ХУШ-ХІХ вв. /Вееелитс-кий В.В., Иссерпин Е.М., Михайловская Н.Г./, становление философских и международно-правовых терминов /Леонова А.В., Сергеев Ф.П./.
Лексика русского языка% относящаяся к сфере морально-нравственных отношений людей, еще не была предметом научного анализа. Она. и. послужила объектом исследования данной диссертационной работы.
Обращает на себя внимание тот факт, что этика как наука сформировалась не так давно,, хотя представления и нормы ее вошли в жизнь народа довольно рано. Можно сказать, что ранней философией на Руси были очень простые этические нормы: добро и зло, правда и неправда - "философия в России, не всегда выступала... в чистом виде, а часто через другие идеологические формы" /189, с.54/.
Как уже оказано ранее, до настоящего времени указанная группа лексики не подвергалась систематическому и планомерному анализу. В какой-то мере она рассматривается в статьях И.Ю.Шведовой "Общественно-политическая лексика и фразеология - б - в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.И.Радищева" и Л.А.Вой-новой "Эмоционально-психологическая: и морально-этическая лексика в повествовательной прозе последней трети ХУШ в.", монографиях В.В.Вееелитского, А.Н.Львова /см.также: 7, 21,: 48, 58, 99, 124, 142/.
Описание отдельных лексем интересующей нас тематики - либо просто упоминание, либо словообразовательный анализ, либо -реже - семантическое исследование - встречаются в работах Н.Е.Буровой, В.В.Виноградова, В.П.Забродченко, В.В.Ильенко, СИ.Коткова, Б.А.Ларина, Н.Г.Михайловской, А.А.Мицыка, Т.Ф.Надвиковой, М.А.Соколовой, В.Н.Роговой, В.П.Фелициной, Ф.П.Филина, Р.М.Цейтлин.
Однако все эти сведения являются лишь частностями, разрозненными крупицами, не дающими представления о развитии лексики, обозначающей этические понятия, ее месте в системе языка, ч По этой причине данный пласт лексики особенно интересен и важен для исследования.
Грамматический статус слов, избранных для наблюдения,- существительное. Как уже указывалось, настоящая работа посвящена важнейшему этапу в истории русского литературного языка - периоду ХІУ-ХУІІ вв., дополняя ряд исследований, рассматривающих процессы формирования лексического состава, и способствуя" пониманию закономерностей и особенностей русского литературного языка позднего средневековья.
Материалом диссертации послужили извлечения из памятников русской письменности ХІУ-ХУІІ вв. Объем картотеки составляет до 8000 словоупотреблений в контекстном окружении. Всего исследовано около 130 памятников.. Чтобы сведения об употреблении лексики этики были наиболее полными, привлекаются памятники разных жанров: церковно-учительного характера, такие как "Кормчая книга патриарха Иосифа", "Валаамская беседа"; памятники эпистолярного жанра - переписка из архива Безобразова, московская^ деловая и бытовая письменность; публицистика - сочинения Ивана Пересветова, описания русской жизни Григория Ко-тошихина, переписка Грозного и Курбского; документальные - договорные и духовные грамо.ты русских князей, статейные списки-послов; светские - популярные повести - "Повесть о Дракуле", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Казанском царстве", поэтические произведения отдельных авторов; первые русские драмы, жизнеописания святых, фольклорные материалы - пословицы, поговорки, песни, заговоры и др.
Помимо исконно русских памятников /"Домострой", грамоты, переписка/, взяты и переводные /"Древнерусская Пчела", "История о Брунцвике", "История о Бохеме", "Повести о вавилонском царстве" и т.д./. Рассматривались, наряду с общеизвестными /"Пчела", "Домострой"/, и малоизученные/документы из сборника "Новонайденное и неопубликованное"/. Первые изучались с учетом того, что "прежде всего необходимо исходить из изучения языка таких памятников, в которых наиболее характерные языковые процессы эпохи выражались с особенной резкостью и отчетливостью" /65, с.8/. Вторые привлекались для сравнения с первыми, как и самая разножанровость памятников,- для сравнения употреблений однородной лексики в различных текстах.
В работе были широко использованы словари. Источником этимологических справок послужили словари А.Г.Преображенского, О.Н.Трубачева, М.Фасмера, Н.М.Шанского и др. Отдельные иллюстрации, толкования, пометы и другие сведения извлекались из Лексикона Памвы Берынды 1626 г., Лексикона Поликарпова 1704 г.,
Словаря Академии Российской 1806-1822 гг., "Словаря церковнославянского и русского языка" 1847 г., Словаря Даля, "Словаря современного русского литературного языка", а также "Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" И.й.Срезневского, "Материалов для терминологического словаря древней России" Г.Е.Кочина, "Словаря русского языка ХІ-ХУІІ вв.", "Словаря древнерусского языка XI-ХІУ вв.", "Частотного словаря: П-ай половины ХУІ в.- начала ХУІІ в." А.А.Грузберга. Использовались материалы картотеки ДРС. Привлекались специальные словари: "Словарь по этике", "Энциклопедический словарь" Ш.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, Большая Советская Энциклопедия, Советский энциклопедический словарь.
Целью данной работы является анализ системы этической лексики с учетом уровней парадигматики и синтагматики в словарном составе русского языка донационального периода.
Для достижения; поставленной цели оказалось необходимым решить ряд задач. В задачи работы входит выявление тематических илексико-семантических групп в составе указанной лексики,, описание данной лексики с точки зрения происхождения., функционирования ее на разных, этапах развития языка в рассматриваемый период ДІУ-ХУІІ вв./; установление видов структурных связей, присущих анализируемым словам; выявление изменений, происшедших в изучаемом языковом материале.
Методологической базой исследования является положение марксистско-ленинской философии о том, что каждое явление, в том числе и язык, необходимо рассматривать в процессе исторического развития, помнить об "основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем разви- тии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" /Ленин В.И., т.39, с. 67/.
Поставленная цель и задачи работы определили выбор методов и приемов исследования. Материал анализировался с использованием приемов и методики как историко-сопоставительного, так и описательного методов /последний состоял в подборе, описании и систематизации языкового материала/; контекстуального метода, основанного на "вчитывании" в текст, сопоставлении однородных текстов; включены элементы словообразовательного анализа; привлекался этимологический анализ, помогающий глубже понять семантическое развитие слов, определить источник заимствования исследуемой лексемы; применялись также элементы компонентного анализа семантических структур.
Основными научными положениями, защищаемыми в диссертационной работе, являются следующие:
I/ сложность- семантической структуры абстрактных существительных открывает широкие возможности для разработки проблемы лексико-еемантических средств, применяемых для выражений понятий этики;
2/ для развития лексики названной группы в письменной речи старорусского периода существенна роль лексической и функциональной семантики;
3/ на развитие данных существительных оказывают влияние такие факторы, как являющаяся результатом их емкости и расплывчатости их семантики лексическая многозначность; дублетноеть форм и связанные с ними синонимия и антонимия.
Данная проблематика обусловила композиционное распределение ^ материала. Анализу подверглись до сорока основных лексем, вошед- - 10 -тих в 6 тематических групп: І/ наименования основных ценностно-нормативных понятий и категорий этики положительного содержания j 2/ наименования ценностно-нормативных понятий и категорий этики отрицательного содержания; 3/ обозначения понятий и категорий этики, относящихся к личности; 4/ обозначения общих понятий и категорий этики, характеризующих моральную деятельность личности; 5/ наименования положительных моральных качеств личности; 6/ наименования отрицательных моральных качеств личности. При композиционном распределении лексики, разделении ее на лексико-тематические группы учитывались и систематизации, предложенные специалистами-этиками /СПЭ, с.425-430; 191, с.446-463/. Основу же классификации материала подсказали его накопление и анализ; рассмотрение его происходит от общего к частному: основные понятия и категории этики - основные понятия и. категории этики, связанные с личностью, ее деятельностью,- моральные качества личности.
Помимо основных лексем, в работе описан ряд существительных,, состоящих в синонимических и антонимических отношениях с ключевыми словами сферы этики, а также некоторые дублетные и вариативные формы, аналитические наименования /всего около 160 единиц/.
Графика отдельных слов и цитат из памятников ХІ-ХУІІ вв. в диссертации упрощается. К такому виду написания приводит необходимость унифицировать цитаты, взятые из разных по жанровым и временным признакам текстов. В работе не принимаются во внимание фонетические к графические особенности слова.
Научнаяі новизна работы заключается: в следующем: v І/ В результате проведенного анализа впервые выделен тематический пласт лексики, используемой для обозначения понятий эти- - II - ки, и проведено его целостно-структурное описание. \/
2/ Впервые, благодаря систематизации обширного языкового материала, установлен состав лексики этики, воссоздана история у ее формирования.
3/ Анализ лексики этики позволил выявить многообразие отношений, в которые вступают компоненты изучаемых лексико-семан-тических групп, что способствует расширений представлений о системных связях в лексике.
Диссертация: обсуждалась на семинаре по исторической лексикологии в Институте русского языка АН СССР /Москва, 1983 г./, на Конференции по исторической лексикологии /Вологда, 1983 г./, на научных конференциях Одесского университета/Одесса, 1981 г., 1982 г./.
Результаты работы имеют определенную практическую ценность: отдельные ее положения нашли применение, в частности, при разработке спецкурса по лексике старорусского языка вузовского курса языкознания, одним из составителей которого является автор настоящей диссертации.
Теоретические положения, и иллюстративный материал диссертационной работы могут способствовать более глубокому освещению некоторых вопросов русской исторической лексикологии, а также могут быть использованы в процессе преподавания лексикологии, исторической грамматики, при написании курсовых и дипломных работ.
Семантический анализ многих лексических единиц, приведенных в данном исследовании, может найти применение в лексикографии при составлении исторических словарей русского языка. Может стать важным подспорьем в работе специалистов-этиков и философов. Используя результаты данной работы, возможно внести сущеет- - 12 -венные изменения и дополнения в имеющиеся специальные словари и справочники.
В качестве рекомендации составителям "Словаря по этике" автор данной работы предлагает обратить внимание на отмеченные в работе выявленные им несоответствия определений отдельных терминов и возможность введения, некоторых дополнительных статей. - ІЗ -
Слова, обозначающие основные ценностно-нормативные понятия и категории этики положительного содержания
Стремление.практически обосновать.мораль человека и вывести ее из какого-либо единого и безусловного принципа приводит к установлению,и.определению .различных этических категорий прежде всего положительного, содержания, имеющих интегральный понятийный признак, обозначаемый обычно, терминами высшее благо, добро, долженствующее быть.
В "период московского государства" /45, с.117/ для обозначения основных жизненных.понятий, положительного содержания использовались слова .благо, добро, добродетель, истина,- правда.
БЛАГО. Церковнославянизм благо /благ-о от благий/ издавна употреблялся для обобщенного обозначения положительной ценности предметов и явлений. С такой семантикой его знают другие славянские языки..-. украинский, чешский, польский. Известно оно и в конкретных значениях /болгарский - седа, запретная во время поста5, сербохорватский -симущество, деньги, домашний скот , но прилагательное благий - сблагой, хороший ; русский - сбогатствоэ / /см.: Фасмер, I, с.188/.
Понятие о благе как о моральной ценности, добре формировалось у людей в процессе.развития положительных, человеческих стремлений и потребностей. В памятниках русской письменности ХІУ-ХУП веков оно как в единственном, так и во множественно-числе преимущественно функционирует в значениисдобро, добрые дела!: Образъ бжетвенный.имамъ, имъже .словесенъ есмъ, подобьи же емоу бывая, егда блго иномоу творю /Пч., ХШ, сп.ХІУ, 345, л. 109/ ; Занеже, аще.. кто-множество богатства.лли .земли приобря-щет, а трилакатжшо гроба не ж жет..избежати,..и тогда, то все останется,..токмо...едина..дела,, что сотворихом благо ли, или зло /Дидг, 1572, 429/.
Многочисленными .примерами .представлено в. памятниках., благо в значении благополучие, счастье : Что стоивши.. зависть ливый, о своей ли .напасти, дили о чюжем блазБ /Пч., ХШ, сп.ІУ, 329, л.104; см.: там же,.416/; Нам же.аще что и благо советующу, сия вся непотребна изчиняху, они же аще что и етроптивно, и развращенно советоваху, но.сие во благо творяху! /Посл.Гр., ХУІ, 38/; и во множественном числе: Но терплю, бедной, о Хрсте Исусе упованием будущих благ /Ав.Бес, ХУЛ, 86/.
Семема створить.добро: -,. . совершать хорошие, правильные. поступки5 передается обычно устойчивым, сочетанием благо творити: Блго творите и дадите взаимъ, ничтоже отчающе и боудеть многа мъзди.ваша,. и боудете снве вышняго, яко тъ блгъ есть Здесь и далее.в скобках.дается сокращенное название памятника, затем, дата, страница, указание на первичную нуме рацию листов.
Очень распространены в старорусских текстах устойчивые атрибутивные, конструкции истинные блага, вечные блага, которыми передаются понятия счастье5, настоящие духовные ценности1, блаженство . Такого рода употребления характерны для памятников демократического характера, например, "Домостроя": И грЪха избудет и здравие получить дшевное и телесное и вечных блгъ наслед-никъ будетъ /Дом., ХУІ, 21; см.: там же, 8/; Все свое тщание на стяжание вечных блгъ прелагаетъ: как оубо исправитися емоу целомудрие и моужество; како же правда и смыслъ и прочия добродетели /Иос.Крм., 1650,К Є ,CHS /1.
Наименование общих понятий и категорий этики, связанных с самосознанием личности
Вопрос о самосознании личности ставился задолго до появления научной этики. Личность как субъект нравственной деятельности не видна еще в высказываниях мыслителей средневековья, в частности, русского; однако повсеместно их внимание занимают такие неразрывно связанные с ней понятия, как долг, достоинство, совесть, честь, грех, вина и др. С течением времени и ростом самосознания они изменяются, наполняясь философским содержанием, приобретая новые связи и теряя старые /см.: 190, с.172-174/. Одну из возможностей пронаблюдать этот процесс дает анализ наименований этических категорий, связанных с самосознанием личности: долг, достоинство, совесть, честь, вина, грех. ДОЛГ одна из основных категорий этики, представляющая собой общественную необходимость, выраженную в нравственных требованиях, вставших в какой-то определенной форме перед личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности в личную задачу, личность в этой ситуации выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. В зависимости от уровня развития общества основой долга могли быть божественные заповеди, человеческая природа, моральные законы /СПЭ, с.75-76/.
Первоначально лексема долг употребляется в русском языке в значении свзятое или данное взаймы3 . Она широко отражается в текстах, близких к разговорному типу речи - "Домострое", "Вестях-Курантах", деловой и бытовой переписке, пословицах и поговорках в глагольно-именных сочетаниях: платити долг, давати, брати в долг, отдавати долг, имати долг и т.д. Вот лишь некоторые контексты: ... а кто живет в росплатй, и в управе и всякихъ податей за собою не плачиваетъ, и долгу на себе безлничного не водит и тот ... свободенъ и при животе добро и по смерти детем поминокъ /Дом., ХУТ, 59-60/; В копнах нЪ сено а в долгахъ не днги /Поел, и пог., ХУІІ, л.333, 87/; ... а приказывал я ему Имошки чтоб он без моего ведома товару из лавки в долги не раздавал /Моск. дел. и быт. письм., 1671, 77, л.5/.
В духовных и договорных грамотах русских князей встречаются такие сочетания, как бесерменский долг, русский долг: А долгъ бесерменьекыи и проторъ, и русский долгъ а то ин подъняти по тому же розочту /Дидг, 1389, 31/.
Словосочетание общедательный долг всем человеком в средние века означало смерть : Безсмертен же быти не мняся, понеже смерть Адамский грех, общедательный долг всем человеком».. /Поел. Гр., ХУІ, 49/.
В значении собязанность слово бытует в языке, начиная с ХУІ столетия. С этой семантикой оно прослеживается в бытовых и цер-ковно-религиозных контекстах, как правило в сочетании с прилагательными божий, душевный, людской: прибегали всегда с вЪрою к стымъ бжиимь црквамь, заоутрени не просыпай об дни не прогуливай вечерни не прогреши и не пропивай навечерници, и полуночница и часы в дому своемь всегда по вся дни пти. то всякому християнину бжии долгъ /Дом., ХУІ, 62; см.: там же, 47/; Небываетъ же честив иши жена, прежнихъ должникъ, о прежебрачнЬмь дарЪ. Кена честивши бываетъ, о в"&нЪ людскаго долга, аще и еще прежде ся бяше /Иос. Крм., I65O,ttiG,gK0 /.
Наименования положительных моральных качеств личности
Интерес к человеческой личности, к ее переживаниям, психологии... дает себя чувствовать в новых произведениях ХЗУ-ХУ вв." /181, с. 83/, как дает себя чувствовать уже и понимание того, что процесс формирования активной жизненной позиции человека включает в себя не только выработку нужных обществу социальных установок, соответствующей системы ценностей, но и его духовных качеств и свойств. Влияние моральных качеств и общих моральных понятий и представлений взаимообратимо. Постоянный интерес человека во все времена к вопросам добра и зла всегда сопутствовал вниманию его к добру и злу в самом себе и других
В соответствии с этим качества характера с древнейших времен распределялись на положительные и отрицательные. Положительные отвечали представлениям о добре, отрицательные являли собой зло в нраве личности. Рассмотрению обозначений положительных и отрицательных моральных качеств личности в русском языке ХІУ-ХУІІ вв. посвящается данная глава диссертации.
I. Наименования положительных моральных качеств личности. Моральные качества, представляющие собой достоинства и недостатки личности, составляющие ее характер и руководящие ее деятельностью и поведением, были издавна мерилом духовного достоинства человека, основными оценками нравственности. В своей борьбе со злом человек всегда стремился искоренить недостатки и утвердить добродетели.
Понятия о добродетелях получили языковое выражение в следующих наименованиях: благородство, вежливость, верность, доброта, мужество, смелость, трудолюбие, честность, щедрость и пр.
БЛАГОРОДСТВО. Старославянизм благородство, представляющий собой сложение двух корней благ- и род- с одновременной суффиксацией /по этимологии - калька с греческого - E»lf8Vy /, в средневековом русском языке употреблялся крайне редко и означал обычно схоропшй род; знатное происхождение5 : Иоусьскыи. Иже бгатьствомъ боуяеть, или блгородьствомъ возвыситься лоучыпе ближьних быти, или ино что держить себ, имъже члвчьская чьсть исполнеться, то разорилъ всякоу четь от себе и оставь поносъ далним и ближьнимъ /Пч., XIII, сп. ХІУ, 278-279, л. 89/. Но онъ на се отъ мене оружия просилъ: Почто? Твое бо въ щит благородство Крестъ самаго господа, на вся супостати страшний /Феоф. Прокопович, Трагик. Влад., н. ХУІІІ, 90/.
В ряде словоупотреблений обнаруживается как бы совмещение двр: значений в лексеме благородство - сзнатный род и Положительное сложное моральное качество , что совпадает с критериями классовой морали, приписывающей духовные порывы лишь аристократии: "Дерзай и не бойся, о великий наш самодержче, побежай супостаты своя и славу присовокупляй благородству своему /Сказ, о Каз. цар., ХУ, сп. ХУІ, 116/; Твое бо благородъство, о вожеление, от многих возвестих си, неяко претыкая в словесех или искушая дух твой, ниже паки милостыня богом дарныя ти премудрое ти созерцании, но в ревности бо жало некако есть ко благому /Два проз, поел., ХУІІ, 185, л. 71 об./.
Чаще встречается употребление вариативной формы благородие в значении схороший род; знатное происхождение : Бгослов. Не стидис егда родти хулят: роди бо быша иж и древле изгниша уне ти начало быти блгородия, нежели рушити роды /Пч., XIII, сп. ХІУ, 369, л. 117/; И наче Антиохъ: щажду твою юность и благородия честь... /Пов. А.Тир., ХУІІ, сп. ХУІІІ, 10/.