Введение к работе
Реферируемая работа посвящена изучению концепта ДОМ как фрагмента русской языковой картины мира.
Специфика мышления и национальная культура находят отражение в каком-либо этническом языке через формирование языковой картины мира. Языковая картина мира (ЯКМ) открывает доступ к познанию особенностей национального мировидения определенного лингвокультурного сообщества и при этом аккумулирует его культурное наследие. Реконструкция и изучение ЯКМ производится способом исследования ее структурных единиц – концептов. Концепты представляют собой ментальные образования, которые передают определенные знания об окружающем мире, обслуживают культурную сферу народа и имеют языковое выражение.
В семантическом пространстве каждого отдельного языка существуют наборы концептов, которые являются национально-специфичными, своеобразными и неповторимыми, в связи с чем они представляют ценность для реконструкции ЯКМ. Однако в национальных языковых картинах мира многих этносов существует определенный набор «ключевых» слов (по Д. Н. Шмелеву), которые репрезентируют в том или ином языке базовые, универсальные концепты. Это концепты, без которых не может обойтись ни одна лингвокультурная общность, к ним относятся такие, как: ЖИЗНЬ, СУДЬБА, СЕМЬЯ, РОДИНА, ЛЮБОВЬ, ДОМ. Имея статус универсальных, они тем не менее в каждом языке могут приобретать свою специфическую культурную окрашенность и являться выразителями определенной национальной культуры. Для своего исследования мы выбираем концепт, который представлен в русском языке лексемой дом. Наверное, нет на земном шаре языка, в котором бы отсутствовало слово, обозначающее место обитания человека.
Концепт ДОМ, несмотря на свою универсальность, занимает особое место в русской языковой картине мира, относится к числу архетипических образов, имеет большую значимость в системе ценностных ориентиров русских людей с древних времен и представлен большим числом вербализаторов. В нашем исследовании мы осуществляем лингвистический подход к концепту – со стороны его репрезентации языковыми средствами, т. е. в лексико-семантическом аспекте.
Научная новизна исследования заключается в том, что мы используем комплексный подход к исследованию концепта ДОМ в концептосфере русского языка и сопоставляем его общеязыковую репрезентацию с индивидуальной, представленной в художественном пространстве одного из выдающихся писателей ХХ в. Ф. А. Абрамова, чьи произведения посвящены теме большой и малой Родины, теме деревни, семьи, дома – проблемам, которые находятся в кругу вечных интересов человека любой эпохи.
Актуальность работы состоит в том, что исследование выполнено в рамках современной антропологической лингвистической парадигмы. В описании фрагмента русской языковой картины мира появляется возможность подойти к изучению слова не только как к факту языка, но и как к феномену национальной культуры, подойти к слову, репрезентирующему как общеязыковой концепт в русском языке, так и индивидуально-авторский, представленный в художественном пространстве писателя-«деревенщика» Ф. А. Абрамова, который поднимал в своем творчестве проблемы нравственного характера, что особенно важно в условиях кризиса духовности в современном российском обществе.
Тема предлагаемого диссертационного исследования – «Концепт ДОМ в русской языковой картине мира и тетралогии «Братья и сестры» Ф. А. Абрамова».
Объектом исследования данной работы является определенный фрагмент русской языковой картины мира – концепт ДОМ.
Предметом – комплекс языковых единиц, вербализующих концепт ДОМ в русском языке и в художественной картине писателя Ф. А. Абрамова.
Материалом исследования послужили словари толкового, идеографического типа, сборники пословиц, поговорок, преданий, легенд, мифов русского народа, данные вербально-ассоциативных экспериментов, современная публицистка, тексты художественных произведений, в том числе материалы Национального корпуса текстов.
Цель работы – реконструкция фрагмента русской языковой картины мира в рамках обозначенного концепта.
Задачи:
– освещение теоретических вопросов, связанных с определением понятия концепт в рамках современной антропоцентрической парадигмы, установление терминологического аппарата, используемого в работе при изучении обозначенного концепта;
– описание семантического содержания и вербализации концепта ДОМ в истории языка и в его современном состоянии в общеязыковой картине мира путем анализа словарных дефиниций номинанта изучаемого концепта, построения лексико-семантического поля общеязыкового концепта;
– анализ особенностей вербализации концепта ДОМ в русском языковом сознании путем описания паремиологического поля концепта, включающего в себя сведения о содержании концепта в сознании носителей русского языка в дописьменную эпоху, а также в русском языковом сознании современного россиянина по данным вербально-ассоциативного эксперимента;
– описание особенностей образного воплощения концепта ДОМ на материале публицистических и художественных текстов;
– анализ специфики содержания и особенностей вербализации концепта ДОМ в художественном пространстве тетралогии «Братья и сестры» писателя-«деревенщика» Ф. А. Абрамова и соотношение его с особенностями общеязыковой объективации изучаемого концепта.
Методами исследования являются: контекстуальный, компонентный, концептуальный (семантико-когнитивный) анализ, вербально-ассоциативный эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленный и проанализированный в работе материал может быть применен для дальнейших теоретических разработок в области современной лингвоконцептологии и уточнения методики анализа общеязыкового и художественных концептов, разрабатываемой в трудах современных лингвистов (Л. Г. Бабенко, А. П. Бабушкина, С. Г. Воркачева, Л. В. Поповской (Лисоченко), З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Г. Г. Слышкина и др.). Сделанные в работе исследования позволяют дополнить знания о художественном мире Ф. А. Абрамова. Полученные результаты могут быть использованы при анализе таких концептов, как СЕМЬЯ, РОДИНА, ДУША и др.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в спецкурсах и семинарах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и концептологии; в практических курсах стилистики, лингвистического анализа текста, интерпретации художественного текста; в лекционных курсах, спецкурсах и семинарах, посвященных творчеству Ф. А. Абрамова; на занятиях по обучению русскому языку иностранцев при изучении тематической группы «Дом»; для дальнейшего изучения концепта ДОМ в общеязыковой и в художественной картинах мира на материале произведений других писателей.
Положения, выносимые на защиту:
-
Понятийную сферу, выраженную в русском языке лексемой дом, можно вполне возвести в ранг концепта русской языковой картины мира, т. к. она имеет все признаки концепта. Прежде всего – обладает культурологической значимостью в понимании характера и особенностей культуры русского народа в целом и современного россиянина и относится к числу архетипов русской культуры.
-
Концепт ДОМ представлен большим количеством лексических репрезентантов в русском языке. Динамические процессы, происходящие в содержании концепта ДОМ, показывают эволюцию концептуальных признаков, входящих в его семантическую структуру. Появление новых значений с течением времени говорит об актуализации новых смыслов, входящих в центральную зону изучаемого концепта. Если в представлении человека Древней Руси слово дом наряду со значением «здание», «строение» имело важные значения «семья», «хозяйство» (см. В. В. Колесов), то теперь актуализировались и дополнительные переносные значения: домом может называться не только специально предназначенное для этого здание, но любое место, где человека любят, ждут, где складываются определенные отношения с другими людьми; где людей объединяют определенные интересы; место, которое человек ощущает как собственное «я», ощущает как «свое».
-
Анализ паремиологического фонда русского языка, который отражает жизненный взгляд человека на мир, социальный опыт целого народа, и вербально-ассоциативных реакций носителей русского языка, влияющих на широкий спектр смыслов, составляющих чувственный слой в структуре концепта ДОМ, позволяет представить одну из сторон языковой модели мира, в которую входит периферийная зона концепта. ДОМ в данном случае выступает как своеобразная модель мироздания, которая пронизывает практически все сферы человеческого бытия.
-
Своеобразие концепта ДОМ в художественном пространстве Ф. А. Абрамова, в сопоставлении с общеязыковым, заключается, с одной стороны, в совпадении семантических компонентов, а с другой – в дальнейшем развитии смыслового содержания и, соответственно, в расширении интерпретационной зоны исследуемого концепта, связанного с такими смежными концептами, как СЕМЬЯ, РОДИНА, ПАМЯТЬ, ДУША, ПРАВЕДНИЧЕСТВО.
Апробация. Основные результаты исследования были представлены в докладах: на V межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Сахалинская молодежь и наука» в 2005 г.; на XXXVII научно-практической конференции преподавателей СахГУ в 2006 г.; на научно-практической конференции «Русский язык сегодня на постсоветском пространстве и за рубежом», посвященной празднованию Года русского языка; а также в 8 опубликованных работах, две из которых опубликованы в реферируемых журналах.
Теоретическая база исследования: теория языковой картины мира (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Ю. Н. Караулов, Б. А. Серебренников, В. Н. Телия, Е. В. Урысон, А. Д. Шмелев, Е. С. Яковлева и др.); теория концепта (С. А. Аскольдов-Алексеев, А. П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. С. Степанов и др.); теория и методика семантико-когнитивного анализа (З. Д. Попова, И. А. Стернин).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.